Неправильно показывает температурный датчик ваз 2109 карбюратор. Датчик температуры охлаждающей жидкости как проверить на ВАЗ и иномарках

Инжекторные варианты двигателей, установленные на моделях ВАЗ 2109, а также более позднихВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ2112 и пр., имеют ряд неоспоримых преимуществ. Однако штатное функционирование таких силовых агрегатов, в значительной степени, зависит от нормальной роботы разнообразных датчиков. Наличие, хотя бы минимальных знаний о принципе действия этих датчиков, месте расположения, возможных неисправностей, а также особенностей их замены, может в значительной мере облегчить жизнь владельцев данных марок автомобилей.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Конструктивно данный датчик представляет собой термистор, сопротивление которого меняется в зависимости от окружающей температуры. От его показаний зависят основные характеристики двигателя и его неисправность чреват перегревом двигателя, повышенным расходом топлива, трудности с запуском горячего двигателя и многие другие. Найти где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости не слишком сложно – он размещен на выпускном патрубке головки двигательного блока возле термостата. Замена датчика потребует предварительного сливания охлаждающей жидкости и демонтажа воздушного фильтра.


Датчик детонации

По своему назначению данный измерительный элемент предназначен для фиксирования аномальных вибраций в теле двигателя и принцип действия его основан на пьезокристаллическом эффекте. Отказ этого датчика проявляется в появлении «тупости» мотора и заметном увеличении расхода топлива. Находиться датчик в верхней части блока цилиндров и его замена не требует особых профессиональных навыков. Начинающим автолюбителям следует учитывать, что на автомобилях ВАЗ могут устанавливаться как датчики детонации резонансного типа (в виде бочонка), так и широкополосные измерители (в виде таблетки), которые между собой не взаимозаменяемы.

Датчик положения дроссельной заслонки

Представляет собой потенциометрический измеритель чувствительный элемент, которого прикреплен к дроссельной заслонки и, соответственно, информация о ее положении подается на ЭБУ. Данный датчик является весьма ненадежным элементом и к его отказу может привести тривиальная помывка машины. Неисправности датчика положения дроссельной заслонки могут проявиться повышенными оборотами на режиме холостого хода, рывках при плавном изменении движения, остановке двигателя при смене режимов. Расположен датчик с боковой стороны дроссельного узла. При его установке после замены следует помнить о необходимости установки предохранительного поролонового кольца.

Датчик кислорода

Иногда его называют лямбда-зонд и закреплен он на приемной трубе глушителя. Основным назначением этого элемента является контроль содержания кислорода в отработанных газах и на основании его показаний корректируется количество топлива подаваемого в двигатель. Отказ датчика кислорода может привести к повышенному расходу топлива и ухудшению характеристик по СО2. Замена датчика кислорода достаточно проста, однако выполняя эту технологическую операцию следует не забывать, что тело лямбда - зонда снабжено неразъемным штекером сучастком проводки, который по неопытности часто повреждают, кроме того следует проявлять аккуратность при одевании защитного силиконового чехла (в неправильном положении он может расплавиться).

Датчик скорости

Размещен на коробке передач непосредственно между приводом спидометра и наконечником его гибкого вала. В своей работе он использует эффект Холла и его импульсная информация, предоставляемая для обработки центральным блоком управления, пропорциональна частоте вращения колес. Кроме возникновения традиционного исчезновения предоставляемой водителю информации о скорости, отказ данного датчика может привести к незначительному ухудшению общих путевых характеристик. На автомобилях ВАЗ причиною отказа данного датчика нередко служит окисление контактов в его разъеме.

Датчик положения коленчатого вала.

Значение данного датчика очень велико и он формирует информацию пропорциональную изменению углового положения специального диска скрепленного с коленвалом двигателя. Именно на основании этой информации определяется цилиндр, требующий на данный момент времени подачи топлива и искры. Расположен датчик на крышке масляного насоса и его отказ может привести к остановке двигателя или, как минимум, обрезанию оборотов в диапазоне от 3500 до 5000 об/мин.

В заключение хочется отметить, что, к сожалению, одним из наиболее слабых мест изделий АвтоВАЗаи сегодня является состояние различных соединений и в случае возникновения проблем датчиками ВАЗ 2109, ВАЗ 2110, ВАЗ 212, ВАЗ 2114 перед тем как проверить, демонтировать или заменить тот или иной датчик нелишне, предварительно оценить, состояние его разъема, контактов, целостность проводов, а также стоят ли на месте все необходимые прокладки.

