От скольки вольт работает платон. Правила работы системы оплаты за проезд по федеральным трассам «Платон

С 15 ноября 2015 года введена в действие система «Платон», созданная на базе глобальных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. Ее предназначением является возмещение урона, наносимого дорожному покрытию федеральных трасс проезжающими по ним большегрузными автомашинами. Меры по взиманию денег касаются в первую очередь транспортных средств, у которых разрешенная максимальная масса превышает 12 тонн. По статистике, именно многотонники причиняют наибольший ущерб федеральным трассам. Проезд одной машины, масса которой больше дюжины тонн, наносит такой же вред, как проезд 35-50 тысяч простых легковых автомобилей.

Платон построен на отслеживании данных при помощи глобальных навигационных систем

Новые тарифы

До окончания февраля текущего года взимаемая плата рассчитывалась по тарифу примерно полтора рубля за километр пробега по федеральной трассе. Это уменьшенная величина запланированного тарифа, сначала предполагалось собирать 3,73 рубля за километр. Но с приходом весны тариф все равно увеличился, теперь плата за километр составляет 3,06 рубля и эта величина сохранится до окончания 2018 года.

По мнению экспертов, благодаря введенной в действие системе федеральный бюджет будет пополняться приблизительно на 50 миллиардов рублей каждый год. Полученные средства будут потрачены на ремонт автодорог и модернизацию всей дорожно-транспортной инфраструктуры. К концу 2018 года планируется произвести ремонт основной массы федеральных автотрасс страны.

Взимание дополнительных средств системой «Платон» сделает возможным реализацию крупных региональных проектов. Это будут автотрассы в Кавказском регионе, мосты, путепроводы, тоннели и подобные им проекты.

По заявлению Министерства транспорта Российской Федерации, благодаря улучшению качества дорог будет оптимизироваться доставка грузов, а также работа транспортно-логистических организаций. Все сферы народного хозяйства страны окажутся в выигрыше. Оперативное получение грузов будет способствовать быстрой и слаженной работе всех предприятий.

Платон позволит довести дороги до мировых стандартов, что снизит себестоимость перевозок

Как пользоваться системой «Платон»

Плата за пройденные по федеральной трассе километры вносится водителем большегруза либо заранее, либо начисляется по факту проезда через специальные дорожные рамки. Водителю необходимо зарегистрироваться на сайте системы и предоставить все необходимые документы для регистрации транспортного средства. Зарегистрировавшись, водитель вправе выбирать способ пользования системой:

Первый вариант подразумевает оформление специального документа – маршрутной карты. Для этого нужно заранее определиться с маршрутом и в точности соблюдать его при движении. Если водитель отклонится от маршрута, это будет считаться нарушением, поэтому потребует оплаты штрафа. Маршрутная карта может быть получена в ближайшем центре обслуживания системы. Взимание платы с водителя многотонного транспортного средства осуществляется еще до поездки. Все это, прямо скажем, не очень удобно.

Второй вариант более предпочтителен. В этом случае водитель большегруза получает от автодора специальное бортовое устройство. Выдается оно бесплатно. Каждое такое устройство становится закрепленным за конкретным транспортным средством, то есть его нельзя устанавливать в другую машину или заменять каким-либо аналогом.

Подключать устройство можно к прикуривателю. Индикатор показывает текущий баланс, состояние связи, число спутников. С помощью спутниковой связи рассчитываются пройденные километры. Баланс нужно пополнять заранее, так как денежные средства списываются в режиме реального времени. Взимание средств производится автоматически при проезде многотонника мимо специального оборудования, размещаемого на рамных конструкциях над поверхностью автодороги, либо мимо мобильных пунктов – автомобилей с установленным на них спецоборудованием. То есть от водителя никаких дополнительных телодвижений, кроме своевременного пополнения счета, не потребуется.

Установка бортового устройства не является обязательной, закон этого не требует. Обязательным для хозяина большегрузной автомашины является расчетный счет, который он может пополнять с банковской карты. Для этого на сайте системы «Платон» предусмотрен личный кабинет. Для пополнения счета можно воспользоваться онлайн-услугами, терминалами самообслуживания «Платон» или партнерской сетью QiWi.

Кроме того, для оплаты можно пользоваться не только банковскими картами, но и специальными топливными картами DKV и E100. Комиссия не взимается.

Чтобы получить доступ к услугам, предоставляемым в личном кабинете, с мобильного устройства (смартфона или планшета), можно воспользоваться соответствующим мобильным приложением. Оно доступно для свободного скачивания в Google Play и AppStore.

Приложение Платон доступно всем владельцам смартфонов

Немалые штрафы грозят нарушителям

Само название системы является сокращенным вариантом словосочетания «плати за тонну». На водителей большегрузов, проезжающих бесплатно по федеральным дорогам, налагаются немалые штрафы.

При первом нарушении водитель штрафуется на 5 тысяч рублей. Физическое лицо – владелец транспортного средства – штрафуется на 40 тысяч рублей. Взимание такой же суммы предусмотрено законодательством и для индивидуального предпринимателя. Относительно штрафов для юридических лиц, тут сумма существенно больше – 450 тысяч рублей.

Повторные попытки проехать бесплатно по федеральным трассам приводят к взиманию увеличенных сумм штрафов:

Штрафы за бесплатный проезд пока взимаются только в столичной области, но с мая нынешнего года меры будут введены и в других регионах России.

Важно понимать, что бесплатным (то есть нарушающим законодательство) является проезд не только без бортового устройства, но и в случае, когда оно выключено или неисправно. Также нарушением является продолжение движения, когда денежные средства на счете израсходованы. Правильное решение во всех этих случаях – обратиться к оператору, чтобы информировать о поломке или отсутствии средств.

Штрафы за неуплату пошлины Платон довольно высоки

Как влияет работа системы на уровень цен

С введением системы «Платон», осуществляющей и контролирующей взимание денежных средств с крупнотоннажного автотранспорта, возрастут затраты на перевозку грузов по федеральным дорогам. Однако аналитики утверждают, что это повышение не будет существенным. Ведь стоимость перевозок по российским дорогам составляет приблизительно 30 рублей за километр (в среднем). А плата, взимаемая нововведением, – чуть больше 3 рублей. Иначе говоря, повышение составляет около 10%. Кроме того, нужно понимать, что затраты на транспортировку товаров – это 5-10% от их конечной стоимости.

