Оснащение грузовых автомобилей тахографами. Нужен ли тахограф на личный грузовик

Тахографы на грузовые автомобили, начинают активно устанавливать в этом году. Процесс оснащения российского коммерческого автопарка контрольными устройствами имеет множество подводных камней, открытых проблем и нерешённых споров. В нашей статье Вы найдёте ответы на наиболее актуальные вопросы в области порядка установки тахографов на грузовые автомобили, а также их активации и калибровки в сервисных мастерских.

Закон о тахографах, в своё время, вызвал целую волну недовольств среди владельцев коммерческих автотранспортных средств. И если сначала «русский характер» водителей взбунтовал против тотального контроля за их профессиональной деятельностью, то в последствии оказалось, что сама транспортная отрасль России попросту не готова к таким реформам. Непредвиденные затраты на новые приборы, соответствующие требованиям, потрясли не только дальнобойщиков-частников, но и крупные транспортные компании. Что и говорить о непригодности российской дорожной инфраструктуры (как, например, отсутствие мотелей и стоянок) для обеспечения простой возможности соблюдать те самые нормы труда и отдыха, что были утверждены на законодательном уровне?

Так стоят ли полученные результаты таких усилий? Кому действительно выгодно введение неотвратимого закона о тахографах? Приходится полагать, что прежде всего нашим гражданам, то есть нам самим – ведь статистика и европейский опыт уже доказали качественное улучшение дорожной ситуации, в результате использования контролеров и соблюдения оптимальных режимов труда водителей. Так, в Европе только за первые четыре года эксплуатации контрольных приборов смертность на дорогах вследствие ДТП снизилась в четыре раза. А ведь самые серьёзные происшествия на дорогах – это аварии с участием крупногабаритного автотранспорта: автобусов и грузовых авто. Они грозят тяжёлыми крушениями и влекут за собой наибольшее количество жертв.

Тахографы на грузовые автомобили необходимо устанавливать всем, кто занимается коммерческими междугородними грузоперевозками (за некоторыми исключениями). А главное в срок. Наши власти решили обрушить на водителей материальную ответственность в виде штрафа за отсутствие контрольных устройств начиная с 1 апреля 2014 года. Однако штрафовать будут не всех – после долгих дебатов правительству всё же пришлось смягчить условия и сроки обязательного оснащения автомобилей системами тахографической записи.

Для каких грузовиков обязательны тахографы?

Без конца сменяющие друг друга указы и положения всерьёз запутали российских водителей: «кому необходим тахограф?»; «когда начнут штрафовать и кого: водителей или владельца предприятия?»; «какую модель ставить: нашу или европейскую?»…

Что ж, давайте разберёмся.

В России тахографами должны быть оснащены автобусы, с общим числом пассажирских мест более восьми штук и грузовые более 3,5 тонн, осуществляющие междугородные выезды. А точнее – автотранспортные средства категорий M2 и M3, N2 и N3, предназначенные для коммерческих перевозок. Подробнее об этих категориях:

  • М2:транспортное средство для пассажирских перевозок; оборудовано более, чем 8-ю посадочными местами (кроме водительского); максимальная технически допустимая масса– до 5 тонн
  • М3: транспортное средство для пассажирских перевозок; оборудовано более, чем 8-ю посадочными местами (кроме водительского); максимальная технически допустимая масса – свыше 5 тонн
  • N2: автотранспортное средство для перевозки всех типов грузов (в том числе опасных);полная масса – от 3,5 до 12 тонн
  • N3: автотранспортное средство для перевозки всех типов грузов (в том числе опасных); полная масса – свыше 12 тонн

Таким образом, тахограф на грузовой автомобиль закон велит использовать всем владельцам коммерческого авто массой от 3,5 тонн и выше, задействованного в междугородных/международных перевозках. Если в Вашем автопарке есть, к примеру, автомобили «Газель» для транспортировки грузов, то оснащать их контрольными приборами не обязательно – так как по габаритам они не попадают под категории N2/3. Однако, если всё та же «Газель» будет использоваться для междугородных или международных перевозок пассажиров (свыше 8 человек) – то в таком случае установка тахографа уже необходима.

Выбрать тахограф

Что касается штрафов, то они распространяются как на гражданские, так и на должностные лица:

Штрафуют не только за отсутствие бортового контроллера, но и за его наличие (!), если он неисправен, либо не соответствует всем требованиям, предусмотренным законом о тахографах (но об этом чуть ниже).

