Прославлен в лике святых. Прославление святителя серафима софийского чудотворца

Прославление Святителя Иоасафа в лике Святых

Уже к концу XVIII века паломничество к гробу святителя Иоасафа Белгородского достигло таких размеров, что очередной глава епархии епископ Феоктист Мочульский посчитал целесообразным ограничить доступ верующих к нетленным мощам. С этой целью в марте 1791 года он приказал закрыть на замок вход в усыпальницу святителя Иоасафа.

Но распоряжение это действовало недолго. И вот почему. Как гласит предание, ночью явился во сне управителю епархии Феоктисту святитель Иоасаф и строго спросил: "Что ты меня гонишь?" Замок и печать с входной двери усыпальницы были немедленно сняты. Тем более, что и белгородцы усилили свои просьбы к Феоктисту, требуя от него возбудить ходатайство о церковном прославлении своего заступника и покровителя Иоасафа Белгородского. В декабре 1815 года граждане Белгорода обратились к Феоктисту Мочульскому, бывшему уже архиепископом, и губернатору А. Нелидову с прошением возбудить ходатайство в столице об открытии мощей святителя Иоасафа и о дозволении петь ему в церквах молебны, а также внести его имя в церковные книги и календари, назначить в его честь особый ежегодный праздник.

Свою просьбу белгородцы обосновывали благочестивой жизнью святителя Иоасафа, нетленностью его мощей, покоящихся в склепе Белгородского кафедрального собора, множеством случаев исцелений болезней по молитвам у его гроба, а также все усиливающимся потоком к нему богомольцев не только из ближних, но и отдаленных мест. В октябре 1817 года Белгород посетил император Александр I. Свита императора побывала в Свято-Троицком соборе и осматривала мощи Святителя, о чем и доложила императору. Ободренный этим архиепископ Феоктист вступил в переписку с оберпрокурором Святейшего Синода князем А. Н. Голицыным и Петербургским митрополитом Амвросием.

В ответ князь Голицын предписал архиепископу Феоктисту представить в Синод сведения о епископе Иоасафе с указанием случаев исцелений у его мощей. Такие сведения были представлены. Однако высшая церковная власть нашла их недостаточными для канонизации епископа Иоасафа. Синод предложил оставить тело святителя Иоасафа "в настоящем его положении и принять благоразумные меры к ослаблению забот и намерения желающих оглашения того тела". В 1833 году епископская кафедра была переведена из Белгорода в Курск. Белгород со своей святыней оказался на периферии епархии. Курские архиепископы Илиодор (1832- 1860 гг.) и сменивший его на этом посту Сергий (1861-1879 гг.) совершенно закрыли мощи святителя Иоасафа, облекли их поверх архиерейских одежд в глухой саван. Принятые епархиальными властями меры вызывали неудовольствие белгородцев и иногородних паломников, стекавшихся к гробу святителя Иоасафа. Ведь люди уже более ста лет видели лик Святителя всегда открытым и теперь не понимали, почему его закрыли от молящихся.

Но и эти обстоятельства не могли уменьшить у верующих прилив религиозных чувств. Людской поток к мощам епископа Белгородского не только не иссяк, но увеличивался.

Новую попытку возбудить ходатайство перед высшей церковной властью о причислении епископа Белгородского к лику святых предпринял в 1874 г. архиепископ Варлаам (в миру Василий Успенский).. Будучи много лет настоятелем Свято-Троицкого монастыря, Варлаам лично собрал множество свидетельств от больных, получивших исцеление у мощей епископа Белгородского. Однако и эту просьбу Синод оставил без удовлетворения.

В 1833 г. была издана брошюра "Краткое описание жизни преосвященного Иоасафа Горленко, епископа Белоградского", написанная племянником святителя И. И. Квиткой. Огромную работу по выявлению и сбору материалов о подвижнической деятельности Иоасафа Горленко провели его потомки братья Жеваховы. Подытожил и обобщил весь материал, который был собран и накоплен предшествующими биографами Святителя, епископ Рыльский Никодим (с 1913 по 1919 гг. - епископ Белгородский).

