Меры безопасности при перевозке работников к месту работОпасные факторы производственной среды. Профилактика травматизма

2.5.1. При эксплуатации автомобилей, тракторов, автопогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств необходимо соблюдать требования Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) , Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте и Положения об обеспечении безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте в Центральной дирекции инфраструктуры .

2.5.2. Перевозка работников к месту работы и обратно должна производиться в соответствии с требованиями Инструкции по перевозке рабочих железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в организациях путевого хозяйства железных дорог Российской Федерации , Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом , Положением об обеспечении безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте в Центральной дирекции инфраструктуры и Правилами дорожного движения Российской Федерации .

2.5.3. Порядок доставки работников к месту работ и обратно с использованием средств передвижения устанавливается руководителем организации.

2.5.4. Перевозка работников к месту работ и обратно может осуществляться железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта, оборудованного для перевозки людей.

2.5.5. Доставка рабочих к месту производства работ и обратно на открытом подвижном составе не допускается.

2.5.6. Все транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, должны быть технически исправными, отвечать санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности, им должны быть проведены в установленные сроки технические освидетельствования и проверено исправное состояние перед выпуском на линию. В них должны быть предусмотрены ограждающие устройства, лестницы с поручнями для посадки и высадки людей, средства связи старшего рабочей бригады с водителем транспортного средства.

Не допускается совместная перевозка транспортными средствами людей и горюче-смазочных материалов.

При перевозке инструмента и малогабаритного (переносного) оборудования в транспортном средстве одновременно с работниками размещать его в салоне запрещается.

Инструмент и малогабаритное (переносное) оборудование должно размещаться в кузове транспортного средства и быть закреплено во избежание его свободного перемещения по кузову во время движения.

2.5.7. Для доставки работников к месту работ и обратно автомобильным транспортом должны использоваться автобусы, легковые автомобили или специально оборудованные грузовые автомобили. Автомобили, чьей конструкцией предусмотрено, должны быть оборудованы ремнями безопасности.

Автотранспортные средства должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения, укомплектованы знаком аварийной остановки, аптечкой первой помощи (автомобильной) и обогревом салона.

При доставке работников автомобильным транспортом запрещается курить в кабине и салоне автомобиля (автобуса).

2.5.8. Количество перевозимых людей не должно превышать числа посадочных мест для пассажиров. Стоять и передвигаться в кузове грузового автомобиля во время его движения запрещается. Перед поездкой водитель должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки, размещения и поведения во время движения автомобиля.

2.5.9. Перед выездом на линию водители транспортных средств должны проходить предрейсовый медицинский контроль, который должен быть организован руководителем организации.

2.5.10. Во время движения двери автобусов должны быть надежно закрыты, борта грузовых автомобилей должны быть заперты типовыми засовами, крючками или другими запорами.

2.5.11. Скорость движения при перевозке людей в кузове грузового автомобиля не должна превышать 60 км/ч.

При движении в неблагоприятных погодных условиях (снегопаде, гололеде, тумане, ливне) водитель должен снижать скорость вплоть до остановки транспортного средства.

2.5.12. Перед пересечением железной дороги по неохраняемому переезду, не оборудованному автоматической сигнализацией, в условиях плохой видимости (менее800 м) водитель обязан остановить автомобиль, не доезжая 10 м до крайнего рельса, высадить людей, переехать по переезду через железнодорожные пути и вновь произвести посадку людей.

Типовая инструкция № 1 по охране труда водителя на перевозке людей грузовым автотранспортом

Утверждена

Федеральным дорожным департаментом

Общие требования

1. К управлению грузовыми автомобилями, предназначенными для перевозки людей, допускаются наиболее дисциплинированные водители не моложе 21 года со стажем непрерывной работы водителем не менее трех лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, имеющие водительское удостоверение с категорией "Д". Списки таких водителей заранее утверждаются приказом руководителя организации (автохозяйства).

2. За водителем, занятым перевозкой людей, приказом по организации (автохозяйству) закрепляется специально предназначенный для этих целей автомобиль.

3. Поступающий на работу водитель, занятый перевозкой людей, должен пройти вводный инструктаж по безопасности труда, производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи, пожарной безопасности, экологическим требованиям, условиям работы, а также первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

4. Водитель, занятый перевозкой людей, осуществляет доставку работников к месту работы и обратно, пунктам питания, медицинским учреждениям, производит другие перевозки, связанные с производственным процессом деятельности организации,

5. На каждый маршрут перевозки рабочих к месту работы составляется схема движения с указанием опасных участков дороги.

