Диаметр витков пружины передних амортизаторов ваз. Торговый Дом «Заречный

На большинстве легковых автомобилей – это витые цилиндрические пружины. Несмотря на простоту и надежность, они со временем выходят из строя.

После длительной (5–7 лет) эксплуатации машины с большой нагрузкой они проседают из-за усталости металла, при этом ход и энергоемкость подвески уменьшаются. Она начинает срабатывать до упора, что ускоряет разрушение деталей кузова. Обнаруживают потерю упругости пружин чаще неожиданно. Например, все лето ездили на дачу вдвоем-втроем, а тут пришлось гостей захватить, да и багажник основательно загрузить. Весу-то не больше допустимых для ”Жигулей” 400 кг, а машина уже ”ползет на брюхе”, цепляя глушителем асфальт.
Но не все владельцы спешат покупать новые пружины. Кто-то, наслушавшись иных ”знатоков”, устанавливает под пружины (или между их витками) резиновые проставки. Главная опасность такого решения – возможность срабатывания подвески до смыкания витков пружины и, как следствие, передача почти жестких ударов на кузов. В штатной конструкции подвеска совершает свой полный ход до упора в мягкий резиновый или полиуретановый отбойник, который гасит лишь остатки энергии. Проставка же, заменяя собой воздушные промежутки между витками пружины, лишь ограничивает ход подвески, превращая ее из ”мягкой пружинной” в ”дубовую резиновую”.
Если вы перевозите на ВАЗ-2104 по тонне груза за рейс, то ставить новые пружины взамен просевших бесполезно – и с ними груженая ”четверка” распластается по асфальту. А с проставками машина будет еще год выглядеть ”бодрячком”, пока трещины лонжеронов не обезобразят ее осанку. То, что покупку нового автомобиля придется учесть в смете предстоящих производственных затрат – еще полбеды. Главное, что езда на перегруженной машине просто опасна. Но если вы используете машину не столь безжалостно и рассчитываете на ее долгую службу, выход один – поставить новые, предназначенные для данной модели пружины.
Для любознательных читателей расскажем, как делают пружины подвески на ВАЗе. Исходный материал – прокатанный пруток круглого сечения из пружинной стали марки 60С2ГФ. Первая операция – обработка прутков на токарных линиях до нужного диаметра, со снятием верхнего обезуглероженного слоя. Вторая – нагрев и навивка спиралью. Затем – закалка и отпуск. Потом дробеструйная обработка: в специальной камере пружины обстреливают потоком мелкой стальной дроби – так очищают от окалины, упрочняют поверхностный слой и повышают усталостную прочность. Следующий этап – холодная осадка, или заневоливание пружин. Их трижды сжимают до соприкосновения витков, после чего длина уменьшается примерно на 18 мм от первоначальной. Теперь пружины готовы долго работать, не теряя упругости.
На готовую пружину наносят защитное покрытие, иначе со временем на поверхности прутка образуются каверны и раковины от коррозии, что ослабит поверхностный слой и ускорит поломку пружины. Кроме традиционного покрытия – черной хлоркаучуковой эмали, на ВАЗе применяют более стойкое эпоксидное. Например, для пружин задней подвески – только последнее.
Заключительная операция – контроль статической нагрузки. Его проходят 100% выпускаемых пружин. Сжав пружину с определенным усилием, измеряют ее длину. Например, у пружины модели ”2101 передней” под нагрузкой 435 кг номинальная длина 232 мм, а при 603 кг – 182 мм. Пружины, длина которых под нагрузкой оказалась больше или меньше (за пределами допуска), выбраковываются. Попавшие в плюсовый допуск (то есть чуть длиннее номинальной) – относятся к классу А, а в минусовый (чуть короче) – к классу В.


Таблица 1

Маркировка пружин для подвесок автомобилей ВАЗ

Модель пружины

Цвет отличительной маркировки

1111 передняя
1111 задняя
2101 передняя
2101 задняя
21012 передняя
2102 задняя
2121 передняя
2121 задняя
2108 передняя
2108 задняя
2108 передняя европейская
2108 задняя европейская
2110 задняя
2111 задняя
2112 передняя

желтый
желтый
желтый
желтый
белый
коричневый
без отметки (белый)
без отметки (белый)
желтый
желтый
белый
коричневый
без отметки (белый)
оранжевый
белый

зеленый
зеленый
зеленый
зеленый
голубой
синий
черный
черный
зеленый
зеленый
голубой
синий
черный
голубой
без отметки (черный)