В то же время архиепископ Курский и Белгородский Питирим, поддерживая мощный голос паствы, вошел с ходатайством в Священный Синод, прося его "приклонить свое внимание к благоговейному и смиренному заявлению современников, предки которых были очевидцами и свидетелями богоугодной жизни и ревностного служения церкви преосвященного Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского".

Весной 1909 года по указу Святейшего Синода была создана специальная комиссия для выработки обоснований причисления епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа к лику святых. Комиссия работала в Белгороде семь дней - с 19 по 25 мая 1910 года. В конце того же года в Святейший Синод поступил доклад за подписью руководителя комиссии князя Н. Д. Жевахова и протоиерея А. И. Маляревского. В нем подтверждалась достоверность чудотворного влияния мощей святителя Иоасафа на тех, кто с искренней верой прибегал к их помощи, и обосновывалась необходимость официального церковного прославления бывшего епископа Белгородского. На основании этих представлений Святейший Синод сделал свои выводы и подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского Иоасафа Горленко.

Николай II полностью согласился с предложением Синода. В соответствии с решением императора Святейший Синод постановил: "...Совершить 4 сентября сего 1911 года торжественное открытие мощей святителя Иоасафа" и объявил "во всенародное известие" о признании епископа Белгородского Иоасафа "в лике святых..., а нетленное тело его - мощами святыми". Впредь же предлагалось память епископа Иоасафа праздновать два раза в год: в день его смерти 10 декабря и "в нарочитый день" открытия мощей 4 сентября. За неделю до начала торжеств в Белгороде журнал "Русский паломник" писал: "Более 156 лет прибегают верующие к мощам Святителя, и только один Бог знает сколько за это время случилось чудесных исцелений, сколько прозрело слепых, сколько стало ходить параличных и т. д... Не помогают врачи - едут к Святителю - и возвращаются здравыми. Пока записано до 400 чудесных исцелений, но записаны лишь те, которых исцелившиеся не пожелали или не могли скрыть".

В связи с предстоящей канонизацией нового святого стал вопрос об изображении его на иконах. Наиболее удовлетворяющей всем требованиям канонической иконы была признана икона кисти киевского художника Ивана Ижакевича.

Ко дню прославления для мощей епископа Иоасафа был изготовлен кипарисовый гроб и серебрянная рака. На раку пошло 322 фунта серебра. Ее поместили в северной части Свято-Троицкого собора. Над ракой установили сень - позолоченный трехглавый шатер с ажурным орнаментом

День прославления мощей святителя Иоасафа белгородские власти и духовенство планировали провести особенно торжественно. Группа гласных Белгородской городской думы выступила с инициативой пригласить на торжество императора Николая II и членов царствующей фамилии. Однако приезд царя в Белгород не мог состояться по независящим от него причинам. Изъявили желание приехать в Белгород на празднование 4 сентября два члена царской фамилии: великий князь Константин Константинович и великая княгиня Елизавета Федоровна.

За несколько дней до назначенных торжеств прославления святителя Иоасафа и открытия его мощей в Белгород со всех сторон стал стекаться народ. Третьего сентября к городу начали приближаться колонны крестных ходов с иконами и хоругвями. Они двигались сюда с харьковского, курского, корочанского и грайворонского направлений.

Почти всю географию необъятной России представляли в те дни в Белгороде паломники из разных мест. Кроме огромного числа людей из окрестных городов и сел, сюда прибыли почитатели святителя Иоасафа из Архангельского края и Бессарабии, с Волги и Причерноморья. Из далекой Сибири прибыли 86 паломников во главе со священником И. Шариным. Была представлена здесь даже Камчатка в лице иеромонаха Нестора. Приехали в Белгород иноки из Старого Афона. Прибыли потомки святителя Иоасафа - представители рода Горленко В общей сложности, к началу торжеств стеклось в Белгород до 200 тысяч паломников. На торжества в Белгород прибыли верховные иерархи из соседних и многих отдаленных губерний: Московский митрополит Владимир, Харьковский архиепископ Арсений, Курский - Питирим, Полтавский - Назарий. Тут же были епископы: Рижский - Иоанн, Орловский - Григорий, Белгородский - Иоанникий, Рыльский - Никодим, Сухумский - Андрей, Гродненский - Елевферий.

