Продажи авто в рф за июнь. Продажи автомобилей в России: начался рост

Продажи новых автомобилей в России набирают обороты уже четвертый месяц подряд, причем темп становится все более завидным: в марте рост составил 9,4%, в апреле - 6,9%, в мае - 14,7%, а июнь показал 15-процентную прибавку! По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом летнем месяце у нас продана 141 тысяча легковушек и легких коммерческих машин. Перекрыт не только результат июня прошлого года (123 тысячи), но и показатель двухлетней давности (140 тысяч).

Накопительный итог первого полугодия - 718,5 тысячи новых автомобилей, на 6,9% больше, чем годом ранее. Такая динамика опережает первоначальный прогноз Ассоциации европейского бизнеса, которая в начале года предполагала . Впрочем, до конца года все может измениться. Рубль за последние месяцы хоть и укрепился, а цены на нефть подросли, но качественных изменений в российской экономике так и нет.

Продажи новых автомобилей в России в 2014-2017 гг.

Но пока есть повод для радости. Ведь из полусотни действующих брендов, которые входят в статистику АЕБ, почти половина в первом полугодии показала положительную динамику продаж! В первой десятке рейтинга рост у восьми марок, причем Лада, Kia, Hyundai, Renault и Volkswagen могут похвастать двухзначными показателями динамики: от 10 до 22%. Среди крупнейших игроков рынка не смогли выйти в плюс только японские марки Toyota и Nissan, хотя отставание от прошлогодних результатов сокращается с каждым месяцем.

Не в лучшей форме находится премиум-сегмент, для которого укрепление рубля оказалось не столь желанным. Mercedes, Lexus, Audi, Land Rover и даже Porsche в этом году теряют покупателей, хотя BMW, Volvo и Infiniti благодаря новым моделям все же нарастили спрос.

Самой продаваемой моделью остается Kia Rio: за шесть месяцев реализовано 46 тысяч машин против 39,5 тысячи годом ранее. Нагоняет упущенное и Лада Гранта: в июне продано 8,6 тысячи машин вместо 7,2 тысячи в том же месяце прошлого года, а результат полугодия - 42 тысячи автомобилей. На третьем месте - Лада Веста (35 тысяч). А среди кроссоверов лидирует Hyundai Creta (24 тысячи), который занимает пятое место абсолютного рейтинга.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе-июне 2017 года (в сравнении с тем же периодом 2016 года)

Марка 6 мес. 2017 года, шт. 6 мес. 2016 года, шт. Динамика
Лада 140231 124353 +13%
Kia 85189 69766 +22%
Hyundai 70641 64334 +10%
Renault 60834 52041 +17%
Toyota 43895 44239 –1%
Volkswagen 42822 36277 +18%
Nissan 35208 36324 –3%
Skoda 28701 26890 +7%
ГАЗ 25053 24750 +1%
Ford 21907 20678 +6%
Mercedes-Benz 20475 21872 –6 %
УАЗ 18410 21310 –14 %
Chevrolet 14889 14783 +1%
BMW 14571 14161 +3%
Mazda 11051 9147 +21%
Datsun 10895 8229 +32%
Lexus 10577 11088 –5%
Mitsubishi 8711 8709 0%
Audi 8408 11132 –24 %
Lifan 7152 7565 –5%
Ravon/Daewoo 4946 8574 –42%
Land Rover 4557 4739 –4%
Volvo 3158 2344 +35%
Infiniti 2632 2271 +16%
Chery 2625 2673 –2%
Subaru 2533 2630 –4%
Peugeot 2215 1870 +18%
Suzuki 2039 2883 –29 %
Citroen 2006 2127 –6%
Porsche 1956 2361 –17%
Jaguar 1205 721 +67%
Geely 1085 3108 –65 %
Fiat 1023 1232 –17%
Haval 869 нет данных нет данных
Jeep 747 606 +23%
Changan 737 307 +140%
Cadillac 726 599 +21%
Mini 694 623 +11%
Genesis 515 - -
Honda 479 719 –33%
Zotye 469 74 -*
smart 338 135 +150%
Isuzu 317 248 +28 %
Dongfeng 265 608 –56 %
FAW 230 500 –54 %
Iveco 176 318 –45%
Foton 124 27 +359%
Brilliance 95 646 –85%
BAW 73 93 –22%
SsangYong 70 1020 –93%
Chrysler 5 16 –69%
Alfa Romeo 0 53 -
Acura 0 163 -
Haima 0 114 -
* Продажи начались в марте 2016 года

Топ-25 самых популярных автомобилей в России в январе-июне 2017 года (в сравнении с тем же периодом 2016 года)

