История марки баз. Коммерческие автомобили Специальные крановые шасси БАЗ

Концерн «Алмаз-Антей» — производитель зенитно-ракетных систем С-400 «Триумф» — готов полностью отказаться от закупки продукции Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) в пользу аналогичной техники Брянского автомобильного завода. Об этом «Известиям» сообщил источник в дирекции холдинга во время открытия президентом Владимиром Путиным нового сборочного производства зенитно-ракетных систем на заводе 70-летия Победы в Нижнем Новгороде. Официальная причина перехода на российские тягачи — резкий рост внутреннего и внешнего заказа на комплексы С-400.

— В этом году мы должны поставить Минобороны пять комплектов С-400, — сообщил «Известиям» представитель предприятия. — Это почти сотня пусковых установок, транспортно-пусковых машин, тягачей, перевозящих радиолокационные станции и дополнительное оборудование. А минчане требуют стопроцентную предоплату за работу, при этом не гарантируя нам сроков исполнения заказа.

Недавно «Алмаз-Антей» стал собственником Брянского автомобильного завода — основного российского производителя большегрузной техники. Тягач БАЗ-6909 с колесной формулой 8 на 8 выбран основным для размещения элементов комплекса С-400 на колесном шасси, а в перспективе и С-500 «Прометей».

Как подчеркнул источник «Известий», под выполнение гособоронзаказа 2016 года «Алмаз-Антей» инвестировал 114 млрд рублей в обновление трех производств — Нижегородского завода 70-летия Победы, ракетного завода концерна ПВО в Кирове, Брянского автомобильного завода (в том числе и покупку).

В ходе посещения завода Владимиру Путину показывали обновленное, полностью автоматизированное производство зенитно-ракетных систем С-400. При этом в сборочных цехах стояли исключительно машины брянского завода. Белорусские тягачи МЗКТ-543М, на которых пока еще размещается оборудование зенитно-ракетных систем «Триумф», были убраны в дальний конец цеха, чтобы не попались на глаза главе государства.

Продукция МЗКТ широко используется в отечественной военной промышленности. Так, белорусский завод поставляет для российской оборонки шасси для оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», реактивных систем залпового огня «Ураган», «Смерч», «Град», «Торнадо» всех модификаций, колесные варианты экспортных зенитно-ракетных комплексов противовоздушной обороны «Тор» и «Бук», зенитных ракетных систем ПВО С-300 и С-400. На автошасси МЗКТ базируются все мобильные ракетные комплексы ракетных войск стратегического назначения России: «Тополь», «Тополь-М», «Ярс» и «Рубеж».

— С белорусами у нас сейчас не очень гладкие отношения в области обороны, — говорит эксперт в области вооружений и военной техники Виктор Мураховский. — Минск отказал нам в создании на территории страны авиабазы, а президент страны Александр Лукашенко был против приобретения МЗКТ российскими собственниками.

Осенью прошлого года Минобороны ставило задачу по переводу систем вооружений Российской армии на шасси отечественного производства. Предварительно был выбран Брянский автомобильный завод, куда планировалось перебросить с МЗКТ большую часть заказов на специальные колесные шасси, прежде всего для таких систем, как «Искандер» и РСЗО.

— Два месяца назад не Россия хотела купить МЗКТ, а Белоруссия приобрести БАЗ, — рассказал «Известиям» советник гендиректора МЗКТ Георгий Гриц. — Но концерн «Алмаз-Антей» выкупил БАЗ. Доля наших поставок на брянский завод элементов конструкций шасси составляет 60%. Не думаю, что холдингу удастся в ближайшее время полностью отказаться от нашей продукции. Так же как и нам сложно обойтись без российских комплектующих. В любом случае процесс «импортозамещения» затянется минимум на три года.

В холдинге «Алмаз-Антей» уверенны, что смогут полностью перейти на отечественную колесную базу. Тем более свою продукцию готов предоставить КамАЗ. Правда, автозаводу из Набережных Челнов необходимо как минимум пять лет на разработку и поставку на вооружение нового тягача. Скорее всего, как отмечают в холдинге, новое камазовское шасси будет использовано уже при производстве новейших комплексов С-500 «Прометей».

— У нас партнерские отношения с Белоруссией, — прокомментировал ситуацию «Известиям» глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин. — В чем-то мы идем навстречу, в чем-то должны действовать в своих интересах. Это нормальная практика. Не вижу проблемы в том, что производитель ракетной техники самостоятельно выбирает машины, на которых ее размещать.

Брянский автомобильный завод был образован 4 июня 1958 года для организации производства автомобилей специального назначения. Бежицкий сталелитейный завод передал новому предприятию производственный корпус, в котором развернули серийный выпуск промышленных тракторов Т-140, а затем Т-180 и трубоукладчиков Д-804. Выпуск тракторов продолжался до второй половины 1980-х годов.

В августе 1959 года на БАЗе организовали сборочное производство бронетранспортеров БТР-152В1 и его модификаций, а также больших плавающих автомобилей ЗИЛ-485А (БАВ).

В 1962 году началось производство специальных колесных шасси 135К, несколько позже в серийном производстве были освоены шасси 135ЛМ и 135ЛТМ. Первой собственной разработкой завода, поставленной на серийное производство в 1966 году, стало шасси 135МБ. Во второй половине 1960-х была изготовлена партия шасси 135Л4 для народного хозяйства. До середины 1990-х годов БАЗ выпускал различные модификации шасси 135ЛМП и 135МБ.

