Лазерные лампы для автомобиля. Фары головного света: Лазерный прорыв

В 2008 году Audi R8 стал первым в мире серийным автомобилем с полностью светодиодной головной оптикой, затем в 2012 году появились и инновационные динамические указатели поворотов. Новая глава в истории автомобильной индустрии была открыта Audi в 2013 году, когда на обновленной модели Audi A8 появились матричные светодиодные фары Matrix LED. Теперь бренд с четырьмя кольцами на модели Audi R8 LMX демонстрирует лазерный излучатель, формирующий луч дальнего света. Эта технология позволяет улучшить дальность освещения, что является идеальным решением для спорткара Audi R8 LMX.

При разработке технологий освещения инженеры Audi работают совместно с коллегами из спортивного подразделения. К примеру, сочетание светодиодных и лазерных источников для формирования луча дальнего света впервые будет использовано на новых гоночных прототипах Audi R18 e-tron quattro в ходе марафона «24 часа Ле-Мана» 14–15 июня. Тем самым продолжается традиция бренда с четырьмя кольцами: спортивные соревнования становятся испытательным полигоном для новых технологий, предназначенных для использования на серийных автомобилях.

В лазерной фаре дальнего света лазерный модуль излучает пучок света, бьющий вдвое дальше, чем у светодиодных фар. Каждый модуль состоит из четырех высокомощных лазерных диодов. Имея диаметр всего 300 микрометров, они генерируют синий лазерный луч с длиной волны 450 нанометров. Фосфорный конвертер преобразует это излучение в используемый при дорожном движении белый свет с цветовой температурой 5500 Кельвинов, создавая идеальные условия для восприятия человеческим глазом.

Он позволяет водителю легче воспринимать контрастные детали и предотвращает усталость. Световой пучок, который активируется при скоростях от 60 км/ч, дополняет светодиодные модули дальнего света Audi R8 LMX и значительно повышает видимость и безопасность. Интеллектуальная система с видеокамерой отслеживает присутствие других участников движения и автоматически регулирует распределение светового потока, исключая возможность их ослепления.

Audi R8 - это флагманская спортивная модель, близкая по конструкции к гоночным болидам. Audi R8 LMX предлагается в кузове купе, а его выпуск будет ограничен 99 экземплярами. Имея мощность 570 л.с. и развивая крутящий момент 540 Нм, его 5,2-литровый двигатель V10 способен разогнать автомобиль до 100 км/ч всего за 3,4 секунды.

Новая флагманская модель привлекает внимание благодаря эксклюзивной окраске - синему цвету Ara Blue с эффектом хрусталя. Крупный задний спойлер с неизменяемой геометрией увеличивает прижимную силу на задней оси. Он выполнен из армированного углепластика с матовым покрытием. Из такого же материала изготовлены нижний передний спойлер, накладки боковых воздухозаборников, крышка моторного отсека, корпуса наружных зеркал, боковые обтекатели, заднее антикрыло и диффузор.

Складывающиеся спортивные сиденья получили отделку из благородной кожи Fine Nappa с ромбовидной прострочкой цвета Sepang Blue. Гармоничность интерьера подчеркивается легкими штрихами. В отделке центрального тоннеля и рычага стояночного тормоза использован матовый карбон.

Audi R8 LMX появится на дорогах Европы летом 2014 года. В Германии цены будут начинаться от 210 000 евро. Квота на Россию ограничена несколькими автомобилями, цену объявят в момент старта продаж - в 4-м квартале 2014 года.

Правда, вот компания BMW оспаривает первенство Audi в «лазеризации». Мюнхенцев понять можно: концептуальный родстер Vision ConnectedDrive, оснащенный лазерной оптикой дебютировал еще 2011 году на автосалоне в Женеве. Кроме того, скоро стартуют продажи серийного BMW с прогрессивным дальним светом - продвинутые «прожекторы» будут устанавливать в качестве опции на гибридный спорткар i8. Машина планируется к продаже и в России и будет показана на Московском автосалоне.

