Виды мотоспорта. Мотоциклетный спорт – история зрелищного вида спорта

Мотокросс

Мотокросс не нуждается в переводе. Это слово одинаково звучит и понимается на большинстве языков мира. Нет необходимости объяснять и сущность кросса, поскольку преодоление пересеченной местности существует во многих видах спорта. Значительно труднее назвать дату первых соревнований: попытки ездить на мотоцикле по бездорожью так же стары, как и мотоцикл.

Принято считать, что первым спором мотоцикла с другим транспортным средством в езде по бездорожью была "гонка за лисой", состоявшаяся вблизи Лондона на военном учебном плацу в 1908 году. Тогда 13 мотоциклистов и 16 всадников на конях решили выяснить, кто быстрее вне шоссейных магистралей. Полную победу одержали кавалеристы. Это не смутило поклонников мотоцикла.

В разных европейских странах, прежде всего в Великобритании и Франции, стали проводить импровизированные мотокроссы, не имевшие ни четких правил, ни программы. Интереса у публики они не вызывали. В 1913 году в программу первых международных шестидневных мотосоревнований ФИМ были введены испытания на плохих проезжих дорогах. Но популярность у зрителей завоевали не они, а подъемы на холм. Мотоциклисты по очереди штурмовали крутые вершины, которые, как правило, были недосягаемы, и победитель определялся по наибольшему количеству пройденных метров.

Конечно, ни "гонку за лисой", ни шестидневку, ни подъемы на холм нельзя считать родителями кросса. Это были лишь попытки найти более или менее приемлемую форму соревнований мотоциклистов по пересеченной местности.

Она появилась лишь после второй мировой войны.

Мотокросс развивается стремительно, и тот, кто хочет добиться в нем высот, не может позволить себе жить старым багажом. Это относится не только к машинам, но и к людям.

В нашем представлении мотоспорт - это прежде всего скорость, рев двигателей, шумные эмоции зрителей. Таковы мотокросс, спидвей, "кольцо", мотогонки на льду. В триале все иначе. Зрители ведут себя так, словно постоянно видят перед собой табличку: "соблюдайте тишину". В самом деле, тут нет привычных для мотоспорта высоких скоростей, зримых, полных напряжения поединков участников. Здесь спортсмен один на один с препятствиями, которые он должен покорить. Но какое же это непростое испытание - на ограниченном пространстве преодолевать сложнейшие участки (их называют контролируемыми - КУ), не выезжая за их пределы и не касаясь земли ногами.

Скорость в триале не только не имеет значения, но и противопоказана.

Главное - чистота выполнения. Перед стартом на очередном контролируемом участке спортсмен предельно собран и внимателен. Зрители понимают его состояние - они тоже напряжены. Вот удачно выполнено начало упражнения, следующая его часть… Бить в ладоши, поддерживать? Нет, как бы не помешать, не сглазить. И только когда пройдены последние метры КУ, лучших награждают аплодисментами, а неудачников - гулом сожаления.

…Вот отмашка судейского флага - и очередной спортсмен "выходит на препятствие". Качающийся мост и сразу же лестница - коварное упражнение, требующее умения самой что ни на есть совершенной балансировки на мотоцикле. А вот еще два упражнения. Вкопанная в землю автопокрышка - препятствие простое в обустройстве, но далеко не простое для преодоления. Если мотоцикл всей тяжестью ударится о шину двигателем, она самортизирует и подбросит заднее колесо. Тогда уже будет нелегко удержаться в седле. Следующее КУ - из разряда курьезов. Ну, скажите, какой мотоциклист не мечтает в душе хотя бы раз "потоптать" автомобиль, который частенько ведет себя на дороге по отношению к младшим братьям с позиции силы? Старый кузов от легкового автомобиля (например, от ЗАЗ-965) оказывается тем препятствием, вокруг которого собирается множество людей. Не всем участникам оно покоряется.

В триале существует шкала баллов, оценивающая выступление участников, причем каждый стремится получить наименьшую сумму. Перед контролируемым участком разрешается осмотреть его, как бы мысленно проехать. Если спортсмен, сидя в седле, неудачно выполнил упражнение и в пылу вылетел за пределы КУ, он получает 50 штрафных очков. Тогда как его более находчивый соперник может пройти пешком весь контролируемый участок, ведя машину рядом и перетаскивая ее через препятствие, и получить за это в наказание…всего 5 очков.

Технические требования к мотоциклам для триала

Мотоцикл для триала несложно сделать самому (в пределах секции, с помощниками), если имеется необходимое оборудование и, естественно, детали. Это сэкономит массу средств и существенно поднимет культуру подготовки машин.

Технические требования лимитируют усовершенствования лишь в пределах "Правил соревнований по мотоспорту".Практически ограничения сводятсяк одному пункту: кубатура двигателя не должна превышать 500 см.

Триал, хотя и значится в семье мотоциклетных видов спорта, имеет свои, присущие только ему особенности. Именно эти осбенности и диктуют требования к мотоциклам. Участник соревнований должен показать очень сложные приемы вождения на ограниченной, до предела зажатой территории трассы, так называемых контрольных участках. Балансировка и разворот на месте осуществляются здесь посредством перестановки переднего колеса рывками. Постоянное манипулирование газом, тормозами, сцеплением, передней вилкой помогают спортсмену удерживать равновесие и не касаться ногами земли, преодолевать препятствия, которые порой достигают полутораметровой высоты. Вот почему мотоцикл для триала легкий (80-90 кг), с укороченной базой и большим дорожным просветом, а у двигателя его максимум крутящего момента смещен в сторону малых оборотов. Большое значение имеет угол наклона вилки. Оптимальный вариант - около 27 градусов. При большем затруднен поворот, при меньшем - возможно опрокидывание мотоцикла во время съезда с препятствия.

Немного о двигателе. Как правило, используют одноцилиндровые двухтактные, которые по размерам и характеристикам в большей степени удовлетворяют особенностям триала. Здесь главное добиться максимального крутящего момента, определяющего "тяговитость" мотоцикла на небольших оборотах. Важно также подобрать передаточные числа коробки передач для возможно полного использования наибольшего значения крутящего момента. "Триальному" мотоциклу необходимо пять-шесть передач, причем три-четыре рабочих (для прохождения КУ) и две транспортных (при движении между КУ). Рабочие передачи по величине передаточных чисел выполняют сближенными. Стоит обратить внимание на положение выпускной трубы и глушителя. Они не должны создавать помех при прохождении КУ: трубу поднимают, а глушитель размещают внутри контура рамы, под седлом.

Чтобы внести ясность, начну с того, что трайел зачастую называют триалом, путая с двухдневными соревнованиями на регулярность движения, некогда входившими в программу чемпионатов Европы. Трайел - лишь сопутствующий мототуризму вид соревнований. Это вполне объяснимо, ведь трайел по существу - искусственно подобранное сочетание естественных препятствий, в мастерстве преодоления которых весь смысл соревнования, родная стихия мототуристов. Распространение трайела в их среде можно объяснить во многом простотой подготовки трассы и судейства, зрелищностью, а главное, тем, что он не требует специальной спортивной техники - садись на свою машину и выходи на старт. Да и кто сказал, что для этого надо выезжать за тридевять земель. Наибольший опыт в проведении состязаний по трайелу накоплен в Латвии. Суммарная протяженность трассы от 2 - 3 километров (что оптимально для массовых стартов) до 100. В США, например, для проведения трайела используют и крытые стадионы, где искусственно создают препятствия, причем в дело идут даже лестницы между секторами.

Сложность состоит в том, чтобы найти 10 - 15 участков протяженностью от 50 до 100 метров, ширину которых (1,5 - 8 метров) надо ограничить естественными или искусственными ограждениями. И, понятно, постараться расположить по этапу (участки) как можно ближе один к другому, чтобы сократить переезды до минимума. Трасса всех участков должна проходить по пересеченной местности с разнообразной поверхностью, включать водные препятствия, крутые подъемы, спуски, овраги, высохшие русла ручьев с каменистым дном, лесные тропы.

