Сообщение как правильно вести себя на дороге. Основные правила поведения водителя транспортного средства

От поведения водителя на дороге зависит его безопасность, а иногда даже жизнь. Автолюбитель, который не понимает, какую ответственность берет на себя, садясь за руль, порой становится серьезной угрозой для других участников дорожного движения.

Инструкция

Будьте максимально предсказуемы, не совершайте действий, которые могут стать для других водителей и пешеходов непонятными и тем более неожиданными. Если вы видите, что автомобиль впереди перестраивается в ваш ряд – не прибавляйте скорость. Не забывайте включать поворотники всегда, когда это нужно, даже если машин рядом нет. Не делайте резких движений и соблюдайте правила.

Снижайте скорость, приближаясь к пешеходным переходам. Пропускайте человека, даже если он перебегает дорогу в неположенном месте. Конечно, он поступает неправильно, однако если вы собьете его, то останетесь виноваты. Ни в коем случае не сигнальте пешеходам, переходящим дорогу! Они могут испугаться и остановиться или даже побежать обратно.

Если вы начинающий водитель, обязательно наклейте на лобовое и заднее стекло автомобиля специальные знаки. В этом случае участники дорожного движения будут знать, что вы еще недостаточно опытны и можете допустить ошибку. Заглохнув на перекрестке, включите аварийку и попробуйте снова завестись и поехать. Другие водители отлично знают, как трудно бывает новичкам, и относятся к таким ситуациям с пониманием.

Всегда соблюдайте скоростной режим и следуйте указаниям светофора. Не обращайте внимания на гудки лихачей, проезжающих мимо вас по центру города на скорости 120 км/ч. Превышение скорости нередко становится причиной возникновения ДТП. Внимательно следите за сигналами светофора и никогда не пытайтесь проехать на красный. К сожалению, именно из-за стремления некоторых водителей проскочить на желтый или красный нередко страдают другие участники дорожного движения.

Будьте вежливы, когда это нужно. Пропускайте других водителей, не сигнальте, когда кто-то не сразу начинает движение после включения зеленого света. Встретившись с водителем в узком дворике, сверните и остановитесь, чтобы дать ему возможность проехать. Если кто-то на дороге пропустил вас – поблагодарите. Чтобы сделать это, достаточно всего лишь включить аварийку на 1-2 секунды.

Правильное поведение на дороге гарантирует безопасность передвижений как для машин, так и для пешеходов.

А потому чрезвычайно важно соблюдать все ключевые правила пребывания на проезжей части и вблизи нее.

Правила для пешехода

Пешеходы обязаны соблюдать следующие правила безопасного поведения на дороге:

  • Пересекать дорогу можно исключительно в специально отведенных для этого местах - по пешеходным и подземным переходам, мостам. Причем идти нужно строго под углом 90 градусов - это обеспечит максимальный контроль за транспортными средствами по правую и левую стороны от вас.
  • Начинать двигаться можно только после того, как загорится зеленый цвет светофора. Перейти дорогу вы должны успеть до того, как загорится красный. Если на переходе не установлен светофор, вы должны посмотреть сначала налево, потом направо и снова налево. Убедившись, что машин нет, начинайте движение.
  • После того как вы вышли из транспортного средства (в том числе из автобуса), вам нужно дождаться, когда оно отъедет, и только потом переходить дорогу.
  • Соблюдайте правила безопасности во дворах, вблизи парковок - там тоже ездят машины, а значит, всегда есть угроза для вашего здоровья.
  • Что касается того, как вести себя на дороге в ночное время суток, то здесь важно надевать на сумку, одежду специальные изделия, покрытые флуоресцентным составом, - фликеры. Причем вешать их необходимо как сзади, так и спереди.
  • Переходя дорогу, не отвлекайтесь на разговоры, общение по телефону, игры с планшетом и прочее - следите за дорогой.
  • Даже по зебре переходить можно только тогда, когда вы убедились, что водители машин замедляют движение, пропуская вас. Ведь все люди разные, человек может просто вас не заметить или не захотеть пропустить.
  • Вблизи дороги ходить можно только по тротуару, придерживаясь правой стороны дорожки. Если же ее нет, то можно идти по обочине. При этом важно соблюдать ключевое правило: идти нужно навстречу движению. Так у вас появится прекрасный обзор идущего вблизи вас транспорта.

