Автомобильный транспорт. Недостатки

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.

Транспорт общего пользования удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещая различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляя общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе за плату пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признаётся перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых фактов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т. п.)

Существует множество классификаций транспорта общего пользования, однако следует остановиться на более важных для исследуемой отрасли.

Транспорт общего пользования подразделяется на следующие виды:

1. Железнодорожный транспорт – вид транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется по рельсовым путям.

Является ведущим в транспортной системе России, является основным и наиболее эффективным видом транспорта для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте.

Ведущее значение железнодорожного транспорта обусловлено следующими факторами:

1) технико-экономическое преимущество над большинством других видов транспорта;

2) совпадение направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта).

3) географические особенности нашей страны: протяженность железных дорог в России (87 тыс. км.) меньше чем в США и Канаде, но работа, выполняемая ими, больше, нежели в других странах мира.

Главная задача железных дорог России - обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами.

Преимущества железнодорожного транспорта:

1) железнодорожный транспорт – наиболее экономичный вид транспорта, в отличие от воздушного и автомобильного транспорта;

2) имеет сравнительно невысокую себестоимость перевозок (уступая по уровню себестоимости перевозок лишь трубопроводному и морскому транспорту);

3) он практически не зависит от климатических условий, погоды, времени года и суток (строительство железных дорог происходит практически на любой территории, имеет возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта). Современная техника позволяет прокладывать железные дороги в любых районах, однако строительство и эксплуатация дорог в горах значительно дороже, чем на равнинах. Около 70 % железных дорог в стране имеют подъемы от 6 до 10%.

4) Высокая манёвренность в использовании подвижного состава (возможность регулировки вагонного парка, изменения направления грузопотоков и т. п.);

Эффективность железнодорожного транспорта становится ещё более очевидной, если учесть такие его преимущества, как:

5) высокая провозная способность (массовость);

6) сравнительно высокая скорость подвижного вагонопотока;

7) возможность эффективной организации выполнения погрузочно-разгрузочных работ;

8) регулярность перевозок.

Среди существующих показателей наиболее точно характеризуют уровень мобильности железнодорожного транспорта следующие:

1) удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках за определенный период времени,

2) соблюдение сроков доставки грузов, средний простой вагона под одной грузовой операцией;

3) участковая и техническая скорость, коэффициент участковой скорости;

4) соблюдение графика и расписания движения, выполнение плана пассажирских перевозок.

Недостатки железнодорожного транспорта:

1) перегруженность важнейших транспортных линий, из-за этого средняя скорость движение на железных дорогах постоянно снижается;

2) ограниченное количество перевозчиков;

3) строительство железных дорог требует больших капитальных вложений и зависит от топографических, климатических и экологических условий;

4) на железнодорожном транспорте высока доля расходов, мало зависящих от размеров движения (ремонт зданий и других устройств, содержание административно-технического персонала), она составляет около половины общих расходов по эксплуатации;

5) производственная деятельность железнодорожного транспорта оказывает воздействие на окружающую среду всех климатических зон нашей страны, но по сравнению с автомобильным транспортом неблагоприятное воздействие на среду обитания существенно меньше. В первую очередь это связано с тем, что железные дороги наиболее экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы.

6) железнодорожный транспорт является крупным потребителем металла (на 1 км магистральной линии требуется 130-200 т металла, не считая подвижного состава)

2. Автомобильный транспорт (автобусы, включая маршрутные таксомоторы).

Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта - перерабатывающая промышленность, торговля и пр.

Несмотря на определенные проблемы в автотранспортной отрасли (рост расходов на замену и техническое обслуживание оборудования, на оплату труда водителей, грузчиков и ремонтников) в обозримом будущем именно автотранспортные перевозки сохранят центральные позиции в обеспечении транспортных потребностей логистики.

Главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам, что закономерно, так как все виды транспорта в составе ЕТС РФ выполняют общую задачу - осуществляют транспортно-экономические связи. Автотранспорт общего пользования выполняет большой объем пассажирских перевозок (90 % перевозок пассажиров всем магистральным транспортом).

Преимущества автомобильного транспорта:

1) высокая возможность устанавливать транспортную связь на всей территории страны, обеспечение необходимой частоты движения и размещения автомобильных дорог во всех её зонах;

2) высокая скорость передвижения;

3) рациональность перевозок на любые расстояния;

4) высокая проходимость и большая маневренность;

5) возможность круглосуточного обслуживания пассажиров по любым направлениям;

6) относительно высокие эксплуатационно-технические и экономические качества, большая комфортабельность и удобство поездки;

7) небольшие первоначальные затраты на освоение новых маршрутов;

8) доставка пассажиров и их багажа от места отправления к месту назначения (т.н. «от двери к двери»).

Недостатки автомобильного транспорта:

1) автомобильный транспорт относительно дорогой вид сухопутного транспорта;

2) имеет более низкую производительность труда по сравнению с другими видами транспорта;

3) себестоимость перевозок значительно выше, чем на железнодорожном и водном транспорте;

4) автотранспорт является основным источником загрязнения атмосферы. Количество машин непременно растёт, особенно в крупных городах, а вместе с этим растёт валовой выброс вредных веществ в атмосферу.

Автомобильный транспорт не может составить конкуренции, например, железнодорожному транспорту в массовых межрайонных перевозках, прежде всего из-за:

5) высокой удельной энергоемкости транспорта;

6) отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Промежуточное положение по уровню обслуживания между перевозками пассажиров маршрутизированными видами городского транспорта и такси занимают маршрутные такси . Традиционные формы обслуживания пассажиров массовыми видами наземного городского общественного транспорта не удовлетворяют в полной мере возросшие потребности населения.

Перевозки пассажиров маршрутными такси в городах организуются на направлениях, которые не обслуживаются другими видами пассажирского транспорта, или параллельно по заранее рассмотренным и утвержденным маршрутам в автобусах малой или особой малой вместимости. Пассажиропотоки на таких направлениях, как правило, незначительны для массовых видов транспорта, но стабильны во времени и устойчивы по территории. Маршрутные такси используются в городах также для замены маршрутных автобусов в периоды дежурного движения.

Особенностью маршрутных таксомоторных перевозок является то, что это не самостоятельная, а вспомогательная форма обслуживания, предназначенная, с одной стороны, разгрузить массовый пассажирский транспорт, а с другой стороны – повысить качество транспортного обслуживания.

Преимущества маршрутных таксомоторных перевозок:

1) рациональное сочетание удобств, свойственных такси, с экологичностью перевозок в автобусном сообщении;

2) одновременное обслуживание необходимой группы людей делает поездку более комфортабельной, позволяет частично учесть индивидуальные требования пассажиров;

3) частично компенсирует убыточность городских автобусов;

4) сокращает поездки на автомобилях индивидуальных владельцев;

5) охватывает маршрутами все основные районы города;

6) посадка-высадка по требованию;

7) межмаршрутное маневрирование подвижного состава в течение рабочего времени.

