Обучение вождению гидроциклов и маломерных судов, общие сведения, лоция.

07.04.2010

Неопытный владелец аквабайка по неосторожности запросто может угробить свое новенькое приобретение, причиной чему будет гидроудар, разрушительное действие воды, попавшей по вашей неосторожности в двигатель. Несжимаемая, почти в 800 раз более плотная, чем воздух, вода по каким-то причинам попадает в карбюратор или систему впуска, далее в кривошипную камеру, затем через продувочные каналы в цилиндр. И вот тут начинается в полном смысле разрушительное действие воды. Степень разрушения зависит от частоты вращения вала двигателя.

Гидроудар на неработающем двигателе

Оказывается, это бывает и довольно часто. Типичный пример. Вы - неопытный аквабайкер, и только начинаете осваивать "стоячий" водный мотоцикл. Естественно. Вы невнимательно читали или даже совсем не читали инструкцию и уж конечно не смотрели в таблички на транце аквабайка, тем более что они приклеены (специально) "вверх ногами". На этих табличках показано, что делать и в какую сторону вращать перевернувшийся аквабайк, чтобы поставить его на ровный киль. После нескольких падений в моторном отсеке скопилось много воды, и после очередного падения и переворота водного мотоцикла, Вы стали переворачивать его на ровный киль в сторону, обратную той, что указана на транцевой табличке. В результате в карбюраторы, как в черпаки залилась вода, а через них и через лепестковые клапаны (двигатели Yamaha, Kawasaki) вода заполнила кривошипную камеру. Не подозревая ни о чем плохом, Вы пытаетесь запустить двигатель. Но так как он заполнен водой, то, естественно не запускается. Уже на берегу, удалив тем или иным способом воду из двигателя, Вы обнаруживаете, что, даже запустившись, он как-то "чихает" и "кашляет" и отказывается нормально работать. Или же стартер неравномерно вращает двигатель, а еще чаще крутится вхолостую, не проворачивая двигатель вовсе. Причина неустойчивой работы двигателя заключается в том, что, пытаясь прокрутить двигатель, электростартер (а мощность его около 0,8 кВт) движущимся к нижней мертвой точке поршнем создает в кривошипной камере, заполненной водой, такое избыточное давление, что тонкие пластиковые лепестки ломаются и выдавливаются наружу. Конечно, даже после удаления воды из двигателя сломанные лепестки не могут обеспечить герметичность и требуют замены. Причиной работы стартера вхолостую после "затопления" двигателя чаще всего сломанные зубья шестерни на редукторном бендиксе. Шестерня как запасная часть не поставляется, и весь редукторный бендикс, требует замены. Кроме того, работа по замене бендикса весьма трудоемка, и лучше всего производить ее, когда двигатель снят с лодки.

Гидроудар при запуске двигателя

Опять рассмотрим типичную ситуацию. Вы перевернулись, поставили аквабайк на ровный киль, но в суматохе поворачивали его не в ту сторону (правильное направление указано на транцевой табличке). Нажимаете на кнопку "старт", двигатель запускается, но сразу же с какими-то посторонними звуками глохнет и больше не вращается. Конечно, это обидно и неприятно, но могло быть во много раз больше проблем, раскрутись двигатель до 2 - 3 тысяч об/мин. Объясняется это просто, при повороте аквабайка на ровный киль не в ту сторону, какой-то карбюратор черпнул воды, и она попала в кривошипную камеру. При нажатии на "старт" один из цилиндров дал вспышку, вода перелетела в камеру сгорания и, так как она несжимаема, то практически мгновенно остановила движущийся к верхней мертвой точке поршень. Инерция тяжелого вращающегося коленчатого вала согнула тонкий длинный шатун, и он заклинился между щеками коленчатого вала. Двигатель резко остановился, т.к. гнутый шатун не дает ему вращаться. В результате невнимательности и поспешности Вы сами сломали двигатель. Но можно считать, что, если шатун не оборвался и полностью не развалил двигатель, Вам еще повезло, хотя расходы по ремонту весьма велики. При обращении в "фирменный" сервис Вам предложат, как минимум, поменять весь коленчатый вал в сборе и поршневой палец с подшипником. Ремонт коленчатого вала заводскими инструкциями не предусмотрен, и оригинальные куски коленчатого вала на многие модели не поставляются. Новый коленчатый вал на "младшие" двухцилиндровые Yamaha и Kawasaki стоит около тысячи долларов, на мощные трехцилиндровые модели в полтора и даже в два с половиной раза дороже. Конечно, можно найти качественные не оригинальные запчасти, например, производства "Pro X" или "Wiseko", но работа по ремонту коленчатого вала требует очень высокой квалификации и сложного стационарного оборудования. Точность взаимного расположения элементов вала составляет 0,01 - 0,03мм, а усилия запрессовки 10 - 16 тонн. Редко где смогут качественно выполнить такую сложную работу.

