Основания для отсрочки или рассрочки уплаты налогов. Отсрочку по уплате налогов на срок от года до трех лет будет предоставлять федеральная налоговая служба

По всем налогам, пени, штрафам, которые фирма уплачивает по общей системе налогообложения и по специальным налоговым режимам, в т.ч. упрощенке и вмененке. Рассрочку или отсрочку нельзя оформить на те налоги, которые вы перечисляете в качестве налогового агента. Например, на уплату НДФЛ в бюджет с зарплат своих сотрудников. Также не изменяется срок уплаты налога на прибыль для тех организаций, которые уплачивают его по консолидированной группе налогоплательщиков.

Чем регулируется предоставление налоговых рассрочек?

  • глава 9 Налогового кодекса (статьи 61-68)
  • Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами ()

Когда можно просить налоговую рассрочку или отсрочку?

Главное основание для предоставления рассрочки / отсрочки — это ваше финансовое положение, из-за которого вы не можете заплатить налог вовремя, но сможете изыскать средства на погашение долга по налогу в течение срока действия рассрочки / отсрочки. Однако поводом для предоставления рассрочки будет не любая финансовая трудность, а только в определенных случаях:

  • вам причинен ущерб в результате обстоятельств непреодолимой силы, в т.ч. стихийного бедствия, технологической катастрофы;
  • вы своевременно оказали услуги, выполнили работы, поставили товары для государственных или муниципальных нужд, но вам не перечислили или перечислили с задержкой оплату по контракту в объеме, достаточном для уплаты налога;
  • если вы уплатите налог единовременно, у вас возникнут признаки несостоятельности (банкротства). В этом случае наличие основания для отсрочки / рассрочки определяется после анализа финансового состояния по методике из приказа Минэкономразвития №175 от 18.04.2011;
  • если вы физическое лицо, и ваше имущественное положение не позволяет единовременно уплатить налог (имущество, на которое по закону не может быть обращено взыскание при этом не учитывается);
  • если ваше производство или продажа товаров, работ, услуг носят сезонный характер.

Дополнительные основания для предоставления отсрочек или рассрочек по региональным и местным налогам могут установить субъекты РФ или соответствующие муниципальные образования.

Когда в предоставлении рассрочки или отсрочки по уплате налога могут отказать?

  1. Если в отношении того, кто запрашивает рассрочку, возбуждено уголовное дело по поводу нарушения законов о налогах и сборах.
  2. Если в отношении налогоплательщика ведется производство по делу об административном или налоговом правонарушении в связи с уплатой налогов, сборов, таможенных платежей.
  3. Если есть достаточные основания полагать, что вы воспользуетесь переносом срока уплаты налога для сокрытия имущества или выедете на ПМЖ за пределы РФ.
  4. Если ранее вы уже обращались за налоговой отсрочкой, рассрочкой или инвестиционным налоговым кредитом, но нарушили их условия, в связи с чем в течение последних 3 лет налоговой службой было принято решение о прекращении действия вашей рассрочки / отсрочки / инвестиционного налогового кредита.

Куда обращаться за предоставлением налоговой рассрочки?

По федеральным налогам (НДС, НДФЛ для ИП за себя, акцизы, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, водному налогу, сборам за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов) вопросы рассрочек и отсрочек решает Федеральная налоговая служба. Пакет документов в ФНС передается через Управление ФНС по вашему субъекту федерации.

По региональным налогам (налог на имущество, игорный бизнес, транспортный налог) и по местным налогам (земельный налог, налог на имущество физлиц, торговый сбор) нужно обращаться в Управление ФНС по вашему месту нахождения.

Физическим лицам без статуса ИП для оформления рассрочки по налогу надо обращаться в налоговую инспекцию по месту жительства. Вопрос об отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины рассматривает тот госорган, куда вы обрщаетесь за соответствующим действием (например, суд). По отсрочке на уплату таможенных платежей нужно обращаться в Федеральную таможенную службу .

Какой пакет документов нужен для налоговой рассрочки?