Новая веха в жизни завода началась во второй половине 1960-х годов. БАЗу были поручены создание и серийное производство плавающих корпусных шасси БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-5939, БАЗ-5921 и БАЗ-5922. В 1970 году началось освоение в серийном производстве активного автопоезда ЗИЛ-137-137Б. В начале 1970-х годов на заводе разрабатывают шасси и тягачи семейства «Основа-1», в которое вошли корпусные плавающие шасси БАЗ-6944, БАЗ-5947 и рамное шасси БАЗ-6950. Во второй половине 1980-х годов было разработано семейство «Вощина» (модели БАЗ-69441, БАЗ-6948, БАЗ-69501, БАЗ-6953 и др.). В этот период суммарный выпуск достигал 850–950 шасси и тягачей в год. Произведенная техника нашла применение главным образом в Вооруженных Силах СССР, послужив базой для создания тактических ракетных комплексов «Луна-М», «Точка», «Точка-У», оперативно-тактических ракетных комплексов «Ока», «Ока-У», берегового ракетного комплекса «Редут», зенитно-ракетного комплекса «Оса» различных модификаций, реактивной системы залпового огня «Ураган», комплексов беспилотных летательных аппаратов «Рейс», «Рейс-Д», пунктов боевого управления в составе комплекса «Маневр», а также для других комплексов и систем вооружения и военной техники (ВВТ). Всего за 50 лет завод изготовил свыше 25 000 единиц техники по заказу Министерства обороны. Кроме того, БАЗ выпускал комплектующие для автомобилей ЗИЛ-131: ведущие мосты, раздаточные коробки, балансирные подвески и др. (их производили до 55 тыс. комплектов ежегодно).

В конце 1980-х годов наступила эпоха конверсии. С 1989 года в Брянске велись работы по созданию нового производства, ориентированного на ежегодный выпуск до 40 тыс. 1,5-тонных автофургонов. Однако, после прекращения в 1994 году финансовой поддержки данного проекта со стороны государства, выпуск автомобилей осуществляли по обходной технологии, и всего в 1994–1996 годах было изготовлено 157 автофургонов БАЗ-3782 / БАЗ-3783. Ограниченный тираж, высокая себестоимость и начало производства «ГАЗелей» в Нижнем Новгороде не позволили брянским малотоннажникам закрепиться на рынке, поэтому в 1996 году проект был свернут. Кроме того, оказались невостребованными и производимые автоагрегаты в связи с прекращением АМО «ЗИЛ» выпуска грузовиков ЗИЛ-131. Все это, а также снижение заказов более чем в 10 раз со стороны Министерства обороны поставило Брянский автозавод в сложнейшее положение, и в декабре 1996 года началась процедура банкротства предприятия.

В 1993 году по тактико-техническому заданию Министерства обороны РФ на БАЗе приступили к самой масштабной работе за всю историю завода – созданию семейства специальных колесных шасси и колесных тягачей высокой проходимости 4-го поколения «Вощина-1». Первый опытный образец БАЗ-69091 был изготовлен в феврале 1995 года. В связи с ограниченным финансированием со стороны Заказчика и сложным положением предприятия работа по созданию семейства затянулась на 10 лет. Лишь в 2003–2004 годах шасси и тягачи семейства «Вощина-1» с колесной формулой 6х6 и 8х8 были приняты на снабжение Вооруженных Сил РФ. Однако уже в 1996 году на базе семейства «Вощина-1» начался выпуск народнохозяйственных модификаций шасси и тягачей, и сегодня только для экономического сектора изготовляют 12 серийных комплектаций с колесными формулами 8х8, 10х8, 12х12.

В 2001 году Брянский автозавод стал партнером Независимой ассоциации машиностроителей (НАМС). Благодаря этому было реанимировано производство военной автомобильной техники (началось серийное изготовление семейства «Вощина-1»), в 2004 году выпущено первое специальное крановое шасси КШ-8973 для 100-тонного автокрана, а в 2006–2007 годах изготовлены два опытных образца специальных крановых шасси БАЗ-8027 под 32-тонные краны, один из которых имел всеколесное рулевое управление (4х4х4). В 2007–2008 годах были запущены в серию трех- и четырехосные специальные крановые шасси на агрегатах КАМАЗа. В 2009-2014 годах осуществлялась малосерийная сборка трех- и четырехосных крановых шасси серии 8031 / 80311 / 8033 с опорно-ходовой рамой, узлами и агрегатами китайского (включая кабину) и российского производства. Были изготовлены и трехосные шасси общего назначения БАЗ-7941 с лонжеронной рамой, которые в дальнейшем планировалось использовать для монтажа широкой линейки специализированных надстроек (автокраны, автобетоносмесители, самосвалы и пр.). Однако кризисные явления 2008–2010 годов в экономике РФ не позволили в полной мере реализовать намеченные планы по увеличению выпуска крановых шасси, а затем обвал курса рубля 2014 года заставил полностью отказаться от выпуска крановых шасси на китайских агрегатах.

Вопросам совершенствования военной автомобильной техники во все времена на БАЗе уделяли особое внимание. В 2007 году были проведены типовые испытания, подтвердившие возможность повышения грузоподъемности базового шасси БАЗ-6909 (колесная формула 8х8) семейства «Вощина-1» до 22 т. В состав семейства были введены седельный тягач БАЗ-6403 (8х8) и специальное крановое шасси БАЗ-6909.8 (8х8). В феврале 2011 года был изготовлен седельный тягач БАЗ-6403.01, габаритная ширина которого составляет 3,1 м, в мае того же года выпустили опытный образец шасси БАЗ-69096-013 с колесной формулой 10х10. В 2013 году линейку военной продукции пополнили так называемые «оборудованные шасси», которые созданы на базе семейства «Вощина-1», что сохранило за Брянским автомобильным заводом позицию единственного в стране изготовителя такой техники, максимально приспособленной для монтажа комплексов и систем ВВТ. Осенью 2014 года прошел предварительные испытания первый образец шасси БАЗ-6909.60 (10х10) шириной 3100 мм. При необходимости в состав семейства «Вощина-1» могут быть введены шасси с колесной формулой 12х12 (версия для народного хозяйства – БАЗ-69099). Это позволяет утверждать, что Россия располагает полностью отечественной внедорожной автомобильной техникой военного и двойного назначения в классе грузоподъемности до 40–45 т.

