Требования к техническому состоянию. Техническое состояние транспортных средств Какие требования предъявляются по содержанию автотранспортных средств

10.1.1. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей, прицепов, полупри­цепов всех типов, марок, назначений, а также всех механических средств с рабочим объемом цилиндров более 50 см 3 (далее – транспортные средства), нахо­дящихся в эксплуатации, должны отвечать Прави­лам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правилам дорожного дви­жения Украины, Санитарным правилам по гигиене труда водителей автомобилей (раздел 2, пп. 54, 51, 55 этих Правил), инструкциям заводов-изготовите­лей, а также этим Правилам.

10.1.2. К рабочему месту водителя автомобиля предъя­вляются следующие требования:

– ограждение рабочего места водителя в салоне легкового автомобиля-такси (защитный экран) и ав­тобуса, если оно предусмотрено конструкцией, долж­но быть в исправном состоянии;

– ветровое и боковое стекло не должно иметь трещин и затемнений, не допускается использовать дополнительные предметы или наносить покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухуд­шающие прозрачность стекла;

боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемных механизмов;

– на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; сиденье и спинка должны иметь ис­правную регулировку, обеспечивающую удобную по­садку водителя;

– ручки около дверного проема, замки всех две­рей кузова или кабины, а также привод управления дверьми, сигнализация работы дверей (открыто, зак­рыто), аварийные выходы автобусов и устройства приведения их в действие должны быть исправными;

– пол кабины (салона) автомобиля должен засти­латься ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений;

– уровни звука и эквивалентные уровни звука в кабинах грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА, в салонах легковых автомобилей и автобу­сов – 60 дБА;

– санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны быть в рабочем состоянии и обеспечивать поддержание в кабине (салоне) параметров микро­климата согласно установленным нормам (При­ложе­ние 6);

10.1.3. Органы управления автомобилем должны быть с исправными уплотнителями, препятствующи­ми проникновению отработанных газов в его кабину (салон).

10.1.4. Системы питания, смазки и охлаждения должны быть исправными и не иметь течи топлива, масла, антифриза, воды.

10.1.5. В отделениях, предназначенных для пас­сажиров и водителя, не должно быть никаких уст­ройств и элементов топливной системы.

Размещение элементов топливной системы долж­но быть таким, чтобы в случае вытекания топливо попадало только на дорогу и полностью исключало возможность его попадания на элементы выхлопной системы.

10.1.6. Элементы и соединения системы выпуска отработанных газов должны находиться в исправном состоянии.

10.1.7. Вентиляция картера двигателя должна работать исправно, не допуская прорыва газов в под­капотное пространство.

10.1.8. Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние транспортного средства полной массы на дороге с уклоном не менее 16%, а для легковых автомобилей, их модификаций для перевозки пассажиров, а также автобусов в сна­ря­женном состоянии – не менее 23% и для грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии – не менее 31%.

10.1.9. Стояночная тормозная система прицепа (полуприцепа) при отсоединении его от тягача долж­на обеспечивать неподвижное его состояние на укло­не, значения которого установлены в п. 10.1.8 для соответствующей категории транспортного средства, к кото­рой относится тягач.

10.1.10. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца должны быть исправ­ными и правильно установлены на своих местах. Не допускается наличие трещин и погнутости дисков колес.

10.1.11. Техническое состояние электрооборудо­вания автомобиля должно обеспечивать пуск двига­теля с помощью стартера, бесперебойное и своевре­менное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, без­отказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования долж­ны быть укреплены и иметь надежную неповрежден­ную изоляцию, исключающую возможность их обры­ва, перетирания, износа или короткого замыкания.

Предохранители системы электрооборудования, применяемые для замены сработанных, должны от­вечать техническим требованиям.

Аккумуляторная батарея должна быть надежно закреплена. Не допускается течь электролита из мо­но­блока аккумуляторной батареи.

10.1.12. Каждый автомобиль должен быть укомп­лектован упорными колодками не менее 2 шт., огне­тушителем, медицинской аптечкой, знаком аварий­ной остановки (мигающим красным фонарем).

10.1.13. Автобусы и грузовые автомобили, пред­назначенные для перевозки людей и специально обо­рудованные для этой цели, должны укомплектовы­ваться дополнительно вторым огнетушителем, при этом один огнетушитель должен находиться в каби­не водителя, второй – в пассажирском салоне авто­буса или в кузове автомобиля.

10.1.14. При направлении в рейс продолжи­тель­ностью более 1 суток грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно укомплектовывать­ся подставками (козелками), лопатой, буксирным устройством, предохранительной вилкой (переносным устройством) для замочного кольца колеса, а зимой –дополнительно цепями противоскольжения.

10.1.15. Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка – пря­мую шпильку соответствующей длины и прочности. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без задирок.

10.1.16. Двери кабин (салонов), капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фик­саторами открытого и закрытого положения.

10.1.17. Не допускается оборудование салона ав­тобуса дополнительными элементами конструкции, ограничивающими свободный доступ к аварийным вы­ходам.

Аварийные выходы должны быть обозначены и иметь таблички с правилами их использования.

Запрещается двери основных и аварийного (запас­ного) выходов содержать в нерабочем состоянии, за­варивать, запирать на замки, болты и т.п.

10.1.18. Подножки, буферы, специальные площад­ки должны иметь неизношенную рифленую поверх­ность и быть надежно закреплены в местах, предус­мотренных конструкцией транспортного средства.

Внутри пассажирского салона транспортного средства в непосредственной близости от передней двери должна быть наклеена четкая надпись или пиктограмма высотой не менее 15 мм, включая цифры высотой не менее 25 мм, указывающая число мест для сидения, а также общее число пассажиров, на которое рассчитано транспортное средство.

Пассажировместимость автобусов рассчитывают, принимая во внимание среднюю массу одного пассажира, равную 68 кг. Для транспортных средств, в которых не предусмотрены места для стоящих пассажиров или наличие таких пассажиров допускается в отдельных случаях, расчетная масса одного пассажира составляет 71 кг. При этом учитывается средняя масса ручной клади, равная 3 кг.

