Распространённые причины перерасхода топлива. Большой расход бензина: причины

Организации, эксплуатирующие дорожно-строительную технику, часто сталкиваются с проблемами назначения норм расхода топлива. Нормативные показатели часто не совпадают с фактическими. Каковы причины этого?

Организации, эксплуатирующие дорожно-строительную технику, часто сталкиваются с проблемами при нормировании расхода топлива. Эти проблемы решаются двумя основными способами - аппаратным и организационным. В первом случае используется бортовой компьютер либо специальный регистратор - "чёрный ящик", различные модификации которого в достаточном количестве реализуются на рынке. А во втором, когда у компании нет, как считают ее руководители, свободных средств для приобретения компьютеризированных образцов строительной и другой техники или отдельно регистраторов (с установкой, которая тоже "стоит денег"), - производится ряд административно-технических мероприятий. В их основе лежат соответствующие методические подходы, о которых и пойдёт речь в данной публикации.

Причины перерасхода топлива и пути их устранения

При приобретении техники иностранных марок, техники нового для предприятия вида инженеры, ответственные за разработку норм, как правило, не имеют ни исходных данных, ни текущих наработок по расходу топлива. В этом случае обычно назначают представителя из состава ИТР, который едет на объект и проводит замеры. По их результатам устанавли вается норма, по сути весьма далёкая от истинного положения дел.

Дело в том, что при "замерах" самоходный механизм работает, т.е. простои (холостой ход) сведены к минимуму. Часто бывает так: с приездом на объект проверяющего работа "оживает", в остальное же время, главным образом, при попустительстве бригадиров простои на холостом ходу могут составлять до 50 % от общего времени, идущего в зачет машинисту. К примеру, в минуты технологических или обеденных перерывов некоторые машинисты не выключают двигатель, величина моточасов возрастает, а количество израсходованного топлива уменьшается. В результате появляется возможность хищения остатков топлива. Поэтому, проведя замеры, обычно уменьшают норму расхода топлива примерно на треть, полагая это "золотой серединой". А в конце месяца вновь выявлен перерасход. В чем причина? Плохие погодные условия или хищение, а, может быть, просто резко уменьшилось число простоев на холостом ходу?

Итак, выделим основные причины, по которым происходит перерасход топлива:

  • хищение;
  • увеличение интенсивности работы (сокращение простоев);
  • ухудшение погодных условий;
  • скрытая техническая неисправность.

Рассмотрим эти причины подробнее.

Хищение

Ни для кого не секрет, что хищения топлива - это бич поголовного большинства предприятий, имеющих на балансе машины и механизмы. Каким образом оно происходит в случае использования самоходных механизмов, наработка которых ведется в моточасах и наглядно отражается на мотосчётчике?

Первый вариант . "Подкручивание" счетчика. В этом случае поймать расхитителя трудно, разве что только застав его на месте преступления. Поэтому предприятия должны обеспечить защиту мотосчётчиков от постороннего вторжения чисто техническими средствами и контролем со стороны должностных лиц. В противном случае размеры убытков достигнут огромных размеров.

Второй вариант. В результате простоев на холостом ходу возрастает неучтённый остаток топлива, который машинисты, обладающие базовыми знаниями математики, умело высчитывают и сливают. "Математиков" легко вычислить: из месяца в месяц у них всегда перерасход - 0, экономия - 0. Это обстоятельство хоть и радует глаз главного инженера, но служит тревожным сигналом. С этим вариантом хищения бороться можно только одним способом - жестким контролем должностных лиц и бригадиров, их действиями по пресечению простоев на холостом ходу.

Увеличение интенсивности работы

Вот это как раз яркий пример правильной работы начальника участка, прораба. Если грамотно рассчитана норма расхода топлива и пресекаются простои, ежемесячный фактический расход не должен сильно отличаться от нормированного.

А все-таки, может ли он отличаться? Может! И это не должно пугать начальников. Итак, изменение интенсивности рассмотрим на примере работающего экскаватора, загружающего карьерные самосвалы. Плечо "погрузки-разгрузки" этих самосвалов может составлять 50 м, а может иметь и несколько километров. Количество самосвалов, курсирующих по этому плечу, тоже может быть различным. Все это приводит к тому, что в одном случае экскаватор после погрузки одной машины незамедлительно приступает к погрузке другой, а в другом - ожидает подхода транспортного средства. При этом появляется время ожидания, которое и должно четко контролироваться ответственным инженером. Если по каким-то причинам работа приостановлена, должна последовать команда "заглушить двигатели".