Короче - все зависит от фантазии организаторов, которая, впрочем, должна считаться с подготовленностью участников. Задача мотоциклистов, в общем, не сложна: проехать участки трассы, не касаясь ногами грунта и не задевая ограждений. За любое из этих нарушений - одно штрафное очко. Падение, остановка, выезд за пределы участка, движение задним ходом наказывается исключением этого этапа из зачета, что оценивается 10 штрафными очками.

Технические требования, предъявляемые т мотоциклам участников, формулируются буквально в двух строчках: допускаются любые мотоциклы дорожного типа с любыми изменениями (кроме рамы), шины - дорожные, уровень шума выхлопа - не более 100 дБ. Вот и все.

Поскольку время прохождения каждого этапа в отдельности не ограничено (нормировано лишь общее время от старта до финиша, включая переезды от одного участка к другому), скорость движения никакой роли не играет. Так что вторичной становится мощность двигателя. Правда, здесь вступает в силу другой фактор - его "тяговитость", то есть крутящий момент и приспособляемость. Но, насколько можно судить на основании опубликованного материала, заниматься этим вопросом пока нет необходимости. Все решает мастерство, базирующееся на чувстве машины (или, как мы часто говорим, чувстве ручки "газа"), умение удерживать равновесие в самых сложных условиях. Рассмотрим мотоцикл одного из чемпионов трайела из города Елгавы (клуб "Сигма") - серийный мотоциклЯВА-634. Все переделки в нем сводились к увеличению угла поворота передней вилки (для этого достаточно подпилить ограничители) и установление "спортивного" руля. Нельзя не согласиться, это доступно каждому. А ведь соревнования в Елгаве были одними из самых сложных за два дня спортсмены преодолели 30 участков, пройдя трассу в прямом и обратном направлении. Здесь было все. Движение в узком коридоре, проложенном по извилистому берегу озера, осложнявшееся еще тем, что половина его ширины находилась в воде. Песчаные подъемы-тягуны, которые сменяли чуть ли не вертикалыные каменитсые стены. Крутые повороты в лесу, где приходилось продираться среди близкостоящих деревьев. Были включены и заболоченные участки. Так что каждому стартовавшему участнику пришлось прочувствовать мнорогранность трайела, предоставившего богатые возможности выявить мастерство. Это, конечно, труднейший вариант трассы, рассчитанный на бывалых, искусных спортсменов. Для дебюта же лучше сделать трассу попроще, чтобы не устрашить новичков, дать им реальную возможность закончить соревнования и основной их массе получить зачет. В то же время не должно быть и излишнего упрощения, иначе пропадет соревновательный стимул и мероприятие будет обесценено. Все это в руках организаторов. Как говорят, лиха беда - начало. С первого раза могут быть и просчеты. Но, полагаю, не нужно смущаться.

Если трезво отнестись к ним, в другой раз обязательно получится.

Трайел - вид соревнований, доступный, пожалуй, самому широкому кругу мотолюбителей.

Спринт - кросс

Родился новый вид мотоспорта - спринт-кросс. Придумали эту забаву в Латвии - чтобы сделать обычный мотокросс более зрелищным и динамичным.

Условия таковы. Все участники стартуют в общей массе и едут по классической трассе и по стандартному регламенту, то есть 25 минут плюс два круга. Из всех отбирают шесть лучших, и уже они соревнуются между собой. Гонка проходит по очень короткой трассе - не более 300 метров и по укороченной программе - не более трех кругов в одном заезде. Все происходит стремительно: не успеешь стартовать - уже финиш.

Первыми из россиян, опробовавшими на себе новую дисциплину, стали колясочники Евгений Щербинин и Сергей Сосновских на первом этапе кубка Балтии. Российский дуэт занял второе место, уступив лишь экипажу четырехркатного чемпиона мира Кристерса Сергиса. Кубок Балтии проходит в пять этапов на территории Латвии.

Шоссейно - кольцевые гонки

Шоссейно - кольцевые гонки недаром считаются классическим видом мотоспорта. В них проявляется одно из основных качеств мотоцикла - скорость. А она, в свою очередь, требует от гонщика смелости, хладнокровия и умения. И вполне закономерна популярность этих соревнований во всем мире, хотя они не являются массовыми в общепринятом значении этого слова.

Здесь от спортсмена требуется искусство проходить беспрестанно меняющиеся повороты, преодолевать подъемы и спуски, правильно выбирать скорость, безошибочно и мгновенно включать нужные передачи. Машинам же нужны двигатели с хорошей приемистостью, надежные, эффективно работающие тормоза и жесткая рама с подвесками, способными обеспечить устойчивость при резко меняющихся направлениях движения. Поскольку здесь мощность двигателя редко используется полностью, особое значение приобретает коробка передач: чем больше в ней ступеней, тем ближе их передаточные отношения, а стало быть, и меньше время разгона.

Атмосфера гонок

Захватывающее соревнование вихрем несущихся машин привлекло тысячи зрителей. Мальчишки, отцы с семьями, старики часами стояли и сидели у ограждающих дорогу канатов, аккуратно отмечая в своих программах и блокнотах номера гонщиков, круг за кругом проходящих дистанцию. Взволнованный голос комментатора из расставленных повсюду репродукторов, волнами накатывающийся звук работающих на предельных оборотах двигателей и, конечно, мастерство смельчаков, пролетающих мимо так быстро, что едва успеваешь рассмотреть номер, или берущих поворот, почти распластавшись на асфальте, - все это создавало приподнятую атмосферу праздника, доставляя зрителям огромное удовольствие.

Дрэг - рейсинг

Что такое дрэг-рейсинг? На этот вопрос в России пока что ответить могут не многие. Хотя кое-кто из россиян уже видел по телеканалу "Евроспорт" это грандиозное автомотошоу - парные заезды дрэгстеров на максимальное ускорение по прямой на дистанции 402 метра. Более того в Москве и других городах России уже проходили и проходят благодаря усилиям любителей и энтузиастов дрэг-рейсинга "гонки на максимальное ускорение", "соревнования по дрэг-рейсингу"...

К сожалению, наши "гонки " и "соревнования" пока что мало похожи на известнейшее и популярнейшее на Западе суперавтомотошоу - дрэг-рейсинг (в переводе с английского "гонки на дрэгстерах"), уже в названии которого рокочут и грохочут сверхмощные моторы самых быстрых в мире машин и мотоциклов - дрэгстеров. У нас, как говорится, нет пока материально-технической базы, нет инфраструктуры, поэтому нет и самого шоу. Но главное есть - энтузиасты этого дела, которые организовали недавно Комитет по дрэг-рейсингу в Российской Автомобильной Федерации и в Мотоциклетной Федерации России, подготовили Проект развития дрэг-рейсинга - нового вида автомотоспорта в России, проводят пилотные гонки на ускорение на спортивных машинах и мотоциклах...

Но вернемся к нашему дрэг-рейсингу позже, а пока разберемся, что же такое дрэгстеры и дрэг-рейсинг на Западе.

