Заднеприводная багги на пневматиках. Прогулочный багги Общие данные и компоновка

Если вы решили сделать своими руками багги, то должны знать, что есть две разновидности чертежей: спортивные (гоночные) и туристические. При сборке конструкции не забывайте о том, что должны соблюдаться определенные пропорции, детали должны соответствовать одна другой по размеру, весу, нагрузке и т.д. Собранная собственноручно машина должна быть легкой (около 300 кг).

Гоночная модель должна обладать усиленной рамой из труб. Надежный каркас обязан защищать водителя в случае столкновений или переворота на сложных дистанциях. Такую машину делают одноместной. Туристический багги «одевается» в корпус и имеет два посадочных места.

Какой инструмент нам понадобится

Прежде чем начать сборку в домашних условиях, нужно приготовить все необходимое. Вам в работе понадобится набор инструментов:

Сварка (для первоначального схватывания элементов каркаса и окончательного приваривания труб). Помните! При сварочных работах возникает напряжение металла. Поэтому следите, чтобы каркас не повело.

Болгарка (трубы понадобится обрезать, а края выравнивать под сварочные работы).

Трубогиб (они бывают разные и по цене, и по объему работ, которые могут выполнить: ручной, ручной гидравлический, электрогидравлический, электрический). Трубы придется гнуть в разных местах, согласно чертежу.

Внимание! Покупая трубогиб, поинтересуйтесь, с каким диаметром и толщиной труб он может работать, какой максимальный угол изгиба и точность угла изгиба.

Дрель.

Бруски и обрезки досок (для приподнятия или фиксации разных элементов во время конструирования).

Фрезерный станок.

Коронка по металлу.

Материал для каркаса:

Трубы (примерно 50 м трубы, диаметр 40 мм, толщина стенки 3 мм). Трубы могут шовные или бесшовные.

Что берем за основу

Самому собрать багги можно, взяв за основу несущую раму мотоцикла, «Оки», «Запорожца», «Нивы» или ВАЗа. Вам нужен кузов, рама, колеса, бак для топлива, двигатель, тормозная система, амортизатор, выхлопная труба, воздушный фильтр, руль (можно взять от гоночного карта), посадочное место (желательно оборудовать подголовником). Это далеко не полный список всего необходимого.

В самодельной модели багги не будет капота, багажника, дверей. Лобовое стекло вам заменит металлическая мелкая сетка.

Внимание! Мотор и топливный бак отделяются от водительского места перегородкой из огнеупорного материала. С правой стороны от водителя закрепляют огнетушитель (один патрубок направлен на двигатель, второй – в сторону водителя). Огнезащита должна запускаться с двух сторон (от двух рычагов).

Багги из мотоцикла

Если взять за основу старенький мотоцикл ИЖ или Урал, то в результате сборки может получиться компактный багги в 300 кг, который сможет колесить по бездорожью со скоростью 80 км/час. Для сборки багги вам потребуется двигатель от мотоцикла (правда, это несколько шумный вариант) и детали от малолитражек.

«Ока» – неплохой донор для багги

«Ока» – очень выгодный донор для багги. Двигатель «Оки» с жидкостным охлаждением, и потому защищен от перегрева, ступицы имеют небольшой вес, рулевая рейка с достаточным запасом прочности. Для вашего багги подойдет тормозная система и амортизаторы от «Оки».

Внимание! Разбирая машину на детали для багги, не забудьте сохранить свидетельство о снятии ее с учета.

Сиденье от «Оки» подойдет только экстремалам (оно слишком жесткое). Лучше всего поискать на разборке сидение с хорошей боковой поддержкой. При этом нельзя забывать о подголовнике – это защита ваших шейных позвонков во время заезда по бездорожью. Багги на основе «Оки» характеризуется большой проходимостью.

«Запорожец» для багги, готовый вариант

Если брать за основу «Запорожец», то это получится готовая заднемоторная модель. Двигатель нужно закрепить задом наперед (это улучшит его охлаждение и равномерно распределит вес по осям). Дифференциал придется перевернуть (поменять местами правую и левую стороны). Привод переключения передач переделайте (поскольку шток КПП разворачивается к заднему бамперу от водителя – а это усложняет систему кулис).

