Окрыленный корабль. Окрылённый (1986)

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Окрылённый»

Служба: СССР СССР →
Россия Россия
Класс и тип судна эскадренный миноносец
Организация ВМФ СССР →
ВМФ России
Изготовитель Завод № 190 им. А. А. Жданова
Строительство начато 16 апреля 1983 года
Спущен на воду 31 мая 1986 года
Введён в эксплуатацию 26 марта 1988 года
Выведен из состава флота 29 ноября 1998 года
Статус Исключён из состава флота, после конвертовки выведен в Североморск .
Основные характеристики
Водоизмещение 6 500 т (стандартное),
7904 т (полное)
Длина 145,0 (по КВЛ),
156,5 м (наибольшая)
Ширина 16,8 м (по КВЛ),
17,2 м (наибольшая)
Осадка 5,96 м,
8,2 м (габаритная)
Двигатели 2 котлотурбинных агрегата ГТЗА-674,
Мощность 100 000 л. с.
Движитель 2 пятилопастных винта
Скорость хода 18,4 узла (экономическая),
32,7 узла (полная),
33,4 узла (максимальная)
Дальность плавания 1 345 миль (на 33 узлах),
3 920 миль (на 18 узлах),
4 500 миль (с топливом в перегруз)
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 25 офицеров и 271 матрос (в мирное время),
31 офицер и 313-327 матросов (в военное время)
Вооружение
Артиллерия 2 × 2 АУ АК-130 /54 (боекомплект - 2002 выстрелов)
Зенитная артиллерия 4 × 6 30-мм ЗАУ АК-630 (боекомплект - 16000 выстрелов)
Ракетное вооружение 2 × 4 ПУ ПКР П-100 «Москит»
2 × 1 ЗРК «Ураган» (48 ракет)
Противолодочное вооружение 2 × 6 РБУ-1000
Минно-торпедное вооружение 2 × 2 533-мм ТА (4 торпеды СЭТ-65)
Авиационная группа 1 вертолёт типа Ка-27

Служба

С 5 по 24 августа 1988 года осуществил переход из Лиепаи в Североморск, вступил в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота . С 21 по 30 декабря этого же года обеспечивал боевое охранение ТАРКР «Калинин » во время межфлотского перехода (пройдено 2430 морских миль) .

Вышел на новую боевую службу в Северную Атлантику 4 января 1991 года , сопровождал ТАРКР «Калинин» на переходе в Средиземное море . Дойдя до Гибралтара , лёг на обратный курс и 23 января вернулся в Североморск , пройдя 6053 морские мили. Снова вышел в море 15 августа 1991 года для нанесения визита в Плимут (Великобритания), но 19 августа был возвращён в связи с ГКЧП , пройдя за поход 3047 морских миль .

Участвовал в отработке пусков модернизированных ракет «Москит ». В 1992 году участвовал в учениях, в следующем году отрабатывал все виды боевой подготовки. 6 января 1994 года корабль был поставлен в док судоремонтного завода № 82 в Росляково , 9 марта выведен в резерв 2 категории . В апреле 1997 года эсминец посетил Главком ВМФ Ф. Громов . Так как сроки среднего ремонта и положенных освидетельствований истекли, руководство флота приняло решение хранением материальной части без консервации эсминец «Окрылённый» не восстанавливать; 29 ноября 1998 года корабль был исключён из состава флота и выведен после конвертовки в Североморск .

С момента подъёма флага корабль прошёл 69 483,7 морских миль . Правительственными наградами на корабле были отмечены 40 человек, из них один орденом .

Командиры

Бортовые номера

В ходе службы эсминец сменил ряд следующих бортовых номеров :

  • 1988 год - № 670;
  • 1990 год - № 444;
  • 1991 год - № 424;
  • 1996 год - № 415.

Напишите отзыв о статье "Окрылённый (эсминец, 1986)"

Примечания

Литература

  • Павлов А. С. Эсминцы 1 ранга. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000. - 42 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Окрылённый (эсминец, 1986)

– Mon Dieu! Mon Dieu! [Боже мой! Боже мой!] Oh! – слышала она сзади себя.
Потирая полные, небольшие, белые руки, ей навстречу, с значительно спокойным лицом, уже шла акушерка.
– Марья Богдановна! Кажется началось, – сказала княжна Марья, испуганно раскрытыми глазами глядя на бабушку.
– Ну и слава Богу, княжна, – не прибавляя шага, сказала Марья Богдановна. – Вам девицам про это знать не следует.
– Но как же из Москвы доктор еще не приехал? – сказала княжна. (По желанию Лизы и князя Андрея к сроку было послано в Москву за акушером, и его ждали каждую минуту.)
– Ничего, княжна, не беспокойтесь, – сказала Марья Богдановна, – и без доктора всё хорошо будет.
Через пять минут княжна из своей комнаты услыхала, что несут что то тяжелое. Она выглянула – официанты несли для чего то в спальню кожаный диван, стоявший в кабинете князя Андрея. На лицах несших людей было что то торжественное и тихое.
Княжна Марья сидела одна в своей комнате, прислушиваясь к звукам дома, изредка отворяя дверь, когда проходили мимо, и приглядываясь к тому, что происходило в коридоре. Несколько женщин тихими шагами проходили туда и оттуда, оглядывались на княжну и отворачивались от нее. Она не смела спрашивать, затворяла дверь, возвращалась к себе, и то садилась в свое кресло, то бралась за молитвенник, то становилась на колена пред киотом. К несчастию и удивлению своему, она чувствовала, что молитва не утишала ее волнения. Вдруг дверь ее комнаты тихо отворилась и на пороге ее показалась повязанная платком ее старая няня Прасковья Савишна, почти никогда, вследствие запрещения князя,не входившая к ней в комнату.
– С тобой, Машенька, пришла посидеть, – сказала няня, – да вот княжовы свечи венчальные перед угодником зажечь принесла, мой ангел, – сказала она вздохнув.
– Ах как я рада, няня.
– Бог милостив, голубка. – Няня зажгла перед киотом обвитые золотом свечи и с чулком села у двери. Княжна Марья взяла книгу и стала читать. Только когда слышались шаги или голоса, княжна испуганно, вопросительно, а няня успокоительно смотрели друг на друга. Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, что чем меньше людей знает о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притвориться незнающими; никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая то общая забота, смягченность сердца и сознание чего то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту.
В большой девичьей не слышно было смеха. В официантской все люди сидели и молчали, на готове чего то. На дворне жгли лучины и свечи и не спали. Старый князь, ступая на пятку, ходил по кабинету и послал Тихона к Марье Богдановне спросить: что? – Только скажи: князь приказал спросить что? и приди скажи, что она скажет.
– Доложи князю, что роды начались, – сказала Марья Богдановна, значительно посмотрев на посланного. Тихон пошел и доложил князю.
– Хорошо, – сказал князь, затворяя за собою дверь, и Тихон не слыхал более ни малейшего звука в кабинете. Немного погодя, Тихон вошел в кабинет, как будто для того, чтобы поправить свечи. Увидав, что князь лежал на диване, Тихон посмотрел на князя, на его расстроенное лицо, покачал головой, молча приблизился к нему и, поцеловав его в плечо, вышел, не поправив свечей и не сказав, зачем он приходил. Таинство торжественнейшее в мире продолжало совершаться. Прошел вечер, наступила ночь. И чувство ожидания и смягчения сердечного перед непостижимым не падало, а возвышалось. Никто не спал.

Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянной злобой свои последние снега и бураны. Навстречу немца доктора из Москвы, которого ждали каждую минуту и за которым была выслана подстава на большую дорогу, к повороту на проселок, были высланы верховые с фонарями, чтобы проводить его по ухабам и зажорам.
Княжна Марья уже давно оставила книгу: она сидела молча, устремив лучистые глаза на сморщенное, до малейших подробностей знакомое, лицо няни: на прядку седых волос, выбившуюся из под платка, на висящий мешочек кожи под подбородком.
Няня Савишна, с чулком в руках, тихим голосом рассказывала, сама не слыша и не понимая своих слов, сотни раз рассказанное о том, как покойница княгиня в Кишиневе рожала княжну Марью, с крестьянской бабой молдаванкой, вместо бабушки.
– Бог помилует, никогда дохтура не нужны, – говорила она. Вдруг порыв ветра налег на одну из выставленных рам комнаты (по воле князя всегда с жаворонками выставлялось по одной раме в каждой комнате) и, отбив плохо задвинутую задвижку, затрепал штофной гардиной, и пахнув холодом, снегом, задул свечу. Княжна Марья вздрогнула; няня, положив чулок, подошла к окну и высунувшись стала ловить откинутую раму. Холодный ветер трепал концами ее платка и седыми, выбившимися прядями волос.
– Княжна, матушка, едут по прешпекту кто то! – сказала она, держа раму и не затворяя ее. – С фонарями, должно, дохтур…
– Ах Боже мой! Слава Богу! – сказала княжна Марья, – надо пойти встретить его: он не знает по русски.
Княжна Марья накинула шаль и побежала навстречу ехавшим. Когда она проходила переднюю, она в окно видела, что какой то экипаж и фонари стояли у подъезда. Она вышла на лестницу. На столбике перил стояла сальная свеча и текла от ветра. Официант Филипп, с испуганным лицом и с другой свечей в руке, стоял ниже, на первой площадке лестницы. Еще пониже, за поворотом, по лестнице, слышны были подвигавшиеся шаги в теплых сапогах. И какой то знакомый, как показалось княжне Марье, голос, говорил что то.
– Слава Богу! – сказал голос. – А батюшка?
– Почивать легли, – отвечал голос дворецкого Демьяна, бывшего уже внизу.
Потом еще что то сказал голос, что то ответил Демьян, и шаги в теплых сапогах стали быстрее приближаться по невидному повороту лестницы. «Это Андрей! – подумала княжна Марья. Нет, это не может быть, это было бы слишком необыкновенно», подумала она, и в ту же минуту, как она думала это, на площадке, на которой стоял официант со свечой, показались лицо и фигура князя Андрея в шубе с воротником, обсыпанным снегом. Да, это был он, но бледный и худой, и с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица. Он вошел на лестницу и обнял сестру.
– Вы не получили моего письма? – спросил он, и не дожидаясь ответа, которого бы он и не получил, потому что княжна не могла говорить, он вернулся, и с акушером, который вошел вслед за ним (он съехался с ним на последней станции), быстрыми шагами опять вошел на лестницу и опять обнял сестру. – Какая судьба! – проговорил он, – Маша милая – и, скинув шубу и сапоги, пошел на половину княгини.

Эскадренные миноносцы проекта 956.

Эскадренные миноносцы проекта 956 (Тип «Сарыч», код НАТО — Sovremenny class destroyer). Основным назначением корабля считалось - оказание огневой поддержки десанту в районе высадки, уничтожение противодесантной обороны, техники и живой силы, нанесения артиллерийских ударов по боевым кораблям и судам противника. Головной корабль «Современный ». Эсминцы проекта 956, официально причисленные к кораблям 1 ранга.

На данный момент в составе ВМФ России:

- КТОФ -"Бурный" (ремонт), "Быстрый", "Безбоязненный"(резерв)

- КСФ - "Адмирал Ушаков".

- ДКБФ - "Беспокойный" (резерв), "Московский комсомолец"/"Настойчивый".

Итого: действующих эсминцев проекта 956 на 2013 год - 3 единицы

Эскадренный миноносец Современный.

Эсминец Современный - Спущен на воду 18 ноября 1978г., и вступил в строй 25 декабря 1980г. и уже 3 февраля 1981г. вошел в состав Северного флота (СФ - 56 брэм 7 опэск).

В апреле 1984г. принял участие, в составе КУГ, аж в 3х учениях СФ -«Атлантика-84», «Заполярье-84», и мае «Эскадра-84».

С 15 января по 4 июня 1985г. боевая служба в Средиземном море с ТАКР «Киев », крейсером «Вице- адмирал Дрозд », БПК «Маршал Тимошенко », «Стройный » и эсминцем «Отчаянный ».

28 августа- 26 сентября 1988г. осуществлял контроль, совместно с БПК «Стройный »и Эм «Неудержимый », за учениями НАТО «Тим уорк-88» в Норвежском море со слежением за авианосцем ВМС США «Форрестолом\ Forrestal».

Бортовые номера: 670(1980), 760(1981), 618(1982), 680(1982),402(1982), 441(1984), 431(1988), 420(1990), 402(1992), 431(1998), 753

Списан: 1998г.

Эскадренный миноносец Беспокойный.


Эсминец Беспокойный - Спущен на воду 9 июня 1990., и вступил в строй 28 декабря 1991г. и уже 29 февраля 1991г. на корабле был поднят Андреевский флаг.

24 августа 1992г. вошел в состав Балтийского флота, в состав 128-й бригады надводных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей.

С 10 по 20 октября 1994г. обеспечивал визит в Санкт-Петербург английской королевы, за что был награждён грамотой Президента России.

В 1995г. принял участие в учениях «Балтопс-1995».

В 1996г. был флагманским кораблём во время учения «Балтопс-96».

В 1997г. участвовал в учениях «Балтопс-97».

В 2001г. участвовал в учениях «Балтопс-2001».

Бортовые номера: 678(1992), 620(1993).

В настоящее время находится в резерве 1-й категории.

Эскадренный миноносец Бесстрашный.


Эсминец Бесстрашный - Спущен на воду 28 декабря 1991г., и вступил в строй 30 декабря 1993г. и уже 17 апреля 1994г. вошел в состав Северного флота (СФ - 56 брэм 7 опэск).

В мае 1994г. нанёс визит в Осло (Норвегия)

С 21 декабря 1994г. по 22 марта 1996г. боевая служба в Средиземное море. В ходе службы посетили в конце января Тартус (Сирия), а феврале Мальту.

В 2004г. получил новое имя «Адмирал Ушаков», имя корабль унаследовал от Краснознаменного тяжелого атомного ракетного крейсера Северного флота, исключенного из боевого состава ВМФ в июне 2002 года.

