Российские автодома для путешествий соболь газель. На полноприводных «Соболях» вокруг Иссык-Куля

Рассказ владельца «Соболя» 4WD о непростом пути машины от стандартного грузопассажирского автомобиля до уютного семейного домика

Признаться, вместо модного словечка «тюнинг» я бы назвал этот процесс «улучшением функциональности» - и звучит по-русски, и смысл подготовки экспедиционного автомобиля раскрывает полнее. Ведь понятно, что большие компании не в состоянии устранить множество недочётов, которые за годы эксплуатации в самых разных условиях отмечают владельцы машин. Выходит, что как раз повышение функциональности, а также исправление заводских недоработок и становится их уделом. И вот как это происходило у меня…

Ролик в задней части верхнего багажника облегчает погрузку лодки.
А лестница на задней двери упрощает доступ на крышу

В штатной компановке радиатор машины легко пробить о
любой крупный камень или торчащую ветку. Теперь он надёжно защищён

Рабочее место водителя и штурманов оборудовано креплением для навигатора Garmin,
рациями СВ и LPD диапазонов, поворотным кронштейном
для планшета со спутниковыми картами,
мягким карманом для очков и светодиодным светильником на гибком креплении

Организация места в салоне позволяет с комфортом разместиться всем членам нашей семьи, причём у каждого своё отдельное место для сна. Теперь для ночёвки достаточно выбрать относительно ровную поверхность, и всё. Выходить никому не нужно, все манипуляции производятся внутри машины, что особенно ценно, когда на улице непогода. Рабочее место водителя и штурмана оборудовано креплением для навигатора Garmin, рациями СВ- и LPD-диапазонов, поворотным кронштейном для планшета со спутниковыми картами, мягким карманом для очков и штурманским светодиодным светильником на гибком креплении.

Вот по большому счёту и все улучшения «Пушистого» на настоящий момент. Нереализованными остались два пункта - установка лебёдки в свободное пространство сзади рамы и стационарного бака для подогрева воды для душа от штатной системы охлаждения. При этом по существу «Пушистый» остаётся штатным автомобилем, без любимого многими внедорожного обвеса, лифта кузова, подвески и 33-х колёс, которые, как мне кажется, для семейных путешествий - явный перебор. Наша машина в общем потоке остаётся неприметной серенькой мышкой… Ну то есть не совсем мышкой, ведь по размерам она ближе к слону… 

ризнаться, вместо модного словечка «тюнинг» я бы назвал этот процесс «улучшением функциональности» - и звучит по-русски, и смысл подготовки экспедиционного автомобиля раскрывает полнее. Ведь понятно, что большие компании не в состоянии устранить множество недочётов, которые за годы эксплуатации в самых разных условиях отмечают владельцы машин. Выходит, что как раз повышение функциональности, а также исправление заводских недоработок и становится их уделом. И вот как это происходило у меня…

Десять лет назад мы начали путешествовать семьёй в составе двух взрослых и двух детей 7 и 11 лет. Сначала на обычном универсале - на заднем сиденье детям было вполне комфортно, а на ночёвках молодые и растущие организмы (супруги и мой) вполне успешно переносили сон в палатке. Сколько положительных эмоций было получено в те годы! Но дети росли, и салон им стал тесноват. К тому же по какой-то непонятной причине с каждым годом погода во время ночёвок становилась всё хуже. До такой степени, что зачастую снег и дождь шли одновременно. Кроме того, оказалось, что до некоторых достопримечательностей обычная легковая машина не может добраться в принципе…

В общем, так в нашей семье появился «Тараканище» - Hyundai Terracan. На нём мы быстро разобрались с лёгким бездорожьем, однако погодные катаклизмы по-прежнему переживали в палатке. В какой-то момент один из друзей приобрёл себе ГАЗ «Соболь» голубого цвета. Правда, машина была в заднеприводном варианте, и её частенько приходилось спасать «Тараканищем», но объём внутреннего пространства и способ размещения в ней семьи на ночёвках произвели на нас сильное впечатление. Я до этого момента, конечно, ездил в маршрутных «Газелях», да и в этом «Соболе» тоже бывал, но вариант использования его как небольшого домика никогда не рассматривал. К тому же в те годы полноприводные «Соболя» были мало распространены. Начались общесемейные раздумья по поводу аналогичной палаточки на колёсах. Все варианты полноприводных иномарок отметались по причинам отсутствия понижающего ряда в трансмиссии, высокой цены нового авто или неадекватной стоимости машины с пробегом и затрат на доведение её до нужной кондиции. В результате стало очевидным, что «Соболю» 4WD альтернативы нет. Конечно, существует замечательный УАЗ «Буханка», но длительные экспедиции с шоссейными перегонами в несколько тысяч километров - не её конёк. Да и высота салона «Буханки» гораздо меньше «соболиной». Но главное - в «Соболе» на штатных сиденьях поперёк машины свободно размещается человек ростом до 192 см…

Так в июне 2014 года у нас появился «Соболь» 4WD с двигателем Cummins и небольшим (около 45 000 км) пробегом. Машина в кузове «комби» - двухрядная семиместная кабина и багажный отсек за перегородкой. На крыше уже был большой экспедиционный багажник, на задний торец которого установили ролик, облегчающий загрузку наверх длинномеров, например лодки. Часть съёмной перегородки я сразу убрал, чтобы организовать доступ в багажное отделение, не выходя на улицу. На лето того же года у нас вместе с другими четырьмя экипажами была запланирована экспедиция на полуостров Рыбачий. Ехать, правда, мы собирались на «Таракане», который получил техническое одобрение руководителя экспедиции. И вот за три недели до старта я привожу на предвыездной сбор совсем другую, никем ранее не виданную машину, да ещё и с китайским сердцем. Организаторы долго молчали… То ли слов не было, то ли сразу одобрили.

За три недели до выезда была проведена большая работа по изучению особенностей машины и устранению недостатков её обслуживания предыдущим владельцем. К нему претензий нет, он старался поддерживать «Соболь» в хорошем состоянии и, как положено, регулярно ездил в сервис. Вот только специалисты, которые чинили машину, делали это как умели. Я понимал, что у нас в Череповце и в радиусе 250 км от него нет профессионалов, способных грамотно провести ревизию, а при необходимости и ремонт «Соболя», поэтому было принято решение делать всё самостоятельно.

Начались работы с ревизии переднего моста с полной разборкой и очисткой от «масла», которым он был заправлен при гарантийном ремонте около 20 тысяч километров назад. При этом понадобилось заменить все подшипники и провести регулировку зацепления главной пары. Также сделали вибро- и шумоизоляцию пола, стен и потолка машины. Много времени и сил ушло на разделение багажного отсека. Появилась шторка-утеплитель, крепящаяся на магнитах. При открытых задних дверях она к тому же защищает от дождя верхнюю часть багажника. Изготовили корпуса для акустики в ногах водителя и переднего пассажира, а также комплект «пищалок» на передних стойках. Всё это вкупе с сабвуфером под передним сиденьем создавало уютную внутреннюю атмосферу, отделяющую обитателей «Соболя» от враждебного окружающего мира.