Над городом и окрестностями стоял "целодневный звон" колоколов всех белгородских церквей и монастырей.

3 сентября верховные церковные иерархи, отслужив в Свято-Троицком соборе панихиду с поминовением епископа Иоасафа, спустились в пещеру и переложили нетленные мощи из старого гроба в новый - кипарисовый..

В воскресенье, 4 сентября, с раннего утра народ валом повалил на площадь перед монастырем, заполнил прилегающие улицы. В 6 часов вечера начался торжественный благовест ко всенощному бдению. Оно проходило не только в Белгороде, но и во всех церквах епархии. Затем начался крестный ход. Духовенство (около 400 человек) обносит гроб вокруг храма. Его приветствовали многотысячные массы людей, собравшихся в ограде монастыря, на прилегающей к храму площади и городских улицах.

Почти час продолжался крестный ход вокруг Свято-Троицкого монастыря. Затем крестный ход возвращается в собор. Кипарисовый гроб с мощами устанавливается в серебряную раку под шатровой сенью. В целом, торжества в Белгороде длились всю неделю - со 2 по 9 сентября. Сотни тысяч людей прошли в эти дни возле гроба с мощами святого Иоасафа.

После прошедших в Белгороде торжеств известность и слава о святителе Иоасафе докатилась до самых отдаленных уголков России. Поток паломников сюда стал еще больше, чем был до прославления. Здесь умножилось число святынь, связанных с именем и делами чудотворца Иоасафа. Раньше паломников влекла сюда пещера, в которой стоял гроб с его мощами. Пещера продолжала сохраняться, как святыня, и после перенесения мощей в собор, в серебряную раку. В ней оставался прежний дубовый гроб, в котором мощи святителя Иоасафа пролежали более полутора веков. Тут же находился жезл епископа, собственноручно отделанный его любимой сестрой Параскевой, стояла фамильная икона Владимирской Божией Матери, которой родители благословили Иоасафа на путь пастырского служения.

В самом Свято-Троицком соборе, неподалеку от новой серебряной раки с мощами, стоял застекленный шкаф с предметами облачения епископа Иоасафа. Проходя мимо шкафа, посетители видели эти предметы: подрясник, пояс, два креста, митру, омофор, саккос, панагию, подризник, поручи - в них он был погребен после смерти в 1754 году.

Император Николай II с семьей посетил Белгород в декабре 1911 года. Возвращаясь из Ливадии в Петербург, царь, видимо, не забыл о приглашении его городской думой на торжества открытия мощей святителя Иоасафа, которое осталось тогда неисполненным.
Все члены царского семейства приложились к мощам Святителя Иоасафа, коленопреклоненно молились во время молебна. Как писал в "Курских епархиальных ведомостях" епископ Рыльский Никодим: "Этим высочайшим посещением их величеств и поклонением святым мощам святителя Иоасафа как бы завершились великие дни белгородских торжеств".

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В XX веке Русской Православной Церкви и окормляемым ею народам суждено было пройти через огненное горнило тяжких испытаний: революций, войн, всевозможных лишений и скорбей, гонений на веру, казней, тюрем и ссылок.

Немалое число наших соотечественников оказались в эмиграции или в изгнании. Среди великого испытания скорбями (2 Кор. 8:2), вдали от родины, в атмосфере незнакомого языка и культуры, часто в труде и в изнурении (2 Кор. 11:27), они не были сломлены обстоятельствами века сего, но сохранили православную веру и верность Святой Церкви. Тому немало способствовали те архипастыри и пастыри, которые, вместе со своей паствой оказавшись в эмиграции, самоотверженным подвижническим служением поддерживали верующих, разделяя с ними скорби и радости.