Так что, даже если при расчетах взять максимальную планку расходов, то итоговая цена перевозимых товаров увеличится не более чем на 1%.

Кроме того, перевозкой продовольственных товаров заняты лишь 8,5% большегрузов. Остальная часть транспортирует строительные и навалочные материалы. Это говорит о том, что основная масса пищевых продуктов и продовольственных товаров перевозится на небольшие расстояния, а используется наименее тяжелый автотранспорт.

Продукты питания редко перевозят большегрузами

Специфика российской экономики

Во многих странах уже давно грузовой транспорт возмещает убытки, связанные с его передвижением по автотрассам. Так что принцип введение таких мер в России не должно вызывать недоумения. Евросоюз имеет четкую позицию в этом вопросе: средства на восстановление дорог должны браться с тех, кто зарабатывает на автоперевозках.

Как отреагирует на нововведение российская экономика? Вряд ли всеми перевозчиками будут повышены тарифы на свои услуги. Вполне возможен и демпинг, и активное участие «черных» игроков, не собирающихся платить в государственную казну и ищущих способы ухода от уплаты налогов. Интересен в этом смысле опыт стран Балтии. Жесткая конкуренция, а также постоянное повышение уровня цен на товары вынуждают перевозчиков уменьшать, а не увеличивать стоимость своих услуг, привлекая тем самым больше клиентов.

Тарифная ставка, имеющаяся на данный момент, очень низкая по сравнению с европейской. Даже в Беларуси она выше в 6 раз, а в сравнении с австрийским тарифом российский ниже примерно в 20 раз.

Система Платон - какие машины под нее попадают, определено законодательством РФ - введена в действие с 15.11.2015. Подробнее о том, к каким видам транспорта она применяется, рассмотрим в этой статье.

Система «Платон» для большегрузов: что это?

В соответствии с законом от 06.04.2011 № 68-ФЗ «О внесении изменений в законодательство РФ», в редакции закона от 23.06.2014 № 68-ФЗ, с 15.11.2015 запрещен проезд по федеральным трассам авто с допустимой массой более 12 тонн без соответствующей оплаты.

Согласно постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам» расчеты и сбор оплаты возлагаются на специального оператора. Таким оператором на сегодняшний день является ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», которое внедрило и использует для этого систему «платы за тонны» — «Платон».

На какие автомобили распространяется обязанность платить за проезд по федеральным дорогам?

Как уже отмечено выше, платить за проезд по федеральным автодорогам нужно за машины с допустимой массой более 12 тонн. Допустимая максимальная, или разрешенная, масса — это контрольное значение для снаряженного транспортного средства, определяемое по формуле:

ДММ = СМ + МПН + МСТС, где:

ДММ — допустимая (разрешенная) максимальная масса;

СМ — собственная масса автомобиля;

МПН — максимальная полезная нагрузка, определенная изготовителем автомобиля;

МСТС — масса снаряжения транспортного средства.

МПН = масса груза + масса водителя (экипажа) + масса пассажиров.

МСТС = масса полной заправки ГСМ и охлаждающими веществами + масса обязательного инструмента и инвентаря + масса обязательного набора запчастей.

ВАЖНО! Если автосредство представляет собой систему из нескольких частей (например, тягача и прицепа, движущихся как одно целое), то общая ДММ рассчитывается как сумма ДММ составляющих частей.

Определенное техническими специалистами значение ДММ указано в следующих документах:

  • в техпаспорте авто;
  • свидетельстве о регистрации авто.

Если рассчитанный по приведенному выше способу показатель ДММ машины (или сцепки) превышает 12 тонн, то такой транспорт следует регистрировать в системе «Платон» и оплачивать его движение по каждому километру федеральных трасс в РФ.

Итоги

Чтобы определить, попадает ли машина в категорию транспорта, который подлежит регистрации в системе «Платон» и за который нужно вносить оплату за проезд по федеральным дорогам, необходимо определить показатель ее допустимой максимальной массы. В этом помогут технические и регистрационные документы на машину и предложенный выше порядок расчета.

В последнее время проблема функционирования системы "Платон" стала невероятно актуальна. Надо сказать, что эта проблема затрагивает не только профессиональных дальнобойщиков, но и всех жителей России в целом. Как работает "Платон"? Какие у данной системы существуют достоинства и недостатки? Ответы на эти вопросы будут предоставлены в статье.

Правовое регулирование

Система "Платон" работает как невероятно сложный и запутанный механизм. Это по-настоящему непростой проект, который должен регламентироваться юридически. Существует ряд нормативных документов, являющихся законодательной базой для рассматриваемого явления. Первый и самый важный документ, который стоило бы здесь упомянуть, это ФЗ-68 от 2011 года. Он вносит некоторые поправки в КоАП РФ. Здесь заключены нормы, являющиеся рычагами для сбора финансов в систему. Стоит также выделить российский Бюджетный кодекс, закрепляющий юридически следующие моменты:

  • последовательность ряда действий для зачисления финансов в систему;
  • ряд требований, которые регулируют внесение финансов за эксплуатацию большегрузов на дорогах (ФЗ-68 устанавливает запрет на езду многотомных машин без внесения платы в систему);
  • ФЗ-257 "О дорогах для транспорта" закрепляет целостность системы.

Федеральное дорожное агентство и компания "РоТех-Инвест" заключили договор по регулированию рассматриваемой системы "Платон".

Общая информация

Для чего в Российской Федерации была введена рассматриваемая система контроля над дальнобойщиками? Ее создатели говорят сразу о нескольких целях, которых они хотели бы достигнуть за счет регулирования "Платона". В первую очередь это борьба с разбитыми дорогами. По заверениям разработчиков системы, дорожные полотна в стране находятся не в лучшем состоянии из-за частого проезда большегрузов. Правда, некоторые эксперты придерживаются иной точки зрения, заявляя о некачественном и дешевом ремонте дорог.

В качестве доказательства специалисты указывают на зарубежные государства, где дорожные полотна подолгу остаются в оптимальном состоянии даже при частом проезде многотонных машин. В противовес ссылаются на иностранный опыт и сами создатели системы. Они говорят о наличии подобных методов сбора во многих государствах мира, например, в Германии или США.