На левой задней двери разместились запасное колесо и крепление походного стола. Съёмные вертикальные подпорки разделяют багажник и не позволяют вещам летать от одного борта к другому. Если нужно использовать полную ширину багажника, их можно снять. На правой двери естественные карманы использованы для хранения мелочёвки: верёвок, стяжек, ремкомплекта для шин и т.д. В дороге в верхней части багажного отделения хранятся вещи, которые должны быть под рукой, но в то же время не болтаться в салоне.

Существенные доработки позволили убрать пробои в раму,
а также повысить общую энергоёмкость подвески

Время на доработку было потрачено не зря, и вот уже более трёх лет компоновка багажного отделения радует нас возможностью размещать как ПВХ-лодку с мотором, так и питбайк, а зимой в багажничек заезжает мотобуксировщик. Если нужно перевозить питбайк, половина горизонтальной полки складывается, а на оставшейся части сохраняется одно спальное место. Если вещи в багажнике не выступают над полкой, то спальное место вмещает двух или даже трёх взрослых либо четверых детей. В багажнике хранятся две 20-тилитровые канистры под топливо и разные мелочи на полочке над ними. От установки органайзера с разнообразными выдвижными ящиками я отказался сразу - эта концепция накладывает много ограничений на размер вещей, которые можно взять с собой. Верхняя часть грузового отделения по бокам зашита фанерой с мягкой обивкой, что заметно улучшило акустический комфорт на втором ряду сидений. А под задними сиденьями размещены прозрачные пластиковые ящики для еды, одежды и снаряжения.
По всем остальным узлам и агрегатам машина находилась в той же комплектации, в которой покидала ворота завода, плюс пробег в 46 000 км. В таком виде она и отправилась на своё первое серьёзное испытание с бродами, крутыми подъёмами, морскими литоралями, сильными кренами и диагональными вывешиваниями. Для «Соболя» не составило труда пройти непростой путь почти в 4 000 км - большинство штатных заводских решений не подвело, и мы довольные вернулись домой. Но без неприятностей, конечно, не обошлось. Одна из них - врождённый дефект обратки жидкости из ГУРа в бачок. Шланг в месте обжима на стальной трубке имеет очень сильный изгиб, а бачок расположен на кузове, и во время движения по неровной дороге за 400 км, когда рама и кузов тяжёлой машины смещаются друг относительно друга с большой амплитудой, шланг порвался. Пришлось ремонтироваться в дороге. Второй неприятностью было возгорание проводки от кустарно установленных стеклоподъёмников. Небрежно проложенный провод, который к тому же не был оборудован предохранителем, перетёрся и замкнул на массу. Пламени не было, но салон задымило. И всё это вдали от цивилизации, в районе маяка на Вайда-губе.

После первого путешествия и оценки полученного опыта был составлен список работ по улучшению функциональности, главный пункт которого - сделать явный отличительный признак с лозунгом «Это не ◊Газель“!» (так часто называли наш «Соболь»). Так у машины появилось имя «Пушистый». Последующие путешествия по горам Кавказа, жаркому Казахстану, тёплому Краснодарскому краю и прохладной Мурманской области внесли определённые коррективы в перечень и последовательность переделок. Была проведена работа по подбору и тестовой эксплуатации шин различной величины и рисунка. В результате остановились на A/T-колёсах размера 245/75 на штатных дисках, что позволяло уверенно передвигаться почти по всем типам грунтов, за исключением жидких болотистых, на которых снаряжённая машина весом более 3300 кг быстро становится прочно сидящим якорем вне зависимости от типа резины. Произведена корректировка положения кузова - штатные подушки при езде по лёгкому бездорожью приводят к контактам элементов кузова с рамой (в штатном варианте лонжерон находился всего в 6 мм от кронштейнов рессор). Увеличение зазора до 21 мм устранило этот недостаток. Серьги рессор мы заменили на более толстые с третьей точкой стяжки. Заводские при длительных кренах гнутся, уходит геометрия подвески, и машину начинает вести в сторону. Верхние кронштейны амортизаторов правой и левой сторон поменяны местами, при этом добавилось 40 мм хода мостов вниз. Теперь при вывешиваниях колёс мосты висят не на штоках амортизаторов (что приводило к их поломке), а на рессорах.

При помощи регулировочных прокладок между рессорами и мостами был устранён серьёзный конструктивный недостаток - непараллельность мостов. Разница между правой и левой сторонами достигала 16 мм. Это приводило к смещению кузова вправо (особенно на скорости более 90 км/ч), неравномерному износу резины и уводу при торможении. После установки мостов на стенде в соответствии с нормами улучшилась устойчивость машины при прямолинейном движении и торможении. Кроме того, на отбойники переднего моста были установлены дополнительные пружинные элементы, которые не привели к увеличению жёсткости подвески, зато значительно уменьшили удары при езде по неровностям. Дело в том, что мотор Cummins тяжелее бензиновых на 90 кг, а рессоры у машин одинаковые. В результате через год эксплуатации рессоры под этим весом проседают, и на пересечённой местности мост достаёт до отбойников. На раллийных версиях «Соболей» для устранения проблемы вместо штатных резиновых отбойников ставят специальные гидравлические, которые отлично гасят любые удары. Но стоят такие отбойники дороговато, поэтому было реализовано решение на пружине - пружинный отбойник начинает отрабатывать за несколько сантиметров до штатного и снижает силу удара. Не все машины этого года выпуска комплектовались принудительной блокировкой заднего дифференциала и приводными валами с ШРУС. Эти опции пришлось устанавливать самостоятельно. Для снижения шума от рычагов управления раздаточной коробкой стандартно установлены шаровые шарниры. Кроме того, поставлены грязеотражательные резиновые шайбы на штоки управления раздаточной коробкой.

Поездка в Казахстан усилила желание оборудовать «Пушистого» кондиционером и салонным фильтром. А затяжные подъёмы Кавказа потребовали улучшить охлаждение мотора. Заводская конструкция системы охлаждения двигателя и воздуха после турбины, при которой интеркулер с сотами маленького сечения преграждал доступ воздуха к радиатору двигателя, приводила к постоянному перегреву. Да и места для установки радиатора кондиционера за передним бампером при таком решении не оставалось, а ставить огромный ящик с радиатором на крышу и вовсе выглядело технически безграмотно. Кроме всего прочего заводской модуль интеркулера и радиатора двигателя выступал вниз за край бампера на несколько сантиметров. Однажды в снежной колее эти сантиметры стали роковыми - радиатор достал до вентилятора двигателя, который лишился половины лопастей.

В итоге всё подкапотное пространство было перекомпоновано. Штатный усилитель бампера был развернут на своих креплениях на 180 градусов и стал защитой для нижней части радиатора и его рамки. Место блока из интеркулера и радиатора охлаждения занял один радиатор от бензиновых «Соболей» - он и стоит дешевле, и охлаждение с ним эффективнее. В результате между бампером и радиатором появилось достаточно места для размещения радиатора кондиционера, и все сминаемые элементы пассивной безопасности остались на месте. Из половины штатного интеркулера был изготовлен новый, монтаж которого для лучшего охлаждения набегающим через «ноздрю» воздухом был произведён над двигателем. Негерметичный пластиковый корпус воздушного фильтра заменили на металлический от «Волги». Испаритель кондиционера был поставлен на место, предусмотренное заводом. В заводское отверстие моторного щита установлен салонный фильтр, которым почему-то не комплектуются машины с конвейера. Последующие поездки показали, что все эти мероприятия привели к нужному результату - в жарком климате в салоне прохладно от кондиционера, а на горных перевалах мотор не нагревается выше 98 градусов. Да и снег зимой можно спокойно сдвигать бампером без риска повреждения радиатора и вентилятора.