Прикосновение к будущему, первое знакомство с тем, что скоро станет обыденностью. Вот что такое лазерные фары. Реально в качестве дополнительного оборудования пока их предлагают только для BMW i8, а серийно ими оснастили 99 экземпляров суперэксклюзивного Audi R8 LMX. Обозначение модели как бы намекает на Ле-Ман, и неспроста. С одной стороны, это дань 15-летию победы в известной 24-часовой гонке, с другой — прямое указание на техническое решение, которым до сих пор мог похвастать только «боевой» R18. Quattroruote решил проверить, как работают лазерные фары и чем они хороши. Для этого R8 приехал на ночные тесты.

Новое слово автомобильной науки всего лишь дополняет традиционное освещение: если верить изготовителю, лазерные фары позволяют осветить дорогу на 500-600 м. В каждой фаре установлено четыре светодиода, излучающих свет с длиной волны 450 нанометров. Свет концентрируется фосфорным отражателем, изменяющим цвет луча с синего на белый. В результате получается мощный пучок света, по температуре приближающегося к дневному: 5500 Кельвинов.

До полукилометра

Расставив на прямом участке трека щиты через каждые 100 м, делаем несколько заездов. От наших испытателей, собственно, ничего особенного не требуется: две дополнительные фары включаются по команде электроники, управляющей дальним светом. Вводные же электроника получает от установленной на ветровом стекле телекамеры, которая следит за дорогой.

На практике оказалось, что лазерные фары включаются только на скоростях выше 60 км/ч, только на неосвещенных участках и только при условии, что впереди нет попутных и встречных автомобилей. Как только камера замечает на обочине включенный фонарь, электронная система автоматически переходит на ближний свет: фары светодиодные, и их вполне хватает. Когда же система, наконец, решает, что пора, сначала включаются обычные фары дальнего света (они сами по себе гарантируют видимость на расстоянии до 300 м), а через мгновение дорогу заливает дальнобойный свет лазерных прожекторов.

Результат поразительный. Мы не можем безоговорочно подтвердить, что дорога, как это заявляет производитель, освещается на 600 м, но что луч света уходит за полкилометра — факт. Ну и, конечно, ощущения: когда работают лазерные фары, контроль над дорогой полный. Исключительно из любопытства (на дороге это делать категорически не следует) мы решили проверить, насколько быстрее позволяют ехать лазерные фары. В качестве точки отсчета взяли собственные ощущения при движении на скорости 130 км/ч со светодиодными фарами.

Потом включили лазерные. Прикинули, посчитали и пришли к выводу, что новое изобретение позволяет контролировать дорогу ничуть не хуже на скоростях до 260 км/ч и даже больше.

Не говоря об ограничениях, которые накладывает закон, и о здравом смысле, мы считаем, что есть вполне убедительная причина не повторять подобные экзерсисы на дорогах общего пользования: если телекамера вдруг обнаружит, что навстречу едет другой автомобиль, система моментально выключит лазеры. Оказаться на темной дороге на такой скорости с одними светодиодами — участь незавидная.



Последние достижения

В увлекательном мире автомобильного света уже несколько месяцев как появилась еще одна новинка. Вещь дорогая, эксклюзивная, хотя и гораздо дальше, чем лазерные фары, отстоящая от области научной фантастики. Мы ведем речь о светодиодных матрицах. Впервые такие появились несколько месяцев назад на рестайлинговом Audi А8, а сегодня их предлагают и для моделей пусть недешевых, но все же более доступных, вроде ТТ. По тому же пути идут и конструкторы из Штутгарта.

В данном случае речь идет не о количестве испускаемого света — по этому показателю матричные фары ничем не отличаются от обычных светодиодных, — а о том, как этим количеством управлять. Включаются фары дальнего света, когда соответствующую команду выдает камера на ветровом стекле. При этом, если по встречной полосе приближается другой автомобиль, дальний свет не выключается. Возможно такое? Да, возможно: выключаются только светодиоды, которые теоретически способны ослепить водителя встречного транспортного средства. Остальная часть дороги остается освещенной, а на полосе, по которой движется встречный автомобиль, образуется темное пятно, которое перемещается вместе с ним.

Этакий прожектор наоборот: темная зона в центре участка, ярко освещенного фарами дальнего света. Но это не все: система способна одновременно отслеживать несколько «мишеней», создавая комфортные зоны, например, для водителей двух автомобилей и мотоцикла, двигающихся по встречной полосе, плюс для водителя попутного автомобиля,следующего впереди. Для матричных фар это не проблема, темных пятен может быть несколько. Ну а если вдруг в темной зоне система обнаружит человека, она предупредит об этом водителя: сначала три раза ярко мигнет, а потом осветит фигуру.

