Какое будущее у отечественного автопрома? На чем будут ездить белорусы. В беларуси начали выпускать китайские кроссоверы для россии

Белорусский автопром десятилетиями ассоциировался лишь с тяжелым машиностроением — МАЗы и БелАЗы были и остаются нашей визитной карточкой. Но сегодня, когда глава государства рассказал о своей мечте выпускать легковой автомобиль с белорусскими комплектующими, мы не можем не вспомнить обо всех попытках сделать Беларусь производителем легковых автомобилей. А заодно разберемся, какие модели сегодня выпускаются у нас.

Пионером легкового автомобилестроения в Беларуси является Ford. Заключив с властями договор о налоговых льготах, Ford построил под Минском, в поселке Обчак, весьма современный по тем временам автомобильный завод. Без сварочного и окрасочного производства, правда, но в те времена никто и не требовал полной локализации.


Ford Escort производили недолго, но на вторичном рынке до сих пор встречаются машины «Зроблена ў Беларусі».

Собирались на заводе в Обчаке две модели: малолитражка Ford Escort и микроавтобус Transit. Но собирались, увы, недолго, буквально пару лет — когда власти по имеющейся уже тогда привычке изменили правила игры, Ford принял решение покинуть белорусский рынок. Завод на определенных условиях достался его белорусским партнерам, и сегодня мы знаем его как «Юнисон».

Именно «Юнисон» с тех пор и остается главным генератором идей по сборке различных автомобилей на территории РБ. В начале 2000-х здесь собирали польские грузовички «Люблин» с дизельным двигателем Andoria, но на фоне российской «Газели» они оказались слишком дороги, и проект довольно быстро был свернут.

На смену «Люблину» пришел Samand — иранский седан, созданный на базе Peugeot 405. Именно Samand долгое время был самой популярной легковушкой белорусской сборки — при помощи административного ресурса его массово «распространили» среди госорганизаций, но когда завод снизил цены, то подтянулись и частные покупатели.


Проект по сборке Samand изначально был обречен — кому в наших широтах нужен иранский автомобиль? Но на вторичном рынке это неплохой вариант для покупки: запчасти подходят от Peugeot 405, кузов оказался стойким к коррозии. А цена за машину «свежего» года очень невысока.

Успех Samand (пусть и относительный) сподвиг «Юнисон» на поиск других партнеров, и следующим автомобилем белорусской сборки стал китайский седан Zotye Z300, аналог одного из поколений Toyota Allion.


Zotye слышал? Нет, не слышал — эта марка малоизвестна даже в Китае. Поэтому машины пользуются весьма ограниченным спросом.

В этот же период в Беларуси появилось еще одно сборочное производство легковых автомобилей, и тоже китайских: под Борисовом начало работу предприятие «БелДжи», занявшееся SKD-сборкой автомобилей марки Geely. Причем в отличие от «Юнисона» борисовчане имели более мощную государственную поддержку, и поэтому размахнулись на сборку сразу трех моделей: хэтчбека LС Cross, седана SC7 и переднеприводного кроссовера Emgrand X7.

Именно «БелДжи» сегодня и является самым массовым белорусским автопроизводителем (речь о легковых авто) — за 2013−14 годы было собрано и реализовано более 10 тысяч автомобилей, причем большая часть была продана на российском рынке. Неплохо у «БелДжи» дела идут и в Беларуси: «благодаря» тому, что некоторые требования к автомобилям-такси были прописаны будто специально под SC7, эта модель действительно стала популярной у таксистов. Не стоит забывать и про другие направления работы административного ресурса — много Geely SC7 появилось у ГАИ и прочих служб.

На сегодня, по имеющейся у нас информации, сборка всех трех моделей Geely прекращена — дилеры реализуют лишь складские запасы. Образовавшиеся вследствие того, что на 2015 год было запланировано собрать 12 тысяч автомобилей, и какая-то часть машинокомплектов явно была поставлена в Беларусь еще до того, как все осознали последствия резкого падения курса российского рубля. Цены на новые и подержанные авто в России резко упали едва ли не вдвое, а белорусский автопроизводитель не мог позволить себе такого демпинга — поэтому продажи резко сократились, и в середине года «БелДжи» даже вынуждена была останавливать производство.