Сделать багги из ВАЗа

Если вы боитесь проблем с электроникой, то лучше взять за основу карбюраторный ВАЗ. Мотор, как и на всех багги, крепится за водителем сзади. На задние колеса для привода используются передние полуоси и ступицы ВАЗа. Полуоси крепятся к обрезанному мосту от ВАЗ 2106.

Цапфы на заднем мосту фиксируют без возможности поворачивать. А передние – как на автомобиле. Дифференциал блокируют (для равномерной передачи на мосты ). Если взять передние стойки с пружинами от 41-го «Москвича», то повысится жесткость задней подвески. Верхнюю часть каркаса багги потребуется сварить из водопроводных бесшовных труб (сечение 30 – 50 мм).

Багги на базе «Нивы»

Если вы собираетесь использовать багги в качестве транспорта на рыбалку или в лес, то за основу можно взять «Ниву». На базе «Нивы» можно соорудить полноприводный багги. В качестве подвески берут обе передние подвески от «Нивы» (вся передняя подвеска в сборе весит 130 кг). На переваренные диски от «Нивы» ставят уазовские шины. Для увеличения хода можно максимально удлинить рычаги подвески (колея может увеличиться до 1550 мм).

Выбираем подвеску

Независимая подвеска – это великолепный вариант для багги. Рычаги подойдут продольные и поперечные (можно взять переднюю подвеску с японских легковушек). Это треугольный рычаг: одна его сторона крепится поперек машины через один сайлент-блок, а вторая служит укосиной, которая берет на себя нагрузки. На спортивных багги рекомендуется ставить подвеску с одним продольным рычагом. Этот вариант самый простой и легкий. С такой подвеской крен кузова сведет к минимуму, а вес машинки равномерно распределяется.

Полезно знать! Если вы планируете рассекать на багги по дорогам общего пользования, то придется поставить фары, бампер, указатели поворотов (все как на обычной машине, чтобы не нарушать правила дорожного движения).

В независимой подвеске свечного типа упругим элементом выступает пружина, которая перемещается вдоль вертикальных направляющих на концах балки моста. Если на ведущих колесах багги стоит независимая подвеска, то карданное сочленение используется для передачи крутящего момента от главной передачи к колесам. Наиболее часто используется кардан с двумя шарнирами. На более простые конструкции в полуосях ставят один карданный шарнир.

Передняя

Переднюю подвеску багги лучше всего сделать в виде буквы «А» на длинных поперечных рычагах. Именно эта конструкция дает большой ход колесам и позволяет изменять угол наклона пружины с амортизатором (таким образом, регулируется жесткость подвески).

При сборке маятникового рычага обратите внимание на материал и качество сварочных швов, потому как на эту деталь предстоят очень большие нагрузки. Рычаги рассчитывайте на максимальную ширину основания буквы «А» (это продлит жизнь сайлент-блоков). Ширина рычага не должна мешать повороту колеса. Недостаток конструкции в том, что ход пальца нижней шаровой опоры в своем гнезде ограничен (вверх или вниз, он будет не в том месте, где хотелось бы).

Задняя

Для задней подвески багги выбираем продольный рычаг, который удерживает колесо от смещения (колесо на кардане сидит жестко). Правда, есть один изъян: развал колеса меняется в худшую сторону.

Для достижения устойчивости в движении нужны переменные значения угла наклона колес. Рычаги позволят перемещение в двух плоскостях. Если на задней оси стоит такая подвеска, то передняя подвеска может быть любой. Если в такой подвеске через центр кардана полуоси будет проходить ось качания рычага, то отпадает необходимость устанавливать у ступицы колеса второй кардан.

Все владельцы Mountain Buggy отмечают великолепные ходовые качества прогулочных колясок от Mountain Buggy. Коляска едет сама, рулится одним пальцем.

У любой прогулочной коляски Mountain Buggy, в том числе у малышки Nano большой запас прочности. Даже после жесточайшей эксплуатации коляски не скрипят, не люфтят.

Любая прогулочная коляска Маунтин Багги компактно складывается и помещается даже в не очень большой багажник автомобиля.

Минусы прогулочных колясок Mountain Buggy
Прогулочные коляски Mountain Buggy Terrain и Mountain Buggy Urban Jungle имеют ширину колесной базы в 63 см. Т.е. для того, чтобы въехать в лифт, он должен раскрываться на 65 см. Или у Вас в доме должен быть грузовой лифт. Остальные детские прогулочные коляски Mountain Buggy свободно въезжают в любой лифт.