Осенью 2015 года Брянский автомобильный завод вошел в состав ОАО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей». В течение 2016 года были сделаны первые инвестиции в реконструкцию производства, предприятие приступило к строительству своего собственного заводского автомобильного полигона для испытаний техники. Усилиями заводских специалистов был в полном объеме выполнен Государственный оборонный заказ. В 2016 году БАЗ произвел 266 ед. шасси и тягачей, что на 73,9% больше, чем в 2015-м, когда было собрано 153 ед. техники (по данным ОАО «АСМ-Холдинг»).

В настоящее время шасси и тягачи военного назначения, выпускаемые БАЗом, предназначены для применения в составе различных комплексов и систем ВВТ, в том числе для зенитно-ракетных систем С-400, радиолокационных комплексов «Гамма-С», «Небо-М», станций радиоэлектронной борьбы «Красуха-2» и др., а также перспективных комплексов и систем ВВТ.

На БАЗе ведутся работы по созданию нового поколения специальных колесных шасси и тягачей, а также специальных крановых шасси, для которых предполагается разработка новых кабин как военного, так и гражданского назначения.

Шасси и тягачи на базе семейства «Вощина-1» для экономического сектора

«Гражданские» версии специальных колесных шасси и колесных тягачей Брянского автозавода БАЗ-69095 (6х6), БАЗ-690902 (8х8), БАЗ-69096 (10х8), БАЗ-69099 (12х12), БАЗ-64022 (6х6), БАЗ-6403 (8х8), БАЗ-64031 (8х8), БАЗ-6307 (8х8), БАЗ-69098 (8х8) унифицированы с моделями семейства «Вощина-1».

Шасси грузоподъемностью от 14,7 до 40 т наиболее востребованы в качестве базы для монтажа различных кузовов и надстроек, используемых предприятиями, работающими в сфере добычи полезных ископаемых. Это установки для гидроразрыва пластов, ремонтно-буровые агрегаты, мобильные буровые вышки, цементировочные комплексы, внедорожные топливные автоцистерны большого объема и др.

Балластные тягачи БАЗ могут быть использованы для буксирования прицепов или самолетов на аэродромах, оборудованы универсальными бортовыми платформами, в том числе с кран-манипуляторными установками. Допустимая масса буксируемого прицепа по дорогам с твердым покрытием – 50 т, по всем видам дорог и местности – 15 т.

Седельные тягачи (допустимая нагрузка на ССУ от 12 до 20 т) могут быть использованы для буксирования полуприцепов-трейлеров, в том числе зарубежного производства, на которых можно перевозить различную тяжелую технику. Полная масса автопоезда может достигать 90 т.

Специальное крановое шасси БАЗ-69098 предназначено под монтаж 50-тонного крана.

Шасси и тягачи оснащают 8-цилиндровыми V-образными дизелями, развивающими мощность до 500 л.с., производства ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) и ОАО «ТМЗ». Коробка передач 9-ступенчатая механическая. Подвеска независимая торсионная или комбинированная балансирно-торсионная (в зависимости от модели и комплектации). Установлена система регулирования давления воздуха в шинах.

В связи с ожидаемым снижением Государственного оборонного заказа на БАЗе проводится как адаптация уже выпускаемых шасси под частные требования заказчиков экономического сектора, так и разработка новых шасси под индивидуальные требования нефтяников, газовиков и иных потребителей.

Специальные крановые шасси БАЗ

Специальные крановые шасси, разработанные специалистами Брянского автозавода, отличаются от близких по характеристикам шасси общего назначения прежде всего использованием опорно-ходовой рамы вместо классической лонжеронной. Благодаря объединению в единую конструкцию опорно-ходовая рама получается более жесткой, технологичной и легкой, лучше приспособленной к размещению различного кранового оборудования. К тому же она обеспечивает автокрану пониженный центр тяжести.

Специальное крановое шасси БАЗ-69098 появилось в 2000 году. Это шасси заинтересовало заказчиков, эксплуатирующих автокраны в сложных дорожных условиях. Шасси БАЗ-69098 по агрегатной базе и кабине унифицировано с шасси семейства «Вощина-1». Машина оснащена V-образной «восьмеркой» ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с., с которой агрегатирована 9-ступенчатая механическая коробка передач. Подвеска независимая двухторсионная, с амортизаторами, предусмотрена возможность регулирования давления воздуха в шинах. На сегодня это основная модель кранового шасси БАЗ.

Для монтажа 25-тонных кранов «Ивановец» с конца 2006 года также изготовляли специальное трехосное (6х4) крановое шасси БАЗ-8029 на камской агрегатной базе. В 2007 году его дополнила четырехосная (8х4) модификация БАЗ-80291 под 50-тонный кран. Оба шасси оснащали дизелями КАМАЗ различных моделей (в зависимости от комплектации шасси устанавливали двигатели стандартов Евро-2, Евро-3, мощностью от 240 до 280 л.с.) и кабиной типа КАМАЗ-6520, а также камскими коробками передач и мостами. Были разработаны комплектации шасси и с двигателями Cummins. Однако, в 2009 году из-за возникновения проблем с поставками автокомпонентов производства ОАО «КАМАЗ» выпуск шасси БАЗ-8029 и БАЗ-80291 был прекращен.

