Космическая роль зелёных растений. Разработка открытого урока по биологии на тему " Фотосинтез

Открытый урок в 6-ом классе

Тема: «Фотосинтез. Космическая роль зеленых растений»

Эпиграф: “Пора чудес прошла, и нам

подыскивать придется причины

всем, что совершается на свете”.

В. Шекспир

Цели урока: углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной

органической массы растениями.

Задачи урока:

    углублять и расширять представления о питании растений;

рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях необходимых

для этого процесса; показать роль света как необходимого условия протекания

фотосинтеза;

    прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов и

наблюдений;

    на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода

листьями на свету;

    раскрыть космическую роль зеленых растений;

    подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;

    обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.

Предварительная подготовка к уроку: за неделю до урока группа учащихся по инструктивным карточкам закладывает два опыта: 1.«проба Сакса» 2. выделение кислорода процессе фотосинтеза. Ученики, осуществляющие лабораторные исследования во время урока, проходят инструктаж по технике безопасности.

Педагогические технологии: проблемно- развивающее обучение, метод эвристических вопросов – «кто? -что? -где? -чем? -зачем? -как? -когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы.

Оборудование урока: растения, выдержанные в темноте; лабораторное оборудование: спирт, стакан с водой, йод, спиртовая горелка, стеклянные колпаки, стеклянные банки с крышками, лучина; таблица «Фотосинтез», слайдовая презентация, проектор , ЦОР. Интерактивный тест .

Планируемые результаты обучения:

Ученик должен знать:

- что фотосинтез – воздушное питание;

- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;

- условия необходимые для протекания фотосинтеза;

- что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;

- что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза.

Ход урока.

    Изучение нового материала.

Вступительное слово. Сегодня совершим виртуальную экскурсию на фабрику «Зеленых растений». Путешествие будет необычным и увлекательным. Нам предстоит заглянуть в самые необычные цеха, узнать, что они производят и для чего это надо растению. (слайд №1).

1.Дирекция фабрики.

Но сначала я предлагаю вам познакомиться с дирекцией этой фабрики. Это ее первооткрыватели. (слайд №2).

1)Знакомство учащихся с историческим фактом (создание проблемной ситуации, слайд №3): Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой.

Ответить на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый. ( )

2)Знакомство учащихся с опытом другого ученого- Д. Пристли. Он посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты мышь осталась живой. (слайд № 4).

Вопрос. К какому выводу пришел ученый?

В ходе обсуждения определяем, что листья растений – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Этот процесс является едва ли не самым замечательным биологическим явлением, происходящем на нашей планете. Благодаря нему существует все живое на Земле. Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдет о фотосинтезе.

Стихотворение (наизусть читает учитель).

Фотосинтез идет на свету круглый год.

И он людям дает пищу и кислород.

Очень важный процесс- фотосинтез, друзья,

Без него на Земле обойтись нам нельзя.

Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –

Фотосинтез всему этому голова.

Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!

И озоновый слой будет нас защищать.

Очень много зарубежных и отечественных ученых изучали механизмы этого

удивительного процесса.

История открытия фотосинтеза.

1779г.

Голландский врач Ян Ингенхауз

В ходе эксперимента обнаружил, что растения способны выделять кислород лишь в присутствии солнечного света, и что только их зеленые части способны обеспечивать выделение кислорода.

1782г.

Швейцарский ученый Жан Сенебье

Экспериментально доказал, что органические вещества в растениях образуются из углекислого газа, который под влиянием солнечного света разлагается в зеленых органоидах растений.

1804г.

Французский физиолог растений Жак Буссенго

В ходе лабораторных работ пришел к выводу, что вода так же потребляется растениями при синтезе органических веществ.

1864г.

Немецкий ботаник Юлиус Сакс

Доказал, что соотношение объемов поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода равно 1:1. продемонстрировал образование зерен крахмала при фотосинтезе.

Вопрос: Ребята, а что вы знаете об этом процессе? Как доказать, что этот процесс

действительно существует и очень важен для растений?

( выслушиваются варианты ответов учеников )

Экспертный отдел.

3) Давайте отправимся в экспертный отдел и проверим ваши версии.