На любом автомобиле, включая ВАЗ 2109, датчик температуры охлаждающей жидкости играет огромную роль, поскольку во многом обеспечивает должную, эффективную работу охладительной системы мотора.

Чтобы отремонтировать или поменять датчик температуры ОЖ, первым делом необходимо знать о его расположении.

В автомобилях ВАЗ 2109 ДТОЖ располагается между термостатом и головкой блока цилиндров. Устройство имеет два контакта, один из которых служит для показаний ЭБУ, а второй обеспечивает включение вентилятора.

Стоит также отметить, что возле ДТОЖ располагается одноконтактный датчик, которые достаточно часто путают между собой.

Основная функция ДТОЖ заключается в охлаждении жидкости. Чем холоднее она будет, тем богаче окажется поступаемая в двигатель топливовоздушная смесь.


Неисправности

Существует несколько основных неисправностей, которые приводят к выходу из строя датчика температуры охлаждающей жидкости. А именно:

  • Внутри датчика имеется электрический контакт, который может порваться либо покрыться трещинками. Если контакт порван, это приводит к полному сгоранию регулятора. При наличии трещин датчик еще может функционировать, но отсутствие должного контакта не позволяет передавать точную информацию об охлаждающей жидкости;
  • Нарушена изоляция датчика. При плохой изоляции проводки возникают замыкания. Они, в свою очередь, становятся причиной сгорания устройства;
  • Около датчика обрываются провода. Из-за этого регулятор не может включать вентилятор, что приводит к перегреву автомобиля.

В летний период времени отказ в работе ДТОЖ замечают редко, но зимой существенно усложняется запуск мотора.

Признаки поломки

Как можно определить, что датчик температуры ОЖ перестал нормально работать или перегорел полностью?

  1. Вентилятор охлаждения включается произвольно даже при нормальной температуре двигателя. Но на самом деле вентилятор должен включаться только тогда, когда силовой агрегат перегревается.
  2. На горячую сложно завести мотор. Система охлаждения отвечает за регулирование температуры, но неисправный датчик не позволяет получить объективные данные и сигнал о запуске того или иного режима работы.
  3. Заметно повышается расход топлива. Это вызвано перегрузкой двигателя, которому приходится ехать при повышенных температурах. Из-за этого растет потребление горючего.

Прежде чем делать окончательные выводы относительно поломки или нарушения работоспособности ДТОЖ на ВАЗ 21099, обязательно проведите проверочные мероприятия.

Проверка

Сегодня автовладельцы ВАЗ 2109 применяют два способа для проверки состояния датчика температуры охлаждающей жидкости. Скажем сразу, что второй более надежный, но первый легче. Каким из представленных ниже методов воспользоваться, решайте сами.

Способ проверки

Ваши действия

Первый способ

  • Подключите минусовой конец от вольтметра на двигатель;
  • Включите зажигание;
  • Вольтметром определите, какое напряжение образуется при езде на автомобиле;
  • В норме показатель должен составлять не меньше 12 Вольт, если АКБ полностью заряжена;
  • Если показания заметно меньше, потребуется ремонт или замена ДТОЖ

Второй способ

  • Возьмите мультиметр, включите его в режиме вольтметра;
  • Измерение должно происходить в пределах от 100 Ом до 10 кОм;
  • Возьмите термометр, измеряющий температуру более 100 градусов по Цельсию;
  • Опустите датчик в емкость с жидкостью охлаждения;
  • Начинайте подогревать ОЖ;
  • По мере роста температуры следите за показателями с помощью термометра;
  • Измерьте показатели сопротивления датчика при различных температурах;
  • Либо можете взять кипяток, залить его в емкость, вставить туда рабочий элемент датчика. И следите за сопротивлениями датчика, пока температура воды остывает;
  • Сопоставьте показания с таблицей, приведенной ниже


Согласно таблице, проверьте, соответствует ли сопротивление требуемому при той или иной температуре ОЖ или простого кипятка.

Температура (в градусах Цельсия)

Сопротивление (Ом)

100 градусов

80 градусов

60 градусов

40 градусов

20 градусов

0 градусов

20 градусов

40 градусов

При наличии отклонений от нормы делаем вывод, что датчик уже не выполняет свои функции должным образом, потому требует обязательной замены.



Заменить ДТОЖ своими руками на инжекторном ВАЗ 2109 не сложно. Следуйте пошаговой инструкции, чтобы решить возникшие проблемы.