Начнем с истории. Американцы утверждают, что история дрэг-рейсинга - чисто американского изобретения - началась в 1948 году на специально построенном для дрэг-рейсинга треке в калифорнийском городе Голета. В то время молодежь Америки активно занималась автомототворчеством, используя довоенные машины, мотоциклы и мощные форсированные двигатели для конструирования гоночной техники, целью которых было развить максимальную скорость на определенной дистанции в одну четверть мили (402 метра). Видимо, 402 метра - оптимальная дистанция для максимального ускорения, на которой можно было наблюдать и старт и финиш этих американских "бомб на колесах". Иной раз они не выдерживали и этой дистанции и взрывались... Но горячих американских парней уже нельзя было остановить ничем. И вскоре вся Америка увидела и услышала результаты - хот роды ("горячие тачки"). Вначале на загородных ночных дорогах, а затем и на специально построенных треках. Практичные американцы при содействии своих не менее практичных властей и дорожной полиции превратили молодежную самодеятельность по строительству ход родов и состязания на них в скорости в новый вид массового автомотоспорта и зрелищного, доходного шоу, который со временем превзошел по популярности все другие виды автомотоспорта. Организованный дрэг-рейсинг не только перенес выяснение отношений (кто первый) между молодыми автомотоковбоями с ночных автодорог на специально отведенные для гонок участки трасс и треки, но и резко повысил автомобильную культуру в США, как техническую, так и водительскую. Сейчас в США только в национальной ассоциации хотродеров около 100 тысяч активных членов, международные ассоциации дрэг-рейсинга объединяют уже миллионы пилотов-гонщиков. Ежегодно в США в 24 этапа проходит Чемпионат Мира по дрэг-рейсингу, а также около 5 тысяч и мотор-шоу хотродеров, которых только в Америке около 5 миллионов человек. Более 30 лет дрэг-рейсинг популярен и в Европе, ежегодно в 5 этапов проводится Чемпионат Европы, а национальные европейские ассоциации дрэг-рейсинга еженедельно, с мая по октябрь, устраивают гонки на дрэгстерах.

Историческим фактом является то, что в России, как выяснилось, уже давно тоже есть свои дрэгстеры. Но про них просто все забыли. Один из них, трехлитровый дрэгстер "Ленинград" конструкции Александра Капустина, по некоторым сведениям, пылится где-то на складе в Питере. Другой, всемирно известный дрэгстер "Пионер" конструктора и легендарного гонщика Ильи Тихомирова тоже где-то валялся на складе в Москве, пока его не подарили латвийскому музею. Кстати, "Пионер" - первый отечественный газотурбинный автомобиль с приводом на колесах, поставивший национальный абсолютный рекорд скорости, несколько мировых рекордов в своем классе. Этот уникальный дрэгстер, которому до сих пор нет равных в мире, мог бы и сейчас ставить новые рекорды, если не стоял бы в музее под Ригой. Недавно И.А Тихомиров признался, что хотел бы вернуть свой дрэгстер в Москву и подготовить его к новым заездам.

Историю отечественных дрэгстеров можно было бы продолжать, если бы она не была такой грустной. Поэтому лучше рассмотрим конструкционные особенности дрэгстера.

Все в дрэгстерах подчинено одной цели - достижению максимального ускорения на дистанции 402 метра. Самый мощный дрэгстер высшего класса "top fuel" выглядит так: стреловидный, ракетообразный корпус 8 - 9 метров длиной. Узкие передние колеса, далеко отстоящие от кабины пилота-гонщика, защищенной дугами безопасности. Центр тяжести смещен к задней оси, на которой стоят широченные "слики" - колеса из мягкой резины, которая в разогретом состоянии липнет к трассе, обеспечивая необходимое сцепление с трассой на огромных скоростях. При старте дрэгстера видно, как резина скручивается и, словно пружина, толкает машину вперед, затем, под действием центробежных сил она меняет свой размер, становясь уже и выше. За кабиной пилота стоит мощнейший восьмицилиндровый двигатель, по бокам - ряды выхлопных труб. Сзади и спереди дрэгстера поставлены антикрылья, чтобы он не оторвался от земли и не превратился в летящую ракету.

Второй класс дрэгстеров называется "funny car" (по-английски - "смешная машина"). Эта "смешная машина" мощностью до 6 тысяч лошадиных сил внешне уже похожа на кузовной автомобиль. Кузов дрэгстера этого класса не имеет дверей и сделан из легких композитных материалов. Он накрывает пилота и двигатель сверху, как фонарь у истребителя. У этого дрэгстера с очертаниями автомобиля тоже широченные задние слики и более узкие передние колеса. Сзади у "смешной машины" прикреплены небольшие ролики, чтобы при старте дрэгстер не перевернулся, поднявшись на два задних колеса.

Следующий класс - "pro stock". Это серийные двухдверные купе или седаны, тюнингованные под ход роды с форсированными двигателями. Pro stock bike - это двухколесные дрэгстеры, сделанные на базе форсированных мотоциклов, к примеру, Suzuki. Как и "смешные машины", они имеют композитный кузов, прикрывающий мотокорпус и задние ролики, цель которых - не опрокинуться на старте. Модернизированные двух- или четырехцилиндровые двигатели позволяют двухколесным дрэгстерам проходить 402-х метровую дистанцию менее, чем за 7,4 секунды. Pro stock truck - это класс дрэгстеров-грузовиков. В этих профессиональных классах дрэг-рейсинга призовой фонд составляет более миллиона долларов ежегодно.

В США и в Европе существуют десятки школ подготовки пилотов дрэгстеров любого уровня - от начинающих до профессиональных. Как показывает практика, для пилотирования дрэгстеров недостаточно иметь водительское удостоверение и просто обладать навыками водителя, необходимо стать именно пилотом дрэгстера. А это уже другая водительская культура, другое отношение к технике и безопасности. Кстати о безопасности пилота дрэгстера. Дрэг-рейсинг, несмотря на максимальные скорости машин, считается одним из самых безопасных видов автомотогонок. Здесь нет поворотов и контактной борьбы, дрэгстеры идут параллельно по треку, поначалу отделенные друг от друга отбойниками. При столкновении с отбойниками, взрыве или загорании двигателя, конструкция сидения пилота и защитные дуги, образующие "клетку безопасности", гарантируют гонщику жизнь. Жаропрочный комбинезон, шлем и бортовые средства пожаротушения защищают пилота даже в том случае, если он целиком объят пламенем. Что касается зрителей, то их безопасность тоже продумана до мелочей и гарантирована всевозможными ограждениями.

Теперь, когда мы поняли, что такое дрэгстеры, хорошо бы представить, что такое дрэг-рейсинг в целом, то есть где и как проходят гонки на дрэгстерах. Посмотреть дрэг-рейсинг по телевизору недостаточно для того, чтобы понять что же это такое. Чтобы понять и почувствовать это нужно самому отправиться туда, где проходят гонки дрэгстеров. Только тогда начинаешь понимать, что это не просто гонки - это суперзрелищное шоу, театр запредельных возможностей человека и машины, невообразимых скоростей, эффектов и звуков, который трудно сравнить с другими автомотогонками. Почему? Во-первых, потому, что именно здесь на глазах у зрителей пилоты дрэгстеров демонстрируют самое большое ускорение и самые большие скорости - свыше 500 км/ч, по сравнению с которыми скорости всех гоночных машин, включая Формулу-1, просто "отдыхают". Дрэгстер легко обходит и "сумасшедшие" "Ламборджини", и "фантастические" "Феррари", примерно как мотоцикл "делает" мопед. И это неудивительно, если учесть, что у дрэгстеров высшего класса "top fuel" мощность мотора - 6 000 лошадиных сил. Для тех, кто ездит на шестидесятисильных моторах и подумал, что это опечатка, повторяю еще раз - в дрэгстере шесть тысяч лошадей. Это гигантское стадо, втиснутое в восемь цилиндров двигателя, разгоняет почти тонную машину-болид до полтысячи километров в час и более за четыре с половиной секунды. Моторным топливом служит, конечно, не 76-ой бензин, а "жидкая взрывчатка" - нитрометан. Положительные и отрицательные ускорения и перегрузки, которые испытывает пилот дрэгстера при старте и торможении с помощью парашютов, сопоставимы с авиационными и космическими. И если бы не антикрылья, прижимающие дрэгстеры к земле, то они взлетали бы не хуже истребителей. Как показал неудачный опыт американского "очумельца" - сержанта ВВС США, взлетает даже серийная автомашина "Шевроле" с приделанными к ней ускорителями от истребителя. Правда, невысоко и недалеко - до вершины ближайшей горы...

