Полный модельный ряд ваз. История «АвтоВАЗа» — от «копейки» до криминальных войн и кризисов

Lada (Лада) - Волжский автомобильный завод. Российская компания, специализирующаяся на производстве легковых автомобилей таких марок как «Жигули», «Лада» и «Нива». Штаб-квартира компании располагается в Самарской области в городе Тольятти.

Строительство завода началось ещё в 1967 году, а уже в 1971 году был произведён новый официальный автомобиль - ВАЗ-2101. За основу этой модели был взят итальянский Fiat-124. Максимальная скорость 2101 составляла 140 км\ч, модель обладала силовым агрегатом с мощностью 60 лошадиных сил. «Жигули» планировались как народный автомобиль, который при сравнительно невысокой цене должен было беспечить советский рынок доступными авто. Однако инженеры и конструкторы этой модели в дальнейшем столкнулись с огромным количеством проблем, которые в свою очередь помешали эффективно решить поставленную задачу. Из-за этого компании почти сразу же пришлось отказаться от мысли о доступности автомобиля для рядового человека. В дальнейшем цены на каждую новую модель росли всё большими темпами.

До 1992 года был налажен выпуск девяти различных моделей. Самыми популярными из них были модели 2105, 2106 и 2107. В период с 1972 до середины 1986 года был налажен выпуск универсала ВАЗ-2102. В свое время эта модель заслуженно получила славу «лучшего друга» советского дачника, которая со временем перешла на модель ВАЗ-2104.

Внедорожник «Нива» произвел сенсацию на мировом рынке в начале 1980-х годов. В 1980 году модели 2121 была присуждена золотая медаль Международной автомобильной ярмарки в Познани.

В 1984 году на замену ВАЗ-2102 была выпущена модель 2104, которая относилась уже ко второму поколению «классики».

В конце 1984 года общественности была представлена «Самара» в трехдверном кузове хэтчбек. Модель 2108 положила начало массовому выпуску в стране переднеприводных легковых автомобилей.

В 1987 году в третий раз коллектив Lada был удостоен приза «Золотой Меркурий» за большой вклад в развитие производств и международного сотрудничества. Также в 1987 году каталог моделей дополнила новая модель 2109, которая считалась более семейным автомобилем, так как имела пятидверный кузов в отличии от VAZ-2108.

Микролитражная модель 11113 «Ока», производство которой было налажено с начала 90-х, долгое время являлась самым дешевым отечественным автомобилем.

В 1994 году на автосалоне в Париже впервые было представлено семейство «десятых» автомобилей ВАЗ 2110. С 1998 года модельный ряд этого семейства пополнился моделью ВАЗ-2111 - первым вазовским переднеприводным универсалом.

В 1995 году компанией Lada был произведён 16-миллионный автомобиль. На инвестиционной выставке «Технологии из России», проходившей в Италии в 1996 году, Lada представила роторно-поршневой двигатель для малой авиации.

В 1997 на автосалоне в Москве состоялась презентация моделей ВАЗ-2120 и ВАЗ-2129, а также длиннобазной «Нивы».

1998 год ознаменовался выпуском новой модели - ВАЗ-2111, а автомобили «десятого» семейства начали оснащать новыми 16-клапанными двигателями.

В результате экономического кризиса 2008-2009 годов и вызванных им последствий, компания Лада попала в сложную финансовую ситуацию. На начало апреля 2009 года долг компании поставщикам составлял более 14 миллиардов рублей. За 6 месяцев 2009 года производство упало на 44 % к соответствующему периоду предыдущего года. Все эти новости отрицательно сказались на работниках завода, четверть из которых пришлось сократить.

30 марта 2009 года Правительством России было принято официальное решение о выделении государственной корпорации«Ростехнологии» 25 миллиардов рублей, которые те, в свою очередь, в виде беспроцентной ссуды сроком на год передали компании «АвтоВАЗ».

В ноябре 2009 года генеральный директор компании Renault в России Кристиан Эстев заявил, что по предложениям французской стороны, на «АвтоВАЗ» планируется организовать производство автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы В0 (платформа Logan), а также продолжить производство своих автомобилей класса UltraLowCost. Осенью 2009 года российское правительство заявило о готовности оказать «АвтоВАЗ» финансовую поддержку в размере 55 миллиардов рублей, из которых 38 миллиардов отведено на расчистку невозвратных долгов, ещё 12 миллиардов рублей пошли на создание и запуск в производство нового модельного ряда, и ещё 4,8 миллиарда рублей необходимо для реализации программы создания новых рабочих мест. Госкорпорация «Ростехнологии» и Renault подписали протокол о сотрудничестве в рекапитализации «АвтоВАЗ» 27 ноября 2009 года. Соглашение предусматривало финансовую помощь «АвтоВАЗ» со стороны России в обмен на помощь компании Renault в использовании технологий Renault и Nissan.

Новые модели Lada весьма популярны в нашей стране, особенно среди них пользуются большим спросом такие модели как: Lada Priora, Lada Granta и Lada Kalina. Производство «классики» уже почти полностью законченно, на данный момент из той серии выпускается только ВАЗ-2104 (универсал) и ВАЗ-27175 (каблук). Производство автомобилей 10-й серии также завершено. Лицензия на производство этой серии была продана украинской компании «Богдан». Автомобили собираются из машинокомплектов, произведённых тольяттинским заводом.

Уже до конца года на Ставрополье появятся электромобили. Раньше такое могли обещать только писатели-фантасты в журнале «Наука и жизнь», а сегодня АвтоВАЗ всерьез говорит о выпуске электрической версии своей «Калины» - для начала, в количестве 100 штук. За полвека машины тольяттинского гиганта сильно поменялись, как и породившая их страна. Предлагаю вспомнить, как все начиналось, ведь без родимых «Жигулей», как сказал бы Парфенов, нас невозможно представить, еще труднее - понять. Итак, каким образом обезьяна стала человеком?

Наш автопром начался, как и княжение на Руси, после «призвания варягов», только машины нас учили строить не викинги, а итальянцы. Первые «Жигули» были копией их модели Fiat-124. Для советского человека этот автомобиль был воплощением мечты о маленьком счастье и личном средстве передвижения. В конце 80-х он заработал обидное прозвище «копейка». А ведь раньше первый ВАЗ ласково называли «единичкой».

В 1972 году сошла с конвейера новая модель – ВАЗ-2102. От «копейки» она отличалась наличием кузова. Как сказали бы сейчас, заводчане создали пятидверный универсал. Такой вариант «Жигулей» стал лучшим другом советских дачников, ведь в багажник помещалось много картошки.


Вместе с «двойкой» в 1972 году начался выпуск более мощного ВАЗ-2103. Новый автомобиль мог разогнаться до 100 км/ч всего за 17 секунд - самая скоростная тачка тех лет. Помимо скорости, третья модель могла похвастаться комфортным салоном: над головой стало больше места. А еще внутри появились пластиковые накладки, покончившие с «голым» металлом в салоне.