Особым почитанием в Болгарии пользуется архиепископ Богучарский Серафим, в 1950 году окончивший свой жизненный путь в Софии. Без остатка отдав любящее сердце вверенному его попечению словесному стаду, еще при жизни он стяжал мирный плод праведности (Евр. 12:11) и был отмечен благодатными дарованиями.

Крипта Никольского храма в Софии, где был погребен архипастырь, стала местом паломничества для множества жителей Болгарии и приезжих из других стран, для людей разных национальностей и возрастов. Нескончаемый поток нуждающихся в помощи и утешении уже более 65 лет притекает к гробнице Владыки Серафима. Множество чудотворений, совершающихся по обращаемым к нему молитвам, свидетельствует о том великом дерзновении, которое он обрел, ходатайствуя о своей пастве перед Престолом Божиим.

Личность архиепископа Серафима, верного сына Русской Православной Церкви, ставшего духовным отцом и наставником для русских и для болгар, особым образом объединяет Русскую и Болгарскую Православные Церкви.

Изучив внимательно жизненный путь и архипастырский подвиг архиепископа Серафима, совершившиеся по его молитвам чудотворения и непрекращающееся всенародное его почитание, Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви единомысленно со Священным Синодом Болгарской Православной Церкви, представленным на настоящем Соборе по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Преосвященными митрополитом Варненским и Великопреславским Иоанном и епископом Знепольским Арсением, определяет:

1. Причислить к лику святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881-1950) для общецерковного почитания.

3. Службу святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, составить особую, а до времени составления таковой отправлять по Общей Минее, по чину святителей.

5. Писать новопрославленному святителю иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.

6. Напечатать житие новопрославленного святителя Серафима для назидания в благочестии чад церковных.

7. От лица Освященного Собора объявить пастве о сей благой и благодатной радости прославления нового угодника Божия.

8. Сообщить имя новопрославленного святителя Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в святцы.

Предстательством и молитвами святителя Серафима, молящегося за Русскую и Болгарскую Церкви, за народы Руси и Болгарии, да укрепит Господь веру православную и ниспошлет нам Свое благословение.

В Православной церкви есть различные категории, если можно так выразиться, которые относятся к одному общему понятию лика святости. Обычному человеку, который только недавно пришел в Церковь, будет немного непонятно, почему один - святой мученик, другой - страстотерпец и т.д. Причисление к Лику Святых происходит при канонизации или в зависимости от трудов при жизни. Помочь разобраться с этим вопросом может существующий сводный список святости.

Лики Святых в Русской Православной церкви

Христиане почитают своих святых с очень древних времен. Первоначально этот культ распространялся на апостолов и мучеников, святых ветхозаветных пророков и праотцов. В этот же период складывалось почитание как святителей предстоятелей сначала местных церквей, а затем уже образовался общецерковный культ. Историческое развитие в дальнейшем приводит и к образованию других рангов святых, почитание которых вошло органически в общий культ.

Апостолы

Все началось с ближайших учеников Иисуса Христа - апостолов, которых Он послал проповедовать христианскую веру, после того как сошел на них Святой дух. Сначала их было двенадцать, но потом Иисус избрал еще семьдесят. Два апостола Петр и Павел больше других потрудились за веру, и поэтому их стали называть первоверховными. А вот четырех Марка, Луку и Иоанна называются Евангелистами, так как они написали Святое Евангелие.

Праотцы

Ветхозаветные Лики Святых, почитающиеся Церковью как исполнители Божьей воли до новозаветной эпохи, называются праотцами. К ним относятся родители Богородицы праведные Боготцы Иоаким и Анна и обручник Богородицы праведный Иосиф.

Пророки

Ветхозаветные Лики Святых, предрекавшие приход Иисуса Христа и провозвестников Божьей воли, называются пророками. К ним относятся ветхозаветные патриарх Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей и Иоанн Креститель - последний пророк.

Равноапостольные

Мученики

В современном мире Лики Святых, которые пролили свою кровь за истинную христианскую веру, называют мучениками. Первым мучеником в высшем понимании этого слова стал Иисус Христос, принесший себя в жертву за человеческие грехи. Вторым мучеником христианской веры стал апостол из 70 архидиакон Стефан (33-36 гг.).