Большая роль автомобильного транспорта на транспортном рынке страны обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем: высокая маневренность и подвиж­ность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средст­ва в необходимом количестве и в нужном месте; способность обеспечивать доставку "от двери до двери"" без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования; высокая скорость дос­тавки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевоз­ках на короткие расстояния; широкая сфера применения по ви­дам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки; необ­ходимость меньших капиталовложений в строительство автодо­рог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства).

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства автомобильного транспорта:

маневренность и большая подвижность, мобильность;

доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без допол­нительных перегрузок или пересадок в пути следования;

автономность движения транспортного средства;

высокая скорость доставки;

широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;

более короткий путь следования по сравнению с естественны­ми путями водного транспорта.

Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одно­го пассажира составляет 9 км. Автобусы перевозят более 60 % пас­сажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сель­ской местности - 100 %.

Относительные недостатки автомобильного транспорта:

большая себестоимость; (в десятки раз выше, чем на железнодорожном, водном и других видах транспорта);

большая топливоэнергоемкость, металлоемкость;

низкая производительность единицы подвижного состава (130- 150 тыс. т-км в год);

наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство тре­буется не менее одного водителя); (на автотранспорте занято 3/4 всех работающих на транспорте)

загрязняет окружающую среду.

низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей;

35. Основные показатели материально-технической базы, работы флота и портов.

Для морского транспорта характерны следующие показатели материально-технической базы, работы флота и портов.

Водоизмещение судна D - масса вытесненной судном воды - равно массе судна в тоннах.

Полная грузоподъемность, или дедвейт судна D B , - это максимальное количество груза в тоннах Q , а также запасы топлива q т, воды q в и грузов снабжения q сн, которые может принять судно:

D в = Q + q т + q в + q сн.

Чистая грузоподъемность судна D ч - это максимальное количество груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно может принять к перевозке:

D ч = D в – (q т + q в + q сн).

Грузовместимость судна - объем всех грузовых помещений судна в кубических метрах.

Регистровая вместимость судна (объем судна) - мерительное свидетельство. Регистровая вместимость может быть валовой или полной (брутто) и чистой (нетто). Измеряется объемной регистровой тонной, равной 2,83 м 3 .

Валовая (полная) регистровая вместимость судна W бр - объем, получаемый в результате обмера помещений под верхней палубой и крытых надстроек и рубок.

Чистая регистровая вместимость судна W нт - объем коммерческих эксплуатируемых помещений судна. Используется как показатель для расчета сборов и пошлин в морских портах.

Зависимость между чистой и валовой регистровой вместимостью, полной грузоподъемностью (дедвейтом) и водоизмещением может характеризоваться формулой

W нт = 2/З W 6р = 4/9D в = 8/27D .

Рейс судна - время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку.

Продолжительность рейса судна включает в себя ходовое и стояночное время. Ходовое время зависит от протяженности рейса и скорости хода судна, стояночное - от производительности погрузо-разгрузочных средств, а также уровня организации обслуживания судна в портах.

Различают простые, сложные и круговые рейсы. При перевозке грузов или пассажиров между двумя портами рейс судна называют простым. При перевозке грузов между несколькими портами, в каждом из которых производится погрузка или выгрузка, рейс называют сложным. Если судно перевозит груз между двумя или несколькими портами и возвращается в порт первоначального отправления, то такой рейс называется круговым.

Коэффициент ходового времени К х - отношение ходового времени t x в общей продолжительности рейса Т р:

К х = t х / Т р.

Коэффициент балластного пробега К б определяется делением балластного пробега L б на общий пробег судна L :

К б = L б / L .

Коэффициент загрузки судна ε заг показывает степень использования грузоподъемности судна на момент отхода из порта. Определяется делением массы фактически принятого судном груза Q ф на чистую грузоподъемность судна:

ε заг = Q ф / D ч.

Коэффициент загрузки характеризует степень использования грузоподъемности лишь в простых рейсах, т. е. на отдельных переходах. В круговых или сложных рейсах, когда суда могут плавать с различной загрузкой и совершать переходы в балласте, применяется коэффициент использования грузоподъемности судна.

Коэффициент использования грузоподъемности судна ε ч определяется отношением тонно-миль ∑Ql к тоннаже-милям ∑Dч Li.

Производительность 1 т грузоподъемности судна в сутки μ тс - комплексный показатель, характеризующий использование его производственной мощности на перевозках в сутки. Определяется отношением тонно-миль ∑Ql к числу затраченных тоннаже-суток ∑D ч Т э за определенный период времени:

μ тс = ∑Ql / D ч Т э.

Фактическое количество флота , занятого на перевозках в течение всего календарного периода, определяется следующими формулами:

по количеству судов

,

где Т э1 , Т э2 , ..., Т эn - время, в течение которого каждое судно было занято на перевозках, сут.;

по общей грузоподъемности

D ч взв = ∑D ч Т э / 365,

где ∑D ч Т э - время нахождения судна или флота в эксплуатации соответственно в судо-сутках или тоннаже-сутках.

Грузооборот порта Q n - общее количество грузов, проходящее через его причалы за определенный период времени (чаще всего за год).

Показателями, характеризующими производственную мощность каждого технологического перегрузочного комплекса (ТПК) порта, являются пропускная способность и установленная мощность.

Пропускная способность ТПК П тпк - это максимальное количество груза, которое ТПК может погрузить (выгрузить) на суда за соответствующий период (год, квартал, месяц).

Установленная мощность Q opt - это оптимальное количество груза, которое целесообразно перегружать ТПК при сложившейся структуре грузооборота. Фактический грузооборот порта может быть выше его установленной мощности, но не выше пропускной способности.

Пропускная способность порта П п складывается из пропускных способностей отдельных ТПК.

Валовая интенсивность грузовых работ М вал характеризует интенсивность обработки и обслуживания судна в порту. Рассчитывается как отношение количества груза, погруженного (выгруженного) на судно ∑Q п(в) к полному времени пребывания судна в порту t ст, т. е. от момента окончания швартовки к причалу до момента отхода из порта:

М вал = ∑Q п(в) / ∑ t ст.

Чистая интенсивность грузовых работ М ч характеризует интенсивность погрузочно-разгрузочных работ. Рассчитывается как отношение количества груза, погруженного (выгруженного) на судно ∑Q п(в) ко времени стоянки под грузовыми и другими (совмещенными с грузовыми) операциями по обслуживанию судна ∑t гр оп.

М ч = ∑Q п(в) / ∑t гр оп.