Кроме того, если в этом месяце на данном объекте ожидается работа с вынужденными простоями (большое "плечо", мало автотранспортной техники и т.д.), есть смысл ввести для некоторых видов погрузочной техники уменьшающую поправку. Эта задача лежит на начальнике участка. Ведь это он при первоначальной оценке объекта рассчитывает количество выделяемой на объект техники, и от его компетентности зависит, будут ли машины простаивать под погрузкойразгрузкой или нет.

Ухудшение погодных условий

Это естественная, но предсказуемая причина увеличения расхода топлива. С началом дождей самодвижущейся технике все труднее преодолевать расстояния (на работе экскаваторов это сказывается в меньшей степени), начинается "пережог" топлива. Решить эту проблему просто: расход топлива для каждого вида техники должен быть замерен дважды - как в ясный день, так и в период дождей. И путем несложных вычислений можно зафиксировать величину поправок к нормам, которые, соответственно, добавляются или отнимаются в различные сезонные периоды.

Скрытая техническая неисправность

Внезапно образовавшаяся скрытая техническая неисправность также может быть причиной увеличившегося расхода топлива. В нашей практике был такой случай: внезапно увеличился расход топлива на одной из импортных машин. В ходе детального разбирательства выяснилось, что причина - в технической неисправности и для устранения перерасхода необходимо заменить насос-форсунки. Была рассчитана экономическая целесообразность и сделан вывод: менять дорогостоящую импортную деталь невыгодно,поскольку по остальным параметрам техника работала без замечаний. Разумеется, в каждом случае разбираться необходимо тщательно, с привлечением специалистов.

Методика расчета времени простоев на холостом ходу

Допустим, на предприятии установлен-таки жесткий контроль, пресекающий хищение топлива. Какие еще убытки подстерегают предприятие?

Возьмем предприятие, на котором оплата труда машинистов исчисляется по наработанным моточасам. Яркий пример убытков в этом случае - это увеличение общего количества оплачиваемых моточасов за счет простоев на холостом ходу. Обеденный перерыв - двигатель работает, вынужденный простой в работе - двигатель не заглушают. Если бригадир не пресекает простои на холостом ходу, то вычислить в конце месяца, сколько же моточасов было фактически отработано, а сколько машина проработала в холостую, довольно сложно. Периодическими выездами на объекты руководящих работников эту проблему не решить. Когда перед техническим отделом нашего предприятия встал такой вопрос, на помощь пришла математика.

Рассмотрим, как можно вычислить количество моточасов, отработанных конкретным механизмом (в нашем случае экскаватором импортного производства) с полной нагрузкой и количество моточасов холостой работы. Главное условие для расчетов: мотосчетчик недоступен для "подкручивания" и топливо не сливается.

Исходные данные: отработано за месяц - 445 моточасов, израсходовано топлива - 15440 л.

Расход топлива за 1 моточас при полной нагрузке - 51,5 л. Замеры при полной нагрузке должны проводиться практически без простоев с принудительной работой ковшом в перерывах между погрузкой.

Расход топлива за 1 моточас на холостом ходу - 15,5 л.

Допустим:

X - количество моточасов, отработанных механизмом за месяц на холостом ходу;
Y - количество моточасов, отработанных механизмом за месяц при полной нагрузке.

Итак, 53 % рабочего времени отработано при полной нагрузке и 47 % - на холостом ходу.

Исходя из опыта, можно говорить о следующих приемлемых соотношениях моточасов холостой работы к работе с полной нагрузкой - 1/5 - при интенсивной работе и 1/3 - при работе с обычной или нормальной интенсивностью. Если, как в нашем расчётном случае, имеет место значительное превышение количества моточасов на холостом ходу, то это или безответственность (корыстный умысел) машинистов и попустительство бригадиров, или недоработка начальника участка, неверно рассчитавшего (утвердившего) требуемое количество техники для данного участка работ.

В.Усатов, начальник технического отдела Управления механизации № 9 ЗАО "Мосстроймеханизация - 5",
К.Сурин, инженер технического отдела Управления механизации № 9 ЗАО "Мосстроймеханизация - 5"
Журнал "Спецтехника" №3"2004

За время работы, каждый водитель находил в своей жировке в разделе удержания строку пережог топлива. Имеет ли право работодатель удерживать из заработной платы водителя денежные средства за так называемый пережог, то есть перерасход топлива свыше установленного норматива? Давайте разберемся.

Основополагающим документом, регулирующим нормы расходования топлива для подвижного состава, является Распоряжение Министерства Транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 года №АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее – МР – Методические рекомендации). Данное распоряжение издано на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №395 «Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» и Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 24.06.2003 №153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте».