Демонстрация результатов опыта «Роль света для образования крахмала»

В качестве доказательства существования процесса фотосинтеза группа учащихся рассказывают, о том какой опыт они заложили и выдвигают гипотезы, каковы будут результаты эксперимента. Затем один ученик под руководством учителя демонстрируется опыт, подтверждающий образование крахмала в листьях на свету.(к уроку закладывается опыт – «проба Сакса») . Токмакова Алина

Вороков Азамат

Другой ученик комментирует и фиксирует промежуточные и итоговые результаты опыта и высказывает слова К.А. Тимирязева:

Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

Для опыта используются растения – , герань. Одно растение обильно поливают и для оттока крахмала помещают в темное место на двое суток. Другое растение оставляют на свету. Затем первое растение извлекают из шкафа, и на его листья прикрепляют фигурки, вырезанные из плотной черной бумаги. Оба растения выдерживают на свету в течении трех, четырех дней, осуществляя полив. Затем с каждого растения срезают по листу, выдерживают их две, три минуты в кипящей воде и помещают в стакан с горячим спиртом для получения вытяжки хлорофилла. Обесцвеченные листья обрабатывают раствором йода. На листе растения, которое побывало в шкафу, проявится конфигурация фигурки, которая была прикреплена к нему. Лист, который был всегда на свету, равномерно окрасится в синий цвет.

Вопрос классу : Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет?

(крахмал при взаимодействии с йодом дает синий окрас).

При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.

4.Лаборатория фабрики.

4) А теперь мы отправляемся в лабораторию этой фабрики для знакомства с очень важными растительными органоидами, которые играют главную роль в процессе фотосинтеза.

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. (от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование)

Зеленый цвет растений – это цвет химического вещества хлорофилла (от греч. «хлорос» - зеленый, «филос»- лист), который находится в пластидах клетки в хлоропластах. Это вещество играет в фотосинтезе главную роль. Процесс фотосинтеза многоступенчатый. Он запускается, когда на молекулу хлорофилла попадает частица света (фотон). В процессе фотосинтеза выделяют две фазы. Световая фаза идет только на свету и более длительная, темновая, в свете не нуждается. В световой фазе выделяется кислород, образуется энергия, в темновой фазе синтезируется углевод (глюкоза). Слайд №

Слово учителя: Римский оратор Цицерон говорил, что любой механизм или процесс можно описать, отвечая на семь простых вопросов – «кто? что? где? чем? зачем? как? когда?» Попробуйте и вы описать фотосинтез отвечая, на эти вопросы

( выслушиваются варианты ответов учеников, предлагается ответ учителя ).

По окончанию беседы ученики заполняют таблицу

«Фотосинтез»

1.Фотосинтез – научный факт.

2. Причина фотосинтеза.

3. Условия для фотосинтеза.

4. Побочный продукт фотосинтеза.

5. Фотосинтез - живая фабрика.

6.Результат фотосинтеза.

Слово учителя. Растения ежегодно образуют более 100 млрд. тонн органических веществ, выделяют в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. 80% кислорода выделяется морскими водорослями и только 20% - наземными растениями. Поэтому мировой океан иногда называют «легкими планеты». Затраты кислорода на дыхание человека, животных, и растений компенсируются фотосинтезом. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%.

Вопрос. Как можно увеличить интенсивность фотосинтеза?

( учащиеся выдвигают гипотезы ). Если улучшить условия необходимые для фотосинтеза, то скорость его протекания увеличится.

Вопрос. Где и как можно создать такие условия?

(в теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза).

Вопрос. Для чего человек создает такие условия?

(для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян).

5. Расчетный отдел. Мы отправляемся в расчетный отдел и попробуем сами рассчитать количество продукции, получаемой в результате фотосинтеза.

Познавательные задачи:

    Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)

    Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему? (у вяза лист шероховатый, он будет в 6 раз больше осаждать пыль, чем гладкой поверхностью листа тополь)

    Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему? (: вечером т.к. в это время накапливается максимум органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а ночью происходит отток этих веществ в другие органы.)

    Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему? (нет, неправильно. Органические вещества, образованные в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются)

    В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час? (ответ: 3580 г)

    В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого гала потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц? (ответ: 42,85 кг; внесение в почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)

    К.А. Тимирязев писал: «В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, - он прежде всего производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.». какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа ? (ответ: внесение в почву органических удобрений, соблюдение правил при посадке растений, хорошая освещенность, соблюдение правил полива растений и т.п.)

Слово учителя.

Ребята мы завершаем с вами виртуальное путешествие на фабрику зеленых растений. Нам осталось посетить отдел учебного контроля, чтобы проверить свои знания и получить домашнее задание.

Отдел учебного контроля.

II .Закрепление изученного материала.

Вопросы:

    Что такое фотосинтез?

    Что образуется в листьях при фотосинтезе?

