В США расследуют первое смертельное ДТП с Tesla на автопилоте. Tesla раскрыла детали и возможные причины аварии с Model X

Власти США приступили к расследованию причин первого смертельного ДТП с участием автомобиля, который двигался на автопилоте. Сама авария произошла в штате Флорида еще в мае, но известно об инциденте, в котором погиб водитель, стало только сейчас. Электромобиль Tesla Model S с включенным автопилотом протаранил на шоссе тягач с прицепом, который двигался в перпендикулярном направлении, пытаясь пересечь перекресток. Как сообщила пресс-служба Tesla, авария произошла из-за стечения трагических обстоятельств.

Кстати, около года назад беспилотный автомобиль от Google также попадал в серьезное ДТП, которое обошлось без жертв, но три сотрудника Google получили травмы. «Самоходный» гибридный кроссовер Lexus RX 450h подъезжал к перекрестку, когда движущиеся перед ним два автомобиля неожиданно начали тормозить, несмотря на разрешающий проезд сигнала светофора. Водители этих авто увидели затор после перекрестка и, несмотря на горящий «зеленый», не решились выезжать на пересечение улиц, чтобы не заблокировать движение на перекрестке. Автономный Lexus также затормозил. Водитель же ехавшей позади «гугломобиля» машины среагировать не успел и на скорости 27 км/ч врезался в Lexus. Позже выяснилось, что управлявший этой машиной мужчина даже не успел нажать педаль тормоза до момента удара.

Как мы уже , 23 марта на шоссе у Маунтин-Вью произошло трагическое ДТП с участием Tesla Model X – электромобиль на большой скорости врезался в бетонный разделитель, после чего еще столкнулся с автомобилями марок Mazda и Audi. Водитель Model X скончался в больнице от полученных травм. Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB) занялся расследованием аварии, а СМИ сообщили, что погибший водитель неоднократно жаловался на неисправность автопилота Tesla. И вот вчера вечером Tesla прояснила момент с автопилотом.

Проанализировав данные, собранные с бортового ПК разрушенного Model X, производитель подтвердил, что в момент столкновения функция автопилотирования была включена.

По словам Tesla, незадолго до момента столкновения водитель получил несколько визуальных уведомлений и один звуковой предупредительный сигнал, призывающий взяться за руль. Данные бортового ПК указывают на то, что за шесть секунд до столкновения с разделителем машиной управлял автопилот, а водитель вообще не держался за рулевое колесо. Также производитель утверждает, что у водителя было по меньшей мере пять секунд и беспрепятственный обзор на 150 метров вперед для предотвращения от столкновения, но, судя по записям бортового ПК, никаких действий не было.

Кроме того, отдельно отмечается, что последствия столкновения оказались столь разрушительными по той причине, что энергопоглощающее барьерное ограждение было разрушено в результате предыдущего ДТП и отремонтировать его дорожные службы еще не успели.

Напомним, столкновение было настолько сильным, что привело к возгоранию блока аккумуляторных батарей, спроектированного таким образом, чтобы предотвращать подобный исход.

«Мы никогда не видели столь серьезный уровень повреждений Model X после аварии», – отметил производитель в первом заявлении.

К сожалению, Tesla не указывает данные о скорости, с которой двигался автомобиль, но она явно была большой.

В Tesla признают, что ее автопилот несовершенен, одновременно подчеркивая превосходство собственного решения над альтернативными системами помощи водителю. Ссылаясь на статистику ВОЗ (ежегодно в ДТП по всему миру гибнет 1,25 млн человек) компания отмечает, что при нынешнем уровне безопасности автомобили Tesla потенциально могли бы спасать около 900 тыс. человеческих жизней. Иными словами, если бы по всему мире ездили только Tesla, то количество смертей на дорогах уменьшилось бы более чем на 70%. В компании ожидают, что в будущем самоуправляемые автомобили будут в 10 раз безопаснее автомобилей, управляемых людьми.

Нельзя назвать эти заявления абсурдными, особенно с учетом множества случаев, когда автопилот Tesla, который пока только разрабатывается, спасал человеческие жизни и предотвращал разного рода столкновения. К тому же, не стоит забывать, что серийных беспилотных авто на рынке еще не существует, на данном этапе все технологии автономного вождения только разрабатываются и оттачиваются.

С другой стороны, недавний случай с самоуправляемым автомобилем Uber и нынешний с Model X, вызывают множество вопросов. В случае с Model X неясно, почему система вообще никак не отреагировала и позволила автомобилю совершить наезд на разделитель среди белого дня. Как минимум должна была сработать система экстренного торможения. Никаких дополнительных объяснений производитель пока не дает. Отрицать, что самоуправляемые автомобили – это наше будущее, глупо, но сейчас очевидно одно: соответствующие технологии пока слишком «сырые» и недавние ошибки ценой человеческих жизней замедлят их развитие, как бы печально это ни было. Иными словами, автомобили Tesla или какие-либо другие, свободно разъезжающие без водителя по всем США или любой другой стране, появятся еще нескоро. Впрочем, хотелось бы ошибаться.