Гидроудар на работающем двигателе

Попадание воды в двигатель, работающий на оборотах выше средних, приводит к его почти полному разрушению. Шатун не просто сгибается, а инерцией быстровращающегося коленчатого вала разрывается примерно по середине стержня. Обломок шатуна пробивает половинки картера, ломает впускные лепестки, цилиндр или его гильзу, часто повреждается головка цилиндров. Стоимость восстановления такого аварийного двигателя составляет несколько тысяч долларов. Можно пытаться существенно сократить расходы, восстанавливая пробитые картер и цилиндр, но надо знать, что при заваривании даже небольших трещин или пробоин, детали "поведет", и для восстановления правильной геометрии их придется заново растачивать и фрезеровать, а, следовательно, изготавливать новые более толстые прокладки. После извлечения покореженной гильзы потребуется изготовление нестандартной, более толстой гильзы.

От сложной конфигурации продувочных и выхлопных окон очень сильно зависит мощность, экономичность двигателя и равномерность его работы. Сделать точную самодельную копию оригинальной гильзы под силу специалистам самой высшей квалификации. Выполнить такую работу просто станочники, даже самой высшей квалификации при всем их желании не смогут. Нужен «цилиндровых дел мастер», которых даже на самых известных моторостроительных фирмах буквально единицы.

Вывод - при существенных поломках картера и цилиндра желательно приобретать оригинальные детали.

Вождение гидроцикла

Для того чтобы в полной мере ощутить радость и удовольствие, испытываемое при катании на гидроцикле, и воспользоваться всеми замечательными возможностями, которые предоставляет гидроцикл для развлечений на воде, вы должны знать и неукоснительно соблюдать определённые правила техники безопасности. Несоблюдение мер безопасности и действующих правил может привести к травмированию и даже гибели людей, находящихся на воде.

Ознакомьтесь с содержанием предупреждающих табличек, которые имеются на самом гидроцикле, и соблюдайте все приведённые там рекомендации. Изучите назначение всех органов управления и приобретите устойчивые навыки управления гидроциклом, прежде чем взять на борт пассажиров или отправиться в длительную прогулку. Если у вас не было возможности освоить вождение гидроцикла на водной базе дилера, выберите подходящую акваторию и обязательно потренируйтесь самостоятельно (без пассажиров). При этом вы должны полностью привыкнуть к реакциям аппарата на управляющие воздействия рулём и рычагом дроссельной заслонки. Вы как водитель полностью отвечаете за безопасность эксплуатации гидроцикла. На борту гидроцикла обязательно должны находиться средства защиты и спасения. Всех, кто пользуется вашим гидроциклом, познакомьте с правилами безопасности, разъясните необходимость их строгого соблюдения.

Рекомендации по эксплуатации гидроцикла
Перед каждой поездкой проводите контрольный осмотр гидроцикла. Водитель и пассажиры должны иметь индивидуальные спасательные жилеты стандартного образца. Водитель и пассажир должен надевать защитную одежду. Падение в воду, удар струи водомётного движителя всё может привести к серьёзному травмированию водителя и пассажира. Необходимо использовать защитные очки и другие средства защиты, включая подходящую обувь.

