Световозвращающие жилеты для водителей закон. Закон о светоотражающих жилетах для автомобилистов – что нужно знать? Подойдут ли плечевые лямки с поясом вместо светоотражающего жилета

Российских автомобилистов обязали возить с собой светоотражающие жилеты. Спецодежду необходимо надевать, выходя из машины на обочине вне городов, сел, деревень и других населенных пунктов ночью или в условиях плохой видимости днем. Такие изменения в Правила дорожного движения были внесены Постановлением правительства РФ от 12 декабря 2017 года N 1524, нововведения вступило в силу 18 марта 2018 г. – спустя 90 дней после официального опубликования в «Российской газете».

Рассказываем подробнее, что представляет из себя закон о светоотражающих элементах на одежде 2017 года, каким требованиям должен соответствовать светоотражающий жилет, и грозят ли штрафы нарушителям.

Постановление Правительства РФ N 1524

Поводом для изменения ПДД стала с одной стороны печальная статистика дорожно-транспортных происшествий, с другой – положительный опыт многих европейских стран, где светоотражающие элементы на верхней одежде водителей и пассажиров транспортного средства являются таким же обязательным реквизитом загородной поездки как аптечка и огнетушитель.

На официальном сайте Правительства РФ (government.ru) вместе с постановлением о внесении изменений в ПДД одновременно была опубликована также и справка ГИБДД со статистикой ДТП за первые полгода 2017-го.

По данным дорожной полиции, возросло количество наездов на водителей на обочине в темное время суток – почти на 5% по сравнению с данными за 2016 год (всего 66 таких ДТП). А вот количество наездов на пешеходов, которых ранее (с 1 июня 2015 года) обязали передвигаться по обочинам в темное время суток в одежде со светоотражающими элементами, сократилось – на 10,2%.

В ГИБДД посчитали, что сокращение ДТП с пешеходами напрямую связано с внедрением новых требований, и решили распространить закон о светоотражающих жилетах на автомобилистов. В результате было выпущено Постановление Правительства РФ N 1524, которым правила ДД были дополнены новым пунктом – 2.3.4.

Новые требования к светоотражающей одежде

Новый закон о светоотражающих жилетах для водителей в части требований непосредственно к одежде ссылается на ГОСТ 12.4.281-2014 (пункт 4.2), которым установлены стандарты одежды повышенной видимости. Они применяются в основном к одежде дорожных рабочих, теперь их распространили и на светоотражающие жилеты для водителей. Закон, кстати, допускает использование не только жилетов, но также курток и жилетов-накидок.

Данные изделия должны иметь 1 или 2 горизонтальные полосы светоотражающего материала, находящиеся на расстоянии 5 см друг от друга. Полоски идут вокруг торса и соединяются с верхней полосой на торсе спереди и сзади через плечи (у этого требования есть исключения). Нижний край горизонтальной полосы должен находиться на расстоянии не менее 5 см от низа куртки, жилета или короткой куртки.

Светоотражающие элементы могут иметь три флуоресцентных цвета:

  • желтый;
  • красный;
  • оранжевый.

Покупая куртку, жилет или накидку для передвижения в условиях плохой видимости за городом, водитель должен ориентироваться на ГОСТ 12.4.281-2014. Если изделие соответствует стандартам, то на нем обязательно будет соответствующая пометка. Купить такое изделие можно за 300 рублей или немного дороже. Изготовить аналог можно и самому, использую ГОСТ в качестве инструкции.

Сигнальная одежда для пешеходов

Пешеходов обязали носить светоотражающие предметы одежды с 1 июля 2015 года. С этой даты вступила в силу новая редакция п. 4.1 ПДД, согласно которой вне населенных пунктов и в условиях плохой видимости (туман, снег, дождь) пешеходы обязаны иметь светоотражающие элементы:

  • когда они пересекают дорогу;
  • когда движутся по обочине или краю проезжей части.

В городе данное требование превращается в рекомендацию и не является обязательным.

Судя по статистике ГИБДД, внедрение соответствующего требования позволило спасти сотни человеческих жизней. За первые 6 месяцев 2017 года в тёмное время суток было зафиксировано более 7 500 наездов на пешеходов (1 321 погибших), что на 10,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. В ГИБДД уверены, что сократить количество ДТП с наездом на пешеходов удалось благодаря новым требования к светоотражающей одежде, а значит – аналогичные требования к водителям также дадут результат.

А как в других странах?