После этого пружины маркируют, нанося полосу краски на наружную поверхность витков. В зависимости от модели пружины (табл. 1) применяют желтый, зеленый, белый, голубой, коричневый, синий, черный и оранжевый цвета.
И все же, несмотря на такую сложную технологию производства, все пружины в эксплуатации рано или поздно проседают. Впрочем, если применить более дорогой материал, то можно создать пружину, сохраняющую достаточную упругость даже при длительном заневоливании. Пример – боевая пружина гранатного запала УЗРГМ. Находясь в полностью сжатом состоянии лет пятьдесят, она незначительно теряет в упругости и всегда готова надежно сработать, разбив ударником капсюль. Разумеется, к автомобильным пружинам таких высоких требований не предъявляют. Какой смысл взвинчивать их стоимость, делая ”вечными”, если через несколько лет потребуют замены более дорогостоящие узлы? Но обеспечить сохранение упругости пружин хотя бы в течение расчетного срока службы машины завод обязан, и это ему удается. Чего не скажешь о ”левых” производителях, чьи пружины появляются на рынке. Но есть и добросовестные изготовители, получившие допуск ВАЗа на поставку пружин в запчасти. Например: завод строительных машин в Славянске; Краностроительный завод в Никополе (оба – на Украине); ТОО ”Союз-ТМО”, Ижевск и Машиностроительный завод, Пермь. Пружины этих четырех заводов маркируют клеймом изготовителя или прикрепляют бирку.
Теперь о применяемости пружин. Модель 2101 (передняя и задняя) – для всех заднеприводных ВАЗов с кузовом седан. 21012 – сделана из прутка большего диаметра, она жестче, чем 2101. Ее устанавливают с правой стороны передней подвески ”жигулей” с правым рулевым управлением (экспортных) для выравнивания автомобиля из-за несимметричного распределения массы. На машинах с левым рулем суммарный вес рулевого механизма, педального узла, агрегатов гидроприводов тормозов и сцепления, комбинации приборов, расположенных с левой стороны, примерно соответствует весу аккумулятора, стартера и генератора с правой. При ”правом руле” все это сосредоточено с одной стороны, что и потребовало усиленной пружины справа. Пружина 21012 встречается и на обеих сторонах подвески ”жигулей” спецкомплектаций с левым рулевым управлением, которым требуется повышенная энергоемкость передней подвески.
Пружины 2102 ставят в задние подвески универсалов ВАЗ-2102 и 2104. Их длина на 21 мм больше, чем у обычных ”ноль первых”, и применять такие на седанах оправдано лишь для увеличения высоты кузова над дорогой, например, если приходится часто ездить по проселку и задевать порогами кочки. Но это не значит, что можно применять пружины 2102 для увеличения грузоподъемности машины – преждевременное разрушение кузова в этом случае неизбежно.
Передние пружины 2108 устанавливают на все переднеприводные модели ВАЗ, кроме ”Оки” и модификаций с новым 16-клапанным двигателем. 2108 задние – на все переднеприводные, кроме семейства ВАЗ-2110 и ”Оки”. Владельцев седанов ВАЗ-21099 иногда обманывают на рынках, предлагая втридорога якобы дефицитные ”99-е” задние пружины. Помните: таковых не существует – в задней подвеске ВАЗ-21099 стоят обычные ”восьмые” пружины. Пружины для автомобилей семейства ВАЗ-2110 пока спросом не пользуются; тем не менее сообщаем данные о их применяемости (табл. 2).


Таблица 2

Пружины для подвесок автомобилей ВАЗ ”десятого” семейства

Тип пружины

Модель автомобиля

ВАЗ-21102, ВАЗ-21104

ВАЗ-21122, ВАЗ-21124

Пружина передней подвески

Пружина задней подвески

2110 европейская

2110 европейская

2110 европейская

2110 европейская

Некоторые модели пружин выпускают еще и в европейском исполнении – для автомобилей, предназначенных на экспорт. Они чуть короче обычных, поэтому дорожный просвет таких машин меньше примерно на 20 мм, и одновременно уменьшена податливость самих пружин, что позволяет повысить устойчивость машины в поворотах и при движении с большой скоростью. Если вы решитесь поставить такие на свой автомобиль, учтите, что менять нужно все четыре пружины комплектом. Разумеется, проходимость автомобиля ощутимо снизится, и при поездках по грунтовым дорогам более вероятны повреждения снизу машины.
Пружины моделей 2121 применяют на полноприводных автомобилях ВАЗ всех модификаций (2121, 21213, 21218, 2131), а модели 1111 – только на ”Оке”.
В заключение – о возможности установки на машину пружин разных классов упругости. Общее правило, действующее на ВАЗе, таково: все четыре пружины должны быть одного класса – либо А, либо В. В исключительных случаях допустимо устанавливать назад пружины класса В, если спереди стоят пружины класса А. Но если на передней подвеске стоят пружины класса В, то ставить назад пружины класса А не разрешается, недопустима и установка пружин разных классов на подвеске одной оси.