Выпуск пятиосного шасси КШ-8973 под 100-тонный кран КС-8973 был остановлен в конце 2012 года из-за невостребованности 100-тонных кранов на строительном рынке России.

В связи с оживлением деловой активности строителей Брянский автомобильный завод рассматривает различные варианты по созданию новых моделей специальных крановых шасси. Ряд работ уже ведется с российскими крановыми заводами.

БАЗ-69095, 6х6, шасси


БАЗ-69092, 6х6, бортовой



БАЗ-690902, 8х8, шасси

Заказ на разработку семейства унифицированных многоцелевых колесных шасси и тягачей высокой проходимости четвертого поколения грузоподъемностью от 13 до 18 тонн под пчеловодческим названием “Вощина-1” брянский автомобильный завод получил от Российской федерации в 1992 году, когда стало окончательно ясно, что новейший на то время автомобиль КрАЗ-6316, остаётся собственностью независимой Украины. В финансово и организационно неблагоприятное время коллективом инженеров автозавода под руководством главных конструкторов В.П.Трусова и Ю.А.Шпака новые машины были созданы, их заводские испытания были закончены в 1998 году.

Принципиальным отличием новых машин стало то, что конструкторы ушли от “бортовой” к традиционной “мостовой” схеме с блокируемыми межосевыми и межколесными дифференциалами, при этом на 300 миллиметров уменьшилась колея и с 560 до 485 миллиметров – дорожный просвет. В состав семейства “Вощина-1” вошли автомобили: базовое четырехосное шасси БАЗ-6909 (8×8, грузоподъемность – 18 тонн) и его длиннобазовая версия БАЗ-69091, предназначенные для монтажа и транспортирования вооружения и военной техники по всем видам дорог и местности; 3-х осное шасси БАЗ-69092 (6×6, грузоподъемность – 13,5 т.), предназначенное для монтажа и транспортировки понтонных парков, станций комплексной очистки воды, мостостроительных машин и другого инженерного оборудования; специальное шасси БАЗ-6910 (8х8, грузоподъемность – 18 тонн) с каркасно-бронированной кабиной увеличенного объема; седельные тягачи БАЗ-6402 (6×6, с нагрузкой на седельно-сцепное устройство 11,5 тонн) и БАЗ-6403 (8×8); артиллерийский (балластный) тягач БАЗ-6306 (8×8, грузоподъемностью 12 тонн). Все машины были максимально унифицированы между собой.

Трансмиссия – механическая, с мостовой раздачей мощности по колесам. В зависимости от модели на автомобили семейства первоначально планировалось устанавливать многотопливные турбонаддувные дизели Ярославского моторного завода: ЯМЗ-8424 (мощность – 343 кВт/470 л.с., с двухдисковым сцеплением типа ЯМЗ-151 и 9-ти ступенчатой КПП ЯМЗ-202), ЯМЗ-7511.10-06 (мощность – 294 кВт/400 л.с., с диафрагменным сцеплением ЯМЗ-184 и 9-ти ступенчатой КПП ЯМЗ-239) или ЯМЗ-238Д-24 (мощность – 243 кВт/330 л.с., со сцеплением мод. ЯМЗ-183 и 8-ми ступенчатой КПП ЯМЗ-238М5). Военные серийные автомобили семейства оснащаются специально дооборудованными по требованиям МО РФ двигателями ЯМЗ-8492.10-033 (мощность – 470 л.с., КПП ЯМЗ-2393.10) или ЯМЗ-849.10 (мощность – 500 л.с., КПП ЯМЗ-2395).

Последний оборудован дублирующей пневмостартерной системой запуска. Раздаточная коробка – 2-х ступенчатая (1,09 и 1,36) с двумя понижающими передачами и принудительно блокируемым дифференциалом. Блокируемые межколесные дифференциалы установлены в главных передачах второй и третьей осей – для 3-х осных автомобилей и второй, третьей и четвертой – для 4-х осных. Передаточные числа главных передач – 2,47, колесных редукторов – 3,36. Подвеска всех колес – независимая, двухторсионная с гидроамортизаторами на каждом колесе. Задняя тележка седельного и артиллерийского тягачей комбинированная независимая одноторсионная для нижних рычагов и балансирная рессорная – для верхних.

Размерность колес – 533-440. Давление в радиальных широкопрофильных шинах модели ИД-370 производства “Днепрошина” Днепропетровск (Украина) размерностью 1350х550-533Р (21,5/75R21) регулируется. (Финансирование ОКР “Равнина” по созданию отечественных шин аналогичного уровня с 2008 года было прекращено.) Тормозная система – двухконтурная пневмогидравлическая. Рулевое управление снабжено гидроусилителем с дублирующим насосом. Для привода вспомогательного и технологического оборудования на автомобили, кроме раздаточной коробки, позволяющей отбирать от двигателя во время движения мощность 36,8 кВт (50 л.с.), могут устанавливаться коробка отбора мощности, тросовые лебедки и т.д.

КОМ – трехвальная, двухступенчатая (передаточные числа 2,29 и 1,35). В зависимости от модификации отбираемая от раздаточной коробки на стоянке мощность – 70 кВт (95 л.с.), 110 кВт (150 л.с.) или 294 кВт (400 л.с.). Рама автомобилей – лестничного типа, с лонжеронами Z-образного сечения, сварная. Машины снабжены расположенной перед моторным отсеком в пределах переднего свеса трехместной металлической, каркасно-панельной, кабиной закрытого типа, с двумя дверями для посадки и высадки экипажа. Сиденье водителя – регулируемое с индивидуальной подвеской, рулевая колонка – с изменяемым углом наклона.