Модель 6 мес. 2017 года, шт. 6 мес. 2016 года, шт. Динамика
Kia Rio 46158 39454 +17%
Лада Гранта 41996 43967 –4%
Лада Веста 34595 22894 +51%
Hyundai Solaris 32745 45930 –29 %
Hyundai Creta 24143 - -
Volkswagen Polo 21718 21359 +2%
Renault Duster 19809 23306 –15%
Toyota RAV4 16016 16169 –1%
Лада XRAY 15453 8042 -*
Chevrolet Niva 14436 14540 –1%
Renault Kaptur 14141 554 -**
Toyota Camry 13984 13178 +6 %
Skoda Rapid 13936 12453 +12 %
Лада Ларгус 13687 14547 –6 %
Renault Sandero 13472 13498 0%
Renault Logan 13334 13830 –4%
Лада 4х4 13025 13067 0%
Kia Sportage 12800 8635 +48%
Volkswagen Tiguan 12048 4126 +192%
Skoda Octavia 10779 10591 +2%
Nissan X-Trail 10431 8786 +19%
Nissan Qashqai 9801 9178 +7%
Лада Калина 9784 10591 –8%
Datsun on-DO 8536 6000 +42%
Mazda CX-5 8027 6307 +27%
* Продажи начались в феврале 2016 года
** Продажи начались в июне 2016 года

Уходящий год, безусловно, стал переломным для российского авторынка, который после четырех лет падения постепенно восстанавливается. Напомним, в феврале спрос на новые автомобили достиг дна, после чего стал показывать непрерывный рост, а с мая - даже в двукратных величинах. За январь-ноябрь продажи легковых машин и LCV увеличились на 12%, до 1,43 млн единиц, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Годовой результат, по прогнозу АЕБ, составит 1,58 млн автомобилей, что на 11% больше по сравнению с 2016 годом.


Впрочем, достаточно активный рост обусловлен исключительно прошлыми антирекордами, и на самом деле российский авторынок все еще находится на очень низком уровне. Достаточно сказать, что показатели «успешного» 2017 года оказались почти вдвое меньше докризисного 2013-го, когда в России было продано 2,94 млн машин.

Как говорит заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, основными факторами, позволившими авторынку преодолеть кризис, являются отложенный спрос за периоды «низкого рынка» в 2014–2016 годов, регулярное продление программ господдержки в авторитейле, а также повышение локализации у крупнейших объемообразующих брендов масс-сегмента, таких как Kia, Hyundai, Skoda и Volkswagen. «Наш прогноз на декабрь, в случае отсутствия глобальных потрясений в валютном секторе - на уровне динамики ноября, так как сокращение ряда программ господдержки компенсируется традиционным предновогодним ралли», - отметил он.

Безусловным лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ, реализовавший в январе-ноябре 279 тыс. машин (+17%). Для сравнения, это на 110 тысяч больше, чем у ближайшего преследователя - корейской Kia. При этом несмотря на то, что продажи автомобилей Lada начали расти раньше рынка (с июля 2016-го), тольяттинцы продолжают наращивать свою долю, практически достигнув целевых 20%. На самом АВТОВАЗе успехи связывают с развитием модельного ряда Lada и производственных площадок в Тольятти и Ижевске, усилением дилерской сети, гибкой маркетинговой политикой и .

Увеличению доли Lada среди прочего способствуют длительная стабильность цен, а также большой выбор различных типов трансмиссий, моторов и опций, добавляет директор по продажам Lada в ГК «Терра-Авто» Игорь Бадер. По его мнению, сокращение программ господдержки в 2018 году не должно сильно сказаться на позициях АВТОВАЗа, поскольку, к примеру, Lada Vesta уже несколько месяцев не участвует в льготных программах утилизации и трейд-ин, по другим моделям они обеспечивают порядка 5% продаж, однако сокращение программ не нанесло существенного ущерба спросу.

В сегменте иномарок продолжают господствовать корейские Hyundai и Kia, которые совместно уже обошли АВТОВАЗ по объему реализации. За 11 месяцев нынешнего года покупателей в России нашли 169 тыс. автомобилей Kia (+24%) и 143 тыс. машин Hyundai (+9%). Таким образом, для конкурентов «корейцы» по-прежнему остаются вне досягаемости: позади них Renault (122,1 тыс. шт., +19%), Toyota (83,4 тыс. шт., -1%) и Volkswagen (79,1 тыс. шт., +19%).

«Hyundai и Kia удерживают лидерские позиции в сегменте иномарок благодаря двум основным факторам - высокой степени локализации производства в России, позволяющей лишь минимально повышать цены, и лучшему сочетанию цена/опции, дающему клиенту возможность получить больше автомобиля за сопоставимые деньги. Кроме того, надежность и пятилетняя гарантия являются визитной карточкой указанных брендов. Свою роль играет и оперативный выход новинок и обновлений текущих бестселлеров», - комментирует Александр Зиновьев.