  1. Первым делом проверьте состояние предохранителей. Не редко они перегорают, что становится причиной отказа в работе датчика температуры охлаждающей жидкости.
  2. Дождитесь, пока автомобиль полностью остынет. Проводить замену ДТОЖ на горячем двигателе ни в коем случае нельзя.
  3. Отключите провода, идущие на ваш ДТОЖ. Только делать это нужно в ситуации, когда при включении зажигания стрелка показателя температуры начинает резко поднимается вверх и порой доходит до максимального уровня.
  4. Если же изменений со стрелкой не происходит, виной всему не сам датчик, а провод, идущий к нему.
  5. Если при включении зажигания стрелка начинает опускаться, датчик температуры ОЖ вышел из строя и нуждается в замене.
  6. Снимать половину агрегатов, чтобы добраться до ДТОЖ, не приходится. Доступ к устройству свободный, проблем возникать не должно.
  7. Слейте охлаждающую жидкость из системы. Это отличный повод заодно поменять тосол на новый, если в этом есть необходимость. Если же охлаждающая жидкость свежая, для слива используйте чистую емкость.
  8. Отключите проводку от датчика.
  9. С помощью торцевой головки выкрутите регулятор, чтобы его без проблем снять рукой.
  10. Зачистите место посадки устройства. Так обычно накапливается приличное количество грязи, пыли, которые могут стать причиной некорректной работы нового датчика температуры тосола.
  11. Для очистки воспользуйтесь любой ветошью, которая не оставляет после себя ворс, нитки.
  12. Обработайте гнездо обезжиривателем.
  13. Вставьте новый регулятор. Ошибка многих заключается в том, что якобы для повышения надежности установки они уплотняют датчик герметиком. Делать этого не стоит, поскольку так ДТОЖ может работать только хуже.
  14. Верните на место питающий провод. Только если проверка показала, что в нем есть обрыв или он поврежден, провод лучше сразу заменить. Ремонтировать его изолентой не советуем.
  15. Залейте охлаждающую жидкость обратно в систему. Даже если вы меняли ОЖ пару месяцев назад, лучше заодно заменить ее на свежую. Хуже от этого точно не будет.
  16. Запустите мотор, проверьте в действии новый датчик ТОЖ.

Самостоятельная замена ДТОЖ — процесс достаточно простой. Вам не придется тратить деньги на услуги автосервиса, плюс получите необходимый опыт по ремонту автомобиля своими собственными руками.

Если Вы обратили внимание на то, что указатель температуры охлаждающей жидкости Ваз 2109 показывает некорректное значение, то существует необходимость его проверки. Датчик температуры охлаждающей жидкости предназначен для контроля температуры двигателя. Конечно, на работу системы охлаждения у автомобиля Ваз 2109 этот датчик никак не влияет. На работу системы охлаждения влияет термостат и датчик на радиаторе, который включает вентилятор охлаждения радиатора при температуре
охлаждающей жидкости более 90 градусов. Датчик температуры охлаждающей жидкости предназанчен только для ИНДИКАЦИИ температуры двигателя на панели приборов Ваз 2109. Однако, это тоже важно, Вы как водитель должны знать температуру Вашего двигателя.

Датчик температуры охлаждающей жидкости Ваз 2109 представляет собой термосопротивление, то есть электрический элемент, который меняет свое сопротивление в зависимости от температуры. В руководстве по эксплуатации Ваз 2109 написано,что для проверки датчика температуры охлаждающей жидкости его необходимо снять, потом помещять в стакан с водой известной температуры и мерять его сопротивление. Как всегда разработчики пошли самым сложным путем: чтобы достать датчик из двигателя необходимо слить тосол до уровня датчика (а это сделать не очень то и просто,учитывая,что придется снимать какой-нибудь шланг для слива), идти куда-то греть воду проверять потом идти обратно к машине, вкручивать датчик на место и снова заливать тосол.

Можно сделать гораздо проще: взять три резистора — один 600 Ом, второй 160 Ом,третий 100 Ом. Эти резисторы и будут у нас имитировать датчик температуры. Открываем капот, снимаем фишку с датчика температуры и подносим её к аккумулятору. Резистор 600 Ом одним концом вставляем в массу аккумулятора, на другой конец насаживаем фишку датчика.


Идем в салон и включаем зажигание — стрелка указателя температуры должна показать около 50 градусов.