Помните о том, что при полном отпускании рычага дроссельной заслонки двигатель переходит на холостой ход, и курсовая управляемость гидроцикла ухудшается. Для совершения уверенного поворота гидроцикла необходимо повернуть руль, одновременно нажимая на рычаг дроссельной заслонки. Гидроцикл Sea Doo отличается от других аналогичных аппаратов способностью совершать более резкие манёвры. Однако следует избегать слишком активного маневрирования на высокой скорости, если это не вызвано необходимостью.

Ваш гидроцикл способен развивать большую скорость. Однако движение и маневры на высокой скорости опасны и требуют от водителя большого опыта и мастерства. Не рекомендуем развивать чрезмерную скорость, если время суток, погодные условия и состояние акватории не позволяют уверенно управлять гидроциклом. Перегрузки, возникающие при резких поворотах, преодолении волн, попадании в кильватерную струю, а также удары при падении с гидроцикла могут привести к серьёзным травмам, ушибам и переломам. Сохраняйте возможность маневра и не делайте резких поворотов. Не опускайте ноги в воду, этим вы не поможете гидроциклу выполнить поворот.

Постоянно следите за находящимися поблизости лодками, катерами и пловцами и другими объектами, которые могут представлять для вас потенциальную опасность. Поддерживайте безопасную дистанцию между своим гидроциклом и другими судами. Подобно другим катерам и моторным лодкам гидроцикл не имеет тормоза. Остановочный путь гидроцикла зависит от начальной скорости, нагрузки, наличия ветра и состояния водной поверхности. Для отработки навыка остановки гидроцикла рекомендуем вам потренироваться в безопасном месте. Вы должны научиться правильно оценивать остановочный путь гидроцикла в различных условиях. Не отпускайте рычаг дросселя при обходе каких либо объектов на воде. Необходимо одновременно работать и рулём, и дроссельной заслонкой. Не останавливайте гидроцикл с помощью реверса.

Убедитесь в том, что все пассажиры умеют плавать и знают, как подняться на борт гидроцикла из воды. Запрещается пускать двигатель и начинать движение, если пассажиры не заняли свои места или кто то находится в воде рядом с гидроциклом. Удар струи водомётного движителя представляет большую опасность. Увеличивайте скорость гидроцикла постепенно, плавно, без рывков. Во избежание случайного пуска двигателя, угона или несанкционированного использования гидроцикла всегда отсоединяйте шнур безопасности от выключателя, особенно при техническом обслуживании аппарата, чистке решётки входного отверстия водовода, а также при наличии поблизости посторонних людей. Не приближайтесь к входному отверстию водовода во время работы двигателя вращающиеся детали могут затянуть длинные волосы, одежду, пояса и шнурки спасательного жилета.

Будьте благоразумны, правильно оценивайте свои возможности, избегайте резких маневров этим вы уменьшите опасность потери контроля над гидроциклом, падения или столкновения с другими судами. При движении с пассажиром на борту, буксировке воднолыжников или других судов управляемость гидроцикла изменяется. Управление гружёным гидроциклом требует от водителя большого умения. Запрещено перегружать гидроцикл или брать на борт больше пассажиров, чем указано в его паспортных данных. Дополнительная нагрузка ухудшает манёвренность и устойчивость гидроцикла, снижает его эксплуатационные характеристики. Запрещено устанавливать дополнительное оборудование, если это нарушает устойчивость гидроцикла. В буксировочной петле можно закрепить фал воднолыжника, однако, не следует использовать эти петли и клицы для буксировки парусных средств, так как это может привести к поломке гидроцикла.

Следите за безопасностью и удобством вашего пассажира или буксируемого воднолыжника. При использовании гидроцикла для буксировки воднолыжника необходим дополнительный наблюдатель, который должен следить за обстановкой. Не делайте резких поворотов, если это не вызвано какой то экстренной необходимостью. Тщательно изучите особенности рельефа дна акватории, на которой собираетесь эксплуатировать гидроцикл. Опасность представляют пороги, от мели, подводные невидимые препятствия, течения, изменения глубины воды, обусловленные периодическими приливами и отливами. Не выходите на воду в ненастье.