Операция «Преемник»

Между тем в рейтинге самых популярных моделей на российском авторынке вновь сменился лидер. Напомним, в прошлом году титул бестселлера впервые завоевала иномарка - это звание досталось Hyundai Solaris, сместившей с верхней строчки автомобильного чарта вазовскую Гранту. В 2017 году лидером продаж стал Kia Rio, продажи которого в январе-ноябре выросли на 14%, до 90,5 тыс. единиц. На втором месте остается Lada Granta с показателем 83,4 тыс. реализованных автомобилей (+6%). А «бронзу» впервые получила Lada Vesta, чей результат составил 69,3 тыс. машин (+44%). Стоит отметить, что с выходом нового универсала Lada Vesta SW и его внедорожной версии Vesta SW Cross флагманское семейство АВТОВАЗа по итогам ноября впервые вышло на второе место в рейтинге российских бестселлеров, обогнав Гранту. Как отмечает Игорь Бадер, в дальнейшем позиции вазовского бюджетника во многом будут зависеть от планируемого рестайлинга модели, который ожидается в следующем году.

По мнению консультанта-аналитика Frost & Sullivan Ивана Кондратенко, Lada Granta сохранит сильные позиции на рынке, оставаясь в числе лидеров благодаря своей конкурентной цене на фоне сокращения программ господдержки. При этом предпочтения покупателей будут и дальше смещаться в сторону более современных автомобилей.

Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России (данные АЕБ)

# Модель Январь-ноябрь
2017 2016 Изм.,%
1. Kia Rio 90 491 79 633 14
2. Lada Granta 83 384 78 953 6
3. Lada Vesta 69 336 48 160 44
4. 63 673 82 338 -23
5. 49 406 17 927 176
6. Volkswagen Polo 42 994 43 390 -1
7. Renault Duster 39 012 40 105 -3
8. Lada Largus 30 090 26 460 14
9. Toyota RAV4 29 740 28 445 5
10. Lada XRAY 29 583 17 299 71
11. Chevrolet Niva 27 796 26 727 4
12. Renault Kaptur 27 746 10 216 172
13. Renault Logan 27 306 26 541 3
14. Renault Sandero 27 277 25 524 7
15. Skoda Rapid 26 648 23 458 14
16. Lada 4x4 25 936 24 720 5
17. Toyota Camry 25 288 25 535 -1
18. Volkswagen Tiguan 24 383 9 029 170
19. Kia Sportage 22 431 17 264 30
20. Skoda Octavia A7 20 594 19 719 4
21. Lada Kalina 18 166 19 238 -6
22. Nissan X-Trail 18 127 16 310 11
23. Nissan Qashqai 17 856 16 892 6
24. Datsun on-DO 17 343 12 046 44
25. Mazda CX-5 16 715 14 008 19

А вот прошлогодний бестселлер Hyundai Solaris выпал из тройки лидеров, заняв лишь четвертое место в рейтинге продаж. В январе-ноябре эту модель выбрали 63,7 тыс. российских покупателей, что на 23% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. И это при том, что в феврале на рынок вышел новый Solaris, правда, со сменой поколений модель лишилась кузова хэтчбек и сегодня предлагается только в четырехдверном исполнении. Именно этим и объясняется падение продаж Соляриса в сравнении с прошлым годом, ведь на хэтчбеки раньше приходилось примерно 25% реализации модели. В то же время продажи новых седанов, по данным «Хендэ Мотор СНГ», выше, чем в предыдущем поколении. В свою очередь, Александр Зиновьев отмечает, что если в аналогичных комплектациях, то у последнего будет небольшое преимущество в цене, к чему крайне чувствителен потребитель в данном сегменте.

Кстати, без традиционного кузова хэтчбек осталась и модель Kia Rio, которая с августа также стала доступна в . Сначала новинка появилась в продаже в четырехдверной версии, а в ноябре на рынке стартовал , который отличают увеличенный до 170 мм клиренс, адаптированные настройки подвески, а также защитный пластиковый обвес. Растущий спрос на псевдокроссоверы должен укрепить лидерство модели Rio на российском рынке в дальнейшем.

Заслуженное признание

В сегменте SUV, который является крупнейшим на российском авторынке, также новый бестселлер. Это, конечно же, кроссовер Hyundai Creta, который, напомним, в первый же месяц продаж в августе 2016-го. Однако получить пальму первенства по итогам года он смог только сейчас, завершив, таким образом, многолетнее господство Renault Duster, лидирующего в этом сегменте в 2013–2016 годах. Так, в январе-ноябре реализация Креты с учетом низкой базы выросла в 2,8 раза, до 49,4 тыс. машин. Дастер за тот же период разошелся в количестве 39 тыс. единиц, при этом спрос на него снизился на 3%. Впрочем, часть покупателей у него явно перетянул другой, более современный кроссовер этой французской марки - Kaptur, чьи продажи активно набирают обороты. По итогам 11 месяцев 2017-го он входит в пятерку самых популярных моделей SUV в России с показателем 27,7 тыс. реализованных машин (рост в 2,7 раза). Таким образом, Kaptur уже практически догнал Chevrolet Niva, чей результат составил 27,8 тыс. автомобилей (+4%), и сократил отставание от Тойоты RAV4, на которой остановили свой выбор 29,7 тыс. покупателей (+5%).