Помимо общих экономических показателей, применяемых на всех видах транспорта, таких как себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, производительность труда при перевозках грузов и пассажиров, а также на погрузочно-разгрузочных работах, на морском транспорте одними из наиболее важных являются валютно-финансовые показатели. К ним относятся:

- валовой доход в иностранной валюте F в, который слагается из провозных плат, арендной платы, услуг пассажирам, торговли, демереджа и т. д.;

- расходы судна в иностранной валюте R в, включающие в себя расходы, связанные с заходами в иностранные порты и временем нахождения в заграничных водах;

- чистая валютная выручка , или чистый доход в иностранной валюте F ч инв - важнейший показатель работы судна в заграничном плавании. Рассчитывается как разность между доходами и расходами в иностранной валюте:

F ч инв = ∑F в - ∑R в;

- валютная эффективность Вэ определяется делением расходов в рублях ∑R руб на чистую валютную выручку F ч инв.

В э = ∑R руб / F ч инв.

Это один из важнейших валютных показателей, характери­зующих результаты работы флота.

36. Номенклатура грузов, транспортируемых трубопроводным транспортом .

Трубопроводный транспорт, вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубопроводам.

Трубопровод, сооружение из труб, соединенных чаще всего сварными, реже - фланцевыми, резьбовыми и др. стыками для транспортировки жидкостей, газов, суспензий, контейнеров и др. под действием разности давлений в различных сечениях. В зависимости от вида транспортируемого продукта трубопровод получает более узкое название: газопровод, нефтепровод, нефтепродуктопровод, конденсатопровод, углепровод, водопровод, аммиакопровод, трубопровод контейнерного транспорта и т.д.

Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.

37. Материально-техническая база железнодорожного транспорта. Виды вагонов.

Материально-техническая база железных дорог состоит из следующих элементов: - путь и путевое хозяйство; - хозяйство электроснабжения; - хозяйство СЦБ и связи; - вагоны и вагонное хозяйство; - локомотивы и локомотивное хозяйство; - станции; - товарные конторы; - грузовое и весовое хозяйство. Перевозка товаров по железной дороге производится в вагонах. В некоторых случаях для осуществления коммерческой деятельности предприятию более выгодно иметь собственный парк вагонов. В любом случае для более рационального использования железнодорожного подвижного состава предприниматель должен знать основные характеристики вагонов. Вагоны - основные перевозочные средства железных дорог. Различают грузовые, пассажирские и специальные вагоны. Совокупность вагонов называют парком. Грузовой парк вагонов состоит из пяти основных видов (родов) вагонов: 1. крытые вагоны используются для перевозки широкой номенклатуры грузов, требующих защиты от воздействий окружающей природной среды; 2. платформы - вагоны с низкими бортами или без бортов, предназначены для перевозки длинномерных и громоздких грузов, не требующих особых мер безопасности перевозки (лесных и строительных грузов, труб, рельсов, некоторых видов машин и агрегатов); 3. полувагоны - вагоны с бортами и без крыши, используются для перевозки навалочных и сыпучих грузов (уголь, руда, зерно и т. п.); 4. цистерны используются при транспортировке массовых жидких грузов (преимущественно нефти и нефтепродуктов, а также химических и пищевых грузов); 5. изотермические вагоны (рефрижераторы) - вагоны со специальным термоизолированным кузовом и устройствами, обеспечивающими стабильность заданных отрицательных (летом) и положительных (зимой) температур для перевозки скоропортящихся грузов. Вагоны характеризуются грузоподъемностью и вместимостью, массой тары и другими параметрами. Грузоподъемность вагона - масса груза, которая может быть погружена в вагон в соответствии с его техническими характеристиками (прочностью его ходовых частей, рамы, кузова). Вместимость - физический объем вагона.

38. Материально-техническая база воздушного транспорта .

Виды подвижного состава

Техническую основу воздушного транспорта составляют летательные аппараты, аэропорты, воздушные линии (трассы), авиаремонтные заводы.

Парк воздушных судов составляют в основном самолеты и вертолеты.

Самолет - это аппарат, полет которого становится возможным благодаря взаимодействию силы тяги двигателя и подъемной силы крыла, которое возникает во время движения. Самолет состоит: из планера, тяговых двигателей, шасси, и комплекса агрегатов, приборов, которые обеспечивают функционирование всех систем самолета и управления .

Вертолет - аппарат, подъем и полет которого осуществляется, с помощью воздушного винта с лопастями, закрепленного на вертикальном валу.

Имеют место конструкции вертолетов с двумя несущими винтами, которые вращаются в разных направлениях и расположенные по оси или на особенных валах, отделенных один от другого.

В зависимости от назначения и отрасли применения летательных аппаратов они делятся на: пассажирские, грузовые, комбинированные (грузопассажирские), специального назначения (сельскохозяйственные, санитарные, пожарные и др.), а также учебно-тренировочные.

Технико - эксплуатационные параметры летательных аппаратов: вместимость (для пассажирских); грузоподъемность (для грузовых); скорость; дальность(беспосадочного полета).

По скорости самолеты разделяют на: со скоростями меньше скорости звука, и на сверхзвуковые.

В зависимости от дальности беспосадочного полета самолеты магистральных соединений распределяют на:

1) дальние (L = 6000 км и больше);

2) средние (L =2 500 - 6000 км);

3) близкие (L = 1000 - 2500 км);

4) местные воздушные линии (L = до 1000 км).

Выше названные параметры находятся в тесной связи с типом и мощностью силовой установки, а также с максимальной взлетной массой (весом) самолета, которые также относятся к важным характеристикам летательных аппаратов.

Распределение самолетов по взлетной массе и классам:

Больше 75 т относятся к І классу;

От 30 до 75 т относятся к ІІ классу;

От 70 до 30 т относятся к ІІІ классу;

Менее 10 т относятся к IV классу.

Взлетная масса определяет тип и вид наземных сооружений гражданской авиации (аэропортов, аэродромов).

Вертолеты разделяют на три весовых категории:

1) легкие - с взлетной массой до 4 т;

2) средние - с взлетной массой от 4 до 12 т;

3) тяжелые - с взлетной массой больше 12 т.

Вертолетные станции в зависимости от годового объема пассажироперевозок разделяют на три класса:

І класс - с объемом пассажирских перевозок больше 30 тыс. чел.;

ІІ класс - от 15 до 30 тыс. чел.;

ІІІ класс - до 15 тыс. чел.

4. Аэропорты: классификация, структура, специальные территории

Воздушное соединение между населенными пунктами осуществляется по постоянным маршрутам, которые называются авиалиниями или воздушными линиями. Авиалиния - это направление (курс) полета воздушного судна.

В воздушном пространстве авиалинии ограничивают коридор для полета воздушного судна, который называют воздушной трассой. Воздушные трассы подразделяют на: 1) международные; 2) государственные; 3) местные .

Главным элементом авиатранспортной системы страны, которая состоит из сети воздушных трасс, является аэропорт.

Аэропорт - это транспортное предприятие, которое осуществляет регулярные воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты и организует обслуживание полетов воздушных судов.