    Какие условия необходимы для фотосинтеза?

    Какова космическая роль зеленых растений?

Выполнить тест:

    Фотосинтез происходит …

а) в устьицах;

б) в межклетниках;

в) в хлоропластах,

2. В процессе фотосинтеза происходит …

а) поглощение кислорода и выделение углекислого газа

б) поглощение углекислого газа и образование кислорода.

3. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для …

а) выделения его во внешнюю среду;

б) снабжения им всех частей растения.

4. Хлорофилл в клетке находится …

а) в ядре;

б) в пластидах;

в) в цитоплазме.

5. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, является …

а) запасным питательным веществом;

б) побочным продуктом обмена.

6. Первым изучил механизм роста растений…

а) Д. Пристли;

б) Ян Ван Гельмонт;

в) К.А.Тимирязев.

7.Какие вещества необходимы для фотосинтеза?

а) кислород и вода

б) кислород и углекислый газ

в) вода и углекислый газ

г) углекислый газ.

8.Почему в зеленой части листа обнаруживается крахмал, а в белой – нет?

а) не поступает кислород

б) не поступает углекислый газ

в) не поступает вода

г) отсутствует хлорофилл

9.Установите соответствие между группами веществ, участвующих в процессе

фотосинтеза, и названиями этих веществ.

2) углекислый газ

3) вода

4) хлорофилл

5) органические вещества

6) соли

12.Охарактеризуйте два типа питания растений.

Биологический диктант: (Интерактивный режим)

1. Виды питания….

2. Основная функция питания….

3. При почвенном питании растения поглощают….

4. При почвенном питании растения поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества с помощью….

5. Минеральные вещества, растворённые в воде из корня в другие части растения передвигаются по….

6. Поступление в корень воды и минеральных веществ происходит только в зоне….

III Домашнее задание.

    Сравнить процессы фотосинтеза и дыхания и ответить на вопросы:

В какое время суток происходит?

Какой газ поглощается?

Какой газ выделяется?

Поглощается или выделяется тепло?

В каких клетках происходит?

Увеличивается или уменьшается масса?

Образуется или разрушается органическое вещество?

2.Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.

Творческие задания отдельным учащимся.

3.Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных с осуществлением процесса фотосинтеза.

4.Зарисовать и объяснить результаты опытов Д. Пристли.

План открытого урока составила

учительница биологии

МКОУ «СОШ№3» с.п. Малка, Зольского района, КБР

Бичоева Марина Баразбиевна

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Презентация на тему: «Космическая роль растений. К.А.Тимирязев». Подготовила: ученица 11 класса МБОУ Школа №42 Аванесян Диана Учитель Шиляева О.С.

2 слайд

Описание слайда:

К.А. Тимирязев. Почему и зачем растение зелено? Зеленый цвет не случайное свойст- во растения. Оно зелено потому, что от этого именно цвета зависит его важнейшее отправление. В зеленом цвете, этом самом широко распрос- траненном свойстве растения, лежит ключ к пониманию главной космической роли растения в природе Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались - в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист. Вне листа в природе не существует лаборатории, где бы выделывалось органическое вещество. Без усвоения растениями углерода на земле не было бы жизни в том виде, в каком она есть сейчас.

3 слайд

Описание слайда:

Фотосинтез. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. (от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование) . Зеленый цвет растений – это цвет химического вещества хлорофилла (от греч. «хлорос» - зеленый, «филос»- лист), который находится в пластидах клетки в хлоропластах. Это вещество играет в фотосинтезе главную роль. Процесс фотосинтеза многоступенчатый. Он запускается, когда на молекулу хлорофилла попадает частица света (фотон). В процессе фотосинтеза выделяют две фазы. Световая фаза идет только на свету и более длительная, темновая, в свете не нуждается. В световой фазе выделяется кислород, образуется энергия, в темновой фазе синтезируется углевод.

4 слайд

Описание слайда:

Фотосинтез Особая роль в этом отношении принадлежит зеленым растениям, роль, которую К. А. Тимирязев назвал Космической. Она заключается в том, что «зеленое зерно хлорофилла является фокусом, точкой в мировом пространстве, в которую с одного конца притекает энергия солнца, а с другого берут начало все проявления жизни на Земле» .

5 слайд

Описание слайда:

К.А.Тимирязев Климе́нт Арка́дьевич Тимиря́зев (22 мая (3 июня) 1843, Петербург - 28 апреля 1920, Москва) - русскийестествоиспытатель, физиолог, физик, историк науки, переводчик, профессор Московского университета, основоположник русской и британской научных школ физиологов растений.

