Транспорт грузии. Транспорт грузии Городской общественный транспорт в Грузии

Статья о городском транспорте Тбилиси и внутреннем транспорте Грузии (как лучше добраться из пункта А в пункт Б внутри страны): авиасообщение, автобусы и маршрутки, железные дороги Грузии.

Городской транспорт в Тбилиси

Городской транспорт Грузии — это в основном автобусы и маршрутки. Троллейбусов я не видел ни разу, метро же есть лишь в Тбилиси. Стоимость проезда на маршрутке обычно указывается на лобовом стекле или на двери, оплачивать нужно при входе (проблема лишь в том, что все надписи в маршрутках на грузинском языке). В Тбилиси вполне может случиться такая ситуация, что местные жители, опознав в вас туриста, начнут наперебой давать вам советы, как добраться в нужное место, что еще посмотреть в Тбилиси и окрестностях и как вам вообще жить дальше, при этом могут попытаться заплатить за ваш проезд в маршрутке. Это нормально, просто расслабьтесь, улыбайтесь и наслаждайтесь ситуацией — к гостям в Грузии всегда было особо трепетное отношение.

За проезд в тбилисских метро, автобусах, микроавтобусах и канатных дорогах нужно расплачиваться с помощью специальной транспортной карты Metromoney . Приобрести ее можно в кассах на станциях метро или в кассах канатных дорог. В залог с вас возьмут 2 лари, которые затем можно будет вернуть в течение 30 дней с даты покупки, предъявив паспорт и чек на самую первую оплату – то есть нужен чек, по которому вы покупали эту карту, а не чеки на дальнейшие пополнения ее баланса.

Оплата проезда в тбилисских автобусах организована так: заходим через среднюю или заднюю дверь, в середине автобуса сидит кондуктор с устройством для считывания карт. Подходим к кондуктору и прикладываем свою метрокарту к считывателю, если все ОК, кондуктор дает нам чек об оплате проезда.

Метро Тбилиси

На данный момент состоит из 2 линий: «Дидубе — Самгори» и «Субуртало»:

Схема метро Тбилиси

и там до сих пор бегают старые добрые поезда Мытищинского вагоностроительного завода:



Кстати, если решите их сфотографировать, имейте ввиду, что грузинская полиция иногда довольно нервно реагирует на попытки фотографирования вокзалов, поездов и тому подобных транспортных объектов: я однажды имел воспитательную беседу с одним таким бдительным стражем порядка. В Москве, к примеру, ты можешь в метро хоть обфотографироваться- а вот в Тбилиси так не принято.


Кстати, зимой в тбилисском метро грузины косят под китайцев: изрядная часть пассажиров ездит в марлевых медицинских повязках-«намордниках».

Стоимость проезда в городском транспорте Тбилиси

Метро и автобусы: 0,5 лари (следующие поездки в течение полутора часов после первой оплаты будут бесплатны).
Маршрутки: 0,8 лари
Канатные дороги: 1 лари (данной картой можно оплачивать поездки на тбилисской канатке к крепости Нарикала и к Черепашьему озеру).

Фуникулер на гору Мтацминда не относится к системе городского транспорта Тбилиси и проезд на нем надо оплачивать с помощью пластиковой карты парка развлечений «Мтацминда», стоимость этой карты зимой 2017 года составляла 2 лари, проезд в один конец – также 2 лари.

Как добраться до аэропорта из центра Тбилиси

Дешевле всего это сделать на автобусе N37. Ходит каждые 20 минут, можно сесть как возле ж/д вокзала , так и на остановке около метро «Площадь Свободы». Заплатить за проезд можно как метрокартой, так и наличными, дорога до аэропорта занимает примерно 40 минут.

На некоторых тбилисских маршрутах, например N61 от площади Свободы до района Ваке , работают большие современные автобусы MAN. На прочих же используются маленькие украинские «Богданы». Именно они бегают по маршруту 37 до аэропорта. И, так как маршрут проходит через жилые кварталы, поездка в аэропорт в час-пик может быть очень некомфортным мероприятием, особенно с большим и громоздким багажом (я, например, однажды ехал на нем с чемоданом и горными лыжами – впечатления так себе). Хотя поездка на автобусе в аэропорт стоит 50 тетри, а на такси – 25 лари, возможно лучше все-таки предпочесть такси. Народу в час-пик набивается столько, что “Богданчик” в горку еле ползет.