Отличия прогулочных колясок Mountain Buggy (Маунтин Багги)
Сравнение прогулочных колясок Mountain Buggy (Маунтин Багги)

Прогулочные коляски Mountain Buggy (маунтин коляска)

Представляем дизайн проект прогулочной багги спроектированной на базе Б2908.

В конструкции на мой взгляд есть ряд существенных недостатков, однако это хороший пример того что может сделать дизайнер.... а если с рядом будет сидеть грамотный инженер, тогда действительно может получиться классная вещь.

Проектирование велось в несколько этапов:

  • обзор типов багги;
  • подбор подходящего прототипа;
  • переработка эргономики, дизайна и компоновки прототипа;
  • моделирование и расчетконструкции;
  • визуализация.

Обзор типов багги

- спортивные. Для этих моделей самым важным являются ходовые характеристики.

- второй класс – это модели известных зарубежных производителей. Они, как правило, совмещают в себе и хорошие технические параметры, и привлекательный внешний вид. Однако обладают достаточно существенным недостатком - высокая цена.

- и наконец - самодельные модели, которые всё больше распространяются в последнее время, что, кстати, говорит о возрастающем интересе к данной теме.

Прототипом при разработке общей компоновки, структуры силового каркаса и подвесок для новой модели багги была взята спортивная модель Б2908, хорошо зарекомендовавшая себя на соревнованиях.


ЭСКИЗЫ. КОНСТРУКЦИЯ. ЭРГОНОМИКА.

Хотелось бы обратить внимание, что разработка внешнего вида автомобиля неразрывно связана с эргономикой и конструкцией.

Так как наша модель предназначена для развлечений, а не для спорта, она должна обладать привлекательным дизайном. Очевидно, что дизайн кузова представленный в эскизах и то что разрабатываемая модель должна быть двух местной привело к необходимости значительной переработки прототипа.

Очевидно, что дизайн кузова представленный в эскизах и то что разрабатываемая модель должна быть двух местной привело к необходимости значительной переработки прототипа. Основным несущим элементом багги является сварная рама. На нее крепятся двигатель, подвески колес, кузов, лобовое стекло и все остальные детали.

Так как баггипредназначены в основном для езды по бездорожью, то их особенностью являются большой клиренс и большие хода подвесок колес.

Подвески, представляющие собой систему рычагов обеспечивают такие хода. Рама сварена из стальной трубы. Панели кузова клеятся из стеклоткани пропитанной полиэфирной смолой.

Проектируемый автомобиль компонуется на базе стандартных ВАЗовских агрегатов, в связи с этим существенно снижается его себестоимость.


3D МОДЕЛИРОВАНИЕ. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ.

3х мерная модель багги была разработана в программе 3ds Max.





Моделирование кузова производилось с учетом конструкции шасси предварительно смоделированного в Solid Works.


Интерьер салона также был проработан в соответствии с общей концепцией и эргономическими требованиями. В дизайне кузова мне хотелось создать впечатление цельной защитной оболочки подобно тем, что встречаются в природе, который должен наиболее органично сочетаться с той средой, где будет эксплуатироваться багги.


Для визуализации данного проекта использовался Vray. Чтобы показать его в реальной среде, таким, каким он будет в жизни, использовалась интеграция трехмерной графики и фотографии. Для придания автомобилю более естественного вида в глобальном освещении, я использовала HDRI в качестве карты окружающей среды и карты отражений.

В результате спроектированный автомобиль при относительно низкой цене обладает интересным дизайном при сохранении функциональности.


Мой товарищ предложил сделать багги, настоящую по правильному smile.gif Чуть покумекав я согласился на его провокацию. Товарищ на 99,9% приобретал детальки на баггуху, а я помогал сваркой-идеями-инструментами помещением и главное компанией (одному не по тяге все это делать)


Значит вот выкорчеванный мотор с коробкой. Сердце так сказать...