В автобусах должен соблюдаться ряд требований, касающихся противопожарной защиты. В моторном отделении запрещается использовать любой легковоспламеняющийся или абсорбирующий топливо и смазку звукоизоляционный материал, если он не покрыт непроницаемым листовым материалом. По мере возможности должны соблюдаться меры предосторожности против накопления топлива или смазочного масла в любом месте моторного отделения.

Между моторным отделением или любым другим источником тепла (таким как тормоз-замедлитель или устройство для отопления салона, за исключением устройств, обогреваемых водой) и остальной частью транспортного средства должна размещаться перегородка из жаропрочного материала.

В пассажирском салоне может быть установлено устройство для отопления (за исключением устройств, в которых используется горячая вода), если оно заключено в материал, предназначенный для изоляции тепла, генерируемого этим устройством, не выделяет токсичного дыма и расположено таким образом, что контакт пассажира с любой горячей поверхностью практически исключен.

Заливные горловины топливных баков должны быть доступны только с наружной стороны транспортного средства. Они должны быть расположены так, чтобы исключить возможность попадания топлива на двигатель или выхлопную систему во время заправки. Если наливная горловина расположена на боковой стороне транспортного средства, то пробка в закрытом положении не должна выступать над прилегающей поверхностью кузова. Пробка наливной горловины изготавливается таким образом, чтобы исключить ее непроизвольное открытие. Подтекание топлива через пробку наливной горловины не допускается.

В отделениях, предназначенных для водителя и пассажиров, запрещено размещать любые элементы топливной системы. Соединения и топливопроводы должны быть изготовлены так, чтобы обеспечивалась их герметичность в различных условиях эксплуатации транспортного средства, независимо от естественного старения, перекосов, изгибных деформаций и вибрации всей конструкции транспортного средства.

Должна быть исключена возможность попадания топлива при утечке из системы питания на детали выхлопной системы.

Автобусы большой вместимости должны быть оборудованы аварийным выключателем, который предназначен для снижения опасности возникновения пожара после остановки транспортного средства. При этом он должен располагаться в легкодоступном для сидящего водителя месте, быть четко обозначен и иметь защитную крышку или другие соответствующие средства предотвращения случайного срабатывания. Четкие инструкции относительно способа использования должны быть указаны в непосредственной близости от аварийного выключателя, например: «Снять крышку и повернуть рычаг вниз. Приводить в действие только после остановки транспортного средства».

Приведение в действие аварийного выключателя должно вызвать быстрый останов двигателя, срабатывание выключателя аккумулятора, отключающего по крайней мере одну его клемму от электрической цепи, и включение на транспортном средстве аварийных сигналов. При этом отключение аккумуляторов не должно привести к отключению цепей, обеспечивающих непрерывное функционирование тахогрофа, аварийного внутреннего освещения, охлаждающего приспособления дополнительных обогревателей и централизованной блокировки дверей.

Электрооборудование и электропроводка транспортного средства должны быть хорошо изолированы, а провода - надежно защищены и прочно закреплены, чтобы исключить возможность обрыва, перетирания или износа. Аккумуляторные батареи должны быть надежно закреплены и легкодоступны. Отсек, в котором они размещаются, отделяется от пассажирского салона и обеспечивается вентиляция наружным воздухом.

Транспортное средство оснащается не менее чем двумя огнетушителями, причем один из них должен находиться в кабине водителя, другой - в пассажирском салоне. Необходимо предусмотреть места для аптечек первой помощи (не менее 7 дм3).

Огнетушители и аптечки первой помощи могут быть защищены от кражи и актов вандализма (например, посредствам помещения их в отделение, запираемое на ключ, или под стекло, которое может быть разбито) при условии, что их можно легко извлечь в экстремальных ситуациях. Места их размещения должны быть четко обозначены.

Наличие каких-либо воспламеняющихся материалов в пределах 10 см от выхлопной трубы допускается только в том случае, если эти материалы надлежащим образом защищены

Основные требования к выходам автобусов

Под выходом автобуса понимается служебная дверь или запасный (аварийный) выход, под служебной дверью - дверь, используемая пассажирами при нормальной эксплуатации, когда водитель находится на своем месте, под запасным выходом - запасная дверь, запасное окно или аварийный люк. Запасными выходами оборудуются только маломестные автобусы. Под аварийным выходом подразумевается аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк. Аварийными выходами оборудуются пассажирские транспортные средства большой вместимости.

Запасная (аварийная) дверь - это дверь, устраиваемая дополнительно к служебным дверям и предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах, в частности в случае опасности.

Запасное (аварийное) окно - это окно, необязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.

Аварийный люк - это отверстие в крыше, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности. Автобусы большой вместимости могут оборудоваться также аварийными люками, расположенными в полу пассажирского салона.

Все двери автобусов, независимо от вместимости, должны легко открываться изнутри и снаружи транспортного средства, когда оно находится на стоянке. При этом может быть предусмотрена возможность запирания двери снаружи при условии, что ее всегда можно открыть изнутри.

Если служебные двери оборудованы механическим приводом, то при нахождении транспортного средства на стоянке они должны иметь возможность открываться изнутри, а в незапертом состоянии - снаружи с помощью органов управления, которые функционируют независимо от всех других органов управления дверями. При этом указанные органы управления должны размещаться на двери или на расстоянии не более 300 мм от нее на высоте не более 1600 мм над первой ступенькой при расположении внутри и не более 1800 мм от уровня грунта при расположении снаружи. Данные устройства должны быть легко видимы и четко различимы при приближении к двери и нахождении перед дверью, а также обеспечивать открытие двери вручную. Они могут быть защищены приспособлением, которое может быть легко снято или разбито для получения доступа к аварийному органу управления.

Запасные (аварийные) окна должны либо открываться изнутри и снаружи транспортного средства с помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло.