Лазерные фары видно далеко

Чтобы понять, на что способны лазерные фары, достаточно взглянуть на приведенную ниже схему и сравнить освещаемую ими зону с зонами, которые освещаются фарами ближнего и дальнего света (речь идет о светодиодных фарах последнего поколения). Следует заметить, что пучок света лазерных фар гораздо уже, чем мы привыкли.

  • Фары ближнего света «бьют» примерно на 150 м. Пучок их света асимметричен, встречная полоса не освещается.
  • Фары дальнего света, как ксеноновые, так и светодиодные, освещают дорогу перед автомобилем на 200-300 м.
  • При небольшом тумане (что для нашего полигона в итальянском Ваирано в определенное время года не редкость) сразу заметен своеобразный острый и резкий свет лазерных фар.

Дальность света лазерных фар согласно документации производителя может достигать 600 м. Обратите внимание на форму светового пятна — оно узкое и длинное.

Эксклюзив во всем

На заказ лазерные фары предлагают для BMW i8. Именно на этой модели они дебютировали в 2013 году. Как это возможно, если продажи фар только начинаются? Все просто: в июне 2013 года лазерные фары были в эксклюзивном порядке установлены на восьми первых серийных экземплярах немецкого спорткара, переданных счастливым владельцам в ходе специально устроенной в Мюнхене церемонии. В техническом плане решение мало чем отличается от того, что мы видели на Audi R8, да и поставщик у BMW тот же — Osram. На i8 лазерные фары дальнего света тоже установлены не вместо традиционных, а в дополнение к ним, и включаются лишь при наличии соответствующих условий. Ну а вам мы предоставляем полную свободу в выборе выражений, уместных в отношении цены опции -9750 евро (в Европе).

Матричные фары. Игра свети и тени



Здесь задачи другие: не светить, как лазер, как можно дальше, а уберечь других участников движения от ослепления дальним светом. Сначала матричные фары ставили только на А8, но по прошествии нескольких месяцев подход стал более демократичным: сегодня, к примеру, их можно заказать и для ТТ последнего поколения. Правда, опция не дешевая — 2585 евро (в Европе).

  • Несмотря на наличие встречного автомобиля, эта зона остается полностью освещенной.
  • Темная зона перемещается вместе со встречным автомобилем.
  • Серая зона, ограниченная пунктирной линией, освещена фарами ближнего света.
  • Система распознает и автомобили, движущиеся в попутном направлении. Чтобы не слепить их водителей, матричные фары также создают темные зоны.
  • Матричные фары — это 25 светодиодов, которые по команде электроники включаются, выключаются или просто снижают яркость.

Mersedes тоже выбрал матрицу

В 2010 ГОД У Mercedes CLS второго поколения стал первым в мире автомобилем, у которого в фонарях и фарах стояли только светодиоды. После недавнего рестайлинга штутгартский седан обзавелся опцией Active Multibeam Led — такие же матричные фары, как у Audi, и работают они по тому же принципу. Управление фарами осуществляется раздельно, что позволяет точно контурировать освещаемые и неосвещаемые участки перед автомобилем. Светодиоды корректируют размеры темных пятен очень быстро и точно, при этом левая и правая фары работают независимо друг от друга. Каждую секунду электронные блоки сто раз рассчитывают оптимальную конфигурацию светового пятна. Исходную информацию система получает от камеры, размещенной в верхней части ветрового стекла. Как правило, система Active Multibeam Led предлагается в качестве опции. Исключение составляют модификации AMG, штатно оснащаемые матричными фарами.

Система освещения автомобиля развивается стремительными темпами, обеспечивая все новые и новые уровни безопасности и комфорта движения. Впечатляет эволюция источников автомобильного света: галоген, ксенон, светодиоды и вот, наконец, лазеры. Источниками света на основе лазерных диодов в настоящее время занимаются две автомобильные компании – BMW и Audi, представившие лазерные фары на своих спортивных автомобилях.

Лазерная фара в ее нынешнем виде фарой, как таковой, не является, а представляет собой лазерный модуль дальнего света в составе матричной фары . В перспективе вся автомобильная оптика может перейти на лазерные источники света. Преимуществами лазерных фар, обеспечивающими их широкое применение в будущем, являются:

  • большая дальность освещения (до 600 м);
  • четкая светотеневая граница;
  • компактность конструкции;
  • низкое потребление энергии.