Бортовые номера: 694(1993), 678(1995), 434(1996).

Эскадренный миноносец Безудержный.


Эсминец Безудержный - Спущен на воду 30 сентября 1989г., и вступил в строй 25 июня 1991г. и уже 30 июля 1991г. вошел в состав Северного флота (СФ-43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры)

С декабря 1991г. по декабрь 1994 эсминец находился в губе Ура, обеспечивая охрану и оборону ТАКР «Адмирал Кузнецов » в пункте базирования.

5 июля 1992г. года участвовал в совместном учении с отрядом американских кораблей в Баренцевом море.

С 26 по 31 мая 1993г. посетил с официальным визитом порт Нью-Йорк для празднования юбилея 50-летия Битвы за Атлантику, после чего провели упражнения по маневрированию и связи совместно с ВМС США.

9 декабря 2007г. был переименован в «Гремящий » и на корабле был поднят гвардейский флаг.

Бортовые номера: 682(1991), 444(1992), 435(1993), 406(1994). Списан: 2012г.

Эскадренный миноносец Безупречный.


Эсминец Безупречный - Спущен на воду 25 июля 1983г., и вступил в строй 6 октября 1985г. и уже 7 января 1986г. вошел в состав Северного флота (СФ-56 брэм 7 опэск)

Август - декабрь 1986г. боевая служба в Средиземном море.

С 4 по 17 марта 1989г. боевая служба в Средиземном море осуществление слежения за учениями НАТО «Норд Стар» и следил за авианосцем «Америка».

4 января по 25 июля 1991г. боевая служба в Средиземное море (совместно с ТАРКР «Калинин»).

Бортовые номера: 820(1985), 430(1986), 681(1987), 459(1987), 413(1990), 417(1992), 455(1994), 439(1995). Списан: 2001г.

Эскадренный миноносец Бурный.


Эсминец Бурный - Спущен на воду 30 декабря 1986г., и вступил в строй 30 сентября 1988г. и уже 9 ноября 1988г. вошел в состав Балтийского флота (БФ-76 бррк 12 дрк) . 13 ноября 1989г. перешел на Тихоокеанский флот (ТОФ- 193 брплк).

С 3 января по 20 июля 1991г. боевая служба в Южно-Китайском море с базированием в Камрани (Вьетнам).

В августе 1998г. участие в Российско- Американских учениях по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях.

В августе 2005г. боевая служба в Японском море и участие, совместно с БПК «Маршал Шапошников » в совместных российско-китайских учениях «Мирная миссия 2005».

Бортовые номера: 677(1988), 795(1989), 722(1990), 778(1994). Списан: С 2005г. находится в ремонте.

Эскадренный миноносец Быстрый.


Эсминец Быстрый - Спущен на воду 28 ноября 1987г., и вступил в строй 30 сентября 1989г. и уже 30 октября 1989г. вошел в состав Балтийского флота (БФ-76 бррк 12 дрк) . 13 ноября 1989г. перешел на Тихоокеанский флот (ТОФ - 175 бригады ракетных кораблей 10-й ОПЭСК).

С 21 по 23 июня 1990г. участвовал в учениях Балтийского флота под флагом Главнокомандующего ВМФ.

С 15 сентября по 3 ноября 1990г. совершил межфлотский переход на ТОФ вместе с крейсером РКР «Черовна Украина ».

С 24 по 26 апреля 1991г. эсминец участвовал в учениях по обеспечению ПВО и ПЛО ТАКР.

17 февраля 1992г. оказывал помощь при тушении пожара на БПК «Адмирал Захаров » в Амурском заливе.

с 18 по 22 апреля 1992г. боевая служба в Японском море, совместно с ЭМ «Безбоязненным » проводил поисковую противолодочную операцию.

В период с 11 по 17 декабря 1997г. сопровождал АПЛ К-500, которая возвращалась с боевой службы.

с 17 по 19 мая 2010г. участвовал в учениях в районе Японского моря, совместно с ТАКР "Петр Великий ", РКР "Варяг " и БПК "Адмирал Пантелеев ".

В сентябре 2011г. участвовал в учениях Тихоокеанского флота, в составе РКР "Варяг ", БПК "Адмирал Виноградов" и БПК "Адмирал Трибуц ".

С 29 июня по 7 августа 2012г. участвовал в международные военно-морские учения "РИМПАК-2012".

Бортовые номера: 676(1989), 786(1991), 715(1993).

В строю.

Э ск адренный миноносец Боевой .


Эсминец Боевой - Спущен на воду 4 августа 1984г., и вступил в строй 28 сентября 1986г. и уже 5 ноября 1986г. вошел в состав Балтийского флота (БФ-76 бррк 12 дрк) . 13 ноября 1989г. перешел на Тихоокеанский флот (ТОФ - 175 бригады ракетных кораблей 10-й ОПЭСК).

С 4 апреля 1989г. по 23 сентября 1989г. боевая служба в Персидском заливе и Южно- Китайском море.

с 31 июля по 4 августа 1990г. совместно с БПК «Адмирал Виноградов » и танкером «Аргунь» под флагом адмирала Г. Хватова совершил дружеский визит в ВМБ Сан-Диего (США).

Бортовые номера: 678(1986), 640(20.12.1987), 728(1989), 770(1990), 720(1993)

Списан: 2010г.

Э ск адренный миноносец Ведущий .


Эсминец Ведущий - Спущен на воду 30 мая 1987г., и вступил в строй 30 декабря 1988г. и уже 7 августа 1989г. вошел в состав Северного флота (СФ- 56 брэм 7 опэск).

18 августа 1988г. был переименован в «Гремящий » и на корабле был поднят гвардейский флаг.

С 26 по 31 августа 1991г. в качестве флагманского корабля принимал участие в праздновании юбилея посвящённого памяти 50-летия первого северного конвоя «Дервиш».

С 25 по 1 июня 1993г. посетил с официальным визитом Ливерпуль (Великобритания) для празднования юбилея 50-летия Битвы за Атлантику.

9 мая 1995г. принял участие в юбилейном параде к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Бортовые номера: 680(1988), 684(1989), 605(1990), 420(1990), 739(1991), 439(1991), 429(1995), 404(2005).

Списан: 2006г.

Эск адренный миноносец Окрыленный.


Эсминец Окрыленный - Спущен на воду 31 мая 1986г., и вступил в строй 30 декабря 1987г. и уже 26 марта 1988г. вошел в состав Северного флота (СФ- 56 брэм 7 опэск).

4-17 марта 1989 с «Окрыленным» осуществлял контроль за учениями НАТО «Норд Стар» и слежение за «Америкой».

C 21-30 декабря 1988г. боевое охранение ТАРКР «Калинин » для обеспечения межфлотского перехода.

С 4-17 марта 1989г. в Норвежском море в составе КУГ осуществлял слежение за учениями НАТО «Норд Стар» за авианосцем «Ark Royal» и «Intrepid».

С 1 декабря 1989г. по 13 июня 1990г. боевая служба в Средиземном море, осуществлял слежение за авианосцем «D. Eisenhower».