Аварийные люки должны открываться или сниматься как изнутри, так и снаружи. Если люк изготовлен из легко разбиваемого материала, то рядом с ним должно находиться приспособление, которым лица, находящиеся внутри транспортного средства, могут без затруднений воспользоваться, чтобы разбить люк.

Каждый запасный и аварийный выход должен обозначаться надписью «Запасный выход» или «Аварийный выход», читаемой как снаружи, так и изнутри транспортного средства.

Приборы экстренного управления служебными дверями и всеми запасными (аварийными) выходами внутри и снаружи транспортного средства должны обозначаться соответствующим знаком или четкой надписью. Кроме того, на указанных приборах или около них должны иметься четкие инструкции о пользовании ими.

Язык всех инструкций и надписей, регламентированных к применению в салонах автобусов, должен соответствовать государственному языку страны регистрации транспортного средства.

Требования к выходам маломестных автобусов

Маломестные автобусы должны иметь минимум две двери: одну служебную и одну запасную либо две служебные.

Минимальное число запасных выходов должно быть таким, чтобы минимальное общее число выходов как служебных, так и запасных и аварийных люков было таким, как указано в таблице. Сдвоенная служебная дверь при этом рассматривается как две двери, а двойное окно - как два запасных окна.

Служебные двери должны располагаться с ближайшей к обочине стороны или сзади транспортного средства. Выходы должны располагаться таким образом, чтобы с каждой стороны транспортного средства было как минимум по одному выходу. В передней и задней половине пространства, предназначенного для пассажиров, должен быть как минимум один выход. В задней либо в передней части обязательно должен располагаться один выход, если в крыше не предусмотрен аварийный люк.

Табл. Требования по оснащению выходами маломестных автобусов

Если пространство, предназначенное для сиденья водителя и пассажирских сидений, расположенных рядом с сиденьем водителя, не сообщается с основным пассажирским отделением соответствующим проходом, то все вышеперечисленные требования касаются только оборудования пассажирского салона.

Минимальные размеры запасных дверей, окон и аварийных люков представлены в таблице:

Табл. Требования к размерам запасных (аварийных) выходов

Наименова­ние выхода

Размеры выхода

Примечания

Запасная дверь

Высота 125 см, ширина 55 см

В тех случаях, когда это обусловлено наличием колесных кожухов, допускается уменьшение ширины до 30 см при условии, что на высоте не менее 40 см от самой низкой части дверного проема ширина двери составляет 55 см

Запасное окно Площадь проема 4000 см 2

В это отверстие должен вписываться прямо­угольник высотой 50 см и шириной 70 см. Если запасное окно расположено в задней части транспортного средства и конструк­цией транспортного средства не предусмот­рено запасное окно минимальных размеров, предписанных выше, то в проем должен впи­сываться прямоугольник высотой 35 см и шириной 155 см. Углы прямоугольника могут быть закруглены, радиус кривизны не должен превышать 25 см

Аварийный люк Площадь проема 4000 см 2 В этот проем должен вписываться прямо­угольник высотой 50 см и шириной 70 см

В случае, если автобус не предназначен для перевозки стоящих пассажиров и имеет минимальную массу не более 3,5 т и менее 12 пассажирских сидений, причем с каждого сиденья имеется свободный доступ по меньшей мере к двум дверям, размер запасной двери может быть уменьшен до 110 см в высоту.

Требования к выходам автобусов большой вместимости

Пассажирские транспортные средства большой вместимости должны иметь как минимум две двери.

Минимальное число аварийных выходов должно быть таким, чтобы общее число выходов соответствовало указанным в таблице. Аварийные люки при этом рассматриваются как один из указанных аварийных выходов.

Табл. Требования по оснащению выходами автобусов большой вместимости

При определении минимального числа выходов каждую жесткую секцию сочлененного транспортного средства следует рассматривать как отдельное транспортное средство.‭ ‬Число пассажиров определяется для каждой жесткой секции,‭ ‬причем соединяющий их проход не рассматривается в качестве выхода.‭ ‬Сдвоенная служебная дверь рассматривается как две двери,‭ ‬а двойное окно ‬- как два аварийных окна.

Автобусы должны иметь аварийные люки,‭ ‬минимальное число которых при пассажировместимости не более ‬50‭ ‬человек ‬- 1,‭ ‬более ‬50‭ ‬человек ‬- 2.

Служебные двери должны располагаться с ближайшей к обочине стороны транспортного средства,‭ ‬и по меньшей мере одна из них должна находиться в передней половине транспортного средства.‭ ‬Разрешается устройство двери в задней стенке транспортного средства при условии,‭ ‬что она не является служебной дверью.

Выходы должны располагаться таким образом,‭ ‬чтобы на каждой боковой стороне имелось практически одинаковое их число.‭ ‬Выходы,‭ ‬расположенные с одной стороны транспортного средства,‭ ‬должны равномерно размещаться по его длине.‭ ‬По меньшей мере один аварийный выход должен быть расположен‭ ‬у задней или передней оконечности транспортного средства.‭ ‬Для транспортных средств,‭ ‬предназначенных для перевозки сидящих и стоящих пассажиров,‭ ‬а также в случае,‭ ‬если задняя часть наглухо отделена от пассажирского салона,‭ ‬это предписание выполняется,‭ ‬если в крыше оборудован аварийный люк.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ

И ОБОРУДОВАНИЮ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

2.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Изучение и анализ ДТП показывают, что они происходят в основном из-за нарушений Правил до­рожного движения и неудовлетворительного технического состояния транспортных средств.

Техническое состояние и оборудование транспортных средств, находящихся в эксплуатации, должно отвечать требованиям ГОСТ 25478-82. Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил дорожного движения. Правил по охране труда на автомобильном транспорте, инструкций предприятий-изготовителей, регистрационных документов и другой нормативно-технической документации.

Не должны допускаться к эксплуатации технически неисправные транспортные средства.

