Обладая информацией о себестоимости одного машино-часа работы транспортного средства, компания имеет возможность выгодно выбрать поставщика, предоставляющего услуги по аренде машин и механизмов. Предлагаем вам подробный алгоритм такого расчета.
Для определения себестоимости работы транспортной техники необходимо в первую очередь рассчитать себестоимость одного машино-часа. Данный расчет необходим в следующих случаях:
- выбор поставщика транспортных услуг для нужд предприятия. Обладая информацией о реальной себестоимости одного машино-часа, можно выбрать поставщика на наиболее выгодных условиях. Анализ рынка в данном случае не даст объективную информацию, так как поставщики стремятся к получению максимальной прибыли;
- сдача в аренду собственных машин и механизмов сторонним организациям. Правильный расчет позволит установить оптимальный размер плановых накоплений.
Для определения себестоимости одного машино-часа определенного вида транспортного средства необходимо учитывать следующие показатели:
- балансовая стоимость транспортного средства;
- амортизация основного средства;
- затраты на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание;
- затраты на топливо и горюче-смазочные материалы;
- оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы;
- накладные расходы.
Рассмотрим подробнее каждый показатель и приведем примеры расчета.
Балансовая стоимость транспортного средства — стоимость транспортного средства, отраженная в учетных документах, которая при приобретении транспортного средства равна первоначальной стоимости транспортного средства, а после переоценки равна восстановительной или полной восстановительной стоимости транспортного средства.
Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода определяется по формуле:
- = (1 / n ) × 100 %,
где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
Обратите внимание!
При установлении сроков полезного использования основных средств необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (в ред. от 10.12.2010).
Нормативный показатель затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание машин определяется по формуле:
где В с — восстановительная стоимость машины, руб.;
Н р — норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах от восстановительной стоимости машин;
Т — годовой режим работы машин, маш.-ч/год.
Затраты на топливо и горюче-смазочные материалы можно определить на основании норм расхода на топливо и смазочные материалы, установленных в конкретной организации. Обычно эти нормы устанавливают и утверждают на производственном совещании в компании.
Также можно руководствоваться методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в ред. от 14.05.2014).
Оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы зависит от формы оплаты труда в компании. Наиболее распространенными является сдельная и повременная форма оплаты труда.
Сдельная форма оплаты труда предполагает оплату труда по количеству произведенной продукции (работы) установленного качества с учетом сложности и условий труда. Согласно принятому порядку учета может учитываться результат труда каждого исполнителя в отдельности или коллективной (групповой) результат (по всей группе работающих).
При повременной форме труд оплачивается в зависимости от отработанного времени по часовым, дневным и месячным ставкам или окладам. Данная форма оплаты применяется в тех случаях, когда выработка отдельного работника не может быть точно учтена и выражена в определенном количестве продукции или работы или когда по характеру работы экономически нецелесообразно переводить работников на сдельную оплату труда.
Пример 1
Исходные данные:
- количество отработанных часов в месяц — 162;
- расценка за час, установленная в компании, — 130 руб./ч;
- повышающий коэффициент — 1,3.
Заработная плата с учетом НДФЛ составит: 162 × 130 × 1,3 = 27 378,00 руб.
Отчисления с заработной платы: 27 378,00 × 0,3 = 8213,4 руб.
____________________
Накладные расходы сопутствуют основному производству, связаны с ним. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы включаются в себестоимость продукции, издержки ее производства и обращения.
Пример 2
Предположим, что в примере 1 рассмотрено промышленное строительство. В соответствии с нормативами накладные расходы должны составлять 90 % от фонда оплаты труда. Соответственно, накладные расходы составят: 27 378,00 × 0,9 = 24 640,20 руб.
______________________________
Рассмотрим пример расчета себестоимости за 1 машино-час.
Пример 3
Рассчитаем себестоимость 1 машино-часа работы автокрана короткообразного ZOOMLION RT-550 грузоподъемностью 55 т. Для расчета используем следующие данные:
- балансовая стоимость автокрана — 10, 3 млн руб.;
- срок полезного использования — 61 месяц;
- количество отработанных часов в месяц — 166;
- годовая норма затрат на техническое обслуживание и ремонт машины — 23 %;
- тарифная ставка для оплаты труда — 140 руб./ч;
- норма расхода топлива на 1 маш/час — 14, 3 л;
- стоимость 1 л ГСМ — 27,34 руб.;
- норма расхода смазочных материалов на 100 л расхода топлива — 2 л;
- стоимость 1 л смазочных материалов — 169,49 руб.;
- норма накладных расходов — 90 % от фонда оплата труда.