Прыжки через гребни ветровых волн или волновой след быстроходных судов представляют опасность и для водителя с пассажирами, и для гидроцикла. Не пытайтесь удивить кого либо брызгами своего гидроцикла, так как результатом, скорее всего, будет столкновение с другим судном или наезд на человека.

На мелководье следует двигаться с большой осторожностью и на самой малой скорости: возможна по садка на мель и неожиданная резкая остановка гидроцикла. Кроме того, имеется опасность травмирования людей или повреждения имущества камнями, попавшими в водомёт и вылетающими с большой скоростью из сопла.

Не устанавливайте принадлежности и оборудование, если это изменяет обводы вашего судна или нарушает его устойчивость. Пары бензина легко воспламеняются и взрывоопасны. При заправке гидроцикла топливом строго придерживайтесь правил и мер безопасности, а также правил, принятых на вашей лодочной станции или водной базе. Постоянно следите за запасом топлива. При планировании прогулки на гидроцикле придерживайтесь следующего правила. Разделите запас топлива на три равные части. Первую треть вы можете израсходовать, двигаясь до пункта назначения, вторую часть на обратном пути в исходный пункт, а третью часть оставьте в резерве. Запрещается перевозить дополнительный запас топлива или другие легковоспламеняющиеся жидкости в багажном отделении или моторном отсеке гидроцикла. Гидроцикл не рассчитан на движение в погруженном положении, так как двигателю для работы необходим приток воздуха. Переливание воды через верхнюю палубу во время совершения каких либо маневров может стать причиной поломки двигателя.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Не оставляйте присоединённый шнур
безопасности при сходе с гидроцик-
ла. Это поможет предотвратить угон
гидроцикла или случайный пуск дви-
гателя детьми или другими лицами.

Как управлять гидроциклом

Перекладка руля приводит к повороту
сопла водомёта в горизонтальной плос-
кости. Поворот руля вправо приведёт
к повороту гидроцикла вправо, и наобо-
рот. Во время выполнения поворота
следует нажимать рычаг дроссельной
заслонки.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Для изменения направления движе-
ния гидроцикла следует поворачи-
вать руль, одновременно нажимая
рычаг дроссельной заслонки. Управ-
ляемость и маневренность гидроцик-
ла зависят от силы нажатия на рычаг
дроссельной заслонки, количества
пассажиров, нагрузки, состояния
вод ной поверхности и погодных
условий, таких как ветер.

В отличие от автомобиля поворот гидро-
цикла выполняется при нажатом рычаге
дроссельной заслонки. Потренируйтесь
в совершении поворотов, выбрав безо-
пасную акваторию. Вы получите бесцен-
ный опыт ухода от столкновений.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

При отпускании рычага дроссельной
заслонки курсовая управляемость
гидроцикла заметно ухудшается
и полностью утрачивается при вык-
люченном двигателе.

При движении с пассажиром (-ами)
на борту управляемость гидроцикла из-
меняется, и от водителя требуется более
высокое мастерство управления. Пасса-
жиру следует держаться за ремень сиде-
нья, задний формованный поручень или
за талию сидящего впереди. Снизьте ско-
рость движения и не совершайте резких
и крутых поворотов. Избегайте движения
с пассажиром по неспокойной воде.

Крутые повороты и другие
специальные маневры

Любые крутые повороты или специ-
альные маневры, при которых входные
отверстия системы впуска воздуха про-
должительное время будут находиться
под водой, приведут к попаданию воды
в трюм гидроцикла.

Двигателю внутреннего сгорания для нор-
мальной работы требуется постоянный при-
ток воздуха. По этой причине гидроцикл
не может быть абсолютно герметичным.

ВНИМАНИЕ

ВНИМАНИЕ

Если входные отверстия

системы впуска воздуха оказываются по-
груженными под воду, при выполнении
маневров, таких как длительное движе-
ния по кругу, прохождение носа гидро-
цикла сквозь волны или при опрокиды-
вании гидроцикла, то вода может попасть
внутрь трюма гидроцикла и причинить
серьёзные повреждения деталям двига-
теля. Обратитесь к разделу «ГАРАНТИЙ-
НЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
», содержащемуся
в данном Руководстве.