Для обеспечения транспортной работы гидросамолетов используют гидроаэропорты.

Аэропорты также как и воздушные трассы подразделяют на: международные; государственные; местные.

Классификация аэропортов осуществляется по: 1) объемам транспортной работы; 2) видам обслуживания перевозок; 3) транспортному назначению; 4) расположению относительно воздушных линий .

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства автомобильного транспорта:

Маневренность и большая подвижность, мобильность;

Доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без допол­нительных перегрузок или пересадок в пути следования;

Автономность движения транспортного средства;

Высокая скорость доставки;

Широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;

Более короткий путь следования по сравнению с естественны­ми путями водного транспорта.

Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одно­го пассажира составляет 9 км. Автобусы перевозят более 60 % пас­сажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сель­ской местности - 100 %.

Относительные недостатки автомобильного транспорта:

Большая себестоимость; (в десятки раз выше, чем на железнодорожном, водном и других видах транспорта);

Большая топливоэнергоемкость, металлоемкость;

Низкая производительность единицы подвижного состава (130- 150 тыс. т-км в год);

Наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство тре­буется не менее одного водителя); (на автотранспорте занято 3/4 всех работающих на транспорте)

Загрязняет окружающую среду.

Низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей;

Подвижной состав автомобильного транспорта, используемый для перевозок грузов и пассажиров

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся автомобили различных модификаций, полуприцепы и прицепы. Автомобиль-тягач с прицепом или полуприцепом называют авто­поездом. Автомобили можно разделить на грузовые, пассажирские и специальные. К грузовому подвижному составу относят универ­сальные бортовые всех марок и специализированные по видам гру­за рефрижераторные, автоцистерны, фургоны, панелевозы, лесово­зы и др. К пассажирскому подвижному составу относят автобусы и легковые автомобили. Отдельно выделяют грузо-пассажирские ав­томобили, создаваемые обычно на базе легковых автомобилей, но предназначенные для перевозки как пассажиров, так и небольших партий грузов.

К специальному подвижному составу относятся транспорт­ные автомобили, приспособленные для выполнения различных технических функций - автокраны, передвижные электростан­ции и компрессоры, пожарные, санитарные, коммунальные. В отдельную подгруппу выделяют спортивные автомобили.



Тема 4.2 Морской транспорт. Воздушный транспорт. Трубопроводный транспорт

Морской транспорт

Техническую базу современного морского транспорта составляют:

Морские суда (флот),

Морские порты,

Судоремонтные заводы,

Некоторые элементы морских путей, прочие устройства и оборудование, дислоцированные в 5 бассейнах.

1) Северный морской бассейн охватывает моря: Белое, Баренцево, Карское и Лаптевых;

2) Балтийский бассейн - Балтийское море;

3) Черноморско-Азовский бассейн - моря Черное и Азовское, а также выход на р. Дунай;

4) Каспийский бассейн включает Каспийское море, р. Амударья;

5) Дальневосточный - Японское, Охотское, Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское моря.

Флот - основа морского транспорта. В составе гражданского морского флота главное место занимают различные торговые суда, к которым относятся все суда, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также для морского промысла (рыболовные и др.), буксировки других судов, гидротехнических работ и подъема затонувших судов и имущества. Отдельную категорию судов составляют суда для охраны промыслов, санитарные, карантинные, научно-исследовательские, спортивные и т. п.

По эксплуатационному назначению различают суда:

Транспортные - для перевозок грузов и пассажиров;

Служебно-вспомогательные (буксиры, ледоколы, пожарные, разъездные);

Технического флота (дноуглубительные, землесосы, грунтоотвозные, краны и др.).

Ядро торгового морского флота составляют транспортные суда, включающие пассажирские, грузопассажирские и грузовые.

Характеристики морских судов

Главное качество любого морского судна - его мореходность , которая слагается из следующих характеристик: способности плавать с установленной нагрузкой в любую погоду (плавучесть); возвращаться в исходное положение после воздействия внешней силы (устойчивость); оставаться на плаву при частичном затоплении помещений (непотопляемость); развивать соответствующую мощности двигателя скорость (ходкость); сохранять заданное направление движения и изменять его под действием руля (управляемость).



Наиболее важными характеристиками считают так называемые размерения , описывающие геометрию судна, а также весовые и объемные параметры. Важными показателями судна считаются скорость хода и мощность силовой установки . Весовыми показателями являются: водоизмещение , равное массе воды, вытесняемой судном при погружении до действующей ватерлинии; полная грузоподъемность судна или дедвейт (двт), равный массе груза плюс масса запасов топлива, материалов снабжения, воды, продуктов питания и т. п.; чистая грузоподъемность , т. е. максимальное количество тонн коммерческого груза, которое может взять судно.
В качестве объемных характеристик используются: грузовместимость , определяемая кубатурой грузовых помещений, и так называемая регистровая вместимость , исчисляемая в регистровых тоннах, из расчета 2,83 м2 объема помещений на 1 регистровую тонну. Для каждого судна устанавливаются валовая и чистая регистровые вместимости. Валовая вместимость включает объем всех помещений судна (грузовых, жилых, бытовых, санитарных, кладовых, для водяного балласта кроме двойного дна и т. п.), а также крытые и отгороженные помещения для рулевых машин и других механизмов. Чистая регистровая вместимость определяется объемом собственно грузовых помещений или кубатурой, которая может быть использована для груза. На каждом судне имеется специальное мерительное свидетельство, где указаны его валовая и чистая регистровые вместимости.

По сложившейся традиции во всем мире скорость судов исчисляется в узлах, т. е. в морских милях в час (1,852 км/ч), а мощность главной силовой установки в лошадиных силах, хотя в последнее время мощность измеряют в киловаттах (кВт).

На морских и океанских просторах судно подвергается мощному воздействию волн, ветра, течений, температур и многих других факторов, поэтому морское судно должно быть особо прочным и сохранять работоспособность в условиях всех широт, где оно может оказаться. Неограниченность плавания морских судов в пределах мирового океана и необходимость движения в любое время суток и в любых метеорологических условиях требуют наличия на них комплекса устройств безопасности и жизнеобеспечения для команды и пассажиров. Именно поэтому морские суда представляют собой дорогое средство транспорта. Экономичность их эксплуатации может быть достигнута только при минимуме простоя и балластного (порожнего) пробега.

Судно представляет собой основную производственную единицу морского транспорта, которая может иметь отдельный производственный план и в пределах довольно длительного времени самостоятельно производить и реализовывать транспортную продукцию независимо от других элементов и звеньев морского транспорта.

Морские порты - важное звено морского транспорта; они во многом определяют эффективность использования флота. Различают порты общего назначения, специализированные и комбинированные.

1) Порты общего назначения принимают все суда, включая пассажирские, и перерабатывают все грузы обычно на общих причалах. Как правило, эти порты имеют относительно небольшой грузооборот.