Расчет представлен в таблице.
Таблица 2. Калькуляция себестоимости 1 машино-часа работы автокрана |
||||
Наименование механизма: Автокран короткообразный ZOOMLION RT-550, г/п 55 т |
||||
№ п/п |
Наименование затрат |
Единица измерения |
Расчет |
Итого |
Балансовая стоимость |
||||
Амортизация |
||||
Норма месячной амортизации |
1 / 61 мес. × 100 % |
|||
Месячная амортизация |
10 300 000,00 / 1,64 % × 100 % |
|||
Часовая амортизация |
168 920,00 / 166,00 |
1 017,18 |
||
Затраты на техническое обслуживание и ремонт машины |
||||
Годовая норма |
||||
Годовые затраты |
10 300 000,00 × 0,23 |
|||
Месячные затраты |
2 369 000 / 12,00 |
|||
Часовые затраты |
197 416,67 / 166,00 |
1 189,26 |
||
Оплата труда (зарплата машиниста) |
||||
Тарифная ставка, руб./ч |
||||
Страховые взносы |
||||
Часовая заработная плата |
||||
Затраты на топливо |
||||
Норма расхода топлива на 1 маш.-ч |
||||
Стоимость 1 л ГСМ |
||||
Часовая стоимость топлива |
||||
Затраты на смазочные материалы |
||||
Норма расхода масла на 100 л расхода топлива (автокран) |
||||
Норма расхода масла в соответствии с нормой расхода ГСМ |
14,30 × 2,00 / 100 |
|||
Часовые затраты на смазочные материалы |
||||
Накладные расходы |
||||
Итого себестоимость за 1 машино-час |
1017,18 + 1189,26 + 182 + 390,96 + 48,47 + 126 |
А. В. Макина, экономист ООО «Больверк»
Сегодня поговорим о такой теме, как: Тарифная система оплаты труда, а натолкнуло меня на эту тему одно из обсуждений на facebook.
Для начала определимся, что есть такое - Тарифная система. Придадим данному термину, для простоты написания, сокращенный вид - ТС.
ТС включает в себя следующее:
- тарифное нормирование труда;
- тарифную сетку для оплаты труда работников в соответствии со сложностью выполняемых работ (квалификацией работников) и с учетом их личных деловых качеств;
- дифференциацию тарифных ставок разряда по значимости отдельных видов производств и работ, их технологической сложности, а также значимости сфер приложения труда;
- доплаты за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, по группам условий труда.
Теперь разберем каждый пункт по порядку.
Тарифное нормирование труда
работников (определение сложности работ и присвоение разрядов работников) базируется на применении нормативных документов, разработанных как в централизованном порядке, так и непосредственно внутри компании.
К числу централизованно разработанных документов относятся:
- ЕТКС все выпуски;
- квалификационные справочники должностей РСС;
- ОКПДТР.
К нормативным документам, разработанным внутри компании, относятся:
- группировка работ по условиям труда, отклоняющихся от нормальных по тяжести, вредности, опасности для здоровья работников, и иным факторам;
- группировка должностей РСС по квалификационным разрядам тарифной сетки. Сюда также могут быть отнесены отдельные профессии рабочих, не включенных в ЕТКС или протарифицированных внутри компании;
- группировка работ по категориям значимости вида деятельности, сферы приложения труда и технологической сложности для определения коэффициентов дифференциации ставок (окладов).
- штатные расписания (расстановки) по подразделениям, устанавливающие квалификационно-должностное разделение труда между работниками и обеспечивающие производственное функционирование подразделения;
- должностные (производственные) инструкции работников.
Цель описана отдельно, переходите по ссылке.
Тарифная сетка
для оплаты труда работников имеет равномерное нарастание размеров ставок от одного квалификационного разряда к другому и предусматривают диапазон исходных месяных тарифных ставок (окладов) по каждому разряду, предназначенный для установления работнику тарифной ставки (оклада). При этом месячные исходные тарифные ставки пересчитываются в часовые тарифные ставки путем деления их на среднемесячный нормативный фонд рабочего времени соответственно для 40-час (36; 30) рабочей недели.