Однако, мало просто установить тахографы на грузовые автомобили – необходимо также соблюдать режимы труда, которые также чётко регламентированы и закреплены законодательно. К примеру: водитель-дальнобойщик обязан каждые 4 часа пути совершать остановку и отдыхать в течение 40 минут. За такие нарушения Вам грозит штраф в размере от одной до трёх тысяч рублей.

Порядок оснащения грузовиков тахографами и сроки

2014 год стал поворотным в решении «вопроса о тахографах», главным образом за счёт Приказа № 273 (от 21.08.2013). Приказ вступил в силу и окончательно закрепил сроки оснащения, с индивидуальной отсрочкой для каждой категории авто:

  • до 1 апреля 2014 г. – грузовые автомобили обеих категорий (N2 и N3), осуществляющие транспортировку опасных грузов
  • до 1 июля 2014 г. – автобусы категорий М2 и М3 + грузовики категории N3массой более 15 тонн для междугородных маршрутов
  • до 1 сентября 2014 г. – все грузовики N3 с неопасными грузами
  • до 1 апреля 2015 г. – все грузовики N2 с неопасными грузами

Официально закреплён и тип прибора, обязательный к использованию – с блоком криптозащиты (СКЗИ).

Отсрочка до 1 января 2018 г. даётся всем владельцам авто с приборами старых образцов. А именно:

  • с тахографами ЕСТР, встроенными на производстве до 1 апреля 2014 г.
  • с тахографами ЕСТР, установленными в сервисных центрах до 11 марта 2014 г. (в соответствии с 720-м постановлением)

Итак, государство сообщило о серьёзности своих намерений относительно введения тахографии в коммерческую отрасль автотранспортной системы страны. Однако предоставляет отсрочку на решение проблемы выбора типа устройства (СКЗИ или ЕСТР) до конца 2017 года.

Тахограф с СКЗИ или ЕСТР: какой установить?

На сегодняшний день в тахографии доминируют три основных законодательных акта – это Постановление № 720, а также 36 и 273 Приказы:

  • Постановление Правительства РФ (от 10 сентября 2009 г.) «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» - определило возможность оснащения коммерческого автотранспорта любым типом «цифровика», в том числе тахографом ЕСТР
  • Приказ Министерства транспорта (от 13 февраля 2013 г.) «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»объявил тахографы с блоком СКЗИ обязательными к эксплуатации

Постановление и Приказ вступили в противоречие и вызвали волну споров и рассуждений на предмет выбора правильного тахографического устройства. И 21 августа того же года вышел Приказ Минтранса России №273, который окончательно утвердил тахограф с блоком криптозащиты (СКЗИ) как обязательный к установке. Приказ 273 вступил в силу в этом году и окончательно утвердил регламент, сроки его исполнения и санкции за нарушения для всех категорий автотранспорта.

Итак, в соответствии с последним утверждённым Приказом Минтранса России №273, для осуществления междугородных коммерческих перевозок внутри страны необходимо использовать исключительно тахографы установленного образца. То есть с программно-аппаратным средством шифрования (блоком СКЗИ). Для перемещений по международным маршрутам используются только тахографы ЕСТР.

Казалось бы, не легче ли продолжить пользование старым образцом вплоть до 2018 года, а затем приобрести лицензию на международную деятельность, не выезжая при этом за границу РФ? Русский народ всегда пытается найти лазейку и сократить расходы в настоящем, но забывает о последствиях в обозримом будущем. Вероятнее всего, так будет и с махинациями по замене тахографов: новоиспечённый Указ или Постановление обязательно закроют любую брешь в действующем законодательстве, если она не была замечена ранее.

Поэтому вряд ли имеет смысл искать окольных путей в законах. И лучше честно приобрести тахограф со СКЗИ, пока государство даёт официальную отсрочку на штрафные санкции.

Установка тахографа на грузовые автомобили

Итак, как мы выяснили, тахограф на грузовой автомобиль закон обязует приобрести незамедлительно, с соблюдением утверждённого графика и только отечественного производства. А вот произвести его установку и подключение мы настоятельно рекомендуем в специализированных сервисных центрах с лицензией ФСБ.

Нелицензированные сервисные центры: скупой платит дважды

Все виды операций со средствами криптографического шифрования производятся только по лицензии ФСБ – и это не простая рекомендация, а техническая необходимость. Дело в том, что сам процесс активации тахографа с блоком СКЗИ требует запроса специального ключа. Происходит это так:

После установки тахографа на грузовой автомобиль мастерская отправляет запрос в ФСБ на его активацию; а в подтверждение запроса мастерской высылается от них специальный ключ;

Второй этап: ключ активации копируется на карту мастерской, затем записывается в сам блок СКЗИ, после чего становится возможной активация и последующая калибровка.