Помимо адаптивного дальнего света лазерные фары могут выполнять и другие функции:

  • взаимодействие с пешеходами (помощь, предупреждение);
  • активная дорожная разметка (разделительные полосы, обочина);
  • маркировочный свет (подсветка пешеходов, животных на проезжей части);
  • точное затемнение встречных и попутных автомобилей;
  • указание габаритов автомобиля в стесненных условиях.

С развитием системы коммуникации между автомобилями перечень функций лазерных фар будет только расширяться.

Конструкция лазерной фары (лазерного модуля матричной фары) включает блок лазерных диодов, зеркальную матрицу, люминофор и линзу. Лазерные диоды от фирмы Osram формируют лазерные лучи длиной 450 нм, которые преобразуются (преломляются) DMD-матрицей (Digital Micromirror Device, дословно – цифровое микрозеркальное устройство), состоящей из более 100000 микрозеркал.

Матрица от фирмы Bosch построена на кремниевой технологии и имеет электромеханическое управление, позволяющее каждому из микрозеркал поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскости. Это дает возможность изменять площадь и интенсивность освещения с высокой скоростью в широком диапазоне. Люминофор преобразует синие лазерные лучи в белое свечение. На выходе линзы получается мощный световой пучок высокой цветовой температуры, соизмеримой с дневным светом.

Управление лазерной фарой осуществляет электронный блок, который изменяет положение микрозеркал на основании сигналов от радара и видеокамеры . При низких скоростях движения свет распределяется на большой площади проекции, и дорога освещается в широком диапазоне. На высоких скоростях угол раствора уменьшается, а интенсивность света увеличивается.

Ждем появления лазерных фар на массовых автомобилях и это, по всей видимости, не за горами.

Представьте себе картину: вы подходите к пешеходному переходу и ожидаете, когда машины остановятся, чтобы пропустить вас. Автомобили замирают, и прямо на «зебре» появляется движущаяся стрелка, приглашающая вас перейти дорогу в полной безопасности. Откуда берется это изображение? В дорогу встроен защищенный дисплей, на фонарном столбе установлен проектор?

Нет, анимация демонстрируется фарами автомобиля, который остановился, чтобы вас пропустить. Эту и многие другие перспективные технологии «Популярной механике» продемонстрировали специалисты компании Audi, которые убеждены: фары для автомобиля — что глаза для человека, и средство общения, и зеркало души.

Применив устройство с микрозеркалами DMD, аналогичное используемым в видеопроекторах, инженеры наделили лазерную фару практически безграничными возможностями, среди которых создание неограниченного количества теневых зон и проецирование графики на дорогу.

Дорожный кинотеатр

О том, как устроены лазерные фары, мы подробно писали в июле прошлого года. Таким прожектором уже щеголяет пусть и редкий, но все же серийный спорткар Audi R8 LMX. Четыре лазерных светодиода диаметром всего 0,3 мм каждый формируют единый монохромный синий луч с длиной волны 450 нм. Лазерный луч не является источником света, а служит лишь поставщиком энергии для фосфорного конвертера. Его флуоресцирующий состав излучает видимый свет.

Преимущества лазерных фар мы по достоинству оценили в тоннеле: их ближний свет буквально заливал все пространство, в то время как светодиодные фары лишь проявляли очертания удаленных объектов в сумерках. Дальность действия лазерных фар вдвое больше, чем у традиционных аналогов, и может достигать 600 м. Важно, что их свет по цветовой температуре (5500 К) максимально близок к дневному, приятен для глаз и не вызывает усталости.


Очевидно, что столь мощный прожектор может применяться лишь совместно с автоматической системой управления дальним светом: ослепление встречных водителей по невнимательности должно быть полностью исключено. На Audi R8 LMX видеокамера постоянно отслеживает присутствие встречного и попутного транспорта и при необходимости мгновенно приглушает свет.

Создавая перспективную технологию матрично-лазерных фар, инженеры пошли дальше и объединили конструкции лазерного прожектора и видеопроектора. От последнего фаре достался DMD (digital micromirror device) — устройство с цифровыми микрозеркалами. Оно представляет собой матрицу из сотен тысяч микроскопических зеркал, каждое размером в несколько сотых миллиметра. Зеркала крепятся на полупроводниковой подложке-микросхеме посредством микропетель. С помощью электростатического поля они могут поворачиваться на разные углы с частотой до 5000 раз в секунду, отражая больше или меньше света от фосфорного корректора в фокусирующую линзу.