Дополнительное оборудование включает ФВУ ФВУА-100А-24, комплект противорадиационных экранов кабины, комплект средств повышения скрытности, комплект специальной обработки типа БКСО (для обеззараживания объекта), светозащитные шторы окон. По требоваению заказчика возможна установка комплекта локальной защиты кабины из броневых сталей 44 или 96, комплекта средств защиты от СВЧ излучения, а также кондиционеров Webasto модели СС4Е с электроприводом или модели СС5 – с приводом от двигателя, работающих на хладоагенте R134. Эксплуатация автомобилей возможна при температуре воздуха от -50 о C до +45 о C и запыленности воздуха до 2,0 г/м з;.

Обеспечивается преодоление горных перевалов до 4650 метров над уровнем моря. Машина приспособлена для перевозки транспортными самолетами Ан-22, Ан-124, Ил-76. “Вощина-1” создавалась как семейство шасси и тягачей “двойного назначения”. Ещё на этапе проектирования и испытания шасси для Министерства обороны, в условиях отсутствия от него значительных заказов, заводом были разработаны и поставлены для нефтегазового комплекса 3-х, 4-х, 5-ти, затем и 6-ти осные шасси грузоподъёмностью от 13 до 36 тонн с исключённым специальным оборудованием, с “народнохозяйственной” кабиной и отечественными шинами модели ВИ-3 PR14, размерностью 1300х530-533.

Параллельно с ОКР по созданию армейских унифицированных колесных шасси и тягачей “Вощина-1” совместно с головными КБ и НИИ, на шасси семейства вёлся монтаж опытных образцов современных систем и объектов вооружения: радиолокационных станций, командных пунктов, эвакуаторов и тому подобное. После доработок в соответствии с тактико-техническими заданиями МО и прохождением всех видов испытаний в 2003-2004 году были приняты на снабжение ВС РФ 3-осное СКШ БАЗ-690921 и 4-х осные – БАЗ-6910 и БАЗ-690901, отличающееся от БАЗ-6909 увеличенным расстоянием между первой и второй, второй и третьей осями (база 2200+4350+1450 миллиметров).

В 2006 году, в соответствии с гособоронзаказом, в войска стали поставляться седельный тягач БАЗ-64022, предназначенный для использования в составе ТПУ ЗРС С-400 “Триумф”, и балластный тягач БАЗ-63064 – для буксировки тяжелых артиллерийских систем. В том же году семейство тягачей “Вощина-1” было отмечено Государственной премией Правительства России. В 2006-2007 годах в НИИИ-21 МО были завершены успешные испытания специальных колесных шасси 8×8 с увеличенной до 22 тонн грузоподъемностью и 10х8 грузоподъемностью 29 тонн.

В 2005 году по требованиям основных заказывающих управлений министерства обороны российской федерации Брянский автомобильный завод приступил к выполнению подготовительной стадии (согласование ТТЗ, определение исполнителей) ОКР “Вощина-2” по дальнейшему повышению технических характеристик, максимальной унификации и расширению модельного ряда шасси и тягачей семейства “Вощина-1”. В первую очередь, новое семейство машин отличается повышенной грузоподъемностью, что позволяет размещать на них объекты вооружения полной массой до 40-42 тонн. Помимо шасси с колесной формулой 8х8, будут выпускаться модели 10х10 и 12х12, которые отсутствовали в армейском семействе “Вощина-1” (в качестве базовых для этих работ были взяты шасси, используемые в народном хозяйстве).

На шасси семейства “Вощина-2” предполагается устанавливать двигатели мощностью до 600-650 “лошадей”. Тутаевского моторного завода (ТМЗ), например модели 8492.10, на котором реализованы специальные требования военных, а также новую АКП. В дальнейшем, новые двигатели будут оснащены системой предпускового подогрева коленчатого вала, дублирующей системой запуска пневмостартером, а также будут способны работать на разных видах топлива. Отдельное внимание при разработке нового семейства уделено бортовой информационно-управляющей системе и разработке типоразмерного ряда гидромеханических коробок передач. Эти работы были запланированы для семейства “Вощина-1”, но не были выполнены в полном объеме из-за проблем с финансированием.

Опубликовал материалы, свидетельствующие об угрозе потери отечественного производства специальных колесных шасси и колесных тягачей (СКШТ) для МО РФ. В октябре 2008 года Минобороны закрыло ОКР «Вощина-2», а Брянский автомобильный завод (БАЗ) продолжил проведение работ по совершенствованию СКШТ за свой счет. Успешное завершение указанной ОКР было бы для БАЗа последним шансом для возрождения, но этого не произошло.

Еще не начались госиспытания шасси и тягачей, создававшихся в рамках ОКР «Вощина-1», а головными разработчиками ВВТ БАЗу были выставлены требования на доработку шасси и тягачей под конкретные образцы комплексов. Работы по расширению применения шасси и тягачей БАЗа велись параллельно с проведением ОКР «Вощина-1». Причем почти всем «головникам» потребовались СКШ грузоподъемностью не менее 20 тонн, а в ТТЗ на ОКР «Вощина-1» грузоподъемность была задана не более 18. Тем не менее задачу по увеличению грузоподъемности завод решил.

ОКР «Вощина-2»

Для ряда перспективных комплексов и систем требовались СКШ более широкие – не менее трех метров (вместо реализованной в СКШТ «Вощина-1» ширины 2,75 метра). Требование по габаритной ширине обусловлено особенностями монтажа и обеспечения поперечной устойчивости размещаемых ВВТ, особенно если центр масс конечного изделия находится высоко.