В справке ГИБДД, которая была приложена к Постановлению правительства РФ, также указывалось на положительный европейский опыт. «Российская газета» уточняет, что во многих странах автомобилисты обязаны иметь светоотражающие жилеты для водителей – закон об этом есть в:

  • Венгрии;
  • Польше;
  • Португалии;
  • Испании;
  • Италии;
  • Франции;
  • Словении.

Причем законы некоторых государств обязывают водителей иметь несколько комплектов накидок – на себя и на пассажиров. Если потребуется в темное время суток передвигаться по обочине или переходить дорогу за городом, необходимым инвентарем пассажиров ТС должен обеспечить именно водитель.


Будут ли штрафовать нарушителей?

Несмотря на то, что на январь 2018 года штраф за отсутствие спецодежды для водителей в КоАП РФ отсутствует (в отличие от штрафа для пешеходов 500 рублей – ст. 12.29 КоАП РФ), пренебрегать данной нормой не следует.

Во-первых, это лишний способ защитить водителя, находящегося вне ТС, а также других участников дорожного движения. Стоит учитывать, что флуоресцентная спецодежда позволяет увеличить видимость на дороге в несколько раз.

Во-вторых, после 18 марта 2018 года, когда изменения в ПДД вступят в силу, сотрудники ГИБДД будут по иному трактовать причинно-следственную связь между действиями участников дорожного движения и наступившими последствиями, в частности, ДТП. И водитель, который не исполнил должным образом требования нового закона о светоотражающих жилетах, может не только стать жертвой автомобильной катастрофы, но и может быть признан ее виновником, потому что вовремя не одел куртку или жилет со световозвращающими элементами.

Постановление Правительства РФ о светоотражающих жилетах –

В осенне-зимний период 2017 года вновь тряхнуло всех автомобилистов. И это было связано вовсе не с повышением цен на бензин, которые собственно никогда не показывали обратной динамики, ни с тем, что надо было менять резину... И даже совсем не с массовой поклейкой знака "Ш" на свои авто... Дело в том, что в сентябре 2017 года был инициирован законопроект, а в декабре подписано постановление Правительства РФ, о внесении изменений в ПДД. Один из пунктов был о поведении водителей на дороге вне машины в темное время суток, за городом.
Речь идет об обязанности надевать и носить жилет, если водитель остановился в ночное время на обочине при вынужденной остановке или попал в ДТП. Это значило лишь одно, что с новой обязанностью появится и новая возможность выписать штраф. Именно о таком штрафе мы и расскажем.

Изменение ПДД по поводу использования жилета на дороге

Итак, нашим правительством было подписано постановление от 12 декабря 2017 г. № 1524 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации». При этом также оговорены и сроки его вступления в силу, - 90 дней с момента его официального опубликования. Опубликовано 16 декабря, значит вступило в силу 16 марта 2018 года. Согласно этому постановлению вводится следующий пункт ПДД

2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении
на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

Собственно тут и своими словами говорить что-либо излишне. Теперь при вынужденной остановке, будь то прокол колеса или поломка, а может и ДТП, водитель должен одеть еще и светоотражающий жилет. Еще раз скажем о том, что такое вынужденная остановка, определением из "Основных положений" в ПДД

«Вынужденная остановка» - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Примечательно, что в пункте нет упоминанию ни о водителе, ни о пешеходе, то есть тем самым здесь как бы стирается граница, кем по сути становится водитель, после такой остановки. Собственно это сделано намеренно, дабы не разводить демагогии по поводу определения статуса нарушителя, а значит прикрыть тем самым возможные лазейки и дыры. Кроме того, такой пункт автоматически можно перенести и на пассажира, если бы не одно "НО", о нем далее. Остается лишь возрадоваться, что при остановке скажем для отдыха или по нужде, водитель (пассажир) может спокойно отлучиться от машины и без жилета!

Штраф за отсутствие жилета в темное время суток при вынужденной остановке или ДТП

Собственно если бы не упоминание о ДТП, то можно было бы обратиться к статье о нарушении правил остановки. Но так как в случае вынужденной остановки уже нельзя говорить об остановке по прихоти, то область применения этого пункта ПДД должна быть более обширна. То есть статья КоАП РФ должна быть более универсальна. Описывать все возможные вариации по которым нарушитель может быть привлечен к ответственности. Поэтому обращаемся к статье 12.29 КоАП РФ, часть 1.

Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Собственно из норм статья видно, что наказание для этого случая это предупреждение или минимальный штраф. Обратите внимание, что жилетка должна еще соответствовать ГОСТ 12.4.281-2014, иначе это все равно что ее и нет.