Но в будущее здесь все равно смотрят с оптимизмом: вовсю кипит работа по возведению будущего автозавода полного цикла, а недавние заявления главы государства дают понять, что «БелДжи» будет оказана всесторонняя поддержка. Правда, не совсем понятно, какие белорусские комплектующие собираются поставить на Geely — покрышки, разве что…

Что касается модельного ряда «БелДжи», то уже известно, что в данный момент идет обучение рабочих для сборки трех новых моделей. Каких именно? Можно только предполагать, поскольку представители завода хранят молчание, обещая лишь при первой возможности показать «настоящий хит». Что ж, поживем — увидим.


Opel Corsa собирались было выпускать на «Юнисоне», но вовремя отказались. Этот класс легковых автомобилей совсем не популярен в Таможенном союзе.

А пока расскажем о том, что в данный момент собирается и продается в Беларуси. И для этого снова придется обратиться к продукции все того же завода «Юнисон». Года полтора-два назад проскочила информация о том, что в Беларуси будут собирать некоторые модели концерна General Motors, но в эти слухи, регулярно возникающие вокруг «Юнисона», тогда мало кто поверил. А когда слухи подтвердились и выяснилось, что на заводе уже даже собрали несколько экземпляров Opel Corsa, оптимизма белорусам это не добавило — такие модели, европейского формата, у нас не очень популярны. Да и в остальных странах СНГ тоже.

Очень быстро это осознали и в GM — Corsa белорусской сборки так и осталась в виде нескольких опытных экземпляров. А вместо нее в производство пошли другие модели: после того как GM объявила об уходе с российского рынка, многие ее проекты были свернуты, и в частности сборка в Калининграде. Но поскольку спрос на определенные модели все еще остается, их производство было налажено там, где есть возможность недорого собирать относительно небольшие партии разных моделей. Именно так в производственной гамме «Юнисона» появились Opel Mokka, Chevrolet Traxx, а чуть позднее — Chevrolet Tahoe и даже Cadillac Escalade!


Cadillac белорусской сборки — совсем недавно в это невозможно было поверить!

Зато другой партнер завода «Юнисон», концерн PSA, никаких разграничений по рынкам не делает: белорусские дилеры предлагают все модели, собранные белорусским же заводом.

Самый доступный «француз» белорусской сборки — это Citroen C-Еlysee, сегодня предлагаемый по цене больше 140 миллионов рублей за базовую версию с 1,2-литровым мотором. Примерно по такой же цене продается его родственник и одноклассник, Peugeot 301 .Peugeot 508 стоимостью $ 22,8 тысячи. Все цены очень примерные, так как сейчас дилеры проводят акции и конечная стоимость может оказаться ниже. Peugeot 508 тоже побывал недавно на тесте, и .

Что имеем? Назвать точное количество собираемых сегодня в Беларуси моделей нелегко: информация о состоянии дел по нынешним моделям Geely, а также Zotye отсутствует. Но и без них хватает, из чего выбрать — 9 автомобилей мы насчитали точно! Правда, из них только 6 официально предлагаются в Беларуси, остальные собираются для российского рынка. И очень жаль, ни одна не собирается по полному циклу, со сваркой и окраской — мы имеем дело лишь со сборкой SKD, можно сказать, с прикручиванием того, что было откручено на зарубежном заводе-изготовителе. Однако учитывая темпы строительства «БелДжи», есть шанс, что полноценное производство легкового автомобиля в скором времени все же появится. И у нас есть информация, что о своем полноценном производстве задумывается и «Юнисон» — ему тоже срочно нужно повышать степень локализации, чтобы не лишиться статуса автопроизводителя. Так что через годик и посмотрим, что будет представлять из себя белорусский легковой автопром! Если нам не перекроют выход на рынок Таможенного союза, можем стать легковой автомобильной державой, все предпосылки для этого есть.

Белорусские МАЗы, БелАЗы и тракторы уже давно известны и востребованы как на внутреннем рынке, так и далеко за пределами нашей страны. А в последние годы в Беларуси набирает обороты не только тяжелое машиностроение, но и автомобильная промышленность. Сегодня в нашей стране собираются авто крупнейших мировых брендов. А на повестке дня – переход от крупноузловой сборки автомобилей к производству полного цикла с максимально возможной локализацией процессов, что позволит избежать барьеров при экспорте автомобилей в другие страны ЕАЭС. И перспективный тренд – выпуск белорусских электромобилей.