Но вернемся на землю, вернее на специальный трек, где проходят гонки дрэгстеров. На западе построены десятки дрэгтрэков с огромными трибунами для зрителей и всей необходимой инфраструктурой. К примеру, в США дрэг-рейсинг собирает до десяти миллионов зрителей ежегодно на гонках самых разных классов дрэгстеров - профессиональных, любительских, юниорских.

Итак, посетим один из типичных дрэг-треков, или гоночных парков, как говорят американцы. Вначале проходим через огромный автопарк машин, больше похожий на выставку самых умопомрачительных авто - ретро, суперсовременных, наконец, разноцветных хот-родов, тюнингованных во всех отношениях и участвующих в любительских заездах. Дальше попадаем в открытый супермаркет, где есть все для пилотов и любителей дрэг-рейсинга: сувениры, модели, игрушки, пресса, литература, видео, аудио, фото, одежда, аксессуары для пилотов и, конечно, еда и напитки. Наконец, попадаем на высокие, огражденные от трека трибуны, расположенные по обе стороны гоночной трассы, увешанной рекламными транспорантами. Занимаем места согласно купленным билетам, конечно в середине, хотя трассу хорошо видно отовсюду. Безусловно, лучшие места в ложах для V.I.P., но туда билеты надо бронировать заранее, и их цена в несколько раз дороже.

После процедуры представления команд пилотов и их машин начинается шоу. Грохоча тысячесильными моторами, дрэгстеры словно пробуя свою мощь, делают рывки перед стартом, прокручивая на месте широченные задние колеса до тех пор, пока резина не начинают плавиться, испуская клубы густого белого дыма. Так пилоты дрэгстеров разогревают не только резину для лучшего сцепления с трассой, но и многочисленных зрителей, собравшихся на гонках и восторженно подбадривающих своих кумиров всевозможными способами: жестами, криками, свистками, трубами, флагами... И вот наступает кульминационный момент гонки - пара грозно рычащих дрэгстеров встает на линии старта перед двухрядным светофором. Трибуны замирают, тысячи взглядов, как один, впиваются в красный глаз светофора, и он не выдерживает, гаснет. Зажигается желтый, нарастает, пульсируя, железный рык сверхмощных машин. И когда гаснет желтый, и вспыхивает зеленый, дрэгстеры словно взрываются, сотрясая землю чудовищным ревом. Дрожит воздух. Кажется, будто происходит землятрясение. Дрэгстеры срываются с места, вздымая свои хищные носы и изрыгая ревущие факелы пламени и дыма, как ракеты, уносятся по черным полосам к финишу, разрывая вибрирующий воздух. Секунда - скорость дрэгстера около 160 километров в час, две секунды - около 300 километров, пять секунд - более 500. На финише пилоты выстреливают тормозные парашюты, гася скорость машин, умолкает грохочущий рев моторов, напоминающий взлет реактивного истребителя на форсаже. На табло появляются результаты парных заездов - скорость и время прохождения трассы. И энергичный голос комментатора из радиорубки утопает в многоголосье восторга и разочарования болельщиков. И вот уже снова пара новых железных драконов, обузданных человеком, оскалившись рядами клыков - выхлопных труб, грохочет своей чудовищной мощью, извергая из-под себя на старте и дым, и пламя, легко зажигая сердца - моторы всех тех, кто присутствует на этом феерическом празднике максимальной скорости и динамики, разрывающих время и пространство.

Причем этот праздник семейный. Именно поэтому на трибунах мы видим целые семьи любителей дрэг-рейсинга вместе со своими детьми. В завершении или в начале шоу на трек традиционно выкатываются минидрэгстеры - как бы уменьшенные вполовину, но самые настоящие гоночные машины класса "юниор". Конечно, у них другие моторы (в основном, это пятисильные Briggs & Stratton) и другие требования и правила безопасности. Но для юных пилотов дрэгстеров, разделенных на возрастные группы от восьми до семнадцати лет и скорость под сто километров в час позволяет приобщиться к этому увлекательному миру дрэг-рейсинга - миру сильных людей и сильных машин.

Пионером юношеского дрэг-рейсинга является, безусловно, Юниорская Лига дрэг-рейсинга США, основанная в 1992 году. Появились юниорские лиги дрэг-рейсинга и в Европе, к примеру, в Финляндии. Как показывает опыт, они, как магнит, притягивают к себе подростков, становясь не только школами для будущих профессиональных пилотов, конструкторов, механиков дрэгстеров, но и одним из эффективных способов отвлечь молодежь от тлетворного влияния улицы и привлечь к увлекательному делу - дрэг-рейсингу.

Однако вернемся к нам, на наши улицы, к нашему "растерянному поколению" - молодежи. А почему в нашей стране с ее традициями по воспитанию молодого поколения, огромным опытом работы с детьми и молодежью, наконец, традициями в автомотоспорте не создать Юниорскую Лигу Дрэг-рейсинга - как первый этап развития массово-го вида технического спорта и культурного досуга для детей, молоде-жи и их родителей? Такой вопрос задали члены Комитетов по дрэг-рейсингу РАФ и МФР, и после консультаций с государственными, коммерческими и общественными организациями дали ответ: "Учитывая все возрастающий интерес различных организаций и разных слоев общества, прежде всего подростков и молодежи к новому техническому виду автомотоспорта и культурного досуга -дрэг-рейсингу, а также его социальную значимость и перспективность, целесообразно создать общественную организацию - Юниорскую Лигу Пилотов (дрэг-рейсинга) как начальный этап развития этого вида спорта и досуга в России".

Члены этих Комитетов совместно с энтузиастами дрэг-рейсинга и стали инициаторами разработки проекта развития дрэг-рейсинга в России как массового, перспективного вида автомотоспорта и культурного досуга, способного привлечь к себе и увлечь настоящим делом не только детей молодежь, но и их родителей. Основная идея этого социально значимого проекта - не допустить появления "поте-рянного поколения" в нашей стране. Главные цели и сверхзадачи -повернуть молодежь с самого раннего возраста лицом и душой к потенциалу и перспективам России, к ее общественной и творческой, производственной активности. И для этого дать молодежи возможность реализовать свой творческий, в том числе и научно-технический потенциал, свое стремление к смелости и скорости, острым ощущениям при помощи нового вида спорта и цивилизованного досуга.

Проект развития дрэг-рейсинга в России, названный "Гонки на грани взлета", имеет и свою чисто российскую "авиакосмическую изюмину". Во-первых, влияет российский "авиакосмический менталитет" в отличие от, к примеру, американского автомобильного. Во-вторых, пробные гонки по правилам дрэг-рейсинга на спортивных машинах проводились, конечно же, на взлетной полосе. В третьих, особый интерес к "гонкам на грани взлета" проявили специалисты по подготовке авиационных и космических пилотов. По их общему мнению, пробежки с максимальным ускорением со старта - это необходимый элемент подготовки и тренировки не только автопило-тов и их авиакосмических коллег, но и всех тех, кто уже в начале следующего века поедет в космос на "авиакосмическом дрэгстере" на работу, в туристический полет или просто "оторваться" с друзьями в паре сотен километров над Землей... И, кстати, работа по созданию таких "авиадрэгстеров" уже идет. Что и подтвердили наши ведущие авиаконструкторы, согласившиеся оказать помощь в изготовлении учебных дрэгстеров. В свою очередь, автоконструкторы обещали поставить на них свои моторы... А главное, решено к этому процессу привлечь детей, подростков и молодежь, для которых подготовлен совместно с ведущими учебными и производственными центрами России всероссийский научно-технический и художественный конкурс на создание модели "авиакосмического дрэгстера" или авто-лета. Конкурс пройдет в два этапа по трем возрастным категориям (детская, юношеская, студенческая) и по пяти номинациям: дейст-вующая модель, макетная модель, чертеж-конструкция, дизайн-рисунок, художественное произведение любого вида искусства по данной теме.