В 1980 году «копейка» обрела новую жизнь. Завод выпустил ей на замену ВАЗ-2105. «Пятерка» и называлась более благородно - LADA-2105. Долгожитель модельного ряда производился вплоть до 2010 года и считался самым дешевым вазовским автомобилем.


«Четверка» появилась позже «пятерки» - у советских рабочих была своя непостижимая логика. ВАЗ-2104 увидел свет в 1984 году. Он был создан на основе ВАЗ-2105. Недорогая и просторная машина полюбилась гражданам за исключительную грузоподъемность – ведь она без труда увозила в направлении дачи почти полтонны груза. Кстати, экспортный вариант «четверки» можно встретить не где-нибудь, а в Англии!


Самой популярной за всю историю АвтоВАЗа стала «шестерка», сошедшая с конвейера в 1976-ом. Она выпускалась тридцать лет, и все это время в конструкцию постоянно вносились изменения, раз за разом продлевавшие машине жизнь на рынке.


В 1982 году автозавод закрыл тему «старой классики». ВАЗ-2107 стал последним ее представителем. За основу «семерки» был взят ВАЗ-2105. Дешевая седьмая модель долгое время оставалась одной из самых продаваемых даже после развала Союза.


На смену классической серии в 1984 году пришла «Самара» (ВАЗ-2108). Казалось бы, ничего особенного, а ведь этот трехдверный хетчбэк положил начало эпохе ВАЗов с передним приводом. Правда, за характерный клиновидный силуэт модель окрестили «зубилом».


В 1987 году АвтоВАЗ подарил миру шедевр - пятидверный вариант «восьмерки» ВАЗ-2109 «Спутник». В начале 90-х «девятка» стала машиной мечты для всех крутых пацанов в кепках Mike и штанах Abibas. Смешно, конечно, но с ними лучше не шутить.


Первым постсоветским детищем завода стала «десятка» – ВАЗ-2110 (LADA-110). Наша главная претензия на иномарку. Серийный выпуск ВАЗ-2110 планировалось начать с 1992 года, однако из-за тотального кризиса планы плавно сдвинулись на 4 года.


В 90-е в Тольятти занимались в основном модификацией ранних моделей. Так, в 1997 году АвтоВАЗ разродился четырехдверным седаном ВАЗ-2115. Девушки кокетливо шутили, что у «девятки» наконец-то появилась попка, но для крутых пацанов это был не вариант.


Второе дыхание АвтоВАЗа началось в объятиях знойной женщины «Лада Калина». Ее прототип широкая публика увидела еще в 1999 году в виде хетчбэка, но он сошел с конвейера только через семь лет. Производство седана наладили в 2004-ом. Еще через год появился универсал. Со спортивным вариантом всех познакомил премьер Путин. Интересно, прокатится ли он на электромобиле?


Настоящей революцией стал седан «Лада Приора». В 2008 году завод, перейдя в ведение госкорпорации «Ростехнологии», вздохнул полной грудью после 20 лет бандитских войн и отпраздновал это событие выпуском «Приоры» хетчбэка, а в 2009 г. – универсала. Все новое – хорошо забытое старое. Сейчас уже в «Приоре» трудно распознать «десятку», а ведь без нее тут не обошлось.


Год назад на съезде Союза машиностроителей в Тольятти АвтоВАЗ презентовал машину «Лада Гранта». Новая модель, по мнению экспертов, удачно заменит уже привычные «Калину» с «Самарой». Налицо уже явная эволюция от простейшего организма до мыслящего существа.


Когда-то ВАЗ начинал строить машины с итальянцами, но в 21 веке французы и японцы ему оказались милее. В апреле 2012 года Россия увидела универсал повышенной вместимости «Лада Ларгус» - первый совместный проект АвтоВАЗа и альянса Renault-Nissan. «Копейка» наверняка удивилась бы, узнав, что у нее такая правнучка. Сейчас у предприятия в планах производство современных, комфортных и недорогих автомобилей, которые приспособлены к нашим далеко не идеальным дорогам.


Лимузин "Жигулимо" (7 фото)

Лада седан - чемодан (12 фото)

Интересное в сети

Сейчас бурно обсуждаются ожидаемые новинки АвтоВАЗа 2018. Интерес к ним подогрел и президент компании Николя Мор, который накануне нового 2017 года, в своем интервью в г. Усть-Каменогорске рассказал общественности о перспективах модельного ряда Lada.

Всем автовазовским предприятиям поставлены приоритетные задачи:

  • перевести всю линейку выпускаемых автомобилей на новый Х- дизайн;
  • выпустить восемь новых моделей Lada в течение ближайших 10 лет;
  • сформировать положительное отношение населения к отечественным автомобилям за счет заметного повышения их качества.

Раньше автопром России не баловал нас новинками. Они были редкими, да и то чаще в виде модернизации. Теперь количество отечественных моделей уменьшилось, зато они активно развиваются. Автопроизводители в последнее время анонсируют новинки с завидным постоянством. Интересно взглянуть на новые модели АвтоВАЗа 2017/2018 (фото моделей расположены под их описанием).

Этот автомобиль-вседорожник станет первой моделью, которая планируется к запуску в конце 2017 года и включению в полноценный производственный поток в 2018 году. Он создается на базе обыкновенной Весты. По информации президента АвтоВАЗа Н.Мора, он будет стоить порядка 800 тысяч рублей, но судя по всему, порадует своих будущих владельцев не только увеличенным клиренсом, но и богатой, хорошо продуманной базовой комплектацией.

Сначала этот удлиненный седан предъявили в качестве VIP-авто. Он был изготовлен в одном экземпляре, в виде эксперимента. Потом появилась следующая, немного модернизированная версия, а с начала 2018 года по предварительным заказам могут уже начаться продажи данной модификации.

На автосалоне 2016 г. в Москве АвтоВАЗовцы представили этот вседорожный седан, спроектированный на основе универсала. Однако информации о времени запуска авто на конвейер до сих пор нет. Возможно, что такое авто вообще не появится, хотя особых проблем со стартом производства не должно быть.

А вот это авто появится наверняка. Еще одна отечественная новинка 2017-2018 года уже фактически готова. Она оснащена 1,8-литровым 150-сильным двигателем, имеет оригинальный руль. Сзади установлены дисковые тормоза вместо барабанных, впереди – диаметром 286 мм против 260 мм. 18-и дюймовые колеса на резине Continental будут поставляться в базовой комплектации. Удивляет ценник — почти миллион.


Создатели этого вседорожника пока не решили, будет ли автомобиль полноприводным. Без этого машина будет обыкновенным хэтчбеком с обвесом из пластика и слегка повышенным клиренсом. Старт продаж обещан на начало 2018 года. Скорее всего, потребителям будут предложены оба варианта: передний и полный привод.

Возможно, несколько ранее появится эта машина. Она не требует привода 4 х 4, а все, что нужно для модификации «спорт» хэтчбека уже обкатано на седане Веста Спорт. Хотя АвтоВАЗ время выпуска модели не озвучил, будем ждать, что это многообещающая отечественная новинка появится не позднее 2018 года.