Могут ли взять штраф с пассажира в случае вынужденной остановки

Что на счет пассажира, который выйдет вместе с водителем и если он станет помогать водителю? Скажем при смене колеса. Но предположим что у пассажира нет жилетки, то это будет нарушением!? Заметьте, что введенный пункт 2.3.4 относится к главе "Обязанности водителя". Это означает, что и применяться может только в отношении водителя. В итоге получается, что на настоящий момент это опять закон с дырой, где водитель должен одевать жилетку, а пассажир, вроде, - нет!
Однако здесь можно обратиться к пункту 4.1 ПДД "Обязанности пешехода"

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

А пешеходом из определения является даже тот, кто просто вышел из машины

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу...

То есть получается, что водитель должен одевать жилетку исходя из норм "Обязанности водителя", а пешеход исходя из норм "Обязанности пешехода". Здесь можно еще поспорить на счет фразы по поводу работы, но лучше перестраховаться, дабы остаться живым и не получить штраф.

Можно ли заплатить штраф за жилет (отсутствие в темное время суток) со скидкой

Небольшие поблажки для добросовестных водителей и пешеходов появились еще в 2016 году, когда внесли поправки в статью 32.2 КоАП РФ. Именно в ней прописано о возможности заплатить штраф со скидкой, если он уплачен в 20-дневный срок с момента вынесения постановления и статья не является «тяжкой». То есть для такого штрафа как отсутствие жилеты в темное время, это вполне подойдет, а значит такой штраф можно заплатить со скидкой.
То есть если штраф будет выписан для водителя и пешехода, а это по сути два разных нарушения, так как это два разных лица, то каждый из них сможет оплатить штраф со скидкой.

Вопрос-ответ по теме «Штраф за жилет для водителей в темное время суток»

Вопрос: Можно ли выйти из машины без жилета в ночное время при остановке?
Ответ: Можно, но для водителя, если остановка не связана с вынужденной остановкой или ДТП. Само собой лучше ставить машину в безопасное место.

Вопрос: Можно ли пассажиру выходить из машины за городом без жилетки?
Ответ: Получается что нет, ведь он автоматически выйдя становится пешеходом и значит должен перемещаться в жилете!

Вопрос: Могут ли взять штраф, за замену колеса на дороге, в ночное время, без жилета?
Ответ: Да, с марта 2018 года могут.

Видео по теме

18 марта 2018 года вступают в силу изменения в правила дорожного движения. Поправки устанавливают обязанность для водителей надевать светоотражающие жилеты при вынужденной остановке вне населенных пунктов.

Изменения в ПДД

Нужно ли всегда возить жилет в машине?

Нет, такой обязанности у водителя нет. Если автомобиль используется только в населенных пунктах жилет приобретать не обязательно.

Тем не менее, в отличии от знака “Шипы” такой жилет прямо влияет на Вашу личную безопасность.

Вынужденная остановка и без того событие не из приятных, но это не значит что неприятности все закончились. И маленькая неприятность может перейти в трагедию.

По сообщению законодателя за первое полугодие 2017 года количество наездов на водителей при ДТП в темное время суток возросло на 4,8%.


Как жилет влияет на видимость человека

Требования к жилетам

Требования Правил ссылаются на ГОСТ 12.4.281-2014 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одежда специальная повышенной видимости. Технические требования.

Для водителей из этого стандарта важно знать требования к маркировке такой одежды:

9.1 Общие требования

Спецодежда должна иметь маркировку. Маркировка должна отвечать следующим требованиям:

  • располагаться на самой одежде или на прикрепленной к ней бирке (товарном ярлыке);
  • быть заметной и хорошо читаемой;
  • выдерживать соответствующее число циклов ухода.

Размер шрифта маркировки должен обеспечивать простоту понимания и не должен препятствовать использованию специальной одежды.

Маркировка должна содержать следующую информацию:

Изготовление светоотражающего жилета регламентируется ГОСТом Р12.4.219-99.

Сигнальную спецодежду выполняют из тканей яркой, притягивающей взгляд расцветки - оранжевой и лимонной. Лимонный является традиционным цветом сигнальной экипировки сотрудников правоохранительных органов (МВД, ГИБДД), тогда как сотрудники ремонтных, строительных, дорожно-эксплуатационных, коммунальных служб и МЧС обычно выбирают оранжевый.

Помимо люминесцентного основного цвета, сигнальные жилеты оснащаются световозвращающими элементами, обычно это продольные и поперечные полос, четко выделяющие силуэт в ночное время суток и при плохой видимости. От количества, ширины и расположения этих СОП на сигнальных жилетах зависит, к какому классу защиты они относятся.