Таблица 3

Краткие технические характеристики пружин

Модель пружины

Диаметр прутка, мм

Наружный диаметр, мм

Число витков

Покрытие пружины, мм

Пружины передней подвески

эпоксидное, черная эмаль

эпоксидное, черная эмаль

эпоксидное

эпоксидное, черная эмаль

2108 европейская

эпоксидное, черная эмаль

эпоксидное, черная эмаль

эпоксидное, черная эмаль

Пружины задней подвески

эпоксидное

эпоксидное

эпоксидное

эпоксидное

2108 европейская

эпоксидное

эпоксидное

2110 европейская

эпоксидное

эпоксидное, черная эмаль

Характеристики пружин для подвесок автомобилей ВАЗ даны в табл. 3.

Пружины моделей «21» и «20» внешне они очень похожи, изготовлены из одинакового прутка (диаметром 16,3 мм) и равны по диаметру навивки. Разница только в длине. В свободном состоянии новая пружина «Волги» ГАЗ-21 имеет высоту 323 мм, «Победы» — 311. Жесткость у пружин обеих моделей — 72 кг/см. На концах витков нанесены насечки-риски. Это разбивка по степени жесткости в пределах допуска. Три насечки — наибольшая жесткость. Пружины от модели «24» имеют меньшую жесткость (53 кг/см) и высоту (250 мм) и навиты из прутка диаметром 15 мм. Для установки на ГАЗ-21 они не годятся.

Характеристики пружин для ГАЗ-3110 Пружины делятся на 4 группы в зависимости от жесткости и, соответственно, количеству рисок, нанесенных на нижний неотшлифованный конец пружины.
Группа N1 Нагрузка 595-605 кгс - одна риска
Группа N2 Нагрузка 605-615 кгс - две риски
Группа N3 Нагрузка 615-625 кгс - три риски

Завод не рекомендует ставить на разные стороны разные по жесткости рессоры и пружины - подвеска пойдет винтом (машина будет перекошена, собьется регулировка фар, будут неправильно работать амортизаторы и т.д.) Как крайний случай, допускается установка пружин соседней категории, причем более жесткая ставится на левую сторону (где сидит водитель).

Официальная информация с сайта ГАЗ.
Правда ли что, на автомобили ГАЗ-3102 с двигателем ЗМЗ-406 подбираются более жесткие пружины? Пружины 24-2902712 производства ОАО "ГАЗ" по жесткости имеют от 1 до 4 рисок - по возрастающей это выглядит так - 4, 1, 2, 3. При сборке передних подвесок пружины подбирают между собой так, чтобы на подвеске были пружины равной жесткости вне зависимости от модели и устанавливаемого двигателя. Иные, более мощные, пружины 23-2902712 устанавливались только на модификации Волг с двигателем ГАЗ-560 Steyr.

ГАЗ-21

ГАЗ-23, ГАЗ-24-24, ГАЗ-3110 Steyr

ГАЗ-24, ГАЗ-3110 шкворневая, ГАЗ-31105 б/шкворневая

Число витков
Диаметр прутка
Диаметр пружины (внутр)
Высота в свободном состоянии

Высота под нагрузкой кгс

Номинальная нагрузка на пружину (при полной нагрузке автомобиля)
Жесткость, кгс

21/23/24
Высота под контрольной нагрузкой - 236 мм для всех. Контрольная нагрузка - 620 / 707 / 605кг.
Это не номинальные параметры, а лишь условия проверки на стенде.
Но судить по ним о соотношении высот при общей нагрузке вполне можно. Выходит, что, например, под нагрузкой 610кг 21-я будет выше 236мм, а 24-я - ниже. Т.е. 24-я мягче. Кстати, вот и данные по жесткости: 72 / 84 / 53 (единицы - не указаны). Число витков везде - 10. Пруток - 16,3 / 17 / 15 соответственно
Эту информацию предоставил Руслан (762В)

Пружины ГАЗ-21 делятся по жесткости на четыре группы, каждой из которых соответствует своя маркировка: от одной до четырех рисок на опорном витке. Жесткость определяется нагрузкой, необходимой для сжатия пружины до высоты 236 мм при установке на контрольную шайбу.
Первой группе жесткости (одна риска) соответствует нагрузка 605-615 кг; второй группе (две риски) -615-625 кг; третьей (три риски)- 625-635 кг; четвертой (четыре риски)- 595-605 кг. На автомобиле все пружины должны быть какой-нибудь одной группы.