Конкурс станет открытием целой серии мероприятий в рамках Проекта "Гонки на грани взлета", которые запланированы на 1999-2000 годы. Наряду с научно-техническим и художественным творчеством, Проект предусматривает программы подготовки пилотов-юниоров, свои информационные каналы, слеты, выставки и, конечно, гонки.

Так что пожелаем этому новому движению успехов и главное - Скорости.

"Пробег по воде"

У англичан в ходу новый вид развлечений - "пробег" по воде. Мотоцикл готовят к тому, чтобы он, оборудованнвй любыми плавсредствами, смог преодолеть 85 метров по глади озера, развернуться и благополучно достичь берега. Двигатель у таких машин защищен, воздушный фильтр и глушитель выведены выше уровня воды, вместо заднего колеса - легкая загребающая камера. Самые быстрые получают в награду до 4000 долларов, для "утонувших" - утешительные призы. Участвовать могут все желающие.

Идея подобных развлечений нашла место и в русских головах. Журнал

"Мото" (№12 за 2001 год) рассказывал об испытаниях мотоциклов - "пневматиков" на озере Селигер - они плавучие. На фестивале в Малоярославце нынешним летом планировалось провести "шоу": кто дольше продержится на воде на своем мотоцикле. Пустые канистры, пластиковые баллоны, пробковые поплавки - аппараты можно было оснащать чем угодно… Подвели строители - не успели вырыть котлован под водоем. Но в следующем, 2003-м году, мотоводная феерия в Малоярославце наверняка состоится. Будет к чему приложить голову и руки механиков и самопальщиков.

Многодневные соревнования

Многодневные мотоциклетные соревнования - самый универсальный вид мотоспорта. Они требуют от гонщика отличной физической подготовки, мастерства кроссовика и шоссейника, а от машины - надежности, хороших ходовых качеств и выносливости. Недаром международные шестидневные соревнования называют мотолимпиадой, подчеркивая тем самым их значимость. Число участвующих в этих гонках спортсменов сравнительно невелико. Росту массовости, помимо организационных трудностей, препятствует отсутствие технически совершенных мотоциклов. Чтобы участвовать в соревнованиях, спортсмены вынуждены строить свои или переделывать кроссовые и другие мотоциклы. Не всегда их работа дает желаемые результаты. Многим участникам приходится покидать трассу из-за несовершенства машин.

Мотогонки на ледяной дорожке

Если бы эти соревнования до сих пор не были придуманы, все равно рано или поздно им суждено было бы появиться на свет. Потому что в достижении высоких скоростей - основе моторного спорта - гоночный мотоцикл и идеально ровная поверхность ледяной дорожки как нельзя кстати подходят одна другой. Чтобы соединить их в одном соревновании, нужно было решить проблему устойчивости. Она перестала существовать с появлением специальной обуви - стальных шипов на шинах.

Эта мысль возникает в каждый раз, когда возвращаешься к истории мотогонок на ледяной дорожке. Принято считать, что родина зимнего спидвея - Скандинавские страны. Шведы, норвежцы, финны всегда отличались пристрастием к мотоциклетному спорту, а их любовь к богу на коньках общеизвестна. Стоит ли удивляться тому, что в этих странах впервые были проведены необычные состязания, сочетавшие два вида спорта, милые сердцу скандинавов.

Когда в 1938 году известный советский конькобежец К. Кудрявцев, выступавший в Швеции, рассказал о заездах на мотоциклах, этому никто не удивился. Дело в том, что годом раньше многие москвичи, посетившие очередной хоккейный матч на стадионе "Динамо", уже наблюдали подобное. В перерыве между таймами один из сильнеиших гонщиков того времени Сергей Бучин продемонстрировал езду на мотоцикле по льду. Таким образом, советские спортсмены не экспортировали зимний спидвей. В нашей стране он появился так же самостоятельно, как и в Швеции, Норвегии и Финляндии.

Сейчас трудно представить себе зимний спортивный календарь без мотогонок по ледяной дорожке. Тысячи людей невзирая на мороз, на злой колючий ветер спешат к ледяному треку, чтобы полюбоваться стремительным бегом мотоциклов, будто летящих по зеркальной глади дорожки. Мириадами звезд сверкают на солнце или в лучах прожекторов ледяные брызги, выбрасываемые стальными шипами колес, а морозный воздух, дрожащий от гула мощных двигателей, слегка отдает эфирным запахом метанола.

Красивы и увлекательны эти гонки. Прочно вошли они в мировую спортивную жизнь. А между тем зимний спидвей преодолел длинный и тяжелый путь, прежде чем стал любимцем мотоциклистов. Долгое время мотоногки по льду не выходили за рамки показательных выступлений. В предвоенные и последующие годы главным тормозом была нехватка мотоциклов. И все же старты на льду проводились.

Превый чемпионат Советского Союза состоялся в Москве на стадионе имени В. И. Ленина в 1959 году и проводился по системе с выбыванием. Спортсмены выступали в классах 125, 350 см и на мотоциклах с колясками. За золотые медали боролись и женщины.

Жизнь "колясок" на ледяной дорожке оказалась недолгой. Уже тогда стало ясно, что чехословацкие машины ЭСО, на которых выступали советские ледовики, требуют основательной переделки.

Группа спортсменов сконструировала жесткую раму, выбрав угол наклона рулевой колонки в 59 градусов. Мотоцикл сразу же стал на поворотах гораздо усточивее. С тех пор наши гонщики не знали поражений. Чехословацкий же завод приступил к серийному выпуску этих рам.

За всю историю Личных Чемпионатов Мира, лишь в шести случаях чемпионами становились иностранные гонщики. В 1970г. чемпионом стал чехословацкий гонщик Антонин Шваб , его успех повторил в 1974г. Милан Шпинька . В 1984 и 1988гг. звание чемпиона завоевал Эрик Стенлунд из Швеции. В 1990г. золотую медаль чемпиона выиграл финн Ярмо Хирвасойя и в 1995г. удивил своей победой неувядаемый ветеран спидвея швед Пер Олоф Серениус , выступающий и по ныне. В других тридцати Личных Чемпионатах Мира побеждали советские и российские гонщики. Начиная с 1970г. проводится командный Чемпионат Мира, в котором, в подавляющем большинстве случаев побеждали наши мастера скоростной езды на шипах. И только три раза чемпионами стали зарубежные команды - в 1983г. сборная Германии, в 1985г. и 1995г. золотые медали завоевали шведы. Сегодня центр мотоспорта в нашей стране переместился в столицу Мордовии г. Саранск. Где при поддержке Главы республики Н. И. Меркушкина и администрации Мордовии успешно развивается ледовый спидвей, проводятся соревнования и готовятся молодые гонщики в спортклубе "ЛИСМА". К сожалению во многих городах данному, прославленному виду спорта уделяется не такое большое внимание. К примеру в Москве уже несколько лет не проводится чемпионат города и области, где раньше принимали участие десятки лучших команд страны. А в этом году из-за отсутствия финансов сборная Москвы не смогла принять участие в высшей лиге командного чемпионата России. Не стало и прославленной башкирской школы ледового спидвея. Обидно, что многие главы регионов, под влиянием моды на другие виды спорта, забыли у себя в регионе этот спорт и достижения наших спортсменов. Надеемся, что с помощью спонсоров и меценатов мы сможем возродить популярность ледового спидвея.

«Матч ТВ» объясняет, почему мотоцикл – это круто.