Особое внимание необходимо уделять техническому состоянию тормозной системы, из-за неисправности которой происходят наиболее тяжелые ДТП. Перед выпуском автомобиля на линию следует осмотреть тормозную систему, проверить эффективность ее действия и в случае обнаружения неисправностей немедленно их устранить.

К эксплуатации не допускаются автомобили, если: изменена конструкция тормозных систем; применены тормозная жидкость, узлы или отдельные детали, не предусмотренные для данной модели автомобиля или не соответствующие требованиям предприятия-изготовителя; нарушена герметичность гидравличе­ского тормозного привода; нарушение герметичности пневматического тормозного привода вызывает падение давления воздуха при неработающем компрессоре на 0,05 МПа за 30 мин при свободном положении органов управления тормозной системой или за 15 мин при включенных органах управления; не работает манометр пневматического тормозного привода; рычаг стояночной тормозной системы не удерживается запирающим устройством; при дорожных испытаниях не соблюдаются нормы эффективности торможения ра­бочей тормозной системы; стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние на уклоне менее 16%-транспортных средств с полной нагрузкой, 23% - легковых автомобилей и их моди­фикаций для перевозки грузов, автобусов в снаря­женном состоянии, 31%-грузовых автомобилей и автопоездов в "снаряженном состоянии. При испы­тании стояночной тормозной системы двигатель от трансмиссии необходимо отключить.

Дорожные испытания рабочей тормозной системы проводят на горизонтальном участке дороги с ров­ным, сухим и чистым цементе- или асфальтобетонным покрытием при начальной скорости торможения 40 км/ч.

Тормозной путь для автомобилей в снаряженном состоянии с учетом массы водителя должен быть не более, м:

Легковые автомобили
и их модификации для перевозки грузов………………………14,5

Автобусы с полной массой
до 5 тонн включительно…………………………………………18,7

То же свыше 5 тонн………………………………………………19,9

Грузовые автомобили с полной массой до 3,5 …………………19,0

То же от3,5 до 12 тонн включительно………………..………….18,8

То же свыше 12 тонн……………………………………...………17,7

Автопоезда с автомобилями-тягачами с полной массой до 3,5 тонн включительно………………………………………..………..22,7

То же от 3,5 до 12 тонн включительно……………….……..22,1

То же свыше 12 тонн…………………………………….…...21,9

Результаты испытания считают недействительными, если для сохранения прямолинейного направ­ления в процессе торможения водителю приходится исправлять траекторию движения.

При стендовых испытаниях рабочей тормозной системы, а также при проверке эффективности запасной (аварийной) и вспомогательной тормозных систем применяют нормы по ГОСТ 25478-82.

Рулевое управление должно обеспечивать легкость и надежность управления передними колесами на любых скоростях и в различных дорожных усло­виях. О техническом состоянии рулевого управления судят по суммарному люфту. У автомобилей определенных типов он не должен превышать следующих предельных значений, град:

Легковые автомобили и созданные
на их базе грузовые модификации и автобусы...........................10

Автобусы...................................................................................... 20

Грузовые автомобили................................................................. 25

В рулевом управлении недопустимы не предусмотренные конструкцией ощутимые взаимные перемеще­ния деталей и узлов или перемещение их относительно кузова (шасси, кабины, рамы) автомобиля. Все резьбовые соединения должны быть затянуты или надежно зафиксированы. В рулевом управлении не должны применяться детали со следами остаточной дефор­мации и другими дефектами, а также детали и рабочие жидкости, не предусмотренные для данной модели автомобиля или не соответствующие требованиям предприятия-изготовителя.

Следует помнить, что увеличенные зазоры в сочленениях элементов рулевого управления, износ и деформация деталей, ослабление их крепления при­водят к вибрации передней части автомобиля, потере устойчивости, а иногда и управления автомобилем.

Состояние ходовой части автомобиля определяют внешним осмотром деталей подвески, дисков, колес и шин, проверкой осевого люфта подшипников колес, углов установки передних колес.

Нормальное техническое состояние ходовой части означает надежное крепление подвески, правильное расположение переднего и заднего мостов относительно рамы или кузова. Недопустимы погнутости, трещины в балках рамы или деталях подвески; разрушения коренного листа или центрального болта рессоры, повреждения пружин.

Диски колес должны быть надежно закреплены в ступицах, в них не должно быть трещин, погнутостей, разработанных отверстий или кольцевых канавок, а также неисправных замковых колец и по­врежденных деталей крепления.

Одна из главных гарантий безопасного движения автомобиля - шины. Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию автомобиля, если: шины легкового автомобиля имеют остаточную высоту ри­сунка протектора менее 1,6 мм, грузового-1,0 мм, автобуса - 2,0 мм (для прицепов и полуприцепов нормы такие же, как для автомобилей-тягачей); шины имеют местные повреждения (порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины; между сдвоенными шинами имеются инородные предметы; шина по размеру и допустимой нагрузке не соответствует модели автомобиля; на одну ось установлены диагональные и радиальные шины, а также шины с различным рисунком протектора. Не допускается устанавливать на передние оси междугородного автобуса шины, восстановленные по первому или второму классу ремонта, а на других осях - по второму классу ремон­та. Шины, восстановленные по второму классу ремонта, нельзя также устанавливать на передней оси легкового автомобиля и автобусов (кроме междугородных) .

При эксплуатации автомобиля необходимо следить, чтобы внутреннее давление воздуха в шинах поддерживалось в пределах установленных норм. Кроме того, при каждом ТО-1 и ТО-2 давление сле­дует измерять и при необходимости подкачивать шины.

Осевой люфт (затяжку) подшипников ступиц колес проверяют при вывешенном подъемником или домкратом переднем колесе. Если подшипники отрегу­лированы правильно, то при покачивании колеса в осевом направлении не должно ощущаться заметного люфта, а после толчка рукой колесо должно сделать несколько оборотов. Следует знать, что слабая или сильная затяжка может привести к разрушению под­шипников, а сильная, кроме того, может вызвать нагрев ступиц и заклинивание колес.