Пружина и амортизатор - два отдельных узла, являющихся важными элементами подвески. Пружина "принимает" на себя вес автомобиля, в то время, как амортизатор гасит колебания кузова и колёс.

Часть первая вводная

Пружина и амортизатор при проектирования автомобиля подбираются не зависимо друг от друга. Параметры пружины выбираются исходя из нагрузок на ось, чтобы обеспечить оптимальный диапазон собственных частот колебаний системы - в районе 1 Гц, а также с учётом параметров другой оси и с учётом обеспечения требуемой угловой жёсткости для управляемости и устойчивости.
Характеристики пружин ещё заключаются в их геометрических размерах: высота пружины, высота пружины под нагрузкой Р1(снаряжённый а/м), высота пружины под нагрузкой Р2 (а/м с конструктивной нагрузкой), высота пружины при полном сжатии, диаметр пружины, форма опорного витка, ход пружины, а также, в количестве витков и длине под контрольной нагрузкой.

Пружин для ВАЗов море.
На классику – Передние 2101, 2121, 2120 . задние 2101, 2102, 2121, 2120 .
На передний привод - Передние 2108, 2108-евро, 2112, 21106 . задние 2108 , 2108-евро , 2110, 2111 . Пружины перечислены в порядке возрастания жёсткости.
Восьмые - Евро пружины короче и жёстче, чем восьмые.
Характеристики импортных пружин соответствуют ВАЗовским, если они для ВАЗа, а если они эксклюзивные, то их характеристики соответствуют заказанным.

В гаражных условиях определить жесткостные параметры пружин не возможно.
Нужно снимать характеристики на специальном стенде. Поэтому по внешнему виду ничего конкретного сказать нельзя. Вообще, при кажущейся простоте описываемой нами детали, определить ее пригодность в гаражных условиях (да и в условиях СТО) абсолютно невозможно. Для этого необходимо специальное достаточно громоздкое оборудование, позволяющее нагружать пружину и определять величину сжатия в зависимости от прилагаемой нагрузки.

Жёсткость передних пружин: 2108 - 18,8 кгс/см , 2112 - 20,05 кгс/см .
У 106 пружины жёсткость 23 кгс/см.

Часть вторая «ТЮНИНГ»

Умом Россию не понять… это относится и к нашей теме разговора. Есть повальное стремление автолюбителя приподнять задок своего автомобиля. Это достигается установкой проставок между амортизатором и задней балкой. Всем известны отрицательные моменты данной процедуры, но народ как ставил проставки так и будет их ставить. Однако наметилась и противоположная тенденция, занижение клиренса автомобиля. Для внешнего эффекта (более спортивный вид). Тех, кто сознательно проводит тюнинг подвески для лучшей управляемости, единицы. Как это делают?

Самый распространенный вариант - это обрезка пружин. При этом используют разные пружины. Скажем на САМАРЫ спереди ставят резаные 12-е пружины, сзади резаные 10-е. Режут от одного до двух витков, стараются чтобы верхняя крышка, прижимаемая сверху верхней опорой и гайкой, которая закручивается на шток амортизатора, создавала пружине некоторый "преднатяг". Представьте полностью раскрывшийся амортизатор, если пружина не болтается (чуть зажата), то это самая оптимальная грань. Пружину можно обрезать и еще сильнее, т.е. при полностью собранной стойке - она будет болтаться, для исключения этого ограничивают ход подвески , но это уже "спорт", который к нам имеет далекое отношения. Мы не пытаемся рассказать технологию обрезания пружин, более того мы категорически против такого подхода.