Начало. Значит как обычно душа требовала рациональных решений, поэтому за основу была взята багги из советского журнала "Моделист конструктор", называлась она АБ-82, и имела большинство запчастей от самого доброго в мире приведения с моторчиком, ЗАЗ 968, т.е. Запорожца.
Какое то время мы находили инструменты, делали мега-уборку в гараже и искали донора. Инструменты (самые необходимые) найдены В гараже можно работать (убрались, свет сделали и прочее) Приобретен ЗАЗ 968, заднемоторное купе красного цвета.
Значит привидение мы погоняли по городу, ездит, живое. В гараже разделали его (фото разделки нет, видимо мы были сильно увлечены процессом)
Приехали в гараж, убрались, сделали свет, вроде как порядочные более-менее условия работы вышли... Купили на металлобазе обычные железные профиля, (профильная труба) И начали ваять сварочным аппаратом значит... Искусство


Искусство разросталось, сначало было сварено днище, тут чертежи были соблюдены на 90%.Рама сделана чуть бОльших размеров, нежели в чертежах.






Где то в процессе, появилась задняя подвеска. Это родные же запорожские рычаги с ступицами, а на родных "ушках", заранее заботливо отчекрыженных от кузова донора. Появилась возможность переехать ко мне в гараж, что мы и сделали. Потрудились дабы был свет, порядок и красота, ничего нахаляву не бывает.



Как было



Как стало
Обращайте внимание на хай-тек технологию покраски стен (думали посветлей сделать, типа красота и свет отражается) Технология такая, один хаотично красит в одном месте, второй в другом, краска неожиданно кончается (продавцы они такие продавцы... обещали что на весь гараж 10 слоев хватит ведра.. а реально...) и на этом мероприятие окончено))



Были сделаны передние рычаги и подвеска.
Трубы рычов - тяги от задней подвески ВАЗ классики. С Сайлентблоками.
Ушки на раме для сайлентов самодельные из металла 2мм.
Крепления шаровой снизу - кусок вазовского рычага переднего.
Шаровая ваз конечно.
Сверху релевой наконечник ваз вместо шаровой.
Втулка для регулировки развала вварена в верхний рычаг (делалась втулка у токаря)
Так же у токаря делалась и проставка под верхнюю шаровую-наконечник (у них конуса разные)
Изначально поставили аммортизаторы ИЖП 4 но это слишком слабый вариант.
Позже сменили.
Резина пока что какая есть, что бы катать.



Подвеска надо сказать была сварена не от балды. Кинематика рычагов вымеряна таким способом, что бы пятно контакта покрышки с дорогой всегда было максимальным. Проверка хода подвески. Это уже очень интересный момент когда конструкция уже хоть как то можно катать! Радости как у 7 летних детей.



Пламенное сердце, двигатель т.е. Примеряем. Крепления мотора и коробки передач остались заводскими, с небольшой модификацией.



Общая фотка с подвеской и самодельным ковшом из металло 0.8 по чертежам из нашего замечательно интернета (что бы мы без него делали?!)



Снова эротические фантазии на темы с крышей... Дизайн и инжиринг (от слова инженер или инжир?))



Прошло время. Выбрали как будет красиво.



Космическая гравицапа. Снимок промежуточный бессодержательный прикольный.





Кстати вот крепления мотора поближе. Если что)



Начали делать педали, крепления бачков, цилиндров. Увы качественных фото процесса не осталось, или исписанные или в промежукте как тут. Но главное газ есть)) Также закреплена навскидку рулевая рейка. Этот момент долго регулируется, что бы шарики в рулевой рейке, были в определенном месте относительно линий крепления подвески. Короче говоря что бы ты рулил машиной, а не она рулила тобой по кочкам. Рулевая рейка ОКА (1111) Карданчики рулевые ВАЗ 2107, очень удобная, и для безопасности + Рулевые наконечники ВАЗ классика.



Первые спуски с горки, руль на палке с изолентой, сидений нет, тормозов нет, ничего нет... Не делайте так, это опасно для все вообще)))) Радости океан конечно. Передние колеса нормальные, ваз, задние заз (вазовское то временный муляж для фотки, реально на заз ступицу только заз колеса)



Днище. Ибо нефик без него кататься, опасно. Лист металла, 0.8 по-моему. Изначально креплилось на саморезы с буром, но как показала практика - для этих целей они не годятся, выпадают от вибирации, и часто срезаются землей при прыжках и прочем. А потом еще загадка кто их соберет колесами... Позже днище было приварено точками. Кстати со старта проект варился электродами. И с переездом в новое жилье машинка создавались только полуавтоматом CO2 и проволка 0.8мм Удобнее, быстрее, легче, масса плюсов у этого вида сварки.