  1. (рекомендованная форма).
  2. Справки налоговой инспекции по месту учета:
    — о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам;
    — о перечне всех открытых банковских счетов;
  3. Справки из банков:
    — о ежемесячных оборотах по счетам за последние 6 месяцев;
    — о наличии / отсутствии расчетных документов в картотеке;
    — об остатках денежных средств по всем счетам.
  4. Перечень контрагентов — дебиторов с указанием цен договоров / размеров обязательств и сроков исполнения + копии соответствующих договоров.
  5. (рекомендованная форма) + предполагаемый график погашения задолженности.
  6. В зависимости от основания, по которому запрашиваете рассрочку / отсрочку:
    — заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы + акт оценки причиненного ущерба от уполномоченного органа государственной власти, местного самоуправления, организации в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;
    — документ государственного, муниципального заказчика с данными о сумме не перечисленных или несвоевременно перечисленных денежных средсв по государственному / муниципальному контракту;
    — сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (кроме имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание);
    — справка о том, что в общем доходе от реализации товаров, работ, услуг доля дохода от сезонной деятельности составляет не менее 50% (составляет сам налогоплательщик с учетом перечня из постановления Правительства РФ №382 от 06.04.1999).
  7. По требованию налоговой — документы на имущество, которое может быть предметом залога, поручительство, банковская гарантия.
  8. По вашему желанию — ходатайство о временном приостановлении уплаты суммы задолженности на время принятия решения о предоставлении рассрочки / отсрочки.

На каких условиях предоставляется налоговая рассрочка или отсрочка?

  • отсрочка означает уплату долга по налогу по окончании срока ее действия, рассрочка — постепенную уплату налогов по графику;
  • сумма налоговой рассрочки или отсрочки не должна превышать стоимость чистых активов организации или стоимость имущества физического лица;
  • налоговые рассрочки и отсрочки даются на срок до 1 года, а по уплате федеральных налогов в той части, которая зачисляется в федеральный бюджет, рассрочку могут дать и на срок до 3 лет;
  • на сумму задолженности начисляются проценты по 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ (если рассрочка дана в связи угрозой банкротства, недостаточностью имущества, сезонным характером производства). Если рассрочка дана по обстоятельствам непреодолимой силы или задержке оплаты по госконтракту, проценты на задолженность по налогу не начисляются;
  • в общую сумму задолженности по рассрочке / отсрочке включаются пени за период после установленного для уплаты налога срока по день вступления в силу решения о рассрочке / отсрочке. Поэтому по возможности стоит запрашивать рассрочку заранее, пока не подошел срок уплаты налога;
  • иногда налоговый орган может потребовать, чтобы исполнение вашей отсрочки или рассрочки было обеспечено залогом имущества, поручительством или банковской гарантией;
  • при наличии желания и финансовой возможности вы можете досрочно погасить весь размер налоговой задолженности с причитающимися процентами.

Как быстро решается вопрос о налоговой рассрочке?

В течение 30 дней после подачи пакета документов в уполномоченный орган. И еще в течение 3 дней с даты принятия решения о рассрочке решение направляется вам и в налоговую инспекцию по месту учета. Обратите внимание, что для вступления в силу решения о рассрочке / отсрочке под залог имущества необходимо будет заключить договор о залоге имущества. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки вы можете обжаловать в суде.

09.02.2012

Пора платить налоги, а денег у организации нет. Есть несколько способов перенести дату перечисления средств в бюджет.

Подошел срок уплаты налогов, а «карман» организации пуст. Что делать? Можно, конечно, просто не заплатить и столкнуться с санкциями инспекции. Не слишком заманчивая перспектива. Поэтому лучше на законных основаниях перенести дату перечисления средств в бюджет.

Практически любая компания при определенных обстоятельствах может претендовать на налоговую отсрочку или рассрочку. Чем они отличаются? Первая позволяет перенести дату уплаты средств в бюджет на определенный срок. В этом случае, организация погасит свой долг целиком, но через несколько месяцев. Рассрочка - это погашение суммы, подлежащей отчислению в бюджет частями.

Сроки, на которые фирма может получить отсрочку и рассрочку, установлены в Налоговом кодексе. Стандартная продолжительность этих льгот – не более года. Но в особых обстоятельствах, по решению Правительства Российской Федерации, разрешается увеличить перенос уплаты налогов, но не более, чем на три года. Если и этого не достаточно, льгота сроком до пяти лет устанавливается Министерством финансов. Но и тут есть нюансы. Некоторые регионы в местных нормативных актах прописывают свои условия предоставления таких преференций, которые существенно отличаются от тех, что регламентированы федеральным законодательством.

Причины, по которым организация может просить отсрочки или рассрочки, приведены в статье 64 НК. Для получения льготы необходимо наличие особых обстоятельств, которые перечислены в пункте 2 статьи 64 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • ущерб, который понесла организация в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы и иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • несвоевременное перечисление средств из бюджета в счет оплаты за выполнение госзаказа;
  • наличие оснований для предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов, возникших в связи с перемещением товаров (работ, услуг) через таможенную границу;
  • сезонный характер производства товаров (работ, услуг) или их реализации;
  • наличие угрозы банкротства в случае единовременного отчисления средств в бюджет.