“ Успешное проведение ОКР «Вощина-2» было бы для БАЗа последним шансом возрождения и занятия достойного места в ряду предприятий ОПК ”

Также необходимо было провести разработку ряда систем и узлов самих СКШТ. Последнее не сделали в связи с недофинансированием ОКР «Вощина-1», в частности гидромеханической передачи (ГМП).

На БАЗе задумались о разработке нового семейства шасси и тягачей, и на рубеже веков на заводе впервые заговорили о новой работе под названием «Вощина-2». Среди проблем было отсутствие современных шин грузоподъемностью шесть тонн. Также рассматривалась разработка гидропневмоподвески. Но уже тогда стало ясно: без государственной поддержки многие вопросы не решить, тем более что в данном случае речь шла о создании семейства шасси и тягачей только для МО РФ.

В связи с тем, что работы соисполнителей по разработке автокомпонентов (шины, ГМП) значительно различались по срокам, БАЗ предложил провести ОКР «Вощина-2» в два этапа. На первом реализовать требования по увеличению габаритной ширины и грузоподъемности, установить двигатель 500 лошадиных сил и отработать конструкции агрегатов трансмиссии и подвески. На втором этапе установить двигатель мощностью 600–650 лошадиных сил, АКП или трансмиссионный модуль, бортовую информационно-управляющую систему (БИУС), а также другие агрегаты и комплексы. 24 мая 2005 года начальник вооружения ВС РФ – заместитель министра обороны генерал армии Алексей Московский утвердил решение № Р-19-2005, в котором было упоминание об ОКР «Вощина-2» в рамках ГПВ-2015.

В итоге заказчик отказался от первого этапа, провести который предлагал завод, и сразу решил приступить ко второму. Государственный контракт был заключен лишь в мае 2007 года.

Неожиданный удар

Работы по новому семейству СКШТ уже шли полным ходом, но, как и в случае с ОКР «Вощина-1», с финансированием опять возникли проблемы. У автора нет объяснения, в силу каких причин завод получил меньше четверти суммы из указанных в государственном контракте 80 миллионов рублей. Из сопутствующих НИОКР удалось выполнить в полном объеме всего одну, связанную с системой управления.

Коллаж Андрея Седых

Проведенные кадровые изменения в руководстве ГАБТУ отрицательно повлияли на развитие всей отечественной военной автомобильной техники (ВАТ). В октябре 2008 года начальник ГАБТУ генерал-лейтенант Николай Ершов своим решением вообще остановил все финансирование ОКР «Вощина-2» и всех сопутствующих работ. Без работ по шинам и ГМП выполнение основной ОКР потеряло смысл. К тому же остаток неосвоенных средств заказчик потребовал вернуть. ОКР «Вощина-2» была приостановлена на этапе разработки КД (технический проект разработали).

Проблемы возникли в связи с явным намерением руководства ГАБТУ сосредоточить все разработки и производство ВАТ на одном заводе. Так, в 2008 году МО РФ отказалось от закупок разработанного на БАЗе в инициативном порядке и принятого в том же году на снабжение ВС РФ седельного тягача БАЗ-6403, предпочтение отдали седельному тягачу КАМАЗ-65225, который не прошел госиспытания и не был принят на снабжение ВС РФ. В процессе испытаний выявлены замечания.

17 декабря 2008 года на международной конференции, проводившейся ОАО «АСМ-Холдинг», врио начальника 21-го НИИИ МО РФ полковник Тарасов сообщил о том, что КАМАЗ пообещал сделать собственные тягачи и шасси большой грузоподъемности (от 25 тонн и выше) для замены СКШТ от МЗКТ. Позже автору стало известно о том, что КАМАЗу уже выделены 120 миллионов рублей на проведение работ по этой теме (НИР «Платформа»).

Врио начальника 21-го НИИИ МО РФ мотивировал остановку финансирования ОКР «Вощина-2» тем, что в ее рамках разрабатывается техника двойного назначения и поэтому такая техника должна создаваться не за счет государственных средств. А заказчик будет покупать конкурентоспособную технику по своему усмотрению. Этот ответ был дан перед большой аудиторией. Многие до сих пор гадают: почему вообще тема СКШТ прозвучала публично именно в декабре 2008 года? Возможно, уже не было никакой возможности замалчивать факты, тем более что месяцем ранее, 19 ноября 2008 года в МО РФ состоялось совещание, на котором представители промышленности (и БАЗа в том числе) высказали вслух все, что думали об остановке НИОКР. К сожалению, о том совещании общественность не проинформирована.

Высказывания о том, что заказчик будет покупать конкурентоспособную технику по своему усмотрению, стали модными после назначения в апреле 2007 года на должность начальника вооружения – заместителя министра обороны Николая Макарова, позднее – начальника Генерального штаба ВС РФ – первого заместителя министра обороны. Хотя любому специалисту, связанному с ВВТ, понятно: ни одна серьезная работа не может быть проведена без государственного финансирования.

ОКР «Вощина-2» была инициирована вовсе не потому, что новые шасси и тягачи крайне необходимы предприятиям экономического сектора. Если военным нужны СКШТ, которые могут передвигаться по полному бездорожью с максимально возможной средней скоростью (нынешние требования – не менее 40–45 километров в час), обеспечивая при этом сохранность полезной нагрузки и защиту от различных средств разведки и поражения и т. д., выполняя также многие другие тактико-технические требования, то гражданским заказчикам многое из этого не требуется.