Для защиты пола салона и трубок охлаждающей жидкости ко второму отопителю проходящая рядом выхлопная труба была обмотана стекловолоконной термоизоляцией. При этом получилось установить дополнительную шумоизоляцию на КПП. Первый вариант экспедиционного багажника был заменён на более компактный, из двух разнесённых частей, а лёгкая съёмная лесенка упростила размещение на нём груза.

Регулярно протекающий люк в крыше заменён вставкой с иллюминатором и вентиляционным зонтиком. В нём вентилятор от компьютера, работающий на вытяжку воздуха. Даже при выключенном вентиляторе благодаря улучшению воздухообмена в салоне нет конденсации влаги во время сна. В жарком климате вентилятор подключается к аккумулятору на длительных стоянках, что защищает салон от сильного нагрева. С учётом малого тока потребления (всего около 0,08 А) вентилятор можно долго не выключать. Для освобождения места во втором ряду сидений старый водяной отопитель, занимавший почти половину прохода, заменили на отопитель нового образца, который расположился под передним пассажирским сиденьем. Рядом с ним был установлен автономный воздушный отопитель «Планар 2Д-12» для обогрева на стоянках. Он эффективно прогревает весь объём салона и не требует дополнительных воздуховодов, а распределителем потоков тёплого воздуха служит направляющая пластина. Салон оборудован складным столиком из фанеры, который в разложенном состоянии крепится на растяжках за подголовники. Такая конструкция была выбрана для минимизации веса и занимаемого в сложенном состоянии места (в сложенном положении он увеличивает толщину сидения всего на 10 мм, а в разложенном - ничего не мешает ногам).
Организация места в салоне позволяет с комфортом разместиться всем членам нашей семьи, причём у каждого своё отдельное место для сна. Теперь для ночёвки достаточно выбрать относительно ровную поверхность, и всё. Выходить никому не нужно, все манипуляции производятся внутри машины, что особенно ценно, когда на улице непогода. Рабочее место водителя и штурмана оборудовано креплением для навигатора Garmin, рациями СВ- и LPD-диапазонов, поворотным кронштейном для планшета со спутниковыми картами, мягким карманом для очков и штурманским светодиодным светильником на гибком креплении.

Двигатель Cummins позволяет спокойно передвигаться по шоссе с крейсерской скоростью 110 км/ч на штатном круиз-контроле, а при необходимости машину можно разогнать и до 150 км/ч. На внедорожных участках она тоже не спасует, для этого есть полный набор внедорожного снаряжения и главный инструмент любого путешественника - голова.

Вот по большому счёту и все улучшения «Пушистого» на настоящий момент. Нереализованными остались два пункта - установка лебёдки в свободное пространство сзади рамы и стационарного бака для подогрева воды для душа от штатной системы охлаждения. При этом по существу «Пушистый» остаётся штатным автомобилем, без любимого многими внедорожного обвеса, лифта кузова, подвески и 33-х колёс, которые, как мне кажется, для семейных путешествий - явный перебор. Наша машина в общем потоке остаётся неприметной серенькой мышкой… Ну то есть не совсем мышкой, ведь по размерам она ближе к слону…

В результате получился автомобиль, обладающий достаточной проходимостью для путешествий по плохим дорогам и лёгкому бездорожью с комфортом. В машине без стеснения проживают четыре взрослых человека, а салон «Соболя» легко трансформируется как в столовую, так и в спальню. Вместимость и грузоподъёмность автодома позволяют перевозить большой запас снаряжения и продуктов во время дальних путешествий. А экономичный тяговитый мотор помогает перемещаться на большие расстояния без излишних расходов на топливо 

«Группа ГАЗ» представляет на выставке внедорожники «Соболь 4×4» для активного отдыха. Уже в стандартной комплектации автомобиль «Соболь 4×4» имеет мощное внедорожное оснащение, которое позволяет уверенно чувствовать себя в труднопроходимой местности. Это рамный внедорожник, оборудованный системой подключаемого полного привода с понижающей передачей, блокировкой дифференциала заднего моста Eaton, высоким клиренсом и большими ходами подвески. В базовую комплектацию автомобиля также входят предпусковой подогреватель и дополнительный отопитель салона.

Автомобиль «Соболь Car&Van Expedition» подготовлен для путешествий в условиях тяжелого бездорожья. В качестве пресс-кара автомобиль прошел маршрут ралли-марафона «Шелковый путь» 2016 года, участвовал в качестве машины сопровождения во многих этапах Чемпионата России по ралли-рейдам. Защиту передней части автомобиля обеспечивает силовой бампер РИФ с защитными дугами, площадкой под лебедку и светодиодными фарами. Задний силовой бампер (также производства компании РИФ) оборудован креплениями («калитками») для запасных колес, устройством для фаркопа и дополнительной оптикой. Специальные кронштейны на креплениях запасных колес позволяют транспортировать две канистры объемом по 20 л каждая. На автомобиль установлены силовые пороги, электрическая лебедка Runva, светодиодные прожекторы дальнего света и система спутникового мониторинга LocMe.

Второй автомобиль для активного отдыха создан на базе «Соболя» ГАЗ-27527. На машину также установлены передний и задний силовые бампера РИФ (с фаркопом и держателем запасного колеса), лебедка T-Max и силовые пороги. На крыше внедорожника оборудован экспедиционный багажник, к которому ведет лестница, расположенная на задней двери. В салоне автомобиля установлены диваны-трансформеры, в походном состоянии на них может ехать пять пассажиров, на стоянке диваны могут быть разложены в большое спальное место. Дополнительный отопитель обеспечивает комфортную температуру в холодное время года.

Оба автомобиля укомплектованы дизельными двигателями Cummins ISF 2,8.





Некоторые знали, некоторые догадывались, а кто-то до сих пор в полном неведении, что в моем гараже появился новый автомобиль Соболь 4х4. Я не афишировал его как новый проект, так как не был готов подробно рассказать, почему именно Соболь и что его ждет в ближайшее время. Итак, исправляюсь...

*** Про рождение идеи

Я болен автобусами уже очень давно. Путешествовал на разных минивэнах от Буханки до новенького Mercedes-Benz V350. Если посмотреть мои подписки в Тумблере, то там сплошные караванеры и неофициальное сообщество vanlifers.

Единственное, что останавливало меня от приобретения микроавтобуса, это образ жизни, который пока не укладывается в рамки асфальтовых дорог. Никакой импортный микроавтобус за адекватные деньги не имеет достаточного потенциала для преодоления моих маршрутов.

На полноприводной Соболь я засматривался давно, но опыта езды на нем не было и как-то не представлялась возможность. А потом я попал в гоночную команду ГАЗ Рейд Спорт, где пришлось долго ездить на Соболях по самым разным дорожным условиям и за рулем, и пассажиром.

