Кто такой дирижер? Что за профессия, чем занимается? Дирижёр - профессия почётная! Описание дирижера.

Среди музыкантов есть много разнообразных профессий. Среди них выделяется специальность дирижер кто этоэто мы сейчас узнаем.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

История профессии

Само слово «дирижер» является французским и будет переводиться как вид действия, связанного с руководством и управлением.

Самые первые упоминания о дирижерах были сделаны еще в Древнем Египте. Так, имеются барельефы, которые изображают человека с жезлом перед музыкантами.

  1. В Древней Греции дирижер управляет хором. Его называли корифей. Он такт отбивал ногой. Несколько позднее, у этого музыканта появился специальный жезл – батута
  2. Уже в 17 веке дирижер начинает использовать скрипичный смычок.
  3. В наши дни дирижер управляет при помощи палочки или рук.

Из всех музыкальных специальностей, именно дирижер будет достаточно сложной специальностью.

Это связано с тем, что именно он будет знать и уметь следующее:

  • несет ответственность за то, как прозвучит та или иная композиция во время выступления;
  • должен быть знатоком различных музыкальных произведений;
  • обязан знать, какими способностями будет обладать каждый или хорист, которые входят в его или хор;
  • должен уметь правильно распределить партии, согласно возможностей других специалистов.

Именно от того, насколько профессионалом будет этот специалист, зависит то, как будет звучать выбранное музыкальное произведение.

Какими профессиональными навыками должен обладать?

Для того чтобы быть профессиональным дирижером, необходимо иметь следующие навыки:

  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • развитую интуицию и врожденную музыкальность;
  • в совершенстве знать нотную грамоту;
  • отличную память;
  • пальцы должны быть хорошо развиты;
  • хорошую координацию движений;
  • обязательным является получение академического музыкального образования;
  • хорошее знание не только технических характеристик, но и истории создания и использования инструментов;
  • обладать лидерскими качествами;
  • быть хорошим организатором;
  • допускается использовать свой собственный стиль управления коллективом;
  • должна быть обширная подборка музыкального репертуара;
  • очень хорошо помогает наличие творческой фантазии;
  • не помешает наличие такого навыка, как коммуникабельность.

К чему стоит приготовиться, решив стать дирижером?

Стоит сказать, что дирижеры относятся к редкой и специфической . Однако это не мешает им находить свою нишу в мире . Но все же об этом стоит позаботиться еще во время учебы в консерватории.

Все дело в том, что новичка не поставят руководить оркестром или хором, а потому нужно успеть набраться достаточно опыта, чтобы быстрее освоиться.

Кроме того, наличие опыта сразу повышает значимость в лице нанимателей.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Если говорить о карьере, то тут все зависит от разрядов. Например, достигнуть 9 или13 разряда потребуют массу работы над собой и расширением своих возможностей. Не помешает талант и длительный стаж работы.

Теперь вы знаете о профессии дирижер кто это, какие требования ему предъявляются и что должен знать и уметь.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Профессия дирижера является одной из наиболее редких профессий. Сегодня сфера искусства привлекает не так уж много молодых людей, а такие специальности, как дирижер, композитор и вовсе являются сравнительно невостребованными. Дирижером называется музыкант, который руководит группой других музыкантов при помощи движений рук и пальцев, головы. Также дирижер занимается подбором репертуара, первым знакомится с партитурой, разучивает с членами музыкального коллектива новые музыкальные произведения, предлагая им собственное толкование произведения в целом.

Профессия дирижера считается эксклюзивной, штучной, так как специалисты утверждают, что научить ей практически невозможно. Дирижером нужно родиться, к данной профессии многие идут на протяжении многих лет. Основной задачей дирижера является увлечение музыкантов музыкальным произведением, ведение их за собой. Оркестр является командой, лидером которой и становится дирижер, на котором лежит вся ответственность за деятельность оркестра, ошибки и неудачи, достижения.