Великомученики

Мученики, претерпевшие особо жестокие пытки и наказания, но проявившие твердость в вере, называются великомучениками. К ним относят Георгия Победоносца, Пантелеимона Целителя, Дмитрия Солунского и Анастасию Узорешительницу.

Священномученики

Святые мученики, обладающие священным чином, называются священномучениками. Среди них епископ Антиохийский Игнатий Богоносец, Московский патриарх и всея Руси Ермоген, Кукша Печерский, Димитрий Апанский (Неровецкий).

Преподобномученики

Мученики, принадлежащие к числу монашествующих, носят название преподобномученики, среди которых Лики Русских Святых, например, Григория Печерского, почивающего в Ближних Антониевых пещерах.

Страстотерпцы

Христиане, принявшие мученическую смерть не во имя Господа, а из-за людской злобы и коварства, называются страстотерпцами. Страстотерпцами на Руси считались святые а также последний Российский царь Николай II и его семья.

Исповедники

Христиане, которые после мучений и истязаний за открытое прославление веры во Христа во время гонений остались живы, стали называться исповедниками. На Руси это были Максим Исповедник и святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Бессребреники

Святой, отказавшийся от своего богатства ради веры, назывался бессребреником. И это прежде всего Косьма и Дамиан, братья по крови, которые пострадали как мученики в III веке.

Благоверные

Князья и цари, прославившиеся праведной и благочестивой жизнью, заботившиеся об укреплении веры во Христа, причислялись к Лику Святых Благоверных. К ним относятся князь Александр Невский и князь Владимир Киевский.

Блаженные

Представители святых подвижников, выбравших особый подвиг юродства - изображения внешнего безумства для того, чтобы достичь внутреннего смирения. В XIX веке в России стали прилагать к святым эпитет "блаженный", синоним слова "юродиевый". В Лике Святых Блаженных прославлен Августин. В Древней Руси был

Преподобные

Христиане, стяжавшие святость в монашеском подвижничестве назывались преподобными.

Этот особый чин имеют основатели лавр и монастырей, это Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

В христианской церкви преподобными стали называть Антония Великого и Ефрема Сирина.

Праведные

Люди, достигшие святости в обычной своей жизни семейной и общественной, называются праведными. В Ветхом Завете это были Ной и Иов, В Новом Завете - Иоаким и Анна, Иосиф Обручник, из русских святых - Иоанн Кронштадский.

Столпники

Святые преподобные, которые выбрали для себя особый подвиг - сосредоточение на молитве и стояние на столпе, называются столпниками. К ним относят преподобного Симеона, Никиту Переяславского и Савву Вишерского.

Чудотворцы

Святые, прославившиеся даром творить чудеса, называются чудотворцами. Засвидетельствованные чудеса есть основное условие канонизации того или иного святого.

Среди чудотворцев особенно почитаются святитель Николай и преподобный Антоний Римлянин.

Юродивые

Подвижники, принимающие на себя подвиг безумства, называются юродивыми. Такой вид аскезы есть радикальное средство для уничтожения в себе гордыни. Самые известные юродивые - это Прокопий Устюжский и Василий Блаженный.

Кто причислен к Лику Святых

Сегодня лик святости имеют все праведные, преподобные, исповедники, мученики, благоверные князья, юродивые ради Христа, пророки, святители, апостолы и евагелисты.

А также люди, причисленные к Лику Святых, которые, не удостоившись мученической смерти, прославились своими благочестивыми трудами (пустынники и монахи). Процесс образования новых форм святости до сих пор продолжается.

В любом православном храме есть Лики Святых. Иконы с их образами дают возможность человеку сосредоточиться на божественной молитве, которая помогает ему обрести полную гармонию не только с самим собою, но и с внешним миром.

Канонизация (от греч. κανονιζω — регулировать, определять, узаконивать) — в ряде исторических церквей (православной и католической): чин прославления подвижника в лике святых, процесс причисления кого-либо к лику святых. Через причисление к лику святых церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям.