Соболь 4х4 настолько понравился в степях и песках, что в голове родилась мысль о его полной пригодности для постройки внедорожного кемпера. Укрепилась мысль после путешествия на Варандей, где четыре взрослых мужика смогли жить в автомобиле в условиях Севера без особой подготовки.

Мысль постепенно обросла мясом и сформировалась. Теперь есть не только понимание, что автомобиль соответствует всем моим требованиям, но и то, что я хочу от него получить в итоге, и как к этому прийти.

Пока ждал автомобиль с завода и ездил за ним в Нижний, появились и некоторые безумные идеи, которые пока утаю. А вот постановку на учет в Нижнем оставлю как дань месту, где автомобиль родился и напоминание, что Россия, это не только Москва.

Чтобы проект не был безымянным мы с Алексеем Климовым придумали громкое и пафосное название «Caravan Expedition», которое в процессе работы переформировалось в «Car&Van Expedition» с заделом на будущее. То есть, если вдруг в составе колонны окажется, например, «Каргуша Camper Edition», то получится очень даже красиво и в тему.

*** Про идею

Основной лейтмотив проекта Car&Van Expedition, это постройка внедорожного кемпера для путешествий по России и миру, но не только и это основная изюминка.

Проектирование внутреннего пространства будет осуществляться так, чтобы внутри было не только комфортно ехать и жить, но и плодотворно работать. Это должен получиться не только комфортный внедорожный дом, но и офис для работы автомобильного журналиста тире блогера.

Рабочее место опять же запланировано не только для рассказов об интересных местах, но и для реальной работы в качестве автомобиля “Press&Support” на этапах Чемпионата России по ралли-рейдам в составе команды ГАЗ Рейд Спорт. И это еще не все.

7 июля 2016 года экипаж Соболя 4х4 “Car&Van Expedition” стартует на ралли-рейд «Шелковый Путь 2016» по маршруту Москва-Пекин. Это будет невероятное приключение и сложное испытание для команды и автомобилей. Это будет первое реальное боевое крещение проекта и я просто верю, что оно пройдет успешно.

После возвращения с Шелкового Пути автомобиль будет еще доработан и модифицирован до полного завершения задуманного и отправится в свое турне. Первый маршрут путешествия уже сформирован в голове и думаю, что Алексей на своем Каргуше его поддержит, а может быть придумаю еще что-то более интересное и необычное.

*** Про тюнинг

Несмотря на то, что Соболь 4х4 для большинства владельцев предоставляет все необходимое для жизни и путешествий, мы будем серьезно готовить автомобиль для серьезных маршрутов. Но это не значит, что он превратится в луноход с кучей эксклюзивных переделок.

Задача подготовить автомобиль к испытаниям, но оставить его близким к стандартному исполнение и главное, все доработки должны быть либо серийными, либо доступными для повторения всеми желающими.

Генеральный партнер проекта внедорожный бренд РИФ уже приступил к активной фазе работ по созданию серийных образцов силового обвеса для автомобилей ГАЗель и Соболь.

В планах минимума: силовые пороги, защита переднего бампера и радиатора, силовой задний бампер, усиленные амортизаторы и экспедиционный багажник. Будет разработан и полноценный силовик с площадкой для лебедки, но это чуть позже.

Естественно будет море дополнительного света. Участие в гоночной команде подразумевает необходимость иногда выступать в качестве экипажа поддержки, что означает и участие в эвакуации, и участие в ремонте. Качественная диодная оптика РИФ будет установлена по максимуму обеспечения освещения вокруг автомобиля.

Вместо штатных колес будут установлены легкосплавные диски с шинами GoodYear Wrangler Duratrac, являющимися сегодня одним из лучших предложений на рынке внедорожных универсальных шин. Размерность скорее всего будет ограниченна параметрами 245/75R16 или 265/70R16.

Пока не решен вопрос с топливным баком, так как штатного бака недостаточно для участия в продолжительном ралли. Если не успеем придумать что-то с изготовлением дополнительного бака, то ограничимся запасом канистр.

Это пока все для начала, хотя нет уверенности, что успеем до старта ралли сделать хотя бы самое необходимое.

*** Про снаряжение

За навигацию в путешествиях будут отвечать профессиональные навигаторы Garmin Montana 650t и совершенно новая модель Montana 680t являющаяся честным продолжателем традиций с наличием модуля Глонасс. Будет повод проверить его работу на китайской земле.

Доставать охлажденное... охлажденную минералку будем из настоящего компрессорного холодильника Ironman, под который организуем специальное парковочное место с возможностью извлечения.

Писать трек всех путешествий и ралли-рейдов будет устройство GPS-мониторинга LocMe.Ru. Даже в отсутствие сотовой связи устройство пишет трек, а после появления связи передает его на базовую станцию и публикует в интернете на специальной странице.

За видеорегистрацию событий на маршрутах и маневры задним ходом будут отвечать устройства бренда SilverStone F1. Это доступные по цене, но функциональные и качественные решения на рынке видеорегистраторов, камер и радар-детекторов.

Помогать в путешествии нам будут устройства марки Berkut. Это проверенный не раз душ-мойка Smart-Washer, а также другие устройства бренда после определения потребности в них.

*** Про то, что надо

Открыт вопрос спутникового трекера с возможностью передачи сообщений в сеть или мобильного решения спутникового интернета с небольшим объемом трафика для передачи онлайн сообщений и фотографий. Кого посоветуете? Кто занимается этими вопросами?

Открыт вопрос маркизы, которая не помешает в степях и пустынях для комфорта экипажа. Пока в размышлениях, что это должно быть за устройство, какого вида и какого размера.

Открыт вопрос надежных экспедиционных канистр для топлива и воды, устройств дальней и ближней радиосвязи между автомобилями и между членами экипажа.

Выбираем автономный воздушный отопитель для зимы и холодных ночей в пустыне. Выбор колеблется между Эбером и Вебастой. Пока размышляем.

Выбираем кухонное оборудование для приготовления пищи, надежную и удобную посуду и многое другое. Все это будет понятно после решения вопроса о комплектации жилого пространства, до которого мы наконец добрались.

Советы и идеи с благодарностью выслушиваются...

*** Про жилое пространство

Помогать в планировании, а может и в создании жилого пространства внутри Соболя нам будет известный бренд АнВиР специализирующийся на постройке внедорожных жилых прицепов и понимающий в этом вопросе лучше меня.

На базе АнВиР уже строится один Соболь 4х4 проекта «Пара Странствий». Для АнВиР постройка жилых микроавтобусов новое направление деятельности, но опыт постройки настоящих прицепов-домов будет незаменим.

Наши разговоры про «домик» уже начались с планов организации душа и туалета, но думаю, что этого мы избежим. Максимум, организуем душевой поддон для экстрима и его же в качестве места для биотуалета. Но это все на крайний случай.

Подробности буду выкладывать по мере поступления информации и начала работ над проектом.

Итак, можно сказать, что проект стартовал. Обкатку Соболя провели в небольшом турне по Прибалтике и Финляндии. На спидометре 3,5 тысячи километров, а значит пора заняться делом.