Осенью 2018-го планируется дать начало производству второго поколения внедорожника. Он еще не был показан даже в виде прототипа. Предполагается, что машина будет покрупнее родителя; она останется и в трех- и в пятидверной версии кузова. Под капотом появится 1,8 литровый движок на 122 лошадиных силы. Трансмиссия будет серьезно модернизирована.

Lada 4х4 II любительский рендер

Lada 4×4 битопливная модель внедорожника

В багажнике разместится баллон емкостью 90 л для заправки метаном. Этого объема газа должно хватить примерно на 1000 км пути. Мощность двигателя составит 83 л.с. при работе на бензине, и чуть меньше – 75 л. с. – при использовании газового топлива. Соответственно, уменьшится и максимальная скорость: 123 км/ч. вместо 137 км/ч.

В 2016 году АвтоВАЗ представил стильный концептуальный субкомпактный паркетник, выполненный в фирменном Х-образном стиле. Еще нет достоверных данных о времени выхода на конвейер этой модели, но есть предпосылки к тому, что это будет конец 2018 года, хотя в автосалонах она вряд ли появится до 2019-го.

Одна из востребованных россиянами (и не только!) вазовских моделей. В обновленной версии появятся модифицированные стойки и обвесы, увеличится радиус колес (16дюймов) и поднимется клиренс (175 мм). Автомобиль будет оснащен улучшенным двигателем и системой ГЛОНАСС.

Руководство АвтоВАЗа, кроме перечисленных моделей бренда Lada, озвучило желание вывести на российский рынок ещё один новый бюджетный автомобиль по цене ниже самого дешевого их существующих автовазовских авто. Что это будет за машина, и когда ее увидят отечественные автолюбители, пока не известно.

Ульяновские новинки

Несмотря на то, что в свете новых преобразований на АвтоВАЗе, к нему приковано внимание большинства автолюбителей, отечественный автопром только этой компанией не ограничивается. В этом году исполнилось 75 лет Ульяновскому автозаводу, и он не останавливается на достигнутом. В 2017 году здесь выводят на рынок новую модель внедорожника УАЗ 3170.

В новом обличье появится знаменитый «охотник» – внедорожник УАЗ Хантер. Он будет отличаться повышенной безопасностью и большим, чем прежде, комфортом в управлении. Ожидаются изменения в дизайне приборной панели, более плавной станет коробка передач.

Не останутся без обновления и УАЗ Карго. Грузоподъемность последнего увеличится с 800 кг до 1500 кг, то есть почти вдвое. Это обязательно порадует тех, кто использует пикап в коммерческих целях.

На этом новинки российского автопрома 2017/2018 не исчерпываются. Недавно ГАЗ объявил о работе над новым поколением маршрутных микроавтобусов «Газель – Next», а его подразделение Ликинский автобусный завод готовит к выпуску туристических автобусов к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

АвтоВАЗ (AvtoVAZ) - это крупнейшая российская автомобилестроительная компания

история возникновения ОАО "АвтоВАЗ", модельный ряд, организационная структура, собственники и руководство, виды деятельности, организация рабочего процесса на заводе, модели 2015-2016 года, экспорт, показатели деятельности,лидеры продаж,планы, новости

АвтоВАЗ - это, определение

АвтоВАЗ - это российская автомобилестроительная , крупнейший производитель в и Восточной . Контроль над компанией принадлежит альянсу Renault-Nissan. Полное официальное название - открытое «АвтоВАЗ». Входит в состав госкорпорации "Ростех".

АвтоВАЗ - это Автомобильный Волжский Автомобильный Завод.

АвтоВАЗ - автогигант, равного которому нет не только в Российской Федерации, но и в мире: единый комплекс со около 150 тысяч человек, занятый, помимо собственно сборки автомобилей, их разработкой и производством комплектующих.

АвтоВАЗ - эталон отечественного автомобилестроения.

АвтоВАЗ - это крупнейший автопроизводитель в России, компания, которая которая активно работает в 46 мира.

АвтоВАЗ - самый крупный российский автопроизводитель, находящийся в затяжном .

АвтоВАЗ - это отечественный автопроизводитель, детища которого колесят по дорогам многих стран и городов мира.

История возникновения ОАО "АвтоВАЗ"

1966-1991 гг.

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному «Fiat». 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал с министром СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом. По контракту на этот же Концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение .


3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха завода - корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).


С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, Англии, и других стран.


1 марта 1970 года первые 10 кузовов будущих автомобилей выдал цех сварки, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», по конструкции в основном повторявших итальянскую модель «FIAT-124», но собранных почти полностью из локализованных комплектующих. Интересно, что 15 апреля 1970 года Волжский автомобильный завод посетил Генри Форд-младший. 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». Таким образом, при расчётном сроке строительства в 6 лет, завод был пущен в эксплуатацию на 3 года раньше, что позволило СССР сэкономить более 1 .


24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, которая будет выпускать 220 тысяч автомобилей в год. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ». 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке в эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года - после миллионного автомобиля; указом президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. За архитектуру комплекса Волжского автомобильного завода в 1977 году была вручена Государственная СССР в области литературы, искусства и архитектуры.


В сентябре 2009 года руководством компании было объявлено о массовом сокращении персонала: до конца 2009 года будет сокращено 27,6 тыс. работников из 100 тысяч. По словам представителей «АвтоВАЗа», это будет одной из мер на пути к недопущению банкротства крупнейшей российской автомобилестроительной компании. Впрочем, уже в начале октября стало известно, что в Правительстве Российской Федерации было согласовано увольнение только 5 тыс. человек, а первый вице-премьер Правительства Игорь Шувалов заявил: «Никаких увольнений и сокращений на предприятии не планируется. Это все вранье». В итоге, почти 22,5 тысячи работников компании были уволены в 2009 году, из них: 11,5 тысяч - оформили пенсию и 2,3 тысячи - досрочную . Оформление такой «массовой» досрочной пенсии явилось беспрецедентным для России явлением.

Приезд Шувалова в Тольятти - выпуск программы "Вести"

В то же время, в октябре 2009 года Министерство и торговли Российской в письме в аппарат правительства заявило, что в нынешнем виде «АвтоВАЗ» фактически является нежизнеспособным, находясь в предбанкротном состоянии (по расчётам министерства, на начало 2010 года долг завода будет составлять 76,3 млрд руб.). По мнению Минпромторга и председателя Сергея Степашина, дальнейшая государственная поддержка предприятия нецелесообразна, а спасти ситуацию в Тольятти можно лишь сократив до 50 тыс. сотрудников «АвтоВАЗа» и потратив средства, которые предполагается выделить «АвтоВАЗу», на стабилизацию в Самарской области.