Наконец, есть у "Платона" и еще одна цель. Это борьба с так называемыми "серыми" перевозчиками - лицами, не выполняющими нормативы по техническим регламентам, а, стало быть, не выплачивающие денежные средства в соответствующие системные объекты.

Как работает "Платон": принцип работы, объект

На каких базовых принципах функционирует система? Принятые по этой теме законы гласят о соблюдении основ законности и справедливости, соответствия Конституции и международным стандартам. Сюда же можно отнести труд на благо прав и свобод человека. Однако чуть более подробно стоит рассказать о том, как работает система "Платон". Здесь все не так уж и сложно: водители, желающие осуществлять передвижение по дорожному полотну федерального значения, обязаны платить определенную сумму денег. Для чего это надо? Как утверждают создатели системы, для реализации полученной суммы на восстановление дорог, состояние которых ухудшается из-за проезда большегрузов. Часть собранных средств поступают в федеральный бюджет, после чего направляются в соответствующие инстанции, которые занимаются восстановлением дорожного полотна.

Первая группа системных элементов

О том, как работает "Платон", мы рассказали выше. Теперь вы должны узнать, что он состоит из ряда важнейших и взаимосвязанных между собой элементов, качественное функционирование которых позволяет работать и всей системе. Вот какие составляющие здесь стоит выделить:

  • Центр обработки информации, поступающей со спутников, а также приборов, установленных в транспорте. Он является инстанцией, в которой аккумулируются все данные о зарегистрированных машинах, уплативших или не уплативших налог.
  • Офисы "Платона" передвижного типа. Такие офисы предназначены для обслуживания клиентов системы. В штатах работают квалифицированные IT-специалисты, способные грамотно и быстро ввести в программу данные о том или ином лице.

Об остальной части элементов будет рассказано далее.

Вторая группа системных элементов

"Платон" также функционирует благодаря следующим видам элементов:


Как работает система взимания платы "Платон?" Все представленные выше компоненты системы позволяют ответить на этот просто вопрос.

Машины, которые затрагивает "Платон"

Как уже было сказано, рассматриваемая система касается только работы большегрузов. Согласно нормативным актам, отвечающим на вопрос о том, как работает "Платон", транспортные средства менее 12 тонн не попадают под действие системы. Под регулирование попадают большегрузы, вес которых превышает обозначенную цифру с учетом водителя и пассажиров.
Какие машины здесь следует выделить? Согласно статье 31.1 ФЗ-257, это:

  • армейский и военный транспорт;
  • машины спецслужб: пожарников, полиции, скорой помощи, газовых служб и т.д.;
  • специальные машины для перевозки людей, за исключением транспорта грузопассажирского типа.

Стоит отметить, что изначально закон касался только дальнобойщиков.

О расходовании средств в системе

Сбором средств, поступающих в систему, занимается Дорожное агентство федерального уровня. По подсчетам специалистов, система должна приносить порядка 40 млрд рублей ежегодно. 90% трасс федерального уровня будут отремонтированы уже к 2019 году. А все благодаря "Платону".

Стоит отметить, что пока система затрагивает только федеральные дорожные полотна. Вопрос о том, как работает "Платон" на платных дорогах, пока не актуален в виду отсутствия оснований. Дальнобойщики могут предпочесть платные дороги федеральным. И тогда им придется выплачивать меньшую сумму по сборам. Однако выгодно это будет далеко не всем.

Что следует делать водителям?

Лица, эксплуатирующие многотонные машины, должны, согласно закону, зарегистрироваться в рассматриваемой системе. После этого они получают индивидуальный расчетный банковский счет. Благодаря этому счету дальнобойщики способны оплачивать поездки.
Оплата может быть произведена двумя способами:

  • при помощи маршрутной карты;
  • после установки специального прибора в машине, который позволил бы проследить за перемещениями, в результате чего была бы получена точная сумма за пройденный путь.

Обработка полученных данных и их постоянный мониторинг позволяют определить точные денежные суммы, которые пойдут, как уверяют создатели системы, на ремонт дорожного полотна.

О размере сборов и штрафов

Стоит перейти, наконец, к самому важному и не самому приятному для самих дальнобойщиков. Речь идет о сумме сбора. Система "Платон" в России работает как механизм с одним простым принципом - взимать с водителей большегрузов чуть больше полутора рублей за каждый пройденный километр. Как заявляют специалисты, сумма будет индексироваться ежегодно, а значит, будет и возрастать. Много ли это для водителей многотонных машин?
По их же собственным заявлениям, весьма прилично. Еще до принятия соответствующего закона по стране прокатился ряд протестов, устроенных дальнобойщиками. Недовольства не прекращаются и по сей день. Водители заявляют, что доход большинства из них упал более чем в два раза.

Какая ответственность будет возложена на водителей большегрузов, которые предпочли игнорировать выплаты? Закон говорит о штрафе в 5 тыс. рублей на первый раз и о сумме в 10 тыс. рублей за все последующие факты неуплаты. Касается это как физических лиц, так и юридических.

О маршрутной карте

Выше уже была упомянута так называемая транспортная (или маршрутная) карта, которая позволяет считывать количество пройденных километров. Согласно закону, это специальный документ, содержащий в себе подробный и точный маршрут передвижения большегрузов. Водители, не успевшие или не пожелавшие установить себе в машину бортовой компьютер, должны ориентироваться по бумажной версии маршрута.

В карте отражается номер регистрации автомобиля, закреплены даты начала движения, привязки к трассе федерального типа, дата и место получения документа, а также некоторые другие данные.

Работает ли система "Платон" на водителей, не имеющих при себе ни карты, ни бортового компьютера? Ответ здесь отрицательный. Более того, водители, не пожелавшие принимать новые правила, будут подвержены ответственности.

Влияние системы на российское общество

Выше был предоставлен подробный материал о том, как работает система Платон. Отзывы и мнения об этой системе - не менее интересная и актуальная тема. Именно об этом и будет рассказано далее.

Как уже было сказано, "Платон" оказывает значительное влияние не только на дальнобойщиков, неслабо усложняя им жизнь и профессиональную деятельность, но и на все российское общество. В чем заключается это влияние? Государственные власти и представители рассматриваемой системы говорят о ремонте дорог и борьбе с нелегальными перевозками, однако все эти цели находятся в отнюдь не близкой перспективе.