Внутренние авиалинии в Грузии

В принципе, несмотря на скромные размеры страны, между крупными городами Грузии есть даже авиасообщение, но из-за низкой популярности этого вида внутреннего транспорта билеты на эти рейсы сравнительно дороги. Основным авиаперевозчиком между грузинскими городами является авиакомпания Georgian Airway s (www.airzena.com), примерная цена билета на рейс Тбилиси-Батуми составляет 180 лари (во время проведения акций можно купить за 90 лари), время в пути 35 минут; от Тбилиси до Кутаиси лететь 20 минут. Неоднократно предпринимались попытки запустить регулярное авиасообщение между основной Грузией и затерянной в горах Сванетией – например, по маршруту Тбилиси-Местия (аэропорт царицы Тамары) летала компания Pegasus , но сейчас полеты приостановлены. Есть еще рейсы некоей компании Kenn Borek – но кто это такие и каково ими летать, я не знаю.

Автобусы и маршрутки

Практически в любой уголок Грузии (кроме Сванетии) проще и дешевле добраться по земле: на автобусе, маршрутке или поезде. Маршрутки и автобусы это вообще лучшее и самое популярное средство передвижения по Грузии. Автобусы предпочтительнее при поездках между крупными городами, маршрутки – на горных дорогах. На дальние (по грузинским меркам) расстояния – например Тбилиси-Батуми, лучше ехать рейсовыми автобусами, они однозначно комфортабельнее маршруток и более склонны придерживаться расписания. Грузинские маршрутки – это самые разномастные микроавтобусы от новеньких Mersedes до Ford Transit весьма почтенного возраста — то есть никаких удобств вроде кондиционера там вполне может не быть.

Маршрутки на автовокзале Дидубе в Тбилиси

Маршрутка Гудаури-Тбилиси

Цены на переезды на маршрутках внутри Грузии очень гуманные – например, поездка из Тбилиси в Казбеги, расположенный почти на российской границе, обойдется в 7-8 лари (210-240 рублей).

Для поездок на не очень далекие расстояния маршрутка зачастую самый лучший и дешевый вид транспорта, сопряженный, однако, с некоторыми минусами:

Грузинские водители обожают русскую попсу. А особо «продвинутые» — русский шансон. Так что во время, например, 6-часовой поездки из Тбилиси в Батуми у вас есть прекрасный шанс наслушаться всего этого добра до тошноты. Но попса и шансон это полбеды. Где-нибудь в горной Аджарии водитель (и пассажиры) спокойно может закурить во время движения. И ему даже в голову не придет, что в маршрутке в это время могут ехать дети или беременная женщина. По моим наблюдениям, в этой части Грузии курение — это часть менталитета и имиджа, все «настоящие джигиты» смолят одну за другой.

Еще один момент: остановок в пути обычно не предусмотрено, кроме самых дальних поездок типа Тбилиси-Батуми. Так что перед дорогой лучше не пейте много воды (и тем более пива). В принципе, если кто-то из пассажиров настойчиво попросит, водитель остановится на какой-нибудь заправке, но сам он это делать, скорее всего, не будет.

Еще один нюанс: водители грузинских маршруток водят точь-в-точь как их московские собраться по ремеслу (ибо и те и другие зачастую родом из горных аулов) – что может не самым лучшим образом отразиться на безопасности пассажиров.

Декабрь 2016 — едем на маршрутке в Гудаури

Железные дороги Грузии

Грузия еще с советских времен имеет довольно разветвленную сеть железных дорог; ж/д транспорт бывает двух типов: поезда и пригородные электрички – и то и другое это дешевый и удобный способ перемещения по стране. Расписание и цены можно уточнить на сайте railway.ge (но желательно это делать в присутствии русскоговорящего грузина, чтобы он вам перевел то, что там будет написано затейливыми грузинскими буквами – ни на русский, ни на английский языки сайт так и не смогли перевести).

Сегодняшний пост – о том, как предотвратить нервное напряжение в поисках необходимого транспорта. Зная о точном времени прибытия автобуса, и проложив заранее маршрут от пункта А до пункта Б, можно сэкономить кучу времени!

Это веб-сайт публичного лица ООО «Микроавтобусы Тбилиси» (შპს “თბილისის მიკროავტობუსი”). Здесь представлена замечательная интерактивная карта, которая поможет разобраться, как передвигаться по городу при помощи маршруток. На главной странице кликните Eng (если на английском вам удобнее, чем на грузинском), выберите категорию Routes и подкатегорию Search for Routes , снова кликните на “Eng” и отмечайте на карте точки отправления и прибытия. Таким образом вы сможете выбрать более подходящую маршрутку из двух.

