Пряжевская икона божией матери о чем. Пряжевская (Горнальская)

Пряжевская икона Божией Матери (1890 г.)

Пряжевская икона Божией Матери . чудотворный образ, месточтимая икона в Житомирской и Курской епархиях

Икона была "11 вершков ширины и 1 1/4 аршина высоты " . что соответствует примерно 50 см. в ширину и 90 см. в высоту.

Явилась в конце XVII или начале XVIII столетия. Сведений о месте явления чудотворного образа не сохранилось. Оригинал иконы находился в церкви села Пряжева в 6 км к югу от города Житомира. отчего икона стала именоваться "Пряжевской." О древности образа говорят записи в церковных книгах Пряжева. До овладения храма униатами существовал благочестивый обычай носить чудотворный образ в Житомирский кафедральный собор. Возможно, уже в те годы в Житомире и его окрестностях появились первые списки Пряжевской иконы.

В XVIII веке храм оказался в руках униатов и был возвращен православным 18 октября 1794 года. Вероятно, период униатского хозяйства в церкви объясняет отсутствие документов об обретении и раннем почитании образа. Накануне возвращения храма православным некий римо-католический ксендз прибыл в Пряжев и хотел забрать почитаемую икону. Но когда он отъехал несколько верст от села, лошади стали, и их не удалось принудить идти дальше. Ксендз посмотрел на лик Пречистой и увидел на нем капли влаги, подобные слезам. Поняв, что Божия Матерь не благословляет увозить образ из Пряжева, ксендз возвратил святыню.

В последующие годы Пряжевская церковь, где находилась икона, была бедна, отчего на иконе Богоматери была медная риза. Узнав об этом, императрица Мария Александровна в 1864 году прислала для образа серебряную ризу с драгоценными камнями. 24 мая 1874 года чудотворная икона была перенесена с горнего места. где она находилась прежде, и помещена в иконостасе. над царскими вратами. а на горнем же месте поставили икону Иисуса Христа, молящегося в Гефсиманском саду.

Для восстановления древнего обычая износить икону в Житомирский собор последовал указ Святейшего Синода от 27 июля 1893 года, которым было разрешено ежегодно совершать крестный ход с чудотворной иконой в Житомир, где образ пребывал в кафедральном соборе с июня по август, а затем возвращался в Пряжев.

Пряжевская икона Божией Матери

Горнальский список

Список примечателен тем что написан на полотне, а не на дереве. Заметно, что икона написана в разные времена разными руками: лик и руки были созданы более искусно, чем одежды, написанные в конце XVIII века Иваном Белым.

Есть предположение, что икона датируется XVII веком. Её большие размеры позволяют считать, что монахи, переселяясь из разоренного в 1672 году Острогожского Дивногорского монастыря в Горнальскую обитель. вынули икону из иконостаса оставляемого ими монастыря. При закрытии обители в 1780-х годах, Преображенский храм монастыря был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. Вскоре стало известно о чудесных явлениях в бывшем монастырском храме: несмотря на то, что после богослужения все свечи и лампады аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Вначале это списывалось на недосмотр, но явления повторялись много раз, до тех пор пока не была обретена чудотворная икона. Открытие и обновление иконы произошло в 1792 году, о чем свидетельствует надпись на обороте: "Сия икона Пресвятой Богородицы Пряжевская обновыся в 1792 году ."

В 1862 году игумен Нестор так описал обретение иконы:

"Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении ."

Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. Весть об исцелении разлетелась далеко в окружности. Многие приходили помолиться пред святым образом и получали просимое. Когда местные села охватывали эпидемии холеры, монахи совершали крестные ходы вокруг сел и эпидемии отступали.

В средине XIX века, вследствие исцеления больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева, Белогорский монастырь был возрожден. Косьме во сне было повелено отправиться в закрытый монастырь и отслужить перед иконой молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь как пустынь и Косьма с сыновьями стал одним из первых насельников восстановленной обители.

По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали. В воспоминание спасения царя Александра II при покушении в Париже, с 1867 года в Вознесение до второго праздника Пресвятой Троицы крестным ходом икону стали переносить в город Мирополье. Позже в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда происходил второй крестный ход в Суджу. где местопребыванием иконы служила монастырская Александро-Невская часовня. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой икона посещала все слободы и сёла уезда. В Белогорской пустыни чудотворный образ находился в иконостасе в его честь устроенного правого придела Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.

Белогорский Николаевский монастырь был закрыт богоборческими властями в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную икону. В 1937 году, после того как обитель закрыли окончательно, монахи, взяв образ, приехали в Суджу. где и поместили его в Успенском соборе города, расположенном на центральной площади. Ночью во сне братьям явилась сама Царица Небесная и сказала, что ее поместили в место запустения и разврата, повелела отнести икону туда, где ее встретит старец Симеон. Наутро монахи стали расспрашивать жителей, нет ли в городе старца с таким редким именем. Скитаясь в поисках по городу, они остановились около Троицкой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде. они увидели икону Сретения Господня. на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. Тогда монахи поняли, что Богородица повелела им поместить икону именно в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения. А Суджанский Успенский собор вскоре разорили и разместили в нем городской клуб.

В 1943 году в Суджанском Троицком храме произошел пожар, но настоятель храма отец Иоанн Переверзев спас святыню. Чудотворная икона пребывала в Судже до 1946 года, затем данные о ней были потеряны.

Второе обретение образа произошло в 1996 году, когда при инвентаризации в Суджанском Свято-Троицком храме на иконе, числящейся в описи как Смоленская было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. В это время к настоятелю подходила некоторая пожилая женщина, прихожанка храма, жительница города, и говорила, что в храме находится "потерянная" чудотворная икона. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящийся под ризой, был чтимым списком Пряжевской иконы Божией Матери. Серебряная риза и драгоценные украшения, которые жертвовали христиане в знак благодарности за полученные исцеления, не сохранились.