ОТ «ФОРДА» ДО «КАДИЛЛАКА»

ЗАО «Юнисон», основанное в 2000 году на базе предприятия «Форд Юнион», стало первым автомобильным заводом в нашей стране. Белорусско-британское совместное предприятие расположено в деревне Обчак в 10 км от столицы и является резидентом свободной экономической зоны «Минск». СП может выпускать до 25 тыс. автомобилей в год.

За свою более чем 20-летнюю историю завод реализовал проекты по производству автомобилей Ford, Lublin, Samand, которые поставлялись не только на внутренний рынок, но и за рубеж, в частности в Россию. А сегодня с конвейера сходят авто таких марок, как Zotye (модели Z300; T600 2.0; T600 1.5), Peugeot (301; Partner; 508; 3008), Citroen (C-Elysee; Berlingo; DS4), Cadillac (Escalade; XT5) и Chevrolet (Tahoe). При этом основным рынком сбыта является Российская Федерация.

В планах у совместного предприятия «Юнисон» – новые проекты с мировыми производителями и расширение ряда выпускаемых авто. Так, с осени планируется начать сборку электрических автомобилей нескольких модификаций разного класса, которые пойдут на российский и белорусский рынки. Также будут построены дополнительные цеха, в частности сварки и покраски, которые позволят достичь более 30 % локализации производства.

ИНВЕСТИЦИИ – КИТАЙСКИЕ, АВТОМОБИЛЬ – НАРОДНЫЙ

Белорусско-китайское СЗАО «БелДжи» было создано в 2011 году и разместилось на арендуемых площадях Борисовского завода «Автогидроусилитель». После реконструкции мощность SKD-предприятия (крупноузловая сборка автомобилей) составила более 10 тыс. автомобилей в год. В конце марта 2015 года «БелДжи» приступило к строительству CKD-завода (мелкоузловая сборка комплектов автомобиля) полного цикла, включая сварку, окраску и сборку. Новое производство находится между Борисовом и Жодино и занимает площадь более 100 га.

После завершения первой очереди строительства в 2017 году производственная мощность завода составит до 60 тыс. машин в год. На CKD-заводе для начала планируется выпускать три модели автомобилей марки Geely: седан Geely ЕС7 (FE3) и два кроссовера – Geely Atlas (NL3) и Geely Emgrand X7 (NL4). Первая партия из 222 экземпляров была собрана на новом заводе в сентябре нынешнего года.

Второй этап проекта предусматривает увеличение производственных мощностей до 120 тыс. автомобилей в год. При этом на территории нашей страны планируется начать производство двигателей внутреннего сгорания, что позволит «БелДжи» к концу 2017 года выйти на уровень локализации 30 %. А в 2018 году он должен достичь уже 50 %.

В соответствии с бизнес-планом предприятия, 90 % выпускаемых автомобилей планируется экспортировать, а 10 % будет реализовываться в Беларуси. При этом ожидается, что уже к концу нынешнего года на государственном уровне будет сформирована система стимулирования продаж автомобилей Geely на внутреннем рынке.

Кроме того, планируется, что с 2019 года на новом заводе «БелДжи» может быть налажено производство электромобилей – до 5 тыс. единиц. Первый экспериментальный образец такого авто на базе Geely SC7 успешно прошел испытания в августе этого года.

Китайцы уже давно вошли на белорусский рынок - "отверточную" сборку Geely в Борисове осуществляли с 2013 года. Однако амбиции руководства концерна требовали строительства полноценной площадки, чему способствовали и правила Евразийского союза о минимальной локализации автомобильного производства. Строительство завода мелкоузловой сборки в Жодино площадью 120 га стартовало в конце марта 2015 года и было завершено через два с половиной года. Объем инвестиций в Geely оценивают в 300 млн долларов.

Проектная мощность на первом этапе составит 60 тысяч автомобилей в год, но она может быть доведена до 120 тысяч. Впрочем, до конца года здесь успеют выпустить только 1,8 тысячи Atlas, к которым в 2018-м добавятся еще две модели - обновленный кроссовер Emgrand X7 (в январе) и новая модификация седана Emgrand 7 (в мае). В результате в 2018-м ожидается производство 25 тысяч машин, а в 2019-м - 35 тысяч.