Углы установки передних колес (схождение, развал) проверяют при ТО-2 на специальных диагностических стендах или с помощью линейки ЦПКТБ. Неправильная регулировка установки передних колес приводит к ускоренному износу шин и ухудшению управляемости автомобилем.

К двигателю автомобиля с точки зрения техники безопасности и пожарной безопасности предъявляют следующие требования. Системы охлаждения и смазки не должны иметь течи масла, антифриза и воды. Вентиляция картера должна работать исправно, исключая прорыв газов в подкапотное пространство. Храповик коленчатого вала должен быть с несработанными прорезями, а пусковая рукоятка - иметь прямую соответствующей длины и прочности шпильку и гладкую, без заусенцев ручку. Автомобиль не до­пускается к эксплуатации, если; содержание вредных веществ в отработавших газах или их дымность превышает установленные нормы; негерметична топ­ливная система; неисправна система выпуска отрабо­тавших газов; отсутствуют приспособления для подавления помех радиоприему. Не допускается вносить изменения в конструкцию двигателя, а также уста­навливать устройства и оборудование для работы на другом виде топлива без согласования с предприятием-изготовителем.

Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать надежный пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя. безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода должны иметь надежную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть надежно укреплена. Моноблок не должен иметь трещин и повреждений, течь электролита из моноблока не допускается.

На безопасность движения оказывает влияние и состояние внешних световых приборов, которые обеспечивают езду в ночное время и в тумане, сигнализируют о маневрах автомобиля и аварии. Неправиль­ная регулировка фар и одновременное включение ближнего и дальнего света могут привести к ослеплению водителей встречных транспортных средств. Необходимо содержать световые приборы и световозвращатели в чистоте, своевременно очищая их от грязи, пыли и налипшего снега, поддерживать их работоспособность в установленном режиме. Следует периодически проверять и регулировать фары.

Все автомобили должны быть обеспечены набором исправных инструментов, медицинской аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки (мигающим красным фонарем). Грузовые автомобили с полной 3,5 т и автобусы с полной массой свыше 5 т обеспе­чивают также противооткатными упорами. Автобусы и специально оборудованные грузовые автомобили для перевозки людей укомплектовывают двумя огне­тушителями. Один из огнетушителей должен нахо­диться в кабине водителя, а другой - в пассажир­ском салоне автобуса или кузове грузового автомобиля.

Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны иметь не менее двух огнетушителей, войлочную кошму, лопату, заземляющее устройство (металлическую цепочку, приваренную одни концом к корпусу цистерны).

Общие положения. Эксплуатация автомобилей, являющихся транспортными средствами повышенной опасности, требует выполнения основных правил подготовки машин к работе и безопасности движения. Среди многочисленных факторов, влияющих на безопасность и безаварийность работы автомобиля, следует выделить основные: техническое состояние автомашины; физическое и психическое состояние водителя; четкое знание им Правил дорожного движения, безусловное их выполнение, а также: категория и состояние дороги; интенсивность дорожного движения; умение водителя оценивать непрерывно меняющуюся дорожную ситуацию и принимать правильные решения в выборе скорости и направления движения, умело согласовывать свои действия с действиями других участников движения. Опыт водителя и умение правильно использовать технические возможности автомобиля также влияют на безопасность движения.

Конструкции современных автомобилей в основном удовлетворяют требованиям безопасной эксплуатации. Подготовка автомобилей разных типов и назначений к эксплуатации и поддержание их в нормальном техническом состоянии регламентированы. Особое внимание уделено техническому состоянию систем, непосредственно влияющих на безопасность движения. К ним относят: состояние рабочей и стояночной тормозных систем; рулевого управления; внешних световых приборов; стеклоочистителей и омыва- телей ветрового стекла; шин; двигателя и других элементов, предусмотренных конструкцией автомобиля. Запрещается вносить изменения в конструкцию автомобиля, ухудшающие безопасность его эксплуатации.

Техническое состояние автомобиля. Тормозная система должна действовать эффективно, не вызывая заноса автомобиля. Тормозной путь при дорожных испытаниях рабочей тормозной системы на сухом шоссе с твердым покрытием с заданной начальной скоростью не должен превышать установленные нормы. Не должна быть нарушена герметичность гидравлического и пневматического приводов. В гидроприводе тормозов не должно быть воздуха. Если свободный ход педали увеличился или зажглась контрольная лампа сигнального устройства, то необходимо выяснить и устранить причину нарушения нормальной работы тормозов и прокачать гидропривод тормозов, удалив из него воздух. Необходимо своевременно регулировать и, если необходимо, заменять неисправные детали или агрегаты механизма привода тормозов.

Если автомобиль оборудован пневматическим приводом тормозов, то нельзя начинать движение машины, если давление в пневмосистеме привода ниже 0,5 МПа, и необходимо не допускать снижения давления при движении ниже этого значения. При давлении ниже 0,5 МПа загорается контрольная лампа на щитке приборов. На длительных спусках нельзя выключать из работы двигатель, чтобы не израсходовать весь запас воздуха из баллонов пневмосистемы. На автомобилях с гидроприводом тормозов при выключенном двигателе не будет работать вакуумный усилитель тормозов.

Конденсат из воздушных баллонов сливают только при наличии давления воздуха в системе. При высокой влажности воздуха и зимой конденсат следует сливать ежедневно во избежание замерзания его в приборах и трубопроводах. После слива рекомендуется заполнить систему воздухом и остановить двигатель.

Сцепляют и расцепляют прицеп с автомобилем только на горизонтальной площадке с твердым покрытием. Если прицеп оборудован комбинированным тормозным приводом, то при сцепке нужно пользоваться только двухпроводной системой.

Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное стояние: транспортных средств с полной нагрузкой на уклоне до 16% включительно; грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии на уклоне 31% включительно; легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии на уклоне до 23% включительно.

