График работы водителей автобусов. Графики работы понадобятся только для водителей, работающих на регулярных перевозках в городах и пригороде

От водителœей транспортных средств в основном зависят качество и надежность перевозке, безопасность движения. Работа водителя связана с большими нервными и физическими перегрузками, обусловленными непрерывно меняющейся дорожной обстановкой, интенсивностью движения, частыми остановками, значительным пассажирообменом и т.д. В связи с этим значительно возрастают требования, предъявляемые к психике человека, элементами которой являются: восприятие, внимание, память, эмоции, воля. Причиной ДТП в 90-95 %, является человек (водитель или пешеход). За ошибочными действиями водителя бывают причины: недисциплинированность; недоученность или весьма ограниченные психофизиологические возможности, что сказывается именно в сложной, аварийной ситуации.

Способности человека к профессиональной деятельности водителя определяется качествами:

Ø Хорошим физическим развитием

Ø Выносливостью

Ø Ловкостью и хорошей координацией движения

Ø Легкостью получения и изменения двигательных навыков

Ø Высокой степенью развития органов чувств (зрения, слуха и мышечного слуха)

Ø Скоростью и точностью сенсомоторных реакций

Ø Быстротой, точностью определœения скорости движения и пространственных отношений

Ø Широким распределœением, быстротой переключения и устойчивостью внимания

Ø Хорошей зрительной памятью, высокой степенью готовности памяти

Ø Настойчивостью, решительностью, смелостью

Ø Склонность к технике, техническим мышлением, интересом к профессиональной работе водителя

Ø Эмоциональной устойчивостью, самообладанием, дисциплинированностью

Ø Инициативностью и сообразительностью.

При организации труда водителœей (кондукторов) крайне важно строго придерживаться установленного труда и отдыха, нормируемого в соответствии с постановлением об утверждении ʼʼПоложения о рабочем времени и времени отдыха водителœей автомобиляʼʼ от 25.08.1999 ᴦ., а также правильного чередования утренних, дневных и вечерних смен работы. Нормируемая продолжительность рабочего времени водителœей (кондукторов) не должна превышать 40 часов в неделю. Время обеденного перерыва от 30 минут до 2 часов. Время обеда предоставляется в серединœе смены, но не позднее чем через 4 часа после начала работы; межсменный отдых водителя должен составлять не менее 12 часов. Переработка месячного баланса рабочего времени 10 часов. Количество выходных дней в месяце должно быть не менее количества недель этого месяца. После первых трех часов непрерывного управления автомобилями предусматривается остановка на кратковременный отдых водителя продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа и т.д. Продолжительность одной смены допускается не более 10 часов, а в исключительных случаях, по согласованию с профсоюзными органами не более 12 часов при соблюдении общего месячного фонда времени.

В состав рабочего времени водителя включается:

Ø Время управления автомобилем

Ø Время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах

Ø Подготовительно-заключительное время (0,38 часа за смену) для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию

Ø Время проведения медицинского осмотра водителя (до 5 минут в смену) перед выездом на линию и после возвращения с линии

Ø Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров

Ø Время простоя не по винœе водителя

Ø Время проведения работ по устранению возникших в течении рабочей смены непредусмотренных неисправностей автомобиля.

Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:

Ø Перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания

Ø Ежедневный отдых

Ø Еженедельный отдых

Ø Отдых в праздничные дни

Ø Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством РФ, коллективным договором (соглашением)

Ø Отдых в других странах, предусмотренных законодательством РФ.

На пассажирском автомобильном транспорте установлен следующий учет рабочего времени водителœей (кондукторов):

1. Поденный учет – применяют в случае, в случае если водители работают ежедневно одинаковое число часов в смену. Переработка сверх установленной продолжительности (7 часов при 6-ой и 8 часов 12 минут при 5-ой рабочей недели) рабочего дня не может компенсироваться недоработкой в другие дни и наоборот

2. Суммированный учет рабочего времени ведется по результатам работы за месяц, причем общее время работы за месяц не должно превышать месячного фонда

Системой организации труда водителœей (СОТВ) – называют комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональную расстановку водителœей (кондукторов) и регламентирующих время, сменность их работы на маршруте и время отдыха.