Большая часть комплектующих в Жодино будет поставляться производителями, которые сотрудничают в Европе с заводами Volvo (шведский автогигант с 2010 года входит в большую структуру концерна Geely). Цех сборки площадью свыше 16 000 квадратных метров здесь разделен на три основные линии: интерьера, шасси и окончательной сборки, примерно столько же "квадратов" занимают вместе цеха окраски и сварки.

Как рассказал на недавней встрече с российскими журналистами в Китае (среди них был и корреспондент "РГ") гендиректор Geely International Corporation Нань Шэнлян, автомобили белорусского производства будут продаваться не только на местном рынке, но и в России (причем их большая часть), а также в Казахстане и на Украине.

"Мы начали реализацию этого проекта в 2014 году, когда произошел финансовый кризис, курсы белорусского и российского рубля упали. Но в этот трудный момент Geely продолжила строительство, что доказывает серьезность наших планов", - отметил Нань Шэнлян. И добавил, что постепенно на конвейер в Жодино будут ставить все новые модели, "чтобы клиенты в ЕврАзЭС получили больше выбора".

Geely Atlas. Фото: Андрей Полухин / РГ.

"Открытие новой производственной площадки большой мощности, рассчитанной на производство более 60 000 автомобилей в год, - очень значимый для компании шаг. Это позволит Geely подтвердить статус глобального игрока, который активно развивается на внешних рынках", - подтвердил директор по маркетингу Geely Motors в России Андрей Левин.

Напомним, ранее автомобили Geely для российского рынка выпускали на заводе в Черкесске, но теперь необходимость в этом для компании отпала. На той же встрече с российскими СМИ президент концерна Ан Цуйхуэй отметил, что планов создания производства в РФ у компании нет, поскольку теперь у нее есть собственный автозавод в Беларуси. Но тут же добавил, что реализация проекта началась после достижения соглашения между президентами Александром Лукашенко и Владимиром Путиным.

Что касается Geely Atlas, то пока речь идет об автомобилях с передним приводом и двигателями объемом 2,0 и 2,4 литра, работающих как с "автоматом", так и с механической коробкой передач. Позже линейка модификаций должна быть расширена - в том числе за счет турбомотора и полного привода. Кстати, корреспондент "РГ" уже протестировал новый кроссовер для России. Подробный материал об этом вскоре читайте на нашем сайте.

Кстати, как заявил на церемонии открытия завода президент республики Александр Лукашенко, импортные автомобили в госорганах Беларуси будут постепенно заменяться на произведенный в стране автомобиль Geely. "Я уже запретил по вертикали всем госслужащим покупать импортные автомобили. Мы уже несколько десятков закупили этих автомобилей, и сейчас постепенно будет идти замена - от правительства до председателя райисполкома", - цитирует Лукашенко его пресс-служба.

В годы правления Л.И. Брежнева за БССР закрепилось прозвище «сборочного цеха Советского Союза». После распада СССР оказалось, что «всесоюзной мастерской» нужно осваивать новые рынки и производства. Учитывая, что имеющийся производственный потенциал было решено сохранить, в качестве приоритетных стали рассматривать иные отрасли, например, считавшееся очень перспективным легкое машиностроение. Это казалось беспроигрышным вариантом - инкорпорировать в тяжмаш производство «народных легковушек». От слов быстро перешли к делу.

Утраченный пресс и первые «форды»

Одним из ранних предпринимателей «новой волны» был А.Е. Климов. К середине 90-ых он владел строительной фирмой, выполнявшей крупные госзаказы, банком, газетой, являлся председателем правления акционерного общества «Андрей Климов и К», а впоследствии был избран депутатом Верховного Совета . После посещения автосалона в Объединенных Арабских Эмиратах, молодой человек решил, что база у всех автомобилей одинаковая, поэтому особенно важно привлечь покупателей ярким дизайном и кузовом. Идея была проста - популярный легковой автомобиль с интересной внешностью.

