Плавающие транспортеры птс. Плавающие транспортеры птс Птс плавающие транспортное средство характеристика

(восьмидесятые годы XX века -второе десятилетие XX I века)

Плавающий транспортер ПТС-2

Плавающий транспортер ПТС-2 предназначен для переправы через широкие водные преграды личного состава, колесной техники, артиллерийских систем и материальных средств. Для одновременной переправы артсистемы и тягача к ПТС-2 может прицепляться колесный плавающий прицеп ПКП. В этом случае артсистема переправляется на прицепе, а тягач и расчет орудия в транспортере.

Транспортер может также использоваться для перевозок личного состава и грузов по пересеченной и заболоченной местности.
Грузоподъемность на воде и на суше 12 тонн (при запасе плавучести 46%), что на 2 тонны больше возможностей старой машины типа ПТС..

На снимке справа: погрузка в ПТС-2 автомобиля ЗиЛ-131.

Транспортер оснащен системой защиты от отравляющих веществ и радиоактивных веществ. Экипаж в кабине может работать без индивидуальных средств защиты.

Под задним откидным бортов подвешено устройство для самоокапывания с гидравлическим управлением, благодаря чему экипаж имеет возможность оборудовать укрытие для машины своими силами.

От автора. Ну это устройство скорее для большого начальства и для больших штабов. Только там могут полагать, что подобные штуковины действительно что то могут. Если аналогичное устройство, подвешенное под нижним лобовым листом танка Т-72 еще действительно несколько облегчает труд экипажа по отрывке окопа (только облегчает!), да и то в весьма мягком грунте, то полагать, что ПТС-2 действительно может закопать себя сам, может только довольно наивный человек. Отрыть укрытие для ПТС-2 это задача еще та даже для котлованной машины МДК. Прикиньте сами - 160 кубометров грунта нужно извлечь и переместить. Причем с глубины 3 метра. Это минимум час времени для МДК.
Хотя, дураков в больших штабах не держат. Они отлично знают возможности любой машины. Но штабным это удобно для оперативно-тактических расчетов. В нормативы заложено, что ПТС-2 отрывает себе укрытие сам. А значит, расчеты упрощаются. А там в войсках солдаты и командиры выкрутятся сами. Надавим, наорем, припугнем - придумают что нибудь.

ПТС-2 также может использоваться при проведении морских десантных операций. С этой целью он оснащен гирополукомпасом. Дополнительное морское оборудование (удлинители выхлопа, защита остекления кабины, герметизированный тент, два мощных водооткачивающих насоса обеспечивает мореходность до 3 баллов.

За один рейс транспортер может переправить (варианты):
*12 раненых на носилках,
*75 солдат мотострелков с полным вооружением и снаряжением,
*2 пушки калибра до 85 мм. включительно с расчетами,
*1 пушка калибром от 85 до 122 мм. включительно с расчетами,
*1 гаубица калибра 122-152 мм. с расчетами,
*1 автомобиль с грузом общим весом до 12 тонн.

Кабина трехместная герметичная, оборудована отопителем и воздухонагнетателем с фильтром, что позволяет экипажу работать без противогазов. Имеет противошумовую и тепловую изоляцию, систему отопления. Остекление оснащено стеклоочистителями и обогревом стекол.
Люк командира оборудован пулеметной турелью, однако, пулемет в комплект машины не входит.
Кабина имеет два люка для выхода вверх и дверь для выхода на грузовую платформу.

Погрузка производится на суше через откидывающийся задний борт с аппарелями. Открывание и закрывание заднего борта осуществляется с помощью гидросистемы. А вот аппарели приходится откидывать и поднимать вручную.
Самоходная техника заезжает в кузов самоходом, несамоходная техника затаскивается в кузов лебедкой транспортера, приводимой в действие базовым двигателем.

Предшественником ПТС-2 был гусеничный транспортер ПТС и его модификация ПТС-М.

Тактико-технические характеристики ПТС-2.