Многие граждане видят обратную, более заметную и реальную сторону проекта. Это значительное повышение цен на продукты в магазинах, ухудшение жизни немалого слоя рабочего класса, а именно дальнобойщиков, финансовые махинации государства с разработчиками проекта и т.д.

Чуть подробнее стоит рассказать про повышение цен на продукты. Многие эксперты провели расчеты и выяснили, что увеличенные затраты на транспортировку товаров могут незначительно повысить цену продукции на прилавках. Как только закон был принят, специалисты говорили о повышении на 1%. Однако стоит учитывать тот факт, что сумма сборов будет постоянно увеличиваться. Так, уже после 2017 года произойдет индексация, в результате чего дальнобойщики будут обязаны выплачивать гораздо больше, чем полтора рубля за километр.

За проезд по федеральным трассам необходимо платить, сделать это можно посредством бортового устройства Платон. Оплачивать его помощью проезд по трассам возможно с 15.11.2015 года. Получить такое устройство может каждый владелец автомобиля, весом свыше 12 тонн.

Зачем нужна система Платон

Каждый знает о том, что в нашей стране существуют платные автомобильные дороги. Если вы собираетесь в поездку по такой магистрали и ваша машина весит больше 12 тонн, то вам необходимо приобрести, либо получить в специальных пунктах бортовое устройство, с помощью которого оплачивается проезд на платной трассе.

Платон — это небольшой прибор, который крепится на лобовое стекло автомобиля с помощью специальной липкой ленты, установленной на задней части, либо вакуумных присосок, идущих в комплекте.

Данное устройство произведено в России, на нем видно 6 индикаторов, а именно:

  1. Индикатор заряда батареи, встроенной в бортовое устройство (может работать с ее помощью до получаса);
  2. Индикатор сигнала – можно по нему узнать ловит ли сигнал оператора устройство;
  3. Питание батареи;
  4. Индикатор вашего баланса (показывает, хватает ли денег для оплаты проезда на трассе);
  5. Индикатор, отвечающий за связь со спутником;
  6. Индикатор сотового сигнала.

Каждая лампочка может гореть зеленым, желтым и красным цветом, в зависимости от состояния того, за что он отвечает. К примеру, индикатор текущего баланса горит зеленым цветом, когда средств хватает более чем на 100 км , и желтым, когда менее чем на 100 км пути.

Бортовое устройство Платон включается автоматически , не придется его настраивать, на нем есть всего одна кнопка , расположенная посередине. Она отвечает за выключение звукового сигнала.

Прибор работает от прикуривателя. Но, если вдруг нужно его отключить, не переживайте — заряда встроенного аккумулятора хватит на полчаса.

Разобраться с устройством не трудно, ведь достаточно подключить питание. Обо всех возможных проблемах бортовое устройство предупредит самостоятельно — загорится тот или иной индикатор.

Как и где получить «Платон»

Обычно бортовое устройство устанавливается в грузовых автомобилях. Оно отслеживает путь автомобиля по трассе федерального значения с помощью GPS навигации и взимает определенную сумму за каждый пройденный километр пути.

По факту, данными устройствами должны быть оборудованы все грузовые автомобили весом свыше 12 тонн, но на самом деле выдано только около 350 000 бортовиков. Связано это с тем, что их получение — достаточно трудоемкий и длительный процесс.

Для получения данного устройства нужно зарегистрироваться в системе на сайте http://platon.ru, заполнив следующие:

  • ИНН, ОГРН, КПП организации
  • юридический адрес компании
  • банковские реквизиты
  • данные менеджера(возможно директор или менеджер, представляющий интересы владельца ТС)
  • Данные о документе, подтверждающем полномочия руководителя
  • Данные руководителя компании

Подтверждение и регистрация нового аккаунта может занять от 15 до 20 дней. После этого можно получать бортовое устройство Платон, нужно нанести визит в офис компании и заключить договор, для которого нужны следующие документы:

  • Паспорт для физического лица ;
  • Для юридического лица также нужно добавить документ о регистрации.

В случае необходимости документы нужно перевести на русский язык и заверить их нотариально. Кроме того, если для заключения договора используются копии, они также должны быть заверены.

Как установить бортовик правильно?

Как уже говорилось выше, установка бортовика занимает несколько минут. Устройство вы получаете в коробке, кроме него в ней также находится инструкция по эксплуатации, паспорт устройства, и, конечно же, сам Платон. Многие пользователи настоятельно рекомендуют не выкидывать и не терять коробку с содержимым.

Итак, чтобы начать работу, нужно:

  • Аккуратно достать устройство из коробки;
  • Обрабатываем место крепления БУ;
  • Снимаем защитный слой липкой ленты;
  • Крепим устройство на лобовое стекло;
  • Подключаем его к прикуривателю.

Кроме липкой ленты, прикрепить его можно и на присоски, идущие в комплекте. Но, обратите внимание, что некоторые пользователи не советуют ими пользоваться, так как считают их некачественными и ненадежными.

В некоторых случаях в грузовиках отсутствует прикуриватель, спросите что делать? Тогда, владельцу автомобиля, необходимо приобрести
специальный переходник на 24В-12В, и подключить его. Обратите внимание, что данной силы напряжения вполне хватает для бортового устройства, к примеру, если напряжение больше 32В то использовать БУ категорически запрещается.

После запуска устройства стоит подождать до 2х минут, пока оно словит сигнал со спутников и начнет работать. Каждый бортовик оснащен аккумулятором, но пользователю запрещено производить какие либо манипуляции с ним, к примеру вскрывать корпус, либо менять батарею.

Инструкция и правила эксплуатации

На каждой коробке есть личный номер, который соответствует номеру на устройстве. Передавать кому-либо Платон, либо ставить его на другой автомобиль категорически запрещается, так как каждый прибор закреплен за «своим» автомобилем. То есть пользоваться им может только на одной машине.

Бортовое устройство Платон работает при температуре от -40 до +50, тем не менее, при длительной остановке БУ лучше забрать с собой, если температура на улице спустилась ниже -10, либо поднялась выше +25 градусов.

Перед тем, как завести машину вынимайте штекер из прикуривателя, ведь при запуске двигателя может образовываться высокое напряжение, способное вывести из строя БУ. К тому же, такая поломка является не гарантийной.