Часовые тарифные ставки для работников, которым установлена 40-час.раб.неделя
Межразрядный шаг | Нарастающий коэф-т | Разряд | min | med | max |
1 | 1,00 | 1. | 64,00 ₽ | 67,00 ₽ | 106,00 ₽ |
1,13 | 1,13 | 2. | 72,50 ₽ | 75,50 ₽ | 120,00 ₽ |
1,13 | 1,28 | 3. | 82,00 ₽ | 85,50 ₽ | 135,50 ₽ |
1,13 | 1,45 | 4. | 92,50 ₽ | 96,50 ₽ | 153,00 ₽ |
1,13 | 1,63 | 5. | 104,50 ₽ | 109,00 ₽ | 173,00 ₽ |
1,13 | 1,84 | 6. | 118,00 ₽ | 123,00 ₽ | 195,50 ₽ |
1,13 | 2,09 | 7. | 133,50 ₽ | 139,00 ₽ | 221,00 ₽ |
1,13 | 2,36 | 8. | 151,00 ₽ | 157,00 ₽ | 249,50 ₽ |
С учетом дифференциации, тарифная сетка может принять следующий вид:
Методика расчета и показатели себестоимости пробега и простоя автотранспортных средств
^ 5.4.6.1 Общие положения. Определение себестоимости пробега (простоя) автотранспортных средств осуществляют прямым счетом в разрезе переменных и постоянных групп затрат .
Величину прямых затрат определяют в расчете на 1 км пробега автомобиля как сумму расходов по следующим статьям: топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы, шины, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
Величину постоянных затрат определяют в расчете на 1 час работы автомобиля как сумма расходов по статьям: амортизация (в процентах от стоимости на год), заработная плата водителя и накладные расходы.
5.4.6.2 Расчет себестоимости 1 авт. - км пробега
Себестоимость 1 авт – км пробега автомобиля рассчитывают по следующей формуле:
где:
- затраты на топливо, руб.;
- затраты на смазочные материалы, руб.;
- затраты на восстановление износа шин, руб.;
- амортизационные отчисления, руб.;
- затраты на ремонт и техническое обслуживание автомобиля, руб.;
- заработная плата водителя, руб.;
- величина накладных расходов, % от прямых затрат;
T – среднегодовое время использования автомобиля, ч;
- региональный поправочный коэффициент к затратам на пробег автомобиля.
Расчет затрат на топливо
Затраты на топливо определяют по следующей формуле:
, (20)
где:
- стоимость 1 литра горючего, руб.;
- нормативный расход топлива, л/км или м³/км:
для легковых автомобилей и автобусов
, (21)
где:
- базовая норма расхода топлива на пробег или простой автомобиля (по данным НИИА), л/100км или м³/100км;
- поправочный коэффициент, учитывающий надбавку к расходу топлива в зимний период времени:
, (22)
где:
- количество зимних месяцев в году;
- размер установленной надбавки (по данным НИИАТ), %.
для бортовых грузовых автомобилей, тягачей самосвалов и фургонов
где: - базовая норма расхода топлива на пробег или простой автомобиля, л/100км или м³/100км;
- норма расхода топлива на транспортную работу, л/100км или м³/100км;
G – грузоподъемность транспортного средства, т;
- коэффициент использования грузоподъемности;
- коэффициент использования пробега автомобиля (с грузом).
Расчет затрат на смазочные материалы
Затраты на смазочные материалы определяют по следующей формуле:
где:
- нормативный расход топлива на пробег или простой автомобиля, л/км или м³/км;
- норма расхода моторного масла на 100 л общего расхода топлива, л;
- стоимость 1 л моторного масла, руб.;
- норма расхода трансмиссионного масла на 100 л общего расхода топлива, л;
- стоимость 1 л трансмиссионного масла, руб.;
- норма расхода специального масла на 100 л общего расхода топлива, л;
- стоимость 1 л специального масла, руб.;
- норма расхода пластичных смазок на 100 л общего расхода топлива, кг;
- стоимость 1 кг пластичных смазок, руб..
^
Расчет затрат на восстановление износа шин
где:
- норма на восстановление износа и ремонт шин на 1000 км пробега, доли единиц;
- стоимость 1 комплекта покрышки, камеры, ободной ленты, руб.;
К – количество ходовых шин на автомобиле, шт.