Рулевое управление должно находиться в нормальном техническом состоянии. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать допустимые значения. Правилами дорожного движения установлено, что для легковых автомобилей и грузовых, созданных на их базе, суммарный люфт, измеренный по углу поворота рулевого колеса, не должен быть больше 10°; для автобусов - 20°; для грузовых автомобилей - 25°.

У грузовых автомобилей с гидроусилителем рулевого управления люфт рулевого колеса при работающем на малых оборотах двигателе также не должен превышать 25°, у нового автомобиля - не больше 15°. Систематически проверяют люфт в шарнирах рулевых тяг и деталях привода. При наличии люфта его устраняют регулировкой, в необходимых случаях заменяют изношенные детали.

Для автомобилей, оборудованных гидроусилителями рулевого управления, запрещается длительная буксировка автомобиля с неработающим двигателем. Нельзя выключать двигатель на длительных спусках и при движении накатом, так как перестает работать гидронасос и затрудняется управление автомобилем. Не следует долго двигаться с вывернутыми в крайнее положение колесами, например при выезде из колеи, так как из-за перегрева масла может выйти из строя гидронасос гидросистемы. Допускается кратковременное движение на пониженной скорости с неисправным гидроусилителем до гаража. В систему гидроусилителя рулевого управления на заводе заливают всесезонное масло марки Див течение эксплуатации его замены не требуется. В ходе эксплуатации автомобиля следят за уровнем масла в гидроусилителе и доливают его до установленного уровня.

Шины. От состояния шин зависит сцепление их с дорогой. Шины легковых автомобилей должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 1,6 мм, грузовых автомобилей и их прицепов - не менее 1,0 мм, автобусов - не менее 2,0 мм. Автомобили должны оборудоваться шинами, рекомендованными заводом-изготовителем, в соответствии с типом, размером и допустимой нагрузкой. Не допускается установка шин разной размерности, разного типа (диагональных и радиальных) и с разным рисунком протектора на одну ось, поскольку ухудшается управляемость автомобиля. Давление воздуха в шинах следует поддерживать в соответствии с техническими условиями на их эксплуатацию и проверять при полностью остывших шинах. Снижение давления в шинах на 25% уменьшает срок их службы в 2 раза. Кроме того, состояние протектора шин и давление в них воздуха влияют на устойчивость и управляемость автомобиля. В автомобилях высокой проходимости, оборудованных шинами с малым числом слоев корда и системой централизованного изменения давления в них, допускается снижение давления воздуха только для улучшения проходимости при преодолении тяжелых для движения участков пути. Снижение давления в шинах ниже 0,05 МПа может привести к выходу их из строя.

Внешние световые приборы. Их число, тип и расположение должны соответствовать требованиям конструкции автомобиля. Они должны быть в исправном состоянии и отрегулированы так, чтобы не мешать другим участникам движения, и сигнализировать о начале движения и об изменении направления движения, остановке или маневрировании. Не допускаются установка и использование внешних электроосветительных приборов, не разрешенных Правилами дорожного движения.

Стеклоочистители и омыватели ветрового стекла должны находиться в исправном состоянии.

Двигатель. В отработавших газах не должно быть выброса токсичных веществ (СО, СН, NO x) больше, чем предусмотрено законодательством. Перед работой двигатель автомобиля следует прогревать до устойчивой его работы на холостых оборотах и не начинать движения, если на щитке приборов горят сигнальные лампочки с красными светофильтрами. Запрещается прогревать двигатель в закрытом помещении с плохой вентиляцией во избежание отравления отработавшими газами. Не должно быть нарушений герметичности системы питания.

Портал «Опасный груз» - объединение участников рынка опасных веществ и изделий.

6. Требования к техническому состоянию и оборудованию автотранспортных средств

6.1. Общие положения

6.1.1. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность АТС всех типов, марок, назначений, прицепов и полуприцепов, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов.

6.1.2. К кабине (салону) АТС предъявляются следующие требования:

боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами;

на сиденьи и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы;

шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;

отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны; применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя;

пол кабины, салона и кузова АТС должен застилаться ковриком, не имеющим отверстий и прочих повреждений.

6.1.3. Органы управления АТС должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автомобиля (автобуса).

6.1.4. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца дисков колес должны быть исправны и правильно установлены на своих местах. Запрещается наличие трещин и погнутости дисков колес.

6.1.5. Техническое состояние электрооборудования АТС должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть чистой и надежно укрепленной. Запрещается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи.

6.1.6. Каждое АТС должен быть обеспечен специальными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.

6.1.7. Автобусы и грузовые автомобили, приспособленные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплектовываться дополнительно вторым огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

6.1.8. При направлении в дальний рейс (продолжительностью более 1 суток) грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно снабжаться металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения.

6.1.9. Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка - прямую шпильку соответствующей длины и прочности. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.

6.1.10. Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы. Конец выпускной трубы не должен иметь вмятин и повреждений.

АТС, работающие на уборке урожая, должны иметь выпускные трубы, оснащенные искрогасителями.

6.1.11. АТС с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин.

6.1.12. Двери кабин, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения.

6.2. Дополнительные требования к грузовым автомобилям, прицепам, полуприцепам

6.2.1. Кузов грузового бортового автомобиля, прицепа и полуприцепа не должен иметь поломанных брусьев и досок; техническое состояние бортов должно исключать возможность выпадания груза при движении АТС.

6.2.2. Борта кузова должны свободно открываться (откидываться), иметь исправные петли и запоры.

6.2.3. Для разовых перевозок пассажиров кузов грузового бортового автомобиля должен быть оборудован лестницей или скобами для посадки и высадки, сиденьями, закрепленными на высоте 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. При перевозке детей борта должны иметь высоту не менее 0,8 м от уровня пола. Сиденья, расположенные вдоль заднего и бокового борта, должны иметь прочные спинки; бортовые запоры должны надежно закрепляться; число перевозимых людей не должно превышать количества оборудованных для сиденья мест.