Подписывайтесь на новости проекта “Car&Van Expedition”

Как едет Соболь 4х4 в песках мы уже испытали и не раз – это были эпические приключения. Приглашение принять участие в экспедиции «Варандей-2016» оказалось отличной возможностью проверить мысли о пригодности и подготовке автомобиля для дальних автономных путешествий. При этом все автомобили получили доработки не сильно отдаляющие их от стоковых версий. Но, обо всем по-порядку.

На Варандей отправились три Соболя с подключаемым полным приводом в разных комплектациях: бензиновый Комби со средней крышей, бензиновый автобус с низкой крышей и такой же автобус с дизелем Cummins и модулем кондиционера на крыше. Хороший повод не только опробовать автомобиль, но и сравнить поведение нескольких его модификаций.

Экипажи получили позывные: «Белый», «Серый» и «Красный». Наш – красный автобус был оснащен дизелем Камминс, что оказалось вдвойне полезно для меня, так как планирую брать именно дизель. В числе основных пунктов подготовки: ошипованные зимние шины 245/75R16, спальное место в багажнике для двух человек, утепление неиспользуемых окон «пенофолом», дополнительный автономный отопитель салона. Запас топлива 120 литров в канистрах на багажнике вместе с двумя запасками.

Из особых преимуществ нашего экипажа стала электрическая блокировка дифференциала Eaton в переднем мосту, в дополнение к такой же штатной блокировке заднего дифференциала. В скором времени полноприводные модели ГАЗ будут иметь возможность ее наличия уже с завода. Это очень хорошая новость для тех, кто знает толк в приключениях.

Спальное купе повышенной проходимости

Первые изменения формата догнали нас уже на первой ночевке. Автомобиль проектировался и дорабатывался для экипажа из трех человек, а нас оказалось четверо и, как понимаете, все четверо не маленькие мужчины и еще в зимней арктической экипировке.

Решено было двоим укладываться на мягкий спальник, одному на второй ряд и одному на передний трехместный ряд. Выспались замечательно и поперек я поместился даже с ростом 192 см. Оставалось выработать алгоритм укладывания и подъема и на третью ночевку все выполняли быстро и с автоматизмом роты ВДВ поднятой по тревоге.

Самое интересное, что каркас спальника был сделан так, чтобы все точки крепления были в штатных местах, чтобы не сверлить, не варить и не резать никаких деталей кузова. В итоге получился и просторный багажник, и отличное спальное место для двух человек. При этом его не надо было раскладывать убирая посадочные ряды.

Единственный недостаток – низкая крыша сопряженная с модулем кондиционера, который уменьшал пространство спального места, без модуля было бы лучше. Тот же форм-фактор Соболя со средней крышей будет просто идеален. Уже чешутся руки начать строить машину для поездки пресс-экипажем на Шелковый Путь 2016.

Зимник на Варандей

На Варандей нет круглогодичной дороги. Зимой здесь намораживаются ведомственные зимники. Это означает, что под колесами не укатанный снег, а чистый лед разлитый и выровненный тракторами. Соболя не имеют никаких электронных помошников – честные внедорожники, но в первое время побаивались поддать угля в топку, чтобы не оказаться на целине. Снега мало, но на обочине снега по колено и выше, если нырнуть, то будет реальный оффроуд.

Оказалось, что длины колесной базы и ширины колеи хватает, чтобы Соболь шел по голому льду уверенно даже на заднем приводе. Большую часть времени за рулем у меня просидел, на минуточку, чемпион России по ралли-рейдам Евгений Павлов. Женя постоянно сетовал на отсутствие переметов, а я предавался философским рассуждениям о тленности бытия и незначительности человека перед Великой Тундрой.

На галерке разместился старец Константин (в миру Гусев) нашедший себе последователя в лице оператора Александра Фрея. О каких сверхматериях и тайнах великого Рейха говорилось в их беседах сможет повторить только сборник по философии пятого курса МГУ усиленный парой аутентичных шаманов-политологов.

Уже первая ночевка подарила массу впечатлений – ветер скоростью до 12 м/с и легкий морозец в -20. Соединяем эти цифры вместе и получаем отличный коктейль для тренировочной ночевки на посту в Пижме. Оказалось, что автономный воздушный отопитель способен превратить салон Соболя в небольшую сауну и при этом нет необходимости держать заведенным двигатель. При этом теплые спальники были абсолютно не востребованы и хватило бы легкого варианта.

По пути до Варандея нас сопровождал вездеход Трэкол ведомственной службы безопасности движения. Это была больше перестраховка, так как все препятствия Соболя проходили без видимых затруднений. Даже там, где некоторые грузовики буксовали в ледяные подъемы, Соболь забирался легко и непринужденно.

Заброшенный порт Варандей

Новый вахтовый поселок Варандей построен на месте поселка геологов. Они приехали в эти места в 1974 году и уже в 1976 году началась промышленная добыча нефти. Потом этих же геологов выгнали отсюда постсоветские коммерческие добытчики. По сути, вся вековая история старого поселка Варандей также была закончена по решению бизнеса оградить себя от присутствия «левого» населения.

Старый Варандей официально закончил свое существование в 1996 году, но снести его у инициаторов этой идеи не получилось. Коренные жители отстояли свое право на землю и до сих пор дома стоят на своих местах. В некоторые приезжают летом хозяева, а некоторые уже окончательно заброшены.

В старом поселке живут два человека не пожелавшие уезжать. Без воды, без света, без газа, без возможности сходить в магазин по нормальным ценам. В местной столовой, если ты не из Лукойла, то жди сразу надбавку 300% к и без того высокой стоимости продуктов. Чужие тут не ходят. Чужие тут не нужны.

Еще есть действующая метеостанция и порт. Часть его обжита и там просматриваются какие-то складские помещения. Вторая часть заброшена и у причала стоит только севший на мель старый сухогруз и ушедший под лед буксир. Говорят, что буксир даже иногда используют для доставки грузов. Именно на фоне этого памятника былому величию мы решили запечатлеть экипажи на экваторе путешествия. Оставалось только пробиться к нему.

Дизель VS Бензин

Ночуя в автомобилях на ветру и холоде подтвердилась догадка справедливая для всех современных дизелей – остановился, двигатель остыл. КПД настолько велико, что тепла отдает минимум. Даже при работающем догревателе двигатель все равно остывал несмотря на закрытую решетку и одеяло под капотом. Закрывали пространство под дном для защиты от ветра.

Зато на подъезде к Варандею проявилось основное преимущество дизеля – когда остальные экипажи уже заливали резервное топливо, мы шли еще на остатках солярки в основном баке. Залив 60 из канистр на крыше нам хватило спокойно поездить по Варандею пробивая остальным дорогу и вернуться в Харьягу на заправку. Остальные вовсю использовали резерв. Расход дизеля на 25-30% ниже.

Первым улегся на мосты «Белый» Петра Груздева. Петр провел эксперимент и попытался пройти по следам Трэкола, но наст не выдержал и все внедорожные характеристики оказались бессильны перед глубиной снега выше колена с твердой коркой сверху. Расчехлили рывковые стропы, а наш экипаж пошел пробивать и утаптывать колею для остальных чуть в стороне.

И снова проявились плюсы дизельного двигателя – дизель позволял на минимальных оборотах, не буксуя и не закапываясь пробиваться через утрамбованную ветрами снежную корку. Остальные уже спокойно шли по пробитой колее. Местами нам приходилось включать все блокировки и в этот момент оказалось оправданным установка передней. Блокировки включались и выключались без глюков, несмотря на электронный привод. Зачет.