Как же действуют сервисные центры без лицензии ФСБ? Они попросту заносят в блок неофициальные данные – неизвестно что – и в последствии Вы не получаете никаких гарантий на корректную работу прибора. Если устройство откажет уже через пару месяцев, Вы даже не сможете произвести ремонтные работы в лицензированном центре – они откажут в обслуживании такого тахографа. Результат – покупка нового оборудования.

Мастерские по тахографам с лицензией ФСБ

Сервисные центры и мастерские, оказывающие услуги по установке тахографов на грузовые автомобили, обязаны работать только по лицензии ФСБ, в соответствии Федеральным законом № 99-ФЗ, а также Положением о лицензировании Постановления РФ № 313 (от 16 апреля 2012 г.).

Выбрать надежную мастерскую

Кроме того, для каждого эксплуатируемого авто необходим уникальный блок СКЗИ, что обеспечивается индивидуальным ключом активации.

Конечно, официальных мастерских, работающих по лицензии, в стране на сегодняшний день не так много – велика вероятность простоя в долгих очередях на активацию и калибровку. Однако, временные потери в итоге обязательно окупятся, если Ваш автопарк или индивидуальное авто будет защищено бесперебойной работой «цифровика» установленного образца.

В последнее время в комментариях, на форуме и на почту стало особенно много приходить вопросов, о том, нужно ли устанавливать частникам тахографы. Поэтому я решил написать небольшую статью об этом.

Прежде всего чтобы понимать необходимость установки тахографа нужно разобраться с законами, котоыре регламентируют установку тахографа. В нашем случае это ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (N196-ФЗ от 10.12.1995 г.), именно в нем прописана необходимость установки тахографа, но для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, т.е. для лиц ведущих коммерческую деятельность:

Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

Следующий законодательный акт, это ПРИКАЗ Минтранспорта от 13 февраля 2013 г. N 36, но в нем описаны только требования к тахографу, ТС и установке, ничего о необходимости установки тахографа для физических лиц в нем нет.

Что же происходит на практике? Существует несколько вариантов, попробуем разобраться в каждом из них:

Вы владелец автомобиля подлежащего оснащению тахографом, используете автомобиль только в личных целях, т.е. для перевозки например грунта на дачу, для строительства дома и т.д. В таком случае вы не оказываете коммерческих услуг, а значит устанавливать тахограф не нужно. Для того, чтобы на вас не штрафовали, вам необходимо заключить договор на покупку груза который вы перевозите, с указанием вашей ФИО, это обязательно! При получении груза, взять счет фактуры и все необходимые документы. При остановке инспектором ДПС, отвечаете, что груз не коммерческий и вы как собственник автомобиля, осуществляете перевозку груза для себя, прикрепляя свои слова документами. Возможно по не знаю сотрудником законов вам выпишут постановление, но его с легкостью отменять, после предоставления все того же пакета документов.

Вы взяли в аренду авто у физического лица или например друга, для перевозки груза для себя. В таком варианте установка тахографа, также не требуется. На руках у вас должна быть доверенность, договор безвозмездной аренды автомобиля и документы на груз на вашу ФИО (договор, счет фактура, накладные). Хочется отметить, что данная схема может быть использована как способ ухода от установки тахографа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но так делать мы настоятельно не рекомендуем, более того эти махинации будут раскрыты и вам все ровно выпишут штраф в размере 200000 рублей. Согласитесь это не так сумма, чтобы так рисковать!

Вы физическое лицо и оказываете коммерческие услуги для организаций, но не имеете своего ИП или юридического лица. В этом случае устанавливать тахограф нужно, но есть достаточно неприятный момент! При активации тахографа в СКЗИ заносится эксплуатирующая организация, т.е. та организация с которой у вас заключен договор. Если у вас установлен тахограф, и каким то образом сотрудник выяснит что активирован он для одной организации, а груз вы перевозите для другой, это будет считаться нарушением. В ходе телефонного разговора с сотрудником ФБУ «Росавтотранса» я получил такой комментарий: «При смене эксплуатирующей организации, нужно менять СКЗИ». Не очень то гуманно при стоимости работ почти 20 тысяч! При таком подходе рекомендуем Вам оформить ИП и избавиться от этих хлопот.

Вы физическое лицо, оказываете услуги коммерческих перевозов, имеете свое ИП . Устанавливать тахограф нужно, активируется он именно на Вас.