Указанные выше требования относятся ко всем без исключения группам пешеходов, а правила поведения детей на дороге, ко всему прочему, требуют, чтобы малыш крепко держал за руку взрослого либо был у него на руках.

Правила для водителя

  • Следите за перемещением пешеходов как по проезжей части (на зебре), так и на тротуаре, ведь человек может в какой-то момент решить перебежать дорогу или, к примеру, ребенок броситься на дорогу за мячом. Если заметите какую-то опасность, то сбавьте скорость, посигнальте фарами и коротким гудком, обратив на себя внимание пешехода.
  • Помните, что особую опасность представляют люди пожилого возраста и дети, люди в капюшонах и с открытыми зонтами, те, чье внимание занято чем-то другим (мамы с детьми, подростки в наушниках или с игровыми консолями в руках, люди, говорящие по мобильному телефону и проч.), иностранцы (возможно, в их стране транспортное движение менее оживленное).
  • Учитывайте, что некоторые люди могут не знать, как правильно вести себя на дороге. Причем это касается и пешеходов, и других водителей. А потому вы всегда должны иметь в запасе место и время для маневра в ситуации, когда другой участник дорожного движения совершил ошибку.
  • Водитель должен уметь смотреть далеко перед своей машиной. Это позволит ему лучше контролировать передвижение людей и автомобилей на дороге, замечать потенциально опасные ситуации и вовремя предпринимать действия для их предотвращения. Предпринимать что-либо необходимо не только в зависимости от едущего прямо перед вами авто, но и ориентируясь на действия двух-трех машин, едущих перед ним.
  • Старайтесь держать правую сторону авто подальше от различного рода препятствий, например, от припаркованных авто. Чем больше будет пространство с дальней от вас стороны, тем проще вам будет реализовать маневр.
  • Если в какой-то момент начинающий водитель растерялся, то лучше включить аварийные огни и остановиться. Успокойтесь, соберите волю в кулак и только после этого продолжайте движение.
  • Следите за боковым интервалом, рядностью и дистанцией. Это даст вам возможность избежать множества потенциально опасных и даже откровенно критических ситуаций, ведь у вас будет время на то, чтобы обдумать маневр и его реализовать. Чтобы контролировать ситуацию впереди, вы можете немного сместиться влево от движущейся перед вами машины (как бы выглянув из-за нее), не нарушая рядность, а после вернуться в исходное положение.

В данной статье даются рекомендации по расположению транспортного средства на дороге, а также технике перестроения. Рекомендации ориентированы на повышение безопасности вождения и будут полезны в первую очередь начинающим водителям.

При движении не прижимайтесь правой стороной к припаркованным автомобилям

Не секрет, что количество автомобилей в городах растет с каждым годом. Из-за нехватки места много автомобилей припарковано вдоль дорог, зачастую даже с нарушением правил дорожного движения (ПДД). Бывают ситуации, когда водителю без нарушения ПДД просто невозможно проехать мимо такой парковки. Таковы реалии современного города.

Итак, старайтесь не прижиматься правым боком к припаркованным машинам. Чем больший сектор вы просматриваете, тем больше у вас времени на принятие правильного решения . Из-за припаркованных машин могут выходить пешеходы, а из дворов справа могут выезжать машины. Чем раньше вы их заметите, тем раньше они заметят вас и тем безопаснее будет вождение.

Внимательно следите за перемещениями пешеходов

Очень часто поведение пешеходов можно охарактеризовать как абсолютно нелогичное, а порой даже безрассудное. К этому надо быть готовым и внимательно следить за поведением людей, приближающихся к дороге. Далеко не каждый пешеход реально оценивает опасность, которую представляет собой движущийся автомобиль, поэтому именно водитель должен принимать все меры по прогнозированию и упреждению опасных ситуаций, связанных с пешеходами.

Если ситуация кажется вам опасной, начните упреждающее торможение, посигнальте светом фар или дайте короткий гудок. Главное, чтобы пешеход вас увидел. Тем самым вы упреждаете опасную ситуацию, пусть даже с перестраховкой.

В особую «зону риска» попадают следующие пешеходы:

  • люди в капюшонах;
  • люди, чье внимание сконцентрировано на чем-то другом (самый яркий пример современности – разговор по мобильному телефону);
  • люди преклонного возраста;
  • иногородние приезжие (особенно из стран бывшего СССР), у которых на Родине нет такого оживленного автомобильного движения и которым из-за этого тяжело ориентироваться на улицах больших городов;
  • подростки.