Документом, регламентирующим порядок удержания денежных средств из заработной платы работника, является Трудовой кодекс Российской Федерации.

Так, исходя из смысла п. 3 Методических рекомендаций, предприятие, эксплуатирующее транспортные средства, должно использовать нормы расхода топлива для расчета нормативного значения расхода по месту потребления , который должен быть отражен в соответствующем документе – Приказе или Распоряжении по предприятию.

Нужно отметить, что при нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы (как правило оно указывается в паспорте транспортного средства или инструкции по эксплуатации), и расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Методические рекомендации содержат большой перечень повышающих коэффициентов и надбавок, которые должны быть учтены при расчете нормативного значения расхода топлива. Например, п. 5 МР устанавливает повышающий коэффициент при эксплуатации транспортного средства в зимнее время, на дорогах общего пользования со сложным планом, в городах с большой численностью населения, при выполнении работы, требующей частых остановок, связанной с посадкой и высадкой пассажиров и д.р.

Из сказанного можно сделать вывод, что при определении нормы расхода топлива, работодатель обязан учитывать условия и характер работы транспортного средства. В данном случае речь идет о линейном подвижном составе (автобусы) ГУП «Мосгортранс». Есть основания пологать, что расчеты по определению нормативного потребления топлива в ГУП «Мосгортранс» не проводились, а если и проводились, то не правильно, без учета повышающих коэффициентов. ГУП «Мосгортранс» эксплуатирует подвижной состав в городе Москва, со сложной дорожной инфраструктурой и большим пассажиропотоком, что не может не сказываться на расходе топлива.

Также, общеизвестным фактом является то, что водители постоянно жалуются на неисправность транспортных средств, на которых им приходится работать. Их слова подтверждаются и результатами проведенных проверок. В полученном письме Центрального управления государственного автодорожного надзора по городу Москве от 22.06.2017 года указано более 50 нарушений, связанных с техническим состоянием транспортных средств. Неисправные системы двигателя также неизбежно увеличивают расход топлива.

Помимо выше перечисленного, на предприятии, осуществляющем перевозку пассажиров регулярными маршрутами, должны составляться карты или паспорта маршрутов с указанием протяженности, количества остановок, пассажиропотока и др. Что позволит более точно рассчитать нормативное потребление топлива.

При взыскании денежных средств с работника за перерасход топлива работодатель обязан руководствоваться следующим. Поскольку перерасход топлива представляет для предприятия материальный ущерб, то подлежит применению гл. 39 Трудового кодекса Российской Федерации.

Одно из основных условий привлечения работника к материальной ответственности – наличие его вины. Поэтому, до принятия решения об удержании с работника денежных средств, предприятие должно провести внутренне расследование и документально подтвердить прямой действительный ущерб. При этом необходимо учитывать правильность расчета нормативного потребления топлива, о котором шла речь выше, техническое состояние транспортного средства, наличие приборов контроля и учета и их исправность. В соответствии со ст. 247 ТК РФ при обнаружении перерасхода топлива с работника необходимо затребовать объяснения, при чем это не должно быть формальностью. Доводы обязательно должны быть проверены и оценены. Учитывая сложную дорожную ситуацию в городе Москве, водитель может несколько часов простоять в пробке. В таком случае его вина отсутствует, поскольку перерасход явился следствием обстоятельств непреодолимой силы. Но в ГУП «Мосгортранс» порядок получения объяснений с водителей не соблюдается, запрос осуществляется в устной форме и носит формальный характер, изложенные обстоятельства не проверяются.

ГУП «Мосгортранс» со всеми водителями заключает договор о полной материальной ответственности, что противоречит положениям ст. 242 и ст. 243 ТК РФ. Также, в соответствии со ст. 244 ТК РФ полная материальная ответственность распространяется только на вверенное работнику имущество. Топливо не является таковым, поскольку не вверяется водителю, а лишь служит средством исполнения трудовых обязанностей. Таким образом, отсылка работодателем к договорам о полной материальной ответственности водителя при удержании денежных средств за перерасход топлива является незаконной.

Ну и дополнить картину картину хотелось бы письмом Министерства финансов России от 15.03.2005 № 03-03-02-04/1/67 и письмом УМНС России по г. Москве от 23.09.2002 № 26-12/44873. В этих письмах указывается, что при определении норм расхода топлива предприятие может уменьшить налогооблагаемую базу, списав данные расходы. Налоговый кодекс Российской Федерации не ограничивает расходы на топливо и горюче-смазочные материалы какими-либо нормами, поэтому для целей налогообложения предусматривается списание расходов на топливо и смазочные материалы по фактическим затратам. Однако они должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Порядок расчета норм расхода ГСМ является элементом учетной политики организации. Они утверждаются приказом руководителя организации. С приказом следует ознакомить всех водителей автотранспорта. Отсутствие в организации утвержденных норм может привести к злоупотреблениям со стороны предприятия. Собственно, эти нормы и используются как экономически обоснованные для целей бухгалтерского учета для списания ГСМ и для целей налогообложения при исчислении налога на прибыль.