2) Специализированные порты сооружаются для переработки грузов определенной группы или конкретного наименования (угля, руды, леса, зерна, нефтегрузов, цемента и т. п.) и при больших грузопотоках оборудуются мощными перегрузочными машинами. Эти порты имеют большие глубины акваторий, подходных каналов, мощные причалы (береговые и рейдовые) , емкие складские помещения и площади, сложное железнодорожное хозяйство.

3) Комбинированные порты имеют отдельные причалы, а чаще целые районы для переработки специальных грузов и грузов общего назначения, а также для обработки пассажирских судов.
Судоремонтные заводы сооружаются, как правило, вблизи крупных морских портов и осуществляют случайный, периодический и капитальный ремонты, а также реконструкцию судов всех или отдельных типов. Важными элементами судоремонтных заводов являются сухие и плавучие доки, которые во многом определяют технические возможности. заводов.

Под термином «морской путь» обычно понимают водное пространство морей и океанов, включая естественные проливы и искусственные каналы. Характерной особенностью морских путей является то, что они не требуют предварительных работ по их сооружению и поддержанию в эксплуатационном состоянии. Сказанное, однако, не относится к каналам и акваториям портов. Принято считать, что морские пути горизонтальны. При движении суда не расходуют энергию на преодоление силы тяжести. Эти пути в значительной степени и прямолинейны, и пропускная способность их в открытых морях практически неограниченна, хотя многие проливы и «узкости» существенно затрудняют пропуск судов.

Технология работы морского транспорта специфична и регламентируется многими техническими документами (наставлениями, инструкциями), содержащими правила работы соответственно судов, портов, судоремонтных и других предприятий с целью обеспечения их нормального и безопасного функционирования. Технологический процесс работы судов определяет порядок:

Подачи судна под погрузку, включающий операции движения судна к порту, маневрирование на акватории порта при постановке к причалу, швартовку, документальное оформление;

Обработки судна в процессе погрузки, когда производится раскрытие люков и подготовка грузовых помещений к приему груза;

Осмотра и проверки груза с точки зрения возможности принятия его к перевозке, а также собственно погрузку с использованием судовых и портовых средств механизации, размещение и закрепление груза в трюмах и на палубах, закрытие люков и оформление грузовых документов;

Подготовки судна к рейсу, которая заключается в расчете наивыгоднейшего курса следования, выяснения и изучения обстановки предстоящего плавания, снабжения судна топливом, водой, необходимыми материалами, инвентарем, продовольствием и подготовке документов;

Выхода судна из порта, включающего такие операции, как подготовка для отшвартовки судна, отход от причала (часто с помощью вспомогательных буксиров), маневрирование на акватории порта, выход из порта;
-движения судна по курсу, в процессе которого производится большое число различных операций, обеспечивающих нормальное и безопасное плавание.

По прибытии судна в порт конечного назначения производится комплекс операций, связанных с выгрузкой грузов. Эти операции аналогичны тем, которые названы применительно к погрузке.

Технологический процесс работы портов слагается из следующих основных элементов:

Приема грузов от клиентуры к перевозке, взвешивания предъявленного груза, маркировки, укладки груза на причале и документального оформления;

Подготовки порта к приему судов, состоящей из операций подготовки причалов, буксиров, средств механизации для производства грузовых работ, а также составления «грузового плана»;

Погрузки (выгрузки) судов, в процессе которой совершаются собственно грузовые операции в соответствии с принятым оперативным планом, а также оформление документов;

Подготовки порта к отходу судна, включающей подготовку буксиров и других средств для вывода судна из порта, осмотр судна и оформление его отхода;

Выдачи грузов получателям с оформлением и расчетами.
При разработке всех технологических процессов и при их осуществлении стремятся к максимальной параллельности операций с целью сокращения общего простоя судна и достижения наивысшей производительности труда.

Организация перевозочного процесса на морском транспорте направлена на выполнение годового государственного плана перевозок (с разбивкой по кварталам) и определяется прежде всего этим документом.

На основании годового плана перевозок, содержащего данные об основных родах грузов, портах отправления и отправителях, на всех уровнях разрабатываются соответствующие внутриведомственные документы (технический план, график движения судов и др.), регламентирующие техническую работу судов, портов, судоремонтных предприятий и других подразделений морского транспорта.

Перевозка грузов и пассажиров осуществляется морским флотом во внутренних и внешних сообщениях.

Во внутренних сообщениях он обслуживает потребности народного хозяйства, выполняя межрайонные и внутрирайонные перевозки.

Во внешних сообщениях различают два вида перевозок: а) перевозки при экспорте и импорте товаров и б) перевозки между иностранными портами (МИП). В зависимости от вида плавания различают заграничное плавание (загранплавание) и каботаж, который в свою очередь делится на большой каботаж, т. е. плавание между отечественными портами различных бассейнов с заходом в иностранные воды, и малый каботаж - плавание между отечественными портами в пределах одного-двух бассейнов без захода в территориальные воды других государств.

Организация морского судоходства имеет две основные формы :

Линейное, или регулярное, судоходство на направлениях с устойчивым потоком грузов (или пассажиров). На таких линиях суда закрепляются для регулярной работы на срок не менее 3 месяцев;

Рейсовое (трамповое) судоходство при непостоянном потоке, когда перевозка выполняется отдельными рейсами в зависимости от предъявления грузов (без закрепления за линией судов).

Движение морских судов организуется либо по расписанию, что характерно для линейного судоходства и прежде всего для пассажирских судов, либо так называемыми последовательными рейсами (без предварительно объявляемого расписания).

Технический план разрабатывается на основании откорректированных месячных планов перевозок с целью уточнения заданий по расстановке флота, работе портов и других звеньев, исходя из стремления выполнить перевозки с наименьшей затратой трудовых ресурсов, материальных и финансовых средств.

Графики движения судов разрабатываются в пароходствах и определяют работу каждого судна во времени и пространстве в течение планируемого месяца. На сетке графика с указанием только суток или суток, разбитых, например, по 3-часовым периодам, указываются все порты, в которые должно заходить судно для погрузки, догрузки, выгрузки, бункеровки и других предвидимых операций. Затем соответствующими линиями наносится на эту сетку работа судна в виде последовательных операций: переходов из порта в порт и времени пребывания в каждом порту. На той же сетке рядом с плановыми линиями диспетчерский аппарат?, пользуясь радио и другими видами связи, наносит на график линии фактического следования судна.

Графики плановой и исполненной работы судов позволяют вести оперативный контроль за движением каждого отдельного судна, следить за динамикой дислокации флота и накапливать аналитический материал для последующего совершенствования организации перевозок.

Управление морским транспортом осуществляет Министерство транспорта РФ Федеральное агентство морского и речного транспорт, имеющее соответствующие функциональные службы и цехи, обеспечивающие квалифицированное руководство и выполнение определенных операций при осуществлении перевозочного процесса.