Предоставление льгот по последним трем основаниям является платным. В этих случаях на сумму задолженности по налогам начисляются проценты в размере одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Приведенный перечень обстоятельств для получения отсрочки или рассрочки вполне исчерпывающий, но власти субъектов РФ и муниципальных образований могут установить дополнительные причины, по которым срок уплаты региональных или местных налогов и сборов может быть перенесен. К примеру, в Москве действует документ, который регулирует сроки предоставления льгот и процентные ставки. Закон 2000 года «О дополнительных основаниях и условиях изменения сроков уплаты налогов и сборов» также устанавливает дополнительные основания, при которых могут предоставляться отсрочки или рассрочки. Стоит обратить особое внимание на тот факт, что налоговые органы столицы имеют право снижать размер процентов, подлежащих начислению, а также продолжительность пользования привилегией по своему усмотрению.

Готовьте документы

Порядок получения отсрочки и рассрочки носит заявительный характер, то есть организации необходимо известить налоговые органы о необходимости применения этой меры. Самостоятельно инспекторы не вправе перенести платежи фирмы на будущее. Подавать документы нужно в ФНС, если речь идет об изменении срока уплаты федеральных налогов, или в УФНС по субъекту РФ, если требуется «отложить» перечисление региональных или местных налогов. Копию заявления необходимо также направить в ИФНС по месту учета организации в течение пяти дней со дня его подачи в уполномоченный орган. Инспекторы вправе потребовать сведения об имуществе, которое может выступать залогом, либо поручительство.

Полный перечень бумаг, которые требуется предоставить, приведен в пунктах 5 и 5.1 статьи 64 Налогового кодекса:

1) справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) перечень всех открытых счетов в банках;

3) сведения кредитной организации о ежемесячных оборотах денежных средств за предшествующие подаче заявления шесть месяцев, а также о наличии бумаг, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах налогоплательщика;

5) перечень контрагентов – дебиторов компании с указанием цен договоров, и сроков их исполнения, а также копии этих документов;

6) обязательство фирмы, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога.

Также есть дополнительные документы, которые необходимо подавать в зависимости от того, какая причина привела к необходимости получить отсрочку или рассрочку. Если основанием для предоставления льготы стал ущерб, который компания понесла в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, необходимо приложить к пакету документов заключение с подтверждением факта событий, которые привели к потерям фирмы, а также акт оценки причиненного вреда.

Предприятия, не получившие деньги по госзаказу, представляют документ финансового органа или главного распорядителя бюджетных средств, содержащий сведения о суммах, которые не были перечислены исполнителю в срок. Если компании угрожает банкротство, этот факт должен быть подтвержден результатами анализа финансового состояния компании, проведенного федеральным органом исполнительной власти. Документ, выданный по результатам исследования, необходимо представить в ФНС, чтобы подтвердить право на получение льготы. Компаниям, чей бизнес работает неравномерно в течение года, необходимо приложить бумаги, демонстрирующие, что не менее 50 процентов дохода организации приходится на определенный сезон, в остальное время обороты фирмы минимальны, и потому уплата налогов негативно скажется на функционировании предприятия.

Налоговики рассматривают подготовленные компанией документы в течение 30 дней. Со дня подписания решения оно вступает в силу. Если отсрочка или рассрочка предоставляются под залог имущества – то льгота начинает действовать с даты заключения соответствующего договора.

Причина отказа

Даже при наличии всех оснований на получение отсрочки или рассрочки, компании может быть отказано в льготе. Есть определенные причины для отрицательного решения налоговиков. Отказ в льготе может быть получен, если.

  • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
    • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
    • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
    • Функции налогов
    • Принципы налогообложения
      • Юридические и организационные принципы налогообложения
    • Классификация налогов
    • Обязательные и факультативные элементы налога
    • Сущность и классификация налоговых льгот
  • Налоговая система и налоговая политика государства
    • Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
    • Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
    • Сущность и основные аспекты налоговых реформ
  • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
    • Понятие и сущность налогового администрирования
      • Функции налогового администрирования
    • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
      • Функции налоговых органов
    • Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
    • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
    • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
  • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
    • Формы налогового контроля
    • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
    • Организация камеральных налоговых проверок
    • Организация выездных налоговых проверок
      • Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
      • Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
    • Взыскание недоимок по налогам и сборам
  • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
    • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
    • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
    • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
    • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
    • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
    • Ответственность за нарушения налогового законодательства
    • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Административная ответственность в сфере налогообложения
    • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
  • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
    • Виды налогов и сборов современной России
    • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
      • Плательщики НДС
      • Объект налогообложения НДС
      • Операции, не подлежащие обложению НДС
      • Налоговая база по НДС
      • Налоговые агенты по НДС
      • Налоговые ставки по НДС
      • Порядок исчисления НДС
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
      • Доходы, не подлежащие налогообложению
      • Налоговые вычеты
      • Налоговые ставки
      • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
      • Налоговая база по НДПИ
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
      • Порядок и сроки уплаты госпошлины
  • Региональные налоги
    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес
    • Налог на имущество организаций
  • Местные налоги
    • Земельный налог
      • Порядок исчисления земельного налога
    • Налог на имущество физических лиц
  • Специальные налоговые режимы
    • Упрощенная система налогообложения
      • Объекты налогообложения при УСН
      • Налоговый период при УСН
      • Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
    • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
      • Налогоплательщики ЕНВД
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
      • Объектом налогообложения по ЕСХН
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
      • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Обязательные страховые взносы
    • Концептуальные основы обязательного социального страхования
    • Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
    • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Налоговое право зарубежных стран
    • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
    • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
    • Система источников налогового права зарубежных стран
    • Принципы налогового права зарубежных стран
    • Практика местного налогообложения за рубежом
    • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Отсрочка или рассрочка по уплате налога

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной (отсрочка) или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (рассрочка). Рассрочка или отсрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок от года до трех лет, может быть предоставлена по решению Министра финансов РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  2. задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
  3. угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
  4. если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
  5. если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в п. 3, 4 и 5, то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в п. 1 и 2, на сумму задолженности проценты не начисляются. Отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам, а законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов.

Кроме того, отсрочка или рассрочка может быть представлена министром финансов РФ на срок до пяти лет, если размер задолженности организации превышает 10 млрд. руб. и ее единовременное погашение создает угрозу неблагоприятных социально-экономических последствий. На данную сумму задолженности начисляются проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган с приложением документов, подтверждающих наличие оснований для получения такой льготы.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица. При этом уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом.

При отсутствии обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в п. 1 или 2, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным, оно может быть обжаловано заинтересованным лицом.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных ниже, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по одному из федеральных налогов - по налогу на прибыль организации, а также по любому из региональных и местных налогов на срок от одного года до пяти лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Очень важно понимать, что в каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, то для такого отчетного периода разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих документально подтвержденных оснований, установленных ст. 67 НК:

  • проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;
  • выполнение организацией государственного оборонного заказа.

Следует отметить, что законодательным органам государственной власти субъектов РФ и представительным органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита в части региональных и местных налогов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Такой договор должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Действие отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока. При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки их действие может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения ими соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано налогоплательщиком или плательщиком сбора в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов .

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения, либо возврату налогоплательщику излишне в порядке, предусмотренном ст. 78 НК.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика на основании его письменного заявления без начисления в общем случае процентов на эту сумму.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей выносится в течение десяти дней после получения заявления или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов. Вместе с тем налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам, задолженность по пеням и (или) штрафам, и обязан сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате, если иное не установлено НК, а при нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка при этом принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата.

Перечисленные положения применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Налогоплательщики имеют право представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах лично либо через своего представителя .

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя (ст. 26 НК), равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Указанную функцию выполняют законные и уполномоченные представители, полномочия которых должны быть документально подтверждены.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, а налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве таковых в соответствии с гражданским законодательством РФ. При этом действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) самой организации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, судьи, следователи и прокуроры. Причиной этого является то, что данные лица представляют интересы государства в налоговых правоотношениях.

Налогоплательщики также имеют право :

  • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  • на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
  • на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов, в случаях предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Налогоплательщики имеет также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов, и неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, нарушаются их права. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, причем подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, - путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в письменной форме соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить решение или вынести новое решение по существу.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе

принимается в течение месяца со дня ее получения и о нем в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

НК РФ регламентирует порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных главой 9:

    • на срок, не превышающий 1 год , соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности;
    • на срок от 1 до 3 лет - по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, по решению Правительства РФ;
    • на срок, не превышающий 5 лет - по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам, по решению министра финансов РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу:

    1. финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок;
    2. имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
      • причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
      • непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога;
      • угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
      • имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
      • производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
      • при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Подробнее

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 - 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в 5-дневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета.