Ответ на поставленный в начале вопрос однозначный. Нет! Работодатель не имеет права вычитать из заработной платы водителя денежные средства за пережог топлива, если не докажет прямой действительный ущерб. Например, если был факт хищения.

Что делать, если в расчетном листе вы обнаружили строку с вычетом за пережог? Незамедлительно обратиться к работодателю в письменной форме с просьбой объяснить почему денежные средства удержаны без Вашего согласия, и что легло в основу выводов о виновности в перерасходе топлива (проводилось ли расследование). А также указать работодателю на его нарушения, в частности на то, что Вас не ознакомили надлежащим образом с локальными нормативными актами регламентирующими нормы расхода топлива, а также обратить внимание на состояние транспортного средства на котором был пережог.

И конечно, вы можете в любой момент обратиться к нам. Мы подробным образом расскажем о ваших правах и как их защитить.

Ваша машина начала потреблять слишком много топлива? Ваш автомобиль расходует больше топлива, чем заявлено производителем? . Большинство из них не связаны с возможными неисправностями автомобиля, которые требуют ремонта. Поэтому каждый из вас может существенно снизить потребление топлива, придерживаясь наших решений и советов.

Скорость враг... Эффективности


Если ваш пробег автомобиля на полном баке стал на много меньше, то самая простая вещь, которую вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию, это изменить свой стиль вождения . Например, нажимая на каждом светофоре педаль газа в пол или постоянно превышая максимально установленную скорость движения на 20 км/час, может привести к огромному перерасходу топлива. Попробуйте изменить свой стиль вождения и ездить спокойнее, чтобы проследить, как .

В нашей стране, на некоторых дорогах максимальная разрешенная скорость составляет 130 км/час. Но в большинстве случаев на трассах, как правило, разрешенная скорость составляет 80-100 км/час. В населенных пунктах итого меньше - 40-60 км/час. Если вы , то сможете сэкономить приличное . Не верите?

Сравните расход топлива при разных стилях вождения, и вы убедитесь, что снизив среднюю скорость движения и манеру езды, сможете существенно увеличить запас хода на одном баке .

Круиз-контроль


Если вы часто ездите на большие расстояния между населёнными пунктами по шоссе, то использование круиз-контроля также поможет вам увеличить эффективность автомобиля . Дело в том, что при включенном регулировка дросселя (педали газа) осуществляется компьютерной системой. В отличие от вас, электронная система автомобиля не будет делать перегазовку и набирать резко обороты двигателя без необходимости.

Также двигаясь с круиз-контролем с постоянной скоростью, вы вряд ли будете превышать установленный на круизе максимальной скорости движения, что также улучшит показатель расхода топлива вашего автомобиля .

Снижение веса


Еще самый важный фактор, который влияет на конечное потребление топлива, это вес . Автопроизводители на протяжении всей истории автопромышленности ломают голову, как можно . И надо признать у них это неплохо получается. Особенно последние 10 лет, когда новые технологии позволили применять в автомобильной промышленности легкосплавные материалы, использовать пластик и углеродное волокно.


Как же вы без модернизации автомобиля можете уменьшить его вес? Для начала посмотрите, что вы возите с собой в багажнике и салоне. Проверьте, есть ли у вас вещи, которые существенно прибавляют . У многих водителей в багажники может храниться вещей, вес которых может достигать 50 килограмм и даже больше.

Особенно если там хранятся такие вещи как запасной аккумулятор, высоковольтные провода, канистра, ящик для инструментов, фонари и многое другое. Удивительно некоторые из автолюбителей там часто хранят гантели и другой спортивный инвентарь, который может весить очень много. Все эти вещи существенно прибавляют массу машине, что в итоге влияет на потребление топлива автомобилем.

Попробуйте освободить багажник от тяжелых предметов, и вы удивитесь, насколько ваша машина на самом деле экономичная .

Прогнозируйте заранее события на дороге



К примеру, если вы видите впереди вас светофор, который может в скором времени зажечь красный сигнал, то нет необходимости продолжать двигаться на большой скорости, чтобы перед стоп-линией резко тормозить . Снижайте постепенно скорость заранее.

Ваш автомобиль, постепенно замедляя скорость, будет потреблять гораздо меньше топлива.