Первый сигнальный класс наименее эффективен. Расположение и количество светоотражающих элементов произвольно, суммарная площадь их не менее 0,1 м2. Обычно это один широкий или два узких элемента. Тогда, когда видимость достаточно слабая, применение жилета нецелесообразно.

Второй сигнальный класс является самым востребованным, он обеспечивает видимость своего обладателя и в дневное, и в ночное время. Такой жилет должен отвечать следующим требованиям ГОСТа Р12.4.219-99: не менее 0,5 м2 световозвращающего материала, что обычно составляет по 2-3 СОП на каждой стороне. Ширина светоотражающей ленты не менее 50 мм, расстояние между лентами и от ленты до края изделия не превышает 5 см. Допустимо два варианта расположения полос: все горизонтальные или одна горизонтальная и две вертикальные на плечах, перекрещивающиеся на спине. К примеру, у сигнальных жилетов “Спектр” производства компании “СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА” второй защитный класс.

Третий сигнальный класс выполняет максимальную светоотражающую функцию и потому используется в условиях, когда видимость минимальна и в местах наибольшей опасности: на дорогах в вечернее и ночное время, в метрополитене, на железной дороге, при выполнении шахтовых работ. Сигнальный жилет этого класса защиты имеет не менее 0,8 м2 светоотражающей ткани, что составляет 4-5 СОП на каждой стороне изделия. Ширина светоотражающей ленты 50-80 мм. Расположение полос комбинированное, несколько горизонтальных полос дополнены вертикальными. Жилеты “Спектр Плюс ” и “Спектр Премиум ” соответствуют всем требованиям, предъявляемым к данному классу защиты.

Кому нужен сигнальный жилет

Сигнальные жилеты со светоотражающими элементами находят применение в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Без них не обходятся ни дорожно-эксплуатационные, ни дорожно-монтажные организации. Наличие сигнальных жилетов необходимо для сотрудников полиции и медперсонала машин скорой помощи, рабочих лесозаготовительной и горнодобывающей промышленности. Работниками ЖКХ и коммунальными службами, как и сотрудниками автотранспортных, ремонтных и строительно-монтажных предприятий обычно используется оранжевый жилет со вторым классом защиты. Экипировка сотрудников МЧС, служащих ЖД и метрополитена, оперативных служб, ГИБДД диктуется временем суток и уровнем видимости. Использование спецодежды со светоотражающими элементами помогает значительно снизить риск случайного травмирования работника и уменьшить количество наездов на пешеходов.

Светоотражающие жилеты для автовладельцев и пешеходов

Сигнальные жилеты второго и третьего классов защиты рекомендуются всем участникам дорожного движения. В настоящее время на рассмотрении находится проект закона об обязательном наличии в автомобиле сигнального жилета оранжевого цвета второго класса защиты. На жилете не должно быть каких-либо знаков принадлежности к оперативным или дорожным службам, дабы не вводить в заблуждение других участников дорожного движения. Если водитель будет надевать жилет, выходя из автомобиля в случае аварийной остановки, это значительно снизит вероятность того, что другие автомобилисты не заметят его и совершат наезд. Сейчас это требование носит рекомендательный характер.

Подавляющее большинство аварий с участием пешеходов совершается в условиях ограниченной видимости - в темноте, сумерках или при осадках - потому, что водитель не заметил человека или увидел его слишком поздно. Флуоресцентный жилет, снабженный СОП, возвращает свет фар, и пешеход становится заметным издалека. Использование световозвращающих жилетов могло бы снизить число несчастных случаев на дорогах в десятки раз.

Сигнальные жилеты высокого качества выполняются из прочного износостойкого флуоресцентного полиэстера, не теряющего своей формы, цвета и светоотражающих характеристик даже после многократных стирок. Компания “СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА” предлагает именно такие модели с застежкой на липучку, на пуговицы и на молнию. В жаркую погоду оптимальным будет жилет, выполненный из сетки. Такая модель прекрасно пропускает воздух, не допуская перегрева.

Не так давно в ГИБДД было предложено внести корректировки в закон о ПДД, связанные с новыми обязательствами водителей.

Теперь автолюбителям разрешается выходить на дорогу ночью или в условиях плохой видимости только в особых жилетах, снабжённых светоотражающими полосами.

Вполне возможно, что следом за этим нововведением последует и новый штраф за нарушение данного пункта, ведь в Правилах в последнее время изменения появляются всё чаще. Что именно говорится в Постановлении о новых обязательствах водителей в ПДД, и когда свежие изменения вступят в силу, рассказывается в данной статье.

Итак, что же говорит про светоотражающие жилеты для водителей закон?