Превратив фару в видеопроектор, инженеры Audi убили сразу двух зайцев. Во‑первых, они наилучшим образом решили проблему ослепления других участников движения. Матрично-лазерная фара может создавать для них неограниченное количество теневых зон, при этом непрерывно освещая дорогу ярчайшим дальним светом.


Световая сфера изготовлена по технологии объемной формовки печатных плат MID. Она содержит 52 интегрированных светодиода и все необходимые проводники для питания и управления ими. Также на фото OLED-пластины, световые волокна, оптоволоконная ткань.

Во-вторых, DMD превращает фару в средство коммуникации и помощи водителю. Мощный лазерный дальний свет требуется только за городом на скоростях свыше 60 км/ч. В городе же он может служить подсказкой. В узких местах строительных зон и тесных парковок фара может проецировать прямо на дорогу линии габаритов машины, чтобы было проще соотнести ширину кузова с имеющимся пространством. В сумерках она подсветит дорожные знаки, чтобы они не остались незамеченными.

Возможно, в будущем такие фары будут проецировать на дорогу контрастный узор непосредственно перед автомобилем, чтобы предупреждать о его появлении из-за угла. А движущиеся стрелки на «зебре» подскажут пешеходу, что автомобиль полностью остановился и можно смело переходить дорогу.


Световой росчерк

Оказывается, живые концерты могут давать не только музыканты, но и художники. Глава департамента дизайна светотехнических приборов Сезар Мунтада Роура, собрав журналистов вокруг своего стола, берет большой лист фактурного черного картона и белым карандашом подчеркнуто размашистыми движениями воссоздает динамичный образ Audi TT. Он объясняет, как не больше десятка ниспадающих линий определяют агрессивный и узнаваемый стиль спортивного автомобиля. А затем финальным аккордом Сезар наносит буквально пару штрихов, демонстрируя, насколько полно те же ценности можно передать с помощью дизайна фар.


Концепция световой подписи Audi предполагает, что каждая модель фирмы будет щеголять собственным уникальным рисунком дневных ходовых огней, раскрывающим характер автомобиля, от агрессивных диагоналей ТТ до основательных параллелей Q7. Эволюция дневных ходовых огней на моделях Audi последних лет наглядно демонстрирует, насколько быстро развиваются световые технологии: если в 2008 году ходовые огни состояли из нескольких отчетливо различимых светодиодов, то сегодня они представляют собой абсолютно однородные (или, как говорят специалисты, гомогенные) светящиеся полосы.

Для рассеивания света в таких случаях применяется полимерный материал, внешне напоминающий оргстекло, внутри которого содержится множество воздушных пузырьков. От диаметра и количества этих полостей зависят характеристики светового элемента — гомогенность, яркость, экономичность. Современные рассеиватели позволяют использовать намного меньше светодиодов, располагая их на расстоянии более десяти сантиметров друг от друга. Перспективным материалом для рассеивателей считаются вспененные полимеры, подкупающие своим малым весом и полной свободой в изготовлении сложных форм.


Скульптура «Матрица органических светодиодов Audi» призвана наглядно продемонстрировать, что специалисты компании подразумевают под 3D-дизайном световых приборов. По мере того, как зритель движется вокруг, она постоянно изменяется, и только в одном ракурсе десятки маленьких пластинок складываются в четкую надпись Audi.

Вероятно, следующее поколение дневных ходовых огней будет использовать световые волокна — гибкие нити, изготовленные из полимерных материалов или кварцевого стекла. Они удобны в плане компоновки, так как позволяют размещать источник света глубоко внутри корпуса фары. Волокна могут излучать свет с торца (оптоволоконный проводник) или по всей длине. Из них можно создавать тканые светящиеся полотна.

Специалисты Audi считают одной из главных тенденций в дизайне световых приборов трехмерность: с разных ракурсов они должны выглядеть по‑разному, создавая причудливую игру сложных форм. Реализовать непростые художественные идеи поможет технология формованных печатных плат MID (molded interconnected device). Трехмерный каркас MID отливается из металла, покрытого полимером. Электрическая схема наносится на него с помощью лазера: полимер испаряется, обнажая металл. Получившиеся металлические контуры усиливаются с помощью гальванизации — теперь они могут питать мощные светодиоды.