Даже ОАО «КАМАЗ», обладая существенно большими ресурсами, не смогло (или не захотело) провести работы по СКШ военного назначения за свой счет с последующим предложением готовой техники заказчику. Причастные уже тогда знали – КАМАЗ на ОКР запросит раз в 20, а то и больше, чем выделено на НИР «Платформа». А о том, сколько еще дополнительно предстоит потратить на организацию серийного производства, посвященные боялись даже говорить в присутствии представителей СМИ. Возможно, именно поиск средств для проведения работ КАМАЗом стал истинной причиной сворачивания как ОКР «Вощина-2», так и многих других работ.

Итак, в конце 2008 года БАЗ опять и уже в который раз по вине МО РФ оказался в затруднительном положении. Успешное проведение ОКР «Вощина-2» было бы для БАЗа последним шансом возрождения и занятия достойного места в ряду предприятий ОПК.

Наиболее характерный пример некомпетентности – судьба ЗРПК «Панцирь-С». В августе 2008 года в процессе госиспытаний был проведен перемонтаж модулей комплекса с шасси КАМАЗ-6560 на шасси БАЗ-6909-019. В сентябре-октябре успешно прошли стрельбы с боевой машины (БМ), смонтированной на шасси БАЗ-6909-019. По всем согласованным документам планировалось осуществлять поставку комплекса «Панцирь-С1» на экспорт на Ближний Восток на шасси КАМАЗ-6560, а в ВС РФ – комплекс «Панцирь-С» на шасси БАЗ-6909. По отзывам специалистов, участвовавших в перемонтаже оборудования БМ комплекса и проведении пробеговых испытаний и стрельб на полигонах Капустин Яр и Ашулук, БМ на шасси БАЗ-6909-019 обладает более высокими скоростями движения, динамикой, проходимостью, плавностью хода. Почему в серию не пошел «Панцирь-С» на шасси БАЗ-6909-019, догадаться не так уж сложно.

Невостребованная «Вощина-1,5»

К счастью, в МО РФ не решились закрыть ряд работ по перспективным системам и комплексам ПВО. Головным разработчикам, ориентировавшимся на отечественную технику, были необходимы широкие шасси и тягачи, и их предстояло создать. На БАЗе невольно вспомнили о первоначальных планах и конструкторы в инициативном порядке взялись за реализацию первого этапа разработки широких СКШТ, которые для удобства назвали «Вощина-1,5» (этот шифр семейству официально не присваивали и не используют в документах). Летом 2009 года уже начали разрабатывать тягач БАЗ-6403.01.

По результатам работ с потенциальными заказчиками была выявлена принципиальная необходимость увеличения габаритной ширины СКШТ для обеспечения возможности размещения, в том числе путем перемонтажа ВВТ с шасси и тягачей МЗКТ на БАЗ, различных средств ЗРС «Триумфатор-М».

10 июня 2011 года БАЗ-6403.01 был показан министру обороны, военным специалистам, представителям промышленности и прессе в подмосковных Бронницах. К сожалению, немногие обратили внимание на новинку, которую представлял БАЗ. Судя по дальнейшему развитию событий, тот памятный показ мало что принес полезного – прежний министр обороны вряд ли что-то вообще понял из увиденного и услышанного, так как ЗАО «БАЗ» вынуждено было проводить типовые испытания нового тягача, в том числе в НИИЦе АТ 3-го ЦНИИ МО РФ, за счет собственных средств. По имеющейся у автора информации, в дальнейшем этот тягач так и остался невостребованным для применения в составе ВВТ или для буксировки тяжелой бронетанковой техники, хотя его неоднократно показывали самым разным военачальникам и должностным лицам, в том числе президенту РФ Дмитрию Медведеву (в сентябре 2011-го на учениях в Чебаркуле именно БАЗ-6403.01 вытаскивал из грязи застрявшие автомобили повышенной проходимости отечественного производства).

В рамках дальнейших работ по «Вощине-1» могут быть осуществлены разработки и изготовление других образцов модернизированных СКШТ с увеличенной габаритной шириной и для использования в составе систем и комплексов ВВТ. Предпринимаются шаги, чтобы заинтересовать МО РФ перспективной техникой. Так, 1 февраля 2013 года на сайте военного ведомства появилась информация о посещении министром обороны генералом армии Сергеем Шойгу главного командования СВ. Министру были продемонстрированы макеты перспективных образцов ВВТ для СВ. На одной из фотографий на переднем плане можно было увидеть шасси БАЗа, причем это широкая «Вощина-1,5». Данное шасси предлагается использовать под монтаж различных ВВТ, в том числе для СПУ ОТРК «Искандер» и перспективных ОТРК.

Призрачные перспективы

Непосвященному читателю покажется, что все на БАЗе хорошо: завод выполняет поставки в рамках ГОЗ и в ближайшие годы ожидается его увеличение. В настоящее время по основным показателям технического уровня и ТТХ шасси и тягачи семейства «Вощина-1» соответствуют современным и перспективным (до 2020 года) требованиям и обеспечивают монтаж, транспортировку и боевое использование серийных и модернизированных комплексов ВВТ, полную замену базовых шасси типа КрАЗ (производства Украины), а также СКШТ типа МАЗ-543, МЗКТ-7930 (производства РБ) как при проведении капитального ремонта, так и в ходе серийного производства образцов ВВТ.

Но это день сегодняшний. Ведь любая, даже самая совершенная техника имеет пределы по ее модернизации и на БАЗе нужно создавать новое семейство СКШТ военного назначения.