С 17 октября 1996 года была возобновлена традиция крестных ходов с Пряжевской чудотворной иконой в бывшую Горнальскую обитель. на территории которой находился спецшкола-интернат. В 2001 году Горнальский монастырь возвращен Православной Церкви. С 2002 года был возрожден также крестный ход в Мирополье. По новоустановленному обычаю после богослужения в Никольском храме архиерейского подворья в Мирополье, священники, прихожане и многочисленные паломники с украинской стороны направлялись к границе с Россией - встречать чудотворную икону. Крестный ход длиной в 16 километров был посвящен единению братских славянских народов и стал единственным крестным ходом через российско-украинскую границу.

Чтимый список остался в Свято-Троицком храме города Суджа. Огромное количество украшений на иконе свидетельствовало об исцелениях, которые получили люди по молитвам Пресвятой Богородицы перед этим образом. Перед Рождеством Христовым 2005 года икона просветилась. Образ стал чтиться как вторая по значению святыня Курской епархии после Курской-Коренной иконы Божией Матери "Знамение" .

Известно, что в Православной Церкви есть множество разных образов Божией Матери. Некоторые из них прославились чудотворениями и имеют благодать помощи в разных житейских ситуациях. В нашей статье мы расскажем об удивительном образе Пряжевской Божией Матери — хранительнице Житомирской и Курской областей, месточтимом образе этих епархий. В старину этот образ так прославился помощью от Богородицы, что за многими драгоценными дарами в благодарность от верующих не видно было самой одежды Богоматери. Часть таких даров изображена на чудотворном списке этой иконы, с которым и в наши дни проводится единственный крестный ход через российско-украинскую границу. Мы расскажем, как молиться перед Пряжевской иконой, в чем она помогает и почему так почитается.

КАК УЗНАТЬ ПРЯЖЕВСКУЮ ИКОНУ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ИКОНОГРАФИИ

Икона Пряжевской Божий Матери принадлежит к иконографическому типу Путеводительницы — Одигитрии. Неизвестно, где и когда она была написана, но первые чудеса по молитвам перед этой иконой были совершены в селе Пряжево Житомирской области — поэтому икона и получила такое название. По свидетельствам очевидцев, икона была древнего византийского письма.

Оригинал образа не сохранился: на нем Богородица была изображена в ярко-красных одеждах с золотыми полосами и зеленым нижним хитоном. Правой рукой Она держала за руку Младенца. Лики маленького Христа и Его Матери соприкасались. Правой рукой Господь благословлял молящихся. Над Ликами Богоматери и Младенца были золотые нимбы с рисованными драгоценными камнями. Первый Пряжевский образ был около полуметра в ширину и 90 см в высоту.

Сохранившийся список иконы Горнальский, прославившийся своими чудотворениями и носимый на крестных ходах сегодня, имеет несколько иную композицию, хотя и также называется Пряжевской иконой. Его легко узнать по тому, что он написан на ткани, а не на древе, будучи создан примерно в XVI-XVIII веках, когда иконопись по дереву уже не была столь распространена. На нем видно, что фрагменты иконы писались в разное время двумя иконописцами. Лик и руки более древние, а необычная одежда Богоматери создана в конце XVIII века иконописцем, исцелившимся после молитвы перед иконой, Иваном Белым. По этой одежде узнается Пряжевская икона: Богородица и Младенец словно обвязаны цепями с нарисованными украшениями. Иконописец хотел, реставрируя икону, отразить почитание, которое ей оказывали благодарные за чудеса люди.

На Горнальском списке, кроме того, нарисованы более богато украшенные нимбы и цата — нижняя подвеска к нимбу Богоматери. Младенец держит голову прямо, руки Богородицы и Христа не соединяются: Матерь Божия правой рукой указывает на Младенца, а Он, так же благословляя правой рукой людей, придерживает под левой рукой державу — символ царского достоинства. Над их головами идет надпись: «И Слово плоть быть и вселился в ны» — то есть, «Слово стало плотью (Господь Иисус Христос, Сын и Слово Божие воплотился на земле) и вселился в нас (стал Богочеловеком, принял человеческую природу, отдал за нас Себя в жертву, а в Таинстве Причастия Своим Телом и Кровью соединяется с нами)».

Единственная чудотворная Пряжевская икона, пребывающая в Курской области и называющаяся Горнальским списком образа находится под драгоценной серебряной с позолотой ризой. Она украшена камнями и эмалью, увешана подносными украшениями — благодарностью за помощь от многих людей. Из-под ризы виднеются только потемневшие от времени руки и лики Богомладенца и Его Матери. Однако вы можете найти онлайн фотографию или репродукцию, где икона запечатлена без ризы.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЯЖЕВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

За время существования христианства было создано множество изображений Богородицы. Все они, имея разные названия по месту обретения или особой помощи, изображают одну и ту же Женщину — как если бы мы рассматривали разные фотографии одной девушки с разных ракурсов, в разных позах.

Первые иконы Богоматери, согласно преданию Церкви, писал святой евангелист Лука — ученик Христа, врач и иконописец. Он создал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе с греческого — Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип — это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. По преданию, все они написаны с натуры — то есть позировала для икон Сама Богоматерь — и на досках от стола, за которым происходила Тайная Вечеря, последняя трапеза Христа с апостолами на земле, когда Он установил Таинство Причастия.

По преданию, увидев иконы, созданные святым Лукой, Богородица благословила их и сказала, что будет помогать всем, кто будет обращаться к Ней перед образом.

Позже на основе икон, созданных первым иконописцем — святым Лукой, появилось множество иных иконографий Богородицы, которые можно назвать подтипами: каждая икона с отдельным названием имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. И каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной: по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью.

К иконографическому типу Одигитрии, помимо Пряжевской, относятся и многие другие чудотворные иконы, например, Вифлеемская, Ченстоховская, Смоленская, Тихвинская. Богословский смысл Пряжевского образа такой же, как у всех икон Одигитрии. Имя Указующей Путь означает, что Богородица жестом правой руки показывает молящимся на Христа — единственный Путь к спасению и Жизни. Богородица являет людям Богомладенца, словно говоря, что только через веру в Господа Иисуса можно обрести истинный жизненный путь, дорогу в Царство Небесное. Этот Путь нужно пройти, чтобы достичь спасения. Младенец же Христос обычно восседает на левой руке Матери и Своей правой рукой благословляет людей.

ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ, ПРОСЛАВЛЕНИЯ И ЧУДЕС ПРЯЖЕВСКОЙ ИКОНЫ

Впервые икона прославилась в конце XVII века. Неизвестно, где образ был явлен, однако первые сведения о чудесах от него (зафиксированные документально, в церковных книгах) относятся к началу XVIII века, когда он уже пребывал в храме села Пряжева, неподалеку от города Житомир (территория современной Украины). Именно по названию этого села икона и получила свое имя. В то же время появился первый обычай совершать с чудотворной иконой крестные ходы и создавать ее списки. В то время икону переносили в храмы Житомира — их тогда было только два, Крестовоздвиженский храм на Замковой горе или Успенский на Подольской.

В XVIII веке после интриг и свойственных униатам непростых методов храм перешел в их ведение. Униатство (от латинского слова «унио» -объединение) — объединение нескольких представителей Православной Церкви с католиками. Представляло собой мнимое «единение церквей» с сохранением внешней стороны православных обрядов (привычных людям), но с принятием католических догматов (сути вероучения) и главенства непогрешимого Папы Римского. Оно было создано в 1596 году и навязывалось жителям нынешних Белоруссии и Украины с Запада посредством политической силы, поэтому не пользовалось популярностью. Русская Православная Церковь в ее полноте никогда не принимала унию, однако униатство было выгодно политически, поэтому правители определенных стран и областей насильно отбирали храмы у православных, давая униатам возможность совершать в них свои богослужения.

Судьба Пряжевской иконы отражает результаты униатства: храм, где она пребывала, был захвачен униатами и почти век пустовал, люди не шли сюда. Униаты же, по мнению историков, уничтожили документы, где хранились сведения об обретении и почитании образа. Возможно, эта чудотворная икона была древнее, чем показывают современные документы: униаты хотели сделать ее своей святыней и заставить людей поверить в то, что икона впервые была обретена ими. Вот как опасен и лжив церковный раскол.

Сохранилась история о чуде Пресвятой Богородицы, пожелавшей оставить икону в Пряжеве. Когда храм отдали православным, один из католических ксендзов решил забрать икону из сельского храма, где она была явлена и исторически пребывала, в католический храм Житомира. Но сама Божия Матрене дала этого сделать. На мало расстоянии от храма лошади его повозки встали и их не удавалось заставить двигаться. Когда же ксендз, выбившись из сил, взглянул на увозимую из родных мест икону, то увидел на лике Пресвятой Богородицы капли слез. Осознав свой поступок, он привез святыню обратно в храм.

После возвращения в лоно Православия Пряжевская церковь и село были долгое время бедны. На иконе была простая медная риза — возможно, более богато украшенную забрали униаты. К счастью, в середине XIX века в Житомире побывал Александр II c супругой. Он помог построить кафедральный собор в Житомире, куда стала вновь приноситься для почитания верующих Пряжевская икона. Император с женой, видимо, поклонились и Пряжевской иконе, после чего царица Мария Александровна в 1864 году повелела изготовить и выслать из Петербурга в Пряжево ризу из серебра с драгоценными камнями.

Долгое время, очевидно, из опасения внезапного захвата униатами, Пряжевская икона находилась над алтарем харма, на горнем месте, откуда выносилась для поклонения. 24 мая 1874 года образ был помещен в иконостасе, над Царскими вратами — по образу чудотворной иконы Успения, главной святыни Киево-Печерской лавры. Отсюда она на лентах спускалась для целования верующими ежедневно после утренней Литургии.

По указу Святейшего Синода в 1893 году был восстановлен древний крестный ход из Пряжево в Житомир. Икона находилась в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города с июня по август, а остальное время года — на родине.

Увы, в годы советской власти маленький сельский храм в Пряжево, явивший миру столько чудес, был разрушен, а сама икона — уничтожена. Не сохранилось даже сведений о том, как это случилось.

Остались лишь почитаемые списки образа: в Житомирском Преображенском кафедральном соборе, Тригорском Спасо-Преображенском монастыре.
А особая слава образа перешла к чудотворному списку иконы, обретенному в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре. Этот список, явленный чудом дважды — в XIX и в ХХ веке, словно получил благодать от утраченного Пряжевского образа.

ИСТОРИЯ ГОРНАЛЬСКОГО СПИСКА, НЫНЕ ИМЕЮЩЕГО НАЗВАНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ПРЯЖЕВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Горнальский список — большая икона, написанная на полотне. По мнению искусствоведов, написанные рукой первого иконописца лики можно датировать XVII веком или ранее. Ученые считают, что, поскольку Горнальская обитель Курского края воздвигалась монахами разоренного в 1672 году, в ходе русско-польской войны, Острогожского Дивногорского монастыря, этот образ был принесен оттуда. Видимо, братия забрала особо чтимую икону из покидаемой родной обители — ее размер традиционен для образов местного ряда иконостаса.

Обитель была упразднена, в соответствии с указом Екатерины II о штатных монастырях, в 1780-х годах. Главный храм монастыря стал обычной приходской церковью, относящейся к ближайшей слободе Горнали. Монахи обители должны были зарабатывать себе на хлеб в миру. Горечь разорения обители, беда скитальческой жизни вскоре утешились чудесами Пресвятой Богородицы: в Спасо-Преображенском храме, бывшем главным собором обители, вскоре обновился список Пряжевской иконы.