«Лидерство Креты ожидаемо ввиду ее новизны и цены, которая ниже, чем у большинства конкурентов с подобным уровнем технологического оснащения. Снижение продаж Дастера случилось из-за того, что модель без существенных изменений находится на конвейере почти 10 лет и на фоне конкурентов уже является довольно устаревшей, хотя и сравнительно дешевой. На мой взгляд, отчасти из-за отсталости Дастера, Kaptur набирает популярность среди поклонников марки Renault в России и в следующем году имеет шансы обогнать его. Toyota RAV4, которая почти в два раза дороже, чем Creta, имеет стабильную позицию на российском рынке, но без претензий на большее», - констатирует Иван Кондратенко.

Как заявил «За рулем.РФ» управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев, у Креты очень высокие шансы сохранить свое лидерство в следующем году. В первом квартале будущего года на заводе компании в Санкт-Петербурге стартует производство . Автомобиль получит новые сочетания коробок передач и двигателей, также в течение года будут доступны пакеты опций, разработанные в соответствии с запросами клиентов.

В апреле-мае следующего года в России стартуют продажи внедорожника Skoda Kodiaq локального производства. Напомним, с июня новинка поставляется к нам из Чехии только в топовых версиях по цене от 2 млн рублей, а с началом местной сборки Skoda сможет расширить линейку двигателей и вариантов комплектаций для этой модели, в том числе с передним приводом. Ежегодно планируется продавать до 30 тыс. таких автомобилей, что вполне сопоставимо с текущим уровнем реализации лидеров сегмента SUV. По мнению экспертов, даже если локализация производства позволит снизить начальную стоимость Kodiaq до 1,5 млн рублей, как заявлялось ранее, он все равно будет дороже или на уровне цен конкурентов, таких как Kia Sportage и Nissan X-Trail.

«В первую очередь необходимо понять, насколько существенное влияние окажет локальное производство на итоговую цену Skoda Kodiaq для конечного потребителя. В то же время в этом ценовом сегменте конкуренция очень серьезная, и говорить о том, что новинка сможет потеснить конкурентов, пока рано», - считает Александр Зиновьев.

Расслоение авторынка

Сегмент автомобилей премиум-класса, который оказался более устойчив к кризисным явлениям в прошлые годы, в 2017-м, напротив, показывает более низкую динамику спроса, а некоторые премиальные марки и вовсе снижают продажи на растущем рынке. Практически все представители пятерки лидеров по итогам 11 месяцев 2017 года оказались «в минусе»: Mercedes-Benz (-2%), Lexus (-3%), Audi (-19%), Land Rover (-3%), и только BMW смог нарастить реализацию (+8%). Стоит также отметить успехи Volvo и Infiniti, чьи продажи с начала года выросли на 20% и 12% соответственно.

Как говорит руководитель отдела продаж АЦ Беляево Павел Филиппов, кризис затрагивает в первую очередь автомобили среднего и нижнего ценового сегментов. Премиум-сегмент начинает падать позднее, но это падение, в отличие от более дешевых категорий, происходит глубже, с более длительным выходом на прежние показатели продаж. «Доходы и покупательская способность населения упали, и многие клиенты, которые ранее владели машинами премиум-класса, сегодня пересаживаются на более бюджетные модели, но зато новые автомобили. Доход от продаж в премиум-сегменте упал в разы, и если бы дилеры не создавали искусственный ажиотаж за счет дисконта и специальных предложений, то это падение было бы еще большим. Ожидать роста продаж премиальных автомобилей не стоит - в лучшем случае произойдет замедление падения или стагнация», - рассуждает эксперт.

А вот в ГК «АвтоСпецЦентр» прогнозируют на 2018 год небольшой рост в премиальном сегменте за счет выхода большого числа новых моделей. По словам Александра Зиновьева, подстегнуть спрос смогут интересные новинки будущего года - Audi A6, Audi Q8, BMW X7, BMW X2, новый Porsche Cayenne, обновленные Infiniti QX50 и QX80.

Неубиваемая ГАЗель

На рынке легких коммерческих автомобилей 2017 год ознаменовался выходом нового легкого грузовика УАЗ Профи грузоподъемностью 1,5 тонны, который должен составить конкуренцию ГАЗели. С октября новинка доступна в продаже с однорядной и двухрядной кабиной, в том числе и с полным приводом. Также недавно УАЗ выпустил битопливную модификацию Профи, работающую на бензине и газе. Стоит отметить, что новый ульяновский грузовичок стал самым доступным предложением в сегменте полуторатонников - его стоимость начинается от 749 тыс. рублей, без учета спецпредложений. Для сравнения, цена ближайшего конкурента - бортовой ГАЗели Бизнес - стартует от 865 тыс. рублей.

Впрочем, выход на продажах ГАЗелей никак не сказался, заявляют в пресс-службе «Группы ГАЗ». По данным компании, продажи бортовых ГАЗелей Бизнес, а Профи называли «убийцей» именно этой модели, в октябре-ноябре 2017 остались на уровне прошлого года. Совокупные же продажи бортовых грузовиков ГАЗ (ГАЗель Бизнес и ГАЗель Next) выросли за эти же два месяца на 25%.