Среди личных качеств, которыми обязательно должен обладать дирижер, выделяют такие, как прекрасная музыкальная память , наличие чувства ритма и музыкального слуха, хорошая координация, усидчивость, моторная беглость (хорошая подвижность пальцев рук), целеустремленность, терпение, творческие способности (гибкость мышления, склонность к импровизации), развитое воображение, педагогические способности, крепкая воля.

Как правило, «готовыми» дирижерами не выходят из высших музыкальных учебных заведений. Бесспорно, образование является очень важным, но только в том случае, если человек изначально обладает определенными музыкальными способностями. Немаловажным является и опыт – довольно часто дирижерами становятся после нескольких лет работы аккомпаниаторами, музыкантами в составе оркестров и т.д.

Для того, чтобы стать дирижером, музыкант должен знать теоретические основы записи, чтения хоровых произведений, изучать не только хороведение, но и педагогику, психологию, социологию. Дирижер должен обладать обширным музыкальным репертуаром, определенными знаниями из сферы композиции.

Работать дирижер может в любом профессиональном хоре или оркестре, с любым количеством музыкантов. Как правило, рост карьеры музыканта заключается в переходе в более серьезные оркестры (как по составу, так и по уровню профессионализма участников), при различных театрах, мьюзик-холлах, филармониях и т.д. Хороший дирижер может с оркестром объездить весь мир, выступая в самых разных городах в различных залах филармонии. Дирижер может работать как с классическим, так и с современным репертуаром.

Кроме того, любой дирижер имеет право и обладает всеми необходимыми знаниями и способностями для преподавания. Он может преподавать в государственной или частной музыкальной школе, других учебных учреждениях, где в составе изучаемых предметов есть музыкальное искусство. Такой большой выбор сфер деятельности дает возможность утверждать, что дирижер – это профессия, которая даст возможность построить успешную карьеру и обеспечить высокий уровень дохода.

Художественный уровень исполнения каждого музыканта зависит не только от его таланта и исполнительского мастерства, но и от всей предварительной работы по освоению произведения. Работа эта требует огромного, настойчивого, целенаправленного творческого труда и в зависимости от сложности и объемности произведения продолжается длительное время.

Если сравнивать подготовительную работу дирижера с подобной же работой инструменталиста, то она в некотором отношении может показаться менее сложной, не требующей таких усилий, затраты энергии и времени. Действительно, дирижеру не приходится затрачивать много времени и труда на то, чтобы освоить какой-нибудь виртуозный пассаж, выучить наизусть сложнейший полифонический кусок произведения, отшлифовать исполнительские детали, найти соответствующий колорит звучания и т. д. Укажем и на то, что инструменталист должен одинаково усердно работать и над новым произведением и над тем, которое он хорошо знает на слух.

Если исходить из данного критерия, то предварительная работа дирижера по сравнению с работой инструменталиста вообще покажется незначительной. Действительно, опытный дирижер может в случае необходимости продирижировать хорошо известным ему произведением даже без репетиции. В этом, по существу, нет ничего удивительного. Ведь исполнителем является оркестр, который знает произведение и играет так, как было приготовлено до этого его музыкальным руководителем. От дирижера, выступающего экспромтом, требуется лишь наличие дирижерских навыков и знание темпов, которых необходимо придерживаться.

Но рассмотрим другой пример, в котором отсутствует элемент случайности, внезапности. Молодой дирижер управляет оркестром, исполняющим хорошо известную ему программу. Он проводит репетиции. Однако они необходимы самому дирижеру, а не оркестру.

Как же дирижер ведет себя на репетиции, как использует время, отведенное ему для работы с оркестром? Как правило, он довольствуется тем уровнем исполнения, который свойствен данному музыкальному коллективу. Он не пытается улучшить качество исполнения, внести в него какие-то индивидуальные черты. Он останавливает оркестр лишь в случае, например, недостаточно совершенного ансамбля, неверной динамики и т. п.