Рассматриваемое нами бортовое устройство автоматически снимает определенную денежную сумму со счета владельца автомобиля. Благодаря тому, что оно определяет ваш текущий маршрут (с помощью системы Глонасс и GPS), передает данные в систему Платон через сотовых операторов и автоматически производит расчет стоимости проезда.

Что делать при поломке

К сожалению, любые устройства рано или поздно ломаются, кроме того, всегда есть шанс потерять его где-то, либо, что еще хуже, забыть. Если что-то похожее произошло с вами не в пути, то действия должны быть следующими:

  • Обратится в центр поддержки
  • Зарегистрировать факт утраты устройства,
  • Следовать советам оператора

Сделать все вышеперечисленные нужно как можно быстрее.

Намного чаще происходят случаи поломки и утраты устройства в дороге, если с вами произошла именно такая ситуация — вот что вы должны предпринять:

  • Немедленно прекратить движение, сделав остановку;
  • Свяжитесь с сотрудником информационного центра;
  • Расскажите ему о случившейся ситуации, сообщите ему свои данные.

После этих действий, сотрудник поддержки предложит вам 2 выхода из ситуации:

  1. Проложить маршрут до места назначения, определив ваше местоположение;
  2. Проложить маршрут до ближайшего центра поддержки компании, для устранения неполадки там.

Если вы будете продолжать свой маршрут, не сообщив о поломке, то вам будет выписан штраф от 5000 до 10 000 рублей. В случае гарантийной поломки вы имеете право на получение нового устройства.

Платон – это система сбора платежей с большегрузных транспортных средств, передвигающихся по федеральным дорогам. Собираемые средства направляются на финансирование замены и ремонта дорожного покрытия.

Принципы работы системы «Платон»

Взимание платы осуществляется при помощи системы сборов, находящейся под контролем компании «РТ-Инвест». Автовладельцы и наемные дальнобойщики платят за каждый километр пройденной дороги, а собранные средства направляются на ремонт междугородних трасс федерального значения.

Данная система призвана снизить нагрузку на федеральный бюджет путем оплат ремонта дорог за счет большегрузных машин, которые наносят наибольший вред дорожному покрытию при передвижении.

Система включает полную базу данных автодорог России и постоянно пополняющуюся базу большегрузных машин. Для ответа на вопрос, как работает система, необходимо обратиться к Постановлению Правительства № 504, в котором изложены ключевые принципы сбора платежей и юридическое регулирование процедуры.

Существуют два основных способа вносить оплату за износ дороги:

  1. авансовым платежом;
  2. платежом по счетчику.

При авансовом способе оплаты платеж вносится экспедитором до начала движения по трассе в соответствии с дорожной картой маршрута, зарегистрированной в системе. Для внесения оплаты данным способом необходимо:

  • Зарегистрироваться в системе.
  • Проложить маршрут предстоящей поездки.
  • Рассчитать примерную стоимость поездки.
  • Зарегистрировать маршрут.
  • Внести авансовый платеж.

Регистрация в системе происходит через сайт системы «Платон». По факту регистрации дальнобойщику выдаются личный логин и фраза пароля, используемые для целей:

  1. пополнения личного счета системы через сайт;
  2. регистрации дорожной карты планируемого маршрута;
  3. просмотра истории передвижений;
  4. оплаты задолженностей;
  5. запроса средства контроля GPS.

Средство контроля GPS устанавливается на транспортном средстве, за которое надлежит вносить оплату по системе «Платон», с целью слежения за перемещением автомобиля и предотвращения мошенничества, связанного с изменением зарегистрированного маршрута с целью уменьшения взимаемого сбора.

При платеже по счетчику на автомашину устанавливается специальное устройство, позволяющее не только обнаруживать перемещающееся транспортное средство, но и снимать плату со счета дальнобойщика за фактически пройденный маршрут.

Плата снимается при проезде машины через специальные электромагнитные рамки, установленные в разных местах трассы. Данные рамки считывают информацию о длине пройденного маршрута через бортовое устройство, после чего направляют эти сведения в расчетный центр компании «РТ-Инвест», где происходит списание соответствующей суммы со счета водителя.

Внимание!

При расчете через бортовые устройства за фактически пройденный километраж также необходимо регистрироваться в системе перед междугородней поездкой и вносить авансовый платеж на персональный счет в системе, но размер такого платежа должен покрывать стоимость проезда до ближайшей считывающей рамки, а не стоимость всего маршрута.

Бортовые приборы, обеспечивающие списание средств за фактически пройденный маршрут облегчают финансовую нагрузку на частных дальнобойщиков, не имеющих средств к оплате всего маршрута перед началом пути и получающих оплату за свою работу по факту выполнения.

Кроме того, расчет при помощи бортового устройства позволяет водителю менять маршрут в зависимости от ситуации, а при расчете по дорожной карте авансом изменение зарегистрированного маршрута приводит к наложению штрафа.

Авансовый платеж по дорожной карте можно вносить также за несколько будущих поездок, данный способ подходит для крупных организаций, имеющих устоявшиеся маршруты, расписанные на несколько недель вперед.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему , то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно !

или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
  • Федеральный: +7-800-350-84-02

За какие машины нужно платить

Под систему «Платон» попадают как российские, так и иностранные машины, имеющие грузоподъемность более 12 тонн.

Исключением являются транспортные средства, грузоподъемность которых превышает указанную норму при наличии следующих обстоятельств:

  • машина предназначена для транспортировки людей и животных;
  • спецмашины, относящиеся к ведомствам полиции, пожарной службы, скорой помощи, а также аварийных и спасательных служб;
  • спецтранспорт, предназначенный для перевозки военной техники, и иных грузов, находящихся в ведении Министерства обороны.

Важно учесть, что для грузопассажирских автомобилей, позволяющих вмещать до 5 пассажиров на двух передних сиденьях, перечисленные условия не действуют, и за такие автомобили нужно вносить плату в системе «Платон».

Для подтверждения принадлежности к вышеперечисленным категориям водителю данного транспорта необходимо иметь соответствующую документацию на машину.