6 слайд

Описание слайда:

Много времени и труда отдал Тимирязев разработке важнейшего вопроса биологии: какова роль солнечного луча в создании зеленым растением органического вещества? В результате длительного изучения хлорофилла ученый установил, что наиболее интенсивно поглощаются им красные и несколько слабее сине-фиолетовые лучи. Кроме того, он выяснил, что хлорофилл химически участвует в самом процессе фотосинтеза. Однако главная научная заслуга Тимирязева заключается в доказательстве того, что величайший закон природы - закон сохранения энергии - распространяется и на процесс фотосинтеза, а следовательно, и на живую природу. Большинство исследователей тех лет отрицали эту связь. Подробнее о трудах Тимирязева.

Урок : № 26.

Класс: 6.

Предмет: биология.

Дата проведения : __________________.

Тема: Космическая роль зелёных растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Тип урока : Изучение НМ.

Цель урока : Сформировать понятие о роли растений и процесса фотосинтеза для жизни на Земле.

Задачи:

    Образовательные: Объяснение роли растений на Земле и понятия растений как источников органических веществ, накопления энергии, накопления кислорода. Объяснить связь живой и неживой природы. Дать понятие роли растений как космической, играющей огромную роль в жизни планеты.

    Развивающие : Развитие интеллектуального мышления, выработка навыков работы в группах, умения работы с учебником, умения анализировать, сравнивать и делать самостоятельные выводы.

    Воспитательные : бережное отношение к природе, понимания значения растений,

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Класс делится на 6 групп. Работа проходит в группах, затем обобщение материала всем классом.

II. Повторение изученной темы «фотосинтез» - Этап вызова.

Повторение изученного материала. Задание для всех групп.

1) О каком процессе идет речь в цитате? «...Когда-то на Землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку ростка, или лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу…» (К.А. Тимирязев)

2) Работа по карточкам индивидуально ( ).

Оздоровительный момент: зарядка для пальцев рук и глаз.

III. Изучение нового материала – Этап осмысления.

1. Космическая роль растений.

Мы с вами на прошлом уроке говорили о важнейшем процессе на Земле - фотосинтезе. Давайте еще раз повторим формулу процесса. Запись на доске формулы.

Углекислый газ + вода + энергия солнца =

Органические вещества (сахар и крахмал) + кислород

И так, жизнь на Земле зависит от солнца. А накопителем его энергии являются зеленые растения. Фотосинтез- уникальный процесс – ведь благодаря ему на земле происходит образование органических веществ, из неорганических, просто из воды и углекислого газа. Органические вещества затем используют в пищу животные и человек.. Таким образом энергия солнца, запасенная зелеными растениями в сахарах, жирах и белках обеспечивает жизнь всего живого на Земле - от бактерий до человека.

Выдающийся русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев изучал этот процесс и назвал роль зеленый растений на Земле – космической.(Небольшое сообщение о К.А Тимирязеве)

Во время нашей работы мы выясним - почему роль растений названа – космической.

Работа в группах по карточкам.

Карточка 1

Накопление органической массы

    Какие вещества образуются при фотосинтезе.

    Где накапливаются органические вещества?

    3. Почему их накапливается много?

Карточка 2

Накопление энергии

    В каких веществах накапливается энергия?

    В химических связях каких веществ накапливается энергия?

    В каких веществах особенно много энергии?

Карточка 3

Постоянство содержания углекислого газа.

    Сколько углекислого газа содержится в атмосфере?

    При каких процессах он образуется?

    Какое значение играют растения в постоянстве его состава?

Карточка 4.

Накопление кислорода

    Сколько кислорода содержится в атмосфере Земли?

    Как используется кислород на Земле?

    Что происходит с кислородом на высоте 25 км и какое это имеет значение для жизни?

Карточка 5

Создание почвы.

    Как используются органические вещества животными?

    Что происходит с органическими веществами при гниении и разложении живых организмов?

    Что такое почва?

Карточка 6

Значение почвы.

    Что такое гумус?

    Какие вещества входят с состав почвы (гумуса)?

    Какие вещества берут растения из почвы для своего роста? (см. параграф 27)

После работы в группах по карточкам на доске один ученик от группы записывает самые главные выводы. Учащиеся записывают выводы в тетради.

Выводы должны быть,примерно, следующие:

    Растения образуют органические вещества для питания других организмов.

    Энергия солнца накапливается в растениях и передается другим организмам.