Затем вместо резистора 600 Ом вставляем резистор 160 Ом — стрелка указателя температуры должна показывать 90 градусов.



На третьем резисторе номинала 100 Ом стрелка указателя температуры должна показывать больше 100 градусов.
Если при подключении резисторов и их смене указатель температуры показывает приведенные выше значения (могут немного отличаться) — значит провод от датчика к указателю, и сам указатель исправны. Обратите внимание,если при езде на автомобиле более 10 минут, то есть на наверняка прогретом двигателе,но указатель не показывает температуру — значит у Вас действительно неисправен датчик температуры и его необходимо заменить, стоит он недорого, порядка 2-3 $ и продается в любом автомагазине.
Если же Вы подключаете резисторы между массой и разъемом датчика, и при включенном зажигании стрелка мертво стоит на месте — то дело тут не в датчике. Необходимо проверить провод от датчика к указателю и сам указатель температуры.

Датчики

  Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой термистор (резистор, сопротивление которого изменяется от температуры), Датчик завернут в выпускной патрубок охлаждающей жидкости на головке блока цилиндров. При низкой температуре сопротивление датчика высокое (при -40 °С -100 кОм), а при высокой температуре - низкое (при 100 °С - 177 Ом).
  Температуру охлаждающей жидкости ЭБУ рассчитывает по падению напряжения на датчике. Падение напряжения высокое на холодном двигателе и низкое - на прогретом Температура охлаждающей жидкости влияет на большинство характеристик, которыми управляет электронный блок.   Для замены датчика выполните следующее:

  2. Слейте охлаждающую жидкость из радиатора.
  3. Для удобства работы снимите воздушный фильтр ().

Рис.1
  4. Отсоедините колодку с проводами отдатчика температуры охлаждающей жидкости, отжав пластмассовый зажим. Выверните датчик из патрубка системы охлаждения.
  5. Установите датчик в обратном порядке.

  Датчик детонации , прикрепленный к верхней части блока цилиндров, улавливает аномальные вибрации (детонационные удары) в двигателе.
  Чувствительным элементом датчика является пьезокристаллическая пластинка. При детонации на выходе датчика генерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с возрастанием ищенсиниоои детонационных ударов. Электронный блок по сигналу датчика регулирует опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива.
  Для замены датчика исполните следующее:

Рис.2
  2. Отсоедините колодку 1 с проводами от датчика 2 детонации. Отверните гайку крепления и снимите датчик со шпильки.

  Датчик массового расхода воздуха расположен между воздушным фильтром и шлангом впускной трубы. В нем находятся температурные датчики и нагревательный резистор. Проходящий воздух охлаждает один из датчиков, а электронная схема датчика преобразует эту разность температур в выходной сигнал для электронного блока управлений.
  В разных вариантах систем впрыска топлива могут применяться датчики массового расхода воздуха двух типов. Они отличаются по устройству и по характеру выдаваемого сигнала, который может быть частотным или аналоговым. В первом случае в зависимости от расхода воздуха меняется частота сигнала, а во втором случае — напряжение.
  ЭБУ использует информацию от датчика массового расхода воздуха для определения длительности импульса открытия форсунок.
  Для замены датчика выполните следующее:
  1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.

Рис.3


  2. Отжав снизу отверткой или пальцем пластмассовую защелку, отсоедините колодку 1 с проводами от датчика 3 массового расхода воздуха. Ослабьте затяжку хомута крепления и отсоедините шланг 2 от датчика, Отверните два винта крепления и снимите датчик с воздушного фильтра.
  3. Установите датчик в обратном порядке.

Рис.4


  СО-потснциомотр (рис.4) установлен на автомобилях с системой впрыска без обратной связи (без нейтрализатора и датчика концентрации кислорода) в моторном отсеке на стенке коробки воздухопритока и представляет собой переменный резистор, Он выдает на ЭБУ сигнал, который используется для регулировки состава топливовоздушной смеси с целью получения нормированного уровня концентрации окиси углерода (СО) в отработавших газах на холостом ходу. СО-потенциометр подобен винту качества смеси в карбюраторах Регулировка содержания СО с помощью СО-потенциометра выполняется только на станции технического обслуживания с применением газоанализатора.

  Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач между приводом спидометра и наконечником гибкого вала привода спидометра Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. Датчик выдает на блок управления прямоугольные импульсы напряжения с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес.
  Для замены датчика выполните следующие операции:
  1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.

Рис.5
  2. Отсоедините колодку с проводами отдатчика скорости, сжав пружинные зажимы.
  3. Отверните датчик от привода спидометра.