Итого: Дизель холоднее, но экономичнее и более тяговит. Что и кому выбрать остается за покупателем. Экономии по деньгам не получится, мы это уже считали, ведь дизель стоит дороже. Но экономичность в плане автономности пути важна для путешествий и коммерческой эксплуатации. Не поспоришь. Мой выбор – дизель, но это субъективно.

Нарьян-Мар

Зимник на Нарьян-Мар ощутимо хуже ведомственных, но намораживается тем же способом – наливается вода и разравнивается тракторами с привязанными к ним трубами. При малой высоте снега достаточно схода с зимника, чтобы провалиться. Так на пути увидели трактор сидящий на днище. В очередной раз понимая, что хорошо ехать на устойчивой и управляемой машине.

Лесотундра менялась на равнинную Тундру и куда не посмотришь простирались пустые снежные просторы. Но Тундра не пуста. Надо лишь уметь видеть. За путешествие видели двух песцов, одного непонятного зверя типа чернобурки или собаки удалившейся от цивилизации на 150 км, а также заблудившегося оленя. Диких здесь нет, но этот был отличный и когда стали подходить, начал кружить и мотать рогами. Смысл этого мы поняли без разъяснений и отошли.

В сторону Нарьян-Мара из Усинска строится федеральная дорога. Когда-то этот маршрут станет доступен в любое время года, но пока добраться на машинах можно только по зимникам. Мы проехали легко, но как только добрались до Нарьян-Мара началась пурга и зимник был закрыт для всех видов транспорта. Закрытие длилось двое суток и мы уже улетели, а наши друзья поехали дальше по закрытому, заранее уведомив МЧС о своем маршруте и целях.

В самом Нарьян-Маре (Красном Городе) нас принимали в Центре Арктического Туризма. Здесь есть номера для проживания, есть душ, есть кухня и даже каминный зал. Здание строилось как общежитие для оленеводов, а теперь в нем базируется туристический комплекс. Отличное место. Осталось только привлечь больше туристов к Северу. Тогда и развиваться все будет большими шагами.

В городе посетили краеведческий музей и музей Пустозерска, закупились олениной и приготовились штурмовать зимнюю дорогу по реке и озеру к самому городищу Пустозерск – месту, где стоял острог, бывший когда-то центром здешней цивилизации, торговли и развития.

Пустозерск: пора подводить итоги

В феврале-марте к Пустозерску могут проехать даже недоприводы, но мы приехали слишком рано и вездеходы со снегоходами еще недостаточно укатали наст, чтобы он выдерживал тяжелые автомобили на обычных шинах. Чем дальше уходили от порта, тем больше автомобили проваливались, а за пос. Устье условия еще больше ухудшились.

Испытали цепи для колес, но они хороши, когда под снегом твердое покрытие, до которого можно достать. Снег же глубокий, колеса не достают до твердого покрытия, а мосты уже укладываются на наст. В итоге, цепи только портили все и ухудшали проходимость. На глине они бесценны, а тут лучше отказаться.

Соболи без цепей и браслетов шли тяжело, но шли. Проваливались, раскачивались или дергали друг-друга и снова шли. Поэкспериментировали, стравили чуть-чуть шины и снова поэкспериментировали. Естественно на низком давлении Соболя стали ехать лучше, но наст все равно еще не держал и снова проваливались.

Самое главное, это была возможность доказать самим себе, что Соболь, это не маршрутка с отваливающимися деталями салона, а комфортный автобус для путешествий с хорошим для этих целей внедорожным потенциалом. После этого я еще больше жду свой Соболь 4х4 Комби.

На следующий день нас нес самолет обратно в Москву, а женский экипаж Татьяны Елисеевой и Елены Правдиной усиленный Константином Якубовым и Максом Сергеевым поехал дальше, на Усинск и в сторону Мезени. Надеюсь, что мое ближайшее путешествие в Мезень в феврале, пройдет уже на новеньком Соболе. Так что не забывайте заглядывать и читать анонсы…

Полную версию отчета и больше фотографий можно увидеть

Средняя Азия - рай для автотуриста даже зимой. И пусть тамошние дороги по большей части сомнительны, а гаишники - не в меру жадны, но и они не испортят вам отдых. Если знать некоторые особенности местной езды, о которых мы вам расскажем.

Каждая экспедиция - это не только проверка на выносливость автомобилей и участников, это в первую очередь весьма специфический быт, сильно отличающийся от привычных домашних условий. Посему, когда наша экспедиция под руководством известного путешественника Валентина Ефремова на двух полноприводных «Соболях» отправилась покорять просторы Средней Азии к берегам сказочного Иссык-Куля, то первый день пути был «разминочным»: участники привыкали друг к другу и к автомобилям.

С Валентином Ефремовым я отправился в путь уже второй раз: весной мы на таких же полноприводных «Соболях» покоряли другую отдаленную точку страны - дальнее якутское поселение . Мы протестировали самые опасные дороги страны - трассы «Лена» и «Колыма». В этот раз нам пришлось познакомиться с обледенелыми степными дорогами Казахстана и такими же скользкими горными дорогами. Посему начну рассказ с наших автомобилей, на которых я странствую уже не первый год. Более удобной по комфорту и практичности машины для экспедиции я не знаю. Под комфортом я подразумеваю не многочисленные «цацки» и гаджеты, а элементарное удобство. А под практичностью - легкость в ремонте и доступность запчастей. На этот раз мне впервые пришлось осваивать технику езды с тяжелым двухосным прицепом, в котором находился знаменитый воздушный шар «Святая Русь», достигший Северного полюса, и походный скарб. Поначалу с прицепом ехать непривычно, особенно по гололеду, но потом привыкаешь. Главное - увеличивать радиус поворота или разворота автомобиля, рассчитывать тормозной путь на трехкратное увеличение и больше работать рулем. С ГУРом это гораздо проще. Есть и особенная схема движения задом - руль нужно выкручивать в противоположном направлении от направления движения и «ловить» массивный прицеп. Практические занятия в автошколе этому быстро не научат, а вот интенсивный темп передвижения экспедиции - самое то. Кстати, полноприводные «Соболи» в этом отношении более чем удобный буксир: включаемый полный привод на скользкой дороге позволяет лучше удерживать буйный нрав прицепа.

С комфортом по обледенелым степям

Про салон и багажник «Соболя» можно слагать оды. Три человека легко помещаются в салоне, причем не только во время движения, но и на привалах и ночевках. Если ехать вдвоем - то вообще оказываешься в вагоне СВ. Со своим ростом метр восемьдесят я легко располагаюсь на ночь на переднем или заднем сиденье. Плюс - большая подушка под голову. Для ночевки втроем освобождается пол пассажирского отсека - благо, багажник позволяет. Остается положить только пенку и спальник. Идеальный вариант - сделать в багажнике полку, разделив на две части. Тогда можно поместить все что угодно. Например, как не привезти из Средней Азии ковры и ящик дешевого (по 200 рублей), но мягкого и вкуснейшего казахского коньяка? Плюс к тому - даже на ходу можно перелазить из пассажирского в водительский отсек и наоборот. При нулевой температуре в салоне «Соболя» обогрев можно не включать - спальников вполне достаточно. А вот когда мы прибыли в степной Казахстан и заночевали у Петропавловска, ударил . Без отопителя салона тут никак! И это гораздо практичнее, чем после утомительного дня пути возиться на морозе с палаткой - можно элементарно ободрать ногти и отморозить пальцы. А немецкая система прогрева двигателя позволяет заводиться в любую погоду. Так что «морозных манипуляций» с автомобилем, типа беготни с паяльной лампой и прикуривания, мы избежали.