Воздушный транспорт

В основе воздушного транспорта лежат: летательные аппараты, аэропорты, воздушные линии (трассы), авиаремонтные заводы.

Парк летательных аппаратов состоит в основном из самолетов и вертолетов и является ведущим звеном воздушного транспорта.
Самолет представляет собой аппарат тяжелее воздуха, полет которого становится возможным благодаря взаимодействию силы тяги двигателей и возникающей (при движении) под ее воздействием подъемной силы крыла. Каждый самолет состоит из планера, тяговых двигателей, шасси и комплекса агрегатов и приборов для обеспечения функционирования всех систем самолета и управления ими.

Вертолет - аппарат, подъем и полет которого осуществляются с помощью несущего воздушного винта с длинными лопастями, закрепленными на вертикальном валу. Имеются конструкции вертолетов с двумя несущими винтами, вращающимися в разные стороны и расположенными соосно, или на особых валах, отделенных друг от друга. На некоторых типах машин для увеличения скорости горизонтального полета устанавливаются дополнительные (реактивные) двигатели.

В зависимости от назначения и области применения летательные аппараты разделяются на: пассажирские, грузовые, комбинированные (грузопассажирские) и специального применения (сельскохозяйственные, санитарные, аэрофотосъемочные и т. п.), а также учебно-тренировочные.
Важнейшими технико-эксплуатационными параметрами летательных аппаратов являются вместимость (для пассажирских) и грузоподъемность (для грузовых), а также скорость и дальность (беспосадочного) полета. По скорости полета различают самолеты дозвуковые, т. е. летающие со скоростями менее скорости звука (М) (как правило, 0,8 М) и сверхзвуковые, крейсерская скорость которых превышает число Маха (М).

В зависимости от дальности беспосадочного полета (L) различают самолеты магистральных сообщений: дальние- (L) = 6000 км и более); средние (L = 2500 - 6000 км); ближние (L=1000-2500 км); самолеты местных воздушных линий (L = до 1000 км):

Названные параметры находятся в тесной связи с типом и мощностью силовой установки, а также с максимальной взлетной массой (весом) самолета , которые также относятся к важным характеристикам летательных аппаратов. Самолеты с взлетной массой более 75 т относят к I классу, от 30 до 75 - ко II, от 10 до 30 - к III и с массой менее 10 т - к IV классу.

Взлетная масса во многом определяет тип и вид наземных сооружений гражданской авиации (аэропортов, аэродромов).

Аэропорт представляет собой комплекс инженерных сооружений, обеспечивающих отправление на линии и прием с линий пассажиров и грузов, а также подготовку и экипировку летательных аппаратов для эффективного выполнения ими транспортных функций.

Современные аэропорты включают: аэродром, приаэродромную территорию и служебно-техническую территорию с аэровокзалом.

Аэродром - основная и важнейшая часть аэропорта. Главным сооружением аэродрома являются летные полосы для осуществления взлета и посадки самолетов. Каждый аэропорт оснащается соответствующим комплексом средств навигации и управления воздушным движением.

На территории аэропортов эксплуатируются многочисленные инженерные сети и коммуникации, в том числе: водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, топливоснабжения, подачи сжатого воздуха, электроснабжения, освещения, канализации, связи и т.п.

Тонкую и особо ответственную технику представляют средства посадки самолетов, в частности, радиомаячные системы и светосигнальное оборудование. Для всепогодной посадки применяется аппаратура высшей сложности, основанная на широком применении современных ЭВМ, радаров и различных автоматов.

Авиаремонтные заводы представляют собой предприятия, обеспечивающие соответствующие виды ремонта одного или нескольких типов самолетов и вертолетов.

Технология эксплуатационной работы на воздушном транспорте обеспечивает эффективную и безопасную эксплуатацию всех технических средств гражданской авиации. В общем комплексе многочисленных и разнообразных технологических процессов особо важное значение имеет порядок эксплуатационного содержания и технического обслуживания летательных аппаратов и аэропортов.

Сущность, порядок и сроки технического обслуживания летательных аппаратов определяются особыми техническими документами (регламентами), в соответствии с которыми особая служба авиационно-техническая база осуществляет оперативное, периодическое и профилактическое обслуживание.
Организация перевозок определяется прежде всего государственным заказом (планом) перевозок пассажиров и грузов. Объемы перевозочной работы устанавливаются на пятилетие и год (с разбивкой по кварталам). Задание по перевозкам распределяется по направлениям (линиям) и основным подразделениям, что предопределяет ранжирование и гегорафию регулярных воздушных линий, а также расстановку самолетов и вертолетов по маршрутам полета и территориальным подразделениям и авиапредприятиям. Эксплуатационную работу по приему и отправлению пассажиров, почты и грузов в аэропортах осуществляет служба организации перевозок.

Важнейшим документом , организующим взаимодействие всех подразделений и служб на всех уровнях, является расписание движения воздушных судов, которое разрабатывается, как правило, два раза в год на летний и зимний периоды для внутренних и международных регулярных воздушных линий.

Расписание, строго фиксирующее вылет и прибытие каждого самолета по каждому пункту, становится базой для разработки многочисленных графиков оборота самолетов и работы экипажей, а также деятельности всех эксплуатационных и ремонтных предприятий (и цехов) воздушного транспорта.

Управление воздушным транспортом, как отраслью народного хозяйства, осуществляется Министерством транспорта РФ Федеральное агентство воздушного транспорта, которое в качестве центрального аппарата имеет соответствующие отраслевые управления и отделы.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводы, предназначенные для перемещения жидкостей, известны с древнейших времен. Это были прежде всего водопроводы, которые в настоящее время имеют огромное распространение, но не считаются транспортными коммуникациями. В современной транспортной терминологии под трубопроводным транспортом обычно понимают трубопроводы в комплексе с другими устройствами, предназначенные преимущественно для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа.

Первый нефтепровод в России с трубой диаметром 100 мм и протяженностью 12 км соединил в 70-х гг. прошлого столетия Балахнинские промыслы с нефтеперерабатывающим заводом в районе Баку. В 1891909 гг. был построен один из крупнейших для своего времени нефтепровод для перекачки керосина от Баку до Батуми (850 км) с трубами диаметром 200 мм, спроектированный выдающимся русским инженером В. Г. Шуховым. Позднее были сооружены относительно небольшие трубопроводы от новых нефтяных промыслов к портам и городам и среди них: Грозный - Петровск-порт (Махачкала), Тула - Краснодар и некоторые другие. Газопроводного транспорта Россия не имела, если не считать небольшие линии местного значения для передачи газа, получаемого путем перегонки угля, древесины, нефти.

В настоящее время нефте- и продуктопроводы классифицируют как магистральные, подводящие и промысловые. В газовой промышленности различают магистральные и местные газопроводы.

