Повышение цен на автомобили в. «Классическое запугивание потребителя»

Факторы, влияющие на динамику цен на рынке автомобилей

Главный фактор, определяющий риски рынка, это колебания курсов валют. Благодаря ослаблению рубля и колебаниям на мировых финансовых рынка, компании – производители автомобилей были вынуждены повысить цены на 25% . Но в 2016 году действия компаний будут направлены на удержание установленного уровня цен на автомобили, так как дальнейший рост цен негативно скажется на покупательском спросе. Если же удорожания избежать не получится, оно будет плавным и управляемым. Компании прибегают к различным маркетинговым акциям для удержания покупателя.

В 2016 году большинство компаний повысили цены на модельные ряды от 3 до 5% , повышение затронуло все модели Chevrolet Niva, Volvo, Land Rover, Hyundai, Skoda и Jaguar. Вырастет также и стоимость всех выпускаемых моделей Лада, кроме новой Весты.

Второй фактор, обуславливающий подорожание автомобилей и влияющий на цены автомобилей в 2017 году, это принятие нового экологического стандарта для двигателей. Начиная с января 2016 года все выпускаемые автомобили должны быть оснащены двигателями, соответствующими стандарту Евро-5, это делается для того, чтобы хоть как-то сократить вредные выбросы в атмосферу и минимизировать урон, наносимый экологии. На нынешний момент только 38% автомобилей соответствуют этому стандарту, и то речь идет об иномарках, которые собираются на территории России, исключением является только Лада Веста. Согласно прогнозам аналитиков, затраты на модернизацию двигателей вырастут до 7% к 2017 году, рост цен коснется всех популярных автомобилей.

Роль в повышении цен играет и индексация утилизационного сбора. Этот показатель был неизменным с 2012 года, и за это время он практически обесценился ввиду постоянного роста цен на автомобили. Согласно постановлению Правительства, ставка по утилизационному сбору будет повышена до 65%, что моментально приведет к увеличению цен на автомобили до 20–40 тысяч.
Отдельно следует сказать о введенных в отношении России санкциях и контрсанкциях в ответ на них. Санкции в целом оказали негативное воздействие на цены практически всей продукции, коснулось повышение и автомобилей. А введенные Россией санкции в отношении Турции могут не только вызвать резкий скачок цен на авторынке, но и привести к сложностям при производстве автомобилей, ведь многие концерны используют турецкие запчасти, АВТОВАЗ, КАМАЗ также не являются исключениями. Дефицит запчастей для сборки может привести к незапланированной остановке производства, и производителям придется повысить цены на автомобили.

Насколько возросла цена на автомобили в 2016 году, статистика.

В начале 2015 года цена на автомобили производства АВТОВАЗ поднялась на 10–45 тысяч рублей. Больше всего цена выросла на автомобиль Лада Ларгус – с 412 000 до 457 000. Лада Приора подорожала на 15 000. К 2017 году ожидается подорожание до 15%. Рост цен не обошел стороной и модели УАЗ. Например, цена на модельный ряд Hunter повысилась на 8%, Patriot на 7,6%, а Pickup на 14%.

Однако по сравнению с тем, как подскочили цены на иномарки, подорожание отечественных автомобилей кажется не таким уж и значительным. В общей сложности автомобили импортного производства подорожали на 21%.

Изменения коснулись и вторичного рынка автомобилей. Поначалу в связи с ростом цен на новые автомобили резко возник спрос на подержаные и в начале 2015 их цена резко выросла до 40% на иномарки и до 10% на отечественные. Но к концу года из-за избытка предложения и падения спроса цены пошли вниз, и сократились от 9 до 23% исходя из класса модели. Если верить прогнозам экспертов, до конца 2016-начала 2017 года цены на вторичном рынке автомобилей будут падать.

Установление цены на автомобили в 2016–2017 году будет зависеть от курса рубля. Если произойдет девальвация рубля, повышения цен избежать не удастся, но он будет постепенным, так как концернам резкий скачок цен на модели невыгоден, это грозит стагнацией продаж.