Внимание к нему привлекло чудо возгорания свечей и лампад перед ним: на ночь весь огонь в храме гасился, а наутро много дней подряд перед образом горели и лампады, и свечи. Это казалось недосмотром или шалостью детей, но такой возжигание свечей было первым знаком от Богородицы к почитанию чудотворного образа. Позднее, в 1864 году, некий игумен Нестор составил Сказание о чудотворной Пряжевской иконе, где рассказал, что в 1792 году некому боголюбивому художнику и иконописцу по имени Иван Белый в сонном видении или наяву был голос, повелевший достать древнюю икону Богородицы, рисованную на полотне и спрятанную кем-то за иконостасом приходской, бывшей монастырской церкви. По словам иконописца, Сам Господь повелел ему обновить образ, оставив неприкосновенными полностью сохранившиеся лики Пресвятой Богородицы и Богомладенца. Действительно, иконописец по благословению священника вместе с клириками храма вошел в церковный алтарь и за иконостасом нашел полотняную икону. О ее существовании никто не знал, была она забыта даже бывшими монахами упраздненной обители. Так чудесно был найден почитаемый по сей день образ, обновленный так, как было указано Ивану Белому свыше. Об этом свидетельствует надпись на иконе, которую можно прочесть по сей день и которая сохранила точный год ее обретения и обновления: «Сия (эта) икона Пресвятой Богородицы Пряжевская обновыся (обновилась, была отреставрирована и переписана) в 1792 году».

Первым чудом, произошедшим по молитвам перед образом, было исцелением самого обретшего икону иконописца. Он был тяжело болен, но после первого молебна перед найденной и обновленной иконой обрел исцеление. Это засвидетельствовали священник и дьячок церкви. История обретения иконы и исцеления ее иконописца распространилась по окрестностям. Многие куряне приходили, чтобы помолиться Пресвятой Богородицы перед чудесно явившимся образом. Свидетельства о помощи им Богородицы сразу фиксировались в церковных книгах. Также было записано несколько случаев избавления по молитвам к Богородице перед Пряжевским образом от холеры. Эта опасная в то время болезнь эпидемиями охватывала и опустошала города и села, однако после традиционного крестного хода с Пряжевской иконой вокруг населенного пункта, где болели люди, страшное заболевание отступало.

Никольский Белогорский монастырь, братией которого была принесена, спрятана и обретена чудотворная икона, был возрожден также благодаря ее чуду. В середине XIX века после молебна перед образом чудесно исцелился благочестивый купец Косьма Купреев из города Суджа Курской губернии. В сонном видении голос Богородицы повелел Косьме отправиться в Преображенский храм на месте упраздненного Белогорского монастыря и совершить перед Пряжевской иконой молебен. Благодаря за исцеление, Косьма вместе с Федором и Владимиром Купреевыми, его сыновьями, стали ходатайствовать о возрождении монастыря. Очевидно было, что чудотворная икона должна постоянно оберегаться братией, кроме того, паломников к ней было много, и обитель могла помогать им, давать кров и пищу. 24 августа 1863 года по царскому указу обитель в статусе пустыни — то есть маленького монастыря с небольшим числом монахов — была возрождена, а чудесно исцеленный купец Косьма с сыновьями приняли монашеский постриг и первыми поселились в ней, чтобы служить Богу и людям.

Пример иконописца Ивана Белого и семьи Купреевых — это образец того, как мы должны благодарить за исцеления и чудеса Божии. Не обязательно уходить в монастырь, но нужно послужить Богу и Матери Его своими трудами, своими талантами, пусть даже своими связями и материальными возможностями. Это и будет истинной благодарностью и настоящим путем ко спасению.

Почитание и слава чудотворной Пряжевской иконы по Божией благодати еще больше возросли с восстановлением Белогорской обители. Как и с первой Пряжевской иконой, которую носили крестным ходом в Житомир, жители Курской земли организовали крестный ход с иконой по своему краю. Икону переносили в город Мирополье на период от Вознесения до праздника Святой Троицы — Пятидесятницы. Эта традиция была основана в 1867 году, в память спасения Александра II от рук террористов в Париже.

Второй ежегодный крестный ход с Пряжевским образом был организован в память чудесного спасения им­пе­ра­то­ра Алек­сандра III и его семьи, включая будущего святого царя-страстотерпца Николая II, во вре­мя же­лез­но­до­рож­но­го кру­ше­ния под стан­ци­ей Бор­ки. Погибло много людей, но именно Царская семья не получила повреждений. В Курской губернии к этому дню приурочили ежегодный крестный ход в город Суджу, родину семьи Купреевых, икона пребывала для поклонения верующих в часовне во имя Александра Невского при местном монастыре. Во время от праздника Успения Богородицы до Рождества Богоматери чудотворную Пряжевскую икону возили по всем городам, слободам и селам Курской земли. На родине иконы, в Белогорской пустыни, в честь чудотворного образа построили еще один придел Спасо-Преображенской церкви, где он был найден. Здесь Пряжевская икона пребывала в киоте иконостаса, на почитаемом месте, чтобы каждый верующий мог помолиться перед ней и поклониться образу.

После революции, в кровавую эпоху богоборчества Белогорская обитель святителя Николая была закрыта властями в 1922 году и приспособлена под хозяйственные нужды. Однако братия пряталась в меловых пещерах на территории монастыря и хранила чудотворную Пряжевскую икону, с трудом добывая пропитание в окрестностях.

В 1937 году монахи вместе с образом уехали в город Суджу. Здесь они поместили образ в кафедральном Успенском соборе, на центральной площади города. В сонном видении той же ночью одному из монахов явилась Сама Богоматерь и велела забрать икону из собора, почему-то названного Ею местом разврата, отнеся к старцу Симеону, который встретит ее. Никто из братии прежде не был знаком с человеком, носящим такое имя. Не знали о таком старце и жители города. Тогда братия пешком пошла по городу, неся с собой Пряжевский образ узнавая о старце Симеоне у встречных. Вдруг у Свято-Троицкой церкви на апсиде — выступе алтарной стены — они увидели икону Сретения. На ней-то и был старец Симеон: святой Симеон Богоприимец, который в день Сретения Господня принял из рук Божией Матери Младенца Христа как Мессию. Монахи Никольской обители здесь, в Сретенском приделе храма, и поместили их великую святыню. Вскоре узнали и почему Богородица велела унести чудотворный образ из Успенского собора: Она хотела сохранить хотя бы одну чудотворную Пряжевскую икону, тот образ, который связывает Россию и Украину на Курской земле. В Успенском же соборе икону бы уничтожили: его вскоре разорили и разместили в нем клуб, где показывали кино и плясали на святом месте — потому и Богородица в видении пророчески назвала его «местом разврата».