В низком ценовом сегменте LCV опциональный состав автомобиля, на который делают упор разработчики УАЗ Профи, практически не оказывает влияния на решение о покупке, отмечают, с свою очередь, дилеры ГАЗа. По их словам, главное для покупателя здесь - способность автомобиля перевезти 1,5–2 тонны груза или рабочую бригаду, проехать в место погрузки/разгрузки, и именно по этим показателям Профи уступает ГАЗели.

В октябре на российский рынок вышел стоимостью от 2 млн руб. Еще одной новинкой в сегменте LCV стал , который поступит в продажу в конце декабря в двух модификациях - пятиместный грузопассажирский автомобиль (819 тыс. руб.) и коммерческий фургон (814 тыс. руб.). Эта модель должна занять нишу между фургоном Lada Largus (от 500 тыс. руб.) и Peugeot Partner с Citroen Berlingo (от 1,2 млн руб.). В свою очередь, PSA Group в первом квартале 2018 года начнет выпускать в России фургоны Peugeot Expert и Citroen Jumpy нового поколения, а в дальнейшем на калужском конвейере к ним добавятся пассажирские микроавтобусы Peugeot Traveller и Citroen SpaceTourer.

«УАЗ сделал смелый ход с запуском модели Профи, но вряд ли она способна существенно ослабить позиции ГАЗа на рынке LCV. Поэтому неоспоримое лидерство ГАЗели, думаю, будет продолжаться и в 2018 году. Renault Dokker будет конкурировать с родственной Lada Largus, а Citroen Jumpy и Peugeot Expert займут свою небольшую нишу компактных LCV», - комментирует Иван Кондратенко.

Не хватает уверенности

Что касается прогнозов на 2018 год, то динамика российского авторынка во многом будет зависеть от объема господдержки. Уже известно, что программы утилизации и трейд-ин свернут, отказалось правительство и от льготных автокредитов. В 2018 году будут возобновлены только адресные программы «Первый...» и «Семейный автомобиль» , однако их предварительный бюджет рассчитан на продажу лишь 55 тыс. машин. Для сравнения: в уходящем году с помощью различных мер господдержки реализовано порядка 750 тыс. автомобилей, что обеспечило почти половину всех продаж. В случае сокращения мер стимулирования спроса авторынок может вновь столкнуться с падением продаж, которое будет усугубляться продолжающимся ростом цен.

Как говорят в пресс-службе Kia, программы господдержки - это эффективный инструмент, позволяющий сократить разницу между темпами роста цен на автомобили и роста доходов населения, которая сформировалась за 2014–2017 годы и достигла за этот период почти 30%. В компании полагают, что пока рынок не вернется хотя бы к среднегодовому уровню в 2 млн автомобилей, господдержка будет иметь очень важное значение.

В ГК «Авторусь» отмечают, что рост продаж, который наблюдается в последние месяцы, - это, скорее всего, его пиковые значения, обусловленные сезонной активностью дилеров. В будущем году авторынок прибавит в лучшем случае 8–10%.

А вот в Frost & Sullivan прогнозируют, что при оптимистическом сценарии развития рынка в 2018 году возможно сохранение уровня продаж в пределах 1,5 млн машин или минимальный рост. Но в целом, оценивая эффект программ господдержки на рынок в предыдущие годы, можно рассчитывать, что с их окончанием российский авторынок в следующем году вернется к некоторому снижению. Естественный же рост рынка наступит при условии, что ускорится экономический рост в стране и курс валют будет оставаться на стабильном уровне. «В этом случае даже в ситуации отмены мер по стимулированию автопродаж российский покупатель, который выжидал с покупкой новой машины, почувствует улучшение благосостояния и будет уверен в завтрашнем дне», - резюмирует Иван Кондратенко.

Фото: ИТАР-ТАСС, depositphotos.com и компании-производители

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых автомобилей в России в июне 2017 года возросли на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой же рост был отмечен и в мае этого года.

Согласно статистике, в прошедшем месяце в России было продано 141 084 автомобиля, в прошлом же году этот показатель составлял 122 679 автомобилей. Всего же за первые полгода отечественный авторынок вырос на 6,9% — с 672 050 до 718 529 транспортных средств.

Как и в прошлом месяце, в июне 2017 года активнее всего россияне приобретали автомобили Lada: за первый месяц лета компания смогла продать 27,4 тыс. машин — это на 23% больше, чем в прошлом году.

На втором месте традиционно оказался южнокорейский бренд Kia: в июне в России было продано 16,8 тыс. новых автомашин этой марки, на 31% больше по сравнению с июнем 2016-го. В тройку лидеров также вошла компания , увеличившая продажи на 10%, с 12 тыс. до 14,7 тыс. автомобилей.

Четвертое и пятое места со значительными показателями роста продаж в 21 и 28% заняли и Toyota, реализовавшие в прошедшем месяце 12,2 тыс. и 9 тыс. автомобилей соответственно.