Экипаж.................................................................................................. . чел.
Грузоподъемность на суше (при длительном движении)....... 12 тонн
Грузоподъемность на воде............................................................ 12 тонн
Ширина колеи................................................................................ 2.76 м.
Клиренс.......................................................................................... 04. м.
Удельное давление на грунт (с грузом 12 т.).................................... 0.65 кг/кв.см.
Максимальная скорость движения на суше............................... 60 км/час
Средняя скорость движения на суше с грузом 12 тонн............. 34 км/час
Максимальная скорость на воде (без груза)............................... 12.9 км/час
Максимальная скорость на воде (с грузом 12т.)......................... 11.7 км/час
Максимальная сила тяги на швартовых.............................................. 2.9 тонны
Запас плавучести с грузом 12 т........................................................... 46%
Мореходность...................................................................................... 3 балла
Максимально допустимая скорость течения...................................... 2.5 м/сек.
Максимальный угол подъема............................................................. 32 градуса
Максимальный угол выхода из воды и входа в воду.................... 15 градусов
Максимальный угол крена (без груза)........................................... 20 градусов
Максимальный угол крена (с грузом 12 т.)..................................... 20 градусов
Минимальный радиус поворота......................................................... 8.5м.
Запас хода по топливу на суше (с грузом 12 т.)............................ 500 км.
Запас хода по топливу на воде (с грузом 12 т. на макс. обор.).... 18 часов.
Емкость топливных баков............................................................... 1090 литров
Двигатель......................................................................................... дизельный четырехтактный многотопливный В-46-5
Мощность двигателя...................................................................... 522.2. квт. (710 л.с.)
Водооткачивающие насосы:
Тяговая лебедка............................................................................. тяга 10 тонн, длина троса 50 м.
Средства связи.............................................................................. радиостанция Р-123М, внутр. переговорное устройство Р-124
Средства измерения радиоактивности.............................................. радиометр-рентгенметр ДП-3Б
Аэротранспортабельность................................................................... Самолет Ан-22 (2 ПТС-2)

Передвижение на воде осуществляется с помощью двух винтов. Винты могут включаться одновременно с приводом гусениц, что повышает возможности машины при въезде/выезде в воду и движении по мелководью. Предельно допустимая для работы машины скорость течения реки 2.5 м/сек. Благодаря низкому удельному давлению на грунт машина имеет хорошую проходимость по заболоченной местности. Привод лебедки от базового двигателя обеспечивает полную возможность самовытаскивания машины при застревании или преодолении крутых подъемов.

ПТС-2 состояли на вооружении в переправочно-десантной роте инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии - 1 взвод (9 машин); в отдельном переправочно-десантном батальоне округа - 2 роты (36 машин).

Плавающий прицеп ПКП.

Характеристики:
-грузоподъемность – 5 т. (артсистемы калибра до 152 мм. включительно);
- масса – 3,6 т;
- время загрузки артсистемы на прицеп – 8 мин;
- время разгрузки – 5 мин.
Габаритные размеры:
- длина с прицепным устройством – 10300 мм;
- высота по палубе – 1980 мм;
- высота по поднятым поплавкам – 2200;
- ширина по корпусу с поднятыми поплавками – 2870 мм;
- ширина по корпусу с откинутыми поплавками – 4030 мм.

Для загрузки артсистемы на прицеп он наклонялся назад, артсистема закатывалась на прицеп с помощью лебедки ПТС. Прицепы ПКП поставлялись в подразделения ГПТ из расчета на половину машин подразделения.

От автора. С прицепом ПТС на воде становился совершенно неуправляемым. Удовлетворительно такая связка могла действовать только на стоячей воде (в озерах, прудах). Поэтому ими никогда не пользовались.

Источники

1. Плавающий гусеничный транспортер ПТС-2. ТО и ИЭ. Военное издательство. Москва. 1979г.
2.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство. Москва. 1984г.
3.Инженерная разведка. Военное издательство. Москва.1983г.