Спидвей

Шорт-трек на мотоциклах. Скорости здесь значительно меньше, чем в шоссейно-кольцевых гонках – в среднем 70-80 километров в час. Зато больше контактной борьбы. Пространства для обгона немного, покрытие трассы не бывает удобным. Чаще всего трек состоит из гранитной, мраморной или доломитной крошки. Зимой гонщики соревнуются на ледяной трассе. Не упасть или не столкнуться с соперником за 4 круга трассы на овальном треке – очень сложно. Поэтому спидвей считается одним из самых травмоопасных видов спорта. Но где опасность, там и адреналин.

Один из наиболее экономически выгодных видов мотоспорта. Треки не требуют особого ухода, недорогое техническое обслуживание и цена мотоциклов. Вид спорта не меняется из года в год, поэтому на одном байке можно ездить несколько сезонов. Мотоцикл, который уже много лет выступает на гонках, ничем не хуже на треке в сравнении с новым байком. Заниматься этим видом мотоспорта можно уже с 7 лет. Многие чемпионы престижных шоссейно-кольцевых гонок в детстве начинали именно с пыльных дорог спидвея.

Шоссейно-кольцевые гонки

Самая дорогая и самая быстрая дисциплина. Чемпионат мира в этом виде считается элитным. Здесь дикие скорости, мощный рев мотора и симпатичные грид-герлз. Байки в королевском классе MotoGP имеют объем мотора до 1000 кубических сантиметров. Мотоциклы развивают скорость больше 300 километров в час. При этом нужно вписаться в разносторонние повороты.

Каждый сезон в правилах что-то меняется. Команды ежегодно тратят миллионы долларов в год на оснащение и модернизацию мотоциклов. Для чемпионатов мира создают специальные байки, на которых запрещено ездить по дорогам общественного пользования. Чтобы сесть на такой мотоцикл нужно много смелости. Аварии на трассе – это тоже часть спорта. Несмотря на то, что в шоссейно-кольцевых гонках многое делается для обеспечения безопасности гонщиков, они считаются одним из наиболее смертельно опасных видов спорта.

Мотофристайл

Это невероятные прыжки на мотоцикле с акробатическими трюками. Дисциплина считается одной из лучших экстримальных шоу-соревнований. Спортсмены несутся по большому трамплину и взлетают в воздух, где делают сальто назад, вращаются на 360 градусов, отпускают байк в свободный полет и снова возвращаются на сиденье. Неудачно выполненный трюк чреват падением и переломанными костями.

Для занятий фристайлом нужно не только смелость, но и сильные руки. Средний вес мотоциклов, на которых надо уметь свободно выполнять сложные элементы в воздухе, составляет 90 килограммов. Во фристайле существует множество трюков, но спортсмены через травмы и боль продолжают придумывать новые элементы. Название трюков часто отражает происходящее в полете. Например, в «поцелуе смерти» райдер целует переднее крыло, а в «кан-кане» как будто пританцовывает в воздухе.

Мототриал

Очень сложный технический вид мотоспорта, для которого нужно хорошо уметь держать равновесие. Спортсмены преодолевают различные препятствия, при этом не касаясь их частями тела. Мотоциклы очень легкие и не имеют сидений. У них взрывной характер двигателя на низких оборотах и прекрасная управляемость. Это позволяет взбираться на огромные камни и отвесные стены. В начале будет сложно запрыгнуть на обычный дорожный бортик, но через несколько занятий захочется покорить небоскреб.

Тренироваться на триальном мотоцикле можно везде – на больших городских лестницах или природных валунах. Раньше соревнования проходили только на естественных трассах. Но с развитием этого спорта организаторы решили увеличить зрелищность и стали придумывать искусственные препятствия. Трасса тщательно спроектирована дизайнерами, препятствия состоят из разных материалов и имеют форму геометрических фигур. На треке также можно встретить гигантские буквы, огромные банки с энергетиком и невероятного размера катушки с нитками.

Мотобол

Мотобол сегодня уже не так популярен, как раньше, и выглядит немного архаично. Но сыграть в него стоит. Здесь есть пенальти, удаления и красивые комбинации. Все как в большом футболе. Не хватает только ударов через себя. В каждой команде играют по 5 человек – 4 полевых на мотоциклах и вратарь. Мяч значительно больше футбольного, иначе попасть по нему, сидя верхом на байке, будет сложно. Зато не нужна система видеофиксации голов. Споров о том, пересек ли мяч линию, обычно не возникает.

Больше врачей здесь ценятся механики, которые могут быстро починить твою машину после жестких столкновений. Мотобол играют на кроссовых мотоциклах с некоторыми изменениями в конструкции. Байки спортсменов стоят около 7 000 долларов. В этом виде спорта не проводятся чемпионаты мира, только Европы. На континентальных первенствах наша команда 17 раз становилась чемпионами и лишь однажды осталась без медалей.

Текст : Михаил Кузнецов

Фото: Getty Images, globallookpress.com

: с Дедами Морозами в Сочи, откровенный и очень сложный

В мотоциклетный спорт входят соревнования на различных типах мотоциклов по специальным трассам и дорогам. Это один из основных технических видов, входящих в программу летних Спартакиад народов Россс. В нашей стране им занимается около миллиона человек. Они регулярно тренируются в спортивно-технических клубах и секциях ДОСААФ, где есть отделения и для детей.

Программа состязаний мотоциклистов разнообразна. Мотокросс и гонки по гаревой дорожке и по льду, соревнования на ипподроме и шоссейно-кольцевые гонки, фигурное вождение и многодневные старты.

Мотоциклы, участвующие в соревнованиях, делятся на классы в зависимости от величины рабочего объема двигателя. Особенно популярны классы машин с рабочим объемом двигателя до 125 см 3 .

Первые мотоциклетные состязания в нашей стране состоялись в конце прошлого века, около Петербурга. Они проходили зимой, при сильном ветре и морозе. Их победитель П. Беляев на трехколесном мотоцикле (тогда были такие) развил скорость 24,5 км/ч.

Серийное производство мотоциклов в Советском Союзе началось в 1933 г. в городе Ленинграде. Особенно бурно мотоспорт стал развиваться в 50–60‑х гг., когда резко увеличился выпуск спортивных машин. Они создавались на базе дорожных, но отличались от них более мощным двигателем, усовершенствованной конструкцией некоторых узлов и агрегатов. Одним из сложных испытаний для мотогонщиков является мотокросс. Трасса для этих состязаний - крутые подъемы и спуски, заболоченные места и пески, резкие повороты и водные рубежи. Чтобы успешно преодолеть все препятствия, от спортсмена требуются высокое мастерство, смелость, решительность.

По мотокроссу проводится чемпионат мира - многоэтапное соревнование. Первый старт начинается в апреле, а заканчивается борьба в конце лета. Гонщики выступают в это время на трассах разных стран. Каждый этап разбит на два заезда. Результаты прохождения дистанции оцениваются по специальной шкале очков.

В 1965 г. впервые чемпионом мира в кроссе стал советский спортсмен В. Арбеков. В 1974 г. эстафету у него принял Г. Моисеев. Он начал заниматься мотоспортом в ленинградском Дворце пионеров им. А. А. Жданова, где с ребятами, желающими овладеть мастерством управления мотоциклом, работает заслуженный тренер СССР К. Демянский. В 1978 г. Моисеев в 3‑й раз выиграл лавровый венок и золотую медаль чемпиона мира. Очень популярны среди спортсменов гонки по гаревой дорожке - спидвей. На этом соревновании в полной мере можно ощутить драматизм происходящих событий, по достоинству оценить настоящий артистизм участников заездов, великолепное владение машиной, которая весит свыше 80 кг и имеет мощность двигателя, как у среднего автомобиля. И - никаких тормозов! В спидвее многое зависит от удачно взятого старта и техники прохождения виражей, когда, кажется, нет сил удержать на дорожке мотоцикл. Но именно на виражах наиболее опытные и хладнокровные гонщики создают «запас прочности», добиваются преимущества.