Другой возможный вариант, если девальвация рубля не произойдет рубль пойдет на укрепление, цена автомобили будет постепенно снижаться.

Повышение ставки акциза в 2017 году


По прогнозам аналитиков, можно точно предсказать увеличение цены на автомобили из-за повышения в 2017 году ставки акцизного налога на 26,5% к уровню 2014 года. В следующем году акцизный налог на автомобили мощностью 90–150 л. с. будет равен 43 рублям за 1 л. с. Автомобили мощностью выше 150 л. с. будут облагаться налогом в 420 рублей за каждую единицу мощности.
Автомобили мощностью менее 90 л. с. и мотоциклы акцизным налогом не облагаются. Сумма этого налога входит в стоимость цены автомобиля, но, как правило, она составляет лишь 1,5% от общей цены, и поэтому, как полагают аналитики, в результате увеличения ставки акциза цена на автомобиль повысится незначительно.

В ближайшем будущем продолжится постепенное повышение цен на автомобили, что подтверждает прогноз экспертов на 2017 год. Кроме того, в следующем году впервые после начала кризиса возобновится рост продаж на авторынке. При этом многое будет зависеть от динамики валютных котировок.

Прогноз автомобильного рынка на 2017 год

Продажи на автомобильном рынке после начала кризиса продолжают снижаться. Согласно расчетам представителей Минпромторга, по итогам текущего года данный показатель сократиться на 10%. Прогноз чиновников совпадает с ожиданиями представителей Ассоциации европейского бизнеса – продажи за год на уровне 1,44 млн авто (сокращение на 10,3%).

Негативные тенденции автомобильного рынка связаны с несколькими факторами. Девальвация рубля привела к существенному повышению стоимости автомобилей. При этом доходы населения после начала кризиса продолжают сокращаться. Кроме того, банковский сектор практически свернул кредитование.

В 2017 году возобновится рост экономики, что положительно отразится на прогнозе автомобильного рынка. Представители АВТОВАЗа считают, что в следующем году прекратится падение рынка, после чего продажи перейдут к устойчивому росту. Этому будет способствовать стабилизация валютного рынка и снижение ключевой ставки со стороны Центробанка. В результате снизится стоимость кредитных ресурсов, что приведет к увеличению количества сделок с участием банков.

Аналитики PwC настроены еще оптимистичнее. При наиболее благоприятном сценарии, по итогам следующего года продажи достигнут 1,5 млн автомобилей. В нынешних условиях основным драйвером роста остается поддержка отрасли со стороны государства. Согласно оценкам аналитиков, в следующем году правительство направит на поддержку авторынка около 47 млрд руб., что увеличит продажи на 620 тыс. шт.

Однако возможности правительства оказать действенную поддержку авторынку зависят от состояния бюджета. Ресурсы властей остаются достаточно ограниченными, что ставит под угрозу полноценное финансирование господдержки в 2017 году. Если чиновники откажутся от пролонгации действующих программ, то продажи новых автомобилей продолжат сокращаться.

Немаловажным фактором, который будет определять динамику рынка в ближайшей перспективе, является стоимость транспортных средств. Очередной этап роста цен на автомобили приведет к снижению продаж и ухудшению финансового положения участников рынка.

Цены на автомобили в 2017 году: прогнозы экспертов

Цены на автомобильном рынке остаются привязанными к валютным котировкам. После стремительной девальвации рубля участники рынка начали повышать стоимость транспортных средств. При этом подорожание авто происходило постепенно, автодилеры старались сдержать рост цен, жертвуя финансовыми показателями.

Ослабление рубля в прошлые периоды продолжает оказывать давление на цены, считают эксперты. В следующем году участники автомобильного рынка продолжат закладывать в стоимость предыдущее повышение курса доллара, что приведет к росту цен в диапазоне 5-10%.

Данные прогнозы экспертов основаны на реализации базового сценария: нефтяные котировки закрепятся выше 50 долл./барр., а российская экономика перейдет к росту. Пессимистичный сценарий предполагает новый этап девальвации российской валюты, что приведет к соответствующему повышению цен.