С 4-23 января 1991г. сопровождение ТАРКР «Калинин » на боевую службу в Средиземное море.

Бортовые номера: 670(1986), 424(1988), 444(1990), 415(1996).

Списан: 1998г.

Эск адренный миноносец Осмотрительный.

Эсминец Осмотрительный - Спущен на воду 24 апреля 1982г., и вступил в строй 30 сентября 1984г. и уже 7 декабря 1984г. вошел в состав Балтийского флота (БФ- 76 бррк 12 дрк).

21 августа- 22 ноября 1985г. переход из Балтийска во Владивосток вокруг Африки в составе КУГ КР. «Фрунзе » и БПК «Адмирал Спиридонов » после чего был зачислен в состав 175 бригады ракетных кораблей 10 оперативной эскадры -ТОФ.

В середине 1986г. боевая служба в Южно-Китайском море.

С 15 февраля по 9 сентября 1988г. боевая служба в Персидском заливе, где осуществлял сопровождение и конвоирование кораблей.

Бортовые номера: 672(1984), 780(1986), 755(1986), 730(1992), 735(1993), 730(1997).

Списан: 1998г.

Эск адренный миноносец Отличный.



Эсминец Отличный - Спущен на воду 21 марта 1981г., и вступил в строй 30 сентября 1983г. и уже 15 декабря 1983г. вошел в состав Северного флота (СФ - 56 брэм 7 опэск).

17-24 января 1985г. совместные учения «Монкада-85» с ВМФ Кубы со слежением за авианосцем «Eisenhower».

С 20 января по 30 апреля 1986г. он нес боевую службу в Средиземном море. За время боевой службы участвовал в поисковой противолодочной операции «Молизит», принял участие в учениях ДКБФ «Дозор-86», а так же осуществлял слежение за авианосцами «Saratoga», «America», и «Enterprise».

С 26 мая по 18 декабря 1988г. боевая служба с ТАКР «Баку » в Средиземном море. В ходе службы осуществлял слежение за авианосцем «Eisenhower», а так же приняло участие в совместных учениях с Сирийскими ВМС.

Бортовые номера: 671(1983), 403(1985), 434(1988), 408(1990), 151(1991), 474(1992).

Списан: 1998г.

Эск адренный миноносец Отчаянный.


Эсминец Отчаянный - Спущен на воду 29 марта 1980г., и вступил в строй 30 сентября 1982г. и уже 24 ноября 1982г. вошел в состав Северного флота (СФ - 56 брэм 7 опэск).

С 17 октября по 6 ноября 1983г. боевая служба в Средиземном море и Атлантическом океане.

В апреле 1984г. принял участие, в составе КУГ, аж с 3х учениях СФ -«Атлантика-84», «Заполярье-84», и мае «Эскадра-84».

С 15 января по 4 июня 1985г. боевая служба вместе с ТАВКР «Киев », БПК «Вице- адмирал Дрозд », БПК «Маршал Тимошенко », «Стройный » в Средиземном море.

С 3 по 23 сентября 1987г. боевая служба в Северном море и Атлантическом океане, осуществлял слежение за авианосцем «Forrestal».

9-17 марта 1987г. боевая служба в Атлантическом океане с обеспечением межфлотского перехода с Балтики на СФ БПК «Маршал Устинов ».

3-23 сентября 1987г. боевая служба в Северном море и Атлантическом океане, осуществлял слежение за авианосцем «Forrestal».

Бортовые номера: 431(1981), 684(1982), 460(1984), 405(1987), 417(1990), 433(1990), 475(1991), 441, 417(1998).

Списан: 1998г.

Эск адренный миноносец Расторопный.


Эсминец Расторопный - Спущен на воду 4 июня 1988г., и вступил в строй 30 декабря 1989г. и уже 7 июля 1990г. вошел в состав Северного флота (СФ - 56 брэм 7 опэск).

С 26 по 31 августа 1991г. принимал участие в праздновании юбилея посвящённого памяти 50-летия первого северного конвоя «Дервиш».

Бортовые номера: 447(1989), 673(1990), 633(1990), 400(1992), 420(1993).

Списан: 2012г.

Эск адренный миноносец Стойкий.


Эсминец Стойкий - Спущен на воду 27.07.1985г., и вступил в строй 31.12.1986г. и уже 24 февраля 1987г. вошел в состав Тихоокеанского флота (ТОФ - 175 бррк 10 опэск).

С октября 1987г. по апрель 1988г. боевая служба в Персидском заливе, проводка конвоев в период Ирано Иракского конфликта.

С 15 января по июль 1990г. боевая служба в Южно Китайское море, Индийский океан, переход через Суэцкий канал в Средиземное море.

Бортовые номера: 679(1986), 645(1987), 719(1989), 727(1990), 743(1993).

Эскадренные миноносцы проекта 956 - эсминцы третьего поколения, которые строились в СССР с 1976 по 1992 год. Судна данного проекта стали последними советскими эсминцами. Серия имела шифр «Сарыч», а по классификации НАТО ее называли Sovremenny class destroyer - по названию первой модели, миноносца «Современный». Постройка суден производилась на ленинградском заводе имени Жданова. Сегодня мы познакомимся с эсминцами проекта 956 подробнее.

Современная ситуация

На сегодняшний день в составе ВМС РФ находится 6 эсминцев типа «Сарыч». Три из них в строю, два стоят в резерве, а еще один проходит плановый ремонт. В составе тихоокеанского флота, до сих пор служит эсминец «Быстрый». А в балтийском флоте службу несут корабли «Настойчивый» и «Адмирал Ушаков». Эсминец «Быстрый» является самым старым из кораблей серии, находящихся до сих пор в строю. После распада Советского Союза закладка кораблей проекта 956 прекратилась из-за недостаточного финансирования. В 1997-2000 годах два судна были достроены для продажи в КНР по проекту 956-Э. Индекс «Э» означает «экспорт». Немного позже эскадренные миноносцы проекта 956Э были доработаны, и экспортный проект получил название 956ЭМ. Индекс «М» обозначает «модернизированный».

Изначально планировалось, что эсминец проекта 956 станет наиболее массовым в своем классе и в советском флоте в принципе. Всего планировалось построить порядка пяти десятков суден. В действительности же на вооружение СССР (а позже РФ) поступило всего 17 кораблей «Сарыч». Теперь давайте познакомимся с историей создания этого судна.

Предпосылки для создания

Эскадренными миноносцами (эсминцами) называют многоцелевые быстроходные маневренные корабли. Они могут бороться с подводными суднами, уничтожать самолеты, противостоять надводным кораблям, прикрывать соединения кораблей и, наконец, сопровождать конвои. Кроме того, эсминцы можно применять для дозорных, десантных и разведывательных операций, а также постановки минных заграждений.

Первые эсминцы появились еще в конце девятнадцатого века. Они активно использовались во времена Первой и Второй мировой войн. Расширяющийся с каждым годом спектр задач, выполняемых эскадренными миноносцами, сделал их очень значимыми для флота. С появлением ракетного вооружения роль эсминцев в морском сражении возросла еще больше.