  Датчик положения дроссельной заслонки установлен сбоку на дроссельном узле и связан с осью дроссельной заслонки.
  Датчик представляет собой потенциометр, на один конец которого подается «плюс» напряжения питания (5 В), а другой - соединен с «массой», С третьего вывода потенциометра (от ползунка) идет выходной сигнал к ЭБУ. Когда дроссельная заслонка поворачивается (от воздействия на педаль управления), изменяется напряжение на выходе датчика, При закрытой дроссельной заслонке оно ниже 0,7 В. Когда заслонка открывается, напряжение на выходе датчика растет и при полностью открытой заслонке должно быть более 4 В, Отслеживая выходное напряжение датчика, ЭБУ корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (т е по желанию водителя) Датчик положения дроссельной заслонки не требует регулировки, так как ЭБУ воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.

  1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.
  2. Отсоедините колодку с проводами отдатчика полохения дроссельной заслонки, отжав пластмассовую защелку.

Рис.6
  3. Отверните два винта крепления и снимите датчик положения дроссельной заслонки с дроссельного узла (для наглядности узел снят).
  4. Установите датчик в обратном порядке, при этом не забудьте установить поролоновое кольцо.

  Регулятор холостого хода регулирует частоту вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, управляя количеством подаваемого воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки Он состоит из двухполюсного шагового электродвигателя и соединенного с ним конусного клапана Клапан выдвигается или убирается по сигналам блока управления. Полностью выдвинутая игла регулятора (что соответствует 0 шагов) перекрывает поток воздуха Когда игла вдвигается, то обеспечивается расход воздуха, пропорциональный количеству шагоа отхода иглы от седла.
  Для замены регулятора необходимо выполнить следующее:
  1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.
  2. Отожмите пластмассовую защелку и отсоедините колодку с проводами от регулятора холостого хода, установленного на дроссельном узле.

Рис.7
  3. Отверните два винта крепления и снимите регулятор с дроссельного узла (для наглядности узел снят).

Рис.8
  4. Замените порванное или потерявшее эластичность уплотнительное кольцо 1 регулятора холостого хода 2.
  5. Установите регулятор в обратном порядке, смазав его уплотнительное кольцо моторным маслом.

  Датчик положения коленчатого вала индуктивного типа , предназначен для синхронизации работы ЭБУ с верхней мертвой точкой поршней 1-го и 4-го цилиндров и угловым положением коленчатого вала Датчик установлен на крышке масляного насоса напротив задающего диска на шкиве привода генератора. Задающий диск представляет собой зубчатое колесо с 58 равноудаленными (6°) впадинами. При таком шаге на диске помещается 60 зубьев, но два зуба срезаны для создания импульса синхронизации («опорного» импульса), который необходим для согласования работы электронного блока с ВМТ поршней в 1-м и 4-м цилиндрах.
  При вращении коленчатого вала зубья изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока Установочный зазор между сердечником датчика и зубом диска должен находиться в пределах (1±0,2) мм ЭБУ по сигналам датчика определяет частоту вращения коленчатого вала и выдает импульсы на форсунки.
  Для замены датчика необходимо выполнить следующее:
  1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.
  2. Отсоедините колодку с проводами от датчика положения коленчатого вала.

Рис.9
  3. Отверните болт 1 крепления и выньте датчик 2 из крышки масляного насоса (для наглядности крышка насоса снята).
  4. Установите датчик в обратном порядке.

  Датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд) применяется в системе впрыска с обратной связью и устанавливается на приемной трубе глушителей Кислород, содержащийся в отработавших гаэзх, реагирует с датчиком концентрации кислорода, создавая разность потенциалов на выходе датчика. Она изменяется приблизительно от 0,1 В (высокое содержание кислорода - бедная смесь) до 0,9 В (мало кислорода - богатая смесь).
  Для нормальной работы температура датчика должна быть не ниже 360 *С Поэтому для быстрого прогрева после пуска двигателя в датчик встроен нагревательный элемент Отслеживая выходное напряжение датчика концентрации кислорода, ЭБУ определяет, какую команду по корректировке состава рабочей смеси подавать на форсунки Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на-выходе датчика), то дается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов), дается команда на обеднение смеси.
  Для замены датчика необходимо выполнить следующее:
  1. Отсоедините провод от клеммы « -» аккумуляторной батареи.
  2. Разъедините колодку датчика и жгута проводов, отжав пластмассовую защелку.