Кстати, о паяльных лампах. Их в изобилии продается на перевалах через Урал вместе с разнообразными сувенирами. Именно по той причине, что погода здесь гораздо суровее, чем на равнине. Это удивительная картина «белого безмолвия». Здесь все покрыто инеем - деревья, дорога, знаки, столбы. Даже заиндевелая телевышка, возвышающаяся над тайгой, не кажется инородным телом. Разнообразие в эту картину вносят только дорожники со швабрами с длиннющими ручками. Ими они счищают иней с дорожных указателей. У торговых точек на трассе обратил внимание на висящие повсюду объявления для дальнобойщиков. Их всего два вида: эвакуаторы и вооруженное сопровождение грузов. Из разговоров с дальнобойщиками выяснилось, что в этих краях «братки» сохранились до сих пор. Да и охрана представляет из себя таких же братков, только в форме и с законными «стволами». Также здесь вовсю «шакалят» стражи дорог. Они охотятся чуть ли не на каждом повороте обледенелой горной дороги.

Теперь о технологии езды по горам. С тяжелым прицепом «Соболь» не так резв. Все-таки дизельного «Каминса» объемом 2,8 литра не хватает на подъемах. Но спуск по гололеду - еще более утомительное занятие. Я для себя вывел три правила: ехать на пониженной передаче, только полный привод, и не прижиматься к впереди идущей машине: на спуске тормозной путь увеличивается не втрое, а в разы. Тормозить следует двигателем - тормозные диски и колодки на таких участках сильно перегреваются и тормоза могут вообще отказать! Впоследствии эти правила пригодились на горных дорогах вокруг Иссык-Куля.

Теперь немного о водительской психологии. И в Казахстане, и в Кыргызстане свои эмоции водители выражают исключительно звуковым сигналом. И положительные, и отрицательные. Посему два «Соболя» экспедиции перемещались под дружные звуки клаксонов проезжавших мимо автомобилей. Люди здесь гораздо приветливее, чем в России. Когда мы останавливались, многие автомобилисты вставали тоже, чтобы просто пожать нам руку или перекинуться парой слов. Чего нельзя сказать о стражах дорог. Их жадность не имеет пределов, но при этом служивые отличаются завидной глупостью и их легко запутать. Так, на обратном пути моему напарнику пришлось поневоле завершить обгон после запрещающего знака. И тут как тут - стражи дорог. Разговор пошел о 25 000 рублей. Охмурить стражей дорог получилось за 10 минут рассказов о воздухоплавании, воздушных потоках, торсионных полях, мистических вибрациях и т.д. Правда, с другими этот фокус не прошел - пришлось заплатить штраф за невключенный ближний свет. Спешу заметить, что штрафы для иностранцев и в Казахстане, и в Кыргызстане - просто адские, и лучше ничего не нарушать, а перед поездкой ознакомиться с местными ПДД и свято их соблюдать.

Хайвеи и «катки»

В первый день езды по Казахстану возникает ощущение, что местные дорожники вообще ничего не делают: дороги не чищены и не посыпаны. На некоторых участках - сплошные наледи, через которые машины буквально переваливаются, брать ледяные глыбы высотой сантиметров 20 с разгона - занятие для камикадзе. Относительно ровный режим позволяет держать хорошая «шиповка», которую мы предварительно поставили. Но даже с прицепом приходится именно переваливаться, с завистью глядя на несущуюся впереди капитанскую машину. А вот многочисленные автобусы, направляющиеся в сторону России с толпами гастарбайтеров из соседних республик, движутся со скоростью 20-30 км/ч. Но вина тут не дорожников, а лихих степных ветров, которые сдувают «посыпку» и вновь наваливают на дорогу тонны снега. Посему вокруг дорог стоят снегоулавливатели, которые, увы, мало помогают.

Зато ближе к Астане мы вышли сначала на 4-полостный, а потом 6-полостный хайвей. Который через какое-то время превратился во вполне европейскую платную дорогу до Астаны с терминалами на въезде и выезде. Первое, что на нем поразило - малое количество машин. Отсюда - обледенелые крайние полосы. Все двигались по средней. Тут поневоле вспомнились неустроенные российские однополоски, поток по которым в сотни раз больше. А здесь, даже с тяжеленным прицепом, мы мчались под сотню на круиз-контроле. Для внедорожника «Соболя» это очень удобная опция. Экономия топлива получается раза в полтора. Ближе к Астане дорога становится все лучше и лучше. Полностью освещенная и с идеальным покрытием. А у терминала оплаты на въезде в Астану (по 350 рублей за машину), несмотря на поздний час, все вокруг сияло. Это был отблеск столицы Казахстана. Которая, как оказалось, стоит еще лишь через 20 километров. Кстати, рядом с терминалом оказалась более чем интересная заправка, которые мы впоследствии наблюдали на многих казахских дорогах. На электронном табло указана не только цена того или иного вида топлива и температура воздуха, но в «бегущей строке» написаны страна, город и даже юрлицо, которое это топливо произвело. Так что не надо выяснять, на кого подавать в суд за некачественный бензин! Но это оказалось не единственным казахским «чудачеством». Впоследствии из разговоров с казахами выяснилось, что пока пустующий хайвей - масштабный проект Назарбаева строительства трансмагистрали между Россией и Китаем и другими азиатскими странами. Проект обещает принести неслыханные прибыли Казахстану и его жителям.

Про Астану стоит сказать особо. Когда мы пробирались через утреннюю пробку в направлении Караганды, лицезрели настоящее буйство архитектуры. Плавность линий огромных мечетей сочетается с изломанными линиями находящихся тут же небоскребов. Я поневоле вспомнил прошлогоднюю командировку и понял, что «Грозный-Сити» - это только похвальба и фарс Рамзана Кадырова. Казахский лидер его давно перегнал! Есть и совсем грандиозные авангардные сооружения типа « дом- юрта» и «дом-шапка». Последнее представляет собой конусообразное сооружение со скошенным центром наклона. Очень хотелось попасть внутрь, но нельзя - надо спешить насладиться другими сооружениями. Самым запоминающимся стало вполне викторианское здание посольства США с развевающимся американским флагом. Вот вам и олицетворение «развитого капитализма».

Кстати, дороги по бескрайним просторам Казахстана поражают огромным количеством лис и зайцев. Посреди темной морозной ночи они выскакивают прямо под колеса. Увернуться от них на ледяной дороге сложно, да и опасно. Один раз припорошенная инеем плутовка что-то поедала прямо посреди дороги. И увидев нас, несмотря на звуковой сигнал, ринулась прямо под колеса. Да и по зимней окраске она фактически сливается с заснеженным дорожным покрытием. В другой раз более настойчивым бибиканьем мы спасли жизнь недотепе зайцу. Он было ринулся под колеса, но испугавшись звука, еще долго бежал за нами вдоль дороги. В Кыргызстане ту же опасность представляют коровы и лошади. Причем, большую опасность - столкновение с 400-килограммовой тушей без последствий не проходит. И почему-то большинство пастухов предпочитают пасти их вдоль дорог.