Спаслась икона и в 1943 году при пожаре в Троицком храме во время Великой Отечественной войны. Из огня святыню вынес настоятель храма, протоиерей Иоанн Переверзев. Известно, что в городе Суджа Пряжевская икона находилась до 1946 года. После войны гонения на Церковь были воздвигнуты вновь, и именно с 1946 года до 1990-х годов документальных сведений о Пряжевской иконе не было. Она даже считалась утерянной или украденной.

Однако в 1996 году, вместе с возрождением Православия на Руси, вновь явилась и эта святыня. В 1996 году произошло новое обретение этого образа. В том же Свято-Троицком храме Суджи проводилась опись имущества, и на иконе, названной в списке Смоленской, обнаружилось несовпадение размера лика и ризы, закрывающей образ: то есть риза предназначалась как раз для Смоленской иконы, а под ним была иная. В момент обнаружения этих сведений к настоятелю храма подошла некая пожилая женщина и сказала, что в храме, вероятно, до сих пор находится потерянная чудотворная икона. До сих пор неизвестно имя этой женщины, и многие полагают, что так явилась Сама Пресвятая Богородица или была явлена Ее воля.

Клирики храма обратились в архив, и сравнение описаний, размеров и других данных подтвердило, что икона под ризой и есть утерянный Горнальский список чудотворной Пряжевской иконы. Конечно, исчезла ее собственная риза, пожертвованная императрицей Марией Александровной, и дары, приносимые несколько веков в Белогорский монастырь верующими, но сам чудотворный список остался цел.

В том же году, 17 октября возрождена была и традиция крестных ходов с Пряжевским образом, прервавшаяся почти на век. Из Суджи духовенство и миряне с чудотворной иконой идут в Горнальский Белогорский монастырь — до 2001 года здесь была школа-интернат для трудных подростков, а потом началось возрождение и этой древней обители.

Курская епархия возродила и крестный ход в село Мирополье. Ныне его путь продолжается 16 километров и посвящен единению славянских народов, ведь Мирополье и Суджа теперь находятся в разных странах. Это первый и единственный крестный ход с образом через государственную границу России. Поэтому и его традиция была обновлена: икону встречают на половине пути, у границы. После Литургии в Никольском храме города Мирополье духовенство, прихожане и паломники направляются к границе с Россией, чтобы встретить россиян, идущих им навстречу с чудотворной Пряжевской иконой. Сколько слез умиления, радости и чувства братской любви в этой встрече! Многие люди падают перед образом ниц в знак смирения, чтобы его пронесли над ними и Царица Небесная благословила их.

Уже в 2000-е годы Пресвятая Богородица засвидетельствовала Свое благословение чудотворной Пряжевской иконе и ее почитателям. В 2005 году, накануне праздника Рождества Христова, образ сам обновился, «просиял». Сейчас куряне почитают Пряжевскую икону хранительницей Курской земли наряду с чудотворным образом Знамение Курская-Коренная. Оригинал Курской иконы был унесен гонимым духовенством и мирянами в Нью-Йорк, а вот чудотворная Пряжевская икона не покинула Русской земли, продолжая пребывать в Свято-Троицком храме города Суджа, и своими дивными знамениями помогает людям.

День памяти Пряжевской иконы сейчас отмечается 29 июня и в десятую пятницу после Пасхи. Икона почитается местночтимой в Курской и Житомирской областях.

КАК МОЛИТЬСЯ ИКОНЕ ПРЯЖЕВСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Подносные вотивные украшения, которыми изобилует риза на иконе, вновь богато дополненная эмалью и позолотой, свидетельствуют о чудесах Пресвятой Богородицы по молитвам перед Пряжевской иконой и в новое время. Напомним, что вотивные дары (от латинского названия обета, посвящения богам — votivus) — это любые вещи, приносимые в дар Богу по обету, для исполнения молитвы и в благодарность за помощь. Их традиция идет от древних жертвоприношений. Но Господу Иисусу Христу не нужны жертвы кровавые, как это было в язычестве: Матерь Божия и Ее Сын помогают людям безвозмездно, прося лишь о жизни по заповедям Божиим, любви к другим людям и соединении с Богом в церковных Таинствах.

Вотивные дары превратились в принесение своих вещей по движению души. Несмотря на то, что старинная риза Пряжевской иконы вместе с подаренными людьми вещами была утрачена, икона вновь покрыта принесенными дарами, которые висят на ней и отдельно. Удивительно блистают они в свете свечей за богослужением: возможно, именно провидя духом эту красоту, созданную по доброте человеческих сердец, иконописец Иван Белый и написал прямо на иконе будущие подносные украшения. Иногда у иконы Богородицы можно видеть и детские игрушки, и ювелирные украшения, и военные ордена — люди всех возрастов и сословий благодарят Матерь Божию за помощь.

Известно, что в Православной Церкви есть традиция просить Пресвятую Богородицу перед определенной Ее иконой об избавлении от определенных сложностей и несчастий. Так, Казанской иконе молятся при необходимости найти мужа или о семейном счастье, Леушинской — о помощи всей стране, об избавлении от смерти в военных операциях. О чудесах Пряжевской иконы также сохранилось много свидетельств, поэтому принято молиться ей

    • Об исцелении болезней опорно-двигательного аппарата;
    • О выздоровлении от заболеваний дыхательных путей;
    • Об избавлении об бесплодия;
    • О помощи в здоровой беременности и родах;
    • Об исцелении от болезней по гинекологии;
    • О житейских трудностях;
    • О помощи в начале любого дела — только богоугодного, приносящего пользу вам и другим людям, не преступного.