Можно ли такого дирижера назвать подлинным исполнителем, качество исполнения считать его заслугой? Ведь тот или иной уровень исполнения зависит в данном случае только от квалификации оркестра, от искусства музыкантов коллектива. Не случайно в последнее время можно услышать мнение о том, что современные оркестры

по своему профессиональному мастерству переросли уровень многих дирижеров. Исторически, с появлением руководителя исполнения в его деятельности

преобладала педагогическая сторона. Дирижер - а он был либо композитор, автор исполнявшегося произведения, либо наиболее авторитетный участник оркестра (концертмейстер первых скрипок)- являлся подлинным наставником музыкантов. Понятно, какую огромную роль в деятельности дирижера и по сию пору играет репетиционная работа. Именно эта сторона деятельности дирижера предъявляла и предъявляет к нему высочайшие требования. Не без основания можно сказать, что репетиционная работа по-настоящему определяет его профессиональные качества, именно

она создает оценку его как руководителя оркестра. Это не уменьшает значимости мануальных средств управления, которыми располагает дирижер, руководя оркестром, так как именно они являются тем орудием, с помощью которого он осуществляет свое педагогическое воздействие на музыкантов.

Как правило, работа с оркестром является наиболее уязвимым местом в воспитании дирижера. И это не случайно. Обучение дирижера обычно сводится к выработке навыков дирижирования и освоению репертуара, то есть к дирижированию рядом произведений в классе. Однако исключительно важный и ответственный раздел деятельности дирижера - работа с оркестром - остается вне сферы внимания и заботы как педагога, так и самого обучающегося. Научиться репетировать, освоить этот сложный процесс возможно только в результате практической работы с музыкальным коллективом. И мы видим, что молодые дирижеры, к моменту окончания учебного заведения еще недостаточно умеющие работать с оркестром, в дальнейшем в результате практической деятельности приобретают некоторые необходимые навыки. Это обстоятельство и является причиной несколько пренебрежительного отношения учащихся к активному развитию этих навыков еще в стенах учебного заведения.

Возникают вопросы: сколько лет потребуется дирижеру для того, чтобы научиться в дальнейшем работать с оркестром; встретит ли он в своей будущей работе условия, благоприятствующие приобретению навыков дирижирования, и самое главное - насколько совершенны будут те навыки, которые молодой дирижер сможет приобрести в коллективе, где ему предстоит работать. Предположим, молодой дирижер начал свою работу в оркестре оперного театра. Здесь он имеет возможность войти в спектакль в качестве дублера. Ни о какой работе с оркестром не может быть и речи. Где же он может в этом случае приобрести навыки работы с оркестром? Только наблюдая репетиции главного дирижера. Таким образом, уровень приобретаемых подобным способом навыков обусловливается профессиональным уровнем главного дирижера. Но всегда ли высок этот уровень?

Более благоприятными могут оказаться условия в том случае, если окончивший учебное заведение получит работу в симфоническом оркестре. Здесь, имея возможность дирижировать несколькими программами, дирижер сможет хотя бы немного репетировать, то есть приобретать необходимый для этого опыт. Но от дирижера филармонического оркестра уже с момента его поступления на работу требуется умение не только дирижировать, но и работать с оркестром. Это особенно необходимо в тех случаях, когда оркестр - невысокого класса и потому работа дирижера приобретает особенно важное значение. Здесь-то молодой дирижер и окажется несостоятельным, профессионально неподготовленным.

Описываемые недостатки в воспитании дирижера имеют и исторические корни. Как мы знаем, систематическое специальное обучение дирижерскому искусству в учебных заведениях не насчитывает и столетия своего существования. До этого дирижерскому ремеслу обучались на практике, перенимая наглядным методом навыки у дирижера, стоявшего во главе оркестра. Естественно, что обучающийся - часто участник данного коллектива, концертмейстер оперного театра или композитор, - участвуя в работе оркестра либо присутствуя на репетициях, одновременно с навыками дирижирования перенимал и методы работы с оркестром.