- «Пермские телекоммуникационные системы» http://www.permts.ru/​ г. Пермь ПТС плавающий транспортёр средний транспорт Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО… …

ПТС аббревиатура: плавающий транспортёр средний Петербургская телефонная сеть, с апреля 2006 петербургский филиал ОАО «Северо Западный Телеком» паспорт транспортного средства приемо транспортное судно (траулер) передвижная… … Википедия

Сущ., кол во синонимов: 1 станция (85) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ПТС - [пэтэ эс], нескл., жен. (сокр.: передвижная телевизионная станция) … Русский орфографический словарь

ПТС и СО - предприятие текущего содержания и санитарной очистки организация Источник: http://www.regnum.ru/allnews/266122.html … Словарь сокращений и аббревиатур

ПТС-ЦТ - передвижная телевизионная станция цветного телевидения телевидение … Словарь сокращений и аббревиатур

ПТС - – передвижная телевизионная станция, смонтированный (обычно в автобусе) комплекс аппаратуры для проведения внестудийных телевизионных передач. Высокая мобильность ПТС и возможность с ее помощью вести передачу (или запись передачи) вне… … Энциклопедический словарь СМИ

ПТС - пиротехнические средства передвижная телефонная станция паспорт транспортного средства … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

ПТС - см. Подарочный туристический сертификат … Лексикон туриста

ПТС - пассажирские тарифы и сборы переводной технический словарь передвижная телевизионная станция передвижная телефонная станция Петербургская телефонная сеть (фирма) Петербургская телефонная сеть подводная телевизионная система подводно техническое… … Словарь сокращений русского языка

Книги

  • Артерии новой цивилизации , М. Б. Кононов. Книга примечательна короткими интервью с людьми, тогда мало кому известными, а теперь стоящими очень высоко… Директор ОАО ПТС по международным связям Рейман Л. Д. рассказывает о создании…
  • Как выгодно продать или купить авто с пробегом? Опыт автоэкспертов , Илья Ушаев. Давайте на чистоту и без розовых очков. Автомобильный рынок хранит в себе множество опасностей, обмана и угроз. Салоны забирают автомобиль на комиссию и не отдают деньги, перекупы вписывают…

ПТС — это семейство отечественных гусеничных плавающих транспортеров, предназначенных для переправы через водные преграды различной не плавающей боевой и транспортной техники.

В годы Великой Отечественной войны Красная армия испытывала острую нехватку переправочных средств, особенно самоходных. Поставки по ленд-лизу плавающих автомобилей «Форд» GPA и GMC DUKW смогли удовлетворить лишь малую потребность войск в этом виде техники. Поэтому сразу после окончания войны начались масштабные работы по созданию различных образцов амфибийных машин.

ПЕРВЫЙ ОБРАЗЕЦ

Одной из таких машин стал плавающий гусеничный транспортер К-61, разработанный в 1948 году в ОКБ инженерных войск с использованием узлов и агрегатов артиллерийского тягача М-2. Серийное производство транспортера К-61 с 1950 по 1958 год осуществлялось на Крюковском вагоностроительном заводе, а с 1958 по 1965 год — на заводе «Строймашина» в Ижевске. Плавающий транспортер имел водонепроницаемый, цельнометаллический корпус несущего типа. Для погрузки и разгрузки переправляемой техники транспортер имел грузоподъемную лебедку, размещенную в носовом отсеке машины, и откидной задний борт с въездными аппарелями. Дизель ЯАЗ-204В мощностью 130 л. с. размещался в средней части корпуса, что обеспечивало машине приемлемые дифференты при движении на плаву с грузом и без груза.

За один рейс транспортер К-61 мог переправить (варианты): восемь раненых на носилках, 40 солдат с полным вооружением, автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИС-5 — ЗИС-150, ГАЗ-69 с грузом до 5 т, ЗИС-151 (без груза), ЗИЛ-157 (без груза), пушку калибром до 100 мм с расчетом, гаубицу калибром 122-152 мм с расчетом, миномет калибра 160 мм с расчетом. Водяным движителем машины были два винта, расположенные в туннелях в днище корпуса.