6.2.4. Грузовой автомобиль, используемый для постоянной перевозки людей, должен быть оборудован:

тентом или другим устройством, защищающим перевозимых людей от атмосферных воздействий;

ровным полом без сквозных отверстий и щелей;

звуковой и световой сигнализацией, связанной с кабиной;

стационарной или съемной лестницей для посадки и высадки людей со стороны заднего борта;

выпускной трубой глушителя, выведенной за габариты кузова на 30-50 мм.

Грузовой автомобиль и полуприцеп с кузовом типа "фургон", используемый для перевозки людей и грузов с обязательным сопровождением людьми, кроме того, должен иметь:

исправные, открывающиеся наружу двери, расположенные сзади или с правой стороны кузова;

исправное устройство для фиксации дверей в открытом положении;

исправные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей во время движения;

подножки, расположенные непосредственно под дверями, для входа и выхода людей;

устройство для обогрева в холодное время года;

второй огнетушитель, расположенный в кузове.

6.2.5. Прицепы, полуприцепы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны оборудоваться исправными откидными стойками и щитами (последние устанавливаются между кабиной и грузом), иметь поворотные круги, снабженные приспособлениями для закрепления этих кругов при движении автомобиля без груза.

6.2.6. Поворотные круги прицепов должны иметь исправные стопоры, исключающие поворачивание прицепа при движении назад.

6.2.7. Прицепы (кроме роспусков) должны иметь исправные устройства, поддерживающие сцепную петлю дышла в положении, удобном для сцепки с тягачем и расцепки с ним.

6.2.8. Одноосные прицепы (кроме роспусков), а также прицепы, не имеющие тормозов, должны иметь предохранительные (аварийные) цепи или тросы, исключающие отрыв прицепа при поломке сцепного устройства. Цепи (тросы) не должны крепиться к тяговому крюку автомобиля или деталям его крепления.

Одноосные прицепы (кроме роспусков) должны также иметь исправные опорные стойки, обеспечивающие устойчивость прицепа в отцепленном состоянии.

6.2.9. Все прицепы и полуприцепы, за исключением одноосных, должны иметь исправный стояночный тормоз, обеспечивающий удержание прицепа после его отсоединения от тягача, а также не менее двух противооткатных упоров (башмаков).

6.2.10. Полуприцепы должны оборудоваться:

исправными устройствами, служащими передними опорами, когда они отцеплены от автомобиля-тягача;

исправными седельными устройствами.

6.2.11. Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы должны иметь исправные устройства необходимой прочности, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого кузова.

На бортах автомобиля-самосвала должна быть нанесена яркой несмываемой краской надпись "Не работать без упора под поднятым кузовом", а автомобиля-самосвала КамАЗ - "Не работать под поднятым кузовом, не установив стопор".

6.2.12. Открывающийся борт автомобиля-самосвала или прицепа-самосвала должен плотно прилегать к кузову и исключать потерю груза, запрещается самопроизвольное открытие борта.

6.2.13. Выпускная труба глушителя автомобиля, перевозящего пожароопасные и взрывоопасные грузы, не должна проходить под кузовом и должна выводиться вправо под переднюю часть автомобиля (по ходу) с наклоном выпускного отверстия вниз.

6.2.14. Грузовые автомобили с закрытым кузовом, предназначенные для перевозки горючих и токсичных веществ в мелкой таре и бочках, должны иметь естественную вентиляцию кузова.

6.2.15. Емкость (тара) для перевозки опасных грузов должна иметь хорошо различимую предупредительную надпись и знаки в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов.

6.2.16. АТС, предназначенное для перевозки опасных грузов, дополнительно оснащается оборудованием и средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормативными актами.

6.2.17. Грузовой автомобиль, используемый для оказания технической помощи, должен дополнительно иметь:

кузов типа фургон;

верстак со слесарными тисками и комплект инструментов, приспособлений и инвентаря для ремонта автомобилей на линии;

специальные ящики с ячейками для хранения инструмента, запасных частей, приспособлений;

дополнительные источники освещения (прожекторы, переносные низковольтные лампы) для производства ремонта в ночное время;

приспособления для буксировки автомобилей на жесткой сцепке и трос, шанцевые инструменты и цепи противоскольжения;

металлические козелки и упоры под колеса;

дополнительные баки для доставки топлива, масла и оборудование для безопасной их заправки (шланги, насосы, воронки и т.п.);

бачок с питьевой водой;

устройства для вытаскивания и поднятия потерпевших аварию автомобилей, а также съемные защитные решетки на переднем стекле.

6.3. Дополнительные требования к автомобилям, работающим на газовом топливе

6.3.1. Техническое состояние автомобилей, работающих на газовом топливе, должно соответствовать требованиям технических условий и инструкций организаций-изготовителей газобаллонных автомобилей или газобаллонной аппаратуры.

6.3.2. Аппаратура, трубопроводы, магистральный и расходные вентили должны быть герметичными, исключающими проникновение газа в кабину, кузов, а также в атмосферу.

Герметичность газового оборудования на автомобиле должна проверяться в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

Баллоны для КПГ должны отвечать требованиям действующих государственных стандартов и иных нормативных актов.

6.3.3. Газовые баллоны, устанавливаемые на автомобиль, должны окрашиваться в красный цвет, иметь нанесенные на них паспортные данные в соответствии с действующими государственным стандартом и иным нормативным актом и надпись белой краской "Пропан" или "Метан".

6.3.4. Не допускается эксплуатировать автомобили, на газовых баллонах которых:

отсутствуют паспортные данные;

истек срок освидетельствования;

имеются наружные повреждения (коррозия, трещины, выбоины, раковины и т.п.);

неисправны переходники и вентили;

окраска и надписи не соответствуют предъявляемым требованиям.

6.3.5. Баллоны с газом должны быть надежно закреплены на автомобиле.

6.3.6. Трубки газопровода высокого давления должны быть окрашены в красный цвет.