В таком случае вы не потеряете инерцию движения автомобиля, и вам не нужен будет сильный импульс для движения с места, при котором, как правило, и расходуется огромное количество топлива.

В том числе обращайте внимание заранее и на светофор впереди вас, на котором горит красный свет. Вы, также, увидев запрещающий сигнал светофора, можете немного снизить скорость движения, чтобы увеличить шансы проехать на зеленый сигнал, который может зажечься пока вы двигаетесь на медленной скорости .

Избегайте работы двигателя на холостом ходу


Хотя мы не можем максимально избавить себя от работы двигателя на холостом ходу, так как при запуске мотора на стоянке, он всегда будет сначала работать на холостом ходу . Мы, тем не менее, .


К примеру, при прогреве автомашины в зимнее время, запустив мотор, выключите обогрев заднего стекла, обдув вентиляционной системы, аудио установку и т.п., которые потребляют лишнюю энергию и приводят к перерасходу бензина или дизельного топлива. Таким образом, вы сократите время прогрева и время работы мотора . Да, конечно вам будет не комфортно без обогрева салона до тех пор, пока полностью не прогреется двигатель, но ради существенной экономии топлива, это того стоит. Дело в том, что при работе двигателя на холостых оборотах расходуется максимальное количество топлива.

Регулярное техническое обслуживание


Все современные транспортные средства по своей сути являются чудом техники со сложным техническим устройством . Особенно, это становится понятным, тогда, когда осознаешь, что многие машины могут служить своим владельцам десятилетия и проезжать огромные тысячи километров. Но для того чтобы любой автомобиль служил долго верой и правдой, .

Особенно это актуально для подержанных автомобилей старше 2-3 года. Помните что, проводя регулярный технический осмотр автомобиля и вовремя, меняя все компоненты, запчасти и расходные части, вы не только продлеваете , но и максимально минимизируйте расход топлива. К примеру, если вы будете своевременно менять воздушный фильтр, салонный фильтр, моторное масло и другие расходники, то сможете предотвратить перерасход топлива, который может образоваться из-за старых компонентов машины.

Некоторые опытные автомобилисты часто в нашей стране гораздо чаще меняют расходные части транспортных средств, чем рекомендуют автопроизводители, считая, что в нашей стране из-за низкого качества топлива, масла, из-за грязи и пыли на дороге необходимо более чаще проводить техническое обслуживание автомобилей.

Отчасти это правильное решение, поскольку уже давно признанный факт, что в России все автомобили имеют гораздо ниже ресурс и срок службы, чем в Европе и США. Поэтому если у вас есть финансовая возможность чаще проводить ТО, то советуем делать это, что увеличит ресурс многих компонентов транспортного средства, а также не будет перерасхода топлива .

Следите за давлением в шинах


Автомобильные шины, как правило, являются одними из самых недооценённых частей автомобиля, хотя на самом деле они являются одними из самых важных компонентов любого транспортного средства . Дело в том, что покрышки единственные компоненты машины, которые соприкасаются с дорожным покрытием.

Также огромную роль на сцепление с дорогой влияет давление в колесах. В первую очередь состояние шин и давление в них, влияет на уровень безопасности на дороге. Но помимо этого давление в колесах также напрямую влияет и на потребление топлива.


К примеру, если колеса перекачены (давление в шинах выше чем рекомендовано производителем), то в результате не только вырастает расход топлива, но и снижается ваша безопасность при движении автомобиля на дороге.

Недокачанные шины (давление ниже уровня рекомендованного производителем) приводят к возрастанию сопротивления качению, увеличивают трение с дорожным покрытием, что в результате приводит к перегреву поверхности покрышек, что естественно отразится на долговечности шин.

Регулярно проверяйте уровень давления в шинах и не допускайте, чтобы значения давления в колесах было ниже или выше чем рекомендованного компанией, которая выпустила ваш автомобиль .

Октановое число


То, что премиум топливо с улучшенной химической формулой может существенно улучшить мощность и экономичность любого автомобиля, это миф . На самом деле октановое число это показатель, характеризующий детонационную стойкость под давлением. То есть чем выше октановое число, тем выше стойкость бензина от самовоспламенения под давлением.

Поэтому если в ваш автомобиль рекомендовано заливать бензин АИ-95, то вы не должны заправлять топливо с большим октановым числом. Поверьте, более высокое октановое число бензина не сможет прибавить вам не мощности, не экономичности. Вы отдадите только больше денег, но взамен ничего не получите.