С возникновением специального обучения дирижерскому искусству навыки дирижирования стали осваиваться уже не на репетициях оркестра, а в соответствующих классах. Теперь молодой дирижер обучался дирижерской технике не наглядно, а дирижируя пианистами, играющими переложения оркестровых произведений. Средства дирижерской техники стали осваиваться на практике управления исполнителями. Это в известной мере способствует более совершенному овладению дирижерской техникой. Значительно повысилась сложность осваиваемых уже на первых курсах симфонических произведений. Специальное обучение дирижированию, в особенности если оно находится

в руках талантливого и опытного педагога, - безусловно наиболее прогрессивная форма воспитания дирижера. Но наряду с положительными она имеет и негативные стороны.

Получая все знания из рук педагога, обучающийся перестает самостоятельно и активно искать и развивать мануальные средства управления исполнением. Ему уже нет необходимости пристально вглядываться в применяемые дирижером средства управления, не приходится анализировать их, постигать ту или иную их практическую ценность. Немаловажным обстоятельством будет и то, что при наглядном методе обучения подлинных успехов может добиться лишь по-настоящему одаренный музыкант, наделенный дирижерскими способностями. Ныне при наличии специального обучения освоить внешнюю сторону дирижерских приемов могут и малоодаренные люди.

Но важнее другое обстоятельство. Обучение с переходом в специальные классы оторвалось от оркестра, от оркестровой специфики. Молодой дирижер уже не сидит на репетициях - у него для этого нет времени. Да к этому его никто и не побуждает. Молодой дирижер, успешно дирижирующий пианистами, становится беспомощным в случае если ему необходимо репетировать. Конечно, в наше время обучающийся имеет большие возможности знакомиться с симфоническими произведениями в записи лучших оркестров и дирижеров. Но эти образцовые примеры не приводят к положительным результатам. Сталкиваясь с наглядной реальностью - посредственным исполнением учебного оркестра, дирижер теряется, не знает, с чего начать, на что обратить внимание. К тому же у него нет ни знаний, ни развитого внимания, а без них дирижер подобен кораблю без руля. Из дирижерской педагогики выпало важнейшее звено - обучение навыкам репетиционной работы. Отсюда и неполноценность выпускаемых учебными заведениями специалистов.

Приступая к работе с оркестром, дирижер должен начинать ее не с азов, а будучи уже достаточно осведомленным, имеющим определенные знания, а главное, достаточно развитые многообразные навыки. Какими же данными, качествами и знаниями должен обладать дирижер для того, чтобы полноценно и профессионально работать с оркестром?

Приведем их в обобщенном виде.

1) Дирижер должен быть наделен исполнительскими данными (способностями) и иметь исполнительский опыт, то есть уметь самостоятельно компоновать исполнение, интерпретировать музыку, анализировать процесс собственного исполнения (предполагается, что к обучению дирижерскому искусству допускаются лица, соответствующие этому первому основному требованию). 2) Дирижер должен обладать педагогическими данными, то есть широким комплексом педагогических навыков, качеств и знаний. Под этим мы подразумеваем различные виды слухового внимания - интонационного, исполнительского, а также способность анализировать чужое исполнение, умение объяснять принципы исполнения, исполнительские задачи и намерения, умение вызывать творческое отношение к исполнению и пр. 3) Дирижер должен знать свойства оркестровых инструментов (прежде всего - группы смычковых инструментов), их технические и выразительные возможности (в частности, штрихи). 4) Дирижер должен быть знаком с практикой проведения репетиций, приобретенной в результате работы в оркестре либо при посещении репетиций. 5) Он должен быть знаком с основами хорового исполнительства. 6) Дирижеру необходимо иметь некоторую практику работы с вокалистами в качестве концертмейстера и аккомпаниатора. 7) Необходимо быть знакомым с практикой проведения оперных спевок.