Сергей Степашин, глава Счетной палаты РФ

В ноябре 2009 года Кристиан Эстев, генеральный директор Renault в России заявил, что по предложениям французской стороны, на «АвтоВАЗе» планируется организовать производство автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы В0 (платформа Logan), а также оставить производство своих автомашин класса ultra low (возможно, на базе «Калины»). В ноябре 2009 года российское Правительство заявило о готовности оказать «АвтоВАЗу» поддержку в размере 54,8 млрд руб. Из этой суммы 38 млрд - это невозвратные долги, ещё 12 миллиард руб. пойдет на создание и запуск в производство нового модельного ряда и ещё 4,8 миллиард руб. необходимо для реализации программы создания новых . Госкорпорация «Ростехнологии» и Renault подписали 27 ноября 2009 года протокол о сотрудничестве в рекапитализации «АвтоВАЗа». Соглашение предусматривает финансовую помощь «АвтоВАЗу» со стороны РФ в обмен на помощь Renault в использовании технологий Renault и Nissan.


Подписание соглашения между Ростехом и Рено

После 2010 г.

10 марта 2010 года совет директоров «АвтоВАЗа» одобрил до 2020 года, по которому планируется рост производства автомобилей до 1,2 млн штук в год к концу 2010-х годов, а также инвестиции в предприятие за 2010-2020 годы в размере до 3 миллиард .


26 августа 2010 года президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров сообщил, что «АвтоВАЗ» за январь-июль 2010 года составила 24 миллиона рублей по РСБУ против убытка за аналогичный период 2009 года.

Интерес к покупке контрольного пакета «АвтоВАЗа» компания Renault проявила только в 2010 г., предварительные переговоры прошли в сентябре.

Предварительное соглашение о получении над «АвтоВАЗом» было подписано в мае 2012 г. (тогда же «Ростех» продлил срок погашения льготных кредитов, выданных «АвтоВАЗу» до 2032 г.).

12 декабря 2012 года альянс Renault-Nissan и госкорпорация «Ростех» подписали окончательное соглашение о создании СП Alliance Rostec Auto BV (оно было зарегистрировано в ), через которое альянс получил контрольный пакет акций АвтоВАЗа к середине 2014 года. По соглашению, Renault и «Ростех» внесли в СП свои пакеты акций АвтоВАЗа (28,98% и 25% соответственно). Затем альянс в несколько этапов вложил в СП $742 млн, из которых $366 млн пришлось на Renault и $376 млн на Nissan. К 2014 году СП выкупил 20,14% акций АвтоВАЗа у «Тройки Диалог». В результате к июню 2014 года доля Renault в СП составила 50,1%, а Nissan - 17,03%.


Доля альянса в СП составила 67,13%, остальное получил «Ростех». После выкупа акций у «Тройки Диалог» эффективная доля альянса в завода составила 50,01%, доля «Ростех» - 24,5%.

На конец 2013 года Alliance Rostec Auto BV владел 76,25 % акций ОАО «АвтоВАЗ».

В январе 2014 года объявлено об очередном значительном сокращении персонала предприятия: согласно приказу нормативная численность руководителей, специалистов и служащих будет снижена на 2,5 тысячи штатных единиц, а снижение численности рабочих будет на 5 тысяч штатных единиц. Согласно ежеквартальному отчету компании, на 1 января 2014 года на заводе работают более 67 тысяч человек.

Мэр Тольятти говорит о сокращении персонала АвтоВАЗа

23 января 2014 года компания сообщила, что собирается уволить 7,5 тысяч работников с следующим возмещением: уволившиеся в феврале получат по пять среднемесячных (составляет около 20 тысяч рублей), в марте - по четыре зарплаты, в апреле - по три. Предложение о выплате компенсаций действует только эти три месяца.

"Вести" о сокращении штата АвтоВАЗа

В июне 2014 года альянс Renault-Nissan получил контроль более чем над 50 % акций компании, доля «Ростеха» снизилась до 24,5 %.

Структура собственности

По данным на конец июня 2014 года, свыше 50 % акций компании контролировалось альянсом Renault-Nissan, российской госкорпорации «Ростех» принадлежало 24,5 %. Формально 81,447 % обыкновенных и 47 % «АвтоВАЗа» принадлежало нидерландской компании Alliance Rostec Auto BV, которая, в свою очередь, на 67,13 % принадлежала Renault-Nissan, а на 32,87 % - «Ростеху».


Руководство

В настоящее время председатель совета директоров компании - Карлос Гон (переизбран по итогам годового собрания акционеров 26.06.2014). Карлос также является главой «Альянса Renault-Nissan»; Бу Инге Андерсон - президент ОАО «АВТОВАЗ».


В разное время руководителями автозавода были:

1966-1975 - Поляков, Виктор Николаевич, генеральный директор;

1975-1982 - Житков, Анатолий Анатольевич, генеральный директор;

1982-1988 - Исаков, Валентин Иванович, генеральный директор;

1988-1996 - Каданников, Владимир Васильевич, генеральный директор;

1996-2002 - Николаев, Алексей Васильевич, президент-генеральный директор;

2002-2005 - Вильчик, Виталий Андреевич, президент-генеральный директор;

2005-2006 - Есиповский, Игорь Эдуардович, президент-генеральный директор;

2006-2007 - Артяков, Владимир Владимирович, президент-генеральный директор;

2007-2009 - Алёшин, Борис Сергеевич, президент-генеральный директор;

2009-2013 - Комаров, Игорь Анатольевич, президент-генеральный директор;

С 2013 - Бу Инге Андерсон, президент-генеральный директор.


29 декабря 2000 года в здании заводоуправления ОАО «АвтоВАЗ» открылась галерея портретов генеральных директоров «АвтоВАЗ» с момента его основания.

Карлос Гон - родился 9 марта 1954 в городе Порту-Велью, . По происхождению - ливанец-христианин. В 1974 окончил химический факультет Политехнической Школы (Париж), а в 1978 - Высшую горную школу (Париж).


С 1978 работал в компании Michelin, возглавлял бразильское и североамериканское подразделения компании, занимал должность гендиректора по производству легковых шин и шин для лёгких грузовиков. С декабря 1996 - исполнительный вице-президент Renault. В июне 1999 года переведён в Nissan на должность директора по производству, затем стал президентом компании (июнь 2000) и генеральным директором (июнь 2001). За время работы в Nissan получил прозвище «Убийца расходов», так как осуществленная им программа по жёсткому сокращению позволила вывести компанию из глубокого кризиса. С 29 апреля 2005 также занимает должности президента и гендиректора Renault.


C 28 июня 2012 года, заместитель председателя совета директоров ОАО АВТОВАЗ. С июня 2013 избран председателем совета директоров ОАО «АВТОВАЗ».

Бу Инге Андерсон - генеральный директор АвтоВАЗа.

Бу Андерcсон (Bo I. Andersson) родился 16 октября 1955 года в , в городе Фалькенберг. Женился в 1991 году, его супругу зовут Мод. Воспитывает двоих дочерей - Фелицию и Леонору. Андерссон имеет американское и шведское , но живет в Российской Федерации - в Нижнем Новгороде.


Окончил Военную Академию Швеции, получил степень бакалавра делового администрирования Стокгольмского Университета, освоил программу высшего Гарвардского университета.