Tesla въехала под фуру на скорости 119 километров в час

/ Flickr

Американский Национальный совет по безопасности на транспорте(NTSB) опубликовал 500-страничный отчет об обстоятельствах произошедшей в 2016 году аварии со смертельным исходом, в которой электромобиль Tesla Model S в режиме автопилота въехал под полуприцеп тягача. Большую часть поездки в режиме автопилота водитель игнорировал предупреждения системы о необходимости держать руки на руле.

Авария с гибелью водителя Tesla Model S в мае прошлого года. Перед электромобилем, двигавшимся в режиме автопилота со скоростью 119 километров в час, на перекрестке поворачивал тягач с полуприцепом. Водитель и автоматика автомобиля никак не отреагировали на препятствие и электромобиль не сбавляя скорости въехал под полуприцеп. Верхняя часть машины оказалась смятой, а водитель погиб.


Место ДТП

National Transportation Safety Board

Согласно опубликованным документам, большую часть поездки в режиме автопилота водитель не обращал внимания на требования системы держать руки на руле. За 37 минут движения в режиме автопилота водитель держал руки на руле только на протяжении 25 секунд.


Tesla Model S после столкновения с фурой.

National Transportation Safety Board


Полуприцеп, под который въехала Tesla.

National Transportation Safety Board

Также в опубликованных данных говорится, что на разбитом хромбуке в машине не найдено фильмов о «Гарри Поттере», однако есть музыка из фильма - ранее водитель грузовика говорил , что слышал из разбитой машины звуки фильма уже после того, как Tesla Model S остановилась. NTSB отдельно отмечает, что опубликованные данные содержат только фактическую информацию об аварии, специалисты Совета не публикую каких-либо выводов о причинах аварии.

Ранее Национальное управление по безопасности движения на австострадах (NHTSA) также автопилот, проведя расследование ДТП. Специалисты пришли к выводу, что автомобиль в режиме автопилота в явной форме требует от водителя держать руки на руле и следить за ситуацией на дороге, поэтому винить в смерти водителя неисправность автопилота электромобиля или компанию Tesla нельзя.

Через некоторое время после произошедшей аварии Tesla обновила программное обеспечение и ввела функцию автоматической блокировки автопилота. Если водитель проигнорирует все предупреждения машины и не будет держать руки на руле, то машина начнет замедляться, автопилот выключится и его нельзя будет включить до конца поездки.

Мрачная веха установлена : в истории человечества погиб первый человек в автомобиле, в котором был включен режим автопилота. В настоящее время эту аварию расследует Департамент безопасности дорожного движения США (NHTSA), чтобы установить истинную причину гибели владельца автомобиля Тесла. Давайте разберемся, что же все-таки произошло и попытаемся предварительно установить, кто виноват в аварии: водитель или система автопилота Тесла.

Несмотря на то, что комиссия, которая ведет расследование этой аварии, еще только изучает обстоятельства происшествия, уже по некоторым данным можно сделать определенные выводы о том, кто же виноват в ДТП с участием автомобиля Тесла. Давайте будем исходить из известных нам обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия.

Что нам известно? Авария произошла с участием автомобиля и грузовым транспортным средством с прицепом (трактор). Судя по описанию аварии, столкновение легкового автомобиля произошло не с самим трактором, а с его прицепом, который был с грузом.

Инцидент, который произошел в штате Юта в мае

Конечно, в связи с этой аварией есть много вопросов: роль водителя Тесла в ДТП. Видел ли он, что существует опасность столкновения с трактором? Почему он не среагировал в случае опасности? Действительно ли в машине была включена система автоматического управления автомобилем? И таких вопросов может быть очень много. Но на них придется ответить комиссии .

Но давайте мы сосредоточимся на одной ключевой части этой аварии: точки удара.

Tesla Model S, которая оснащенная системой автопилота, судя по всему, имеет большое слепое пятно над капотом автомобиля. Для нормального функционирования системы компания Тесла оснастила свой седан радарными датчиками, которые следят за препятствиями на дороге. На основе их данных электроника и управляет автономно машиной. Эти радары установлены в передней части автомобиля: в центре и чуть ниже в верхней части фальш-решетки (решетка имитирующая решетку радиатора). Также в дополнение к радарам в салоне машины в верхней части лобового стекла (за салонным зеркалом заднего вида) установлена видео камера.