Дирижер-исполнитель

Исполнительские способности лежат в основе дирижерского дарования, определяют уровень и характер его исполнительского мастерства. Этот тезис признается

всеми. Однако редко кто задумывается над его содержанием, над его механизмом применительно к деятельности дирижера. Приведем некоторые соображения.

Дирижер должен быть исполнителем высокого класса; лишь в этом случае он будет исполнительской индивидуальностью, артистической личностью. Музыканту, едва владеющему инструментом или играющему на балалайке, труднее стать подлинным дирижером, даже если он и обладает потенциальными дирижерскими данными. На какомто, не очень высоком уровне своего развития собственно дирижерские способности достигнут своего потолка, фактически они станут бесполезными, будут работать вхолостую, поскольку им нечего выражать: у дирижера нет достаточно развитых и активных музыкальных представлений.

Мы затронули этот спорный вопрос лишь по той причине, что нередко на дирижерское отделение принимаются лица, отнюдь не проявившие себя талантливыми исполнителями-инструменталистами. Практика показывает, что некоторые музыкальные коллективы, создающиеся как бы на основе товарищества, предпочитают видеть в качестве своего руководителя не дипломированного дирижера, только что окончившего учебное заведение, а талантливого музыканта, уже зарекомендовавшего себя в концертной деятельности, исполнителя, хотя он, может быть, и не имеет дирижерских навыков. (Вот такому-то музыканту и следует учиться дирижированию!) Станет ли он в конце концов дирижером высокого уровня, зависит от наличия у него дирижерских способностей и здравого смысла, чтобы приобрести под руководством опытного педагога дирижерские навыки.

Мы говорим о необходимости исполнительского дарования и исполнительского опыта как об основе умения работать с оркестром. В чем же это выражается? Совершенно очевидно, что управлять исполнением (именно управлять, а не только играть самому) может музыкант с активным исполнительским мышлением. Если дирижер освоил произведение по механической записи, если он не прошел все стадии напряженной творческой работы по созданию содержательной интерпретации, он не сможет руководить исполнением активно, с неподдельной выразительностью. Дирижер должен понимать структуру произведения, видеть и чувствовать динамику развертывания музыкальной ткани, ощущать образный строй, содержание. Дирижер должен чувствовать динамические свойства музыкальной материи в своих двигательных ощущениях. Как говорят, дирижер должен постичь произведение «разумом и чувством».

Каким музыкальным инструментом должен владеть дирижер? Конечно, музыкальное дарование может проявляться при игре на любом инструменте. Но применительно к требованиям дирижерского искусства можно говорить о необходимости владения фортепиано или каким-либо смычковым инструментом. Характер инструмента в известной степени отражается на исполнительских свойствах дирижера. Музыкальная психология пианиста несколько иная, чем у исполнителя на смычковом инструменте.

Пианист играет на инструменте, позволяющем исполнять объемные, многоголосные, многослойные произведения, включая произведения, написанные для оркестра. Это определяет и характер его музыкального мышления, способного охватывать целый комплекс различных голосов и фактурных слоев. Работая над произведением, он, подобно дирижеру, ищет и устанавливает нужный баланс звучания между отдельными голосами и фактурными слоями, ищет наиболее выразительный колорит звучания. Исполнительская практика пианиста помогает дирижеру работать с оркестром, так как приобщает его к охвату многоголосия.

Динамика движений пианиста до известной степени помогает ощущать динамичность движения музыкальной ткани, ее развитие. Технические приемы игры на инструменте позволяют чуткому пианисту отражать музыкальное движение. Весьма важно и то, что дирижер, хорошо владеющий фортепиано, может осваивать симфоническое произведение, играя его на инструменте. Это не только облегчает процесс овладения материалом, но и помогает в творческой работе над исполнительским

Дирижёр руководит процессом разучивания и исполнения ансамблевой музыки (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.). Специалист по-своему трактует музыкальное произведение и управляет ансамблем исполнителей.