В ледовом спидвее в 1978 г. появился новый вид соревнований: командный чемпионат мира.

Учитывая заслуги советского мотоспорта, Международная мотоциклетная федерация (ФИН) предоставила право Советскому Союзу провести первое такое состязание. Оно стартовало в январе 1978 г. в Калинине. Каждая сборная команда состояла из трех спортсменов. В каждом заезде встречались две команды, в которые входили по два гонщика. Всего было семь заездов. Победители выявлялись по наибольшему количеству набранных очков в заездах. Дистанция в этом виде соревнований такая же, как и в ледовом спидвее, - 400 м.

Золотые медали были вручены сборной СССР, честь которой защищали С. Тарабанько, А. Бондаренко, А. Гладышев.

Состязания в гонках по ледяной дорожке проводятся на тех же треках, что по спидвею, только ширина дорожки на прямых участках должна быть от 9 до 12 м, а на поворотах должна увеличиваться, но не более чем до 18 м.

Ледяная дорожка должна быть ограждена снежным валом или сеткой. Лучшему сцеплению шин с ледяной поверхностью помогают специальные стальные шипы длиной не более 28 мм. На переднем колесе их 88–92, на заднем - до 114.

Скоротечность борьбы в заезде предъявляет участникам повышенные требования: быть хладнокровным, иметь отличный глазомер и быструю реакцию, научиться ездить на грани оправданного риска.

Уфнмец Г. Кадыров - единственный в мире мастер ледового спидвея, который 6 раз выигрывал звание чемпиона мира. Сейчас ближе всех к результату башкирского спортсмена офицер Советской Армии из Новосибирска С. Тарабанько. Он четырехкратный чемпион мира. Широкое распространение получил футбол на колесах - мотобол. В каждой команде по пять игроков: вратарь (он может выступать без мотоцикла), защитник и три нападающих.

Шестой спортсмен, запасной, может заменить любого мотоболиста своего коллектива. На поле футбольных размеров разгорается увлекательная борьба. Со скоростью 60 км/ч мчатся спортсмены на мотоциклах к воротам соперника, пытаясь в течение 80 мин, что длится встреча (время игры разбивается на четыре периода по 20 мин), забить как можно больше голов. Мяч (его диаметр - 40 см и вес до 1 кг) не засчитывается, если он влетел в ворота после удара рукой. В мотоболе, как и в футболе, существует целая градация нарушений правил и мер наказания вплоть до 11‑метрового штрафного удара, удалений до конца матча и без права замены. Команда «Автомобилист» из Элисты - восьмикратный чемпион СССР. Из её состава формируется сборная страны, которая уже 7 раз побеждала в розыгрыше кубка Европы по мотоболу.

Институт экономики и финансов

РЕФЕРАТ

тема: "Мотоспорт. Виды и особенности"

по курсу: "физическая культура"

© выполнил: студент очного отделения

211группы

Павлов П.С.

проверил:

Румянцева А.Ш.

Санкт-Петербург

2002 г.

Введение...............................................................................................................3

1. Роль мотоспорта………………………………………………………………..4

2. Значение мотоспорта…………………………………………………………..4

3. Что такое мотоспорт?.........................................................................................5

4. Историческое развитие мотоспорта………………………………………......6

5. Виды мотоспорта………………………………………………………………7

6. Наиболее популярные мотоклубы…………………………………………...21

7. Основные требования к мотоклубам………………………………………...21

8. Трассы…………………………………………………………………………23

9. Классификация………………………………………………………………..25

10. Виды мотоциклов……………………………………………………………26

11.Правила пилотирования……………………………………………………...27

Заключение……………………………………………......……………………...30

Словарь………………………………………………………………………..31

Список литературы и источников…………………………………………...32

Введение

Свой реферат я хочу посвятить актуальному во все времена мотоспорту. Этот вид спорта подразумевает под собой дуэт человека и двухколесной машины, сочетает в себе физические нагрузки, а также умственные – по совершенствованию мотоцикла, необходимому для побед в соревнованиях. Мотоспорт уникален тем, что, хотя мотоциклист и перемещается за счет работы силового агрегата, но все равно он должен затрачивать энергию. Энергозатраты проявляются в маневрировании, изменении положения центра тяжести и других приемах пилотирования. Затраты эти немалые, иначе мотоспорт не был бы спортом. К тому же для достижения успехов в мотоспорте нужно затрачивать, как я уже сказал, умственные усилия: не только "прикинуть", как "воткнуть» движок большего "калибра", но даже в ходе сорев-нований подмечать все реакции машины на свои действия. На основе выводов намечается направление усовершенствования, далее - методы его наиболее вы-годного воплощения, обкатка, тренировка, состязание...

В моей работе рассмотрены наиболее известные виды мотоспорта. Некоторые из них берут свое начало с момента развития первых аппаратов, другие придуманы человеком сравнительно недавно. Как видно из оглавления, видов мотоспорта не бесконечное множество. Но, с другой стороны, новые его виды могут проявляться как производные уже существующих, - с измененными условиями. Это зависит от фантазии человека и от мотивированности данных внедрений с точки зрения физиологии - главного критерия в спорте.

В реферате преобладает информация, заимствованная из электронных источников и моего личного опыта. Это связано с тем, что хотя мотоспорт сегодня и широко развит во всем мире, но литературы по нему, мягко говоря, недостаточно. Да и та датируется даже не девяностыми годами. А жаль. Пришлось "пропускать" через себя электронный материал по этой теме. Что касается журналов "За рулем" 70-80- -х годов (далее - "ЗР") и "Мото", то в них все статьи написаны людьми, посвятившими себя мотоспорту, инженерами, испытателями, ведущими конструкторами мотозаводов – людьми опытными. К тому же устройство трассы, законы физики, история не устаревают.

1. Роль мотоспорта

Люди склонны создавать коллективы (группы, кружки, секции) исходя из общих увлечений, интересов. Спорт имеет много направлений, известных и не очень.

Среди известных – мотоспорт. Он объединяет людей, похожих по темпераменту, запасу знаний, увлечениям, физическим и интеллектуальным возможностям, неформально группирует их в команды, разрушая психологические барьеры и значимость социального положения, заставляет обмениваться практическими навыками и знаниями, и иногда – отстаивать честь города (региона, страны) на спортивной арене.

Для занятий мотоспортом требуется хорошее здоровье, устойчивая психика, дисциплинированность, самоотверженность. С технической точки зрения мотоспорт способствует решению конструктивных задач, накоплению информации и поиску новых идей для совершенствования серийной продукции. Таким образом, мотоспорт и автомобилестроение взаимно дополняют друг друга в широкой области человеческой деятельности. С экономической точки зрения мотоспорт оказывает существенное влияние на реализацию продукции и запасных частей. Ведь одобрение у потребителей получают те марки машин и мотоциклов, которые успешно выдержали различные испытания в соревнованиях. Нельзя не учитывать и то, что мотоспорт является одним из массовых спортивных зрелищ.

2. Значение мотоспорта

Сегодня нет необходимости доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, повышения устойчивости и сопротивляемости организма. При правильной тренировке и здоровом образе жизни люди могут длительно сохранять здоровье и высокие функциональные возможности организма. Мотоспорт является активным помощником в этом направлении. Ведь в этом виде спорта спортсмен не только активизирует резервные силы организма (задействованы практически все отделы мускулатуры спортсмена), но и ведет активную умственную работу по оттачиванию навыков и настройке мотоцикла. Заболевания у мотоспортсменов - результат не занятий спортом как таковых, а определенных "факторов риска". Их изучение, с учетом специфики каждого вида мотоспорта, выявление, предупрежде-ние и устранение значительно уменьшат возможность повреждения здоровья позволят сохранить его даже в условиях самой напряженной тренировки, а тем самым будут способствовать совершенствованию тренировочного процесса, повышению спортивных результатов и надежности спортсменов, усилят социальную значимость спорта.