Наличие в маршрутном расписании выходов различной продолжительности и сменности, требует использования нескольких различных СОТВ, работающих на одном маршруте. Планирование времени работы водителœей осуществляют с помощью графиков, которые составляются в виде таблиц с увязкой работы водителя по обеспечению ежедневного закрытия закрепленных за ними выходов. В практике работы АТП применяется несколько базовых форм организации труда бригад (водителœей и кондукторов):

1. Строенная форма организации труда – к одному автобусу прикрепляются три бригады, такую форму целœесообразно применять для автобусов, начинающих и закрывающих движение на маршрутах.

2. Двухсполовинная форма организации труда водителœей – закрепление за двумя автобусами пять бригад (в том числе одной подменной), используют для автобусов, имеющих раннее начало и непозднее окончания работы на маршруте. Целœесообразно применять на маршрутах с резко выраженными ʼʼпиковымиʼʼ часами, с укороченной первой и удлинœенной второй сменами, с дневным отстоем автобусов в маятниковое время.

3. Сдвоенная форма организации труда – закрепление каждого автобуса за двумя водителями, на каждые три автобуса крайне важно иметь одного подменного водителя (кондуктора). Выходные дни бригадам предоставляются, соответственно, в субботу и воскресенье, автобус в эти дни работает в одну смену в дневные часы с небольшим размером пассажиропотока.

4. Спаренная форма организации труда – закрепление двух автобусов за тремя бригадами.

5. Одиночная форма организации труда водителœей – закрепление одной бригады за каждым автобусом.

Полуторную, спаренную и одиночную формы организации труда наиболее целœесообразно применять для автобусов, имеющих предусмотренный расписанием, внутрисменный отстой в часы дневного спада пассажиропотока, что позволяет использовать их для перевозки пассажиров в утренние и вечерние часы ʼʼпикʼʼ.

Для рациональной организации работы водителœей на АТП крайне важно составлять графики работы водителœей.

Алгоритм составления графика работы водителœей:

1. Месячный плановый фонд рабочего времени водителœей

ФРВ пл = (Дк – Дв – Дп)* Тсм – Дпп*1, час

Где: Дк – календарные дни месяца

Дв – выходные дни месяца

Дп – праздничные дни месяца

Дпп – укороченные рабочие дни, связанные с сокращением рабочего дня в предпраздничные дни (на 1 час)

Тсм – плановая продолжительность смены (при 40-часовой рабочей неделœе Тсм=8 час)

2. Продолжительность смены водителя

Т н см = Тн + t п-з, час

Где: t п-з – подготовительно-заключительное время, 0,38час

3. Количество смен водителя

n см =ФРВпл: Тн см, ед.

4. Автомобиле-часы работы водителя за месяц

АЧэ = Аэ * Дк * Тн см, авт-часы

5. Количество водителœей на маршруте

Nв = , ед.

6. Фактический фонд рабочего времени

ФРВф = Тн см * n см, час

На основании полученных данных разрабатывается месячный график работы водителœей, при этом месячная переработка или недоработка водителœей не должна превышать 10 часов.д

Тема 1.8: Расписание движения автобусов

1. Пути повышения эффективности использования автобусов на городских маршрутах

2. Организация работы автобусов в часы ʼʼпикʼʼ

«О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15» 1 (­­зарегистрирован Минюстом России 10.06.2014 № 32636) (далее — приказ).

Проект приказа Минтранс России подготовил больше года назад. Изначально министерство планировало принять его осенью 2013 г., а вступить в силу он должен был со дня официального опубликования. Однако, как видно, сроки затянулись. И о вступ­лении в силу в приказе ничего не сказано. Следовательно, он начнет действовать в общеустановленном порядке, то есть через десять дней со дня официального опубликования.

В пояснительной записке к документу говорится, что он разрабатывался «в развитие приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 „Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей“ в целях приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации». Про­анализировав поправки, внесенные в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение), можно сказать, что они скорее направлены на совершенствование нормативного регулирования особенностей режима работы и отдыха водителей, чем на приведение норм Положения в соответствие с действующим законодательством.

Напомним, что Положение , в которое внесены изменения, распространяется на водителей автомобилей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих российским организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ.

Новые правила предоставят владельцам транспорта больше свободы

Что же усовершенствовало министерство в регулировании труда и отдыха водителей?

В соответствии с п. 4 действую­щего Положения графики работы (сменности) составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Согласно новой редакции названного пункта, такие графики теперь будут составляться только при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении, то есть теми организациями, которые осуществляют эти виды деятельности. Отметим, что в проекте приказа данной новеллы не было, министерство планировало лишь освободить работодателей от ежемесячного составления подобных графиков. Новая трактовка пункта появилась после публичных слушаний в рамках процедуры ОРВ.