После первых испытаний надежды на компактные легкие аммортизаторы растворились. Поставили по два таких на сторону, стало лучше, ездили на них какое то время, но не то. Кстати краем глаза можете заметить что есть тросик газа, бачки сцепления, тормозов, трубки тормозов и закреплена качественно рулевая рейка. Такого рода моменты требуют много думалки и творчества, поэтому про фото забыли походу. На полу багги - линолеум)) Типа окультурили временно.

Багги – упрощенный вариант автомобиля-внедорожника. Он имеет относительно широкую колею колес при довольно короткой базе, низкий центр тяжести. Это делает машину устойчивой и легко управляемой. Крепкая и жесткая рама обеспечивает ее живучесть и безопасность пилоту. В современном мире техники существует множество видов и конструкций багги.

СПОРТИВНО-ТУРИСТИЧЕСКИЕ

Это самые популярные багги. К ним можно отнести: кролеры (crawl – ползти; к сожалению, у нас устоялось неправильное название – краулеры), роккролинги (rockcrawling – ползание по скалам), пляжные-песчаные, прогулочные, кроссовые, военные и багги для ралли-рейдов. А техническое обслуживание автомобилей вам смогут провести специалисты с большим опытом работы в автотехцентре www.jni-motors.ru

В частности, кролеры используются для преодоления искусственных или природных препятствий, а кроссовые – для групповых гонок по замкнутым трассам произвольной конфигурации без покрытия либо с насыпным покрытием (грунт, песок, каменная крошка и т.п.), закрытых для постороннего движения. Не допускается пересечения трассы ручьями и канавами, наличия на ней ям и водоемов. Перед гонками полотно должно быть очищено от камней и посторонних предметов, обработано пылесвязующим веществом и своевременно поливаться водой.

Багги «Вжик» – обший вил и основные размеры:

1 – наружное зеркало заднего вида (2 шт.); 2 четырехточечные ремни безопасности (4 шт. – по 2 на каждое сиденье); 3 – передний указатель поворота (2 шт.); 4 – подголовник (2 шт.); 5 – передний габаритный огонь (белый, 2 шт.); 6 - фара (2 шт.); 7 – приборная панель; 8 – запасное колесо; 9 дополнительное сиденье; 10 – блок задних сигнальных фонарей (2 шт.); 11 – горловина топливного бака; 12 – фаркоп

Длина трассы должна быть не менее 800 метров (для юниоров – не менее 500 м) и не более 2000 м. При этом длина прямолинейных участков не должна превышать 200 м. Ширина трассы 12 – 25 м.

Военные багги зачастую используется во время военных действий в пустынных местностях.

Просмотрев подшивку журналов «Моделист-конструктор» с 2005 по 2010 год, постарался выявить достоинства и недостатки описанных машин. Лишь после этого решил построить свой прогулочный багги. Он вполне отвечал моим потребностям. При проектировании машины учитывал уровень собственных навыков в необходимых рабочих профессиях и технологические возможности изготовления конструкции в домашней мастерской. Багги предполагался динамичным, маневренным, достаточно скоростным, устойчивым, безопасным.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ И КОМПОНОВКА

Багги «Вжик» создан на базе старых «Жигулей» ВАЗ-2106, которые мне подарил хороший знакомый. От прогнившего кузова была оставлена только нижняя часть, с силовыми элементами (лонжеронами, поперечинами) и узлами крепления ходовой части. Между двумя поперечинами вырезано 500 мм днища, оставленные части состыкованы и сварены. Для усиления старых лонжеронов и упомянутого сварного поперечного шва были изготовлены новые лонжероны: накладные, удлиненные. Это позволило упростить установку трансмиссии. «Гнилой» порог заменен трубой прямоугольного сечения 60×40 мм, которая явилась еще одним элементом жесткости кузова. Каркас безопасности выполнен из трубы диаметром 30 мм.

Багги – двухместный, на нем установлены передние «жигулевские» сиденья, жестко прикрепленные к напольным силовым элементам. Корпус обшит 4-мм дюралюминиевым листом. Четырехточечные ремни безопасности изготовлены из штатных (от ВАЗ-2106).

Дорожный просвет багги при полной нагрузке составляет 200 мм, что позволяет двигаться по пересеченной местности, преодолевать соответствующие вертикальные препятствия. Во избежание повреждения поддона картера двигателя установлена защита.