К сожалению, данные веб-сайты еще не интегрированы, но немного попрактиковавшись, вы сможете понять, как прокладывать необходимые маршруты (ул. Бараташвили, станция метро Дидубе и т.д.).

Оплачивать проезд в автобусе необходимо сразу же, как только вы в него поднимаетесь. А в маршрутках вы платите в конце поездки, если наличными – то прямо водителю. Как в автобусах, так и маршрутках предусмотрена возможность оплаты картой «Метромани» (მეტრომანი), которую вы можете приобрести за 2 лари в метро. Заполнять ее можно при помощи аппаратов , установленные на каждой станции метро возле касс. Стоимость проезда: в автобусах – 50 тетри (0.50 GEL) и от 60 до 80 тетри за проезд в маршрутке. С карточкой «Метромани» вы оплачиваете проезд в первый раз, затем при пересадке в течение полутора часов: с одного автобуса на другой; с автобуса на метро или наоборот, путешествуете бесплатно. Интересная деталь: если вы планируете оставаться в Тбилиси меньше месяца, то, сохранив чек, можете сдать карту обратно и вернуть заплаченные 2 лари. Карта «Метромани» действует также на канатках в парке Рике и на Мтацминда.

В грузинской столице туристы могут воспользоваться такими видами общественного транспорта как автобус, такси, метро или же арендовать автомобиль. Туристам, которые едут в Тбилиси впервые, советуют перед поездкой заглянуть на сайт Тбилисской транспортной компании (ttc.com.ge). На этом сайте можно узнать о маршрутах движения автобусов, метрополитена, их расписании и стоимости проезда

Один из самых популярных видов транспорта среди местных жителей и туристов это метров. Тбилисский метрополитен отличается удобностью невысокой стоимостью проезда. Благодаря этому виду транспорта можно добраться в любой район города. Местное метро насчитывает 22 станции, которые расположены на двух линиях. Ориентироваться в метро не сложно, есть достаточное количество указателей на грузинском и английском языках (на этих же языках происходит голосовое озвучивание). Каждую поездку можно оплачивать единоразово, а можно купить специальную пластиковую карту, положить на нее определенную сумму денег и с ее помощью расплачиваться за проезд (срок действия карты – 1 месяц).

Если решите передвигаться на автобусах, то имейте в виду, что в Тбилиси автобусы останавливаются только на остановках, а не там, где это удобнее пассажирам. На каждой остановке есть электронное табло на котором указывается примерно время прибытия того ли иного автобуса (вся информация указывается на грузинском и английском языках). Тем, кто планирует много ездить на автобусе, выгоднее купить пластиковую карту.

В городе есть много маршрутных такси, в которых проезд можно оплатить как при помощи карты, так и непосредственно водителю. Этот транспорт удобен тем, что останавливается не только на специально оборудованных остановках, но и там, где об этом просят пассажиры.

Есть в Тбилиси и обычные, привычные для многих автомобили такси. Это не только быстрый, но и очень удобный способ передвижения по городу. Проезд стоит относительно недорого, но пользоваться услугами частников и останавливать машины на улицах не стоит, так как в таком случае стоимость проезда будет значительно выше. В среднем стоимость поездки колеблется от трех до шести лари.

Еще одним способом передвижения по городу является канатная дорога, которая появилась относительно недавно – в 2012 году. Эта площадь связывает крепость Нарикала и площадь Европы. Сейчас эта дорога является не только способом передвижения, но и популярной туристической достопримечательностью. Дело в том, что пол в кабинках прозрачный и благодаря этому можно рассмотреть прекрасные пейзажи грузинской столицы с высоты птичьего полета. В кабинке фуникулера одновременно может вместиться не более восьми человек.

Аренда автомобиля в Тбилиси это еще один удобный способ передвижения по городу. В городе есть масса прокатных фирм, которые предоставляют свои услуги. Можно арендовать авто с водителем или без, за дополнительную плату предоставляется навигатор, детское кресло и другие функциональные возможности. Стоимость аренды в первую очередь зависит от класса автомобиля, но обычно цены несколько ниже европейских.

Общественный транспорт в Тбилиси - одна из наиболее развитых систем на территории Грузии. Столица страны - единственный город, где есть метро. Кроме того, в городе работают автобусы и маршрутки, есть также фуникулер и канатная дорога.