Заработная плата

20.000–50.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Профессиональный хор (оркестр), театры, консерватории, музыкальные школы и пр.

Обязанности

Профессия дирижёра — одна из самых сложных в музыкальной сфере. От его профессионализма зависит успех всего выступления. Дирижёр несёт ответственность за качество звучания и слаженность работы всей команды.

Специалист должен не только разбираться в музыкальных произведениях, но также обязан знать способности каждого музыканта или хориста, это влияет на подбор партии для каждого. Как правило, дирижёр старается придать произведению выразительность, придумать новое необычное звучание.

Дирижёр составляет план репетиций, отвечает за постановку спектаклей, предлагает график выступлений. Он же подбирает музыкантов, хористов, помогает новичкам влиться в рабочий процесс.

Во время выступления дирижёр выполняет свою главную задачу – управляет музыкальной командой при помощи определённых жестов.

Важные качества

В профессии дирижёра важны такие качества, как: музыкальный слух, чувство ритма, хорошая координация рук, гибкие и подвижные пальцы, богатая творческая фантазия, лидерские качества, организаторские способности, коммуникабельность.

«Сложность дирижерской профессии обусловливается по­ли­функциональностью роли дирижера, который является мы­сли­телем, создающим интерпретацию сочинения, “инже­не­ром”, планирующим конкретное звуковое воплощение этой ин­терпретации, своеобразным “диспетчером”, точно распре­де­ляющим время и качество звучания, “контролером” ка­че­ствен­ной стороны исполнения. Дирижер выступает как “ма­стер”, который в необходимых случаях “подправляет” дета­ли. Дирижер совмещает в себе функции актера и режиссера, задумывая и ставя “музыкальный спектакль” и одновременно играя в нем главную роль», – отмечает К. А. Ольхов. Ди­ри­жер еще и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив и помогающий каждому развить необ­хо­ди­мые качества. Он и педагог, обучающий мастерству. Спи­сок этих «внутридирижерских профессий» можно было бы продолжить, но уже из перечисленного следует, что дири­жи­ро­вание требует особой одаренности. В дирижере сочетается искусный и деятельный организатор, вокальный и музыкаль­ный педагог, воспитатель-хормейстер и, что особенно важно, артист-исполнитель.

Каждый музыкант, решивший овладеть искусством ди­ри­жи­рования, должен отчетливо представлять себе всю слож­ность и ответственность избираемой им профессии. Поэтому необходимо уже в самом начале длинного и трудного пути приобретения дирижерского мастерства разъяснить учаще­му­ся особенности, составляющие специфику этой профессии.

Первая особенность заключается в том, что в процессе ис­пол­нения дирижер не имеет непосредственного контакта со звучащим инструментом и сам непосредственно не участвует в процессе звукоизвлечения. Он получает лишь зрительный контакт с исполнителями и может донести творческие наме­ре­ния до слушателей путем воздействия на исполнительский коллектив при помощи мимики и условных движений рук.

Вторая важнейшая особенность дирижерской профессии со­стоит в своеобразии творческой, художественной ответ­ствен­ности дирижера. В отличие от исполнителя-солиста ди­рижер ответственен перед слушателями не только за себя, но и за тот коллектив, которым он руководит. Кроме этого ди­ри­жер ответственен еще и перед самим коллективом: он должен указать каждому участнику, как нужно исполнять произве­де­ние, чтобы общее звучание с наи­большей полнотой раскры­вало творческие намерения композитора.

К третьей особенности следует отнести то обстоятельство, что весьма важный начальный период работы над про­из­ве­де­ни­ем дирижер проводит вообще вне контакта со своим «ин­стру­ментом». Положение дирижера, приступающего к изу­че­нию нового для него нотного текста, можно сравнить в этом смысле с положением режиссера – постановщика нового спек­такля, изучающего текст пьесы, но еще не имеющего ни сцены, ни актеров.