    Поглощая углекислый газ выделяемый животными, и при гниении и горении растения поддерживают его постоянный состав в атмосфере.

    Растения образуют кислород для дыхания и озоновый слой, защищающий живые организмы.

    При разложении растений и животных образуется почва, богатая минеральными веществами, которые могут опять использовать растения.

Вопрос учителя. В чем проявляется взаимосвязь живой и неживой природы?

Теперь составим схему взаимодействия живой и неживой природы.

Вывод: В чем же заключается космическая роль растений?

Учащиеся делают вывод: « Зеленые растения благодаря хлорофиллу осуществляют чрезвычайно важную – космическую – роль в жизни нашей планеты. И как важно беречь растения.»

2. Влияние человека.

Небольшие сообщения учащихся о роли человека и его влиянии на постоянство газового состава атмосферы.

1) Загрязнение атмосферы газами и увеличение углекислого газа, «парниковый эффект».

2) Озоновые «дыры» и состояние кислорода в атмосфере.

3) Вырубка лесов и пожары, влияние на соотношение кислорода и углекислого газа.

4). Изменение почвы, особенно в городах, в связи с осенней уборкой листьев.

IV. Закрепление изученного материала – Этап рефлексии.

Тесты.

    Зеленые растения, поглощая солнечную энергию, образуют:
    а) органические вещества; б) минеральные;. в) не образуют ничего

    На полях после уборки урожая поглощенные растениями минеральные вещества:
    а) возвращаются в почву; б) не возвращаются в почву; в) их нет в почве.

    С помощью хлорофилла из углекислого газа в листе образуются:
    а) органические вещества; б) неорганические вещества; в) ничего не образуется.

    Зеленые растения,поглощая энергию солнца преобразуют ее в:
    а) в энергию химических связей; б) тепловую энергию; в)не преобразуют.

    Роль зеленых растений называют космической потому что:
    а) они из космоса получают энергию солнечного света; б) потому что наша планета находится в космосе; в) не получают энергии из космоса.

    С появлением растений на земле появился:
    а) кислород; б) углекислый газ; в) азот

    Поступившая из космоса энергия солнца запасается растениями в виде:
    А) белков; б) углеводов (сахаров); в) всего вместе.

V. Задание на дом:

Параграф ___. Составить цветную красочную схему « Взаимосвязи живой и неживой природы»

    Оборудование

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    1) О каком процессе идет речь в цитате? «.Когда-то на Землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку ростка, или лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу…» (К.А. Тимирязев)

    2) Работа по карточкам индивидуально (приложение 1).

    III. Изучение новой темы

    Углекислый газ + вода + энергия солнца =

    Органические вещества (сахар и крахмал) + кислород

    И так, жизнь на Земле зависит от солнца. А накопителем его энергии являются зеленые растения. Фотосинтез- уникальный процесс - ведь благодаря ему на земле происходит образование органических веществ, из неорганических, просто из воды и углекислого газа. Органические вещества затем используют в пищу животные и человек. Таким образом энергия солнца, запасенная зелеными растениями в сахарах, жирах и белках обеспечивает жизнь всего живого на Земле - от бактерий до человека.

    Выдающийся русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев изучал этот процесс и назвал роль зеленый растений на Земле - космической.(Небольшое сообщение о К.А Тимирязеве)

    Во время нашей работы мы выясним - почему роль растений названа - космической.

    Карточка 1

    Накопление органической массы

    1. Какие вещества образуются при фотосинтезе.
    2. Где накапливаются органические вещества?
    3. 3. Почему их накапливается много?

    Карточка 2

    Накопление энергии

    1. В каких веществах накапливается энергия?
    2. В химических связях каких веществ накапливается энергия?
    3. В каких веществах особенно много энергии?

    Карточка 3

    Постоянство содержания углекислого газа.

    1. Сколько углекислого газа содержится в атмосфере?
    2. При каких процессах он образуется?
    3. Какое значение играют растения в постоянстве его состава?

    Карточка 4.

    Накопление кислорода

    1. Сколько кислорода содержится в атмосфере Земли?
    2. Как используется кислород на Земле?
    3. Что происходит с кислородом на высоте 25 км и какое это имеет значение для жизни?

    Карточка 5

    Создание почвы.

    1. Как используются органические вещества животными?
    2. Что происходит с органическими веществами при гниении и разложении живых организмов?
    3. Что такое почва?

    Карточка 6

    Значение почвы.