Содержание графика также видоизменится. Он упростится, в нем должны быть указаны время начала и окончания ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни времени еженедельного отдыха. Избыточные показатели продолжительности ежедневной работы (смены) и времени ежедневного (междусменного) отдыха из графика исключены. Ведь их всегда можно рассчитать, имея график.

Как и прежде, график должен утверждаться с учетом мнения представительного органа работников, но вот что касается его доведения до сведения работников, то никаких сроков для этого в новой редакции документа нет. До сих пор работодатели должны были доводить график до сведения водителей за один месяц до введения в действие.

Помимо того, работодателю теперь предоставляется возможность направить в рейс, в котором пребывание водителя в автомобиле предусматривается более 12 часов, двух и более водителей. Действующая редакция в таких случаях позволяет направлять только двух водителей.

С вступлением в силу поправок в Положение водителям инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных машин продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Правда, при условии, что общая продолжительность управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Перерывы между частями смены могут теперь предоставляться в любых местах, предусмот­ренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. До этого такие перерывы предоставлялись только в мес­те дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Понятно, что действую­щее в настоящее время требование трудновыполнимо в силу банальной нехватки специально оборудованных мест. Кстати, в проекте приказа министерство планировало установить требование о том, что такие перерывы могут предоставляться только в местах, предусмотренных для длительного отдыха водителей. Но в рамках процедуры пуб­личных слушаний против этого выступили Государственное унитарное предприятие города Москвы «Мосгортранс» и Московский областной транспортный союз. Они предложили свою формулировку данной нормы, которая и была принята министерством.

В рабочее время водителей войдет и путь на медосмотр

С вступлением в силу приказа произойдут изменения и в учете рабочего времени водителей. В него будет включаться не только время предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, но и время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмот­ра и обратно. Кроме того, в связи с появлением возможности направления в рейс продолжительностью более 12 часов двух и более водителей, поправлено положение о включении в рабочее время времени, когда они не управляют автомобилем. В этом случае в рабочее время будет включаться время присутствия в размере не менее 50%.

Введение суммированного учета времени управления автомобилем согласно действующей редакции Положения допускается только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных маршрутах. С вступлением в силу приказа данное правило будет распространяться и на тех водителей, которые осуществляют нерегулярные перевозки в городском и пригородном сообщении.

Что касается продолжительнос­ти ежедневного (междусменного) отдыха водителей на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени, то в соответствии с действующими правилами он не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены. А если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы. Из новой редакции Положения эти нормы исключили, но взамен более подробно определили порядок организации отдыха водителей при суммированном учете рабочего времени.

Теперь работодатель может для водителей на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении сократить продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с 12 часов до 9, с учетом удаленности места отдыха работника, но предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом. Работодатель может сделать это только по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии — иным представительным органом работников.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок для водителей на междугородных перевозках не должна быть менее 11 часов. Этот отдых работодатель может сократить до 9 часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели водителю будет предоставлен дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли по крайней мере два водителя, каждый водитель должен иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

При наступлении ежедневного (междусменного) отдыха на участке дороги, где нет мест стоянок, оборудованных соответствующими дорожными знаками, водители междугородных перевозок вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных Положением , следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного такими дорожными знаками.

Спецперерывы могут стать реже, а обеды — дольше

Изменения коснулись и сроков предоставления специальных перерывов на междугородных перевозках. Сейчас первый спецперерыв предоставляется водителю после трех часов непрерывного управления автомобилем, с вступлением в силу поправок он будет предоставляться после четырех часов. ­Напомним, что спецперерыв предоставляется не менее чем на 15 минут.

В середине смены водителям должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания не более двух часов. При этом сейчас в Положении отсутствует нижний предел такого перерыва. В новой редакции он появился — не менее 30 минут и не более двух часов.

  • Темы:
  • График сменности

Вопрос

Просим помощи в определении графика работы. Ситуация следующая: есть водители, у которых график работы на сегодняшний день - пятидневка, с вых. суббота и воскресенье. Но, все чаще случается следующая ситуация: на неделе много дней, когда нет работы и они отдыхают, а работы для них появляются в субботу и воскресенье. Определить эти работы за месяц (для установления гибкого графика работы) не возможно. Зависит т заказчика. Платить в двойном размере за субботу и воскресенье - не совсем правильно, т.к. они могут всю неделю отдыхать. Какой график работы посоветуете определить таким сотрудникам?