ТРАНСПОРТЕР ПТС

В 1961 году на Крюковском вагоностроительном заводе, под руководством Е. Е. Ленциуса, на основе агрегатов артиллерийского тягача АТС-59 и танка Т-54 был разработан транспортер ПТС (плавающий транспортер средний). Его компоновка была аналогична компоновке транспортера К-61, но в отличие от последнего ПТС имел более высокие характеристики по грузоподъемности, подвижности и т. д. ПТС имел герметичную кабину, оборудованную фильтровентиляционной установкой (ФВУ).

За один рейс транспортер мог переправить (варианты): две 85-мм пушки с расчетами, пушки и гаубицы калибра от 122 до 152 мм по одной с расчетами, 12 раненых на носилках, 72 солдата с полным вооружением, два автомобиля типа УАЗ-469, автомобили от УАЗ-452 до Урал-4320 (без груза). Для одновременной переправы артсистемы и тягача в комплект машины входил колесный плавающий прицеп ПКП. В этом случае артсистема переправлялась на прицепе, а тягач в транспортере.

Модернизированный образец ПТС-М был оборудован дизельным отопителем кабины и кузова, что повышало возможности машины при действиях в зимних условиях, исключало вероятность намерзания льда на бортах машины. Появился комплект морского оборудования для работы при волнении до трех баллов, радиостанция, приборы ночного видения и т. д.

ОТ ПТС-2 К ПТС-4

В 1973 году на Ворошиловоградском тепловозостроительном заводе был разработан плавающий транспортер ПТС-2. При его создании использовались узлы и агрегаты танка Т-64. На машине установили более мощный многотопливный двигатель В-46-5 мощностью 710 л. с, устройство самоокапывания, аппаратуру для эксплуатации в морских условиях, аппарели в кормовой части корпуса и реверсивную лебедку. Кабина транспортера бронированная, герметичная, оснащена ФВУ и защитой от радиоактивных веществ. В кабине размещается радиостанция и радиометр. Над люком командира машины установлена пулеметная турель.

Усовершенствованный образец ПТС-3, разработанный на том же предприятии, что и ПТС-2, так и остался опытным. Грузоподъемность машины при движении по воде была увеличена с 12 до 16 т, а скорость — с 12 до 15 км/ч. На крыше бронированной кабины была размещена вращающаяся башенка с пулеметом ПКТ. Базой машины служили узлы и агрегаты танка Т-64.

Поскольку после распада СССР производственные мощности по изготовлению плавающих транспортеров остались на Украине (в Луганске), встал вопрос о создании нового образца этой техники на российских предприятиях. В короткие сроки Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ) в Омске разработало новый плавающий транспортер ПТС-4 с использованием узлов и агрегатов танков Т-72 и Т-80. В 2014 году предприятие переименовали в ОАО «Омский завод транспортного машиностроения». Впервые данная машина была показана публике на выставке вооружений и военной техники в Омске в 2007 году. В 2011 году плавающий гусеничный транспортер успешно прошел государственные испытания. Машина принята на снабжение вооруженных сил России и серийно выпускается в Омске.

ОПИСАНИЕ ПЛАВАЮЩЕГО ТРАНСПОРТЕРА ПТС-4

Плавающий транспортер предназначен для транспортировки личного состава, артиллерийских систем, колесной и гусеничной техники, а также других грузов по воде и зыбкой почве.

Кроме того, «Омсктрансмаш» ведет разработку гражданской версии ПТС-4, которая сможет перевозить людей и грузы в местах стихийных бедствий или служить паромом при отсутствии мостов.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Гусеничный плавающий транспортер ПТС-4 состоит из водонепроницаемого корпуса с кабиной экипажа и грузовым отделением, в котором имеется откидной задний борт.