В начале 1960-х надводный флот стал развиваться особенно активно. Когда ВМФ Советского Союз стал океанским, перед кораблями появились новые задачи: охрана районов патрулирования ракетных подводных лодок, слежение за подводными лодками врага, проведение внешнеполитических акций и контроль водных коммуникаций. Для выполнения этих задач лучше всего подошли бы авианосцы, но они были очень затратными в строительстве. Большие противолодочные корабли (БПК) были советской альтернативой авианесущих крейсеров, однако они нуждались в эскорте, а суден для прикрытия в СССР сильно не хватало. Кроме того, стоящие на тот момент на вооружении эсминцы уже морально устарели и не могли противостоять зарубежным аналогам на равных. Океанские маневры «Океан», проведенные в 1970 году, наглядно это проиллюстрировали. Таким образом, советский флот нуждался в новом, хорошо вооруженном эсминце, способном действовать как самостоятельно, так и в составе корабельных группировок.

Судостроительная программа на 1971-1980 годы, предусматривала создание такого корабля. Новый эсминец должен был участвовать в десантных операциях, подавлять противодесантную оборону врага, уничтожать мелкие цели на берегу и обеспечивать в зоне высадки противовоздушную оборону. Будущий корабль назвали «кораблем огневой поддержки десанта». В качестве прототипа для строительства был выбран эскадренный миноносец проекта 56, поэтому новый проект получил номер 956.

Проектирование

Разработка эсминца проекта 956 началась в 1971 году. Продвигалась она очень медленно. Дело в том, что заказчик прямо во время проектирования несколько раз менял целевое назначение будущего судна. На советских военных большое влияние оказывали конструкторские решения, воплощенные в американском эсминце Spruance - первом действительно многоцелевом корабле ВМФ Америки. Кроме того, новые суда предполагалось использовать вместе с БПЛ проекта 1155. Советские военные считали, что такой тандем будет эффективнее, чем пара американских эсминцев.

Аванпроект нового судна разрабатывали в ленинградском ЦКБ-53. По мере выполнения работ перед конструкторами появлялись новые задачи, тип силовой установки корабля и варианты его вооружения постоянно менялись. Кроме того, разработчики были ограничены возможностями завода имени Жданова, где предполагалось строить новые суда. Согласно требованиям завода, длина корабля должны быть не больше 146, а ширина - 17 метров. В общей сложности было разработано 17 проектов, каждый из которых изучался с точки зрения эффективности и экономической целесообразности.

В конечном итоге было принято решение, что в будущем эсминце должны быть:

  1. Паротурбинная энергетическая установка.
  2. ПКР «Москит».
  3. ЗРК «Ураган».
  4. Вертолетная площадка для Ка-252.
  5. Артустановки АК-130.

В конце 1972 года эскизный проект утвердил адмирал Горшков. Несмотря на появившуюся ясность, даже после утверждения в проект продолжали вносить изменения. Паротурбинную энергетическую установку поменяли на котлотурбинную. В качестве главного гидроакустического комплекса выбрали ГАК «Платина». Более совершенный ГАК «Полином» нельзя было установить на эсминец из-за крупных габаритов комплекса. В конечном итоге корабли проекта так и не приблизились к американским аналогам. Единственное, в чем они превосходили конкурента, - артиллерийская мощь. Создание проекта нового эсминца обошлось бюджету СССР в 165 тысяч, а рабочее проектирование - в 2,22 млн рублей.

Строительство

В начале лета 1975 года было начато строительство первой модели проекта 956 - эсминца «Современный». Согласно изначальному плану, в перспективе должно было быть построено до 50 таких суден. В 1988 году это количество уменьшили до 20 единиц. Но и этого показателя СССР не смог достичь - ВМФ получил лишь 17 экземпляров корабля. Каждый эсминец проекта 956 строился в среднем четыре года.

Чтобы увеличить объем выпуска, была предпринята попытка наладить строительство эсминцев на Николаевском заводе им. 61 Коммунара. Однако в 1986 году от такой идеи отказались, а два заложенных корпуса корабля законсервировали. К моменту распада СССР было построено 14 эсминцев. Остальные три достраивались в РФ.

В постройке суден использовали секционный метод сборки корпуса. На момент строительства головного судна его стоимость составила порядка 90 млн рублей. Следующие два судна стоили примерно также (последним дорогим кораблем был эсминец «Отличный»), а дальнейшие корабли подешевели на 20 млн. Причиной этого стала освоенность технологии и налаживание производственного процесса.

Изначально боевой корабль создавался сугубо под нужды советского флота. Никто не собирался продавать новейшее судно за рубеж. Тем не менее после распада Советского союза отсутствие финансирования привело к поиску сторонних заказчиков. Тем более что к началу «нулевых» вооружение «Сарычей» начало устаревать.

Конструкция

Все корабли, созданные «Северным ПКБ», отличаются характерным внешним видом, и проект 956 не стал исключением. Судна этого проекта часто называют агрессивными, зловещими и выразительными, и это явно не совпадение. Так как военные корабли символизируют мощь государства, их внешнему виду уделяется едва ли не столько же внимания, сколько и техническим параметрам.

Эскадренные миноносцы проекта 956 построены по длиннопалубной схеме с седловатой носовой частью. Форма корпуса подобрана таким образом, чтобы обеспечить оптимальные углы работы артиллерийского вооружения и незаливаемость палубы. Обводы корпуса защищают судно от затопления при волнении до 7 баллов. Корпус выполнен так, чтобы уменьшить радиолокационную заметность судна, однако к «стелс-кораблям» «Сарыч» не относится.

Боковая парусность миноносца составляет 1700 м 2 . Палубы располагаются параллельно ватерлинии, что упрощает смену оборудования при перестройках и делает корабль более технологичным. Корпус делится на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок. В общей сложности у эсминца шесть палуб: 2-я, 3-я, верхняя, палуба полубака и пара платформ, одна из которых переходит во второе дно. Все основные конструкции корпуса, фундаменты и подкрепления производились из низколегированной стали. От машинного отделения до кормы проходят две продольные перегородки, увеличивающие жесткость корабля. Благодаря значительному развалу шпангоутов, эсминец остойчив. Благодаря успокоителям качки, эсминцы стабильно ходят даже при значительном волнении. При волнении в шесть баллов скорость корабля может достигать 24 узлов.

Надстройки эскадренных миноносцев проекта 956 выполнялись из алюминиево-магниевого сплава. С корпусом и палубой они соединялись посредством заклепок. Надстройка условно делится на кормовой и носовой блоки. Кормовая часть представляет собой блок с дымовой трубой и ангаром с грот-мачтой. Носовая часть выделяется фок-мачтой.

Водоизмещение судна колеблется от 6,5 (стандартное) до 8,48 (с перегрузом) тысяч тонн.