Ответ

Ответ на вопрос:

Если привлечение к работе в выходные дни носит эпизодический характер, можно оставить прежний график. При этом работу в выходные дни нужно оформлять и оплачивать как работу в выходной день.

  • (в случае необходимости);

    Как вариант, за работу в воскресенье сотруднику по его желанию может быть предоставлен отгул в другой день недели.

    Если же водители могут потребоваться в любой день недели, можно установить режим работы с предоставлением выходных дней по скользящему графику (так называемый скользящий режим ) (). Одновременно вводится суммированный учет рабочего времени с учетным периодом продолжительностью один месяц .

    В этом случае в любой день недели кто-то из водителей будет находиться в организации, готовый к выезду, и даже если заказов в какой-то день не будет, время нахождения в организации будет его рабочим временем и подлежит оплате.

    При этом необходимо соблюдать Положение, утвержденное .

    В этом случае составляется график работы с предоставлением выходных в разные дни (скользящий график). При этом учитываются общие нормы рабочего времени, а в необходимых случаях – нормы для отдельных категорий сотрудников (несовершеннолетних, занятых на работах с вредными условиями труда и т. д.). График, как правило, составляют сразу на весь учетный период таким образом, чтобы не допускать переработок или недоработок до нормы. Обычно выходные предоставляют подряд (), но это не обязательное требование. Главное, чтобы продолжительность еженедельного непрерывного отдыха была не менее 42 часов (). Чем более длительный учетный период изберет работодатель, тем больше у него будет шансов избежать нарушения норм труда и отдыха.

    Подробности в материалах Системы Кадры:

    1. Ответ: Как привлечь сотрудника к сверхурочной работе

    Нина Ковязина

    Чтобы привлечь сотрудника к , нужно:*

    2. Ответ: Как привлечь сотрудника к работе выходной или праздничный день

    Нина Ковязина , заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

    Чтобы привлечь сотрудников к работе в выходной или праздничный день, нужно:

      • о привлечении сотрудника к сверхурочным работам;
      • ознакомить сотрудника с его правом отказаться от сверхурочной работы (в случае );
      • сотрудника на привлечение к сверхурочным работам ();
      • (если он есть в организации).
    • о привлечении сотрудника к работе;
    • (в случае необходимости);
  • сотрудника на работу в выходной или праздничный день ();
  • (если он есть в организации).

3. Ответ: Как компенсировать сотруднику сверхурочную работу

Компенсации за работу

Какая компенсация положена сотруднику за сверхурочную работу

В то же время в коллективном или трудовых договорах с сотрудниками может быть установлена доплата в повышенном размере.

Если по желанию сотрудника ему вместо доплаты предоставляют , то сверхурочную работу оплачивают в одинарном размере, а время отдыха оплате не подлежит.

Совет : закрепите порядок расчета показателя – количество рабочих часов за месяц – в целях определения доплаты за сверхурочную работу к окладу во внутренних документах организации, например, в . Необходимость этого вызвана тем, что в законодательстве правила расчета данного показателя не установлены.

Укажите, что количество рабочих часов за месяц определяется путем деления оклада на среднемесячное количество рабочих часов. Среднемесячное количество рабочих часов рассчитайте по формуле:

– при 40-часовой рабочей неделе – 164,5 часа;

– при 36-часовой рабочей неделе – 148 часов;

– при 24-часовой рабочей неделе – 98,6 часа.

Такой порядок расчета среднемесячного количества часов рекомендован в . Если рассчитывать показатель – количество рабочих часов за месяц – по указанной формуле, оплата одинакового количества сверхурочных работ не будет различаться независимо от числа рабочих часов в месяце.

Расчет доплат при сдельной оплате труда

Если сотруднику установлена , доплату рассчитайте по формулам:

Дополнительный отдых

Как предоставить сотруднику дополнительное время отдыха за сверхурочную работу

В этом случае сверхурочную работу оплачивают в одинарном размере, а время отдыха оплате не подлежит ().