Вопрос престижа

Еще немного про автожизнь Казахстана и Кыргызстана. Отличительная черта Средней Азии - обилие «автоантиквариата» в вполне приличном рабочем состоянии. Это не только личный, но и общественный транспорт. Например, в Темиртау рейсовые автобусы - допотопные, но свежепокрашенные ЛАЗы и округлые ПАЗы. А среди грузовиков - ЗиЛ» и «газики». По автопаркам Кыргызстан и Казахстан чем-то похожи, а в чем-то сильно отличаются. В обеих странах можно встретить «Запорожцы» и «копейки». Также популярностью до сих пользуются «Москвич-412». Но есть и коренное различие: Кыргызстан категорически не признает новинок российского автопрома. А вот казахи охотно покупают «Гранты» и «Приоры». Единственное, что они категорически не приемлют, это «Калины». Я долго бился над этой загадкой, пока знакомый казах не пояснил, что «на «Калине» катался Путин, а Назарбаев не катался. Поэтому мало ли чего?!». Не чужды казахам и современные рейсовые автобусы ЛиАЗы.

Но самое популярное авто в умах жителей обеих бывших республик, это «Лексус». Причем чем он больше, тем круче! Есть женский и мужской варианты. В последнем случае должна быть более массивная модель. Но это для городской элиты. А сельское начальство предпочитает ездить на практичных праворульках Honda CR-V. В Казахстане престижным авто считается «Лендкрузер». Главное, чтобы он также был большой и черный. А настоящей народной любовью пользуется Mercedes. Когда-то они занимали нишу «Лексусов», но со временем превратились в народную марку - бэушные машины сильно подешевели. И население кинулось скупать 20-летние аппараты - круто же, только по горной дороге к родному кишлаку не всегда доедешь! Хотя за эти же деньги можно купить более практичную и свежую «японку-праворульку». Которые, кстати, также популярны у более здравомыслящих водителей. Как мне пояснили, ездить на малолитражках здесь не престижно, посему, например, практичный Renault Logan здесь не популярен, и к нему не найти запчастей. А к тем же «меринам» их более чем достаточно и по недорогой цене.

Из-за членства в ВТО и из-за низких таможенных пошлин автомобили в Кыргызии гораздо дешевле, чем в РФ. Поэтому большинство фур, идущих на Кыргызстан - автоперевозчики. Поскольку из-за таможенной политики автомобили здесь действительно дешевые, из Европы они идут через Литву, а из Японии - через Китай. Например, тот же Lexus 2008-2010 годов - 15 000 долларов. Причем, курс «бакса» так не растет, как у нас. Но из-за международных коллизий машины, купленные в Кыргызстане, год нельзя продавать и перегонять в Россию. Посему следует иметь знакомого кыргыза, подержать у него год авто, а потом перегнать машину. Сейчас прогнозируется, что после вступления в Таможенный союз налог сильно увеличится и пошлины сравняются с российскими. Так что единственный вариант - ездить по России с кыргызскими номерами.

Азиатская Швейцария

Именно так называют горный Кыргызстан из-за положения на берегах сказочного Иссык-Куля. Не побоюсь громких заявлений, это рай для пейзажиста и фотографа. И для автотуриста, и для путешественника. Можно остановиться в любом месте на берегу и наслаждаться удивительными видами. Тем более что вокруг озера проходит вполне нормальная автодорога. Я бы посоветовал не торопиться и больше внимания уделить северному берегу. Он более разнообразен по ландшафту, и здесь находятся знаменитые горячие источники. Которые реанимируют уставшего водителя за 20 минут пребывания в каменном бассейне. И, естественно, каждый уважающий себя путешественник должен побывать в музее Пржевальского в Караколе - месте, где, возвращаясь из последней экспедиции, умер великий путешественник. Музей находится на самой высокой точке побережья Иссык- Куля, откуда открывается удивительный вид на озеро.

Отдельно хочется рассказать о восточном гостеприимстве. Его мы испытали во всей красе, когда побывали на восточной трапезе - дастархане. В нашу честь в огромном котле сварили барана. Его поедают в три этапа. Сначала плов, потом бульон с мясом, а в финале - бишбармак (мелко нарубленное мясо с лапшой). Каждый этап начинается с рюмки горячительного и прерывается чаепитием. Кстати, алкоголь на Востоке на стол не ставят. Его подносят уже разлитым родственники хозяина или слуги. Заканчивается трапеза благодарностью Всевышнему за пищу. После соответствующих слов хозяина нужно провести ладонями от лица к животу. А в самом конце младший сын хозяина обходит гостей с кувшином теплой воды и тазом - все должны помыть руки. Длится такое застолье минимум пять часов. Что-то недоесть нельзя - это обидит хозяев. Зато потом пару дней можно вообще не есть.

Другая экзотическая достопримечательность Кыргызстана - рынок Дордой на окраине Бишкека. Поскольку наш приезд совпал с резким похолоданием, городские дороги сильно обледенели. И несмотря на то, что их посыпают, аварийность была жуткой - из-за постоянной теплой погоды «шиповка» здесь не в почете. Все ездят на летней. Дордой - это целый город из поставленных друг на друга железнодорожных контейнеров, с километровыми «улицами»-торговыми рядами. Лавировать на машине по этим узким улочкам - сущее наказание. Тем более когда приходится постоянно уворачиваться от несущихся на тебя непереобутых авто. Да и на шипах все равно заносит!

Домой!


Въехали в Курганскую область, дорога стала совсем убитой. Тот же гололед и бесконечная череда аварий - одна, другая, третья. Один раз мы наблюдали, как машину заносило на небольшой скорости и она вылетела на встречку. Прямо под колеса джипа. И трупы в пластиковых мешках на обочине. У нас в багажнике лежал вышеупомянутый коньяк, и почему-то хотелось выпить за упокой тех, кто разбился только из-за того, что кто-то растащил дорожные деньги. Люди погибли не на войне, не от стихийного бедствия, а от банальной человеческой жадности. И так продолжается каждый день на дорогах огромной страны. А ты в это время судорожно вцепился в баранку и каждую минуту прогоняешь в голове мысль, что ни в коем случае нельзя трогать педаль тормоза. До Ульяновска осталось километров 30, когда гайцы неожиданно бросились с обочины за кем-то в погоню. С включенной мигалкой, но без сирены. На узкой ледяной дороге прицеп крутит, вот и не смогли их пропустить... Шедший за нами командирский экипаж орал по рации: «Пропустите их, а то «накрячат!», но это было нереально. А вот «накрячили» нас вполне реально, и моему напарнику из Москвы, который сидел за рулем, придется идти на «разбор». «Мыслеформа!» - философски заявил мой мистически настроенный напарник из Ульяновска. Мы поняли, что уже дома - в не менее мистической и загадочной России.



Поделиться