Доскональное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела . У нас на сайте вы можете бесплатно получить максимально подробную консультацию по вашему вопросу от наших юристов через онлайн форму или по телефонам в Москве (+7-499-938-54-25 ) и Санкт-Петербурге (+7-812-467-37-54 ) .

Стоимость оплаты и штрафы

Изначально размер платежа за каждый пройденный километр составлял более 3-х рублей, что вызвало массовые митинги среди частных дальнобойщиков и транспортных компаний. С 2015 до 2017 года тариф был снижен до 1,53 рублей за километр, а с апреля 2017 года размер тарифа установлен как 1,9 рублей за километр.

Тариф на 2018 год остается без изменений на уровне 1,9 рублей за километр, но он может быть изменен в конце весны или начале лета 2018 года, если будет принято соответствующее Постановление Правительства.

Многие водители интересуются, сколько стоит установка специальных считывающих бортовых устройств. Установка данных приборов является бесплатной для дальнобойщиков и компаний, зарегистрированных в системе «Платон». Кроме того, техническое обслуживание данных устройств также бесплатно при соблюдении водителем правил безопасной эксплуатации.

При нарушении правил оплаты по системе «Платон» предусмотрены штрафные санкции:

  • для физических лиц – 5000 рублей;
  • для работников ведомств – 40000 рублей;
  • для организаций – 450000 рублей.

Данные штрафы выписываются владельцам большегрузных автомобилей в следующих случаях:

  1. при путешествии по федеральным трассам при отключенном или вышедшем из строя приборе контроля GPS;
  2. при отсутствии данного прибора контроля;
  3. при отсутствии средств на личном счете системы при проезде через контролирующие рамки;
  4. при умышленном изменении маршрута при проезде по зарегистрированной дорожной карте без уведомления контролирующего органа;
  5. при продолжении движения по трассе после списания всех средств с лицевого счета.

Последний случай приводит к штрафам только при оплате через бортовые устройства. Транспортное средство, путешествующее по дорожной карте, вправе следовать по установленному предоплаченному пути при отсутствии денег на счету при условии, что данный маршрут не будет корректироваться в пути.

При необходимости корректировки маршрута необходимо предварительно пополнить лицевой счет, в дороге это можно сделать при помощи специальных терминалов оплаты «Платон», устанавливаемых на большинстве заправочных станций.

Контроль над соблюдением правил системы и списание средств с бортовых приборов осуществляется при помощи электромагнитных контролирующих рамок, которых в настоящее время установлено 481 по стране, а также при помощи мобильного патруля.

При необходимости возврата неизрасходованных средств, внесенных на спецсчет в системе «Платон», необходимо обратиться в отделение контроля системы с заявлением о возврате денежных средств.

Адрес места подачи заявлений можно посмотреть на сайте «Платона». К заявлению нужно приложить копию паспорта, а для юридических лиц следующий набор документов:

  • свидетельство ЕГРЮЛ;
  • копия ИНН;
  • ОГРН;
  • справка от нотариуса при действии через представителя.

Деньги возвращаются на счет, указанный в заявлении путем банковского перевода в течение 3-х рабочих дней с момента обращения.

Заключение

Система «Платон» призвана обеспечивать ремонт федеральных автодорог без привлечения средств госбюджета. Платежи взимаются со всех гражданских транспортных средств, грузоподъемностью более 12 тонн, за каждый километр пройденной федеральной трассы. Контроль над соблюдением требований об оплате обеспечивается электромагнитными считывающими рамками и мобильным патрулем.

На какие машины распространяется система Платон?

Шумиха, поднявшаяся вокруг оплаты большегрузным транспортом проезда по федеральным трассам, не утихает уже 2 года.

То в одном регионе, то в другом периодически проходят протестные мероприятия в среде водителей и предпринимателей. Отчасти этому способствует и поведение законодателя, который планомерно повышает тарифы и ужесточает санкции за уход от оплаты.

Подогрел ситуацию и оператор по взиманию сборов, разместив на сайте platon.ru перечень видов автотранспорта, включающий даже легковые авто.

Попробуем внести ясность, что же такое система «Платон», и какие автомобили под нее попадают.

История вопроса

Чем больше машин колесит по дорогам нашей Родины, тем больше изнашивается их покрытие, тем чаще требуется ремонт.

Основной ущерб, как считается, наносят крупнотоннажные грузовики, которые не только истирают асфальтовое покрытие, но и продавливают «подушку» из песка, щебня и специальных материалов, что становится причиной колейности и повышения аварийности на дорогах.

Все дороги в нашей стране имеют либо федеральное, либо региональное подчинение . Если в регионах на ремонт собирается транспортный налог, то дороги, за состояние которых отвечает государство, строят и поддерживают за счет госбюджета. А с увеличением грузопотока, выделяемых средств стало не хватать.

Вот почему по поручению правительства РФ была разработана и внедрена система оплаты проезда по магистралям федерального значения «Платон». Ее название произошло от слов «платить» и «тонна» .

Суть «Платона» в том, что с помощью оборудования для спутникового наблюдения отслеживается маршрут передвижения машины, данные поступают в систему, рассчитывается пройденный километраж, и средства списываются со счета, закрепленного за данным автомобилем.

Таким образом, госбюджет получает финансовые вливания ежедневно, направляя их на содержание системы, в доход инвесторов и на ремонт дорог.

Надо отметить, что платный проезд по государственным дорогам для грузового и грузопассажирского транспорта действует уже почти во всех странах Европы.

Впервые эту идею реализовали в Австрии – там уже с 2004 г. магистрали оборудованы соответствующей техникой, действует система тарифов.

В России систему оплаты за проезд грузовиков ввели в действие лишь 15.11.205 г., но еще задолго до этой даты дальнобойщики и владельцы фур и большегрузов начали выражать протесты.

Как оплачивать проезд при помощи системы «Платон»?

Каждый грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в обязательном порядке оборудуется системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных на основе GSM/GPRS .

Если какие-либо машины с такой массой хоть иногда покидают пределы населенного пункта, на них устанавливаются специальные приборы и регистрируется аккаунт в системе «Платон».

Ну а если они на регулярной основе задействованы в грузоперевозках, имеет смысл установить внутри специальное бортовое устройство, которое фиксирует фактически пройденный маршрут и направляет данные в систему контроля.