Документы, прилагаемые к заявлению

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

  1. справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  2. справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;
  3. справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  4. справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
  5. перечень - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
  6. обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
  7. документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.

В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом , либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Законами субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

    • по налогу на прибыль организации;
    • по региональным налогам;
    • по местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен:

    1. на срок от 1 года до 5 лет - по общему правилу;
    2. на срок до 10 лет по основанию, указанному в подп. 6 п. 1 ст. 67 НК РФ (включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в РФ).

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Подробнее

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    1. проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
    2. осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности , в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
    3. выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;
    4. выполнение организацией государственного оборонного заказа ;
    5. осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности , в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
    6. включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

    • по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 - на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
    • по основаниям, указанным в подпунктах 2 – 4, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;
    • по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

Подробнее

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Организация вправе подать в соответствующий уполномоченный орган заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита либо заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 НК РФ в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом , либо поручительство, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 НК РФ.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Законами субъектов РФ по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ) и по региональным налогам, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита

Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях:

    • уплаты всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;
    • при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки или рассрочки по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения ими соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом заинтересованному лицу по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета заинтересованного лица.

Отсрочка/рассрочка по уплате налога – это изменение срока его уплаты. Общие принципы и условия переноса сроков уплаты налогов содержатся в ст. 61-64 НК РФ, а сам порядок получения отсрочки регулируется приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

Отсрочку предоставляют на срок до трех лет с единовременным либо поэтапным внесением платежей в бюджет. Конкретный срок отсрочки/рассрочки определяется видом налогов, по которым она предоставляется.

Так, по федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет, отсрочка может быть предоставлена на срок до трех лет. То же самое касается и страховых взносов. По всем другим налогам срок не может быть перенесен более, чем на 1 год. При этом срок уплаты может быть изменен в отношении всей суммы налога или ее части.

Рассрочка предоставляется в заявительном порядке. Перечень документов, подаваемых совместно с заявлением, установлен п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Отсрочка/рассрочка по уплате налога – это изменение срока его уплаты.

2. Право на перенос срока уплаты налогов и страховых взносов гарантировано налогоплательщикам главой 9 НК РФ.

3. Отсрочку предоставляют на срок до трех лет с единовременным либо поэтапным внесением платежей в бюджет. Конкретный срок отсрочки/рассрочки определяется видом налогов, по которым она предоставляется.

4. Рассрочка предоставляется в заявительном порядке.

5. Перечень документов, подаваемых совместно с заявлением, установлен п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

6. У плательщика должны быть веские основания для несвоевременной уплаты налога.

7. Список плательщиков, которые не могут рассчитывать на изменение сроков уплаты налогов, приведен в ст. 62 НК РФ. Например, срок уплаты не изменят, если в отношении плательщика возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению.

8. Решение по заявлению об отсрочке/рассрочке уплаты налогов принимается налоговиками в течение 30 дней со дня его получения.

При этом полного пакета документов еще недостаточно для переноса сроков уплаты налога. Налоговики могут потребовать от плательщика предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате долга и процентов. Таким обеспечением является имущество, которое может быть предметом залога, поручительство или банковская гарантия (п. 5.3 ст. 64 НК РФ).

По общему правилу предоставление отсрочки/рассрочки не порождает для плательщика никаких новых обязанностей. Но в заявлении, подаваемом в налоговую, плательщик принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности по налогам (п. 5.2 ст. 64 НК РФ). Проценты начисляются исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центробанка, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Обязанность по уплате процентов напрямую зависит от оснований предоставления отсрочки/рассрочки. Если невозможность уплаты налога обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы либо неуплатой плательщику денег государственным/муниципальным заказчиком, проценты на сумму долга не начисляются (п. 4 ст. 64 НК РФ).

Основания для предоставления рассрочки по уплате налогов

Отсрочку могут дать только тому плательщику, чье финансовое положение действительно временно не позволяет уплатить какой-либо налог в установленный срок. При этом у плательщика должны быть веские основания для несвоевременной уплаты налога. К числу таковых относится:

  • причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • непредоставление бюджетных ассигнований/неперечисление из бюджета средств в счет оплаты оказанных услуг для государственных, муниципальных нужд;
  • угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога;
  • невозможность единовременной уплаты налогов, пеней и штрафов, начисленных по результатам налоговой проверки;
  • производство и реализация товаров, работ или услуг плательщика носит сезонный характер.