В православии

В практике православных церквей органом, полномочным прославлять то или иное лицо в лике святых, является обычно высший законодательный орган данной поместной Церкви, то есть Поместный собор или Синод.

Общие правила, которыми с самого начала руководствовалась Русская православная церковь при канонизации своих святых, были следующие. Главным основанием, по которому начиналось дело опричислении того или иного подвижника к лику святых, служил дар чудотворений, проявленный при жизни или смерти, а также (не всегда) — нетление телесных останков.

Сама канонизация имела три вида. Подвижники благочестия признавались святыми:
местными в узком смысле слова, в монастырях или иногда в приходских церквах, где находились их останки;
местными в широком смысле слова, т.е. чтимыми в целой епархии или, по крайней мере, в епархиальном городе;
общецерковными.

Право канонизации местночтимых святых принадлежало епархиальному епископу, со времени ведения чина митрополита (позже — патриарха) всея Руси право признания общецерковными святыми — самим митрополитам или патриархам, при участии собора русских иерархов. Местная епархиальная власть, получив сведения о чудесах при гробе почившего подвижника и о начавшемся молитвенном чествовании его местным или пришлым населением и лично или через доверенных удостоверившись в действительности чудес (а часто — и в нетлении мощей), назначала торжественное богослужение в храме, в котором или близ которого находились телесные останки почившего; затем устанавливалось ежегодное торжественное церковное празднование его памяти в день его кончины или открытия мощей, составлялась особая служба (большей частью — с каноном и акафистом) в честь святого, а также его житие с изображением его чудес, удостоверенных формальным дознанием церковных властей. Одновременно износились из могилы его телесные останки и полагались в храме в особом украшенном гробе — ракé, открытыми или закрытыми, иногда под спудом, т.е. под полом храма.

С начала существования Русской церкви выделяют несколько периодов в истории канонизации:

  • до 1547 г.;
  • соборы 1547 и 1549 гг.;
  • с 1549 г. до учреждения Синода;
  • от учреждения Синода до восстановление патриаршества;
  • современный период.

До 1547 г. было канонизировано в разное время всего 68 святых, из них сначала лишь семь в качестве святых всей Русской церкви (св. Борис и Глеб, Феодосий Печерский, митроп. Петр и Алексий, Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский). Пред самым собором 1547 г. было причислено к лику святых всей церкви еще 15 святых. Остальные 46 святых до 1547 г.оставались местночтимыми. О первой русской канонизации (Бориса и Глеба) рассказывают еще Иаков-мних и Нестор. Княгиня Ольга, хотя мощи её из могилы перенесены в церковь ещё при Владимире святом, и сам Владимир, хотя оба назывались ещё в древности равноапостольными, были канонизированы позднее: Ольга — в период еще домонгольский, Владимир — не раньше 1240 г., когда ему было воздано чествование в Новгороде.

На московских соборах 1547 и 1549 гг. по инициативе Иоанна IV и митрополита Макария было одновременно канонизовано 39 святых: из прежних местночтимых святых причислено к лику святых всей церкви — 23, местночтимыми признано 8, впервые признаны святыми всей церкви 7 и местночтимым — 1. Обоими соборами канонизация производилась «со всяким тщанием и испытанием о чудесах», совершённых канонизуемыми. С 1549 г. до учреждения Синода в таком же порядке было канонизировано 132 святых, скончавшихся, большей частью, задолго до канонизации — в XV, XIV, XIII и даже XII в.

Кроме причисления к лику святых, местночтимых или общецерковных, на Руси имело место молитвенное почитание усопших подвижников благочестия вне канонизации. Над могилами таких чтимых народом подвижников воздвигались часовни, а если они погребены были в самой церкви, то над местом погребения — особый катафалк.