Распространенное же среди определенной части ученых, тренеров, спортсменов и журналистов мнение о несоответствии понятий "спорт" (мотоспорт, все-таки, несет в себе некоторую опасность для здоровья) и "здоровье" не только не имеет достаточных оснований, но и опасно, ибо создает представление об определенной фатальности, мешает тем самым поиску и устранению факторов риска, ставит под сомнение целесообразность достижения рекордных результатов.

3. Что такое мотоспорт?

К мотоспорту относятся виды спорта, которыми занимаются на моторизованных транспортных средствах по специальным трассам . Эти виды спорта делятся на 4 группы:

· мотоциклетный спорт,

· автомобильный спорт,

· моторизованный спорт на воде,

· водные лыжи.

В этих основных группах образовались специальные дисциплины, которые в свою очередь делятся на классические и национальные.

К группе классических дисциплин в мотоциклетном спорте относятся:

· шоссейно-кольцевые гонки,

· гонки на мотоциклах по местности,

· мотокроссы,

· спидвей,

· гонки на льду,

· гонки на травяном и песчаном треке,

· мотобол,

· скийоринг.

Деятельность всеобщего Союза мотоспорта направлена на развитие индивидуальных и коллективных занятий мотоспортом в свободное время на машинах серийного производства. Прорводятся соревнования:

· заезды на ориентирование,

· охота за лисами,

· звездные заезды,

· соревнования на правила вождения,

· соревнования на экономию горючего,

· общий туризм: многодневные мотоциклетные соревнования (многоборье), моторалли (туристические слеты-соревнования),

· мотобол.

Соревнования по мотоспорту – соревнования на скорость с учетом оценок по очкам. Места распределяются в зависимости от времени, в течение которого

проходятся заданные контрольные участки (КУ). При оценках по очкам принимаются во внимание действия водителя на трассе. Оценка по очкам сочетается с оценкой по времени; к этому прибегают при равном количестве очков или когда при завышении времени это ставит гонщика вне зачета. Зачет по очкам принимается во внимание, если намечается победитель по многоборью. В соответствии с занятыми местами в отдельных заездах оценка по очкам после окончания соревнований складывается и затем выводится общая оценка за место.

4. Историческое развитие мотоспорта

Первый мотоцикл, на который Г. Даймлером был заявлен патент, появился в 1885 году. Начало мотоспорта было положено в 1900 году. Первые соревнования по мотоспорту стимулировались автомобильной промышленностью, которая таким образом накапливала технический опыт и показывала покупателям качество своейпродукции. Первая в мире гонка для моторизованных средств состоялась 22 июля 1894 года на дистанции Париж-Руан (126 км) и была задумана в основном как чистые испытания. Из более чем 100 автомобилей, заявивших об участии, был допущен только 21. Победитель достиг средней ско-рости 17 км/час. К такого рода соревнованиям, в которых принимали участие исключительно самодельные машины, был проявлен большой интерес не только во Франции. Так возникла новая спортивная дис-циплина, для развития которой во многих странах выли образованы автоклубы. Первоначально не было разделения между автомобилями и мотоциклами, которые должны были стартовать в группе экипажей.

Первые "чистые" гонки на мотоциклах были проведены в 1898 году как гонки на подъеме (экселоберг). В 1900 году американским газетным издателем Беннетом были составлены первые технические правила для гонок, которые он финансировал. Тогда вес машины ограничивался от 400 до 1000 кг. До 1904 года для мотоциклов не было классификации в зависимости от рабочего объема двигателя, учитывался лишь вес мотоцикла. Кроме того, различали гоночные и прогулочные машины.

Скорость всегда привлекала внимание и заставляла замирать дыхание всех, кто неравнодушен к мотоциклетному виду спорта.

Мотоциклетный спорт – это спортивная дисциплина, требующая не только смелости от спортсмена, но и своего рода азарта. Так как же появился и развивался мото спорт?

Мотоциклетный спорт – история появления

В истории появления данной спортивной дисциплины все довольно просто – мотоспорт появился тогда, когда был изобретен первый мотоцикл. А произошло это в 1885 году благодаря Готтлибу Даймлеру, которому пришла в голову идея изобрести что-то похожее на современный мотоцикл.

Спустя 2 года одна компания занялась производством трициклов, но общество отнеслось к новинке на колесах с большим недоверием. Чтобы хоть как-то доказать, что нет поводов для беспокойства, они решили провести соревнования в трудных условиях между мотоциклами. Долгое время гонки на авто и мотоциклах были объединенным соревнованием.

Первым организатором подобных гонок на мотоциклах считается Автомобильный клуб Франции, поэтому неудивительно, что долгое время Франция была центром мотоциклетного спорта, а Париж был той самой точкой отправки.

В 1899 году в столице Австрии – Вене были проведены первые официальные гонки на мотоциклах. Но, несмотря на это окончательное разделение соревнований на мотоциклетные и автомобильные произошло в начале ХХ века.

И только после того, как определилась специфика авто- и мотоспорта, в 1904 году в Париже появилась Международная федерация мотоциклетных клубов (ФИКМ). Немного позже под эгидой Федерации начали проводить международные мотосоревнования.

Развитие мотоспорта набирало стремительные обороты. Поначалу основой соревнований считались шоссейные гонки-пробеги на длинные дистанции. Но вот публика их воспринимала равнодушно.

Чтобы хоть как-то повысить интерес зрителей, соревнования по мотоциклетному спорту решили проводить на велотреках, ипподромах, а немного позже и на специальных мототреках, которые были закрыты для всех, кроме спортсменов.

Теперь любители азарта могли не только наблюдать за гонками, но и делать ставки на мотоспорт . Что не сделаешь ради того, чтобы повысить интерес к относительно новому на то время виду спорта.

Немного позже были придуманы гонки на бездорожье, которые теперь пользуются большой популярностью и называются мотокроссом.

Так начали появляться новые виды мотоспорта, а вместе с этим и новые модели мотоциклов, которые соответствовали всем требованиям гонок.

С течением времени начали появляться новые виды мотоспорта. У каждого свои правила и свой регламент проведения соревнований.

Мотоциклетный вид спорта делится на основные спортивные дисциплины:

  • Спидвей — данный вид относится к трековым дисциплинам и подразумевает под собой гонки на дорожках с земляным, ледяным или гаревым покрытием, также гонки проводятся на эллиптическом треке;
  • Мотокросс — такие гонки зачастую проводятся на пересеченной местности или на специальной площадке по замкнутой трассе, на которой есть препятствия;
  • Эндуро — гонки проводятся на дорогах с разным покрытием и на пересеченной местности, при этом необходимо соблюдать заданный график движения, а также учитывать дополнительные условия;
  • Кросс-кантри — это самостоятельная дисциплина мотоспорта отличающаяся от эндуро тем, что нет участков, на которых спортсмены передвигаются как обычные участники дорожного движения;
  • Мотобол — это игра, в которой участвуют две команды на мотоциклах, их основная цель — забить мяч в ворота противников, на которых стоит вратарь;
  • Мототриал – в данных гонках оценивается мастерство мотоциклистов, которые преодолевают различные препятствия за определенный промежуток времени;
  • Шоссейно-кольцевые гонки – соревнования, проходящие по замкнутой трассе с хорошим асфальтовым покрытием.

Основы методики подготовки в мотоциклетном спорте отличаются в зависимости от видов. Предельная скорость и максимальная безопасность – две основные составляющие мотоспорта.



Поделиться