6.3.7. Не допускается эксплуатация автомобилей, работающих на газовом топливе, с неисправной газовой аппаратурой. После устранения неисправностей элементов газовой системы питания или замены газовых баллонов должна быть проверена герметичность газовой системы питания.

6.4. Требования по переоборудованию автотранспортных средств для работы на газовом топливе

6.4.1. В условиях эксплуатации АТС установка на них газобаллонного оборудования для работы на КПГ или ГСН проводится в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов и иных нормативных актов.

6.4.2. При подготовке АТС к установке газобаллонного оборудования необходимо:

вымыть АТС (моторный отсек, кабину, раму и т.д.);

слить бензин из топливного бака и трубопроводов системы питания, если по технологии установки газобаллонного оборудования требуется снятие топливного бака с автомобиля.

6.4.3. При производстве электромонтажных работ должны соблюдаться следующие требования:

закрепленные провода не должны поворачиваться относительно клемм приборов;

провода, идущие в моторный отсек к датчику низкого давления газа, электромагнитному бензиновому клапану, электромагнитному газовому клапану, электромагнитному пусковому клапану и другим элементам электрооборудования газобаллонной аппаратуры, не должны касаться нагревающихся деталей АТС;

запрещается касание металлических деталей АТС с токоведущими клеммами приборов и наконечниками проводов;

провода не должны располагаться на острых кромках и ребрах деталей АТС;

изоляционные трубки должны быть плотно посажены на наконечники проводов;

не допускаются резкие перегибы проводов, а также перекручивание и натяг их после присоединения к электрооборудованию.

6.4.4. Установку баллонов на АТС необходимо производить с помощью грузоподъемных устройств, предварительно убедившись в отсутствии газа в баллонах.

6.4.5. Устанавливаемые на АТС баллоны для КПГ должны быть из одной марки стали и иметь одинаковые сроки освидетельствования.

При установке таких баллонов на АТС необходимо выдерживать соответствующие технической документации расстояния от горловины до элементов конструкции. В местах крепления баллонов должны быть проложены резиновые прокладки.

Баллоны должны крепиться так, чтобы исключалась возможность их проворачивания и перемещения.

6.4.6. Перед установкой газопроводов высокого давления необходимо продуть их сжатым воздухом и осмотреть (запрещается наличие трещин и повреждений).

6.4.7. Выключатель "массы" должен быть установлен в кабине АТС в удобном для водителя месте.

6.4.8. При установке переходников и вентилей на баллонах должны соблюдаться следующие требования:

баллоны должны отвечать требованиям Госгортехнадзора России, утвержденными в установленном порядке;

для обеспечения герметичности конические резьбы должны быть смазаны (свинцовым глетом, жидким стеклом или свинцовым суриком);

усилие при затяжке конических резьб переходников и вентилей должно соответствовать 450-500 Н (45-50 кгс), для чего используются динамометрические ключи;

при монтаже переходников и вентилей баллон должен быть установлен в специальное зажимное устройство, препятствующее его проворачиванию;

вновь ввернутые в баллон переходники и вентили должны иметь не более 2-3 витков резьбы, не вошедших в резьбовые гнезда горловины баллона.

6.4.9. После установки газобаллонного оборудования на АТС газовая система питания должна быть проверена на герметичность и опрессована согласно требованиям действующих нормативных актов.

В дальнейшем АТС должен эксплуатироваться согласно требованиям инструкции по эксплуатации газобаллонного АТС, прилагаемой к комплекту газобаллонного оборудования, установленного на АТС.

6.5. Дополнительные требования к специализированным автотранспортным средствам

6.5.1. Специализированные АТС (автомобили, прицепы и полуприцепы, имеющие различные кузова, предназначенные для перевозки различных грузов) должны отвечать соответствующим техническим условиям.

6.5.2. Все лестницы, переходные мостики и рабочие площадки на АТС должны содержаться в исправном состоянии и очищаться от грязи, льда и снега.

6.5.3. Рабочие площадки, находящиеся на высоте более 1,3 м, должны быть оборудованы исправным ограждением (перилами).

6.5.4. Каждый панелевоз должен быть укомплектован двумя козелками для подставки под раму полуприцепа при погрузочно-разгрузочных работах.

6.5.5. Для укрепления грузов на панелевозах должны быть предусмотрены лебедки, страховочные цепи с крюками, а также тросы с угольниками.

6.5.6. Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны иметь надпись "Огнеопасно", не менее двух огнетушителей, лопату и заземляющее устройство (металлическую цепочку, приваренную одним концом к корпусу цистерны).

6.5.7. Автоцистерны для перевозки горючих и опасных жидкостей, а также битума должны иметь исправные "дыхательные" клапаны, обеспечивающие герметичность цистерн в заданных пределах.

6.5.8. Сливная арматура автоцистерн должна исключать возможность подтекания.

6.5.9. При перевозке жидкостей автоцистерны должны иметь исправные устройства для контроля ее уровня.

6.5.10. Автоцистерны для перевозки жидких и сыпучих грузов должны иметь устройства для заземления.

6.5.11. Автоцистерны для перевозки сыпучих грузов с пневматической разгрузкой должны быть оборудованы исправными манометрами, хорошо видимыми с пульта управления. Пульты управления должны иметь освещение.

6.5.12. Крышки загрузочных люков автоцистерн должны иметь исправные быстродействующие запоры, обеспечивающие герметичность цистерн.

6.5.13. Автоцистерны, находящиеся под давлением, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к сосудам, работающим под давлением.

6.5.14. Внутренние стенки кузовов автомобилей или полуприцепов-рефрижераторов не должны иметь задиров и острых кромок.

6.5.15. Автомобили и полуприцепы с кузовом типа "фургон" должны иметь исправное освещение внутри кузова, обеспечивающее освещенность не менее 5 лк.

6.5.16. Подъемные механизмы, устройства управления подъемом (опусканием) кузова, бортов и т.п. на специализированных АТС должны быть исправными.

Движущиеся детали (шестерни, ремни, цепи и т.п.) должны иметь исправное ограждение.



Поделиться