Для единичных поездок водитель может воспользоваться Маршрутной картой – документом, где указаны данные об автомобиле, маршруте проезда и сроках поездки . На его основе рассчитывается размер оплаты.

Отклонение от указанного маршрута не разрешено. Для контроля используются стационарные рамки и мобильные пункты – автомобили со спецоборудованием.

На текущем этапе использования «Платона» предусмотрена оплата постфактум . Однако деньги должны быть внесены на индивидуальный счет, закрепленный системой за конкретным большегрузом, заранее, до поездки.

Получив сигнал с бортового устройства, система рассчитывает стоимость и списывает средства в автоматическом режиме.

В случае нарушения режима проезда или отсутствия регистрации в системе «Платон», равно как при неисправном бортовом устройстве, на водителя и/или владельца крупнотоннажника будет наложен внушительный штраф.

Размеры штрафов

Изначально предполагалось штрафовать юридические лица до 1 млн. рублей . Но после протестов дальнобойщиков, суммы штрафов были пересмотрены, их размер и порядок наложения описаны в ст. 12.21.3. КоАП и составляют, на 2018 год:

  • при первичном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) – 5000 рублей;
  • при первичном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) – 5000 рублей;
  • при первичном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) – 5000 рублей;
  • при повторном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) – 10000 рублей;
  • при повторном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) – 10000 рублей;
  • при повторном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) – 10000 рублей.

На сегодняшний день вносить плату за проезд по автодорогам федерального значения обязаны водители грузовых автотранспортных средств, у которых максимальная разрешенная масса превышает 12 тонн.

В эту цифру входит вес самой машины, максимально возможный вес груза, вес водителя, пассажиров и их багажа. В перечень автоматически попадают еврофуры и грузовые прицепы.

Кроме того, раскошелиться придется грузовым автопоездам и автосцепкам. Пассажирский транспорт, например, автобус, чья максимально разрешенная масса с пассажирами и всем багажом составляет свыше 12 тонн, не облагается платой за проезд.

Но только в том случае, если в документации зарегистрировано назначение – пассажирские перевозки. Если же заявлена функция грузопассажирских перевозок, то водителю уже придется оплачивать пройденный километраж.

Наконец, всегда существует соблазн уйти от лишних затрат, нагрузив свыше 12 тонн грузовик с меньшей максимально разрешенной массой.

Например, многие машины как азиатского, так и европейского производства рассчитаны на перевозку до 10-11,9 тонн. Однако любой инспектор ДПС на стационарном пункте имеет право проверить реальную массу такого авто и оштрафовать нарушителя.

Какие авто не попадают под «Платон»?

От оплаты проезда по федеральным трассам освобождены:

  • большегрузный автотранспорт, предназначенный исключительно для пассажирских перевозок;
  • весь служебный спецтранспорт, оборудованный специальной аэрографией и проблесковыми маячками (пожарные машины, транспорт аварийно-спасательных служб, медицинской помощи, военной автоинспекции, полиции);
  • вся военная автотехника Министерства Обороны РФ;
  • весь легковой автотранспорт до 3,5 тонн;
  • грузовые машины с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн.

Можно ли не платить «Платону»?

Напомним, что оплате в системе «Платон» подлежит только проезд по федеральным магистралям, которые имеют буквенно-циферную нумерацию, начинающуюся на литеру М.

Любой водитель/собственник большегруза вправе воспользоваться следующими способами избежать оплаты за проезд по ним:

  • В системе не тарифицируется проезд, осуществленный по платным для любого автотранспорта участкам дорог;
  • Не оплачивается проезд по трассам регионального значения, узкоколейкам и гравийкам, проселочным дорогам и в населенных пунктах;
  • Бесплатно можно перевозить грузы на автотранспорте с допустимой массой менее 12 тонн.

«Платон» и легковые автомобили

В последнее время СМИ усиленно обсуждают тему введения обязательной платы за проезд по федеральным магистралям для авто с предельно допустимой массой ниже 12 тонн и даже для владельцев легковушек.

Опасения понятны: если горожанин редко выбирается загород, то многие жители пригородов ежедневно ездят на работу в ближайшие города. Им такое новшество обойдется, что называется, «в копеечку».

Слухи об обязательной регистрации в системе «Платон» для легковых автомобилей уже в 2018 году вызвало появление на сайте оператора полного перечня видов автомобильного транспорта, в числе которого присутствуют и легковушки. Представители системы пока никак не комментируют данный факт.

Однако, даже если такая обязанность рано или поздно будет возложена на всех автовладельцев, государству предстоит разработать нормативную базу, что, само по себе, процесс небыстрый .

Так, например, Конституция РФ гарантирует неприкосновенность частной жизни, и законы РФ запрещают использовать системы и приборы слежения за частными лицами без соответствующих разрешений со стороны системы правосудия.

Внимание!

Кроме того, придется пересматривать принципы исчисления обязательного для владельцев автомобилей транспортного налога . Так что в ближайшее время можно не опасаться введения платного проезда для всех.

Теперь Вы знаете, на какие машины распространяется «Платон», что представляет собой данная система, кто и в каких случаях может избежать оплаты проезда. Пользуйтесь свободой с умом и не нарушайте правил системы «Платон». Ровной вам дороги!

Правила работы системы оплаты за проезд по федеральным трассам «Платон»

Как известно, с недавнего времени на территории РФ была внедрена система изымания оплаты “Платон”.

Но даже спустя этот период многие так и не знают, для чего она предназначена. Стоит также отметить, что действие этой системы распространяется и на иностранных перевозчиков.

Но, как осуществляет свою работу система? Как автомобили подвергаются оплате за проезд по федеральным трассам? Как зарегистрироваться в системе?

И наконец, есть ли какие-то изменения в работе системы?

Что такое система «Платон» и как она работает

В ноябре 2015 года на территории РФ была введена в эксплуатацию система оплаты проезда по дорогам “Платон”.

Ее основные функции :

  • обработка информации;
  • сбор предоставленной информации;
  • хранение всех необходимых сведений о передвижениях высокотонных грузовиков по трассам федерального предназначения (общая протяженность трасс составляет порядка 50,7 тысяч километров) в режиме реального времени.

Сама система предоставляется водителем бесплатно, но есть один нюанс – они должны быть зарегистрированы на официальном портале platon.ru. Невзирая на бесплатность системы, за само обслуживание придется платить порядка 500 рублей в месяц.