    1. Что такое гумус?
    2. Какие вещества входят с состав почвы (гумуса)?
    3. Какие вещества берут растения из почвы для своего роста? (см. параграф 27)

    Вопрос учителя.

    Учащиеся делают вывод: « Зеленые растения благодаря хлорофиллу осуществляют чрезвычайно важную - космическую - роль в жизни нашей планеты. И как важно беречь растения.»

    2. Влияние человека.








    V. Задание на дом:

    ?презентация есть?

    Ход урока:

    1.Организационный момент

    2.Актуализация знаний

    2.Что относится к удобрениям?

    Изучение нового материала


    И он людям дает пищу и кислород.
    Очень важный процесс- фотосинтез, друзья,
    Без него на Земле обойтись нам нельзя.
    Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова -
    Фотосинтез всему этому голова.
    Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
    И озоновый слой будет нас защищать.

    История открытия фотосинтеза .

    Вклад в науку

    Голландский врач Ян Ингенхауз

    Немецкий ботаник Юлиус Сакс

    1.Создание органич-х в-в

    2.Накопление органич-ой массы

    3.Накоплеие энергии

    5.Накопление О2 в атмосфере

    6.Создание почвы

    5.Что такое почва?

    6.Что такое гумус?

    Познавательные задачи:

    Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (: за 30 дней - 150 г; за 365 дне - 1825 г)

    К.А. Тимирязев писал: “В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, - он прежде всего производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.”. какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа? (Ответ: внесение в почву органических удобрений, соблюдение правил при посадке растений, хорошая освещенность, соблюдение правил полива растений и т.п.)

    5.Подведение итогов урока

    Домашнее задание§

Просмотр содержимого документа
«открытый урок на тему "Космическая роль растений"»

Тема урока: "Космическая роль растений"

Цель урока : Сформировать понятие о роли растений и процесса фотосинтеза для жизни на Земле.

Задачи:

    Образовательные: Объяснение роли растений на Земле и понятия растений как источников органических веществ, накопления энергии, накопления кислорода. Объяснить связь живой и неживой природы. Дать понятие роли растений как космической, играющей огромную роль в жизни планеты.

    Развивающие : Развитие интеллектуального мышления, выработка навыков работы в группах, умения работы с учебником, умения анализировать, сравнивать и делать самостоятельные выводы.

    Воспитательные : бережное отношение к природе, понимания значения растений,

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Класс делится на 6 групп. Работа проходит в группах, затем обобщение материала всем классом.

II. Повторение изученной темы «фотосинтез»

Повторение изученного материала. Задание для всех групп.

1) О каком процессе идет речь в цитате? «...Когда-то на Землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку ростка, или лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу…» (К.А. Тимирязев)

2) Работа по карточкам индивидуально (приложение 1 ).

Оздоровительный момент: зарядка для пальцев рук и глаз.

III. Изучение новой темы

1. Космическая роль растений.

Мы с вами на прошлом уроке говорили о важнейшем процессе на Земле - фотосинтезе. Давайте еще раз повторим формулу процесса. Запись на доске формулы.

И так, жизнь на Земле зависит от солнца. А накопителем его энергии являются зеленые растения. Фотосинтез- уникальный процесс – ведь благодаря ему на земле происходит образование органических веществ, из неорганических, просто из воды и углекислого газа. Органические вещества затем используют в пищу животные и человек.. Таким образом энергия солнца, запасенная зелеными растениями в сахарах, жирах и белках обеспечивает жизнь всего живого на Земле - от бактерий до человека.

Выдающийся русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев изучал этот процесс и назвал роль зеленый растений на Земле – космической.(Небольшое сообщение о К.А Тимирязеве)

Во время нашей работы мы выясним - почему роль растений названа – космической.

Работа в группах по карточкам.

После работы в группах по карточкам на доске один ученик от группы записывает самые главные выводы. Учащиеся записывают выводы в тетради.

Выводы должны быть,примерно, следующие:

    Растения образуют органические вещества для питания других организмов.

    Энергия солнца накапливается в растениях и передается другим организмам.

    Поглощая углекислый газ выделяемый животными, и при гниении и горении растения поддерживают его постоянный состав в атмосфере.

    Растения образуют кислород для дыхания и озоновый слой, защищающий живые организмы.

    При разложении растений и животных образуется почва, богатая минеральными веществами, которые могут опять использовать растения.

Вопрос учителя. В чем проявляется взаимосвязь живой и неживой природы?

Теперь составим схему взаимодействия живой и неживой природы.

Вывод: В чем же заключается космическая роль растений?