1987 год - пришел работать в General Motors как менеджер Saab;

1990 год - стал вице-президентом Saab по закупкам;

1993 год - перешел из Saab в GM на пост исполнительного директора по международным закупкам электротехники;

1994 год - назначен исполнительным директором по закупкам химической продукции;

1997 год - стал вице-президентом по закупкам европейского отделения GM;

2009 год - стал президентом "Группы ГАЗ". Андерссона пригласил владелец ГАЗа Олег Дерипаска.


Награды :

2010 год - "Лучший руководитель" в российской автомобильной промышленности на международном автомобильном форуме ;

2011 год - лучший руководитель автомобильной Европы в номинации "Развивающиеся рынки" на Eurostars Awards;

2012 год - награда "За выдающиеся достижения" журнала Automotive Supply Chain за восстановление финансового положения "Группы ГАЗ" после кризиса.


За все достижения в бизнесе в 2012 году Андерcсона назвали почетным Королевства Швеции. А в этом году - он первым из иностранцев получил звание почетного гражданина Нижнего Новгорода за в экономику региона, Горьковского автозавода и укрепление статуса города.


Деятельность ОАО "АВТОВАЗ"

Основные показатели

Предприятие ориентировано на , где является абсолютным лидером по продажам, и на страны . В 2004 году завод выпустил чуть более 712 тысяч, в 2005 году - 721,5 тысяч автомобилей. В 2006 году выпущено 966 380 автомобилей и автокомплектов, продано 724 тыс. готовых автомобилей, в том числе 185 673 автомобилей и сборочных комплектов на . В 2007 году продано (по данным компании) 770 тысяч авто.


В 2008 году компания планировала выпустить 959,7 тыс. автомобилей и сборочных комплектов, в том числе 125 тыс. автомобилей Lada Kalina, более 210 тыс. автомобилей модели Lada Samara, 35 тыс. трехдверных внедорожников Lada 4х4 и 8 тыс. автомобилей «Lada 112 Coupe». Экспорт автомобилей и автокомплектов в 2008 году предполагалось увеличить до 194 тыс. единиц. В результате заводом было произведено 810,5 тыс. автомобилей, а продажи в Российской Федерации составили 622,1 тыс. авто. компании по составила 192,07 миллиард руб. (в 2007 году - 187,6 млрд руб.), чистый убыток - 24,66 млрд. руб. (в 2007 году - чистая 3,7 млрд. руб.).

В кризисный 2009 год первоначально планировалось выпустить 475 тыс. автомобилей, затем эта цифра была скорректирована до 332 тыс. автомобилей. В итоге «АвтоВАЗ» изготовил 294 737 автомобилей LADA (в том числе для экспорта - 34756 автомобилей всех семейств LADA). Помимо этого, выпущено 43047 сборочных комплектов. Лидером по объёму производства стало семейство LADA PRIORA: изготовлено более 91 тысячи этих автомобилей. В 2009 году завод останавливался дважды с начала года. Сначала в феврале 2009 года - из-за отказа производителей автокомпонентов отгружать продукцию автогиганту, пока он не погасит перед ними свои долги. Другой раз - уже на весь август - по решению топ-менеджмента из-за проблем со сбытом.


В 2010 году компания выпустила 545,5 тыс. автомобилей, увеличив объём производства по сравнению с 2009 годом на 85 %. В России было продано 517,1 тыс. автомобилей LADA (а учётом экспорта - 557,8 тыс. авто). По сравнению с 2009 годом реализация LADA в Российской Федерации выросла на 48 %. Этому росту способствовала государственная программа утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств. Владельцы старых автомобилей активно сдавали их на переработку, получая на приобретение новой машины. Самыми продаваемыми моделями в этот год LADA 2105 и LADA 2107-136 тыс. автомобилей. Второй показатель оказался у LADA Priora - 125,5 тыс. машин. Продажи LADA Kalina составили 108,9 тыс. автомобилей. В I квартале 2010 года убыток АвтоВАЗа составил 2,6 млрд рублей, во II квартале чистая по РСБУ составила 1 млрд. рублей. Объём продаж АвтоВАЗа во II квартале повысился в два раза по сравнению с I кварталом.

С 2011 года, после приобретения ООО «ОАГ», «АвтоВАЗ» начал учитывать в своих производственных продукцию Ижевского автозавода, который стал дочерней площадкой компании. В этом году обоими предприятиями выпущено 593,3 тысячи автомобилей. Продажи завода по сравнению с прошлым годом возросли на 10,6 % - до 578,3 тыс. авто (с учетом экспорта - до 634,3 тыс. авто). В том же году АВТОВАЗ подготовил производство и начал выпуск новой модели - седана LADA Granta.

В 2012 году «АвтоВАЗ» и Ижевский автозавод выпустили 587,6 тысячи автомобилей. По мнению экспертов, сокращение производства автомобилей LADA было вполне закономерно и ожидаемо и связано в первую очередь с тем, что компания проводила смену модельного ряда. Также снижение было отчасти обусловлено прекращением программ государственной поддержки, в частности, программы утилизации автомобилей. Продажи на российском в этом году составили 537,6 тыс. авто, а с учетом экспорта 608,2 тыс. В апреле 2012 года на «АвтоВАЗе» начался выпуск универсалов LADA Largus - автомобилей, созданных на платформе В0, предоставленной Альянсом Renault-Nissan.


По итогам 2013 года предприятием и его площадкой в Ижевске было выпущено 516,3 тысячи автомобилей. В этом периоде завод показал спад продаж и производства. По мнению экспертов, «продажам не способствовала общая экономическая ситуация в стране и пессимистичные макроэкономики. Это ограничивало желание в приобретении дорогостоящих товаров». Общее количество проданных автомобилей в России за этот период - 456,3 тыс. машин, а включая экспорт - 534,9 тыс. автомобилей LADA. В том же году АВТОВАЗ продолжил модернизацию мощностей и обновление модельного ряда, начав выпуск автомобилей LADA Kalina нового поколения.


Основные производства

На начало второго полугодия 2014 г. в состав производственных бизнес-единиц ОАО «АвтоВАЗ» входят сборочно-кузовные производства LADA Priora, LADA Кalina, LADA 4х4, производство автомобилей на платформе Альянса (B0), опытно-промышленное производство.

В состав автокомпонентных производств вошли механосборочное (в том числе подразделения по сборке двигателей, шасси и коробок передач), металлургическое, прессовое, энергетическое производство и производство .

Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке, представляющем собой две кольцевые трассы и отдельные участки с испытательным покрытием.

В 1966 по 1991 в состав «Волжского по производству легковых автомобилей» входили 5 (пять) производств:

Белебеевский завод Автонормаль;

Димитровградский автоагрегатный завод;

Скопинский автоагрегатный завод;

АвтоВАЗагрегат;

ТЭЦ Волжского автозавода.

После развала СССР, в результате , все предприятия стали акционерными обществами и перешли к разным собственникам. В настоящее время указанные заводы продолжают поставлять свою продукцию как на ОАО «АвтоВАЗ», так и на другие автозаводы России.

«АвтоВАЗ» совместно с «General Motors» и Европейским Реконструкции и Развития принял участие в создании совместного предприятия «GM-AvtoVAZ». Совместное производство началось с эмиссии внедорожника Chevrolet Niva («Шевроле Нива»).