Напомним, что это традиция: молиться Пресвятой Богородице можно во всех нуждах перед любым образом. Ведь многие люди сохраняют в секрете и случившиеся с ними чудеса и сами свои молитвы. Молитесь перед образом Пряжевской иконы по молитве, составленной для нее несколько веков назад. Можно молиться и своими словами как в храме, так и дома.

Если вы особо полюбили и почитаете Пряжевскую икону, просите Богородицу перед ней обо всем, читайте ежедневные утренние и вечерние молитвы, благословленные Православной Церковью перед ней.

«О, Пресвятая Владычица Богородица, Царица Неба и Земли, стоящая выше Ангелов и Архангелов у Престола Божьего! Тебе, Чистая Дева Мария, выше всех творений Божиим честь оказывается! Ты всему миру добрая Помощница, основание всем молитвам людским, ты нас от всех нужд и бед избавляешь!
Посмотри и сейчас, о Милостивая Госпожа Небесная, на рабов Твоих, Тебе с умиленной душой и сердцем кающимся молящихся, со слезами к Тебе приходящих и поклоняющихся преславному и несущему исцеления Твоему образу, помощь и заступление от Тебя просящих!
О Милостивая ко всем Богородица, Чистая Дева! Посмотри, Госпожа наша, на людей Твоих: мы, грешные люди, не имеем другой помощи, кроме Твоей и от руки Рожденного Тобой Господа Иисуса Христа!
Ты наша Заступница и перед Богом Предстательница! Ты защита обижаемых и страдающих от несправедливости, Ты радость скорбящим, сиротам убежище, хранительница вдов, слава невинных девушек, веселье плачущих, помощь больным, исцеление немощным и спасение всем грешникам! Потому, о Матерь Божия, мы к Тебе приходим, и на Твой славный образ с Богомладенцем, Господом нашим Иисусом Христом, сидящим на Твоей руке, глядя, умиленно молимся, поем и зовем к Тебе: помилуй нас, Матерь Божия, прошения наши исполни, ведь все возможно по Твоему ходатайству! Тебе и слава с Ним подобает всегда, которую да поем мы вечно, в земной жизни и в Царствии Небесном: радуйся, Обрадованная Богом Рождением Сына Его Непорочная Дева до Рождества и после; радуйся, не вступившая в брак и девственная Мать Божественной Жертвы Агнца за всех — Христа, Пастуха стада Церкви Божией! Аминь».

Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!

Чудотворная икона Божией Матери “Пряжевская” - одна из святынь Курской земли - до советского времени находилась в Белогорской Николаевской пустыни.

Основанная в 1672 году иеромонахами разоренного татарами Дивногорского монастыря Воронежской губернии, в силу политических обстоятельств обитель закрыта в 1788 году, а Преображенский собор был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. В бывшем монастырском храме стали совершаться чудесные явления,несмотря на то, что после богослужения все свечи аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Это повторялось много раз, пока не обретена была Пряжевская икона Божией Матери.

“Некоемубогобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении”, - писал в 1862 году игумен Нестор. Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. С тех пор начали совершаться чудеса.

Господу Бога и Божией Матери угодно было со священного места древнего монастыря вновь принимать иноческие молитвы. Это произошло вследствие исцеления больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева. Ему во сне было повелено отправиться в закрытый Белогорский монастырь и отслужить перед иконой молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь. Косьма с сыновьями стали в числе первых монахов. По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали. В посвящение спасению царя Александра II при покушении в Париже с 1867 года, в Вознесение до второго праздника Пресвятой Троицы крестным ходом икону стали переносить в г. Мирополье; позже в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда происходил второй Крестный ход в г. Суджу. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой Икона посещала все слободы и села уезда. В Судже существовала монастырская Александро-Невская часовня, где святыня - Пряжевская икона Божией Матери, пребывала, находясь не в ходу.

В Белогорской пустыни, чудотворный образ находился в иконостасе, в его честь устроенного правого придела Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.

После закрытия большевиками монастыря, икона Божией Матери, уцелевшими от бандитских нападений и расстрелов монахами была унесена в г. Суджу. А в 1996 году при инвентаризации в Свято-Троицком храме г. Суджы на иконе, числящейся в описи - “Смоленская” было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящееся под ризой, является иконой Божией Матери “Пряжевская”.

Серебряная риза и драгоценные привески благодарных христиан, свидетельствовавшие об исцелениях, не сохранились.

От 17 октября 1996 г. возобновлена традиция с Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери в бывшую Горнальскую обитель, на территории которой находился спецшкола-интернат. В 2001 г. по молитве верующих, Горнальский Николаевский Белогорский монастырь возвращен Православной Церкви. Сейчас обитель вновь переживает свое становление и воссоздание. С 2002 г. возрожден Крестный Ход в украинское Мирополье, это единственный Крестный Ход, совершаемый за Государственную границу России.

Молитвы перед образом Пресвятой Богородицы “Пряжевская” особо благодатны в исцелении болезней ног, позвоночника, бесплодии и женских недугов. Облегчает и житейские скорби, свидетельство тому - современные приношения на иконе.

Посетители обнаружили на этой странице, выполнив поиск:

официальный сайт горнальского монастыря, пряжевская икона, Богородица, Горналь, горнальский монастырь, Свято-Николаевский Белогорский мужской, пустынь, Мирополье, крестный ход, чудотворная икона, Питирим, Гуево, Суджа, Курск, заказать требы, мощевик Иосафа Белгородского, Курская епархия, Русская православная церковь, история горнальского монастыря, чудотворная икона, крестный ход на украину, чудотворная икона Божией Матери, образ пресвятой богородицы, gornal.prihod, паломник, требы в монастыре, белогорская пустынь

Что соответствует примерно 50 см. в ширину и 90 см. в высоту.

Для восстановления древнего обычая износить икону в Житомирский собор последовал указ Святейшего Синода от 27 июля года, которым было разрешено ежегодно совершать крестный ход с чудотворной иконой в Житомир, где образ пребывал в кафедральном соборе с июня по август, а затем возвращался в Пряжев.