Нина Ковязина ,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

4. Ответ: Как установить доплату за работу в выходные и праздники

Общий порядок оплаты

Как оплатить работу в выходной или праздничный день

Дополнительные выплаты за работу в выходные и праздничные дни отдыха могут быть установлены коллективным или трудовым договором, а также другими внутренними локальными актами организации (). Размер таких доплат может быть любым, но не ниже минимального уровня, установленного Трудового кодекса РФ.

Конкретный порядок выплат зависит от системы оплаты труда, применяемой в организации. Следует различать порядок оплаты работы в выходные дни и праздники:

Вместо доплаты за работу в выходной день работнику может быть .

Повременная система оплаты труда

Укажите, что количество рабочих часов за месяц определяют путем деления оклада на среднемесячное количество рабочих часов. Среднемесячное количество рабочих часов рассчитайте по формуле:

Так, в 2016 году среднемесячное количество рабочих часов составит:

  • при 40-часовой рабочей неделе – 164,5 ч;
  • при 36-часовой рабочей неделе – 148 ч;
  • при 24-часовой рабочей неделе – 98,63 ч.

Такой порядок расчета среднемесячного количества часов рекомендован в . Если рассчитывать показатель – количество рабочих часов за месяц – по указанной формуле, оплата одинакового количества работ не будет различаться независимо от числа рабочих часов в месяце. Конкретный порядок закрепите во внутренних документах организации, например в .

Сдельная система оплаты труда

Если сотруднику установлена , оплату за работу в выходной (праздничный) день рассчитывайте по формуле:

Условия труда

Скользящий график: чем отличается от сменной работы?

Алена ШЕВЧЕНКО, юрист, эксперт журнала «Кадровое дело»

Горячие вопросы:

Многие организации, особенно в сфере обслуживания населения, применяют скользящие графики работы, например, «два через два», «сутки через трое». При этом часто работодатели не знают, как правильно установить рабочую неделю с выходными по скользящему графику и чем такой режим отличается от сменной работы. Кроме того, компании не всегда учитывают, что при работе по скользящему графику обычно не может быть соблюдена нормальная продолжительность ежедневной или еженедельной работы. Поэтому возникает необходимость применять суммированный учет рабочего времени.

Как называется режим работы, если сотрудники два дня работают, а два – отдыхают?

Работа в режиме, когда два рабочих дня чередуются с двумя выходными, называется сменной или как-то иначе? Что нужно учесть, устанавливая такой режим?

Названный режим работы сменным не является. Дело в том, что при сменной работе одинаковые трудовые обязанности выполняют разные сотрудники (группа сотрудников) в две, три или четыре смены в сутки (). При графике «два через два» обязанности в определенный период выполняет один и тот же сотрудник (группа работников) в течение одного рабочего дня (образец ниже). При этом выходные каждый раз выпадают на разные дни недели. То есть сотрудникам устанавливается режим работы, предусматривающий рабочую неделю с предоставлением выходных дней по скользящему графику (). Одновременно вводится суммированный учет рабочего времени.

скачать образец

Можно ли установить пятидневную рабочую неделю со скользящими выходными?

Директор хочет установить работникам обычную 40-часовую пятидневную рабочую неделю. Но выходные будут предоставляться в разные дни по графику. Можно ли установить такой режим?

Да, можно ввести режим 40-часовой рабочей недели с предоставлением выходных дней по скользящему графику. Если выходные устанавливаются не подряд, нужно помнить, что продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов (). Если сотрудникам нельзя обеспечить нормальную длительность ежедневной работы, то чтобы точно учитывать рабочее время, рекомендуем применять суммированный учет рабочего времени ().

Режим рабочей недели с выходными по скользящему графику, равно как и использование суммированного учета рабочего времени, нужно зафиксировать в правилах внутреннего трудового распорядка. Если для сотрудника график отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, элементы режима закрепляют также в трудовом договоре ( , ТК РФ).

Если ранее организация или некоторые ее работники трудились по-другому, то ввести новый режим работы можно по соглашению сторон () либо в связи с изменением организационных или технологических условий труда (). В первом случае с работниками можно сразу заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам. Если перемены связаны с изменением условий труда, сотрудников нужно уведомить о переходе на новый режим работы в письменном виде не менее чем за два месяца ().

Как составить скользящий график работы?

Нужен ли график сменности при работе «два через два» или составляется другой график? За сколько дней нужно знакомить с ним работников?