Эта камера на лобовом стекле обеспечивает за полосой движения (система контроля движения в полосе), посылает информацию электроники для регулирования безопасной скорости автомобиля. Передние датчики (радары) работают для обнаружения других транспортных средств впереди автомобиля и определяют, как далеко они находятся. Эти датчики соединены с ультразвуковыми сенсорами (датчиками), которые расположены вокруг всего автомобиля. Правда, несмотря на полное радиопокрытие датчиков вокруг машины (360 градусов), каждый сенсор имеет ограниченный радиус действия (примерно 4 метра).


Но, несмотря на небольшой радиус сканирования пространства каждым датчиком, они благодаря своему расположению по кузову автомобиля действительно обеспечивают впечатляющее сканирование окружающего мира, информацию о котором передается в электронный компьютер автомобиля для последующей обработки.

Камера же расположенная за зеркалом заднего вида, по всей видимости, не настроена идеальным образом для поиска препятствий на дороге в том объеме пространства, которое находится в ее поле зрения. Как мы видим, с этой задачей призваны справиться многочисленные радар-детекторы.

Но из-за небольшой высоты сканирования радар-детекторов и небольшого ракурса камеры, которая в принципе не создана, чтобы искать препятствия на дороге, получается, что система автопилота Тесла имеет слепые пятна впереди машины: над капотом, и область высотой от дорожного покрытия в 0,3 сантиметра.

Это подтверждается руководством компании , которое поставляет с каждым автомобилем, оснащенным системой автопилотирования:

Вот что написано в руководстве Model S для включения автопилота:

«Важно! Обратите внимание что транспортное средство в режиме автономного управления (автопилот) не может обнаружить определенные препятствия на дороге, включая узкие объекты (например, велосипеды), объекты ниже зоны звуковых волн исходящих от радара и объекты свисающие с потолка».

Все это дает нам более менее точное предположение о диапазоне покрытия системы слежения за дорогой. То есть, система настроена таким образом, чтобы 100% обнаруживать обычные с нормальной шириной кузова. Также автопилот может определять объекты не намного выше расположения капота. То есть компания Тесла нас прямо предупреждает, что зависшие объекты в воздухе система слежения может не определить.

Как мы уже знаем, авария произошла с трактором, которая везла прицеп. Исходя из вышеуказанных данных, можно сделать вывод, что система автопилота просто не увидела прицеп, так как он из-за особенностей своей конструкции находится в пространстве выше, чем обычные автомобили. А как мы уже выяснили все объекты сверху просто не видит. В итоге машина и въехала под прицеп.

То есть многие обстоятельства указывают на, то, что автомобили Тесла с системой автопилота просто напросто не видят объекты выше себя. Тем более что электроника автопилота пока не может воспринимать объекты на дороге индефицируя их. Фактически для системы слежения за дорогой что автомобиль, что любой другой объект имеют одинаковое восприятие.

Вот кстати первый комментарий после резонансного ДТП представителя компании Тесла:

«Мы знаем, что автомобиль нашей компании попал в аварию с включенной системой автопилота. Участники ДТП двигались перпендикулярно друг другу. Система автопилота не заметила прицеп трактора, который был окрашен в белый цвет. В этот день была солнечная погода. В результате ярко освещенное небо и белый цвет прицепа ослепил систему видео слежения автопилота. В итоге ни она, ни водитель не заметили опасность.

Высокий же клиренс прицепа трактора в сочетании с его расположением на дороге во время аварии, а также в связи с очень редкими сложившимся обстоятельствами, привели к ДТП, в котором автомобиль въехала прямо под прицеп столкнувшись с днищем прицепа, которое вошло в лобовое стекло.

Фактически произошло невероятное - видео система контроля за дорогой и звуковая система радаров не увидели прицеп одновременно.

Если бы опасность столкновения была с передней части или с задней под прямым углом, то система автопилота на 100% определила бы опасность даже на высокой скорости и передовая система безопасности по предотвращению столкновений помешала бы возникновению тяжелой аварии в которой погиб человек».

Судя по официальному комментарию компании Тесла причина аварии в каких-то невероятных обстоятельствах: высокий белый прицеп, яркое солнце и небо и т.п. Как видите, в этом комментарии нет ни слова о том, что какая-то система компьютерного зрения не способна увидеть некоторые объекты над капотом. Но в руководстве пользователя об этом есть реальное предупреждение.


Почему же тогда инженеры Тесла не предусмотрели возможность обнаружения белых транспортных средств при ярком солнце? Тем более что в США очень распространены автомобили, трактора и прицепы к ним белым лакокрасочным покрытием. Тем более что речь идет о контроле за движением в дневное время суток, когда система автопилота должна работать безупречно.

И когда система не смогла обнаружить большой трактор с груженым прицепом в дневное время суток, это наводит на мысль, что автопилот Теслы очень и очень опасен. Согласитесь, система должна быть настроена таким образом, чтобы, по крайней мере, в дневное время точно определять опасность на дороге.