Двигатель В-84 мощностью 840 л. с. расположен приблизительно в центральной части корпуса транспортера, что увеличивает его устойчивость на плаву и надежность передачи крутящего момента на водяной и гусеничный движители, равно как и на лебедки. На ПТС-4 разработчики отказались от расположения винтов в туннелях и установили их в специальных направляющих насадках, которые были установлены за кормовой частью машины. При этом за каждым из винтов появился сдвоенный водяной руль. Благодаря наличию этих конструктивных решений удалось повысить маневренность и управляемость ПТС-4 на плаву, особенно при движении транспортера по криволинейным траекториям. При осуществлении поворота на плаву при помощи рулей радиус циркуляции ПТС-4 составляет примерно 80 м, а при повороте в режиме работы винтов в противоходе примерно 20 м. В то время, пока гусеничный транспортер перемещается по суше, винты поднимаются и прижимаются к заднему откидному борту. При осуществлении опускания и подъема заднего борта движительно-рулевой комплекс перемещается вместе с бортом.

Плавающий транспортер ПТС-4 имеет бронированную кабину экипажа, которая оснащена ФВУ. Также машина имеет устройство для самоокапывания. Технически предусмотрена возможность установить на транспортер навесное экранирование ходовой части. В кабине экипажа находятся средства связи, а также оборудование, позволяющее осуществлять вождение машины в ночных условиях и при плохой видимости.

В конструкции ходовой части ПТС-4 используются элементы серийно выпускающихся основных боевых танков: гусеницы и торсионы Т-80, коробка передач и фрикционы Т-72. В качестве вооружения используется дистанционно управляемый крупнокалиберный 12,7-мм пулемет с боекомплектом 400 патронов.

ТРАНСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Плавающий транспортер разгружается и загружается на суше через откинутый задний борт, который оборудован аппарелями. Техника заходит на борт своим ходом. Несамоходная военная техника перемещается при помощи специальной механической лебедки, которая находится в передней части грузовой платформы транспортера. Эта лебедка может применяться также для самовытаскивания ПТС-4 в той ситуации, когда береговой рельеф не позволяет транспортеру выйти на берег (при этом разгрузка машины значительно усложняется и время, необходимое для данной операции, увеличивается). Предусмотрена возможность одновременной переправы тягача и буксируемой им артиллерийской системы, которая в этом случае загружается на плавающий колесный прицеп, который входит в комплект ПТС-4. Маневренность и скорость движения при этом значительно падают (практически на 30 %).

Плавающий транспортер ПТС-4 может не только переправлять боевую технику, личный состав и различные грузы через водные преграды, но и перевозить их в условиях заболоченной или пересеченной местности, что делает машину довольно универсальной. Правда, при этом существенно снижается грузоподъемность гусеничного транспортера. Также гусеничный транспортер может применяться в морских десантах. Для этой цели на нем специально устанавливается дополнительное оборудование: два насоса, предназначенные для откачки воды производительностью 800 и 400 л/мин., специальная защита остекления, герметизированный тент, удлинители выхлопа и гирополукомпас.

ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ

В процессе создания ПТС-4 был осуществлен большой объем НИОКР, которые включали поиск наиболее рациональных и эффективных технических решений, а также их последующую обработку и обкатку. В частности прорабатывались вопросы размеров и формы водоизмещающих корпусов, перебирались разнообразные типы движителей, систем управления транспортером на плаву, водоотливных насосов и тому подобное. Существенное внимание разработчиков было уделено повышению проходимости нового гусеничного транспортера, особенно на этапе входа машины в воду и выхода из воды на сушу. Угол крена удалось увеличить до 25°, а угол преодолеваемого подъема/спуска — до 32°.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТС-4

  • Боевая масса, т: 33,1
  • Экипаж, чел.: 2
  • Грузоподъемность на суше, т: 12
  • Грузоподъемность на воде, т: 18
  • Скорость движения, макс, км/ч:
    по шоссе: 60
    на плаву: 15
  • Запас хода (по топливу)
    по шоссе, км: 587
  • Запас хода (по топливу) на плаву, ч: 10,6

Возможно вам будет интересно:


Гусеничный плавающий транспортёр ПТС предназначен для десантной переправы артиллерийских систем, колёсных и гусеничных артиллерийских тягачей, бронетранспортёров и автомобилей при форсировании водных преград.