6. Водитель обязан работать на специально оборудованном для перевозки людей грузовом транспорте, в предусмотренной действующими нормами спецодежде, спецобуви, иметь и применять средства для оказания первой доврачебной помощи и 2 огнетушителя.

7. Водитель должен соблюдать требования действующих "Правил дорожного движения" и настоящей инструкции,

8. Водитель обязан принимать все возможные меры к предупреждению и устранению опасности во время движения.

Требования перед началом и во время работы

9. Перед выездом на линию водитель обязан проверить техническое состояние автомобиля, гарантирующее безопасность движения и бесперебойную работу на линии, обратив особое внимание на:

Исправное состояние тормозов, рулевого управления, кабины, шин, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей;

Наличие и исправность инструмента и инвентаря;

Заправку автомобиля топливом, маслом и водой;

Уровень тормозной жидкости и электролита;

Давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;

Надежность закрепления бортовых запоров и наличие внутри кузова запрещающих надписей: "В кузове не стоять", "На бортах не сидеть";

Наличие вне кабины легкосъемного огнетушителя емкостью не менее двух литров.

10. Грузовой автомобиль, предназначенный для систематической перевозки людей, должен быть оборудован звуковой или световой связью между кузовом и кабиной, лесенкой для посадки и высадки пассажиров, освещением внутри кузова, а также иметь трафареты с надписью "Люди".

11. Перед выездом на линию для перевозки людей водитель обязан убедиться в том, что автомобиль чисто вымыт, оборудован исправным тентом, сиденьями, надежно прикрепленными к кузову на удобной высоте от пола, но не менее 15 см от верхнего края бортов.

Заднее и продольно расположенные вдоль бортов сидения должны иметь прочные спинки высотой не менее 30 см.

12. При обнаружении во время осмотра автомобиля недостатков, неисправностей и при невозможности их устранить своими силами, водитель, не приступая к работе, должен сообщить об этом лицу технического надзора.

13. Перед выездом из гаража водитель должен получить от лица, ответственного за эксплуатацию транспортных средств, инструктаж о порядке движения, особенностях маршрута и отметку в путевом листе "Годен для перевозки пассажиров", с указанием количества пассажиров одновременно допускаемых к перевозке. В путевом листе должна быть записана фамилия старшего, находящегося в кузове автомобиля.

14. Перевозка людей на не оборудованных для этого грузовых автомобилях запрещается. Запрещается также перевозка людей в буксирующих или буксируемых автомобилях.

15. Приступая к работе, водитель должен иметь при себе:

Водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

Талон технического паспорта;

Оформленный путевой лист;

Схему (маршрут) движения.

16. После остановки автомобиля у места посадки и высадки пассажиров водитель обязан затормозить автомобиль с помощью ручного тормоза, поставив рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение.

17. Водителю запрещается:

Управлять автомобилем в болезненном состоянии или при утомлении, употреблять до работы и в рабочее время даже самые слабые алкогольные напитки или наркотические средства;

Передавать управление автомобилем другим лицам.

18. Водитель, отработавший одну смену к перевозке людей в этот же день не допускается.

19. Перед поездкой водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки и предупредить их о том, что стоять в кузове движущегося автомобиля запрещено.

20. Число пассажиров в кузове не должно превышать для грузовых автомобилей числа мест, приведенных в таблице:

Таблица

21. Скорость движения при перевозке пассажиров не должна превышать 60 км/час.

22. Водитель должен начинать движение только убедившись, что это будет безопасно для пешеходов и пассажиров, по получении сигнала от старшего, находящегося в кузове, после подачи предупредительного сигнала и не создавая помех движущемуся транспорту.

23. Движение автомобиля с пневматическим приводом тормозов разрешается при наличии давления в системе тормозов не менее 5 кг/см 2 .

24. Запрещается перевозить людей в кабине рядом с водителем сверх предусмотренного технической характеристикой количества мест.

25. Нельзя допускать посадку и высадку на ходу, езду на подножках, бамперах, крыльях, бортах и т.п.

26. При появлении во время движения резкого запаха бензина, дизельного топлива и отработавших газов водитель должен немедленно остановить машину, выявить причину их появления и устранить неисправность.

27. При приближении к участкам дороги с повышенной опасностью водитель должен снизить скорость до пределов, обеспечивающих безопасность движения, а в случае необходимости остановить автомобиль в безопасном месте.

28. Движение по переезду и остановка перед ним в случае отсутствия указателя числа рядов или линий разметки допускается только в один ряд.

29. Запрещается обгонять движущийся транспорт как перед переездом, так и на самом переезде.