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА

Поскольку база багги стала короче на 500 мм. возникла необходимость укоротить и карданный вал. Для этого удалил переднее (короткое) колено (от него был взят лишь шлицевой хвостовик, входящий в КПП). Гладкий конец хвостовика проточен под отверстие в цапфе внешней вилки карданного шарнира заднего колена, расположенной около узла подвесного подшипника.

а – карданный вал ВАЗ-2106; б – укороченный и доработанный карданный вал багги, выполненный из «жигулевскою» вала

1 – короткоходный рычаг переключения передач; 2 – шаровая опора: 3 – тяга: 4 штатный рычаг переключения передач; 5 – шарнир (2 шт.)

Внешняя вилка посажена на проточку хвостовика с натягом («на горячую») и детали сварены. Заднее колено карданного вала укорочено. Для повышения жесткости и исключения биения демпферная резиновая муфта используется в качестве прокладки между коробкой передач и карданным валом.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Использование части кузова позволило оставить заводскую систему рулевого управления автомобиля ВАЗ-2106, что способствует безопасности. Для регулировки положения рулевого колеса на его валу установлена «крестовина», то есть вал сделан карданным. Для удобства посадки водителя и управления машиной применил рулевое колесо меньшего диаметра.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Тормозная система багги (рабочая и стояночная) использована тоже от автомобиля ВАЗ-2106. Органы управления тормозами: педаль ножного и рукоятка стояночного тормоза, а также рычаг переключения передач расположены так же, как и на обычном автомобиле. Такое (привычное) расположение органов управления и внутреннего оборудования обеспечивает: удобство управления автомобилем, его системами; уменьшение утомляемости, а главное – снижение вероятности ошибочных действий водителя.

Элементы тормозной системы легкодоступны для технического обслуживания и ремонта. Для предотвращения повреждения тормозных гидравлических магистралей при движении по бездорожью их проложил внутри салона.

На багги установлены «жигулевские» колеса. Для повышения проходимости на задних покрышках «болгаркой» нарезал вездеходный протектор.

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

На автомобиле установлены габаритные огни, указатели поворотов, стоп-сигналы, фары заводского изготовления. Приборная панель – самодельная из алюминиевого сплава, в нее вмонтированы некоторые приборы автомобилей семейства ВАЗ. Багги имеет электронную систему зажигания. Схема электрооборудования багги выполнена упрощенной, что делает ее пригодной для ремонта даже в полевых условиях.

1 – правый указатель поворотов: 2 габаритные огни; 3 левый указатель поворотов; 4 – фары: 5 – звуковой сигнал; С – генератор; 7 – стартер; 8 – подрулевой переключатель; 9 – температурный датчик; 10 – датчик давления масла; 11 – реле включения фар; 12 – тумблер включения фар; 13 датчик стоп-сигнала: 14 – реле поворотов; 15 «бобина»; 16 – коммутатор; 17 – трамблер; 18 предохранительная колодка; 19 тумблер включения зажигания; 20 флажок запуска стартера; 21 штепсельная розетка для подключения переносной лампы; 22 аккумулятор; 23 выключатель массы; 24 – правый задний фонарь; 25 – левый задний фонарь; 26 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 27 – спидометр; 28 -тахометр; 29- вольтметр; 30 – контрольная лампа фар; 31 – контрольная лампа указателя поворотов; 32 – контрольная лампа габариїных огней; 33 контрольная лампа давления масла; 34 контрольная лампа зарядки аккумулятора

Машина имеет зеркала заднего вида: два боковых и одно центральное. Крепления зеркал обеспечивают их регулирование и надежную фиксацию.

Благодаря наличию прицепного устройства багги может буксировать автомобильный прицеп с грузом общей массой до 550 кг. Это позволяет использовать его для выполнения внутрихозяйственных работ.

СИСТЕМА ВЫПУСКА

Резонатор и глушитель «жигулевской» системы выпуска отработанных газов заменил на самодельный прямоточный глушитель, пристыковав его к штатной приемной трубе.