Совместно с плавающим прицепом на крюке транспортёр ПТС обеспечивает также одновременную десантную переправу артиллерийских систем и их тягачей. По суше плавающий прицеп транспортируется буксировкой на крюке или на грузовой платформе транспортёра.

Со специальным оборудованием транспортёр может использоваться в морских условиях.

Основные части транспортёра ПТС: корпус, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, винтовые движители и рули, специальное оборудование, электрооборудование и средства связи.

Транспортёр делится на три отделения: отделение управления, силовое отделение и грузовое отделение.

Отделение управления находится в кабине транспортёра, расположенной в носовой части корпуса. В нём размещены сиденья механика-водителя (слева) и командира транспортёра (справа), рычаги и педали приводов управления транспортёром, штурвал привода и управления рулями, рычаг привода управления заслонками эжекторов, центральный щиток механика-водителя, распределительный щиток, выключатель аккумуляторных батарей, гирополукомпас с преобразователем, баллон с редуктором воздухопуска, топливораспределительный кран, ручной топливоподкачивающий насос, кран выпуска воздуха из системы питания топливом, реле-регулятор, лебёдка, радиостанция, два аппарата переговорного устройства, блок трёхцветной сигнализации и нагнетатель воздуха. Над сиденьем экипажа в крыше кабины имеются два входных люка с крышками.

Силовое отделение расположено в нижней части корпуса (под грузовым отделением). В нём размещены двигатель топливные и масляные баки, маслозакачивающий насос, масляный и водяные радиаторы, воздухоочиститель, подогреватель, распределительная коробка с главным фрикционом и стартёром, коробка передач, планетарные механизмы поворота с тормозами, бортовые передачи, карданные валы, валы привода гребных винтов, большой откачивающий насос, отопитель кабины и пусковое реле стартёра. По днищу силового отделения внутри поперечных балок проходят торсионные валы подвески ходовой части. В днище под сливными пробками узлов и агрегатов силовой установки и силовой передачи имеются лючки с крышками. Для слива воды из транспортёра имеется сливной клапан. Сверху силовое отделение закрыто колеями проезжей части и съёмными капотами и решётками.

Грузовое отделение расположено силовым отделением. В нём размещены две колеи, образующие грузовую платформу для переправляемых грузов. Спереди грузовое отделение ограничено задней стенкой кабины, с боков - бортами корпуса и сзади - откидным бортом. У задней стенки кабины размещены аккумуляторные батареи. Снаружи машины крепятся: волноотбойный щиток, фары, габаритные фонари и буксирный прибор. В кормовой части расположены гребные винты и рули.

Технические характеристики транспортёра ПТС:

Вес:
— траспортёра: 17 т.
— плавающего прицепа: 3,6 т.
Экипаж: 2 чел.
Грузоподъёмность:
— транспортёра на воде и подходах к преграде: 10 т.
— транспортёра на суше (на марше): 5 т.
— плавающего прицепа на воде и подходах к преграде: 5 т.
Размеры, мм.:
— длина транспортёра: 11 426
— ширина транспортёра: 3300
— высота транспортёра: 2650
Клиренс с грузом 5 т.: 400 мм.
Скорость движения, км./час:
— средняя по грунтовой дороге с грузом 5 т.: 25-27
— макс. на суше с грузом 5 т.: 42
— макс. на воде без груза: 11,5
Макс. углы подъёма и спуска, град.:
— без груза: 30
— с грузом 10 т.: 15
Ширина преодоления рва: 2,5 м.
Средний расход топлива, л.:
— на 100 км. пути с грузом 5 т.: 150
— на час работы двигателя на воде с грузом 10 т.: 50
Запас хода по топливу:
— на суше с грузом 5 т.: 380 км.
— на воде с грузом 10 т.: 12 часов

Читайте также:

Плавающий транспортер К-61.

Плавающий транспортер ПТС-2.

Плавающий транспортер ПТС-3.

Плавающий транспортер ПТС-М.