Резать пружины нельзя, т.к. обязательно должен быть опорный виток, наличие которого обеспечивает правильное складывание и работу пружины , иначе пружина будет ломаться. Обрезка пружин уменьшает её высоту и повышает жёсткость (в связи с тем, что уменьшается длина прутка). При этом повышаются напряжения в металле, что снижает её ресурс. Так, что обрезанная 12-я пружина станет не как 8-я, а будет жестче 12-й. Любой известный производитель изготавливает тюнинговые комплекты пружин, выбирать лучше из них (желательно знать характеристики, чтобы представлять жесткость вашей будущей подвески, до покупки). Далеко ходить не надо, в ассортименте ВАЗовских пружин есть 8-е (евро) пружины. Их еще называют «канадскими» (их установка позволяет удовлетворить жёсткие канадские требования безопасности по высоте положения бамперов (на 25–30 мм ниже, чем у нас)). Канадские пружины короче и жёстче и следовательно а/м будет хуже по плавности хода но лучше по клевкам, кренам, реакции и управляемости, и устойчивости.

Испытания аналогичных пружин импортного производства показали, что отечественная пружина подвески - одна из тех деталей, которая ни в чем не уступает импортным. Поэтому, покупка в слепую импортной пружины не дает авто владельцу ровным счетом ничего, но обойдется значительно дороже.

Тюнинг амортизаторов

Если пружина выбирается исходя из весовых параметров автомобиля – она первична, то характеристика амортизатора подбирается под требования клиента (в нашем случае)- он вторичен.
После того как определились с пружинами выбирается характеристика амортизатора для обеспечения требуемого коэффициента демпфирования К=0,3–0,6. Окончательная характеристика выбирается как компромисс между плавностью хода и управляемостью.
Тот кто хочет изменить заводские настройка автомобиля должен понимать, что увеличение усилий амортизатора (в разумных пределах) повышает показатели устойчивости и управляемости и снижает показатели плавности хода. И наоборот.
Выбор амортизаторов на сегодняшний день огромен. Монро, Билштайн, Каяба, Кони, Плаза, вот не полный список вариантов для выбора. Мы в свою очередь тоже готовы Вам предложить газомасляные амортизаторы Тольяттинского производства (НТЦ ВАЗа), с жесткостью под Ваши запросы и стиль езды. Причем амортизаторы для 102-й, 103-й, 106-й моделей будут отличаться. Например 106-я имеет отличные от 10-ки развесовку, жёсткости пружин, базу, мощность двигателя, неподрессоренные массы и пр. - характеристики амортизаторов для всех вариантов (комфорт, норма, полуспорт и спорт) будут отличаться от 10-ых.

Что нужно знать еще о пружинах?

1. Сильно осевшие пружины приводят к ухудшению ходовых качеств. Если пружины находятся в плохом состоянии, то многие детали автомобиля (втулки, амортизаторы, шины и тд) изнашиваются быстрее.

2. Контроль статической нагрузки – последняя операция в изготовлении пружин. На этой операции, которой подвергаются абсолютно все изготавливаемые пружины, выбраковываются не попадающие в допуск. Остальные, в зависимости от полученного значения контрольной нагрузки, делятся на два класса. Пружины с плюсовым полем допуска по нагрузке относятся к классу «А», с минусовым – к классу «В», при этом пружины метятся краской (распылителем наносится полоса на внешней стороне трех витков), соответствующей своему классу. По жесткости пружины идентичны, разница лишь в незначительной высоте, класс А выше класса Б. Иногда у новых автомобилей видна ощутимая разница в высоте посадки, причина в классе установленных на а/м пружин. Недопустима установка на одну ось разного класса пружин.

3. Изношенность амортизатора приводит к сильной "качке" автомобиля, так как он уже не демпфирует движение кузова и колёс. При проблемах с подрессореванием проверьте оба элемента – пружину и амортизатор. Заменяйте пружины в паре, как и амортизаторы.

Цвет маркировки

Модель пружины

КЛАСС «А»

КЛАСС «Б»

1111 передняя

желтый

зеленый

1111 задняя

желтый

зеленый

2101 передняя

желтый

зеленый

2101 задняя

желтый

зеленый

21012 передняя

белый

голубой

2102 задняя

коричневый

синий

2121 передняя

без отметки (белый)

черный

2121 задняя

без отметки (белый)

черный

2108 передняя

желтый

зеленый

2108 задняя

желтый

зеленый

2108 передняя (европ.)

белый

голубой

2108 задняя (европ.)

коричневый

синий

2110 задняя

без отметки (белый)

черный

2111 задняя

оранжевый

голубой

2112 передняя

белый

без отметки (черный)


Пружины Эйбах имеют следующую маркировку:

  • Зелёная точка на среднем витке - усилие в точке Н1 по нижнему пределу допуска;
  • Жёлтая точка на среднем витке - усилие в точке Н1 в номинале;
  • Красная точка на среднем витке - усилие в точке Н1 по верхнему пределу допуска;
  • На третьем витке выбита дата выпуска. На четвёртом витке - марка пружины

Что нужно знать еще о амортизаторах 2108–2110 ?