Ослабление рубля в следующем году может быть связано с решением бюджетного вопроса. Девальвация даст возможность наполнить бюджет эмиссионными доходами, что позволит профинансировать дефицит бюджета. В противном случае правительству предстоит решить непростую задачу: с одной стороны в полном объеме выполнить социальные обязательства, в том числе найти средства на полноценную индексацию пенсий, с другой – учитывая стремительное сокращение резервов, найти дополнительные источники для наполнения бюджета.

В результате курс доллара может вернуться к диапазону 70-80 руб./долл. Наиболее негативный сценарий, который рассматривают эксперты, предполагает повышение стоимости доллара до 100 руб. В таких условиях цены на автомобили прибавят 20-25%, прогнозируют эксперты, что спровоцирует новый этап сокращения продаж.

Базовый прогноз для автомобильного рынка предполагает возобновление роста продаж, что связано с улучшением экономической ситуации. При этом цены на новые автомобили продемонстрируют незначительный рост, который составит 5-10%.

Пессимистичный сценарий допускает более существенное изменение стоимости авто. Для стабилизации дефицита бюджета правительство может пойти на девальвацию российской валюты. В результате стоимость автомобилей прибавит 20-25%. Кроме того, на автомобильном рынке продолжится сокращение продаж.

Одной из причин сдерживания роста цен в начале наступившего года является укрепление рубля.

Российские автомобильные дилеры пока что практически не получают уведомлений от концернов о том, что нужно переписать ценники представленных на нашем рынке моделей. Как сообщает «Коммерсант », ныне действующие цены на иномарки предположительно сдержало в том числе и укрепление рубля.

Согласно данным представителей дилерских центров, в массовом сегменте автомобилей цены почти не изменились. Машины бренда Mercedes-Benz прибавили примерно по 3%, Audi – по 2,2%. По их информации стоимость Volkswagen Polo выросла в пределах 3% (в зависимости от комплектации), а Hyundai Solaris в декабре подорожал на 30 000 рублей. Согласно официальному сайту, сейчас базовая версия Соляриса стоит 553 900 рублей с учётом скидок.

Большинство дилеров считают, что цены на иномарки будут расти позже, после того, как будут распроданы прошлогодние стоки. Так, по мнению директора по продажам ГК «Автоспеццентр» Алексея Потапова первой волны подорожания стоит ожидать в начале второго квартала, когда к дилерам приедут машины, сошедшие с конвейера в 2017 году. Они будут продаваться «уже по индексированной стоимости».

Дилер считает, что цены увеличатся на 5-7% в зависимости от конкретной марки. Алексей Потапов предположил, что больше всего рост будет заметен для покупателей автомобилей бюджетного и массового сегментов.

По мнению аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова, компаниям стоит подождать определённости со спросом на российском автомобильном рынке, так как в ноябре 2016-го был продемонстрирован хоть и символический, но всё-таки прирост (по неофициальным данным, продажи в декабре прошлого года тоже были на сравнительно высоком уровне). При этом январь и февраль традиционно являются слабыми для продаж машин месяцами, поэтому они «не могут служить ориентиром для ценовых стратегий», отметил эксперт.

Ранее портал «Колёса.ру» сообщил о том, что . С начала 2017 года базовые версии популярных российских машин стали дороже на 2-3%.

В наступающем году покупателям стоит ждать очередного скачка, несмотря на относительную стабильность курса рубля. По их мнению, зимой дилеров ждут крайне низкие продажи, из-за чего они будут вынуждены повысить стоимость автомобилей.

Один из собеседников газеты считает, что цены вырастут в среднем на 4-5%. В то же время источник в одном из дилерских центров говорит о подорожании на 10-15%. Однако, добавил он, компании будут «откатывать цены» при помощи спецпредложений и акций.

Другой причиной грядущего повышения цен эксперты называют внедрение дорогостоящей системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Стоимость установки системы на одну модель источники оценивают в шесть миллионов рублей. По их мнению, больше всего рост цен ощутят потребители бюджетного сегмента, поскольку там даже небольшое повышение себестоимости ощутимо отражается на конечной цене.