Гусеничные плавающие транспортеры

В ходе Великой Отечественной войны форсирование многочисленных водных преград на европейском театре военных действий происходило, в основном, с помощью амфибийной техники, поставлявшейся в нашу страну по ленд-лизу.

В 1948 г. в ОКБ Инженерных войск был создан плавающий гусеничный транспортер К-61 с использованием агрегатов и узлов артиллерийского тягача М-2. Его серийное производство осуществлялось на Крюковском вагоностроительном заводе.

Двигатель транспортера К-61 размещался в средней части корпуса, что обеспечило машине приемлемые дифференты при движении на воде с грузом и без груза, передачу мощности на ведущие колеса, водоходные движители и лебедку через раздаточную коробку. Кормовая часть корпуса была выполнена откидной с выдвигающимися аппарелями для удобства погрузки и выгрузки тяжелых грузов, артиллерийских систем, автомобилей и другой техники.

Затем последовательно были созданы гусеничные плавающие транспортеры ПТС, ПТС-М, ПТС-2 и ПТС-3 с более высокими характеристиками по грузоподъемности, подвижности и проходимости при входе в воду и выходе из воды.

Транспортер ПТС разработали на Крюковском вагоностроительном заводе с использованием узлов артиллерийского тягача АТС-59 и среднего танка Т-54. Его компоновка была аналогична компоновке К-61, эффективность которого подтвердилась 15-летней войсковой эксплуатацией. Дизельный двигатель размещался в средней части машины. Движение по воде осуществлялось двумя движителями с гребными винтами, размещенными в тоннелях.

Модернизация транспортера ПТС завершилась появлением варианта ПТС-М, в котором неизменными остались технические решения по компоновке, грузоподъемности, подвижности и проходимости. Появилось дополнительное оборудование: фильтровентиляционная установка в кабине с подогревом воздуха и комплект морского оборудования для работы при волнении до 3 баллов, санитарный комплект на 12 носилок, радиостанция, прожектор, приборы ночного видения и др. Увеличилась площадь грузовой платформы.

Транспортер ПТС-2, спроектированный на Луганском тепловозостроительном заводе, стал существенно улучшенной версией транспортера ПТС-М. На машине установили более мощный многотопливный дизельный двигатель, устройство самоокапывания, аппаратуру для эксплуатации в морских условиях, аппарели в кормовой части корпуса и реверсивную лебедку. ПТС-2 базировался на системах и узлах ходовой части танка Т-64А.

Усовершенствованная модель, получившая индекс ПТС-3, значительно отличалась от своих предшественников по грузоподъемности и скорости движения на воде. Этот транспортер, оставшийся опытным, также базировался на системах и узлах ходовой части танка Т-64А.

После образования СНГ производственные мощности по изготовлению плавающих транспортеров остались на Украине. В связи с этим в короткие сроки Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ) в Омске разработало новый плавающий транспортер ПТС-4 с использованием комплектующих танков Т-72 (системы и узлы МТО) и Т-80 (ходовая часть). В 2007 г. опытный образец впервые был показан на выставке в г. Омске. В 2011 г. транспортер прошел государственные испытания.

Плавающие транспортеры ПТС-2 преодолевают водную преграду.

Плавающий транспортер ПТС-4

Гусеничные снегоболотоходные транспортеры-тягачи

Первыми машинами для транспортировки грузов и личного состава воинских подразделений по заснеженным грунтам и грунтам с низкой несущей способностью (0,24-0,28 кгс/см²) стали транспортеры ГТ-С и ГТ-Т. Им на смену пришли ГТ-СМ, ГТ-ТП, ГТ-ТС, ГТ-МУ, ГТ-МУ-1, ГТ-СМ-1.

Для машин этого класса характерно переднее расположение ведущих колес и моторно-трансмиссионного отделения. Наиболее рациональной являлась компоновка агрегатов в базовой машине ГТ-СМ.

Корпус гусеничного транспортера ГТ-СМ был выполнен несущим, сварным, герметичным.