Управление главного конструктора

Управление главного конструктора - структурное подразделение Волжского автозавода (в настоящее время - генерального департамента развития ОАО «АВТОВАЗ»), функцией которого является конструирование автомобилей.

История управления главного конструктора

1 октября 1966 года главным конструктором Волжского автозавода был назначен В. С. Соловьёв, который возглавил Отдел главного конструктора.

В декабре 1966 года конструкторы ОГК начали в Москве работу в одной из комнат Минавтопрома на Кузнецком мосту.

В июне 1968 года администрация и конструкторские службы ОГК переехали в новое здание дирекции на ул. Белорусской 16 (Тольятти).

В апреле 1969 года на площадке завода началось строительство Инженерного центра.

В марте 1971 года ОГК был преобразован в Управление главного конструктора.

В 1989 году управление главного конструктора вошло в состав Научно-технического центра АВТОВАЗа.

Руководители:

1966−1975 - Соловьёв, Владимир Сергеевич;

1976−1998 - Мирзоев, Георгий Константинович;

1998−2003 - Прусов, Пётр Михайлович;

2003−2006 - Губа, Владимир Иванович;

2006−2010 - Шмелёв, Евгений Николаевич;

2010− н. в. - Курдюк, Сергей Аскольдович.


Интересные факты:

18 апреля 1974 года в соответствии с приказом министра автомобильной промышленности СССР А. М. Тарасова на ВАЗе издан приказ генерального директора № 134 о создании в составе управления главного конструктора (за пределами штатного расписания) специального конструкторского бюро по роторно-поршневым двигателям (СКБ РПД) для автомобилей и мотоциклов. Руководителем бюро был назначен Поспелов, Борис Сидорович. Это было первое в СССР подразделение, занимавшееся исследованиями и производством роторно-поршневых двигателей для автомобилей. В 1990-х годах, в Научно-техническом центре ВАЗа были созданы двигатели ВАЗ-416, ВАЗ-426, ВАЗ-526.

Пётр Михайлович Прусов - единственный советский и российский автоконструктор, в честь которого на Аллее технической славы в г. Флинт (США) в 2010 году была установлена именная Звезда

Управление организации производства

Управление организации производства - структурное подразделение Волжского автозавода (с 1994 года - Дирекция информационных систем ОАО «АВТОВАЗ»), функцией которого является управление производством предприятия на основе информационных технологий и АСУ.

В состав управления входили средства вычислительной техники, терминальные устройства, телефонная станция, линии связи и типография. В 2010 году типография была выделена в отдельное предприятие - ООО «Двор печатный АвтоВАЗ».

История управления организации производства

В 1966 году в штатном расписании строящегося Волжского автозавода был утвержден Отдел организации производства (ООП), возглавил который Виктор Александрович Миронов.

В 1968 году в здании заводоуправления на ул. Белорусской, 16 - был организован первый вычислительный центр (ВЦ) ВАЗа, где были установлены ЭВМ «Минск-22». Первым начальником ВЦ стал Юрий Петрович Крат.

В 1969 году на базе ЭВМ GE-115, закупленной заводом и установленной в Турине (Италия), был организован «Центр-Пилот», где работали специалисты ООП над созданием исполнительного проекта «АСУ-ВАЗ».

В 1970 году на территории кузнечного пироизводства ВАЗа был создан временный вычислительный центр на базе ЭВМ GE-115 и GE-425.

В 1971 году отдел был преобразован в Управление организации производства (УОП).

В 1972 году был принят в эксплуатацию электронно-вычислительный центр (ЭВЦ) ВАЗа. К 1974 году основными ЭВМ вычислительного центра были GE-115, GE-130, GE-425 компаний Honeywell и General Electric. В этом же году на завод поступили первые отечественные ЭВМ «ЕС-1020».

В июне 1976 года был создан первый локальный вычислительный центр (ЛВЦ) на территории корпуса вспомогательных цехов. К концу 1977 года таких ЛВЦ на ВАЗе было уже пять.

13 мая 1977 года государственная комиссия под руководством заместителя М. Е. Раковского подписала акт о приёме в эксплуатацию автоматизированной системы управления Волжским автомобильным заводом - «АСУ-ВАЗ» в составе 15 подсистем.

В 1978 году збыли запущены в эксплуатацию новые отечественные ЭВМ «ЕС-1033» и началась установка мини-ЭВМ серии СМ ЭВМ. В 1982 году на заводе были установлены ЭВМ «ЕС-1055».

В 1992 году Сберегательным и Волжским автомобильным заводом (силами специалистов УОП) был реализован первый зарплатный проект в России В январе этого же года был запущен в работу первый на заводе и в городе Тольятти узел сети «Релком» с доменом vaz.togliatti.su.

В 1994 году управление было преобразовано в Дирекцию информационных систем (ДИС).

В 1995 году заводская АТС была переведена на цифровую технологию - установлена телефонная станция Meridian фирмы Northern Telecom на 15000 номеров, а в 1996 году «АВТОВАЗ» получил № 5247 на оказание услуг местной телефонной связи.

В 1997 году возле ЭВЦ была установлена спутниковая антенна с целью организации связи с компанией «Комстар» (Москва) для передачи голоса и данных. Позже по этому каналу был организован канал для доступа в Интернет.

На январь 2005 года корпоративная сеть ОАО «АВТОВАЗ» содержала 10 тысяч рабочих мест, более 150 серверов, 800 телекоммуникационных узлов и 400 километров оптоволоконных линий.

В декабре 2012 года состоялось празднование 45-летия УОП-ДИС, где была представлена книга А. Е. Степанова «Дело. Люди. Метаморфозы», посвященная истории этого подразделения ОАО «АВТОВАЗ».

Руководители:

1967−1976 - Миронов, Виктор Александрович;

1976−1986 - Перевалов, Юрий Николаевич;

1976−2004 - Тихонов, Владимир Иванович;

2004−2012 - Катьянов, Юрий Витальевич;

2012−2013 - Филатов, Станислав Борисович;

2013−н. в. - Реут, Александр Игоревич.


Интересные факты

«АвтоВАЗ» стал первым предприятием в СССР, на котором в ноябре 1982 года с помощью логической бомбы в компьютерной программе (автор - Уртембаев, программист УОП), был остановлен сборочный конвейер.


В 1988 году УОП «АВТОВАЗ» были разработаны и запущены в производство персональные ЭВМ «Альфа-1М», которые с помощью специалистов управления были установлены в школах Автозаводского района Тольятти.

Модельная линейка АвтоВАЗа

В настоящее время серийно выпускаются автомобили:

Разработанные «АвтоВАЗ»

Семейство Lada Kalina - семейство легковых автомобилей, выпуск которых начался 18 ноября 2004 года, с 2013 года выпускается модернизированная модель Lada Kalina II, которая претерпела изменения относительно Lada Kalina аналогично уже снятой с производства Lada Samara II относительно Lada Samara/Спутник 15 лет назад - 5-дверный хэтчбек и универсал;

Датсун Он-Ду 2014 года эмиссии ценных бумаг

Lada Largus - 5 и 7-местный универсал, грузовой фургон. Выпускается с 2012 года на платформе B0 альянса Renault-Nissan в основе Dacia Logan MCV.