Также следует помнить, что пешеход может быть в нетрезвом виде, слепым, глухим или просто больным человеком.

Соблюдайте рядность, дистанцию и боковой интервал

Считается, что безопасная дистанция до впереди едущего автомобиля должна быть такой, которую автомобиль преодолевает за время не менее двух секунд . Именно этого времени достаточно среднестатистическому водителю на оценку дорожной обстановки и принятие мер по устранению опасной ситуации.

Однако в условиях плотного городского движения, как правило, дистанция между едущими друг за другом автомобилями значительно меньше. Чтобы в такой обстановке поддерживать безопасность движения, необходимо выполнение следующих условий:

  • тормозная система должна быть в полном порядке, резина на колесах должна быть качественной и соответствовать сезону;
  • водитель должен контролировать обстановку на два автомобиля вперед .

Таким образом, следить надо не только за едущим перед вами транспортным средством, но еще и за едущим перед ним. Если дальнее транспортное средство начинает тормозить, то и вы начинайте притормаживать, не дожидаясь действий от едущего авто перед вами.

Контролировать обстановку на два автомобиля вперед можно методом частичного смещения влево вашего транспортного средства относительно впереди едущего, тем самым вы как бы «выглядываете» из-за него. При этом ваше смещение не должно нарушать рядности движения.

Следите за боковым интервалом, старайтесь не прижиматься близко к другим автомобилям, а также к бордюрам, так как в этом случае совсем не останется пространства для маневра, если, например, едущее рядом транспортное средство по каким-либо причинам начнет вас поджимать.

Оценивайте обстановку впереди и вовремя делайте перестроения

Одна из типичных ошибок водителей-новичков заключается в том, что они смотрят непосредственно перед автомобилем, из-за чего не успевают оценить «внезапно возникшую» ситуацию (например, препятствие на пути) и, как следствие, перестроиться в другой ряд.

Надо заставлять себя смотреть как можно дальше, чтобы как можно раньше увидеть мешающий вашему движению фактор . Чем раньше вы его заметите, тем больше времени у вас будет на принятие решения и, как следствие, более спокойным и уверенным будет маневр по его объезду. Особенно это актуально для новичков, так как чаще всего им приходится ездить в правом ряду (по крайней мере, первое время), где часто встречаются припаркованные машины, а городской транспорт высаживает пассажиров на остановках.

Итак, если вы едете в правом ряду и видите вдалеке препятствие на своей полосе (например, автобус на остановке), то последовательность ваших действий должна быть следующей:

  • набирайте скорость, пока она примерно не сравняется со скоростью автомобилей, едущих от вас в левом ряду ;
  • за 150 – 100 метров до препятствия включите левый поворотник;
  • проконтролируйте через левое зеркало, что вас пропускают, и аккуратно перестройтесь в левый ряд;
  • после объезда препятствия включите правый поворотник;
  • проконтролируйте через правое зеркало, что никто из едущих за вами не начал перестроение в правый ряд, после чего аккуратно сделайте маневр и по необходимости сбавьте скорость.

Если выполнять в точности вышеуказанную методику, то проблем с перестроением возникать не должно. Оснований для того, чтобы вас не пустить в левый ряд, у нормальных автомобилистов (подавляющее большинство) в данной ситуации нет, так как они тоже видят препятствие на пути вашего движения и понимают, что деваться вам попросту некуда.

Не пустить вас могут в том случае, если скорость вашего автомобиля намного меньше скорости левого ряда, и это надо четко понимать.

Самой неспокойной порой для автовладельцев является сентябрь. Когда наступает осень, в разных учебных заведениях начинается учеба, люди возвращаются в города из отпусков, на занятия возвращаются студенты. От этого неизбежно возрастает количество участников дорожного движения, причем не только водителей, но и пешеходов. «Масла в огонь» добавляет и погода, так как осенью через день идет моросящий дождь, утром над землей стелется туман, «гуляет» ветер. В результате стекла в машине запотевают, постоянно перед водителями мелькают дворники, а переходам приходится перепрыгивать образовавшиеся на дорогах лужи.