Приостановка ОКР «Вощина-2» исполнена на основании решения генерального заказчика. Сама формулировка «приостановка работ» не исключает их возобновления. Отдельные наработанные в рамках ОКР «Вощина-2» решения уже сейчас внедрены или внедряются в конструкции СКШТ. Пока еще сохраненный инженерный потенциал предприятия готов к реализации большинства известных на БАЗе проектов ОКР и НИР, однако время уходит, а практической своей реализации эти планы не находят.

Вопрос стоит очень остро. Много говорится о том, что предприятия промышленности должны вести инициативные разработки, но такие разработки на БАЗе уже есть, в том числе и в металле (например в мае 2011 года изготовлен опытный образец шасси БАЗ-69096-013 с колесной формулой 10х10.1). Однако уже неоднократно на БАЗе сталкивались с тем, что в дальнейшем перспективные образцы остаются невостребованными со стороны МО РФ и головных разработчиков, с которыми предварительно согласовываются ТТЗ. Если же завод вложит значительные средства в разработку нового семейства военного назначения, будет ли оно востребовано МО РФ? Особенно в нынешних условиях, когда на других предприятиях уже ведутся разработки перспективных семейств автомобилей многоцелевого назначения и СКШТ, которые по своим ТТХ (грузоподъемность, увеличенная габаритная ширина, защищенность, независимая подвеска) частично соответствуют СКШТ БАЗа? Брянский автозавод не боится конкуренции, но, как показал предыдущий опыт, не всегда результат определяют лучшие ТТХ образцов техники – в 2008–2012 годах решения чаще принимались исходя из иных соображений. Поэтому наиболее оптимальным может быть либо продолжение ОКР «Вощина-2» с корректировкой ТТЗ, либо открытие новой ОКР, в рамках которой необходимо создать определенный научно-технический задел на перспективу. Но в нынешней ситуации собственник завода работы без государственного финансирования вести не планирует.

Сегодня на БАЗе все чаще задумываются: нужен ли будет этот завод государству в его нынешнем качестве через три года? Через пять лет? По имеющейся у автора информации, собственник завода уже рассматривает даже такой фантастический вариант, как полное перепрофилирование производства, прекращение выпуска СКШТ военного назначения после выполнения всех заключенных договоров в рамках ГОЗ.

Пожалуй впервые в своей истории открыл двери для прессы самый закрытый автомобильный завод России - Брянский автомобильный завод, или сокращенно БАЗ.

Во времена СССР БАЗ занимался разработкой и производством специальных колесных шасси и тягачей для подвижных ракетных комплексов, а также для реактивных систем залпового огня (РСЗО).

Из самых знаменитых:

РК "Луна"


РСЗО "Ураган"


А также для противокорабельного комлекса "Редут"


В 70-е здесь были созданы шасси для ЗРК "Оса"


Ну и самые знаменитые РК "Точка"



И без преувеличения уникальные шасси для РК "Ока"


После того как не к ночи помянутый Миша меченый пустил под нож последние, уничтожено было и все технологическое оборудование, которое использовалось при производстве шасси. В итоге предприятие лишилось и заказов и готовой продукции и оборудования, то есть оказалось в кризисе, а потом пришли лихие 90-е.

Нет смысла описывать все проблемы с которыми столкнулся БАЗ за это время.

В начале 2000-х здесь, практически на руинах было создано новое семейство колесных шасси для нужд Минобороны, которое получило название "Вощина" . Именно на ее производство и удалось посмотреть.

Сперва фото того, с чего начинался БАЗ, а именно с трактора, которому и установлен памятник на территории предприятия.


Производство начинается с металлообработки. Вот как выглядит местный сварщик:


А вот лежат силовые элементы будущей рамы. Хорошо видно производственное оборудование, которое удалось вернуть к жизни, новым его конечно же не назовешь


.

Затем рама отправляется на конвейер. Важно отметить, что специальные колесные шасси - это товар штучный и уникальный, каждая единица выполняется по требованиям заказчика, то есть здесь не тот конвейер, что делает легковые автомобили. Объемы выпускаемой продукции исчисляются сотнями в год.

Подвеска торсионная, имеется понижающая передача и блокировка дифференциалов


Двигатели отечественные, производства тутаевского завода:


Кабина аскетичная. Видно, что требования военных не сильно изменились, хотя кресло регулируемое и имеется кондиционер.



После того как шасси готово, оно отправляется на заводской пробег. По его окончанию возвращается в цех, где его осматривают вновь.

Контроль этих монстров проводят дамы:


После этого автомобиль отправляется заказчику.

Но специально для нас заказчик решил подождать а автомобили отправились на берег реки Десна, где продемонстрировали на что способны.

Управляли машинами вот такие суровые водители:


Покорял барханы тягач БАЗ-6402, тот самый, что таскает ракеты комплекса С-300 и С-400


Затем он покорял реку


Шасси без какой бы то ни было подготовки легко преодолевает брод глубиной 170 см.


И выходит на берег:


Чтобы соблюсти чистоту эксперимента на шасси установили балласт. Масса этого стального куба - 11 тонн.




Также БАЗ разработал систему мультилифт, которая устанавливается практически на все грузовые автомобили. Нам показали, как она работает с КАМАЗом


Потом мы отправились в конструкторское бюро. Здесь рождается будущее.


Перспективное направление - это использование шасси БАЗа в составе кранов грузоподъемностью до 200 тонн:


А вот набросок шасси, над которым кипит работа:


Сейчас завод загружен на 100% и даже испытывает дефицит кадров. Но в то же время имеются и проблемы, о которых я подготовлю отдельный материал для газеты ВПК .

Ну и вместо P.s. небольшое видео . Чудес монтажа никаких, просто слепленные вместе записи:



Поделиться