с более низким октановым числом, чем рекомендует автопроизводитель. К примеру, если производитель рекомендовал заправлять машину бензином марки АИ-98, то, заправив транспортное средство топливом АИ-95, или еще хуже - АИ-92, вы вряд ли сэкономите на стоимости, поскольку экономия на бензине обернется не эффективной работой двигателя и перерасходом топлива. К тому же помимо увеличения расхода топлива и снижения мощности вы также рискуете, что двигатель машины может получить внутренние повреждения.

В общем следуйте строго всем рекомендациям производителя и не заправляйте ваш автомобиль топливом с более низким или с более высоким октановым числом, чем указано в руководстве по эксплуатации транспортного средства .

Многих автомобилистов волнует вопрос перерасхода топлива. Никому не хочется тратить деньги впустую, а топливо, как мы знаем, сегодня стоит довольно недешево. Поэтому водители пытаются определить причины перерасхода топлива. Некоторые из них делают это самостоятельно, но большинство обращается к специалистам на СТО. Перерасход топлива может быть следствием не какой-то одной проблемы, а нескольких сразу. В основном, причиной большой затраты топлива является неисправность вашего автомобиля. Излишний расход топлива может быть вызван техническими неисправностями автомобиля, либо человеческим фактором – в данном случае речь идет о некорректном вождении, установке на машину дополнительного оборудования или перегрузке автомобиля, и так далее.

1. Нарушения в системе питания двигателя

Нарушения в системе питания двигателя относятся к крайне серьезным причинам перерасхода топлива. Если имеются неполадки в топливной системе двигателя, то расход топлива будет очень большим. К таким нарушениям можно отнести не отрегулированный и засоренный , дырки в диафрагмах, некорректную прошивку инжектора, проблемы с форсунками и прочее.

Если это грузовая машина, то большие затраты топлива наблюдаются при неисправностях топливного насоса высокого давления, и это является основной причиной повышенного расхода топлива. Многие говорят, что плохой по качеству бензин способствует его перерасходу.

В современных инжекторных автомобилях встроены кислородные датчики. Именно они отслеживают состав смеси. Если бензин плохого качества, то смесь получается бедная. Чтобы такую смесь обогатить, компьютер увеличивает время впрыска , и в результате повышается расход бензина. Если же бензин будет лучше очищен, это продлит службу топливной системы, но на расход бензина не повлияет никак. Причиной перерасхода также может быть изменение давления в топливной системе.

Оно может быть или ниже нормы, или выше ее. В большинстве случаев встречается давление ниже нормы, в редких случаях давление оказывается слишком высоким. Когда давление понижается, двигатель теряет мощность. Если же автомобиль с АКПП, то понижение давления увеличивает время работы двигателя на повышенных оборотах, и это приводит к перерасходу топлива.

Если не следить за состоянием двигателя, то снижается его КПД, и двигатель может начать троить. Это может произойти из-за грязных форсунок. При этом нарушается нормальное смесеобразование, и бензин хуже распыляется. Чтобы это устранить, нужно просто почистить форсунки, можно сделать это даже самостоятельно.

2. Другие технические неисправности (катализатор, воздушный фильтр, сцепление)

1. Еще одной технической неисправностью, которая увеличивает расход топлива вашего автомобиля, является неисправный катализатор. Катализатор может прогореть спустя какое-то время, или же вообще частично разрушиться. Чем сильнее забит катализатор, тем больше он оказывает сопротивление выхлопным газам. Мощность двигателя будет уменьшаться – расход топлива увеличится. Причинами, по которым может разрушаться катализатор, являются старые свечи зажигания, грязные инжекторы двигателя, тряски на дорогах, но более всего он страдает из-за плохого бензина.

2. Забитый также является одной из причин того, что ваш автомобиль употребляет много топлива. Грязный воздушный фильтр не дает воздуху попадать в цилиндры в том количестве, в котором нужно. Вследствие этого смесь становится богатой. В двигателе не хватает воздуха, и он теряет свою мощность. Поэтому и происходит перерасход топлива. Состав смеси, конечно, регулирует кислородный датчик, но мощность двигателя все равно падает. Если воздушный фильтр сильно забит, то обороты двигателя не поднимаются до своего предела.

3. Также увеличивает расход топлива изношенное сцепление. Автомобиль начинает пробуксовывать, и приходится постоянно газовать.

4. Очень частой причиной перерасхода топлива являются изношенные или загрязненные свечи зажигания. Они отвечают за воспламенение топливной смеси, а если они изношенные или загрязненные, то и воспламеняться будут с перебоями, и это сказывается на расходе топлива.