Кто прав, кто виноват

Ни один человек не застрахован от . В один момент какой-то безумец может броситься под колеса, а какой-то особенно торопливый водитель может не дождаться зеленого и рвануть с места на . Все это в совокупности приводит к человеческим жертвам.

Ни один водитель не хочет быть убийцей, но, к сожалению, подобные инциденты происходят очень часто. Статистика такова, что каждый день под колесами машин гибнет в среднем 8 – 15 человек. Каждая десятая авария – это наезд на пешехода. В большинстве своем аварии происходят из-за невнимательности водителей, которые просто не замечают переходящих дорогу людей.

Поведение пешеходов на дороге

Для того, чтобы понять, в чем причины несчастных случаев с участием пешехода, нужно понять, как именно ведут себя сами пешеходы. Чтобы сэкономить время и силы, люди не доходят до пешеходных переходов и регулируемых перекрестков, то есть , где водителю будет очень трудно вовремя заметить пешехода и затормозить, чтобы не допустить столкновения. Для водителей подобная ситуация становится неожиданностью, так как положенный переход может быть расположен всего парой метров дальше.

Ритм большого города предполагает спешку. Люди думают о своем, не обращая внимания на машины, не смотря по сторонам. Пешеходы выпрыгивают на оживленную дорогу, а водители этого не ожидают. Ситуация усугубляется, если пешеход не знает местности вокруг. Если человек не знает, как расположены светофоры, то это подталкивает его к совершению неправильных действий.

Очень важную роль в выявлении пешехода играет его одежда. Чем ярче пешеход одет, тем легче водители его заметят. Если человек предпочитает темные цвета в повседневной одежде, то находкой для него будут светоотражающие элементы на одежде, которые нужно расположить на пояснице, голени и плечах. Но подобный прием внешний вид точно красить не будет. Поведение человека обусловлено его психологическими особенностями. Самая неожиданная и опасная ситуация – выбежавший на дорогу ребенок, который хочет забрать свой мяч. Аналогичная ситуация будет с вышедшими на дорогу людьми, которые до этого изрядно выпили.

Часто происходят аварии на остановках общественного транспорта. Чаще всего случается следующее: пешеход, находящийся с противоположной стороны, видит нужную маршрутку, автобус или троллейбус, после чего начинает перебегать дорогу, чтобы успеть до отъезда транспорта.

Увидеть вовремя такого пешехода крайне сложно. Вариант второй – водители маршруток останавливаются и выпускают людей прямо перед пешеходным переходом, после чего пассажиры идут по «зебре», то есть буквально выскакивают из-за стоящего транспортного средства. Те водители, которые ехали за маршруткой и пытаются ее обогнать, физически не смогут видеть тех людей, которые неожиданно выскакивают из-за стоящего автобуса.

Вы, как пешеход, имеете право выйти на дорогу только после того, как удостоверитесь в том, что переход свободен. Согласно правилам, пешеход обязан осмотреться, повернув голову сначала влево, а после достижения разделительной полосы – вправо. Убедитесь в том, что каждый водитель вас видит и сможет вовремя притормозить. Если вы вышли на зебру, а машина слева едет слишком быстро, то безопасней будет пропустить этого лихача. Следите за машинами во всех рядах. В случае трех- и четырехполосных дорог водители из противоположного ряда могут не заметить человека, идущего по зебре.

Поведение водителей на дороге

В основном аварии происходят из-за невнимательных водителей. Но даже если вы максимально сосредоточены на езде, то на 100% обезопасить себя от аварии просто невозможно. Нужно разобраться, почему водители наезжают на пешеходов. Погодные условия, например, снегопад, туман, дождь, гололед, не только мешают водителю быстро реагировать, но также ухудшают сцепление шин с асфальтом.

По этой причине водителям сложно затормозить, даже если он вовремя заметил пешехода. Особенно это актуально, если вы подъезжаете к остановке общественного транспорта. Вы должны заранее притормозить, чтобы вдруг не сбить выбежавшего из-за остановившегося автобуса человека. Полностью останавливать машину не нужно, просто уберите ногу с педали газа.