Как режиссер, так и дирижер в предрепетиционный период ведут творческую работу над новым произведением, мы­слен­но слушая музыку развертывающегося во времени действия, стремясь возможно более полно охватить содержание, ярко и точно воссоздать в воображении художественные образы. Та­кая работа над текстом произведения, быть может, и не дает еще полного и завершенного представления о реальном зву­ча­нии, но представление о темповых, ритмических, динами­че­ских, мелодических, гармонических элементах сочинения дирижер получит, а при достаточном опыте и творческой фан­тазии он сможет прийти и к созданию более или менее со­вершенного музыкального образа. Благодаря этому дири­жер еще задолго до встречи с коллективом исполнителей мо­жет составить план действий, план репетиций.

Четвертой специфической особенностью дирижерского ис­пол­нительства является также кажущаяся легкость. Во время концертного исполнения даже наиболее сложных и трудных му­зыкальных произведений часто создается впечатление край­ней простоты и доступности дирижерского искусства для каждого, желающего дирижировать. Однако это не так: успех исполнительской, воспитательно-педагогической и ор­га­низационной деятельности дирижера обусловлен не только специфическим дарованием, специальной подготовкой и твор­ческим энтузиазмом, но и всей предшествующей музы­каль­ной деятельностью, общей культурой, высоким интел­лек­туальным развитием, разносторонней одаренностью и ис­ключительной эрудированностью, в том числе и в вопросах искусства.

Дирижер поставлен в особые условия. Его «инстру­мен­том» выступает целый коллектив исполнителей, и основная ответственность за полноценное воссоздание музыкального произведения ложится на него одного. Дирижер решает зада­чи, встающие перед любым исполнителем, плюс еще одну – специфическую: управление коллективным исполнением. Учи­тывая, что он сам непосредственно не участвует в про­цес­се звукоизвлечения, необходимо, прежде всего, стремить­ся к тому, чтобы воспитать постоянное, повышенное внима­ние к качеству звука. Дирижер должен следить за тем, чтобы все способы звукоизвлечения, приемы звукообразования обес­печивали наилучший художественный результат, всегда заботиться о качестве, тембре звука, его эмоциональном воз­дей­ствии. Звук должен быть музыкальным, красивым, удов­ле­творяющим эстетические требования, а не просто звуком определенной высоты и длительности. Принципиальная особен­ность дирижирования заключается в том, что это вну­трен­няя, созидательная, исполнительская деятельность. Ди­ри­жер воздействует на звук, производимый певцами, бес­кон­такт­но, прежде всего своей волей, психологическим влияни­ем. В самом схематичном виде процесс трансформации му­зы­кальных образов в жестовые пластические с последующим воздействием на исполнителей включает следующие этапы: музыкальные представления; двигательные ощущения; выра­зи­тельные жесты; сознание исполнителей; процесс воплоще­ния.

Подход к дирижерскому исполнительству как к процессу практической реализации творческих представлений, цель ко­торого – сделать внутренний мир дирижера не только «ви­ди­мым», но и «слышимым», является по сути единым для всех уровней педагогики.

Способностей, необходимых каждому профессиональному музыканту, для дирижирования недостаточно. Из специ­фи­чес­ких дирижерских данных следует отметить в первую оче­редь наличие сильной воли, активное «дирижерское» мы­шле­ние, высокое владение концентрированным и диффе­рен­ци­рованным слуховым вниманием, быстроту реакции и ярко выраженную коммуникабельность – способность понимать и быть понятым.

Дирижирование – многофункциональная деятельность, пред­ставляющая целый комплекс, который составляют: ин­тер­претационная (аналитическая); исполнительская (эвристи­че­ская); управляющая (реализующая); репетиционная (педа­го­гическая) и организующая (планирующая) деятельность.



Поделиться