^
Расчет амортизационных отчислений
где:
- норма амортизационных отчислений на полное восстановление автомобиля, %;
- стоимость автомобиля (тягача), тыс.руб.;
- норма амортизационных отчислений на полное восстановление прицепа, %;
Расчет затрат на техническое обслуживание автомобиля
где: и - норма затрат на проведение технического обслуживания соответственно автомобиля и прицепа, установленная на 1000 км пробега, %;
p – коэффициент к норме затрат, учитывающий дорожные условия: для дорог I категории – 0,84; для дорог II категории – 0,92; для дорог III категории – 1,0; для дорог IV категории – 1,17; для дорог V категории – 1,25;
Стоимость автомобиля (тягача), тыс. руб;
Стоимость прицепа, тыс. руб.
Расчет заработной платы водителя
, (28)
где: - часовая тарифная ставка водителя (по данным «Отраслевого тарифного соглашения по автомобильному транспорту на 2002-2004 гг.»), руб.;
- коэффициент к тарифной ставке водителя.
Расчет себестоимости 1 авт-ч работы автомобиля
^ Расчет себестоимости 1 авт.-ч простоя автомобиля
(30)
Формирование нормативной базы расчета удельных показателей потерь от увеличения себестоимости перевозок грузов и пассажиров в ценах 2010 г. выполнено путем перерасчета базовых показателей основных видов переменных и постоянных затрат на перевозки по маркам автомобилей, разработанных на кафедре экономики дорожного хозяйства МАДИ (ГТУ) для условий ценообразования в 2002 г.
Рассчитанные значения показателей переменных и постоянных затрат по маркам легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей приведены в Приложении А.
Методика расчета операционных социально-экономических потерь пользователей
5.5.1 Расчет затрат пользователей при ремонтных работах с перекрытием полосы движения
Во время проведения дорожных ремонтных работ возникают дополнительные операционные социально-экономические потери пользователей автомобильных дорог, связанные с ограничением движения транспортного потока и возникновением из-за этого заторов.
Определение операционных социально-экономических потерь в периоды ремонта конструкций дорожных одежд осуществляют по формулам раздела 5.4.6 с некоторой корректировкой:
На продолжительность каждого периода ремонта (которая при сроках ремонтных работ некратных одному году вводится для неполного года в сутках);
На условия организации движения транспорта во время ремонтных работ, которые характеризуются двумя параметрами: величиной сужения проезжей части сооружения (если не имеет место его полное закрытие) и протяженностью зоны ремонтных работ.
Исходными данными для расчета указанных видов потерь являются:
при частичном перекрытии движения по дороге
Протяженность каждой зоны ремонтных работ, км;
Средняя скорость движения транспортного потока в зоне ремонта, км/ч;
Среднее время простоев автомобилей в случае попеременного их пропуска по одной полосе движения;
при полном перекрытии движения по дороге
Протяженность объезда ремонтируемого участка;
Скорость движения транспортного потока на объезде;
Продолжительность ремонтных работ, сут.
Для выполнения расчетов необходимо иметь определенные данные особенностей организации дорожных работы, чтобы выполнить анализ и получить оценку затрат пользователей. Необходимые для этого исходные данные:
Планируемый год проведения работ.
Продолжительность выполнения работы (число дней).
Определенные часы каждого дня выполнения работы.
Протяженность зоны ремонтных работ, км.
Пропускная способность при проведении работ (транспортные средства в час по полосе движения).
Ограничение скорости в зоне проведения работ, км/час.
Число открытых полос движения во время ремонтных работ.
Ежегодное среднее ежедневное движение в год строительства (общее количество для обоих направлений).
Состав транспортного потока.
Количество грузовиков без прицепов в составе транспортного потока.
Грузовики с прицепами и тягачи с полуприцепами в составе транспортного потока.
Ежегодный темп роста интенсивности движения.
Ограничение скорости при нормальном эксплуатационном режиме (км/час).
Число полос движения при нормальном режиме движения.
Среднечасовая интенсивность транспортного потока (авт/час) по полосе движения.
Максимальная пропускная способность в условиях затора (способность каждой полосы движения в условиях затора).
Максимальная интенсивность движения (авт/сут).
Максимальная длина очереди (км).
Сельское или городское почасовое транспортное распределение.
Стоимость времени для легковых автомобилей по маркам автомобилей (руб/час).
Стоимость времени для одиночных грузовиков без прицепов по маркам автомобилей (руб/час).
Стоимость времени для грузовиков с прицепами и полуприцепами по маркам автомобилей (руб/час).
Время движения транспортного потока при перекрытии полосы (
, час):
, час, (31)
где: - время движения транспортного потока в зоне производства работ, час:
, руб (39)
Рисунок 1. Схема движения потока автомобилей: а - при свободном движении; б - при перекрытии полосы движения