Оснащение

Силовая установка первых модификаций кораблей проекта 956 включает в себя два котлотурбинных агрегата марки ГТЗА-674. Их суммарная мощность составляет 100 тысяч лошадиных сил. Агрегаты располагаются в носовом и кормовом машинных отделениях. В каждом из машинных отделений находятся два котла и одна паровая турбина. Частота вращения на различных режимах работы установки регулируется турбозубчатым агрегатом. Важно отметить, что «Сарычи» стали единственными в мире боевыми суднами 3-го поколения с котлотурбинной энергетической установкой. Начиная с седьмой модели (эсминец «Стойкий»), корабли стали оснащаться более надежными котлами КВГ-3. Тем не менее котлы остались слабым местом суден, так как они очень требовательны к чистоте подаваемой воды. Кроме основных котлов, силовая установка имеет аварийный котел, который дает 14000 кг пара.

Эсминец имеет пару малошумных винтов. В состав рулевого агрегата входит гидравлическая машина и полусбалансированный руль. Корабль может развить скорость в 33,4 узла. Благодаря запасу топлива, составляющему 1,7 тысячи тонн, максимальная дальность плаванья судна составляет 3900 морских миль.

Электроэнергией эскадренные миноносцы проекта 956 обеспечиваются посредством двух парогенераторов (суммарная мощность равна 2500 кВт) и двух дизель-генераторов (суммарная мощность равна 1200 кВт).

Обитаемость

В условиях мирного времени численность экипажа эсминца составляет 196 человек, в том числе 48 мичманов и 25 офицеров. В военное время экипаж увеличивается до 358 моряков. Офицеры проживают в одно- и двухместных каютах, мичманы - в двух- или четырехместных, а матросы - в кубриках на 10-25 человек. В любом случае на каждого члена экипажа приходится не менее 3 м 2 жилой площади.

На борту оборудованы две кают-компании для питания офицеров и мичманов, а также несколько столовых, в которых питаются матросы. Для купания на судне есть несколько душевых и сауна. Кроме того, в распоряжении экипажа - библиотека, кинозал, и даже сборной бассейн.

Жилые и рабочие помещения судна оборудованы системой кондиционирования. В плане условий обитания экипажа эсминцы данной модели выгодно отличаются от других советских кораблей.

Стандартного запаса провизии достаточно, чтобы судно автономно существовало на протяжении 30 суток.

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение кораблей «Сарыч» включает комплекс М-22 «Ураган», представляющий собой морскую модификацию комплекса «Бук». Боевой корабль имеет две пусковые установки зенитных ракет: первая располагается в надстройке полубака, а вторая - за взлетно-посадочной площадкой. Масса ЗРК «Ураган» составляет 96 тонн. Его боекомплект состоит из 48 управляемых ракет, которые хранятся в погребах. ЗРК «Ураган» может одновременно атаковать до 6 целей на высоте от 10 м до 1 км, на удалении до 25 км.

Начиная с 14-го судна («Безудержный»/«Гремящий») эсминец стали вооружать ЗРК «Ураган-Торнадо». Он может поражать цели, находящиеся на расстоянии до 70 км. Чтобы произвести один запуск ракеты, нужно максимум 12 секунд. Залп из двух ракет поражает самолет с вероятностью 0,81-0,96, а крылатую ракету - с вероятностью 0,43-0,86.

Артиллерийское вооружение эсминца «Сарыч» состоит из двух спаренных установок АК-130 и зенитной артиллерии, которая является в ПВО кораблей последним рубежом. Кроме того, в составе артиллерийского вооружения кораблей работает система управления огнем (СУО) МР-184, состоящая из радиолокационной станции, лазерного дальномера, баллистического вычислителя и тепловизора. Механизированная подача боеприпасов позволяет вести огонь из артустановки с темпом до 90 выстрелов в минуту на расстояние до 24 километров. Каждый ствол имеет боезапас в 500 снарядов, 180 из которых всегда готовы к работе. Установка весит 98 тонн.

В состав скорострельной зенитной артиллерии эскадренных миноносцев входит две батареи автоматических комплексов АК-630М. Они располагаются на бортах судна и отвечают за уничтожение вражеских крылатых ракет на небольшой высоте. Каждая батарея имеет в своем составе две шестиствольные установки с системой управления «Вымпел» и вращающимся блоком стволов. АК-630М производит 4000 выстрелов в минуту и может поражать цели на расстоянии до 4 км.

Главным противокорабельным орудием «Сарыча» является ракетный комплекс «Москит». Начиная с корабля «Беспокойный», вместо него стали устанавливать комплекс «Москит-М». По четыре противокорабельных ракеты размещаются в двух неподвижных пусковых установках. Ракета «Москит» может поражать цели на расстоянии до 140 км, а ее модернизированная версия - на расстоянии до 170 км. Судно может выпустить все 8 ракет (вес каждой равен 300 кг) всего за 30 секунд.

На верхней палубе корабля размещена пара двухтрубных торпедных аппаратов калибром 533 мм. Что касается минного вооружения, то оно представлено парой реактивных минометов модели РБУ-1000, способных атаковать цели на дистанции до километра. В кормовой части «Сарычей» располагаются бомбометы, отвечающие за уничтожение вражеских подводных лодок на небольших глубинах, в непосредственной близости к борту судна. Также на эсминцы могут устанавливаться мины заграждения.

Во временном сдвижном вертолетном ангаре корабля базируется вертолет К-27. Так как площадка для вертолета расположена практически по центру судна, на нее минимально действует килевая качка. Вертолет может использоваться как для борьбы с лодками врага, так и для разведывательных и целеуказательных работ.

Живучесть

Эсминец проекта 956 имеет серьезную систему обеспечения живучести. Потенциально опасные помещения судна (машинное отделение и погреба) ограждены противопожарные отделениями с усиленными стальными стенками.

В качестве средств борьбы с возгоранием на судне оборудованы противопожарная магистраль, система объемного пожаротушения, система пенотушения, а также система водяного орошения переборок и сходов. Кроме того, для защиты погребов есть отдельные системы орошения и затопления.

От водной угрозы судно могут спасти системы осушения, балансировки цистерн и водоотлива. Для защиты от заражения внешней поверхности судна предусмотрена система обмыва.

Броневой противоосколочной защитой обеспечены лишь артиллерийские установки и пусковые устройства ПКР «Москит».

Модификации

В ходе производства серии суден их устройство поддавалось частичной модернизации. С 6-го корпуса (эсминец «Боевой») суда получили РЛС «Фрегат-М2» с двумя плоскими антеннами. Начиная с седьмого корпуса («Стойкий»), корабли оснащались более совершенными котлами КВГ-3. С 14-го корпуса (эсминец «Гремящий», ранее «Ведущий»), начался выпуск версии 956А. Он отличалась зенитной установкой «Ураган-Торнадо», а также новым радиолокационным и навигационным оборудованием.

Название корабля

Год выпуска

«Современный»

«Отчаянный»

«Отличный»

«Осмотрительный»

«Безупречный»

«Боевой»

«Стойкий»

«Окрыленный»

«Бурный»

В ремонте

«Гремящий»

«Быстрый»

В составе КТОФ

«Расторопный»

«Безбоязненный»

В резерве

«Безудержный»(«Гремящий»)

«Беспокойный»

В резерве ДКБФ

«Настойчивый»

В составе ДКБФ

«Адмирал Ушаков»

В составе КСФ

«Внушительный»

Разрезан на металл

«Ханчжоу» («Важный»)

В составе ВМС Китая

«Фучжоу»
(«Вдумчивый»)

«Тайчжоу»(«Внушительный»)

«Нинбо» («Вечный»)

Модели проекта 956

Кратко познакомиться с хронологией создания эсминцев проекта 956 и их теперешним статусом поможет приведенная выше таблица.