Лада Ларгус 2014 года эмиссии ценных бумаг

Nissan Almera - 4-дверный седан. Выпускается с 2012 года с кузовом от китайской версии Nissan Bluebird Sylphy, техникой и салоном от Renault Logan 1 поколения.


Ниссан Алмера 2012 года эмиссии

Серийно выпускаемые двигатели

21116/11186: 8 клапанов, 87 л.с., устанавливается на модели Kalina, Granta, Priora;

21111/11183: 8 клапанов, 82 л.с., устанавливается на модель Granta (ранее устанавливался на LADA Samara);

21126: 16 клапанов, 98 л.с., устанавливается на модели Kalina, Granta, Priora;

21127:16 клапанов, 106 л.с., с системой динамического наддува, устанавливается на модели Kalina, Granta, Priora;

21214: 8 клапанов, 83 л.с., устанавливается на модель «4х4»; K4M: 16 клапанов, 105 л.с., устанавливается на модель Largus.


Кроме того, «АвтоВАЗ» продолжает выпуск комплектующих и запасных частей для моделей, снятых с производства или производящихся в других городах Российской Федерации и за рубежом.

Научно-технический центр

8 апреля 1986 года состоялся визит М. С. Горбачёва в Тольятти, где ЦК КПСС посетил автозавод. Результатом этого визита было решение о создании на базе флагмана отечественного машиностроения инжинирингового центра.

4 сентября 1986 года Правительством страны было принято решение о создании на автозаводе отраслевого научно-технического центра (НТЦ). В 1987-1994 годах были введены в строй его основные мощности: инженерный корпус, дизайн-центр, комплекс подготовки автомобилей к испытаниям, комплекс исследований электромагнитной совместимости, шумов и вибраций, аэроклиматический комплекс, корпуса опытно-промышленного и экспериментального производств. В 1996 году в НТЦ была принята в эксплуатацию полномасштабная аэродинамическая труба.

Первым руководителем научно-технического центра был В. В. Каданников (в 1986-1988 годах).

7 сентября 2001 года, в честь 15-летия научно-технического центра, была открыта первая очередь технического музея. Сегодня это - целый парк автомобильной и военной техники, где собраны уникальные экспонаты со всей страны.

После вхождения в число акционеров ОАО «АвтоВАЗ» французской компании Renault, принято решение о вхождении НТЦ ОАО «АвтоВАЗ» в состав глобального инженерного альянса с Renault/Nissan.

Дочерние компании


Автоспорт

После начала денежной эмиссии в 1970 году первых автомобилей ВАЗ-2101 сразу возник вопрос о создании спортивной модификации модели, ведь руководство завода считало, что автоспорт - один из методов испытания серийной модели в экстремальных условиях. Осенью 1970 года генеральный директор Волжского автозавода Виктор Поляков поставил задачу: подготовить три спортивных автомобиля на базе ВАЗ-2101. Двигатели к ним собирались на заводе ФИАТ, однако необходимую доработку конструкции проводили вазовские инженеры и техники.


В феврале 1971 года три экипажа на спортивных ВАЗ-2101 впервые выступили на зимнем командном чемпионате СССР по ралли, получив почетный приз «За волю к победе». В том же 1971 году молодой командой «ВАЗ-Автоэкспорт», выступавшей на автомобилях ВАЗ-2101, был завоеван главный командный трофей авторалли «Тур Европы-71» - «Серебряный кубок».

В 1971 году в Управлении главного конструктора предприятия создается бюро форсированных испытаний автомобилей. Опыт, накопленный в , помогал лучше готовить технику, что находило отражение в последующих успешных выступлениях автоспортсменов завода, в частности, особо результативным было выступление команды «ВАЗ-Автоэкспорт» на «Туре Европы - 73».

В 1970−1980-е годы команда «Автоэкспорт» на специально подготовленных автомобилях ВАЗ разных моделей участвовала во всевозможных кольцевых гонках и ралли в Европе. В чемпионате СССР был отдельных зачет для автомобилей «Жигули». Ранее регулярно проводились соревнования «Кубок ЛАДА», а также кольцевые трековые гонки и различные российские соревнования по ралли, где участвуют автомобили производства «АвтоВАЗа» или спонсором соревнований является «АвтоВАЗ», в частности - автокросс «Серебряная ладья».


После старта производства в 1977 году ВАЗ-2121 «Нива» конструкция этого автомобиля привлекла внимание специалистов французской компании «Жак Пок», владелец которой Жан-Жак Пок вынашивал мечту об участии «Нивы» в крупных международных автомобильных соревнованиях. Познакомившись с автомобилем, французские специалисты начали его подготовку к старту в марафоне «Париж - Дакар» 1978 года. Две заявленные Ж.-Ж. Поком «Нивы» оказались в числе трети стартовавших участников, благополучно финишировавших в этом соревновании. В 1981 году французская команда, выступавшая на этих автомобилях, сумела занять третье место, а в сезоне 1982 года - 2-е. В дальнейшем французским гонщикам неоднократно удавалось занимать призовые места на переработанных спортивных вариантах советского «внедорожника». Последними яркими международными достижениями «Нивы» стали победа 1994 года в «Бахе» (Венгрия), удачные выступления на ралли «Атлас» и 36 место в общем зачете «Париж-Дакар-Париж». На этом биография раллийных автомобилей «Нива» на международных соревнованиях закончилась.


В 2008 году «АвтоВАЗ» принимал участие в Чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам на легковых автомобилях WTCC на автомобилях Лада 110. С 2009 года по 2011 год в Чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам на легковых автомобилях WTCC участвовала Lada Priora WTCC. С 2013 года в Чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам на легковых автомобилях WTCC участвует Lada Granta WTCC. В сезоне 2010 года на болидах «Формулы-1» команды «Рено» был размещён логотип LADA. В 2012 году стартовал «Кубок LADA Granta». Первый этап этой новой Гоночной серии состоялся 11-12 июня на автодроме «Москва» в Мячково.


Российские бренды легковых автомобилей были созданы ещё в СССР, и не все остались на плаву. Сегодня только два завода, АвтоВАЗ и УАЗ, продолжают выпускать продукцию под своей торговой маркой. ГАЗ и "ИжАвто" перешли на сборку иностранных моделей, а "Москвич" вообще прекратил существование.

В постсоветское время неоднократно предпринимались попытки создания отечественной конкурентоспособной марки легкового автомобиля, но успешной можно назвать лишь одну - Нива Шевроле.

ОАО "АвтоВАЗ"

Тольяттинский автозавод был основан в 1966 году и вскоре стал самым крупным производителем "легковушек" в Восточной Европе и СССР. Производство началось в 1970 году с выпуска теперь уже легендарной "копейки" (ВАЗ-2101), которую и сейчас изредка можно встретить на дорогах.