Техническая база современного трубопроводного транспорта включает:

Собственно трубопровод, представляющий собой линейную магистраль из сваренных и соответствующим образом изолированных труб с устройствами электрозащиты. Разновидностью линейной части являются наземные и подземные переходы через реки, озера, проливы, болота, автомагистрали, железнодорожные пути и т.п., имеющие, однако, более сложную конструкцию;

Перекачечные и компрессорные станции для транспортирования жидких или газообразных продуктов по трубопроводу в качестве головных (начальных) и промежуточных станций;

Линейные узлы, представляющие собой устройства для соединения или разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и перекрытия отдельных участков линии при ремонте;

Линии электр оснабжения, если силовые агрегаты (насосы, компрессоры) имеют электрический привод;

Линии (средства) связи для передачи необходимой информации, обеспечивающей нормальное функционирование системы.
В комплекс технического оснащения нефтепроводов входят сооружения и оборудование для обезвоживания и дегазации нефти, подогрева вязких сортов нефти (продуктов), особые емкости и многое другое. Соответственно на газопроводах сооружаются компрессорные установки компримирования (сжатия) газа, установки для осушения и очистки газа, оборудование для придания резкого запаха (одиризация), распределительные станции и др.
В нефте- и газотранспортных системах используются, как правило, стальные прямошовные сварные трубы диаметром от 520 до 1020 мм. В обычных топографических и геологических условиях покрытые антикоррозионными составами трубы укладываются в траншее глубиной до I м от верхней образующей труб. Работы по подготовке траншеи и укладке в нее трубопровода осуществляются с помощью комплекта специальных машин. В отдельных случаях трубопроводы укладываются на поверхности земли или поднимаются на эстакады, а при пересечении водных преград проводятся по дну реки, озер и морских проливов (акваторий).

На трубопроводах большого протяжения промежуточные перекачечные и компрессорные станции сооружаются через каждые 100- 150 км. В качестве перекачечных агрегатов применяются поршневые или центробежные насосы с электрическим, дизельным или газотурбинным приводом. Газокомпрессоры также имеют преимущественно электрический или газотурбинный привод. Единичная мощность силовых агрегатов обычно составляет 4-6 тыс. кВт, но в отдельных случаях достигает 10 тыс. кВт и выше.

В первых магистральных газопроводах поддерживалось рабочее давление в основном 12-25 атм. На последующих оно было повышено в несколько раз. Сооружаемые по трассе и в конце газопроводной магистрали распределительные станции понижают давление поступающего к ним газа и подают его в распределительную сеть потребителям.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

Деньгуб Александра Руслановна
Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса
студент кафедры транспортных процессов и технологии


Аннотация
Транспорт в современном мире очень развит и востребован. На сегодняшний день почти каждая организация нуждается в перевозке товаров, материалов или оборудования. Сам груз и расстояние на которое он транспортируется предполагает определенных условий перевозочного процесса. Условия для перемещения груза создают при выборе вида транспорта, на котором перевозится товар. При выборе вида транспорта для перевозки важно знать преимущества и недостатки данного вида, чтобы выбрать самый оптимальный вид транспорта.

THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF CAR TRANSPORTATION

Dengub Alexandra Ruslanovna
Vladivostok State University Economics and Service
student of the department of transport processes and technology


Abstract
Transport in the modern world is very developed and demand. Today almost every organization needs in the transport of goods, materials or equipment. Self load and the distance to which it is transported requires certain conditions of the transportation process. The conditions for moving goods pose when choosing a mode of transport on which the goods are transported. When choosing a mode of transport for the transport of important to know the advantages and disadvantages of this type in order to choose the best mode of transport.

Транспортная система страны занимает особую позицию, так как является системой обеспечения, обмена, товародвижения, перевозки грузов, позволяет осваивать новые территории. Как отрасль транспорт не производит продукцию и имеет свой ряд особенностей. В свою очередь, транспорт не является производителем продукции, не указывает на то, что он не имеет производительность. Производство транспорта заключается в самой перевозке, то есть транспорт вырабатывает перевозку и производит услугу. Он влияет на повышение стоимости товаров, за счет образуемых в процессе перевозки транспортных издержек. При этом ускоряет процесс обмена грузами и товарами.

Перевозка грузов представляет собой процесс перемещения груза от пункта отправления к пункту назначения с использованием транспорта. В современном мире грузоперевозка стала не только возможностью, а приобрела характер нужды. С каждым годом спрос на перемещение и обмен возрастает. Функционирование практически каждой организации, государственной, коммерческой или иной формы требует к себе доступ к заказам материалов, средств, обеспечивающих работу и производство, так же передачу, например, готовой продукции к точке сбыта. С помощью перемещения можно соединить удаленные пункты между собой и наладить связи между организациями. Перевозка грузов реализует ускоренный процесс работы всего населения, сокращая время на ожидания при правильном выборе способа перевозки, в котором имеет огромное значение качественная организация и грамотное планирование. Так грузоперевозка создает собой сложный процесс, сочетающий в себе систему взаимосвязей.

Активное территориальное развитие, относящее к себе большое количество различных населенных пунктов и городов выражает самый мобильный способ передвижения, транспортирования, который заключает в себе перемещение на короткие и дальние расстояния. Способ такой перевозки требует транспорт, доступный, с высокой маневренностью и хорошими перспективами использования, такими параметрами обладает автомобильный транспорт.

Важным достоинством каждой автомобильной грузоперевозки является доставка “от двери до двери”. Основой развития обмена товарами и грузами становится возможность доставки “точно в срок”. Благодаря автомобильной перевозке, два важных аспекта удается сочетать и успешно применять на практике. Об этом может свидетельствовать нахождение на рынке множества транспортно – логистических компаний, существующих в условиях большой конкурентной борьбы. Не смотря на столь сильную конкуренцию, деятельность организаций способствуют успешному развитию логистической сети, и с каждым годом появление новых компаний на рынке подкрепляют успешность и эффективность деятельности транспортных предприятий, обусловленных потребностью в перевозке грузов.

Автомобильные грузоперевозки является одним из самых популярных видов перевозки между населенными пунктами удаленных между собой на небольшом расстоянии, и занимают большую часть всех перевозок страны (рисунок 1).

Рисунок 1 – ” Доля автомобильных перевозок”

Перевозка грузов на автомобильном транспорте очень мобильна. На не больших расстояниях вид данной перевозки имеет высокую скорость доставки.

Возможность осуществлять сборные грузы. Такая перевозка предполагает перемещение нескольких грузов разных заказчиков. Перспективно использовать сборный груз, когда все пункты назначения находятся рядом или по пути. При транспортировании сборного груза, стоимость перевозки уменьшается.