Новый пункт 2.3.4 требует от автовладельцев во время остановки автотранспорта при аварии, находясь в тёмное время суток за пределами населённых пунктов, в условиях ограниченного обзора, надевать специальную куртку или накидку в виде жилета с полосками светоотражающего материала, расположенными по стандарту ГОСТ.

Кстати, существуют специальная норма выдачи бесплатной световозвращающей экипировки работникам некоторых отраслей.

Данная инициатива на законодательном уровне имеет под собой практический смысл, ведь в ночных условиях пешехода или покинувшего авто владельца вовремя заметить очень сложно. Чтобы исключить неблагоприятный исход от таких ситуаций, были установлены соответствующие требования.

Примечательно, что в европейских странах световозвращающая жилетка яркого жёлтого цвета для водителя уже давно является необходимым атрибутом наряду с огнетушителем, знаком аварийной остановки и т.д. Кстати, за отсутствие такой спецодежды в авто или же за нахождение без данной экипировки на трассе там полагается внушительный штраф, размер которого варьируется в зависимости от законов конкретной страны. Вполне возможно, что скоро такие штрафные санкции появятся и в нашей стране.

Когда начнётся действие новых правил?

Соответствующие поправки внесены в ПДД (раздел обязанности водителей) 12 декабря 2017 года, в результате чего у многих автолюбителей появились вопросы.

В частности, автолюбители, особенно начинающие, могли подумать, что жилеты со светоотражательными характеристиками необходимо надевать с 12 декабря.

Однако соответствующее постановление пока что не вступило в силу: его действие начнётся в марте 2018 года.

Вопреки данным некоторых автомобильных изданий, действие новых поправок начнётся не 12 марта: всё дело в том, что постановление действительно вступает в силу через 90 суток, но только с даты официальной публикации в особых правительственных СМИ. А значит, отсчёт ведётся со дня публикации поправок в таких изданиях, как:

  • Российская газета;
  • Правовой портал;
  • Собрание законодательства РФ.

Это говорит о том, что отсчёт 3 месяцев до вступления поправок в законную силу пошёл с 18 декабря – со дня публикации на правовом информационном портале.

В результате принятые изменения обяжут автолюбителей надевать светоотражающие куртки не ранее 18 марта 2018.

Какой именно светоотражающий жилет должен быть 2019?

Несмотря на то, что многие издания и интернет-ресурсы для автомобилистов уже опубликовали основные сведения о том, что водители ночью обязаны экипироваться светоотражающими жилетами во время выхода из авто, многие автовладельцы не нашли для себя исчерпывающей информации в публикациях. Что же произойдёт на самом деле?

Согласно официальной трактовке, с марта 2018 каждый автовладелец во время вынужденной остановки не на территории населённого пункта при условиях, ограничивающих видимость, обязан надевать куртку или накидку, оснащённую световозвращающими полосками, соответствующими стандарту ГОСТ 12.4.281-2014.

Именно здесь кроется основной подвох, поскольку у этих накидок и курток, которые будут нужны, есть свои тонкости.

Согласно указанному ГОСТ, размер и вид куртки должен быть следующим:

  • ширина полоски-светоотражателя не должна быть тоньше 5 см;
  • полоски должны располагаться горизонтально и вертикально: 2 горизонтальные полосы должны располагаться снизу (одна с отступом 5 см от нижнего края куртки, а вторая — через 5 см от нижней полоски), а вертикальные – перпендикулярно нижним, проходя через плечи и доходя до горизонтальных полос сзади.

При этом горизонтальная полоса может быть одной, а вертикальных всегда должно быть две, и они обязательно должны проходить через плечи.

Согласно официальным поправкам, такая одежда необходима только на трассе, находящейся вне населённых пунктов, и только при нахождении водителя на обочине или проезжей части.

Стоит отметить, что условия ограниченной видимости подразумевает не только ночное время, но и ограниченный рельеф местности, особые параметры дорожного полотна, густую растительность и т.д. Конкретное расстояние ограничения видимости, впрочем, не называется.

Штраф за отсутствие жилета

Итак, если автолюбитель попал в ДТП или же совершил по той или иной причине вынужденную остановку, выйдя из авто, на нём должен быть светоотражающий жилет. При этом возить экипировку с собой или представлять её для проверки сотрудникам Госавтоинспекции, согласно закону, у водителей обязанности нет.

Получается, что если у вас с собой не окажется жилета, и вы не сможете его предъявить инспектору, то никакого наказания всё равно не последует, поскольку в привычной обстановке выходить из машины надобности у водителей нет.



Поделиться