Инвесторами готовились выступить Volkswagen и Европейский банк реконструкции и развития. Попутно был изобретен штамповочный пресс для кузовов, которым можно было придать любую форму. Друг с автотракторного факультета (БНТУ) быстренько нарисовал эскиз будущей отечественной легковушки. Она, по словам Климова, напоминала современный Chrysler PT Cruiser. Продаваться первый белорусский автомобиль должен был за 1 900 у.е. Но пресс перехватили ушлые конкуренты, а приватизация госсобственности была отменена, Климов стал опальным бизнесменом и первая отечественная легковушка так никогда и не увидела свет.

Колыбель белорусского легкового автопрома - завод в п. Обчак под Минском. Изображение: belarusinfo.by

Следующим крупным проектом стала инициатива Форд Мотор Компани. Заокеанский производитель построил в п. Обчак под Минском завод по сборке автомобилей и собирался выпускать «форды» для местного рынка. Начало строительства торжественно отметили 18 июля 1996 года, а уже через год «со стапелей» сошли первые микроавтобусы Ford Transit, а затем и легковушки Ford Escort.

Это событие было встречено с огромным энтузиазмом. Казалось, вот оно, производство, которое обеспечит местный рынок и страны СНГ дешевыми и надежными автомобилями. Это потом будут шутить, что «во всем мире «Форд» начинал с нуля и выигрывал, а в Беларуси начал с миллионами долларов и проиграл». В Обчаке планировали выпускать по 6 тыс. машин в год, но реалии оказались куда скромнее: в 1997 г. - всего несколько сотен, в 1998 г. - 1 840 авто , а в 1999 г. - 440 легковых машин . Попутно было выпущено 2 280 микроавтобусов, которые еще долго служили маршрутными такси в городских парках. К концу существования было выпущено всего 5 940 автомобилей .

Впоследствии на заводе в Обчаке отливали зубные щетки, впрочем, продолжалось это недолго - до следующего автомобильного «бума». Тогда же стало ясно, что отныне в Беларуси станут заниматься исключительно «отверточной сборкой».


Газеты тех лет с воодушевлением писали о начале производства новых «фордов». Изображение: belgid.by

Немцев «обскакал» Samand

К началу 2000-х гг. белорусским рынком вновь заинтересовался Volkswagen. Вначале через «Шкоду», которая предложила задействовать завод в Обчаке для производства моделей «Октавия» и «Фабия». В год планировали выпускать те же 6 тыс. автомобилей, из них 2 500 единиц оставлять в Беларуси, а остальное - продавать в Россию. «Наши» Skoda стоили бы не более 7 тыс. долларов. Но проект также «заглох».

К лету 2004 года VAG опять предложил собирать машины в Беларуси. Планировалась мелкосерийная сборка Passat и Touareg. Однако немцы изучили российский и украинский опыт (а заодно и более емкие рынки) и решили, что открывать производство в Беларуси преждевременно. Но свято место пусто не бывает и на наш рынок нацелился иранский автопроизводитель.


Samand`ы в Беларуси поначалу собирали очень бойкими темпами. Изображение: belarus.by

В 2007 году с компанией Iran Khodro было заключено инвестиционное соглашение. С учетом формировавшегося на тот момент Таможенного союза было решено довести выпуск автомобилей до 30 тыс. в год. Но темпы производства и объемы финансирования показались белорусской стороне недостаточными. Заместитель премьер-министра В. Семашко заявил в 2011 году:

« Мы чрезвычайно не удовлетворены, как разворачивается производство. За пять лет работы сделали только тысячу автомобилей, и то под моим нажимом они были куплены МВД и другими ведомствами. »

Также Семашко утверждал, что модели Samand («Скакун») которые собирали в Обчаке, являлись старыми и дорогими . К середине 2012 года выпуск иранских автомобилей полностью прекратили. За все время существования проекта было выпущено около 2 тыс. Samand`ов . Но уже в мае 2016 года было объявлено о том, что Iran Khodro намерен вернуться в Беларусь для повторного покорения евразийского рынка и насыщения его конкурентоспособной продукцией.

Сколько автомобилей произвели в Беларуси

Мы рассмотрели самые крупные и громкие проекты, которые связаны с автомобильным производством в нашей стране. Однако в разные годы в Беларуси пытались производить разные машины. И прежде чем мы перейдем к анализу современного состояния отечественного автопрома, давайте подсчитаем, сколько всего автомобилей было произведено за все время (до 2015 г.) в нашей стране.