1. Все детали подвески и крепежа работающие совместно с амортизатором (стойкой) должны присутствовать и соответствовать заводской документации (каталогу).
2. Буфера сжатия и грязезащитные чехлы не должны иметь трещин, разрывов и других повреждений.
3. Гайка верхнего крепления (к кузову) заднего амортизатора должна быть надежно затянута с использованием спецключа для удерживания хвостовика штока. Еще лучше установить контра-гайку.
4. Затяжка гайки нижнего крепления (к балке) заднего амортизатора при вывешенных колесах недопустима. Затяжку производить под нагрузкой на стоящем автомобиле.
5. Установка дополнительных или высоких подушек между пружиной задней подвески и кузовом недопустима.
6. Установка проставок между балкой и амортизатором задней подвески снижает ресурс амортизатора, устойчивость автомобиля и тормозную эффективность.
7. Снятие рулевого наконечника с рычага переднего амортизатора производить только съемником. Снятие молотком и ломом равнозначен удару по штоку стойки, что может привести к выходу последнего из строя

ЕЩЕ РАЗ О ПРУЖИНАХ ПОДВЕСКИ ВАЗ

Как маркируются пружины и как их правильно подобрать
Технология изготовления пружин достаточно сложна. Потому львиная доля пружин для "Жигулей", "Самар", "Нив" производится на ВАЗе. Однако есть еще ряд предприятий, которые получили допуск ВАЗа на производство пружин. На них наносится товарный знак завода-изготовителя либо прикрепляется бирка.
Изготавливаются пружины из прокатанной пружинной стали, с которой предварительно шлифованием (на новых линиях - токарной обработкой) снимается обезуглероженный слой.

Дальнейшее изготовление пружины делится на следующие этапы:
1. нагрев прутка и навивка пружины в горячем состоянии;
2. закалка в масле и низкий отпуск;
3. дробеструйная обработка, применяемая для очистки от продуктов окисления и упрочнения поверхностного слоя;
4. холодная осадка пружин (пружины трижды прижимают до соприкосновения витков, длина их при этом уменьшается приблизительно на 18 мм, одновременно происходит "заневоливание" пружин);
5. нанесение защитного покрытия - на пружины задней подвески, работающие в более жестких условиях, наносится защитное эпоксидное покрытие. Передние же пружины допускается покрывать специальной эмалью черного цвета на хлоркаучуковой основе. Стоит отметить, что технология нанесения эпоксидного покрытия достаточно сложна и освоена только на Волжском автозаводе. Другие предприятия-изготовители, как правило, применяют покрытие пружин эмалью ;
6. контроль статической нагрузки - последняя операция в изготовлении пружин. На этом этапе, который проходят абсолютно все изделия, пружины, не попадающие в допуск, выбраковываются, а остальные в зависимости от полученного значения контрольной нагрузки делятся на два класса. Пружины с плюсовым полем допуска по нагрузке относятся к классу А, с минусовым - к классу В. При этом пружины метятся краской (распылителем наносится полоса на внешней стороне витков), соответствующей классу.

В таблице 1 приведена маркировка выпускаемых пружин

Пружины подвески – размеры/маркировка


Из нее видно, что большая часть устанавливаемых на автомобили пружин метятся либо желтой, либо зеленой краской. Вполне резонно возникает вопрос: какие же пружины предпочтительнее? Строго говоря, как пружины класса А , так и пружины класса В имеют равное право на существование. Деление же на классы принято для того, чтобы уменьшить разницу в длине пружин правого и левого бортов автомобиля - а это неизбежно при массовом производстве, - которая отрицательно сказывается на его управляемости и устойчивости (так как приводит к перекосу автомобиля относительно продольной оси). Однако если вы предпочитаете загружать свой автомобиль "под завязку", то, возможно, вам следует выбрать пружины класса А , так как они выдерживают чуть большую нагрузку. Но при этом следует иметь в виду, что разница (проконтролировать которую невозможно) незначительна и может составить от 0 до 25 кг.