3. Дополнительные факторы (стиль вождения, включенный кондиционер, температурный режим двигателя, вязкость смазочных материалов, неправильный размер колёс)

1. Очень многое в экономии топлива зависит и от стиля вождения автомобиля. Если делать быстрый переход на высшую передачу, использовать движение по инерции и плавно тормозить, то можно уменьшить затрату топлива. Ведь чем реже вы будете использовать тормоз, тем меньшим будет и расход. Старайтесь избегать пробок. Ведь в пробках вы также теряете топливо. Если ехать на пятой передаче со скоростью 60 км/ч, то вы сможете добиться максимальной экономии.

2. Электроприборы в вашем автомобиле также способствуют перерасходу топлива. Но не стоит забывать, что экономить на обогреве стекол и зеркал лучше не надо. Ведь они отвечают за вашу безопасность. Много спорных вопросов и касательно кондиционера. Но стоит сказать, что затраты топлива на работу кондиционера оправданы за счет улучшения аэродинамики при закрытых окнах. Ведь при езде с открытыми окнами аэродинамические характеристики машины ухудшаются, и расход топлива увеличивается от 5 до 7%.

3. Температура двигателя также является не менее важной причиной перерасхода. Когда двигатель не прогрет, расход топлива увеличивается. Если автомобиль вам требуется лишь для поездок на короткие дистанции, то двигатель не успевает прогреться, и затраты топлива будут больше, чем при поездках на длинные расстояния. Для двигателя оптимальной температурой является 98-103°С.

4. Сильно влияет на расход топлива неправильный выбор вязкости масел двигателя. Если использовать масло высокой вязкости, то расход топлива растет. Наиболее подходящим показателем вязкости моторного масла является 10-W.

5. Электронная система управления АКПП, гидравлика, кинематика будут оптимально работать только с рекомендованным размером колес. Если это не соблюдается, то перерасход топлива будет иметь место однозначно. Например, если колеса от внедорожника поставить на легковой автомобиль. Также нужно следить за давлением в колесах. Низкое давление даст большой перерасход топлива.

6. Увеличит затрату топлива и дополнительный груз. Перегружая автомобиль, мы провоцируем лишний расход бензина. На каждые дополнительные 100 кг груза мы тратим на 10% больше топлива.

7. Также нужно учитывать и время года. Ведь зимой топлива тратится всегда больше, чем летом. На это есть много причин: прогрев двигателя, сгущение масла в двигателе, движение по льду и снегу, и прочее.

Подписывайтесь на наши ленты в

Мы рассмотрели, как подсчитывать нормативное количество ГСМ для целей учета. Очевидно, что литры в расходы не спишешь, им нужно дать денежную оценку. А еще решить, как быть со стоимостью ГСМ, потраченных сверх нормативов. Но довольно прелюдий, давайте к делу.

Списываем стоимость нормативного количества ГСМ в расходы по итогам месяца

Как оценить потраченное количество? Конечно, с помощью привычных методов - ФИФО или по средней стоимости. Для целей налогообложения есть еще метод ЛИФО, но, поскольку в бухучете его нет, применять его нерационально. Бесполезен и метод оценки по себестоимости каждой единицы: ГСМ слишком «обезличены», за каждым литром не уследиш ьп. 16 ПБУ 5/01 ; п. 8 ст. 254 НК РФ .

Посчитав, стоимость потраченных за месяц ГСМ, вы списываете эти суммы с кредита счета 10-3 «Топливо» в дебет счета затрат, а оттуда в конце месяца - в дебет счета 90-2 «Расходы на продажу».

В налоговом учете стоимость нормативного количества ГСМ, как и любые другие затраты, может быть прямым или косвенным расходом. Объяснять разницу между этими двумя видами, думаем, не надо, вам она известна и без нас. Единственный совет - учитывайте стоимость ГСМ для целей налогообложения так же, как в бухучете, чтобы не было разни цпп. 1, 2 ст. 318 НК РФ ; Письмо Минфина от 07.12.2012 № 03-03-06/1/637 .

Если в бухучете это производственные затраты (дебет счета 20 «Основное производство»), значит, и в налоговом учете стоимость ГСМ лучше относить к прямым расходам и уменьшать на них налоговую базу по мере реализации продукции. Если же в бухучете стоимость ГСМ в составе общехозяйственных расходов списывается в дебет счета 90-2 «Расходы на продажу» полностью по итогам месяца, то и при исчислении налогооблагаемой прибыли эту стоимость разумно квалифицировать как прочий расход. Естественно, такой порядок должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения.