Для сравнения в Узбекистане концерн GM Uzbekistan собрал в 2014 году 247 500 автомобилей . В Украине в 2014 году было собрано 28 751 транспортное средство, а в 2015 году - всего 5 654 легковых автомобиля .


Все эти машины пытались производить в Беларуси. Изображение: сайт

Белорусская автореволюция — 2017

На сегодняшний день существуют только два более-менее реальных проекта, направленных на производство отечественных легковушек. Первый касается передачи в управление компании ЗАО «Юнисон» завода General Motors в Санкт-Петербурге либо использование всего того же производственного комплекса в Обчаке, который никак не заработает в полную силу вот уже 20 лет. «Юнисон» (в уставном капитале которого есть доля государства) был связан со всеми крупными проектами по производству автомобилей в Беларуси. Напомним, что не так давно стало известно о больших планах Дженерал Моторс по превращению Беларуси в «автомобильный рай». Сборочный цех должен приступить к производству целого ряда легковых автомобилей и джипов (около 20-25 тыс. машин в год) не позднее конца 2017 года .

Но все эти задумки существуют пока в большей степени на бумаге, да и белорусские автолюбители не смогут насладиться производимой продукцией в полном объеме - в основном машины будут идти в Россию. Единственной компанией, работающей и выпускающей продукцию, по состоянию на 2016 год является СЗАО «Белджи». Завод расположен в г. Борисов и пока действует на площадях ОАО «Борисовский завод Автогидроусилитель». Производственные мощности пока рассчитаны на 10 000 автомобилей в год.


Новенькие Geely ожидают своих покупателей. Изображение: av.by

К 2017 году планируется завершить постройку завода типа CKD (мелкоузловая сборка комплектов автомобилей). Планируется завершать на заводе цикл по сборке, включая сварку и окраску. Планы серьезные - завод займет площадь в 118 га, а в штат планируется набрать до 1 300 человек. Впоследствии планируется выпускать 60 тыс. автомобилей в год .

Что и говорить, цели грандиозные. Но все ли так радужно?

Проклятие белорусского автопрома

Почему же за столько лет в Беларуси не получалось создать конкурентоспособное предприятие по производству легковых автомобилей? Выскажем несколько предположений, в том числе и достаточно спорных.