В этом случае составляется не график сменности, а график работы с предоставлением выходных в разные дни (скользящий график). При этом учитываются общие нормы рабочего времени, а в необходимых случаях – нормы для отдельных категорий сотрудников (несовершеннолетних, занятых на работах с вредными условиями труда и т. д.). График, как правило, составляют сразу на весь учетный период таким образом, чтобы не допускать переработок или недоработок до нормы. Обычно выходные предоставляют подряд (). Но это не обязательное требование. Главное, чтобы продолжительность еженедельного непрерывного отдыха была не менее 42 часов (). Чем более длительный учетный период изберет работодатель, тем больше у него будет шансов избежать нарушения норм труда и отдыха.

Закрепите срок ознакомления сотрудников со скользящим графиком в локальном нормативном акте или прямо в трудовых договорах.

Продолжительность работы в предпраздничные дни уменьшается на один час. Если по условиям работы это невозможно, переработка компенсируется дополнительным временем отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы ().

В отличие от сменной работы при разработке графика не нужно учитывать мнение профсоюза, если таковой создан в организации. Также законодательство не требует знакомить работников с графиком за месяц. Однако следует доводить его до работников заранее, чтобы они знали, когда выходить на работу, поэтому можно ориентироваться и на месячный срок ознакомления.

Совет эксперта

Александра ИОНОЧКИНА, начальник отдела федерального государственного надзора № 3 ГИТ в городе Москве

Установите суммированный учет рабочего времени, если применяете скользящие графики

При рабочей неделе с предоставлением выходных по скользящему графику необходимо установить суммированный учет рабочего времени (). Это связано с тем, что при скользящем графике работы, например «два через два», обеспечить сотруднику нормальную продолжительность ежедневной или еженедельной работы не представляется возможным. Поэтому работодатель должен следить за тем, чтобы соблюдалось нормальное число рабочих часов за выбранный учетный период (месяц, квартал и т. д., но не более года).​Необходимо помнить о том, что для отдельных категорий работников законодательство устанавливает особую продолжительность учетного периода (). Так, для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, учетный период составляет три месяца, для водителей – по общему правилу, один месяц ( , Положения, утвержденного ).

Что ставить в табеле при графике «сутки через трое»?

Наши охранники работают сутки через трое, то есть находятся на работе 24 часа: с 7 утра одного дня и до 7 утра следующего дня. Что ставить в табеле учета рабочего времени – 24 или 23 часа? Как правильно кодировать ночную работу в табеле?

При работе по графику «сутки через трое» рабочее время может длиться 24 часа или менее. Все зависит от того, имеет ли работодатель возможность предоставить сотруднику перерыв для отдыха и питания. Если обед есть, то он не включается в рабочее время, и в этом случае рабочий день будет менее 24 часов (). В зависимости от продолжительности перерыва рабочий день может составлять от 22 до 23,5 часа. При суточной работе перерыв, как правило, составляет два часа (по часу в первой и второй половине смены).

Если обеденный перерыв не предоставляется, то работодатель обязан обеспечить сотруднику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время (). В этом случае рабочий день длится 24 часа, это число часов и проставляется в табеле. Если сотрудников изначально принимают с условием работы в ночное время, то при скользящем графике продолжительность работы ночью на час не сокращается ().

Табель учета рабочего времени заполняют следующим образом. Отработанные сутки обозначают кодом «Я» или «01», если организация применяет унифицированные формы, с указанием часов работы. Ночные часы помечают отдельно кодом «Н» или «02» с указанием числа часов, которые приходятся на один день (с 22.00 до 00.00) и на следующий за ним день (с 00.00 до 06.00).

Доплата за каждый час ночной работы составляет не менее 20 процентов тарифной ставки или оклада, рассчитанного за час работы. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются локальным актом, коллективным или трудовым договором ( , ).

Можно ли ввести суммированный учет для водителей, если им установлен ненормированный рабочий день?

Водителю и персональному водителю установлен ненормированный рабочий день. Можно ли ввести для них суммированный учет рабочего времени, так как сотрудники каждый день перерабатывают значительное время?

Если сверхурочная работа при суммированном учете рабочего времени приходится на праздничные дни, то отдельно учитывать ее при оплате не нужно, поскольку она уже оплачена в двойном размере ( Разъяснений, утвержденных , решение Верховного Суда РФ от 30 ноября 2005 г. № ГКПИ05-1341).