Хочется отметить, при любом варианте не вступайте в перепалки с сотрудниками ГИБДД, сохраните свои нервы и время. Пусть он выписывает постановление, поскольку как показывает практика переубедить их практически невозможно. Ведь как такого обучения они не проходят и не всегда грамотно могут оценить обстановку. Не исключены случаю, что Вам выпишут постановление при неправильном использовании сотрудником карты или затертой калибровочной таблице, такие постановления легко обжалуются и отменяются. Пройдет время и все встанет на свои места.

Картинка предоставлена taoty из FreeDigitalPhotos.net

Установка тахографа должна производиться только в мастерских, которые включены в перечень ФБУ «Росавтотранс». Компоненты установки:

  1. ДАТЧИК ДВИЖЕНИЯ он же датчик скорости передает на тахограф данные об оборотах выходного вала коробки передач После по этим данным можно определить скорость движения автомобиля и пройденный путь.
  2. ПИТАНИЕ на тахограф подается непосредственно от аккумуляторной батареи, чтобы обеспечить непрерывную регистрацию данных
  3. БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ТАХОГРАФА устанавливается в кабине транспортного средства и ежесекундно записывает данные о режиме деятельности водителя, скорости ТС и т. д.
  4. АНТЕННА ГЛОНАСС/GPS принимает со спутников сигналы, которые преобразуются бортовым устройством в данные о местоположении ТС и его скорости

СТОИМОСТЬ УСТАНОВКИ ЦИФРОВЫХ ТАХОГРАФОВ

Установка цифровых тахографов — сложный процесс, требующий серьезных знаний и навыков от специалистов производящих монтаж. Работы могут производится на все виды транспортных средств без исключения. Порядок установки, оборудование регламентированы нормативно-правовыми актами. Оснащение транспортных средств могут проводить только сертифицированные мастерские, получившие разрешение на установку. Их реестр ведется на сайте «Минтранса».

Внедрение оборудования для контроля соблюдения режима труда и отдыха регламентируется тремя основными положениями и постановлениями государства:

  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 13 февраля 2013 г. N 36 г. Москва "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства".
  • Приказ Минтранса России от 21.08.2013 N 273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2014 N 31407).
  • Технический регламен о безопасности колесных транспортных средств (утвержден Постановлением Правительства №720 от 10.09.2009 года)

Мастерская компании Ставтрэк включена в реестр сертифицированных. Закажите у нас установку тахографического оборудования и Вы обязательно останетесь давольны, получив высококвалифицированную помощь!


Установка тахографов на грузовые автомобили и автобусы

Министерство транспорта выпустило 273 приказ, в феврале 2014 года он вступил в силу. Приказ регулирует на различные категории транспортных средств. Одними из самых массовых сегментов для оснащения являются:

  • установка тахографа на грузовые автомобили (тягачи, самосвалы, грузовики) такие как КАМАЗ, МАЗ, ЗИЛ, МАН (MAN), Вольво (Volvo), Скания(Scania), Даф (DAF), Ивеко (Iveco), Исузу (Isuzu), Мерседес (Mercedes), Рено (Renault), Шакман (SHACMAN), Митсубиси (Mitsubishi), Фредлайнер (Freightliner) Интернационал (International), Питербилт(Peterbilt) и многие другие);
  • установка тахографов на автобусы и маршрутные такси, такие как ГАЗель, ПАЗ (в том числе и на школьные автобусы), Икарус, МАЗ, Валдай, Мерседес Спринтер, Форд Транзит, Пежо Бокстер, Ивеко Дейли и многие другие.

Также довольно много запросов наших Клиентов приходят и на менее массовые, но не менее важные категории, на которые также требуется монтаж тахографического оборудования.

  1. спецтехника (манипуляторы, автокраны, дорожно-строительная техника);
  2. транспортные средства, перевозящие опасные грузы (бензовозы, заправщики);

Наша команда имеет огромный опыт работы со всеми выше перечисленными видами транспорта. Закажите монтаж и настройку тагографов у настоящих профессионалов!


ЗАКАЗАТЬ УСТАНОВКУ ЦИФРОВОГО ТАХОГРАФА

Где установить тахографы и сколько это стоит?

Цена установки цифрового тахографа с блоком СКЗИ зависит от нескольких факторов:

  1. Производитель. На данный момент допущены к установке 8 моделей тахографов(торговые марки АТОЛ, Меркурий, Касби, Штрих, Континенталь, ТЦА и EFAS). Рекомендуемые розничные цены примерно одинаковы. Какую модель надо поставить — решать Вам.
  2. Наличие или отсутствие GPRS-соединения для ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта.
  3. Марка транспортного средства, год выпуска, его техническое состояние. Схема установки довольно простая, подключение тахографа производится к штатной проводке авто, но ни каждая машина оснащена современными спидометрами и датчиками. Их замена может удорожить установку.