В годы богоборчества Пряжевская церковь и чудотворная икона были уничтожены. Списки образа сохранились в Преображенском кафедральном соборе Житомира и в Тригорском Спасо-Преображенском монастыре . Особое почитание снискал список иконы обретенный в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре .

Горнальский список

Список примечателен тем что написан на полотне, а не на дереве. Заметно, что икона написана в разные времена разными руками: лик и руки были созданы более искусно, чем одежды, написанные в конце XVIII века Иваном Белым.

Есть предположение, что икона датируется XVII веком. Её большие размеры позволяют считать, что монахи, переселяясь из разоренного в году Острогожского Дивногорского монастыря в Горнальскую обитель , вынули икону из иконостаса оставляемого ими монастыря. При закрытии обители в 1780-х годах, Преображенский храм монастыря был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали . Вскоре стало известно о чудесных явлениях в бывшем монастырском храме: несмотря на то, что после богослужения все свечи и лампады аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Вначале это списывалось на недосмотр, но явления повторялись много раз, до тех пор пока не была обретена чудотворная икона. Открытие и обновление иконы произошло в году, о чем свидетельствует надпись на обороте: "Сия икона Пресвятой Богородицы Пряжевская обновыся в 1792 году ."

В году игумен Нестор так описал обретение иконы:

"Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении ."

Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. Весть об исцелении разлетелась далеко в окружности. Многие приходили помолиться пред святым образом и получали просимое. Когда местные села охватывали эпидемии холеры, монахи совершали крестные ходы вокруг сел и эпидемии отступали.

В средине XIX века, вследствие исцеления больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева, Белогорский монастырь был возрожден. Косьме во сне было повелено отправиться в закрытый монастырь и отслужить перед иконой молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа года было разрешено восстановить монастырь как пустынь и Косьма с сыновьями стал одним из первых насельников восстановленной обители.

По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали. В воспоминание спасения царя Александра II при покушении в Париже, с года в Вознесение до второго праздника Пресвятой Троицы крестным ходом икону стали переносить в город Мирополье . Позже в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда происходил второй крестный ход в Суджу , где местопребыванием иконы служила монастырская Александро-Невская часовня . От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой икона посещала все слободы и сёла уезда. В Белогорской пустыни чудотворный образ находился в иконостасе в его честь устроенного правого придела Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.

Белогорский Николаевский монастырь был закрыт богоборческими властями в году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную икону. В году, после того как обитель закрыли окончательно, монахи, взяв образ, приехали в Суджу , где и поместили его в Успенском соборе города, расположенном на центральной площади. Ночью во сне братьям явилась сама Царица Небесная и сказала, что ее поместили в место запустения и разврата, повелела отнести икону туда, где ее встретит старец Симеон . Наутро монахи стали расспрашивать жителей, нет ли в городе старца с таким редким именем. Скитаясь в поисках по городу, они остановились около Троицкой церкви . Со стороны алтаря, на апсиде , они увидели икону Сретения Господня , на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа . Тогда монахи поняли, что Богородица повелела им поместить икону именно в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения. А Суджанский Успенский собор вскоре разорили и разместили в нем городской клуб.

В году в Суджанском Троицком храме произошел пожар, но настоятель храма отец Иоанн Переверзев спас святыню. Чудотворная икона пребывала в Судже до года, затем данные о ней были потеряны.

Второе обретение образа произошло в году, когда при инвентаризации в Суджанском Свято-Троицком храме на иконе, числящейся в описи как Смоленская было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. В это время к настоятелю подходила некоторая пожилая женщина, прихожанка храма, жительница города, и говорила, что в храме находится "потерянная" чудотворная икона. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящийся под ризой, был чтимым списком Пряжевской иконы Божией Матери. Серебряная риза и драгоценные украшения, которые жертвовали христиане в знак благодарности за полученные исцеления, не сохранились.

С 17 октября года была возобновлена традиция крестных ходов с Пряжевской чудотворной иконой в бывшую Горнальскую обитель , на территории которой находился спецшкола-интернат. В году Горнальский монастырь возвращен Православной Церкви. С года был возрожден также крестный ход в Мирополье . По новоустановленному обычаю после богослужения в Никольском храме архиерейского подворья в Мирополье, священники, прихожане и многочисленные паломники с украинской стороны направлялись к границе с Россией - встречать чудотворную икону. Крестный ход длиной в 16 километров был посвящен единению братских славянских народов и стал единственным крестным ходом через российско-украинскую границу.

Чтимый список остался в Свято-Троицком храме города Суджа . Огромное количество украшений на иконе свидетельствовало об исцелениях, которые получили люди по молитвам Пресвятой Богородицы перед этим образом. Перед Рождеством Христовым

Так сложилось, что у жителей Курска Пряжевская икона Божией Матери является одной из самых почитаемых святынь. Этот богородичный образ, история которого теряется во глубине веков, до октябрьского переворота 1917 года находился в главном соборе Белгородского Николаевского монастыря. В последовавший затем период гонений на церковь Господь чудным образом сохранил его от рук безбожников и вновь явил верующим на исходе XX века. Остановимся же подробнее на этой уникальной реликвии и узнаем, в каких случаях и кому помогает Пряжевская икона Божией Матери.

Чудо, явленное в деревенской церкви

Дата написания Пряжевской иконы Божией Матери не установлена, кануло в Лету и имя создателя. По результатам многочисленных исследований, произведенных за последние годы искусствоведами Москвы и Курска, удалось установить лишь ее византийское происхождение и дать заключение о том, что написана она была не позже середины XIV века.

С ее обретением на Курской земле связана легенда, согласно которой во времена правления государя Петра I (точная дата не упоминается) прихожане церкви села Пряжева, находившегося неподалеку от Житомира, стали свидетелями чуда. Во время святой литургии их убогий деревенский храм вдруг наполнился дивным сиянием, и на аналое сам собой появился старинный образ. Это и была Пряжевская икона Божией Матери, получившая свое название в честь села, в котором она была впервые явлена прихожанам. Тогда же подробное описание этого события было занесено в церковную книгу.