Система OTAS

(помощь

в управлении при отпущенном
рычаге дроссельной заслонки)

OTAS (помощь в управлении при отпу-
щенном рычаге дроссельной заслонки)
обеспечивает дополнительную маневрен-
ность при отпущенном рычаге дроссель-
ной заслонки.

ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Три простых совета, которые изменят ваш стиль вождения в лучшую сторону.

Вождение гидроцикла - занятие не только невероятно весёлое, но и относительное простое. Расположение органов управления интуитивное, дроссель легко освоить, а поведение аквабайка в большинстве случаев очевидно и предсказуемо. Однако год за годом мы видим людей на гидроциклах, которые дельфинируют, бесконечно скачут на мелких волнах, теряют управление на поворотах или просто с трудом поспевают за друзьями.

Проблема в том, что этим людям никто не объяснил, как избежать трёх наиболее распространённых ошибок в управлении аквабайком. Помогите им или самому себе, прочитав эти простые советы и объяснив их кому-то.

Дельфинирование

Как можно догадаться по названию, дельфинирование - это эффект, вызывающий колебательные движения вверх-вниз, из-за чего гидроцикл постоянно скачет на воде, а не производит впечатления устойчивого и управляемого судна. Дельфинирование было бичом ранних моделей гидроциклов, на которых надо было ездить стоя. Но и на современных мощных моделях это тоже может быть проблемой, когда начинающие водители начинают разгоняться по прямой траектории, так как невероятная мощь аквабайка заставляет его буквально выпрыгивать из воды на старте.

В большинстве случаев проблема в том, что водитель (то есть большая часть его массы тела) сидит слишком далеко назад. Обычно, чтобы избавиться от этого эффекта, нужно просто пододвинуться вперёд на сиденье, переместив тем самым вес на нос гидроцикла, и тут станет устойчивее. Если вы собираетесь резко стартовать с места и начать разгон, будьте готовы к тому, что передняя часть захочет прыгнуть из воды, и подготовьтесь к этому: опустите сопло водомёта (если у аквабайка есть эта функция), поставьте ноги дальше назад и наклоните туловище вперёд, переместив вес на руль, чтобы нос гидроцикла не «улетал» вверх. Удержав гидроцикл в устойчивом положении, можно вернуться в привычное положение за рулём и отрегулировать угол наклона сопла водомёта для оптимального хода на крейсерской скорости.

Если же вы ещё ездите на стоячем гидроцикле, или хотите впервые попробовать покататься на таком, не забывайте подвинуться вперёд, стоя на коленях, чтобы переместить больше веса на нос гидроцикла, и держитесь дальше вперёд, когда уже встанете на ноги.

Скольжение

На заре появления гидроциклов с сидячей посадкой потеря управления и скольжение на крутых поворотах было частым явлением. Проблема была в том, что гидроциклу нужно было ровно стоять на воде всем днищем, чтобы корпус уверенно держался на воде. Наклон на повороте казался естественным движением, но зачастую из-за него корма теряла управление и начинала непредсказуемо скользить. В итоге многим водителям приходилось учиться наклонять тело в противоположную от поворота сторону, а это было испытанием не только силы верхней части тела, но и концентрации. Всем нам приходилось несколько раз неожиданно поплавать рядом с гидроциклом, учась вписываться в поворот.

К счастью, почти все современные модели гидроциклов поощряют наклону внутрь поворота и в целом управляются легко и интуитивно, но и они иногда могут подкидывать сюрпризы. Ничто так не подгоняет частоту пульса на больших скоростях, как ощущение того, что ты вот-вот вылетишь из седла.