Учитываем «сверхнормативные» ГСМ

Разбираться с каждым случаем перерасхода ГСМ должна комиссия, состоящая из начальника транспортного отдела, кадровика и кого-то третьего, например механика или диспетчер аст. 247 ТК РФ . Созывается комиссия приказом руководителя. Его можно издать один раз, указав, что комиссия в таком-то составе собирается всегда, когда появляется сверхнормативный расход.

Задача комиссии - выяснить причину перерасхода и составить акт по итогам разбирательств. Совсем не обязательно, что водитель, автомобиль которого сжег слишком много ГСМ, хитрил. Есть вероятность, что всему виной сама техника или качество горючего. Либо, скажем, чересчур забитые дороги: все знают, что в пробках расход топлива подскакивает многократно, и повышающий «городской» коэффициент к норме расхода мог просто отстать от жизни.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Без акта комиссии с обоснованием уважительных причин перерасхода, стоимость «сверхнормативных» ГСМ учитывать для целей налогообложения опасно. Проверяющие доначислят налог на прибыль, и суд их, скорее всего, поддержи тПостановление ФАС ЗСО от 05.04.2012 № А27-8757/2011 .

Если комиссия придет к выводам, что вины водителя нет, в акте, который составляется по итогам разбирательств, нужно подробно обосновать причины перерасхода. Тогда стоимость сверхнормативного количества ГСМ можно будет списать на затраты так же, как и ГСМ в пределах норм. А еще очевидно, что если перерасход случается от месяца к месяцу, то пора что-то менять в нормативах. Либо базовую норму, либо коэффициенты к ней.

Комиссия посчитала виновным водителя? Что же, в акте фиксируется и это. Далее учет зависит от того, намерена ли фирма взыскать стоимость «сверхнормативных» ГСМ с шофера.

ВАРИАНТ 1. Стоимость «сверхнормативных» ГСМ, включая НДС, не взыскивается с водителя

В этом случае безопаснее восстановить вычет НДС в сумме, приходящейся на сверхнормативное количеств оПисьмо Минфина от 04.07.2011 № 03-03-06/1/387 . Стоимость «сверхнормативных» ГСМ в «прибыльных» расходах не учитываетс яп. 1 ст. 252 НК РФ . А еще, скорее всего, проверяющие сочтут прощенную сумму ущерба экономической выгодой водителя, а это НДФЛ и взнос ыст. 41 , подп. 10 п. 1 ст. 208 НК РФ ; ч. 1 ст. 7 , ч. 1 ст. 8 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

Проводки надо сделать следующие.

ВАРИАНТ 2. Стоимость «сверхнормативных» ГСМ, включая НДС, взыскивается с водителя

Если комиссия в акте установила, что ГСМ израсходованы сверх норм по вине водителя, нужно письменно запросить у него объяснение произошедшего. Срок, в течение которого он должен ответить, в ТК не прописан, но можно по аналогии с дисциплинарным проступком дать на это 2 рабочих дня с момента, когда человек получил требование объяснитьс ястатьи 193 , 247 ТК РФ .

Если водитель отказался это сделать или промолчал (что фиксируется отдельным актом) либо его доводы показались неубедительными, директор вправе издать приказ о взыскании ущерба в пределах среднего месячного заработка провинившегося. На это дается месяц со дня подписания акта членами комисси ист. 248 ТК РФ .

В случае когда перерасход оказался больше среднемесячного заработка водителя, величину превышения можно взыскать по письменному соглашению с шоферо мст. 248 ТК РФ . Он не идет на это? Тогда все зависит от того, заключен ли с водителем договор о полной материальной ответственности:

  • <если> договора нет, придется организации смириться с ущербом, списать сумму превышения и учесть ее так же, как в варианте 1;
  • <если> договор есть, остаток взыскивается через суд.

    В бухучете произошедшее отразите так.

    Содержание операции Дт Кт
    Восстановлен вычет НДС в части, приходящейся на стоимость «сверхнормативных» ГСМ 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС»
    Отражена стоимость «сверхнормативных» ГСМ 10-3 «Топливо»
    Отражен НДС по «сверхнормативным» ГСМ 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ»
    Стоимость ГСМ, включая НДС, отнесена на расчеты с водителем 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
    Стоимость ГСМ, включая НДС, удержана из зарплаты водителя (внесена водителем в кассу) 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (50 «Кас-са») 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

    Как видите, забот с учетом ГСМ предостаточно, и потери из-за воровства могут быть большими. Если вы только выбираете, обзавестись ли своим автопарком или воспользоваться транспортом со стороны, обязательно учтите это. Вполне может оказаться, что работать по договорам перевозки будет выгоднее. Достойны внимания и договоры аренды автомобилей с экипажем при условии, что приобретение ГСМ - забота арендодателя, а вы платите только за аренду.



Поделиться