Суммированный учет рабочего времени установить можно, но следует помнить, что он фактически несовместим с ненормированным рабочим днем. Последний предполагает эпизодическое привлечение к труду за пределами установленной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя (). При этом переработка не оплачивается, а компенсируется предоставлением дополнительного отпуска. При суммированном учете часы, отработанные сверх нормы, подсчитываются по окончании учетного периода и оплачиваются как сверхурочная работа (ст. , ТК РФ). Таким образом, вводя водителям суммированный учет рабочего времени, имеет смысл отменить режим ненормированного рабочего дня. Также учтите, что в отношении водителей установлены особые правила применения суммированного учета рабочего времени ( , утвержденное ).

Вправе ли сотрудник при скользящем графике отказаться от работы в праздник?

Сторожу установлен 12-часовой рабочий день и рабочая неделя с выходными по скользящему графику («два через два»). Может ли он отказаться от работы в праздник (9 Мая), если работа в этот день предусмотрена графиком?

Нет, не может. По общему правилу, работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещена (). Однако если трудовым договором установлен режим работы с выходными по скользящему графику и сотрудник ознакомлен под роспись с графиком, то он не имеет права отказаться работать в праздник. Труд в праздник в этом случае входит в норму рабочего времени. Невыход на работу может быть расценен работодателем как прогул. Но труд в нерабочий праздничный день нужно оплатить не менее чем в двойном размере ().

Нормативная база

Документ Поможет вам
ТК РФ

1. Режим труда, предусматривающий рабочую неделю с выходными по скользящему графику, нужно закрепить в правилах внутреннего трудового распорядка, а если он отличается от общих правил, действующих у работодателя, то и в трудовых договорах с работниками (ст. , ТК РФ).

2. Организации, применяющие скользящие графики работы, могут ввести суммированный учет рабочего времени ().

​3. Получать согласие сотрудника на работу в праздник по графику не нужно, но ее необходимо оплатить не менее чем в двойном размере ().

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



От водителей транспортных средств в основном зависят качество и надежность перевозке, безопасность движения. Работа водителя связана с большими нервными и физическими перегрузками, обусловленными непрерывно меняющейся дорожной обстановкой, интенсивностью движения, частыми остановками, значительным пассажирообменом и т.д. В связи с этим значительно возрастают требования, предъявляемые к психике человека, элементами которой являются: восприятие, внимание, память, эмоции, воля. Причиной ДТП в 90-95 %, является человек (водитель или пешеход). За ошибочными действиями водителя могут быть причины: недисциплинированность; недоученность или весьма ограниченные психофизиологические возможности, что сказывается именно в сложной, аварийной ситуации.

Способности человека к профессиональной деятельности водителя определяется качествами:

Ø Хорошим физическим развитием

Ø Выносливостью

Ø Ловкостью и хорошей координацией движения

Ø Легкостью получения и изменения двигательных навыков

Ø Высокой степенью развития органов чувств (зрения, слуха и мышечного слуха)

Ø Скоростью и точностью сенсомоторных реакций

Ø Быстротой, точностью определения скорости движения и пространственных отношений

Ø Широким распределением, быстротой переключения и устойчивостью внимания

Ø Хорошей зрительной памятью, высокой степенью готовности памяти

Ø Настойчивостью, решительностью, смелостью

Ø Склонность к технике, техническим мышлением, интересом к профессиональной работе водителя

Ø Эмоциональной устойчивостью, самообладанием, дисциплинированностью

Ø Инициативностью и сообразительностью.

При организации труда водителей (кондукторов) необходимо строго придерживаться установленного труда и отдыха, нормируемого в соответствии с постановлением об утверждении «Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобиля» от 25.08.1999 г., а также правильного чередования утренних, дневных и вечерних смен работы. Нормируемая продолжительность рабочего времени водителей (кондукторов) не должна превышать 40 часов в неделю. Время обеденного перерыва от 30 минут до 2 часов. Время обеда предоставляется в середине смены, но не позднее чем через 4 часа после начала работы; межсменный отдых водителя должен составлять не менее 12 часов. Переработка месячного баланса рабочего времени 10 часов. Количество выходных дней в месяце должно быть не менее количества недель этого месяца. После первых трех часов непрерывного управления автомобилями предусматривается остановка на кратковременный отдых водителя продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа и т.д. Продолжительность одной смены допускается не более 10 часов, а в исключительных случаях, по согласованию с профсоюзными органами не более 12 часов при соблюдении общего месячного фонда времени.