За почти полувековую историю "АвтоВАЗ" выпустил десятки полюбившихся моделей автомобилей ("Жигули", "Спутник", "Самара", "Нива", "Ока").

Модельный ряд и годы выпуска представлены в диаграмме:

Сегодня "АвтоВАЗ" находится под управлением альянса Renault-Nissan и производит популярные модели автомобилей под собственной торговой маркой Lada ("Ла́да").

Lada Priora ("Ла́да Приóра")

  • Lada Priora седан (ВАЗ-2170)
  • Lada Priora хетчбэк (ВАЗ-2172)
  • Lada Priora универсал (ВАЗ-2171)
  • Lada Priora Coupe ("Ла́да Приóра Купе", ВАЗ-21728)

Lada Granta ("Ла́да Гра́нта")

  • Lada Granta седан ВАЗ-2190
  • Lada Granta седан спорт ВАЗ-2190
  • Lada Granta лифтбек ВАЗ-2191

Lada Kalina ("Ла́да Калина 2")

  • Lada Kalina хетчбэк (ВАЗ-2192)
  • Lada Kalina универсал (ВАЗ-2194)

Lada Largus ("Ла́да Ла́ргус")

  • Lada Largus универсал (R90)
  • Lada Largus грузовой фургон (F90)

Lada 4x4 - внедорожник

  • Lada 4x4 3-дверный универсал (ВАЗ-21214)
  • Lada 4x4 5-дверный универсал (ВАЗ-2131)

В августе 2014 года АвтоВАЗ представил новую модель LADA 4х4 Urban.

На долю внедорожников 4х4 приходится большая часть продаж продукции автозавода в Европе.

ЗАО "GM-АВТОВАЗ"

Совместное предприятие "АвтоВАЗа" и американского концерна General Motors выпускает российский вседорожник Chevrolet Niva с 2002 года. Существует 5 комплектаций автомобиля: L, LE, LC, GLC, GLS.

В 2000-х годах выпускались, а затем были сняты с производства модели:


Выпускается также модификация Chevrolet Niva Trophy ("Трофи"), приспособленная к условиям бездорожья.

Шевроле Нива - один из самых продаваемых внедорожников в стране.

Производственные мощности ЗАО "GM-АВТОВАЗ" находятся в Тольятти.

ОАО "ГАЗ" ("Группа ГАЗ")

Горьковский автозавод, флагман российского и советского автопрома, был основан в 1932 году в Нижнем Новгороде. Именно здесь начался выпуск первых советских легковых автомобилей - ГАЗ-А.

В дальнейшем на предприятии производились:


Модельный ряд легковых ГАЗ представлен в таблице ниже:

Модель

Года выпуска

1940 - 1942, 1945 - 1948

М-20 «Победа»

ЗИМ (ГАЗ-12)

ГАЗ-21 «Волга»

ГАЗ-22 «Волга»

ГАЗ-23 «Волга»

ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-24 «Волга»

ГАЗ-24-02 «Волга»

ГАЗ-24-24 «Волга»

ГАЗ-14 «Чайка»

ГАЗ-24-10 «Волга»

ГАЗ-24-34 «Волга»

ГАЗ-3102 «Волга»

ГАЗ-3101 «Волга»

ГАЗ-31029 «Волга»

ГАЗ-31022 «Волга»

ГАЗ-3105 «Волга»

ГАЗ-3110 «Волга»

ГАЗ-310221 «Волга»

ГАЗ-3111 «Волга»

ГАЗ-31105 «Волга»

ГАЗ-311055 «Волга»

С 2005 года Горьковский автозавод находится в составе автомобилестроительного холдинга "Группа ГАЗ".

После прекращения производства Volga Siber ("Волга Сайбер") в 2010 году, разработка собственных легковых моделей ГАЗ не предполагается. Запчасти для "Сайберов" завод будет выпускать в течение 10 лет.

ОАО "УАЗ"

Ульяновский автозавод работает с 1941 года. Предприятие специализируется на производстве полноприводных автомобилей, в том числе внедорожников.

Знаменитый УАЗ-469, получивший народное прозвище "козлик", стал выпускаться с 1972 года и долгое время был основным командирским автомобилем в Советской Армии.

Впоследствии его модернизировали и преемники "козлика" УАЗ-3151 и УАЗ-315195 "Хантер" выпускаются по сей день. С 2004 года Ульяновский автозавод находится в составе крупного автомобильного холдинга "Соллерс".

Модельный ряд и годы производства внедорожников УАЗ:

  • УАЗ-469 (1971-2003);
  • УАЗ-3160 (1997-2004);
  • УАЗ-3162 "Симбир" (2000-2005);
  • УАЗ-3151 (с 1985 по настоящее время);
  • УАЗ-3159 "Барс" (с 1999 по настоящее время);
  • УАЗ-315195 "Хантер" (с 2003 по настоящее время);
  • UAZ Patriot (УАЗ-3163) (с 2005 по настоящее время).

Модификации "Патриота":

  • UAZ Cargo ("Карго", УАЗ-23602-050);
  • UAZ Pickup ("Пикап", УАЗ-23632);
  • UAZ Patriot Sport ("Патриот Спорт", УАЗ-3164).

Выпускаются также военные и полицейские модификации.

"Москвич"

Довольно распространенная в советское время марка "Москвич" производилась на АЗЛК (затем ОАО "Москвич") с 1947 по 2001 годы. Всего было выпущено около 40 моделей. В 2000-х завод был объявлен банкротом и значительная часть его производственных мощностей перешла во владение ЗАО "Автофрамос" - совместного предприятия правительства Москвы и компании Renault.

В 2014 году "Автофрамос" был переименован в ЗАО "Рено Россия". Товарный знак "Москвич" с 2009 года принадлежит немецкой фирме Volkswagen.

"ИжАвто"

Ижевский автозавод работает с 1965 года. Сначала на нем собирались "Москвичи", а в 1973 году завод начал производить собственную марку Иж-2125 ("Иж-Комби") - единственный в СССР автомобиль с кузовом хетчбэк. Разные модели "Иж" выпускались до 2006 года (Иж-2717, Иж-21261 «Фабула»).

Сейчас завод производит Иж-27175 и собирает автомобили KIA Spectra, KIA Sorento и др.

ТагАЗ

Автозавод в Таганроге был построен в 1998 году как автосборочное предприятие для иностранных брендов.

В 2009 году ТагАЗ объявил о выпуске собственной разработки - легкового автомобиля Tagaz Vega.

Реализовав немногим более 1000 машин, производство было приостановлено из-за судебных исков южнокорейского подразделения GM Daewoo к ТагАЗу по поводу нарушения прав на интеллектуальную собственность. В 2014 году завод признан банкротом.

О положительных и отрицательных аспектах эксплуатации отечественных автомобилей смотрите в следующем видео ролике.

"Взорвут" ли новые модели отечественных легковых автомобилей рынок РФ? Вообще-то такие появлялись, но ненадолго:


Автопром только начинает выходить из кризиса, поэтому вряд ли стоит ожидать чуда в ближайшее время.



Поделиться