30. Запрещается выезжать на переезд при закрытом шлагбауме или горящих красных огнях (независимо от положения шлагбаума), при этом водитель обязан остановиться не менее, чем за 5 м от шлагбаума (светофора), а при его отсутствии - не ближе 10 м от ближайшего рельса.

31. При открытом шлагбауме или негорящих красных огнях выезжать на переезд можно только убедившись в отсутствии приближающихся поездов (локомотивов, дрезин).

32. Если на переезде нет шлагбаума и световой сигнализации, водитель, прежде чем выехать на него, обязан остановиться, выйти из машины и убедиться в том, что к переезду не приближается поезд (локомотив, дрезина).

33. Водителю запрещается:

Пересекать железнодорожные пути в неустановленных местах; выезжать на переезд, если за ним образовался затор, который вынудит остановиться на переезде;

Переключать передачи и выключать сцепление на переезде;

Самовольно открывать шлагбаумы.

34. При вынужденной остановке на переезде водитель автомобиля обязан:

Удалить пассажиров в сторону от железнодорожных путей;

При возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м, (если одного, то в сторону худшей видимости), объяснив им, как подавать сигнал остановки приближающимся поездам: днем - круговым движением руки с лоскутом яркой материи (предмета) перед собой, ночью - зажженного фонаря или факела;

Оставаться возле транспортного средства и принимать меры к быстрейшему освобождения переезда, внимательно наблюдая, не приближаются ли поезда (локомотив, дрезина);

С момента остановки подавать звуковые сигналы общей тревоги (один длинный, три коротких), а если появится поезд, бежать ему навстречу сбоку от рельсовой колеи, подавая сигнал остановки.

35. Приближаясь к повороту дороги в горной или пересеченной местности, водитель обязан занять крайнее правое положение и подать звуковой сигнал.

36. На дорогах в горной и пересеченной местности запрещается:

Движение на крутых спусках с выключенным сцеплением или передачей;

Стоянка в местах, откуда дорога не просматривается на 100 м в каждом направлении.

37. Запрещается переключение передач на подъеме по скользкой дороге с необеспеченным коэффициентом сцепления колеса с дорогой, особенно в зимнее время. При этом водитель обязан выбрать такую передачу, которая обеспечит преодоление всего участка пути без переключений.

38. При движении по пыльным дорогам необходимо увеличить дистанцию между автомобилями. Автомобиль, идущий сзади, должен находиться вне границы пыления автомобиля, двигающегося впереди.

39. Движение автомобиля по льду рек, водоемов разрешается только по специально оборудованным съездам и дорогам, обставленным вехами и имеющим указатели и дорожные знаки. При движении автомобиля по льду целесообразно высадить перевозимых людей из автомобиля и переправить пешим ходом на расстоянии 5 м друг от друга и не менее 20 м от автомобиля. Дверца кабины водителя должна быть открыта и зафиксирована.

40. С наступлением темноты водитель обязан:

При движении по освещенным улицам, дорогам и проездам пользоваться исключительно малым светом фар и подфарниками;

При ослеплении светом встречного автомобиля и потере видимости немедленно, не меняя полосу для движения, снизить скорость вплоть до остановки автомобиля;

При остановке автомобиля в пути на неосвещенных дорогах выключить подфарники или малый свет, выставить позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

41. Во всех случаях, угрожающих безопасности людей или движению транспортных средств, водитель должен принять все зависящие от него меры, направленные на предупреждение несчастного случая или дорожно-транспортного происшествия.

42. При остановке в пути водитель должен отвести автомобиль за пределы проезжей части дороги.

43. При вынужденной отлучке водитель обязан выключить мотор и затормозить автомобиль ручным тормозом, взяв с собой ключ зажигания.

Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения транспортных средства как в попутном, так и во встречном направлениях.

44. Перевозка детей и студентов строительных отрядов на оборудованных для перевозки пассажиров грузовых автомобилях - запрещается.

Требования по окончании работы

45. По окончании работы водитель автомобиля, предназначенного для перевозки людей, обязан:

Осмотреть автомобиль и убедиться в его исправности;

О всех неисправностях и дефектах сообщить механику гаража и своему сменщику;

Поставить автомобиль в предназначенное для стоянки место, поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом и остановить двигатель;

Запереть двери кабины.

Согласовано:

Заместитель председателя ЦК

профсоюза работников

автомобильного транспорта

и дорожного хозяйства

Н.Д.Силкин

Первый заместитель

генерального директора

Федерального дорожного

департамента Минтранса РФ

О.В.Скворцов

В тех случаях, когда работы должны выполняться на расстоянии более 2 км от места расположения основного объекта, предусматривается организованная доставка работников к месту работ и обратно. На каждое транспортное средство выделяют ответственного за перевозку. По должности он не может быть ниже бригадира. Ответственный обязан обеспечить безопасное размещение рабочих, порядок в пути следования, порядок при посадке в вагон и высадке из него, выгрузку инструмента и материалов, а также пожарную безопасность.