Цвета маркировки пружин ВАЗ, ГАЗ, ИЖ, ЗАЗ, АЗЛК




Если же внимательно изучить таблицу, то можно увидеть, что существует маркировка и других цветов. Рассмотрим ее подробнее. Это пружины, предназначенные в основном для установки на заднюю подвеску автомобилей-универсалов. Раньше - ВАЗ-2102, сейчас - ВАЗ-2104 и ВАЗ-2111. Отличаются они чуть большей длиной в силу специфики данных автомобилей. Можно ли ставить эти пружины на седаны или хэтчбеки? Для ответа на этот вопрос необходимо знать цель установки данных пружин. Если это вызвано стремлением увеличить дорожный просвет из-за проседания кузова, связанного со старением, то такая установка имеет смысл. На ходовых качествах автомобиля это никоим образом не отразится. Однако если подобная перестановка преследует цель увеличения загрузки автомобиля сверх допустимой нормы, то данная операция повлечет за собой преждевременный износ и разрушение кузова. А здесь уже автолюбитель должен решать для себя сам, что для него важнее: сохранить автомобиль в технически исправном состоянии на долгие годы либо выжать из него максимум за короткий срок, после чего с легким сердцем сдать в металлолом.

Цвет пружины – величина не постоянная. Разные производители могут этот цвет менять. Толщина прутка – тоже вопрос, например, Фобос делает пружины даже с переменной толщиной прутка. Он же (Фобос) делает пружины с переменным шагом, следовательно, не выдерживает указанное количество витков. Высота также может варьироваться, т.к. некоторые производители для упрощения технологии задние пружины 2101 и 2102/04 делают одинаковой высоты, но разной жесткости, Другие производители уменьшают высоту для увеличения устойчивости авто в поворотах. Поэтому для идентификации пружин наиболее приемлемо использовать наружный диаметр пружины, т.к. этот размер является присоединительным к авто, и его производители пружин произвольно менять не могут. Пружины одного диаметра можно различить по цвету маркировки, т.к. это тоже устоявшийся стандарт с некоторым допуском на цветовосприятие (например, красный = коричневый).

Установка пружин, не предусмотренных конструкцией, и загрузка автомобиля сверх меры не продлят его жизнь. То же самое можно сказать и о проставках, которые часто устанавливаются между пружиной и кузовом. Если пружина просела, то ее не спасет никакая проставка, так как в такой пружине уменьшено межвитковое расстояние, а это опасно уже потому, что уменьшен ход пружины до смыкания витков. Если же такая проставка применяется вместе с нормальной пружиной, то это увеличит клиренс, но при этом уменьшится ход отбоя и увеличится ход сжатия амортизатора, что в общем-то тоже не очень приятно.
Наконец, совсем уж глупо втыкать между витками просевшей пружины резиновые вставки. Пружина просто-напросто перестает выполнять свои функции и в один прекрасный момент может попросту лопнуть, если до этого вы еще не успели улететь в кювет по причине отвратительной управляемости автомобиля.

А теперь остановимся более подробно на нестандартных пружинах, в разные годы применявшихся “АвтоВАЗом” на своих автомобилях.
Пружины - 21012. Изготавливаются из прутка большего диаметра, чем у обычных пружин, и устанавливаются только на правый борт передней подвески автомобилей классической компоновки с правым рулевым управлением для выравнивания автомобиля из-за значительного перераспределения массы. Кроме того, эти же пружины устанавливаются на автомобили отдельной комплектации с левым рулевым управлением (на оба борта).
Пружины - 2108 в экспортном исполнении. Маркируются белым и голубым цветами - передние и коричневым и синим - задние. Наш совет: держитесь от этих пружин подальше. Ведь все их отличие в том, что автомобиль с данными пружинами имеет пониженный клиренс и предназначены они для езды по европейским автобанам, а не по родным ухабам.

Если же вам будут предлагать пружины - 21099 (а они в последнее время мелькают в рекламе), то знайте, что вас просто хотят "нагреть". Никаких “99-х” пружин в природе не существует.
Пружины - 2110. На переднюю подвеску автомобиля ВАЗ-2110 стандартной комплектации устанавливаются пружины - 2108. "Десятки: же с 16-клапанным двигателем комплектуются усиленными пружинами - 2112. А сзади на данное семейство чаще всего устанавливаются пружины - 2110 евро (кроме ВАЗ-2111).

Далее поговорим о правилах установки пружин, которые существуют на Волжском автозаводе.
Во-первых, на подвеску одного автомобиля допускается ставить пружины только одного класса. В исключительных случаях, если на переднюю подвеску устанавливаются пружины класса А и в наличии нет соответствующих пружин для задней подвески, допускается производить монтаж на заднюю подвеску пружин, относящихся к классу В . Для автомобиля же, снаряженного спереди пружинами класса В , установка пружин класса А на заднюю подвеску недопустима. При этом следует отметить, что в любом случае на правом и левом бортах одной оси автомобиля должны быть установлены пружины одного и того же класса.