Новый спорткар Audi R8 получил лазерные фары в качестве серийного оснащения. Они оснащены как лазерным, так и светодиодным модулем дальнего света. В зависимости от дорожной ситуации используется свет разной интенсивности.

Важнейшая технология фар будущего — кремниевые линзы. Они позволяют создавать очень малые радиусы кривизны, что, в свою очередь, означает малые размеры самой линзы по сравнению со стеклянным аналогом. Кремний легче стекла и лучше переносит высокие температуры.

Голубая мечта инженеров и дизайнеров Audi — автомобиль, целиком покрытый слоем из органических светодиодов OLED, весь светящийся и демонстрирующий видеоэффекты высокого разрешения. Теоретически это возможно, так как отдельные излучающие свет элементы OLED имеют микроскопические размеры и могут наноситься на подложку очень тонким слоем. Однако добиться такого на практике в обозримом будущем не удастся: органические светодиоды слишком чувствительны к перепаду температур и не выносят контакта с водой. Поэтому пока что они требуют защиты толстым слоем стекла, которое можно изгибать только в одной плоскости.


Лазерный противотуманный фонарь (на фото), скорее всего, появится на рынке очень скоро — как только будет одобрен регулирующими органами. Трехмерные габаритные огни на основе изогнутых OLED-пластин также весьма близки к серии. А вот взбалмошная анимация во всю заднюю дверь всего лишь имитирует с помощью проекции гибкое OLED-покрытие, которое, возможно появится в отдаленном будущем.

Хайтек под присмотром

Кроме концептуальных световых приборов, которые если и пойдут в серию, то только через десяток-другой лет, в лабораториях Audi разрабатываются остроумные решения, которые готовы к этому уже завтра. Один из самых впечатляющих образцов — лазерный противотуманный фонарь. Он представляет собой красный сканирующий лазер, рисующий на дороге позади автомобиля тонкую поперечную полоску. Только и всего.


В ясную погоду эта полоска практически незаметна другим участникам движения. В отличие от традиционной задней противотуманки, она не слепит водителей и не отвлекает их, даже если нерадивый хозяин забыл ее выключить. Зато в тумане становится виден сам лазерный луч, и за автомобилем проявляется яркий красный треугольник.

Светотехника — весьма консервативная отрасль. Работа световых приборов имеет самое непосредственное отношение к безопасности движения, поэтому их строение и характеристики жестко регламентированы государственными органами. В тесном контакте с дизайнерами и технологами работают лоббисты, демонстрирующие чиновникам новые разработки и обосновывающие их пользу для безопасности дорожного движения.

Для некоторых разработок, таких как лазерный противотуманный фонарь, именно законодательство является основным или единственным препятствием для внедрения в серию. К счастью, опыт показывает, что это препятствие временное. Иначе мы не увидели бы на наших дорогах автомобили Audi, щеголяющие динамическими указателями поворотов и мерцающими при резких торможениях стоп-сигналами.

" вызывало восхищение и уважение окружающих, а и подавно. Казалось бы, все уже придумано и развиваться автомобильной оптике больше некуда, однако создатели лазерных фар так не считают...

Светодиодные фары как, впрочем, и любые другие революционные для своего времени фары, до появления лазерных фар считались наиболее эффективным источником освещения, который по сей день активно используют автопроизводители в своих автомобилях. Кстати серийный выпуск могут сегодня позволить себе далеко не все автогиганты, как правило, такими фарами оснащаются автомобили премиум-сегмента.

С лазерными фарами все еще более сложно и запутано, эти фары являются достижением высоких технологий, а для их создания необходимы особые условия и множество различной электроники, которая собственно и создает лазерный луч . В данной области активно работают ведущие производители автомобильной светооптики такие как: Osram, Philips, Valeo, Bosch и Hella.

Кроме ведущих производителей источников освещения лазерными фарами очень заинтересованы автопроизводители. Так в 2011 году лазерные фары были представлены компанией BMW, которая продемонстрировала собственные достижения в этой области на своем концепте под кодовым названием i8. Тот, кто следит за событиями в BMW помнит, как через несколько лет концепт превратился в полноценный серийный суперкар.