КОРОТКОХОДНАЯ СИСТЕМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

Заводская коробка переключения передач ВАЗ-2106, на мой взгляд, обладает рядом недостатков. Один из них – длинные ходы рычага переключения передач, что затрудняет управление машиной в экстремальных условиях бездорожья. Я решил установить систему короткого хода переключения передач. Для этого смонтировал дополнительный рычаг, связанный со стандартным рычагом кулисой. Это позволило сделать управление КПП более эффективным.

ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Для испытания багги на прочность и живучесть движение осуществлялось преимущественно по лесным, полевым дорогам и пересеченной местности. В ходе испытаний «Вжик» показал хорошую маневренность, высокую проходимость, преодолевал уклоны до 45°. Небольшой вес и мощный двигатель обеспечивают «Вжику» отличную динамику разгона.

Максимальная скорость, которую развивал багги, составляла 110 км/ч. Дальнейшее увеличение скорости негативно сказывалось на управляемости. Это связанно с очень короткой базой. Машина очень легка в управлении.

Во время участия в областной эколого-краеведческой экспедиции, которая регулярно проводится в Вагайском районе, на багги совершил пробег протяженностью 130 км.

ИСПЫТАНИЯ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ

Для проверки тормозной системы я пользовался методикой, описанной в ГОСТ Р 51709. Испытания проводились на нескольких контрольных участках: асфальтовой, щебеночной, грунтовой дороге длиной 500 м. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях составляла 40 км/ч.

При пересечении контрольной полосы на этой скорости производилось резкое торможение до остановки и замерялся тормозной путь. При этом багги не выходил из нормативного коридора шириной три метра (машину не заносило). Испытание повторялось по пять раз на каждом типе дорожного покрытия (или без него). В результате средний тормозной путь составил: на асфальте – около 5,1 м, на гравийном покрытии – чуть более 5.6 м, на грунтовой дороге – 5,9 м.

Для проверки работоспособности стояночного тормоза автомобиль устанавливался на дороге с уклоном 16° и включался «ручник». Снаряженный автомобиль при этом оставался неподвижным.

ИСПЫТАНИЯ НА СКОРОСТНУЮ МАНЕВРЕННОСТЬ

Испытания на скоростную маневренность проводились на автодроме с трассой протяженностью 800 м, сооруженном своими руками, расположенном недалеко от дома. Радиус поворота -35 м. Трасса имеет несколько этапов (старт, «змейка», поворот, «восьмерка», поворот и финиш).

В связи с тем, что автодром находится на пересеченной местности и езда на легковых автомобилях там невозможна, были проведены сравнительные заезды багги и полноприводного китайского внедорожника Great Wall 3. По результатам заезда «Вжик» показал меньшее время прохождения трассы, чем Hover, за счет большей средней скорости.

При движении по разбитым лесным дорогам багги также выигрывает, в сравнении с внедорожником. Местами, там. где Great Wall еле полз, «Вжик» проскакивал благодаря малому весу, хорошей управляемости, маневренности, сравнительно большому клиренсу и короткой базе (дорожному просвету).

Машина укомплектована шанцевым инструментом (пила, топор, домкрат, ручная лебедка). Это помогает «Вжику» пробираться по труднопроходимым участкам местности и вытаскивать из грязи забуксовавшие машины, даже более мощные.

Ходовые испытания показали, что прогулочный багги, имея только задний привод, неплохо преодолевает пересеченную местность с небольшими препятствиями. Уверенно движется и на косогорах: сваливания на бок, а тем более – опрокидывания не случалось.

Но выявились и недостатки. При движении с большой скоростью по ровной дороге управление машиной из-за ее короткой базы ухудшается.

Из-за того, что двигатель расположен в передней части автомобиля, задний мост имеет посредственное сцепление со скользкой дорогой. Эта проблема частично решается за счет дополнительной загрузки снаряжением задней части багги. Повышению проходимости способствует установка цепей противоскольжения.

Предпочтителен полный привод.

ИСПЫТАНИЯ НА ДИНАМИКУ РАЗГОНА

Для определения этого показателя багги разгонялся на трех участках с разным дорожным покрытием (асфальтовым, щебеночным и грунтовой дороге) длиной 100 метров. При этом наибольшая скорость на асфальтовом участке составила 73 км/ч. По результатам заездов «Вжик» показал высокую динамику разгона – 100 м с места проходил менее чем за 9 с. Как и ожидалось, результаты на щебеночном покрытии и грунтовой дороге оказались немного ниже. Каждое испытание повторялось пятикратно.