Трамваев и троллейбусов в Тбилиси уже не найти, в 2006 году они исчезли с городских улиц.

Определенную проблему при поездках на транспорте представляют информационные табло и указатели в автобусах и на остановках, иногда они отсутствуют. Там где указатели есть, ориентироваться по ним сложно, так как большая их часть на грузинском языке. В центре Тбилиси информационные табло, кроме грузинского, продублированы и на английском языке.

Если найти нужный автобус или маршрутку не получилось, то за помощью всегда
можно обратиться к местным жителям и полицейским, большинство из них
хорошо знают русский язык.

Билеты в Тбилиси

Вид транспорта

Стоимость

Где купить

Как пользоваться

0,40 лари (около 9 руб.)

В аппарате на входе

Опустить деньги в аппарат и получить билет

Маршрутка

0,40 лари (около 9 руб.)

На входе у водителя или использовать единый билет метро+автобус

При использовании билета метро+автобус приложить карточку к считывающему устройству

Единый билет (метро+автобус)

Залоговая стоимость - 2 лари (42 руб.). Также необходимо внести на билет любую сумму для проезда

В кассах на станциях метро

Прикладывать билет к считывающему устройству на входе в автобус и на турникетах метро

Залоговая стоимость - 2 лари (42 руб.). Также необходимо внести на билет минимум 0,5 лари (11 руб.) - стоимость 1 поездки

В кассах на станциях метро

Приложить билет к считывающему устройству на турникете при входе в метро

Фуникулер

1 лари -- (21 руб.) - поездка в 1 сторону

В кассах фуникулера

Вход через турникет

Канатная дорога

1 лари -- (21 руб.)

В кассах при входе

Купить билет и с ним пройти на станцию канатной дороги

В автобусах периодически действуют контролеры в желтой униформе, они проверяют сами билеты и собирают штраф в 5 лари (105 руб.) за безбилетный проезд. Если пассажир не хочет платить за проезд, то контролеры могут вызвать полицию, в таком случае штраф составит 20 лари (420 руб.).

Городские автобусы в Тбилиси

Основная часть городских автобусов в Тбилиси - это новые машины, выкрашенные в желтый цвет. По городу курсируют автобусы среднего и малого размера, рассчитанные от 60 до 40 пассажиров.

Останавливаются автобусы только на остановках, работают строго по расписанию с 06:00 до 20:00. Во многих автобусах есть электронные табло, на которых написан маршрут, также на таких табло всегда будет указана следующая остановка. В большинстве автобусов объявления об остановках производится на грузинском, реже на английском.

Входить в автобусы нужно через передние двери, где установлены автоматы по продаже билетов. На остановках водители автобусов открывают все задние двери для выхода пассажиров, также встречаются автобусы, в которых нужно подать сигнал для выхода, нажав на кнопку возле дверей.

Посмотреть движение автобусов в Тбилиси в режиме реального времени на английском языке можно .

Маршрутки в Тбилиси

Кроме городских автобусов популярным транспортом в Тбилиси стали маршрутки. В грузинской столице это в основном желтые микроавтобусы FordTransit на 16-18 пассажиров.

Режим работы маршруток в Тбилиси в среднем с 08:00 и до 20:00. После 20:00 большинство горожан пользуются автобусами или такси.

Особо удобно пользоваться маршрутками тем, кто купил многоразовые проездные для автобусов, ими можно пользоваться и на маршрутках и метро. Для того чтобы проехать по многоразовому проездному, нужно на входе приложить его к считывающему устройству. С билета будут автоматически сняты деньги за проезд.

Большую популярность маршруткам в Тбилиси добавляет и тот факт, что в новых автомобилях установлены кондиционеры, работающие в жаркие дни.

Метро в Тбилиси

Метро в Тбилиси стоит из 2 линий - Ахметели-Варкетилской и Сабурталинскойс 22 станциями на них. Работает Метро с 06:00 до 24:00, интервалы между поездами в часы пик около 2-3 минут, ближе к ночи, когда пассажиров становится меньше, интервалы увеличиваются до 10-12 минут. Вход в тбилисское метро обозначен красной буквой M.

Главное удобство тбилисского метро в том, что оно удобно связывает центр города с железнодорожным вокзалом и автостанциями Ортачала и Дидубе. Все указатели в вагонах, а также на станциях, кроме грузинского языка дублированы и на английском. Объявления в вагонах также на грузинском и английском языках.



Поделиться