Для получения отсрочки/рассрочки достаточно наличия одного из вышеуказанных условий. Поэтому к заявлению, подаваемому в налоговый орган, плательщик должен приложить перечень документов, подтверждающих то или иное основание.

Что касается невозможности единовременной уплаты налогов и пеней, начисленных по результатам проверки (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ), то это новое основание, введенное в действие Федеральным законом от 14.11.2017 № 323-ФЗ. Для него предусмотрены специальные правила.

Изменение срока уплаты налога и сбора по данному основанию осуществляется только в форме рассрочки. Рассрочка в данном случае может быть предоставлена только при соблюдении следующих условий:

  • сумма начисленных по результатам проверки налогов, сборов, пеней и штрафов составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке за предыдущий год;
  • со дня создания организации, регистрации ИП прошло не менее одного года;
  • в отношении организации, ИП не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
  • организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации.

Кто не может рассчитывать на рассрочку по уплате налогов

Список плательщиков, которые не могут рассчитывать на изменение сроков уплаты налогов, приведен в ст. 62 НК РФ. Так, срок уплаты не изменят, если в отношении плательщика:

  • возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению;
  • проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов;
  • имеются достаточные основания полагать, что плательщик скроет деньги, имущество, либо уедет из РФ на постоянное жительство;
  • в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки.

Кроме того, срок не может быть изменен по заявлению налоговых агентов, а также в отношении налога на прибыль организаций, уплачиваемого по консолидированной группе налогоплательщиков.

Подача заявления на отсрочку/рассрочку по уплате налогов

Чтобы получить рассрочку/отсрочку, нужно подать соответствующее заявление. Рекомендованная форма заявления приведена в приложении № 1 к приказу ФНС РФ № ММВ-7-8/683@.

Уполномоченное ведомство, в которое подается заявление, зависит, опять же, от вида налога, по которому плательщик просит предоставить рассрочку.

По федеральным налогам и страховым взносам таким уполномоченным органом является ФНС России, по региональным и местным – налоговые органы по месту регистрации плательщика, по налогам, уплачиваемым при перемещении товаров через таможню – ФТС России.

В заявлении указываются данные плательщика, вид налога, а также сумма и срок, на которой требуется отсрочить/рассрочить платеж.

Рис. 1 Образец заполнения заявления на предоставление отсрочки по налогу

В течение 5 дней со дня подачи заявления в соответствующий уполномоченный орган его копию необходимо будет направить в налоговый орган по месту учета плательщика.

К заявлению нужно приложить следующий комплект документов (п. 5 ст. 64 НК РФ):

  • справки банков об оборотах по счетам плательщика за каждый из предшествующих подаче заявления 6 месяцев, а также о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку неоплаченных расчетных документов (если в картотеке такие документы отсутствуют, то – справку об их отсутствии);
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
  • перечень контрагентов - дебиторов с указанием цен договоров и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (физлица, не являющиеся ИП, данный документ не представляют);
  • письменное обязательство плательщика соблюдать условия отсрочки/рассрочки, а также предполагаемый график погашения задолженности.

Это обязательный комплект документов. Кроме него, нужно представить еще документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налога. Так, если невозможность уплаты налога возникла вследствие стихийного бедствия, к заявлению прикладывают:

  • заключение о факте наступления в отношении плательщика обстоятельств непреодолимой силы;
  • акт оценки причиненного плательщику ущерба в результате указанных обстоятельств (составляется МЧС или организацией, уполномоченной в области гражданской обороны, защиты населения от ЧС).

Конкретный перечень дополнительных документов, прилагаемых к заявлению для различных ситуаций, приведен в п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

Если рассрочка предоставляется по причине невозможности единовременной уплаты налогов и пеней, начисленных по результатам проверки, плательщик обязан будет предоставить банковскую гарантию. Гарантия должна соответствовать требованиям, установленным ст. 74.1 НК РФ.

Решение по заявлению принимается налоговиками в течение 30 дней со дня его получения. Его копия направляется заявителю в течение 3 дней. При этом решение вступает в действие только с указанного в нем момента. Если рассрочка предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Если налоговики отказывают в удовлетворении заявления, такой отказ должен быть мотивирован. Часто отказ бывает обусловлен банальной неполнотой пакета предоставленных документов, поэтому к сбору сведения и справок следует отнестись обстоятельнее.



Поделиться