Лазерные фары BMW i8 видео

Спустя еще несколько лет такие фары стали появляться на других моделях "БМВ". Лазерный модуль BMW был разработан инженерами компании Osram. Несмотря на дороговизну самой технологии, а также стоимость комплектующих и разработок, лазерные фары получили одобрение руководства, которое даже не смутил тот факт, что наличие лазерных фар существенно скажется на итоговой стоимости всего автомобиля. Более важным для разработчиков и руководителей проектов было первенство в данной области, а также то преимущество которое получит покупатель после покупки их детища.

Второй автогигант Audi - не менее активно работает в "лазерном направлении". Впервые лазерные фары получили Audi R18 E-Tron Quattro, а также концепт Audi Sport Quattro Laserlight. Характерным отличием лазерных фар производства "Ауди" является то, что активация лазерных модулей происходит на скорости 60 км/час и выше. До этой отметки дорогу освещают "обычные" .

Лазерная фара производства Audi состоит из четырех мощных лазерных диодов, их диаметр тела свечения равен – 300 микромет­рам. Эти диоды способны генерировать световой луч синего цвета с длиной волны порядка 450 нм. Благодаря специальному флуоресцентному преобразователю синее свечение превращается в белое (цветовая температура 5500 К). Такой свет по мнению производителей наиболее приятен для глаз и практически не вызывает усталости. Длина самого светового луча составляет порядка 500 метров.

В отличие от привычных нам источников света (лампы накаливания, газоразрядные лампы, светодиоды) лазерные фары обладают множеством "плюсов". Все начинается с того, что лазерное излучение монохромно и когерентно, другими словами волны постоянно одинаковой длины при постоянной разности фаз.

Перечислим плюсы лазерных фар

  • Это позволяет формировать пучок света, который очень близок по своей сути к параллельному, (дает возможность освещать конкретную зону).

  • Лазерный луч в десять сильнее по сравнению с галогенками, а также . Протяженность лазерного луча достигает отметки в 600 метров, при том, что обычный дальний свет может похвастаться только 200-300 мет­рами (а ближний и того хуже всего 60–85 метров).
  • Лазерные фары не слепит так как ксенон, поскольку луч света направлен строго в ту точку, которая должна освежаться. В случае попадания в область освещения живого существа, например, человека часть диодов тут же отключится и подсветит все кроме той области в которой находится живой объект.
  • Фары лазерные имеют на 30% меньшее энергопотребление нежели классические аналоги.
  • Компактность еще один "плюс" в пользу лазерных фар, их по праву можно смело назвать самыми компактными из всех сущест­вующих. Площадь светоизлучения лазерного диода в сто раз меньше по сравнению с обычным светодиодом, в этой связи при одинаковой светоотдаче лазерная фара требует отражателя размером всего 30 мм в диаметре (для сравнения у ксенона – 70 мм, у галогенок вообще - 120 мм). Такие способности лазерных фар позволили инженерам существенно уменьшить размер фар, не потеряв при этом а наоборот прибавив эффективности освещения.

Несколько слов о том, как это работает

Работать лазерный головной свет будет в тесном взаимодействии с компьютером, который руководствуясь данными с датчиков будет следить за тем, чтобы встречные автомобили и пешеходы не ослеплялись. Каждая лазерная фара содержит три диода излучающих световой луч мощностью около 1 Вт. Лучи посредством системы зеркал перенаправляются на флуоресцентный элемент после поглощения энергии последним, происходит выделение белого свечения, который формируется в световой луч.

В процессе разработки лазерных фар возникла еще одна новая технология под названием Dynamic Light Spot (в перевод с анг. - динамическое точечное освещение). Данная разработка позволяет обнаруживать пешеходов, а также другое препятствие на пути автомобиля посредством инфракрасной камеры. После того как система обнаружит преграду она автоматически подсвечивается более интенсивным светом, для того чтобы водитель мог обратить на нее внимание и безопасно его преодолеть. Что характерно, подсказка для водителя появляется с некоторым опережением, то есть до того, как объект будет подсвечен лучами ближнего света. Это необходимо для того чтобы обезопасить водителя и дать ему возможность подготовиться к выполнению тех или иных маневров и действий.

Лазерные фары Audi видео



Поделиться