ВЫБОР СПОСОБА ОЧИСТКИ МЕТАЛЛА ОТ КОРРОЗИИ

При изготовлении багги возникла проблема очистки металлических поверхностей от краски и окислов. Существует несколько общепринятых способов удаления ржавчины и краски: химический, электрохимический, термический и механический.

Я решил проверить, как и чем быстрее и эффективнее очистить металл. Для этого из листа ржавого метала были изготовлены несколько пластинок, которые я очищал несколькими способами. Была произведена очистка пескоструйным аппаратом, углошлифовальной машинкой (УШМ) с металлической щеткой, УШМ с лепестковым кругом, составом для удаления ржавчины «Цинкарь» и произведен обжиг ржавого металла в газовом горне.

После обработки я исследовал поверхность образцов с помощью цифрового микроскопа с вебкамерой. Хуже всех показал себя «Цинкарь», который годится только для обработки очищенных деталей для предотвращения дальнейшей коррозии. Обработка лепестковым кругом требует много времени и расходных материалов, но позволяет достичь хорошего результата. Наиболее качественным способом очищения оказалась пескоструйная обработка. Обрабатываемая поверхность имеет матовую текстуру без следов ржавчины. Но для этого способа необходимо профессиональное оборудование, мощный компрессор. Небольшой самодельный пескоструйный аппарат с компрессором для накачки шин обнаружил себя как времязатратный.

Очень хорошо показали себя способы очистки от ржавчины: прокаливание и с помощью УШМ с металлической щеткой. Но при прокаливании тонкий металл «ведет» и поэтому этот способ мало подходит. В итоге, я решил использовать УШМ со щеткой.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Багги «Вжик» был апробирован в XXV и XXVI Областных экологокраеведческих экспедициях «Чир», которые проходили в Вагайском районе на озере Крюковское. С помощью багги по лесным и полевым дорогам на автомобильном прицепе осуществлялся подвоз дров, строительных материалов, воды, снаряжения.

Там же «Вжик» использовали в качестве учебного автомобиля в объединении «Юный водитель» под руководством опытного инструктора. Дети учились управлять автомобилем на автодроме. Обучаемые отмечали легкость освоения управления автомобилем.

В августе 2016 года был совершен поход на озеро Круглое, близ деревни Абрамова Тобольского района протяженностью 80 км, из них 50 км – по труднопроходимым дорогам.

Багги участвовал на параде, посвященном Дню Победы 9 мая. Машина была стилизована под самоходную артиллерийскую установку СУ-112А. В ствол были встроены девять залпов хлопушек, которыми мы стреляли во время шествия. Экипаж был одет в форму бойцов Красной Армии. Стилизованный «Вжик» вызвал бурю положительных эмоций. Возле него сфотографировалось около 500 человек. Считаю, что это способствовало патриотическому воспитанию молодежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе конструирования багги «Вжик», проведения ходовых испытаний и многочисленных доработок были изучены особенности конструкции элементов автомобилей. Выявлены достоинства и недостатки конструкции; факторы, влияющие на прочность, скорость и маневренность.

К достоинствам «Вжика» можно отнести устойчивость, маневренность, высокую скорость, простоту конструкции, легкость управления. Багги привлекает к себе большое внимание благодаря своему необычному виду. Желающие прокатиться на нем испытывают бурю положительных эмоций. Опытные водители отмечают отличную динамику разгона, феноменальную для такой машины проходимость и скорость.

«Вжик» отлично подходит для активного отдыха, учебной езды и выполнения хозяйственных работ.

К недостаткам можно отнести: неуверенную управляемость на высокой скорости, плохое сцепление ведущих колес заднего моста со скользкой дорогой, отсутствие полного привода.

В дальнейшем планирую оснастить «Вжик» экспедиционным багажником.

И. БАЛИН, г. Тобольск, Тюменская обл.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Правила дорожного движения Российской Федерации, М., «Информбюро», 2014, с. 66.

2. А. Егоров. Вторая жизнь СМЗ С3Д, «Моделист-конструктор» № 12 – 2006.

3. Устройство автомобиля – конструкция, строение, узлы и агрегаты автомобиля.

4. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки (с Изменением № 1).

5. Г.Г. Улиг. РУ. Реви. Коррозия и борьба с ней. Л.: Химия. 1989.



Поделиться