Вот кстати схема аварии :


По данным дорожной полиции Флориды авария произошла в дневное время 15:40 (3:40 после полудня). В это время солнце было несколько ниже западной части неба и находилось позади водителя Тесла. Да, трактор с прицепом был освещен ярким солнечным светом. Но спросите себя, вы когда-нибудь пропускали из виду на дороге белую грузовую машину в солнечную погоду? По нашему мнению это не реально. Даже водители-новички несмотря на яркое солнце, увидят большое транспортное средство даже если оно имеет белый цвет.

Как видно из схемы аварии трактор поворачивал налево. Водитель Тесла ехал по шоссе прямо. В итоге автопилот Тесла не среагировал и не снизил скорость машины (и не остановил) когда перед машиной проезжал прицеп, пересекая автодорогу. Если эта схема ДТП правильная, то можно утверждать что автомобиль Тесла столкнулся на полпути .


Значит, водитель должен был видеть заранее, что трактор пересекает проезжую часть. Ведь как видно по схеме, для того чтобы повернуть трактору было необходимо определенное время. Плюс половина прицепа уже проехала часть дороги.

В этом случае водитель должен был резко нажать педаль тормоза. Но тормозного пути автомобиля нет. Значит, водитель не видел препятствия полностью, полагаясь на систему автопилота.

Автопилот Теслы потерял разметку дороги

То, что система автопилота также не видела прицеп говорит о скорости в момент , которая не снизилась (также нет тормозного пути). То есть обстоятельства аварии позволяют сделать вывод, что система слежения за дорогой в автомобиле не сработала.

В целом радиолокационная система Тесла была обязана определять большое препятствие на дороге и экстренно снизить скорость движения машины, что позволило бы избежать тяжелых последствий аварии.

Национальный совет по безопасности на транспорте является независимым американским агентством, специалисты которого расследуют происшествия на транспорте. NTSB документирует и выясняет все обстоятельства аварий в гражданской авиации, автомобильные аварии с человеческими жертвами, а также аварии на морском и железнодорожном транспорте. В мае прошлого года во Флориде произошёл широко известный инцидент, которым также заинтересовались в NTSB.

Электромобиль Tesla Model S двигался в режиме автопилота и на скорости около 120 км/ч врезался в полуприцеп грузовика на перекрёстке. Ни Джошуа Браун, который в момент аварии находился за рулём, ни системы активной безопасности электрокара не успели вовремя отреагировать, чтобы избежать столкновения. В результате от полученных травм водитель Tesla скончался на месте происшествия.

В Tesla заявили, что к смерти водителя привело трагическое стечение обстоятельств — автопилот «не заметил» полуприцеп с большим дорожным просветом, вдобавок электромобиль врезался в него не бампером, а стойками крыши, в результате чего Браун получил травмы, несовместимые с жизнью. По данным инженеров Tesla, радар был настроен таким образом, чтобы машина не реагировала на низкие придорожные объекты вроде знаков и указателей.

Национальное управление по безопасности дорожного движения США (NHTSA) организовало собственное расследование, в ходе которого чиновники получили от Tesla информацию о работе автопилота и системах активной безопасности электрокара. Он убедились, что включение автопилота сопровождается сообщениями о том, что водитель должен сохранять внимательность и не убирать руки с рулевого колеса. Следовательно, считают специалисты, ответственность за возможные дорожно-транспортные происшествия несёт водитель.

В результате расследования в действиях компании Tesla не найдено состава преступления, а виновным в случившемся чиновники назвали водителя, а не автопилот. Похоже, с ними согласны и коллеги из национального совета по безопасности на транспорте, которые тщательно изучили все обстоятельства аварии. Согласно опубликованному 500-страничному отчёту, большую часть поездки в режиме автопилота водитель игнорировал требования системы держаться за руль.


Если точнее, за 37 минут поездки в режиме автопилота водитель держал руки на рулевом колесе лишь на протяжении 25 секунд — эти данные зафиксированы бортовым компьютером электромобиля. Кроме того, в документах говорится, что на разбитом ноутбуке в электрокаре не найдено фильмов о «Гарри Поттере», но есть саундтрек из кино. Ранее водитель грузовика заявил, что услышал из разбитой Tesla звуки фильма после того, как вышел из кабины и подошёл к электромобилю, поэтому решил, что водитель смотрел фильм за рулём.

Впрочем, позже в прошлом году Tesla обновила программное обеспечение на своих электромобилях и ввела функцию отключения автопилота в том случае, если водитель категорически игнорирует все предупреждения и не держит руки на руле. Более того, инженеры доработали и «железо»: в электромобилях с минувшей осени увеличилось количество штатных камер и радаров, которые должны более внимательно реагировать на возможные препятствия.



Поделиться