Одно из лучших и самых простых решений данной проблемы лежит в положении ног водителя. Ставьте свою внутреннюю стопу (ту, которая с внутренней стороны поворота и как бы входит в него) подальше вперёд в её углублении для ног, а внешнюю ногу подвиньте назад, немного уперевшись на неё. Это поможет сохранить контроль над кормой и проходить поворот на большей скорости и под более резким углом. Также можно опустить трим, так как благодаря этому в воде будет держаться передняя часть корпуса.

Если же хотите порезвиться и дать корме скользить, попробуйте переместить вес внутрь поворота и вперёд к носу гидроцикла, выходя из некрутого поворота и резко открывая дроссель. Конечно, сумасшедших виражей как на старых неустойчивых моделях ждать не приходится, но иногда можно развернуться на 180 градусов или проскользить по водной глади. Только будьте готовы к тому, что кузов резко остановится, когда снова вцепится в воду.

Тряска на волнении

Даже лучшие современные гидроциклы не могут гарантировать отсутствие тряски и постоянных подпрыгиваний на неспокойной воде вдали от берега. Сидеть и терпеть это - далеко не лучший сценарий развития событий, так что почему бы не встать с сиденья? Езда стоя позволить использовать сильные мышцы ног в качестве амортизаторов, которые будут смягчать тряску и удары об волны. Также такое положение даст хороший обзор, и можно будет заранее подготовиться к самым крупным волнам впереди. Ездить по волнению стоя в течение долгого времени, конечно, утомительно, но таким образом вы точно спасёте свою спину.


Не можете стоять так долго? Можно исхитриться и поместить свою пятую точку на мягкую опорную подушку сиденья, которая изначально служит опорой поясницы. Как правило, она очень мягкая, и скорее всего она позволит частично задействовать мышцы ног для смягчения ударов от наиболее крупных волн. Ещё одно возможное решение - активировать режим работы двигателя с ограничением скорости. Благодаря этому двигатель не будет так резко реагировать на неожиданные нажатия рычага дросселя из-за тряски, что сделает ход намного плавнее.

Летом многие из нас любят покататься на гидроцикле . Для этого не обязательно ехать на море – сейчас гидроциклы доступны даже на реках и озерах. Для тех, кто сталкивается с этим плавсредством впервые, но хочет научиться им управлять, мы и расскажем, как ездить на гидроцикле .

Управление гидроциклом

С первого взгляда может показаться, что управлять гидроциклом сложно, но это не так. Элементов управления не так уж много: две рукоятки руля, как на мотоцикле, две кнопки для запуска и глушения гидроцикла, а также справа должен быть рычаг, отвечающий за газ. Тормоза Вы не найдете, потому что его просто нет – в случае с гидроциклом , чтобы остановиться, нужно использовать сопротивление воды. Именно поэтому нужно научиться отпускать газ в нужный момент, чтобы избежать столкновений и других аварийных ситуаций.

Техника безопасности

Перед тем как ездить на гидроцикле – подумайте о безопасности. Если не хотите травмироваться, лучше оденьте гидрокостюм . Перчатки помогут избежать мозолей на руках, а специальная обувь защити Ваши ноги от ударов о волны. Обязательными атрибутами для катания также являются защитные незапотевающие очки и спасательный жилет. Кататься на гидроцикле в нетрезвом виде запрещено. Убедитесь, что топлива в баке достаточно, и лучше пройдите специальный инструктаж о том, что делать в экстремальных ситуациях.

Теперь непосредственно о том, как ездить на гидроцикле . Садиться на него нужно сзади, а не сбоку, иначе он перевернется. Чтобы не слететь во время езды, специальным тросовым талрепом пристегивают жилет к рулю около зажигания. После этого с помощью кнопки или рычага в области бензобака активируется заслонка и только после этого можно нажимать «Пуск». При старте можно добавить газа, но когда гидроцикл заведется, газ надо отпустить. Ручка газа предназначена для увеличения скорости.

Гидроциклом управляют так же, как и обычным велосипедом. Важно запомнить, что во время поворотов нельзя отпускать газ, иначе есть риск перевернуться. Кроме того, если отпустить ручку газа, гидроцикл будет ехать прямо, как бы Вы старательно не крутили руль.



Поделиться