  1. Слабое экономическое обоснование проектов. Чтобы автопроекты работали «в полную силу», а производство было рентабельным, сборочные цеха должны обеспечивать выпуск не менее 50 тыс. автомобилей одной модели (!) в год. В БССР-Беларуси за все время, включая советские «самоделки», единичные гоночные болиды и пробные модели, не было выпущено столько машин, сколько мы должны производить за год (и при этом только одной модели). Кроме того, от 50 до 75% выпускаемых иномарок должны идти на экспорт. Вопрос только - куда? Ответ вроде бы очевиден - на ближайший крупный рынок, в Россию. Но там сейчас под два десятка собственных производств, а заинтересовать россиян переделанными Peugeot 405 тридцатилетней давности (каким был иранский Samand) или китайскими внедорожниками не так просто .
  2. Сборка «чужих» иномарок - удел стран «третьего мира». И если у нас она «не пошла», значит, все не так плохо. В одной из статей, посвященных этой теме, прямо утверждается, что «в мировой автомобильной промышленности SKD-сборка широко применяется во многих странах, но только как переходный (временный) этап к локализации производства . Такой переходный период четко ограничен во времени и распространяется только на те модели, для которых строится новый завод». Подобными способами, считают авторы, импортеры обходят ввозные пошлины, заводы не заинтересованы в развитии и модернизации производства, государство недополучает налоги и акцизы, а сотрудники в любой момент могут потерять рабочие места . Даже в планах «БелДжи» нет речи о полном цикле производства (разработке и внедрении собственных автомобилей, их испытании и производстве двигателей) - только сборка из готовых комплектующих способом CKD. А это хотя и более «прогрессивный», но по сути все тот же «скрытый» и «серый» импорт, направленный на обход налогов и пошлин, пусть и задействовано в нем будет больше человеко-часов. Поэтому такая сборка у нас сама собой не приживается.
  3. Бешеная конкуренция . В начале 90-ых был смысл говорить о сборке автомобилей в Беларуси. На тот момент еще не были построены заводы Audi и Mercedes-Benz в Венгрии, KIA и PSA в Словакии, Daewoo в Узбекистане и около 20 производств в России. Если бы мы вышли на рынок сразу и в полном объеме - с производством в 100 тыс. машин в год, скажем - свою долю прибыли наше государство получило бы. Что будет теперь - в условиях мирового экономического кризиса, перенасыщения рынка автомобилями, десятками заводов по сборке и миллионах ежегодно выпускаемых Китаем и Индией дешевых машин - непонятно.
  4. Перманентные экономические кризисы и изменение законодательства . Производство «Форд» добило лишение их преференций и льгот на законодательном уровне и кризис 1998 года. Samand уничтожили санкции в отношении Ирана и мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. Для BelGee сейчас созданы максимально благоприятные условия, но спад потребительской активности в России, начиная с 2014 года, серьезно обвалил объемы продаж (они снизились на 35%) .
  5. Проблемы с локализацией . Дело в том, что в ЕАЭС действуют импортные пошлины на все автомобили, не произведенные в стране-участнике союза. Отсрочка, которую получил «БелДжи» по уплате этих пошлин, истекает в следующем году. К этому времени локализация производства совместных белорусско-китайских автомобилей должна быть доведена до 30%. Что это означает? За этим довольно размытым определением скрываются как минимум два элемента - представьте, что автомобиль на 100% состоит из запчастей, а также за 100% берется весь производственный процесс, логистика, предпродажная подготовка и иные расходы. Соответственно, уровень локализации может быть почти равным нулю (на завод поступает уже почти собранный автомобиль, к нему лишь прикрепляют двери и моют, причем делают это пару дней в неделю при неполной загруженности) либо доходить до 85-90% (местный производитель сам организует доставку, скажем, кузова будущего автомобиля с завода-производителя, но при этом устанавливает собранные на местных заводах двигатель, трансмиссию, другие детали, затем машину обкатывают и полностью самостоятельно занимаются реализацией, сохраняя наименование марки, скажем, Ford и присваивая свою модель, скажем, Belka). В настоящий момент на БелДжи происходит следующее: китайский импорт считается машинокомплектом (кузов, двигатель, тормоза). Это позволяет не платить пошлину на ввоз новых автомобилей, составляющую сегодня 20% от таможенной стоимости. Однако фактически, со слов руководства «БелДжи», поставляется почти готовый автомобиль - ходовая часть, отделенная от кузова. Машина собирается за 12 минут!

Поэтому фактически в Россию идет реэкспорт китайских автомобилей, отсрочка на который истекает через несколько месяцев. А к 2018 году локализация должна дойти до 50%. Для этого соединять две части автомобиля, заниматься частичной сваркой и покраской (под которые строят новые цеха) уже недостаточно, какие-то детали машины нужно будет производить на местных заводах. Но рынок все равно просел - ни о каких 30-60 тысячах проданных автомобилей в Беларуси, России и Казахстане сегодня речи нет и пока не ведется . А это чревато новыми убытками от очередного нереализованного проекта.


Для налоговых послаблений внутри ЕАЭС машина должна иметь не менее 30-50% белорусских запчастей. Изображение: vk.com

Будущее белорусского автопрома

Таким образом, рентабельность производства легковых автомобилей в Беларуси будет зависеть от покупательской способности на внешних рынках. В первую очередь, конечно, в рамках ЕАЭС. А что же наши гиганты - МАЗ и БелАЗ? Может нам стоит сконцентрироваться на тяжелом машиностроении и не пытаться занять нишу на давно поделенном рынке?

«Бросать» тяжелое машиностроение и тракторостроение нельзя ни в коем случае. Наши машины в мире знают и уважают. Лично слышал от пакистанца, видимо, бывшего фермера, лестные отзывы о белорусских тракторах - надежных и мощных «рабочих лошадках». Буквально на днях стало известно, что ТД «БелАЗ» вошел в топ-500 крупнейших компаний России. За прошлый год выручка официального дистрибьютора составила 109% к уровню 2014 года. Недавно был выпущен настоящий «великан» - «БелАЗ»-рекордсмен грузоподъемностью 450 т (модель 75710), который в 2014 году провез груз весом 503,5 т. Кстати, «БелАЗ» выступает одним из акционеров того самого СЗАО «БелДжи», владея контрольным пакетом из 51,49% акций.