Но есть один нюанс. Многие спрашивают нас: «Сколько будет стоить тахограф с установкой?». Купить и установить это хорошо. Но не забывайте, что для работы Вам еще необходимо заказать:

  • карту предприятия - ;
  • карту водителя(одна карта на одного водителя) -

Нужен ли тахограф на личный автомобиль? Этим вопросом задаются многие водители больших транспортных средств, в особенности, жители деревень и поселков, среди которых немало владельцев «самосвалов». Попробуем разобраться, нужен ли тахограф «частнику» .

Итак, тахографы появились в России в 2013 году. Эти контрольные устройства прочно вошли в обиход среди владельцев коммерческого грузового транспорта. Тахографы с помощью встроенной системы ГЛОНАСС /GPS отслеживают в режиме онлайн перемещения авто на местности, а также записывают в энергонезависимую память данные о действиях водителя (времени отдыха и работы) и различных показателей движения автомобиля (скоростного режима, показателей датчика топлива и др.) Сегодня в России остается 2 вида тахографов – цифровые и механические (аналоговые). Последние доживают свой век из-за несоответствия требованиям ЕСТР – их к 2018 году не должно остаться в России. Сегодня цифровые тахографы подчиняются предписаниям ЕСТР – европейского соглашения (в которое входит более 50 стран) в сфере обеспечения безопасности на дорогах.

Так вот, согласно положениям ЕСТР, существует определенный перечень автомобилей, обязательных к установке на них тахографов. Данный список включает следующие виды автомобилей для коммерческих перевозок:

Грузовики с грузоподъемность от 3,5 тонн

Пассажирские автобусы, перевозящие более 8 человек

Также существует и список тех автомобилей, на которые установка тахографов не обязательна:

Автомобили полиции и других служб, инкассаторские авто

Ритуальные» авто – катафалки и др.

Бронетехника

Передвижные лавки на колесах

Автоподъемники

Военные авто, «скорые» и «пожарные»

Спецтехника

Техника на колесах (дома, передвижные телестанции и медстанции)

Грузовики коммунальной сферы (ЖКХ, водоканал)

Автомобили сельскохозяйственного назначения для перемещения между муниципальными районами

Трактора, самоходные транспортные средства и спецгрузовики для перевозки яиц, молока, рыбы и птицы

Последние 2 пункта как раз касаются вопроса в начале статьи. Владельцы данного транспорта не обязаны устанавливать тахографы на свой автомобиль.

Нужен ли тахограф физ.лицу?


Нет, если он не использует авто в коммерческих целях. Установка контрольных устройств обязательна только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся коммерческими перевозками. Получается, «частникам» тахограф не нужен, если, опять же, он не занимается получением прибыли посредством перевозки пассажиров (автобус с вместимостью более 8 человек) или грузоперевозки. В связи с таким раскладом в России появляются не очень чистые на руку руководители компаний-перевозчиков, которые «просят» водителей регистрировать авто на себя для увеличения прибыли. Но таким образом они могут подставить сами себя – ведь никто не мешает владельцу «собственного» авто, как бы не принадлежащего автопарку, уволиться и оставить грузовой автомобиль в свое личное пользование. Закон здесь за водителя.

Нужно ли устанавливать тахограф на личный грузовой автомобиль?


Нет, согласно приказа 470 Министерства транспорта Российской Федерации. Но самые большие споры вызывает вопрос, касающийся самого популярного грузовика в России – самосвала. Существует несколько ситуаций, когда возможна разная трактовка со стороны закона касаемо вопроса установки тахографа. Итак, в одном случае – если самосвал задействует в строительной сфере, например, компанией застройщиком жилых домов, то, несомненно, такому грузовику нужен тахограф. Однако если тот же самосвал используется в ЖКХ или других сферах коммунального хозяйства, то ему не следует обязательном порядке устанавливать контрольное устройство. К таким транспортным средствам относят грузовики для очистки дорог, для обслуживания нефтегазовых скважин. Также в список авто, которым не обязательна установка тахографа, внесены автомобили «возраст» которых превышает 30 лет, при условии, что они не используются в коммерческих целях. Транспортные средства, проходящие дорожные испытания (или учебные) также не подлежат к установке на них устройств контроля.

Поделиться