В состав рабочего времени водителя включается:

Ø Время управления автомобилем

Ø Время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах

Ø Подготовительно-заключительное время (0,38 часа за смену) для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию

Ø Время проведения медицинского осмотра водителя (до 5 минут в смену) перед выездом на линию и после возвращения с линии

Ø Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров

Ø Время простоя не по вине водителя

Ø Время проведения работ по устранению возникших в течении рабочей смены непредусмотренных неисправностей автомобиля.

Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:

Ø Перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания

Ø Ежедневный отдых

Ø Еженедельный отдых

Ø Отдых в праздничные дни

Ø Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством РФ, коллективным договором (соглашением)

Ø Отдых в других странах, предусмотренных законодательством РФ.

На пассажирском автомобильном транспорте установлен следующий учет рабочего времени водителей (кондукторов):

1. Поденный учет – применяют в случае, если водители работают ежедневно одинаковое число часов в смену. Переработка сверх установленной продолжительности (7 часов при 6-ой и 8 часов 12 минут при 5-ой рабочей недели) рабочего дня не может компенсироваться недоработкой в другие дни и наоборот

2. Суммированный учет рабочего времени ведется по результатам работы за месяц, причем общее время работы за месяц не должно превышать месячного фонда

Системой организации труда водителей (СОТВ) – называют комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональную расстановку водителей (кондукторов) и регламентирующих время, сменность их работы на маршруте и время отдыха.

Наличие в маршрутном расписании выходов различной продолжительности и сменности, требует использования нескольких различных СОТВ, работающих на одном маршруте. Планирование времени работы водителей осуществляют с помощью графиков, которые составляются в виде таблиц с увязкой работы водителя по обеспечению ежедневного закрытия закрепленных за ними выходов. В практике работы АТП применяется несколько основных форм организации труда бригад (водителей и кондукторов):

1. Строенная форма организации труда – к одному автобусу прикрепляются три бригады, такую форму целесообразно применять для автобусов, начинающих и закрывающих движение на маршрутах.

2. Двухсполовинная форма организации труда водителей – закрепление за двумя автобусами пять бригад (в том числе одной подменной), используют для автобусов, имеющих раннее начало и непозднее окончания работы на маршруте. Целесообразно применять на маршрутах с резко выраженными «пиковыми» часами, с укороченной первой и удлиненной второй сменами, с дневным отстоем автобусов в маятниковое время.

3. Сдвоенная форма организации труда – закрепление каждого автобуса за двумя водителями, на каждые три автобуса необходимо иметь одного подменного водителя (кондуктора). Выходные дни бригадам предоставляются, соответственно, в субботу и воскресенье, автобус в эти дни работает в одну смену в дневные часы с небольшим размером пассажиропотока.

4. Спаренная форма организации труда – закрепление двух автобусов за тремя бригадами.

5. Одиночная форма организации труда водителей – закрепление одной бригады за каждым автобусом.

Полуторную, спаренную и одиночную формы организации труда наиболее целесообразно применять для автобусов, имеющих предусмотренный расписанием, внутрисменный отстой в часы дневного спада пассажиропотока, что позволяет использовать их для перевозки пассажиров в утренние и вечерние часы «пик».

Для рациональной организации работы водителей на АТП необходимо составлять графики работы водителей.

Алгоритм составления графика работы водителей:

1. Месячный плановый фонд рабочего времени водителей

ФРВ пл = (Дк – Дв – Дп)* Тсм – Дпп*1, час

Где: Дк – календарные дни месяца

Дв – выходные дни месяца

Дп – праздничные дни месяца

Дпп – укороченные рабочие дни, связанные с сокращением рабочего дня в предпраздничные дни (на 1 час)

Тсм – плановая продолжительность смены (при 40-часовой рабочей неделе Тсм=8 час)

2. Продолжительность смены водителя

Т н см = Тн + t п-з, час

Где: t п-з – подготовительно-заключительное время, 0,38час

3. Количество смен водителя

n см =ФРВпл: Тн см, ед.

4. Автомобиле-часы работы водителя за месяц

АЧэ = Аэ * Дк * Тн см, авт-часы

5. Количество водителей на маршруте

Nв = , ед.

6. Фактический фонд рабочего времени

ФРВф = Тн см * n см, час

На основании полученных данных разрабатывается месячный график работы водителей, при этом месячная переработка или недоработка водителей не должна превышать 10 часов.д



Поделиться