Самый бурный рост по сравнению с июнем прошлого года из всех представленных в рейтинге компаний получили китайские бренды. Так, Zotye в 2016 году продал на российском рынке всего 21 автомобиль, а в этом — уже 108 машин. Также сильно прибавили китайские Changan (267%), Foton (300%), японский Isuzu (118%) и даже немецкий Smart (144%).

Самое сильное сокращение продаж продемонстрировали SsangYong (-83%), Brilliance (-79%) и Honda (-75%). Заметно снизились и продажи отечественного УАЗа: в прошлом году россияне купили 4,7 тыс. таких автомобилей, а в этом всего 2,8 тыс.; таким образом, падение составило 39%.

Первое место в рейтинге самых продаваемых моделей заняла Lada Granta. Вторым по популярности оказался Kia Rio, третью строчку занял Hyundai Solaris. В пятерку лидеров также вошли еще по одному представителю от Lada и Hyundai — Vesta и Creta.

Интересно, что продажи отдельных моделей — например, Volkswagen Tiguan, Renault Kaptur, Toyota Rav4 и Kia Sportage — по сравнению с прошлым годом выросли почти в два раза.

По мнению председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, российский автомобильный рынок продолжает восстанавливаться устойчивыми темпами.

«15% рост в июне и 12% рост по итогам второго квартала почти заставляют нас забыть о медленном старте в начале года.

Общие продажи за период с января по июнь увеличились на 6%, что очень близко к нашему первоначальному прогнозу на 2017 год, которого мы продолжаем придерживаться до сих пор», — считает Шрайбер.

В то же время аналитик «Финама» Алексей утверждает, что говорить о стабильной тенденции на восстановление рынка пока рано, а наблюдаемые сегодня высокие показатели во многом связаны с эффектом низкой базы. Продажи нынешнего года сравниваются с результатами 2016-го, когда авторынок находился практически в самой нижней точке своего падения.

«Но есть и объективные факторы: в кризис многие откладывали покупку новых машин, продлевали срок службы и уходили на вторичный рынок. Это было хорошо заметно в прошлом году, когда рос вторичный рынок, а первичный падал.

В этом же году мы видим обратную картину — рынок подержанных автомобилей практически стоит на месте. Однако одной стабилизации уже достаточно для того, чтобы мы с оптимизмом смотрели в будущее», — отметил Калачев.

Кроме того, по его словам, рост продаж новых автомобилей подталкивает и продление программ автомобильного кредитования. При этом эксперт полагает, что во втором полугодии темпы роста несколько замедлятся.

«Это опять же связано с тем, что в прошлом году во втором полугодии падение также замедлилось. По итогам года, я думаю, мы получим рост около 12%. Если показатели будут выше этого значения, однозначно можно будет говорить о восстановлении рынка, в остальных случаях сможем судить только о стабилизации», — подытожил Калачев.

Как напомнил президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков, сокращаться российский автомобильный рынок начал уже давно, с марта 2013 года, а поскольку происходит это уже четвертый год подряд, можно сказать, что это закономерность.

Он отметил, что по-прежнему ни у кого нет точных данных, сколько в России продается автомобилей. Так, есть статистика AEB по легковым и легким коммерческим автомобилям, но в ней данные завышенные, импортеры заставляют дилеров заниматься приписками и показывать непроданные автомобили как реализованные,вводя в заблуждение общественность. Есть данные «Автостата» и «Автостата Инфо», основанные на регистрации легковых автомобилей в ГИБДД. Но в этой статистике, во-первых, не учитываются коммерческие автомобили, а во-вторых, следует понимать, что не все приобретенные в России машины регистрируются в нашей стране, они могут быть приобретены покупателями из Белоруссии, Казахстана и т.д.

Проанализировав все данные, а также ситуацию с продажами в дилерских центрах, РОАД вывел среднюю цифру и дал прогноз продаж на этот и следующий год. Так, в 2016 году ассоциация рассчитывает, что продажи не превысят 1 млн 300 тыс. - 1 млн 320 тыс. шт ., что на 18–19% меньше, чем в 2015 году. Прогноз на 2017-йеще скромнее - 1 млн 200 тыс. проданных автомобилей.

Из России уходят целые марки, сокращается число моделей.Так, по подсчетам РОАД, еще три года назад на российском авторынке было представлено около 500 моделей, сейчас их не более 300. Производители сжимают модельные линейки, оставляя лишь самые востребованные машины. Они не хотят тратить деньги ни на логистику, ни на сертификацию, так как потом эти средства сложно вернуть. Упали продажи даже в наиболее устойчивом премиум-сегменте, здесь неплохо обстоят дела лишь у Лексуса - благодаря обновлению модельной линейки. Падают продажи Volvo , Infiniti , Mercedes -Benz . Меньше стали приобретать даже автомобилей Porsche , а покупатели этой марки традиционно считались наименее чувствительными к колебаниям цен на рынке. Это говорит о том, что рынок насытился премиальными брендами, и теперь только необходимость в смене автомобиля или выход новой модели может привлечь покупателей.