На участках, где обращаются пригородные или местные пассажирские поезда, рабочих доставляют этими поездами, а путевой и другой инструмент — автомобилями. Для доставки рабочих могут быть организованы специальные рабочие поезда. Запрещается движение рабочих поездов вагонами вперед. Рабочие поезда должны состоять из пассажирских вагонов пригородного сообщения и одной платформы для перевозки инструмента, материалов и горючего. Горючее при этом должно быть надежно затарено. Перевозка горючего на любых транспортных средствах вместе с людьми категорически запрещается.

Если нет пассажирских вагонов, то рабочие поезда формируют из специально оборудованных крытых грузовых вагонов.

Посадку и высадку рабочих на двух- и многопутных перегонах производят только с полевой стороны. Двери с противоположной стороны вагонов должны быть закрыты. Поезд сопровождает работник по должности не ниже производителя работ или дорожного мастера. Сопровождающий находится в локомотиве поезда.

В соответствии с «Инструкцией по охране труда для водителей дрезин при выполнении аварийно-восстановительных работ и ремонте напольных устройств сигнализации, централизации и блокировки в ОАО «РЖД» рабочая бригада в полном составе должна перевозиться в кабине дрезины. Перевозка работников на открытых платформах дрезин и в прицепах, не оборудованных местами для сидения, запрещается. При перевозке рабочих и грузов на дрезинах с прицепами назначается ответственный работник (бригадир пути, электромеханик, мастер контактной сети). Количество людей, допускаемых к перевозкам на транспортных дрезинах, указывают в техническом паспорте на дрезину. Так, на дрезине ТД-5 оно не должно превышать шести человек; на автомотрисе АГС-1Ш — восьми человек, на мотовозе МПТ-6,2Ш пассажировместимость кабины составляет 16 человек.

При организованной доставке рабочих к месту работ и обратно автомобилем водитель обязан строго соблюдать «Правила дорожного движения Российской Федерации» от 01.01.06, устанавливающие единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

При перевозке людей в кузове грузового автомобиля водитель обязан:

Иметь при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории «С» (при перевозке более восьми человек, включая пассажиров в кабине, — категорий «С» и «Д») и стаж управления транспортными средствами данной категории более трех лет, регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, документ, подтверждающий право пользования данным транспортным средством, в установленных случаях — путевой лист, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности;

Перед выездом проверить (а в пути обеспечить) исправное техническое состояние автомобиля (в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»);

Проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки и размещения в кузове, предупредить о том, что стоять в кузове движущегося автомобиля не разрешается. Начинать движение водитель может, только убедившись в том, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены;

Осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми бортами (дверями) и не открывать их до полной остановки;

Вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения (вне населенных пунктов разрешается скорость движения грузового автомобиля, перевозящего людей в кузове, не более 60 км/ч), обязательно учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства, качество дорожного покрытия, метеорологические условия, видимость в направлении движения;

Перед началом движения проконтролировать размещение и крепление рабочего инструмента, если таковой перевозится вместе с рабочими.

Особую осторожность водитель должен соблюдать при движении через железнодорожные пути. Пересекать железнодорожные пути можно только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине). При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).

Запрещается выезжать на переезд: при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора); при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума); при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком либо с вытянутыми в сторону руками); если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде; если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина). Кроме того, запрещается: объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства; самовольно (без разрешения начальника дистанции пути железной дороги) открывать шлагбаум.

При вынужденной остановке на переезде водитель должен:

Немедленно высадить людей;

Принять меры для освобождения переезда;

При возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если возможно послать только одного человека, — то в сторону худшей видимости пути) для подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;

Оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;

При появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем — с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью — с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешен при условии, что пассажиры обеспечены местами для сидения, расположенными ниже уровня бортов, а число перевозимых людей не превышает количества оборудованных для сидения мест. Грузовой автомобиль с бортовой платформой, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3—0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.

Грузовые автомобили для перевозки людей следует комплектовать огнетушителями вместимостью не менее 2 л (порошковыми или хладоновыми) или, как минимум, одним порошковым огнетушителем

Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию:

Транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация (в соответствии с перечнем, приведенным в «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», например, неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, негорящие фары и задние габаритные огни и др.);

Транспортные средства, не прошедшие государственный технический осмотр.

Им также запрещается допускать к управлению транспортными средствами:

Водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

Водителей, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

Лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории.

Полезная информация:



Поделиться