«Сегодня и завтра» завода БелАЗ. Изображение: belaz.by

ОАО «МАЗ» по итогам первого полугодия 2016 года не показало впечатляющих результатов . Предприятие возглавило топ аутсайдеров, но при этом сократило убытки почти на треть, доведя их число до −596,3 млрд рублей. Зато на небольшую прибыль вышел МТЗ. И даже несмотря на то, что складские запасы в среднем в 3 раза превышают число производимых ежемесячно единиц техники, будущее у нашего автопрома определенно есть . И локомотивом его в ближайшие годы, скорее всего, станет ОАО «БелАЗ», особенно учитывая его долю в совместном белорусско-китайском проекте. К сожалению, предсказать успех или провал этого предприятия пока сложно, но не исключено, что именно оно поднимет отечественное автомобилестроение на качественно новый уровень и мы наконец увидим достойный и востребованный автомобиль белорусской сборки.

  • Семашко заверил Лукашенко, что минимум 50 тысяч Geely в год в Россию мы сможем продать https://www.abw.by/news/186321/
  • «БелДжи»: что китайцу хорошо, то белорусу - убыток https://charter97.org/ru/news/2016/8/9/217630/
  • Снова среди живых и неожиданные аутсайдеры: топ-25 самых прибыльных и убыточных ОАО http://news.tut.by/economics/514238.html
  • Белорусские склады завалены промышленной продукцией
  • Zotye Auto – крупнейший китайский автоконцерн, который работает на рынке более 12 лет. Входит в холдинг «Зоти Групп» и ТОП-10 автомобильных компаний КНР . Является адептом инновационного рационализма, делает акцент на безупречном комфорте, высокой степени безопасности, простой управляемости. Реализуется во многих странах мира.

    Белорусское предприятие «ЮНИСОН» является официальным партнёром «Зоти Авто». У нас можно приобрести легковые автомобили Зоти различных моделей и комплектаций. Сотрудничаем с дилерами России и Беларуси.

    Почему стоит выбрать автомобиль Zotye?

    Еще...

    Купить легковой автомобиль Зоти в Беларуси – верное решение , если вы мечтаете о красивом, богато оснащённом транспортном средстве по демократичной цене. Всем моделям бренда присущи такие качества, как стильная внешность, достойные эксплуатационные характеристики. Можно быть уверенным в том, что эти автомобили никогда не подведут!

    Компания следит за последними тенденциями из мира автоиндустрии и заботится об экологии. При сборке автомобилей Zotye в Беларуси предприятие «ЮНИСОН» использует такие разработки:

    • Светодиодные фары, которые не только улучшают видимость, но и существенно экономят энергию.
    • Системы безопасности, защищающие пассажиров.
    • Двигатели Euro-5 с низким выбросом вредных веществ в атмосферу.
    • Электрообогрев сидений для комфортной езды осенью и зимой.

    Где выгодно купить легковые Зоти в Минске?

    Планируете приобрести Zotye в Беларуси у официального поставщика? Сразу обращайтесь к нам!

    Выбор, последующая покупка новой машины – волнительный и ответственный процесс. Мы прекрасно понимаем это и прилагаем максимум усилий, чтобы процедура приобретения для вас прошла гладко, подарила только положительные эмоции.

    Оставьте нам свой номер телефона – и мы обязательно вам перезвоним. Или свяжитесь со специалистом «с ЮНИСОН»» по указанным на веб-сайте телефонам. Оцените все преимущества работы с самым первым в Беларуси заводом легковых автомобилей!

    Представленная на сайте информация носит ознакомительный характер и отражает характеристики спецтехники, изготовленной на СП ЗАО «ЮНИСОН» по индивидуальным заказам. Мы можем изготовить аналогичный автомобиль, дополнив его другим оборудованием по желанию заказчика, или разработать новый индивидуальный проект для реализации ваших задач.



    Поделиться