Прекращены продажи Acura , практически ушла с рынка Honda , отметил Владимир Моженков. Причем это «тихий, мягкий уход по-восточному».Да, дилерамразрешено заключать договоры,заказывать и выкупать автомобили.Но это 100-процентная предоплата, а потом клиентам приходится ждать поставок более двух месяцев. Понятно, что они делают выбор в пользу тех марок, автомобили которых можно приобрести сразу. В результате закрываются дилерские центры бренда.

Неважно обстоят дела у дилеров Mitsubishi и Mazda - они работают на пределе возможностей, и сейчас для многих за счастье продать машины «в ноль», о прибыли уже не идет речи.

Обостряется конкурентная борьба между производителями. Соперничество сейчас идет не по качеству и технологиям, а по цене - выигрывает тот, кто предлагает самые дешевые модели.

На пресс-конференции было отмечено, что в целом меняется сам ландшафт дилерского направления. Дилеры начинают активнее развиватьсервисные методики и плотнее заниматься продажами подержанных автомобилей.

  • В июне, согласно данным комитета автопроизводителей AEB , на российском рынке продано 122 633 автомобиля.
  • Рынок автомобилей с пробегом в России уверенно растет. Так, в первом полугодии 2016-го продажи б/у автомобилей выросли на 11% .

А по итогам первого полугодия речь идет уже о 6%. Такие цифры говорят о том, что российский рынок начал выходить из кризиса. И если в будущем не будет новых потрясений, то эксперты ожидают роста в ближайшей перспективе.

«Российский автомобильный рынок продолжает восстанавливаться устойчивыми темпами. 15% рост в июне и 12% рост по итогам второго квартала почти заставляют нас забыть о медленном старте в начале года. Общие продажи за период с января по июнь увеличились на 6%, что очень близко к нашему первоначальному прогнозу на 2017 год, которого мы продолжаем придерживаться до сих пор», - заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Причем производители, которые входят в лидирующую группу, показали в июне рост продаж на 20-30%! И во многом благодаря двум последним удачным месяцам по итогам полугодия у нас практически нет неудачников с минусом. Разве что УАЗ , который весь кризис демонстрировал стабильные продажи, вдруг начал проседать вниз. Не забывайте, что дорожали не только иномарки - цены поднимал и Ульяновский завод. В итоге сейчас хорошо оснащенный «Патриот» стоит уже больше миллиона рублей. И, видимо, для многих потенциальных покупателей ульяновских внедорожников эта сумма кажется чрезмерной.

Еще можно отметить снижение продаж у Audi. В июне компания показала минус 30%, а по итогам полугодия - уже минус 24%. Хотя и многие другие производители премиальных машин имеют сложности с продажами: Mercedes-Benz по итогам 6 месяцев потерял 7%, у Lexus минус 5%, у Porsche минус 17%, а у BMW продажи хоть и выросли, но всего на 3%.

Лидеры по итогам полугодия следующие: Lada, Kia и Hyundai. Причем если еще недавно две корейские компании шли на равных, то в 2017 Kia уверенно обогнала своих конкурентов - по итогам 6 месяцев разница в общих объемах продаж составляет уже 15 тысяч.

В «личном зачете» по итогам полугодия пока лидирует Kia Rio . Однако «Гранта» не хочет просто так сдаваться - после нескольких сложных месяцев, именно она в июне возглавила список самых популярных машин в стране! И не исключено, что в июле Lada Granta вновь станет первой, ведь «Рио» сейчас переживает смену поколения (заказы на новую модель начнут принимать уже с 1 августа), а продажи «Соляриса» просели из-за «Креты» - покупатели приходя в салон нередко решают взять не седан, а кроссовер (пусть он и немного дороже). Кстати, именно «Крета» сейчас возглавляет список самых популярных SUV в России опережая не только Toyota RAV4 , но и «Дастер».