Эксперт сайт:

Очевидно, что для всех марок идеальной будет ситуация, когда розничные цены на автомобили сравняются в валютном выражении с ценами на соседних рынках. В частности, европейских. Никого не устраивает тема потери маржи по сравнению с другими рынками.

Чтобы понимать, какие у дистрибьюторов есть резервы для повышения цен, надо знать, какая у каждой конкретной марки ситуация с продажами. И - что крайне важно - как себя чувствуют дилеры.

Вряд ли маркетологи любой марки сегодня ориентируются на докризисный уровень продаж - с ним сравнивать текущую ситуацию уже просто бессмысленно. Но и цифры падения продаж в штуках по сравнению с аналогичными периодами прошлого года (абсолютные или относительные) объективной картины не дают. Уверен, что для маркетологов сейчас огромное поле для работы. Наверняка они сравнивают ситуацию не только в штуках (количестве отгруженных автомобилей дилерам и реальном количестве переданных клиентам машин), но, главное, в рублях и в евро. И в денежном выражении ситуация на рынке может отличаться. Вполне возможно, что в рублях падение не такое большое. То есть россияне тратят на автомобили такие же суммы, как и раньше. Просто произошло огромное смещение в сегментах. Так что это очень тонкая работа - маркетологов и дистрибьюторов. Дилеры проводят ревизию своего модельного ряда и рассматривают ситуацию буквально по каждой модели и каждой комплектации. На эти формулы также накладывается возможная игра с финансовыми инструментами - кредитами, лизингом и т.д.

Наверняка маркетологи уже пришли к мысли (или скоро придут) о сотрудничестве со страховыми компаниями - для того, чтобы оптимизировать страховые предложения. То же КАСКО сейчас занимает очень большой процент в общем пакете под названием «покупка автомобиля». Аналогично - переговоры с дилерами о стоимости периодического ТО. Хотя, здесь резервов еще меньше, поскольку дилеры только и живут этим бизнесом.

Возможно, если дилерам удастся подгрести под себя рынок подержанных машин, то есть откусить от него хотя бы процентов 15-20, они смогу найти резервы в собственной экономике для заманчивых предложений по новым автомобилям.

У дилеров вообще должна быть серьезная работа по оптимизации портфеля представленных марок. Например, Opel год назад отвалился сам. А Honda, наоборот, вроде бы и не ушла, но просто скинула все проблемы на дилеров. В результате мы уже недосчитываемся каких-то моделей и модификаций просто потому, что у продавцов нет резервов для снижения цен. И, тем более, денег для омологации новых продуктов. А это очень серьезные суммы.

В общем, понятно, что аккуратнее всего, без истерики, будут работать марки, которые инвестировали колоссальные суммы и в российскую сборку, и в работу с российскими поставщиками комплектующих. Они уже не могут уйти с рынка, и у них есть хоть какие-то резервы для сдерживания цен.

От правительства все ждут гарантий стабильности лет на 15 вперед. Тогда можно развивать местное производство. А это единственный путь для нормальной работы на рублевом рынке. Второе, чего ждут от властей, - это поддержка деньгами на утилизацию и частичную оплату покупательских кредитов. Тут авторынкок вряд ли чего-то дождется. Денег на это в бюджете скоро не будет совсем.

Курсовая безобразница

В том, что машины в нашей стране будут на пустом месте дорожать и дальше, из трезвомыслящих аналитиков не сомневается никто. И не потому, что это объективная необходимость, а потому, что хорошо знают нравы автомобилестроителей, которые в России абсолютно не стесняются решать все свои проблемы исключительно за счет покупателей.