Рис.10
  3. Выверните датчик из приемной трубы глушителя (для наглядности приемная труба снята).
  4. Установите датчик в обратном порядке.

  Датчик фазы применяется в системах с последовательным впрыском топлива. Используется на двигателях мод. 2111 (с электронным блоком Bosch M7.9.7), 21114 и 21124. Устанавливается на правом торце головки блока цилиндров двигателей мод, 2112 и 21124 и на задней крышке распределительного вала двигателей мод. 2111 и 21114. Принцип его действия основан на эффекте Холла.
  Для замены датчика на двигателях мод. 2112 и 21124 необходимо выполнить следующее:
  1. Отсоедините провод от клеммы «-»аккумуляторной батареи.

Рис.11
  2. Отожмите пластмассовую защелку и отсоедините колодку 2 с проводами от датчика фазы 1. Отверните два болта крепления и снимите датчик.
  3. Установите детали а порядке, обратном снятию.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – входит в систему управления двигателем (ЭСУД) инжекторных автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. По его показаниям блок управления (ЭБУ) определяет тепловое состояние двигателя и рассчитывает необходимое количество топливной смеси для впрыска и обеспечения нормальной работы.

Расположение датчика температуры

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с инжекторными двигателями датчик устанавливается в выпускной патрубок охлаждающей жидкости между термостатом и головкой блока.

Устройство ДТОЖ

Он представляет собой термистор – резистор с отрицательным температурным коэффициентом, сопротивление которого изменяется при увеличении, либо уменьшении температуры. При нагреве сопротивление уменьшается, при охлаждении увеличивается. Например, при плюс 100 гр. – сопротивление 180 Ом, при минус 40 – сопротивление 100700 Ом. С одной стороны датчика находятся два контакта с другой (находящейся в потоке охлаждающей жидкости) чувствительный элемент.

Принцип действия ДТОЖ ВАЗ 2108i, 2109i, 21099i

После поворота ключа в замке зажигания блок управления подает напряжение на ДТОЖ через резистор с постоянным сопротивлением, находящийся внутри блока. Так как датчик температуры является термистором, то подаваемое с ЭБУ напряжение им будет сразу же изменено в зависимости температуры охлаждающей жидкости. По падению напряжения блок управления рассчитывает температуру двигателя и соответственно объем топлива для впрыска. Падение напряжения будет высоким на холодном двигателе (топлива больше) и небольшим на прогретом (топлива меньше). По мере прогрева двигателя, объем топлива, поступающего в цилиндры двигателя, уменьшается.

Помимо пуска по показаниям датчика температуры блок управления корректирует работу двигателя на холостом ходу, принимает решение об обогащении топливной смеси на режимах средних и больших нагрузок, изменяет в ту или иную сторону угол опережения зажигания, включает и выключает вентилятор системы охлаждения.

Неисправности ДТОЖ

Выход из стоя датчика температуры не дает ЭБУ правильно рассчитать дозу топлива необходимого двигателю в данный момент, а это в свою очередь приводит к невозможности запуска двигателя, особенно в холодную погоду, перебоям в его работе на ХХ и в движении, повышенному расходу топлива. Помимо этого неисправность ДТОЖ может являться одной из причин перегрева двигателя (несвоевременного включения вентилятора системы охлаждения) или наоборот его длительного прогрева.

В ряде случаев при возникновении неисправности датчика температуры система управления двигателем переходит на резервный режим работы. В этом случае, при запуске, ЭБУ считает температуру двигателя равной нулю, расчет зависимости объема впрыскиваемого топлива от прогрева двигателя будет проводиться по времени его работы, а не по показаниям датчика температуры, вентилятор системы охлаждения будет постоянно включен. Загорается лампочка на панели приборов и система самодиагностики запишет код ошибки в память блока управления.

Менять датчик на новый сразу не стоит, необходимо в первую очередь проверить разъем подключения датчика и ведущие к нему провода. При возникновении неисправности в пути можно снять разъем с датчика и доехать до места ремонта на резервном режиме работы ЭСУД.

Применяемость ДТОЖ

ВАЗ 2108, 2109, 21099 – ДТОЖ 2112-3851010 (23.3828).

Примечания и дополнения

— Резистор – элемент электрической цепи, обладающий сопротивлением. Они позволяют контролировать и регулировать напряжение и силу проходящего через них электрического тока. Единица измерения сопротивления – Ом.



Поделиться