Число аварийных ситуаций увеличивается с наступлением темного времени суток. Представьте себе ситуацию: ночь, тусклое или вовсе отсутствующее освещение, изморось, незаметная на дороге зебра, магазин через дорогу. Типичные обстоятельства, при которых водители наезжают на пешеходов. Если все это происходит на трассе, то пешеход зачастую погибает из-за слишком сильного удара. Водителю в таких случаях нужно снизить скорость, чтобы не допустить трагедии. Вы должны включать дальний свет, чтобы длина освещенного участка достигала 100 м. Если вам навстречу едет машина, то нужно включить ближний свет, а освещенное «пятно» по длине должно достигать 45 м.

Это может звучать странно, но не всегда можно пропускать пешеходов. Вы должны не допустить столкновения, если пешеход уже находится на проезжей части. Но если человек только намеревается перейти дорогу, остановившись при этом на краю, вы должны сбавить скорость, а в темное время суток лучше всего будет включить дальний свет и пару раз нажать на клаксон. Так вы привлечете внимание пешехода, не допустив при этом столкновения.

Никогда нельзя останавливаться и пропускать переходящего в неположенном месте человека. Так вы поощряете неправильный поступок, к тому же не факт, что этого человека может видеть водитель из соседнего ряда.

Есть еще юридический аспект у этих «взаимоотношений». По законодательству у водителя и пешехода неравные условия. Даже если водитель соблюдал все правила, но все же сбил пешехода, то автовладельца могут признать виновным, если этой ситуации можно было избежать. Водитель должен затормозить или даже остановиться, чтобы не столкнуться с человеком.

В этом случае не важно, почему пешеход выскочил на дорогу: он может перебегать дорогу в неположенном месте, может пьяным выползти в центр дороги, или буквально броситься под колеса. Именно водитель должен сделать все, чтобы не допустить столкновения. Именно поэтому всегда будьте внимательны и максимально сосредоточены на езде. Ведь именно от ваших действий зависит чья-то жизнь, а может, и не одна.

ГИБДД напомнила пешеходам как обезопасить себя на дорогах. Особенную актуальность эти советы приобретают в зимний период.

1. Зимой темнеет рано, если прибавить к этому ухудшение видимости в снегопад, то получается, что пешеход окажется почти незаметен при движении вдоль дороги или при ее переходе. На этот случай, по совету гаи, желательно пользоваться светоотражающими повязками или фонариком. Это выделит человека и поможет водителю заблаговременно сбросить скорость или принять необходимые меры для избежания ДТП, в случае необходимости.

2. В скользкую погоду превышать безопасную скорость не надо, лучше ее даже немного сбросить. Касается это не только водителей, но и пешеходов. Пешеходам также нужно быть внимательными и осторожными, не торопиться, есть риск поскользнуться . Особенно нужно быть внимательными на узких улицах, во дворах, при ходьбе по обочинам дорог . Проезжая мимо такого пешехода водитель должен быть готовым к тому, что человек может, поскользнувшись, упасть под колеса машины. Ехать нужно медленно, желательно держась подальше от тротуара.

3. Одно из самых аварийноопасных мест- остановка общественного транспорта. В таких местах водителю втройне необходимо быть внимательным. Большое количество перебегающих дорогу на автобус, с автобуса (троллейбус(а), трамвай(я)) граждан, в том числе и в неположенных местах, не упрощают дорожную обстановку.

4. В свою очередь людям без автомобилей стоит опасаться своих сограждан передвигающихся на четырех колесах. Поскольку незаконопослушных автомобилистов хватает на дорогах с избытком. Переходить проезжую часть необходимо только убедившись в том, что все автомобили остановились и пропускают пешего участника движения. Актуально это и в том случае если для потока машин горит красный сигнал светофора... Бывает за руль садятся "дальтоники", они могут проигнорировав светофор проехать на красный свет.

Также нельзя перебегать дорогу, особенно по нерегулируемым пешеходным переходам, есть риск попасть под колеса незаметевшего Вас водителя. Вдвойне актуально на многополосных дорогах.

5. Переходя дорогу с ребенком крепко держите его за руку. Если малыш вырвется из рук на дороге, беды не избежать. Показывайте детям пример правильного поведения на проезжей части. Не нарушайте при них правила, конечно вообще ненужно их нарушать, даже если Вы одни на дороге. Покажите ребенку как нужно себя вести и объясните что на дороге нельзя делать ни при каких обстоятельствах.

Эти несложные советы смогут выручить Вас в сложных ситуациях не только в зимний период, но и летом. Удачи!



Поделиться