Он включал в себя кабину, моторное отделение и платформу. Кабина располагалась в передней части, моторное отделение – в средней, открытая грузовая платформа – в кормовой части корпуса; основание корпуса служило для монтажа агрегатов трансмиссии и подвески. Такая компоновка обеспечила равномерное распределение нагрузок под опорными катками.

ГТ-СМ был создан с максимально облегченным корпусом, узлами и системами, с хорошими плавностью хода, быстроходностью и проходимостью.

В трансмиссию машины входили главный фрикцион, коробка передач, главная передача, бортовые фрикционы и тормоза, бортовые передачи. Бортовые передачи представляли собой шестеренчатые одноступенчатые редукторы, на ведомые валы которых были установлены ведущие колеса. Функцию направляющих колес выполняли кормовые опорные катки с механизмами натяжения гусениц. Гусеницы существовали в следующих вариантах: цельнометаллические, с закрытым металлическим шарниром и с последовательным резинометаллическим шарниром (конструкции ВНИИТрансмаш).

Опорные катки имели пластмассовые диски и безбандажные шины. Система подрессоривания – индивидуальная с торсионными валами, установленными с борта на борт, с телескопическими гидроамортизаторами на крайних балансирах.

Транспортер ГТ-СМ преодолевал водные преграды вброд и на плаву за счет перематывания гусениц.

Транспортер-снегоболотоход ГТ-Т стал одной из лучших по проходимости гусеничных машин этого класса. Высокая проходимость была достигнута за счет высокой удельной мощности машины, шестиопорной ходовой части, низкого давления на грунт (0,24 кгс/см²), рациональной схемы гусеничного обвода, хорошего сцепления гусеницы с грунтом (снегом и рыхлыми грунтами), большого дорожного просвета (450 мм), способности преодолевать водные преграды вброд и на плаву, максимального отношения площади опорной поверхности к габаритной площади транспортера (0,221). Указанные конструктивные особенности сводили к минимуму влияние “бульдозерного эффекта» при движении ГТ-Т по глубокому снегу или болоту.

Компоновка машины была типичной для транспортеров: все силовые агрегаты размещались в передней части корпуса. Ведущие колеса, трансмиссия и двигатель максимально сдвинуты вперед. Трансмиссия – планетарная, с механизмом отбора мощности.

Бортовая передача представляла собой планетарный одноступенчатый соосный редуктор с заторможенной эпициклической шестерней.

Ходовая часть была выполнена с соосными торсионными валами и балансирами, симметрично расположенными относительно поперечной оси транспортера (три передних балансира направлены вперед, три задних – назад).

Транспортер ГТ-Т преодолевал водные преграды вброд и на плаву за счет перематывания гусениц.

Основные технические характеристики гусеничных плавающих транспортеров

Параметры К-61 ПТС-М ПТС-2 ПТС-3 ПТС-4
Год разработки 1948 1965 1973 1989 2007
Полная масса, т 9,55 17,800 24,2 25,8 33,14
Грузоподъемность, т:
- на суше 3,0 5,0 12,0 12,0 12,0
- на воде 5.0 10,0 12,0 16,0 18,0
Среднее удельное давление на грунт, кгс/м² 0,5 0,54 0,43 0,46 0,46
Габаритные размеры, м:
-длина 5,4 * * * 8,280
- ширина 2,6 * * * 3,300
- высота - - -
Клиренс, мм 450 (400 с грузом 16 т)
Тип двигателя ЯМЗ-М Дизель Дизель многотопливный
Мощность двигателя, кВт 99,4 257,6 522,5 613
Удельная мощность, кВт/т:
- на суше 7,92 * 14,43 13,8 18,3
- на воде 6,83 9,26 * 12,5 *
Максимальная скорость, км/ч:
-на суше (по шоссе) 36,0 42,0 60 60 60
- на воде 10,0 10,6 11,7 12,9 (без груза) До 15 с полной нагрузкой 15,0 (с грузом 16 т)
Запас хода:
- на суше, км 260 380 500 500 800
- на воде, ч 10 12 Не менее 15 15 10,6
Тяговое усилие лебедки, кН 49 48-49 98,1 * *


Поделиться