Учащиеся делают вывод: « Зеленые растения благодаря хлорофиллу осуществляют чрезвычайно важную – космическую – роль в жизни нашей планеты. И как важно беречь растения.»

2. Влияние человека.

Небольшие сообщения учащихся о роли человека и его влиянии на постоянство газового состава атмосферы.

1) Загрязнение атмосферы газами и увеличение углекислого газа, «парниковый эффект».

2) Озоновые «дыры» и состояние кислорода в атмосфере.

3) Вырубка лесов и пожары, влияние на соотношение кислорода и углекислого газа.

4). Изменение почвы, особенно в городах, в связи с осенней уборкой листьев.

IV. Закрепление изученного материала.

    Зеленые растения, поглощая солнечную энергию, образуют:
    а) органические вещества; б) минеральные;. в) не образуют ничего

    На полях после уборки урожая поглощенные растениями минеральные вещества:
    а) возвращаются в почву; б) не возвращаются в почву; в) их нет в почве.

    С помощью хлорофилла из углекислого газа в листе образуются:
    а) органические вещества; б) неорганические вещества; в) ничего не образуется.

    Зеленые растения,поглощая энергию солнца преобразуют ее в:
    а) в энергию химических связей; б) тепловую энергию; в)не преобразуют.

    Роль зеленых растений называют космической потому что:
    а) они из космоса получают энергию солнечного света; б) потому что наша планета находится в космосе; в) не получают энергии из космоса.

    С появлением растений на земле появился:
    а) кислород; б) углекислый газ; в) азот

    Поступившая из космоса энергия солнца запасается растениями в виде:
    А) белков; б) углеводов (сахаров); в) всего вместе.

V. Задание на дом:

Параграф ___. Составить цветную красочную схему « Взаимосвязи живой и неживой природы»

Тема: Космическая роль зеленых растений Ұпрезентация естьҚ

Цель: углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растениями. Раскрыть космическую роль зеленых растений. Подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека. Обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

1.При недостатке какого эл-та наруш-ся образ-е хлоропластов и хлорофилла?

А)магний; б)азот; в)фосфор; г)калий

2.Что относится к удобрениям?

А)медь; б)бор; в)зола; в)марганец

3.Как наз-ся орган воздуш-го питания растений?

А)корень; б)цветок; в)лист; г)семя

4.Как наз-ся орг-мы, способные самост-но синтезировать органич-е в-ва?

А)гетеротрофы; б)автотрофы; в)суккуленты; г)эфемероиды

5.Какой процесс у растений связан с поглощением СО2, воды и минер-х солей?

А)дыхание; б)питание; в)размножение; г)рост

6.Как наз-ся орг-мы, не способны самост-но синтезировать органич-е в-ва?

А)суккуленты;)эфемероиды; в)автотрофы; г)гетеротрофы

(воздушное)

(вносят удобрения)

(корневое)

10.Удобрения бывают минер-е и (органич-е)

Изучение нового материала

Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс– фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.

Очень много зарубежных и отечественных ученых изучали механизмы этого удивительного процесса.

История открытия фотосинтеза .

Вклад в науку

Бельгийский естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт

Поставил первый физиологический эксперимент, связанный с изучением питания растений.

Английский химик Джозеф Пристли

Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам.

Голландский врач Ян Ингенхауз

В ходе эксперимента обнаружил, что растения способны выделять кислород лишь в присутствии солнечного света, и что только их зеленые части способны обеспечивать выделение кислорода.

Швейцарский ученый Жан Сенебье

Экспериментально доказал, что органические вещества в растениях образуются из углекислого газа, который под влиянием солнечного света разлагается в зеленых органоидах растений.

Французский физиолог растений Жак Буссенго

В ходе лабораторных работ пришел к выводу, что вода так же потребляется растениями при синтезе органических веществ.

Немецкий ботаник Юлиус Сакс

Доказал, что соотношение объемов поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода равно 1:1. продемонстрировал образование зерен крахмала при фотосинтезе.

Самостоятельная работа с учебником стр. ________

Космическая роль зеленых растений

1.Создание органич-х в-в

2.Накопление органич-ой массы

3.Накоплеие энергии

4.Обеспечение постоянства содержания СО2 в атмосфере

5.Накопление О2 в атмосфере

6.Создание почвы

4.Закрепление нового материала

1.Почему необходимо охранять растения?

2.Почему % О2 в атмосфере постоянен?

3.Какова роль растений в жизни гетеротрофов?

4.В чем вз.связь живой и неживой природы?

5.Что такое почва?