Вооружение

Ракетное вооружение

  • 2х4 - ПУ ПКР П-100 «Москит»;
  • 2х1 - ПУ ЗРК М-22 «Ураган».

Артиллерийское вооружение

  • 2x2 - 130-мм АУ АК-130;
  • 4x6 - 30-мм АУ АК-630;
  • 2х7 - 55-мм гранатомёт МРГ-1 «Огонёк»;
  • 2x1 - 45-мм/69 салютных орудий 21КМ.

Минно-торпедное вооружение

  • 2х6 - РБУ -1000 «Смерч-3»;
  • 2х2 - 533-мм ТА ДТА-53-956;
  • 22 мины заграждения.

Авиагруппа

  • 1 вертолёт Ка-27.

Радиотехническое вооружение

  • РЛС МР-750 «Фрегат-М2»;
  • НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»;
  • ГАК МГК-335МС «Платина-МС»;
  • РЭБ МП-401С «Старт», МП-407 «Старт-2» (2 ПУ ПК-2М), «Смелый» (4 ПУ ПК-10);
  • БИУС «Сапфир-У».

Однотипные корабли

«Окрылённый» - эсминец проекта 956 , служивший в ВМФ СССР и ВМФ РФ . 16 апреля 1983 года заложен в Ленинграде, спущен 31 мая 1986 года, вступил в строй 30 декабря 1987 года и 19 февраля 1988 года включён в состав КСФ . В период 1988-1993 годов активно участвовал в походах и боевых службах флота, обеспечивал охранение атомных крейсеров «Киров» и «Калинин» . С марта 1994 года в резерве. Без должного техобслуживания быстро пришёл в негодность и был списан в ноябре 1998 года.

Общие сведения

Более двадцати лет - начиная с 1950-х и до конца 1970-х годов - строительство кораблей такого класса в СССР не велось, а их задачи были возложены на классы больших ракетных кораблей (БРК) и больших противолодочных кораблей (БПК).

Писатель В. С. Пикуль об эсминцах

Тем не менее, после значительного перерыва советскими конструкторами были вновь созданы мощные и современные эсминцы, за высокие тактико-технические данные и солидные размерения причисленные к 1-му рангу.

Эсминцы проекта 956 массово строились для ВМФ Советского Союза и принимали деятельное участие в походах и боевых службах , демонстрируя Военно-Морской флаг страны на всех морских театрах.

На долю «Окрылённого», вступившего в строй Северного флота в 1988 году, выпала только небольшая часть достижений предыдущих эсминцев своего типа. После 1991 года обвальное сокращение оборонных расходов привело к тому, что новый эсминец большую часть времени лишь отстаивался в базе и в доке судоремонтного завода, ожидая так и не начатого планового ремонта. В 1998 году не отслуживший и десяти лет корабль исключили из боевого состава ВМФ, а впоследствии разобрали на металл.

Постройка и испытания

5 ноября 1982 года зачислен в списки кораблей ВМФ, заложен в Ленинграде на судостроительном заводе № 190 имени А. А. Жданова 16 апреля 1983 года , кораблю был присвоен строительный № 868.

Спущен на воду 31 мая 1986 года . «Почётной матерью» эсминца, по традиции разбившей бутылку шампанского об его форштевень, стала работница судостроительного завода Нина Жарких. Корабль был назван «Окрылённый», ранее то же название носил эсминец проекта 30-бис .

Экипаж сформирован 12 января 1987 года. На период строительства эсминец был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (13 БрСтРемК) Ленинградской военно-морской базы . 27 марта 1987 года проведено заселение экипажа на корабль. Законченный постройкой «Окрылённый» прошёл швартовые испытания с 30 сентября по 31 октября 1987 года.

1 ноября 1987 года эсминец приступил к заводским ходовым испытаниям в акватории Балтийского моря, через месяц (2 декабря) успешно их завершив. В тот же день приступили к Государственным испытаниям корабля, продолжавшимся до 30 декабря 1987 года. На время испытаний корабль был зачислен в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й ДРК Балтийского флота с базированием на военно-морскую базу Лиепая. Всего в период испытаний было пройдено 5000 миль.

26 марта 1988 года принятый флотом эсминец зачислили в состав .

Описание конструкции

Корпус и архитектура

Эсминец проекта 956, общий вид

«Окрылённый» - классический ракетно-артиллерийский корабль со стальным полубачным корпусом , посередине которого смонтирована надстройка с дымовой трубой и двумя мачтами. Последние служат для размещения антенных постов - радиолокаторов, станций РЭБ, связных. Наклонный форштевень ниже ватерлинии плавно переходит в бульбовый обтекатель подкильной гидроакустической станции «Платина». При помощи пятнадцати главных переборок корпус разделён на 16 водонепроницаемых отсеков.

Артиллерийские башни и пусковые установки зенитных комплексов расположили в диаметральной плоскости корпуса линейно-возвышенно для обеспечения оптимальных секторов стрельбы, а мощные противокорабельные ракеты главного ударного комплекса разместили наклонно по бортам. Вертолётную площадку и ангар вместо традиционного размещения на корме подняли на крышу надстройки в районе миделя эсминца, чтобы не ограничивать сектора обстрела кормовой башни универсального калибра. Ангар выполнили складным, телескопически надвигаемым на вертолёт. Внешним граням надстройки придали скошенную форму для уменьшения отражённого кораблём радиосигнала.

Энергетическая установка и ходовые качества

На эсминцах проекта 956 применили паротурбинную силовую установку: 2 ГТЗА суммарной мощностью 100000 л. с., вращающие два пятилопастных гребных винта. С учётом того, что большинство советских и зарубежных боевых кораблей в конце 1970-х годов уже оснащалось более лёгкими и компактными газотурбинными двигателями (ГТД), это решение часто подвергают критике. Однако следует отметить, что паровые турбины наряду с недостатками имеют и важные преимущества в сравнении с ГТД, такие как меньшая стоимость, существенно большие ресурс и мощность одного агрегата. Хорошо освоенные промышленностью и личным составом, агрегаты ГЭУ эсминцев обеспечивали надёжную и безотказную работу в условиях штатной эксплуатации и своевременного техобслуживания.

Пар для турбин обеспечивали 4 высоконапорных паровых котла модели КВГ-3. От котлов типа КВН-98/64, установленных на первых шести эсминцах типа «Современный» , КВГ-3 отличались большей производительностью и надёжностью, хотя и были более требовательны к водоподготовке.

Вооружение и оборудование

Одной из важнейших задач эсминцев типа «Современный» считалась огневая поддержка десантов, поэтому они получили непревзойдённое среди боевых кораблей своего времени универсальное вооружение из четырёх автоматических 130-мм орудий в двух башнях.