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам за периоды июнь 2017/2016 гг. и январь–июнь 2017/2016 гг.
Марка Июнь Январь–июнь
2017 2016 YoY 2017 2016 YoY
Lada 27 396 22 229 23% 140 231 124 353 13%
KIA 16 755 12 780 31% 85 189 69 766 22%
Hyundai 14 673 12 001 22% 70 588 64 334 10%
Renault* 12 239 10 075 21% 60 834 52 041 17%
Toyota* 9 059 7 087 28% 43 895 44 239 -1%
VW 7 357 6 218 18% 39 627 33 624 18%
Nissan* 6 900 6 009 15% 35 208 36 324 -3%
Škoda 5 656 4 796 18% 28 701 26 890 7%
ГАЗ ком.авт.* 5 175 6 103 -15% 25 053 24 750 1%
Ford* 4 557 3 689 24% 21 907 20 678 6%
Mercedes-Benz 3 232 3 311 -2% 17 726 19 141 -7%
УАЗ* 2 849 4 708 -39% 18 410 21 310 -14%
BMW 2 665 2 301 16% 14 571 14 161 3%
Chevrolet 2 574 2 914 -12% 14 889 14 783 1%
Mazda 2 274 1 764 29% 11 051 9 147 21%
Lexus 1 921 1 617 19% 10 577 11 088 -5%
Datsun 1 898 1 539 23% 10 895 8 229 32%
Mitsubishi 1 712 1 402 22% 8 711 8 709 0%
Audi 1 610 2 300 -30% 8 408 11 132 -24%
Lifan 1 321 1 310 1% 7 152 7 565 -5%
Ravon 1 239 - - 4 946 - -
Land Rover 812 674 20% 4 557 4 739 -4%
Volvo 799 720 11% 3 158 2 344 35%
VW vans* 660 450 47% 3 195 2 653 20%
Chery 605 444 36% 2 625 2 673 -2%
Subaru 540 470 15% 2 533 2 630 -4%
Mercedes-Benz Vans* 498 759 -34% 2 749 2 731 1%
Infiniti 479 417 15% 2 632 2 271 16%
Citroёn* 445 481 -7% 2 006 2 127 -6%
Peugeot* 430 480 -10% 2 215 1 870 18%
Porsche 380 370 3% 1 956 2 361 -17%
Suzuki 332 343 -3% 2 039 2 883 -29%
Genesis 228 - - 515 - -
FIAT* 196 182 8% 1 023 1 232 -17%
Haval 182 - - 869 - -
Geely 181 342 -47% 1 085 3 108 -65%
Jaguar 175 298 -41% 1 205 721 67%
Cadillac 165 107 54% 726 599 21%
MINI 151 121 25% 694 623 11%
Jeep 125 78 60% 747 606 23%
Zotye 108 21 414% 469 74 534%
smart 100 41 144% 338 135 150%
Changan 88 24 267% 737 307 140%
Isuzu* 72 33 118% 317 248 28%
Iveco* 52 50 4% 176 318 -45%
DFM 50 94 -47% 265 608 -56%
FAW 50 63 -21% 230 500 -54%
Foton* 36 9 300% 124 27 359%
Honda 31 126 -75% 479 719 -33%
SsangYong 16 92 -83% 70 1 020 -93%
Brilliance 16 75 -79% 95 646 -85%
BAW* 14 12 17% 73 93 -22%
Hyundai LCV 4 - - 53 - -
Chrysler 2 2 0% 5 16 -69%
Alfa Romeo - 12 - 0 53 -
Acura - - - - 163 -
Daewoo - 1 136 - - 8 574 -
Haima - - - - 114 -
ИТОГО 141 084 122 679 15,0% 718 529 672 050 6,9%

Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV

25 самых продаваемых новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ по моделям за периоды июнь 2017/2016 гг. и январь–июнь 2017/2016 гг.

Модель Бренд Июнь
2017 2016 YoY
1 Granta Lada 8 552 7 219 1 333
2 Rio KIA 8 032 8 629 -597
3 Solaris Hyundai 7 485 8 676 -1 191
4 Vesta Lada 6 609 5 128 1 481
5 Creta Hyundai 4 012 - -
6 Duster Renault 3 923 3 889 34
7 Polo VW 3 630 3 605 25
8 RAV 4 Toyota 3 567 2 017 1 550
9 Largus Lada 3 236 2 838 398
10 Camry Toyota 3 156 2 976 180
11 Sportage KIA 2 929 1 701 1 228
12 Kaptur Renault 2 817 554 2 263
13 Logan Renault 2 814 2 870 -56
14 XRAY Lada 2 761 1 795 966
15 Rapid Škoda 2 709 2 118 591
16 Sandero Renault 2 637 2 619 18
17 Tiguan VW 2 552 846 1 706
18 NIVA Chevrolet 2 488 2 868 -380
19 4×4 Lada 2 270 1 925 345
20 Octavia A7 Škoda 1 996 2 078 -82
21 Kalina Lada 1 941 1 303 638
22 Terrano Nissan 1 880 1 213 667
23 X-Trail Nissan 1 841 2 006 -165
24 on-DO Datsun 1 810 1 024 786
25 CX-5 Mazda 1 746 1 279 467
24 143 - - 6 Polo VW 21 718 21 359 359 7 Duster Renault 19 809 23 306 -3 497 8 RAV 4 Toyota 16 016 16 169 -153 9 XRAY Lada 15 453 8 042 7 411 10 NIVA Chevrolet 14 436 14 540 -104 11 Kaptur Renault 14 141 554 13 587 12 Camry Toyota 13 984 13 178 806 13 Rapid Škoda 13 936 12 453 1 483 14 Largus Lada 13 687 14 547 -860 15 Sandero Renault 13 472 13 498 -26 16 Logan Renault 13 334 13 830 -496 17 4×4 Lada 13 025 13 067 -42 18 Sportage KIA 12 800 8 635 4 165 19 Tiguan VW 12 048 4 126 7 922 20 Octavia A7 Škoda 10 779 10 591 188 21 X-Trail Nissan 10 431 8 786 1 645 22 Qashqai Nissan 9 801 9 178 623 23 Kalina Lada 9 784 10 591 -807 24 on-DO Datsun 8 536 6 000 2 536 25 CX-5 Mazda 8 027 6 307 1 720

Поделиться