Со времени учреждения Синода для общецерковного чествования были канонизированы святыми: Феодосий Тотемский; Димитрий, митрополит ростовский; Митрофан, епископ воронежский; Иннокентий, епископ Иркутский, и Тихон, епископ Воронежский. Каждая из этих канонизаций совершена на основании исследования о чудесах этих святых, произведенного на месте не местным епископом, но особым комитетом из лиц, избранных св. Синодом.

Современный период начался канонизацией двух подвижников на Поместном соборе 1917-1918 годов: священномученика Иосифа Астраханского и святителя Софрония Иркутского. Этот же собор возобновил празднование дня Всех святых, в Земле Российской просиявших. Уже во время заседаний собора Русская Православная Церковь вступила в новый период — десятый век своего исторического бытия она ознаменовала подвигом мучеников и исповедников, число которых превзошло количеством первые три века бытия Вселенской Церкви.

Несмотря на тяжелые условия жесткого контроля за всеми сторонами деятельности Церкви в эпоху гонения, она и в это время осуществила ряд канонизаций. По прошению Японской Православной миссии в 1970 г. был прославлен равноапостольный Николай, святитель Японский, а по прошению Американской Православной церкви в 1977 г. был прославлен равноапостольный Иннокентий, митрополит Московский. Ряд русских святых был прославлен другими поместными церквами, и имена этих подвижников были внесены в Месяцеслов Русской Православной церкви: в 1962 г. — праведный Иоанн Русский, в 1970 г. — преподобный Герман Аляскинский.

В мае 1981 г. начала деятельность Историко-каноническая группа в рамках Юбилейной Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. Трудами этой группы была подготовлена канонизация девяти подвижников Русской Православной церкви, которые олицетворяют собой основные типы святости, существующие в Православной церкви: благоверного великого князя Димитрия Донского (1340-1389), преподобного Андрея Рублева (1360 — 1-ая пол. XV в.), преподобного Максима Грека (1470-1563), святителя Макария Московского (1482-1563), преподобного Паисия Величковского (1722-1794), блаженной Ксении Петербургской (XVIII — нач. XIX в.), святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867), святителя Феофана Затворника (1815-1894), преподобного Амвросия Оптинского (1812-1891). Торжественная канонизация этих подвижников благочестия, осуществлённая Поместным собором в июне 1988 года, начала новую страницу в истории канонизации святых Русской Православной церкви нового времени.

На Поместном соборе 1988 г. было также определено: «Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду».

Исполняя это определение, Священный Синод на заседании 11 апреля 1989 года образовал синодальную Комиссию по канонизации святых и дал председателю Комиссии полномочие «привлекать к сотрудничеству в деле изучения вопросов канонизации Преосвященных архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян Русской Православной Церкви». Комиссия, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, осуществляет своего рода координирующую роль в процессе изучения и подготовки прославления подвижников веры. Свои заключения Комиссия представляет либо Патриарху Московскому, либо Патриарху и Священному Синоду, Архиерейскому или Поместному собору — Согласно Уставу Русской Православной церкви прославление подвижника к почитанию как местночтимого святого осуществляется с благословения Святейшего Патриарха, к почитанию как общецерковного святого — Архиерейского или Поместного собора.

Согласно Определению Священного Синода от 7 июля 1989 года: «… инициатива о возбуждении вопросов о канонизации должна исходить от Священного Синода или от правящих Преосвященных архиереев». Миряне, почитающие подвижника благочестия, по всем вопросам его прославления обращаются к правящему преосвященному. Архиерей на месте собирает необходимый исторический материал и свидетельства о святости подвижника, проводит исследование вопроса и свои выводы, результаты работы представляет либо Патриарху, либо непосредственно в Комиссию. Сама синодальная Комиссия по канонизации святых с инициативой прославления того или иного подвижника не выступает.

Определением Архиерейского собора 1992 года предписывалось: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии но канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии».

Канонизация новомучеников и исповедников Российских XX века была осуществлена Архиерейским юбилейным собором в августе 2000 года. К лику общецерковных святых причислены мученики и исповедники, чьи имена и подвиг на тот момент времени был изучен (таковых оказалось 1097 человек). Процесс этот продолжается и до сегодняшнего дня.



Поделиться