Автомобильная перевозка очень удобна при обслуживании нескольких пунктов сразу за один рейс, благодаря возможности выгружать и забирать груз в короткий период времени. Обладает преимуществом высокой сохранности перевозимого груза. Автомобильная грузоперевозка обладает преимуществом доставки товара:

    к местам погрузочно – разгрузочных работ;

    к месту хранения груза.

Перемещение груза на автомобильном транспорте снижает затраты на упаковочные материалы, не требует дорогостоящей упаковки. Номенклатура грузов перевозимых автомобильным транспортом расширяет возможности использования, увеличивая производительность данного вида перевозки.

Автомобильный вид транспорта используется для перевозок грузов между городами и регионами. На дальние расстояния автомобильный вид транспорта используется только при сложности географического расположения населенного пункта, если нет возможности использовать другой вид транспорта. Как и многие другие способы перевозки грузов, зависит от погодных условий, как правило сложности или задержки рейсов возникают в зимний период времени. При ухудшении погодных условий многие автомобили прерывают перевозку, или вовсе не планируется перевозка в этот день. Погодные условия могут принести ущерб компании которой принадлежит автомобиль, в случае заноса или дорожно-транспортного происшествия, ущерб здоровью водителя, а так же нанести повреждения перевозимому грузу. К погодным условиям можно отнести стихийные бедствия, землетрясения, штормы. Дорожные условия влияют на скорость доставки груза.

Влияние на организацию перевозочного процесса на автомобильном транспорте могут оказывать факторы внутренней среды, связанные с организацией работы сотрудников. Недостатком и распространенной ошибкой автомобильной перевозки грузов становится пренебрежение техники безопасности при погрузке и выгрузке товаров. На данном этапе перевозки происходят частые случаи повреждения самого груза.

Рассмотрим ситуацию при которой одна компания совершает перевозку, а другая компания предоставляет услуги хранения груза на своем складском помещении. За весь путь следования от продавца к покупателю груз перенес операцию погрузки товара, перемещение и операцию по выгрузки товара. Все стороны соблюдали нормы и правила техники безопасности. Об это свидетельствовали документы, подтверждающие исправное состояние груза. Груз бы обычным и не имел особых требований к перевозки, предусмотренных своей категорией. После того как груз прибыл к месту хранения, происходит операция по перемещению на временное хранение. Затем груз проходит операцию погрузки на транспортное средство и автомобиль перевозит товар к конечной точке. Однако при соблюдении всех правил перевозки, груз к конечному пункту назначения прибыл поврежденным. В данной ситуации заказчик испытывает неудобство и неудовлетворенность качеством перевозки.

Возникает вопрос: – “Почему же при соблюдении всех правил, груз был поврежден?”. Если рассмотреть весь процесс данной ситуации, то можно увидеть, что было несколько операций по погрузке и выгрузке товара. При исполнении погрузочно-разгрузочных работ происходит передача транспортных документов, а так же передача ответственности за сохранность товара от перевозчика к компании, предоставляющей склад. Затем происходит такая же операция “в обратном направлении”. Так как процесс данной перевозки содержит несколько погрузочно-разгрузочных работ, очень сложно выявить на каком этапе груз претерпел повреждение. Документы подтверждают, что груз не был поврежден не на одном этапе. Это означает безответственность сторон, а так же невнимательное отношение к соблюдению всех норм и правил перевозочного процесса, а так же их нарушение.

Одним из недостатков автомобильных перевозок является состояние дорог (рисунок 2), по которым каждый день проходят сотни и тысячи грузовых автомобилей.


Рисунок 2 – ” Состояние дороги”

Состояние дорожной сети страны замедляет скорость доставки товаров. Увеличивает вероятность создания непредвиденных обстоятельств: дорожно-транспортные происшествия, поломка автомобиля, снижение скорости автомобиля на сложных участках, на участках, связанных с ремонтом дорог. Так же при возникновении обстоятельств, связанных с ремонтом дороги, может измениться маршрут следования транспортного средства, увеличивая время, затраченное на перевозку груза.

На пути следования автомобиля при возникновении ДТП или других неблагоприятных условий, может случится поломка транспортного средства, которая задерживает груз, увеличивая время перевозки. По сравнению с другими видами транспорта, автомобили чаще ломаются, и тогда осуществляют ремонт в пути. Это обусловлено различием эксплуатации видов транспорта и большим количеством участников дорожного движения, которые тоже могут повлиять на перевозку.

Преимущества и недостатки любого вида транспорта позволяют оценить все возможности транспортного средства, возможности использования маршрута, которого требует к себе перевозка. Позволяет сочетать смешанные перевозки, оценить возможность доступности расположения пункта прибытия груза. Выбор вида транспорта осуществляется из сопоставления преимуществ и недостатков.

Преимущества автомобильного транспорта сочетают небольшие затраты на перевозку, доступность, возможность выбора из множества компаний, выбор той, которая наиболее близка к поставленной задаче о перевозке груза, требующейся заказчику. Мобильность, маневренность транспортного средства дает преимущества в перемещении товаров в городской сети, в крае или области, между городами и населенными пунктами. Автомобильная перевозка востребована при удаленности пунктов от возможности использования другого вида транспорта, иногда является единственным видом транспорта, который может доставить груз. Перевозка автомобилем может использоваться на дальние расстояния, например, внутри страны. Автомобильная перевозка может быть как “основной”, так и “вспомогательной”. “Основная” предполагает перевозку груза от пункта оправления до пункта назначения, “вспомогательная” осуществление транспортировки товара от место выгрузки до места погрузки или от места выгрузки до места хранения товара.

Недостатки очень важная черта при выборе вида транспорта. Минусы каждого вида транспорта описывают неблагоприятные стороны, то чего следует избежать, или наоборот, обратить внимание. Недостатки автомобильного транспорта описывают возможные риски с которыми могут столкнутся стороны перевозки. Повышенное внимание к недостаткам предостерегут от их возникновения, или укажут на дополнительные мероприятия, которые следует организовать и включить в процесс перевозки. При сравнении недостатков между несколькими видами транспорта можно определить и выбрать ту перевозку, которая меньше содержит минусов и больше преимуществ.

При сравнении недостатков и преимуществ автомобильной перевозки грузов, преимуществ больше, чем недостатков. Но не всегда это станет основой выбора вида транспорта, потому что при определенных условиях, один недостаток может поменять выбор совсем в другую сторону, чаще всего, при выборе автомобильной перевозки, такой ситуацией становиться изменение погодных условий.

  • Соломахин Ю.В. Общий курс транспорта/курс лекций/ ВГУЭС. 2014.
  • Технология, организация и управление автомобильными перевозками: сборник научных трудов / Федеральное агентство по образованию, Сибирская гос. автомобильно-дорожная акад. (СибАДИ). Омск, 2009. Том № 2
  • Транспортная система России. URL: http://uchebnik-online.com/128/765.html (дата обращения 29.05.2015).
  • Количество просмотров публикации: Please wait



    Поделиться