Вообще, при кажущейся простоте описываемой нами детали определить ее пригодность в гаражных условиях (да и в условиях СТО) абсолютно невозможно. Для этого необходимо достаточно громоздкое специальное оборудование, позволяющее нагружать пружину и определять степень сжатия в зависимости от прилагаемой нагрузки. Неблагодарным делом представляются также и предпринимаемые кем бы то ни было попытки восстановления старых пружин. Соответствующие исследования проводились на "АвтоВАЗе", и на основании полученных результатов был сделан вывод, что овчинка не стоит выделки, так как ресурс восстановленной пружины очень невелик.

Like 65 Share: Follow this User

Пружины моделей «21» и «20» внешне они очень похожи, изготовлены из одинакового прутка (диаметром 16,3 мм) и равны по диаметру навивки. Разница только в длине. В свободном состоянии новая пружина «Волги» ГАЗ-21 имеет высоту 323 мм, «Победы» - 311. Жесткость у пружин обеих моделей - 72 кг/см. На концах витков нанесены насечки-риски. Это разбивка по степени жесткости в пределах допуска. Три насечки - наибольшая жесткость. Пружины от модели «24» имеют меньшую жесткость (53 кг/см) и высоту (250 мм) и навиты из прутка диаметром 15 мм. Для установки на ГАЗ-21 они не годятся.

Характеристики пружин для ГАЗ-3110 Пружины делятся на 4 группы в зависимости от жесткости и, соответственно, количеству рисок, нанесенных на нижний неотшлифованный конец пружины.
Группа N1 Нагрузка 595-605 кгс - одна риска
Группа N2 Нагрузка 605-615 кгс - две риски
Группа N3 Нагрузка 615-625 кгс - три риски

Завод не рекомендует ставить на разные стороны разные по жесткости рессоры и пружины - подвеска пойдет винтом (машина будет перекошена, собьется регулировка фар, будут неправильно работать амортизаторы и т.д.) Как крайний случай, допускается установка пружин соседней категории, причем более жесткая ставится на левую сторону (где сидит водитель).

Официальная информация с сайта ГАЗ.
Правда ли что, на автомобили ГАЗ-3102 с двигателем ЗМЗ-406 подбираются более жесткие пружины? Пружины 24-2902712 производства ОАО "ГАЗ" по жесткости имеют от 1 до 4 рисок - по возрастающей это выглядит так - 4, 1, 2, 3. При сборке передних подвесок пружины подбирают между собой так, чтобы на подвеске были пружины равной жесткости вне зависимости от модели и устанавливаемого двигателя. Иные, более мощные, пружины 23-2902712 устанавливались только на модификации Волг с двигателем ГАЗ-560 Steyr.

ГАЗ-21

ГАЗ-23, ГАЗ-24-24, ГАЗ-3110 Steyr

ГАЗ-24, ГАЗ-3110 шкворневая, ГАЗ-31105 б/шкворневая

Число витков
Диаметр прутка
Диаметр пружины (внутр)
Высота в свободном состоянии

Высота под нагрузкой кгс

Номинальная нагрузка на пружину (при полной нагрузке автомобиля)
Жесткость, кгс

21/23/24
Высота под контрольной нагрузкой - 236 мм для всех. Контрольная нагрузка - 620 / 707 / 605кг.
Это не номинальные параметры, а лишь условия проверки на стенде.
Но судить по ним о соотношении высот при общей нагрузке вполне можно. Выходит, что, например, под нагрузкой 610кг 21-я будет выше 236мм, а 24-я - ниже. Т.е. 24-я мягче. Кстати, вот и данные по жесткости: 72 / 84 / 53 (единицы - не указаны). Число витков везде - 10. Пруток - 16,3 / 17 / 15 соответственно

Эту информацию предоставил Руслан (762В)
Пружины ГАЗ-21 делятся по жесткости на четыре группы, каждой из которых соответствует своя маркировка: от одной до четырех рисок на опорном витке. Жесткость определяется нагрузкой, необходимой для сжатия пружины до высоты 236 мм при установке на контрольную шайбу.
Первой группе жесткости (одна риска) соответствует нагрузка 605-615 кг; второй группе (две риски) -615-625 кг; третьей (три риски)- 625-635 кг; четвертой (четыре риски)- 595-605 кг. На автомобиле все пружины должны быть какой-нибудь одной группы.



Поделиться