6.Что такое гумус?

7.Какой ученый назвал роль зеленых растений на Земле космической?

Познавательные задачи:

Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)

Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему? (У вяза лист шероховатый, он будет в 6 раз больше осаждать пыль, чем гладкой поверхностью листа тополь)

Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему? (Вечером т.к. в это время накапливается максимум органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а ночью происходит отток этих веществ в другие органы.)

Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему? (Нет, неправильно. Органические вещества, образованные в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются)

В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час? (Ответ: 3580 г)

В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого гала потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц? (Ответ: 42,85 кг; внесение в почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)

К.А. Тимирязев писал: “В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, – он прежде всего производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.”. какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа? (Ответ: внесение в почву органических удобрений, соблюдение правил при посадке растений, хорошая освещенность, соблюдение правил полива растений и т.п.)

5.Подведение итогов урока

Домашнее задание§

Рисунок 1.

1. Карточки для проверки домашнего задания.

1. Какие процессы изображены стрелками. Подписать.

2. Решите познавательные задачи.

а) Почему яблоки сладкие?

б) Салат срезали утром - самый сочный, вечером – самый сладкий, в в обед - весил меньше всего. Объяснить.

в) Картофельную ботву скосили- самый низкий урожай, а оборвали цветы – самый высокий. Почему?

Тест на закрепление

1.Зеленые растения, поглощая солнечную энергию, образуют:
а) органические вещества; б) минеральные;. в) не образуют ничего

2.На полях после уборки урожая поглощенные растениями минеральные вещества:
а) возвращаются в почву; б) не возвращаются в почву; в) их нет в почве.

3.С помощью хлорофилла из углекислого газа в листе образуются:
а) органические вещества; б) неорганические вещества; в) ничего не образуется.

4.Зеленые растения,поглощая энергию солнца преобразуют ее в:
а) в энергию химических связей; б) тепловую энергию; в)не преобразуют.

5.Роль зеленых растений называют космической потому что:
а) они из космоса получают энергию солнечного света; б) потому что наша планета находится в космосе; в) не получают энергии из космоса.

6.С появлением растений на земле появился:
а) кислород; б) углекислый газ; в) азот

7.Поступившая из космоса энергия солнца запасается растениями в виде:
А) белков; б) углеводов (сахаров); в) всего вместе.

Тест на проверку дом.задания

1.При недостатке какого эл-та наруш-ся образ-е хлоропластов и хлорофилла?

А)магний; б)азот; в)фосфор; г)калий

2.Что относится к удобрениям?

А)медь; б)бор; в)зола; в)марганец

3.Как наз-ся орган воздуш-го питания растений?

А)корень; б)цветок; в)лист; г)семя

4.Как наз-ся орг-мы, способные самост-но синтезировать органич-е в-ва?

А)гетеротрофы; б)автотрофы; в)суккуленты; г)эфемероиды

5.Какой процесс у растений связан с поглощением СО2, воды и минер-х солей?

А)дыхание; б)питание; в)размножение; г)рост

6.Как наз-ся орг-мы, не способны самост-но синтезировать органич-е в-ва?

А)суккуленты;)эфемероиды; в)автотрофы; г)гетеротрофы

7.Как наз-ся питание растений, основанное на фотосинтезе?

8.Какие меры применяют для предотвращения истощения почвы и повышения урожайности?

9.Как наз-ся почвенное питание?

Тест на проверку дом.задания

1.При недостатке какого эл-та наруш-ся образ-е хлоропластов и хлорофилла?

А)магний; б)азот; в)фосфор; г)калий

2.Что относится к удобрениям?

А)медь; б)бор; в)зола; в)марганец

3.Как наз-ся орган воздуш-го питания растений?

А)корень; б)цветок; в)лист; г)семя

4.Как наз-ся орг-мы, способные самост-но синтезировать органич-е в-ва?

А)гетеротрофы; б)автотрофы; в)суккуленты; г)эфемероиды

5.Какой процесс у растений связан с поглощением СО2, воды и минер-х солей?

А)дыхание; б)питание; в)размножение; г)рост

6.Как наз-ся орг-мы, не способны самост-но синтезировать органич-е в-ва?

А)суккуленты;)эфемероиды; в)автотрофы; г)гетеротрофы

7.Как наз-ся питание растений, основанное на фотосинтезе?

8.Какие меры применяют для предотвращения истощения почвы и повышения урожайности?

9.Как наз-ся почвенное питание?

10.Удобрения бывают минер-е и …………



Поделиться