Вооружение в носовой части ЭМ проекта 956 (на снимке - «Отличный», 1988 год)

Эсминцы получили также мощное ракетное вооружение из восьми сверхзвуковых крылатых ракет «Москит». Благодаря высокой скорости и малой высоте полёта эти ракеты вплоть до недавнего времени были практически неуязвимы для ПВО западных флотов .

Основу ПВО корабля составили два многоканальных зенитно-ракетных комплекса (ЗРК) М-22 «Ураган». Каждый комплекс имеет поворотную однобалочную пусковую установку, под которой в боевом погребе барабанного типа хранится боекомплект из двадцати четырёх зенитных ракет 9М38 - 8 во внутреннем барабане и 16 во внешнем. Всего, таким образом, эсминец располагает 48-ю зенитными ракетами.

Для ПВО ближнего рубежа служат четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630 . Они автоматически наводятся на цели при помощи двух систем управления стрельбой МР-123 «Вымпел» - по одной СУО на каждую пару артустановок.

Противолодочное вооружение представлено торпедными аппаратами с управляемыми торпедами и реактивными бомбомётами для глубинных бомб. Каждый эсминец проекта 956 нёс по два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата типа ДТА-53-956 и по две реактивных шестиствольных установки РБУ-1000.

В складном ангаре на «Окрылённом» мог при необходимости разместиться один противолодочный вертолёт Ка-27 , составляя авиационное вооружение корабля.

Радиоэлектронное оборудование корабля соответствовало позднему варианту оснащения серии эсминцев проекта 956 , включая в себя обзорную РЛС МР-750 «Фрегат-МА» с плоскими фазированными решётками, навигационные РЛС, гидроакустическую станцию «Платина-МС», средства связи и радиоэлектронной борьбы, а также БИУС «Сапфир-У».

История службы

26 марта 1988 года эсминец «Окрылённый» был включён в состав Краснознамённого Северного флота - в 56-ю бригаду эсминцев 7-й оперативной эскадры.

С 5 по 24 августа 1988 года эсминец выполнил межфлотский переход с Балтики (Лиепая) на Северный флот (Североморск).

С 21 по 30 декабря 1988 года «Окрылённый» сопровождал с Балтийского моря на Северный флот завершивший испытания тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» , пройдено 2430 миль.

Эсминец «Окрылённый», 1989-1990 год

С 4 по 17 марта 1989 года «Окрылённый» в составе КУГ осуществлял непосредственное слежение за учениями НАТО «Норд Стар», проходившими в Норвежском море. «Окрылённому» были назначены для отслеживания авианосец «Арк Ройял» и десантный корабль «Интрепид» ВМС Великобритании.

13 июня 1990 года эсминец вернулся в Североморск, завершая полугодичную боевую службу. Всего в этом походе «Окрылённый» прошёл 21702 мили, поставленные задачи решив с оценкой «отлично».

В октябре 1990 года КУГ 56 бригады в составе эсминцев «Окрылённый» и «Гремящий» выполнила состязательную артиллерийскую стрельбу на приз ГК ВМФ. Результаты, показанные кораблями в течение года, позволили командованию соединения отказаться от подготовительных стрельб перед состязаниями. В итоге 56 бригада эсминцев завоевала приз главкома ВМФ за артиллерийскую стрельбу с вручением Переходящего знамени.

4 января 1991 года отряд боевых кораблей в составе ТАРКР «Калинин» , ракетного крейсера «Маршал Устинов» , эсминца «Безупречный» и БПК «Симферополь» вышел на боевую службу в Средиземное море, свой флаг на «Калинине» держал капитан 1 ранга А. И. Бражник. Эсминец «Окрылённый» сопровождал этот отряд на переходе Северной Атлантикой до Гибралтарского пролива; 23 января 1991 года корабль вернулся в Североморск, пройдя 6053 мили.

«Окрылённый» - это 8-й эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч» (код НАТО - «Sovremenny class destroyer»).

История строительства 16 апреля 1986 года корабль был заложен на заводе № 190 им. А. А. Жданова (строительный № 868), и 31 мая 1986 года спущен на воду. Крёстной матерью корабля стала Нина Жарких. 30 сентября - 31 октября 1987 года прошёл швартовные испытания, 1 ноября - 2 декабря того же года - государственные ходовые испытания (пройдено 5000 морских миль), 30 декабря 1987 года принят флотом, 10 января 1988 года на корабле был поднят советский военно-морской флаг, 26 марта 1988 года эсминец вступил в состав Советского Военно-Морского Флота. На время строительства корабль был включён в состав 13 бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (13 брстремк) Ленинградской военно-морской базы, на время испытаний включён в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей с базированием на военно-морскую базу Лиепая.

Служба 5 - 24 августа 1988 года осуществил переход из Лиепаи в Североморск, где вступил в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота. 21 - 30 декабря этого же года обеспечивал боевое охранение ТАРКР«Калинин» во время межфлотского перехода (пройдено 2430 морских миль).

4 - 17 марта 1989 года «Окрылённый» в составе КУГ осуществлял непосредственное слежение за учениями НАТО «Норд Стар», которые проходили в Норвежском море, следил за действиями десантного корабля «Интрепид» и авианосца «Арк Ройял». 1 декабря 1989 года корабль снова вышел в море, с 4 января 1990 года нёс боевую службу в Средиземном море. 14 - 31 марта осуществил боевой заход в Тартус, 14 - 21 апреля следил за американской АУГ в составе «Дуайт Эйзенхауэр», ракетного крейсера «Тикондерога» и др. 13 июня 1990 года вернулся с боевой службы в Североморск. За время боевой службы прошёл 21 702 морские мили. Оценка боевой службы - «отлично». В том же году корабль получил Приз ГК ВМФ за артиллерийскую стрельбу с вручением Переходящего знамени.

4 января 1991 года корабль вышел на новую боевую службу в Северную Атлантику, сопровождал ТАРКР «Калинин» на переходе в Средиземное море. Дойдя до Гибралтара, лёг на обратный курс и 23 января возвратился в Североморск, пройдя 6053 морские мили. 15 августа 1991 года снова вышел в море, чтобы нанести визит в Плимут (Великобритания), но уже 19 августа был возвращён в связи с ГКЧП, пройдя за поход 3047 морских миль.

Корабль принимал участие в отработке пусков модернизированных ракет «Москит». В 1992 году участвовал в учениях, в следующем году отрабатывал все виды боевой подготовки. 6 января 1994 года корабль был поставлен в док судоремонтного завода № 82 в Росляково, 9 марта выведен в резерв второй категории. В апреле 1997 года эсминец посетил Главком ВМФ Ф. Громов. Поскольку сроки среднего ремонта и положенных освидетельствований истекли, руководство флота решение хранением материальной части без консервации эсминец «Окрылённый» не восстанавливать; 29 ноября 1998 года корабль был исключён из состава флота и выведен после конвертовки в Североморск. С момента подъёма флага корабль прошёл 69 483,7 морских миль. Правительственными наградами на корабле были отмечены 40 человек, из них один орденом.



Поделиться