Основные принципы работы

Бортовое устройство системы (бортовой компьютер) устанавливается на автомобиль, а после чего он определяет его координаты и в дальнейшем передает их в центр обработки информации через мобильную связь.

Полученные центром сведения обрабатываются, а после чего выставляется счет к оплате за передвижением по федеральным трассам, согласно действующей тарифной ставки.

При этом сама система “Платон” работает в автоматическом режиме, и в тот момент, когда транспортное средство покидает платную трассу, она переходит в ждущий режим либо же начинает насчитывать оплату по другому тарифу, когда многотонник съехал на другой оплачиваемый участок дороги (к примеру, там ставка больше или наоборот, меньше). На основании предоставленной информации насчитывается размер оплаты за проезд.

Какие машины попадают под оплату

Упоминать весь перечень автомобильных марок не целесообразно, достаточно знать только одно: под действие закона попадают только те транспортные средства, которые относятся к категории 12-тонников .

Таким образом, согласно Федеральному закону РФ N257, в частности статье 31.1, от оплаты освобождаются транспортные средства , которые:

  • занимаются перевозкой пассажиров (под исключение попадают грузопассажирские фургоны);
  • относят к категории служебных ТС: пожарной службы, органов внутренних дел, коммунальных служб, военной инспекции, скорой помощи, и при этом у них установлены специальные световые и звуковые сигналы;
  • состоят на вооружении Министерства Обороны РФ, а также те грузовые автомобили, занимающиеся исключительно перевозкой тяжелой военной техники, в том числе и самого военного имущества.

Порядок регистрации в системе

Сам алгоритм подачи необходимого перечня документов для осуществления регистрации в Реестре системы оплаты “Платон” заключается в сборе и дальнейшей подачи их на официальном портале platon.ru.

Для предпринимателей РФ основной перечень документов следующий:

  • государственный документ, который подтверждает тот факт, что предпринимателю действительно можно заниматься предпринимательской деятельностью (свидетельство ОГРНИП);
  • документ из налоговой инспекции о наличии идентификационного кода;
  • водительское удостоверение и адрес его регистрации;
  • свидетельство о его регистрации многотонного транспортного средства.

Если речь идет о крупных юридических компаниях РФ , то перечень документов будет несколько иным. В частности необходимо предоставить:

  • документ государственного образца, который подтверждает то, что юридическая компания вправе заниматься предпринимательской деятельностью с ОГРН;
  • документ о наличии идентификационного кода, который свидетельствует о том, что юридическая компания находится на учете у налогового органа;
  • паспорт на многотонное транспортное средство, и документ, который сможет подтвердить его регистрацию.

После прикрепления всех вышеперечисленных документов и заполнения формы на официальном сайте, все сведения о предпринимателе либо же его компании будут перенесены в реестр.

Согласно закону РФ, иностранным гражданам , которые являются физическими либо юридическими лицами, были выдвинуты несколько иные условия, они должны предоставить более широкий перечень документов:

  • технический паспорт на большегруз и ксерокопию документа, который сможет освидетельствовать его регистрацию;
  • документ, который подтверждает законность работы данной компании;
  • копию документа, который подтверждает, что данная компания либо же физическое лицо имеет право заниматься предпринимательской деятельностью;
  • персональные сведения (касается лиц, которые представляют интересы перевозчиков).

В случае, если интересы физического либо юридического лица защищает их представитель на территории РФ , то помимо основного вышеуказанного перечня документов, необходимо предоставить персональную информацию, а именно:

  • действующий контактный номер телефона;
  • действующий адрес электронной почты.

Заполнив необходимую форму на сайте и приложив копии всех необходимых документов, отдельный предприниматель, юридическая компания, или представитель в их лице от другого государства соглашается на обработку индивидуальных данных системой Платон. Только после этого он вписывается в общий Реестр и получает вход в личный кабинет-счет, где ему присваивается секретный код.

Правила расчета

Если вспомнить предыдущие годы, то вокруг системы “Платон”, точнее тарификации было много разговоров, которые сопровождались многочисленными забастовками по всей стране.

Благодаря этому, тариф был немного снижен и стал составлять порядка 1,52 рубля за километр. Такая ставка действовала вплоть до февраля прошлого года.

Но радость продолжалась недолго, и уже тариф был изменен до 3,06 рублей. Необходимо отметить, что данная тарифная ставка действует и сейчас. Со слов Правительства РФ она будет действительна до конца 2018 года, но так ли это на самом деле остается только надеяться.

Порядок оплаты

Сервис Платон работает следующим образом :

  1. Изначально владелец грузового автомобиля регистрируется в системе через официальный портал и загружает необходимый пакет документов.
  2. После этого за ним прикрепляется личный лицевой счет.
  3. По реквизитам лицевого счета осуществляется его пополнение.
  4. После этого, происходит оплата в необходимом размере.

Платеж рассчитывается:

  • либо на основании самого проложенного маршрута, который должен указываться в процессе оформления маршрутной карты;
  • либо же с помощью бортового устройства (компьютера) полностью в автоматическом режиме. В процессе передвижения грузового автотранспорта его координаты передаются в Центр обработки информации, на основании которых определяется продолжительность пути, а после рассчитывается сумма к оплате. Впоследствии в рамках системы Платон взимание платы с лицевого счета происходит автоматически.

Как видно вариантов расчета немного, но, тем не менее, каждый из них позволяет без особых усилий совершать платежи за передвижение по федеральным трассам.

Какие проблемы имеются в данной системе. Можно ли ее обмануть

Большая часть владельцев грузовых автомобилей задаются одним и тем же вопросом – можно ли обмануть данную систему оплаты? Разнообразные форумы для автолюбителей буквально взрываются от таких вопросов и идей, но, тем не менее, четких вариантов никто не предоставляет.

Одними из наиболее популярными советами принято считать использование так называемых GPS-глушилок, либо же передвижение на транспортном средстве с загрязненными номерами.

Некоторые дальнобойщики уверяют, что при использовании варианта движения автопоездом можно избежать как изъятия оплаты, так и возможных штрафных санкций.

В любом случае, многие специалисты утверждают, что такие эксперименты могут обернуться шоферам штрафом до 450 000 рублей.



Поделиться