Бегство из горящего монастыря

Позднее икона была перенесена в Воронежский, а затем и Белгородский мужской монастырь, где прославилась исцелениями, явленными по молитвам, вознесенным перед ней Пречистой Деве Марии. По традиции с чудотворных икон делались копии, которые потом рассылались во все концы России. Не стала исключением и находившаяся в Курске Пряжевская икона Божией Матери. Однако и в данном случае не обошлось без чудес.

Дело в том, что насельниками обители, в которой она находилась, были монахи, покинувшие в 1672 году Воронежскую Дивногорскую пустынь после того как ее разграбили и сожгли татары, еще устраивавшие в те времена свои набеги. Свое прежнее место пустынножительства они покидали с большой поспешностью, не взяв с собой никакого имущества. В результате все были уверены, что Пряжевская икона Божией Матери погибла в огне пожара. В 1788 году Белгородская Никольская пустынь была упразднена, а ее главный собор получил статус обычного приходского храма.

Второе обретение иконы

И вото однажды(именно так начинаются все самые удивительные истории) в нем стали происходить чудеса: едва заканчивались вечерние богослужения, как свечи сами собой гасли, а наутро их находили вновь горящими. Так продолжалось до тех пор, пока одному из прихожан – молодому курскому живописцу Ивану Белому – не явилась во сне Царица Небесная и не повелела отыскать за церковным иконостасом спрятанную там икону.

Сообщив наутро настоятелю храма о ночном видении, художник поспешил вместе с ним в указанное место и извлек на свет потемневшую от времени, но прекрасно сохранившуюся Пряжевскую икону Божией Матери, которую до этого считали безвозвратно утерянной. Когда весть о случившемся разнеслась по округе, то из епархиального управления пришло распоряжение пригласить искусного мастера, чтобы отреставрировать находку и сделать с нее список (копию).

Реставрация иконы

Долго искать подходящего специалиста не пришлось, поскольку намеченную работу с большим успехом выполнил сам Иван Белый. Удалив посторонние наслоения, он подновил весь живописный слой, за исключением ликов Пресвятой Богородицы и Ее Предвечного Младенца, поскольку они прекрасно сохранились. Им же была выполнена копия Пряжевской иконы Божией Матери, заказанная епархиальным руководством.

Исцелившийся живописец

В церковной книге имеется любопытная запись, относящаяся к тому периоду. В ней говорится о том, что по завершении реставрационных работ сам живописец чудесным образом исцелился от некой болезни, мучившей его долгие годы и, по словам врачей, являвшейся неизлечимой. Как оказалось впоследствии, он был не единственным, кто обрел здоровье, преклонив колени перед Пряжевской иконой Божией Матери. Молитва, творимая Заступнице Небесной, приобретала небывалую силу и, произнесенная с истинно христианской верой, приносила желанный плод.

Чудеса, явленные через икону, и ее всенародное почитание

В качестве примера можно привести записанную в церковной книге историю купца 1-й гильдии Прохора Семеновича Кудряшова, проживавшего в Воронеже и много лет страдавшего ревматизмом. В одну из ночей он сподобился видения, в котором Ангел Божий повелел ему отправляться в Курск и, найдя в одном из его храмов чудотворную Пряжевскую икону, преклонить перед ней колени. Выполнив в точности волю небесного посланца, купец получил исцеление и после этого внес богатый вклад на изготовление серебряной ризы для образа своей Пресвятой Целительницы.

Во второй половине XIX века ранее упраздненная Белгородская Николаевская обитель была восстановлена, и храм, где находилась икона, вновь вошел в состав ее архитектурного комплекса. Это послужило толчком к значительному увеличению числа паломников, съезжавшихся со всех концов России, и к еще большему почитанию образа. Известно, что после того как в 1888 году императорская семья чудесным образом избежала гибели в железнодорожной катастрофе, произошедшей в районе Курска, это событие отмечалось многочисленными крестными ходами, во главе которых всегда несли прославленную икону.

Третье обретение святыни

После прихода к власти большевиков в стране начали проводиться масштабные антирелигиозные кампании, результатом которых стало не только закрытие, но часто и уничтожение многих монастырей и храмов. Не обошла эта гибельная волна и Курск. Николаевская мужская обитель была закрыта одной из первых, а многие из ее насельников стали жертвами творимого произвола. Несколько иноков, которым удалось избежать ареста, бежали в Суджу – небольшой населенный пункт в Курской области. Они перевезли туда и Пряжевскую икону Божьей Матери, однако в последующие годы ее следы затерялись. Вновь она была отнесена к числу безвозвратно утерянных святынь, и вновь чудесным образом обретена.

Это произошло в 1996 году, когда на волне перестройки в корне изменилась политика, проводимая правительством в отношении церкви. Поднимались из развалин монастыри и восстанавливались храмы. Тогда-то икона и была найдена в подвале Свято-Троицкого Суджинского собора во время работ по его реставрации. Это событие стало по праву именоваться ее третьим обретением. После восстановления Белгородской пустыни, икона была в нее возвращена и заняла свое прежнее место под сводами главного храма.

О чем молятся Пряжевской иконе Божией Матери?

Уставом РПЦ были установлены дни празднования «Пряжевской иконы». Ими стали 12 июля, а также десятая пятница после Пасхи. В эти дни к чудотворному образу стекается особенно много народа. О чем возносятся перед ней молитвы? Обо всех нуждах житейских. Как и перед любой другой богородичной иконой, слова, произнесенные с глубокой верой и наполненные сердечной теплотой, бывают услышаны.

Именно поэтому текст молитвы Пряжевской иконе Божией Матери не имеет каких-либо характерных особенностей. Однако на основании сохранившихся в церковных книгах записей об исцелениях, дарованных паломникам, принято считать, что наибольшую помощь могут получить люди с заболеваниями ног, позвоночника и легких. Кроме того, многократно отмечалась ее помощь женщинам, страдающим бесплодием. Исцеления от всех этих недугов и принято просить, преклонив колени перед Пряжевским образом Божьей Матери.



Поделиться