Впрочем, некоторые эксперты все-таки переоценивали богобоязненность автобрендов и склонны были считать, что те не пойдут в атаку на наши кошельки прямо так сразу, в самом начале января. Что ж, ошибочка вышла. Как говаривал незабвенный Виктор Степанович: «Никогда так не было, и вот опять!» Не дожидаясь конца праздников, ценники в «правильную» сторону переписали LADA и Renault, а Hyundai и KIA обрадовали покупателей сообщением, что за их бестселлеры Solaris и Rio также придется платить дороже.

Тут хочется вспомнить, как недавно сокрушался неназванный, но весьма информированный источник «Коммерсанта»: «Была надежда на то, что рубль стабилизируется в позитиве, но этого не произошло, поэтому необходимо и дальше отыгрывать», - объяснял он прошлогоднее немотивированное подорожание машин. Ему вторил и другой эксперт: «Если бы евро остался ниже 70 рублей, то можно было на этом остановиться». Так в чем проблема? Рубль - в позитиве, евро - ниже семидесяти. Но остановки-то как не было, так и нет. Смею заверить, ее не будет и в обозримом будущем. Не верите?

Тогда послушайте еще одного профессионала. Вот что заявил изданию «Газета.Ru» директор департамента розничных продаж новых автомобилей одной крупной мультибрендовой компании Алексей Потапов: «Сдерживать цены на российском рынке далее невозможно, поскольку количество проданных машин продолжает снижаться, прибыль дистрибьюторов падает, рентабельность работы в России оказывается под вопросом».

Теперь, наконец, понятно вам, кто во всем виноват? Конечно же, мы, злостно не покупающие автомобили и тем самым ввергающие автопроизводителей в колоссальные убытки. А уж они, болезные, так сдерживали цены, так сдерживали… За время кризиса, то есть с начала 2014 года, подняли ценники на какие-то жалкие 44%. Конечно же - продолжают в один голос стонать и продавцы, и изготовители машин - этого недостаточно, чтобы отыграть темпы девальвации рубля по отношению к евро. Мы-де просто вынуждены будем вновь и вновь переписывать ценники, подгоняя их под реальный курс.

Черт побери, даже меня разжалобили нечеловеческие страдания автомобильных корпораций. Но скупая мужская слеза тут же высохла, как только я дал себе труд вникнуть в истинное положение дел. И вы не поверите, но это факт: с 1 января 2014 года по 16 января 2017 года европейская валюта подорожала всего на 40% - с 45,06 до 63,23 рубля! То есть курсовую разницу автобренды себе уже компенсировали, и с лихвой.

А как же хваленая локализация? По данным на ноябрь 2016 года, только пятая часть машин была завезена к нам из-за кордона. Остальное собиралось здесь, с учетом стоимости нашей рабочей силы, электроэнергии, арендной платы и пр. При чем тут разговоры о корреляции с курсом евро, господа хорошие?

Есть в запасе у автомобильных махинаторов, то есть маркетологов, еще несколько фокусов. Так, грядущее подорожание машин объясняется ко всему прочему неподъемными затратами на внедрение системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС, которая заработала с 2017 года. Поскольку определить влияние этого процесса на конечную стоимость машины весьма затруднительно, то будьте уверены: производители не остановятся перед преувеличением своих затрат, а оплатить их предложат нам с вами.

Еще один трюк, срабатывающий практически беспроигрышно. Разница в цене машин, продающихся в России и в Европе, может достигать 50%. О как! Но если затратить немного времени и сравнить прайсы на отечественных и, скажем, немецких сайтах, то выяснится: реальная разница составит около 5%, в крайнем случае - 10%. Заметим, кстати, что зарплата среднестатистического немца после уплаты налогов как минимум втрое превышает российскую.

Как бы там ни было, откровенные спекуляции на недооцененности своих изделий производители будут использовать и далее - в полный рост. Различные инсайдерские источники сообщают, что концерны в новом году закладывают повышение цен в среднем на 10−15%. По всей видимости, так оно и будет, причем эксперты портала «АвтоВзгляд» считают более реальной высшую границу означенного диапазона.

А ведь на самом деле главная проблема отечественного автопрома заключается не в заниженных ценах, а в элементарном неумении и нежелании грамотно выстроить рабочие процессы.



Поделиться