Сборы системы платон составили. Чем "Платон" опасен для России: разбор с цифрами

То, что в мире принимается множество непопулярных решений, ни для кого не секрет. Такова логика развития общества. Итак, «Платон»: откуда, что и почему?

Дело не в популярности решений. Все строится на переходе к справедливости и на необходимости изменений! Почему многие западные страны пошли по пути запуска систем взимания платы? Американскими экспертами было установлено, что воздействие одного автопоезда полной массой 40 тонн на основание дорожного полотна сопоставимо с npoездом нескольких десятков тысяч легковых автомобилей.

При этом владельцы легковых машин в большинстве своем не зарабатывают на использовании дорожной инфраструктуры, как перевозчики - владельцы большегрузов. В то же время, если посмотреть источники пополнения дорожного фонда нашей страны, большая часть уплаченного транспортного налога и топливных акцизов приходится именно на 40 миллионов владельцев легковых, а не на миллион 12-тонников, которые наносят больший вред дороге. Дорожный фонд постоянно субсидируется государством, то есть дороги ремонтируются и строятся за счет всех налогоплательщиков. Платит тот, кто использует дорожную инфраструктуру и наносит больший ущерб - этот справедливый nринциn в основе всех систем взимания платы. И платит только за фактически пройденное расстояние, а не усредненную ставку налога, которая не учитывает пробег, не учитывает и то, выезжает автомобиль на дороги или работает на карьерах. Как и акциз, ставка которого на бензин почти вдвое выше, чем на дизель. При этом поднять акциз только, например, для владельцев 12-тонников невозможно. Почему больше должны платить владельцы дизельных легковых или, например, дизельгенераторов?

Был еще один дисбаланс, который может исправить только система взимания nокилометровой платы. Плата за инфраструктуру была на всех видах транспорта, кроме автомобильного, поэтому на автодороги перешли те грузы, которые раньше по ним не возили.

А как справедливо брать плату за проезд? И здесь многие страны пошли практически одним путем - запуск систем взимания платы.

Для вас система взимания платы за проезд по дорогам не в новинку. В свое время вы работали в компании, которая как раз этим и занималась?

Действительно, мне довелось поработать в компании «Оптима Плюс». При этом была возможность ознакомиться с разными системами. В Австрии она основана на рамках, обеспечивающих контроль при въезде и выезде с дороги. Чехи, как и австрийцы, пошли по пути рамок. А в Швеции, например, стоят обычные камеры, которые считывают автомобильные номера. В Словакии взяли пример с Германии, которая была nервоnроходцем в этом направлении, и выбрали спутниковую систему. Когда встал вопрос о расширении регионов обслуживания, словакам потребовались лишь сутки для перенастройки системы. Чехи не могут это сделать по сей день. При российских расстояниях - свыше 50 тыс. км - мы приняли решение в пользу спутниковой системы. Кстати, экономические расчеты показывают, что при расстоянии от 2–3 тыс. км наиболее эффективна система на основе спутников.

- Когда стартовал проект?

В августе 2014 года вышло распоряжение Правительства РФ №1662-р, в соответствии с которым было заключено концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое назначалось оператором системы взимания платы, ответственным за реализацию полного цикла с ее последующей модернизацией.

На самом деле закон вышел гораздо раньше - в 2011 году. Основу системы взимания платы определяли Федеральный закон 68-ФЗ от 6 апреля 2011 года, вносящий изменения в КоАП, 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» от 8 ноября 2007 года и Бюджетный кодекс РФ. Закон 68-ФЗ устанавливал обязанность внесения платы при движении по автомобильным дорогам федерального значения для владельцев автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн.

В 2014 году был объявлен конкурс, в котором участвовали три компании, в том числе «Оптима Плюс» совместно с иностранным партнером. Чтобы взять лучший передовой опыт, в конкурсе, который формулировал Минтранс, было заявлено требование по наличию опыта реализации похожих проектов. Но в 2014 году были разговоры по отключению даже платежных банковских систем, поэтому было принято решение, что такая система, которая позволит государству получить стратегическую информацию об объемах и маршрутах перевозок, будет разрабатываться специально созданной для этого 100 % российской дочерней компанией госкорпорации «Ростех».

Месяц ушел на переговоры с «Росавтодором», результатом чего явилось подписание концессионного соглашения. На моей памяти такого еще не было, чтобы в такие короткие сроки был подписан столь серьезный документ.

Далее параллельно начались проектирование и поиск денег. При этом пошли по пути 100-процентного частного финансирования. Государство решило, что это должно быть государственно-частное партнерство, и не рисковало ни одним рублем. Вот вам техническое задание: вы должны разработать систему и запустить ее в срок до 15 ноября 2015 года.

- Кто занимался разработкой программного обеспечения системы «Платон»?

Программный продукт был создан отечественными разработчиками, отчасти благодаря санкциям.

Программа писалась на открытых кодах, чтобы ни в коем случае не зависеть от зарубежных языков программирования, которые впоследствии могли бы каким-либо образом повлиять на работоспособность нашего продукта. То есть это полностью закрытый продукт, написанный отечественными программистами.

На отдельных этапах к работе привлекались специалисты разного профиля. Всего же над созданием программного обеспечения трудились более сотни специалистов. Никто не писал столь обширных баз данных на открытом программном обеспечении. На данный момент мы единственная система взимания платы в мире на открытых кодах.

- Программный продукт - это часть системы «Платон». А что предстояло воплотить в «железе»?

Прежде всего, надо было спроектировать систему. Да, мы учли опыт других стран. Но с таким уникальным масштабом страны, мы сразу понимали, что будем строить систему на основе спутниковой технологии.

Далее встал вопрос о бортовом устройстве и защите передаваемой информации. Нами с нуля было создано такое устройство. За работу взялось питерское предприятие «Центрсвязьинформ» и достаточно быстро разработало его. Сейчас их выпускают уже несколько заводов. По сути, российские производители создали новый современный высокотехнологический продукт, наработки по которому можно будет использовать и в других областях.

К назначенной дате необходимо было подготовить и систему контроля. Это 20 рамок и 100 автомобилей - мобильных средств контроля. Кроме этого, требовалось открыть сеть офисов для обслуживания пользователей. Плюс необходим был надежный и современный центр обработки данных для сбора, обработки и хранения информации.

- Куда поступают собранные средства и как распределяются?

Все деньги, которые мы собираем как оператор системы, поступают в федеральный бюджет ежедневно. Мы не распоряжаемся этими средствами.

Нам же государство раз в полгода выплачивает изначально установленную Распоряжением Правительства сумму за обслуживание системы. При этом как оператор мы должны выполнять определенные технические условия: процент собираемости средств, процент регистрации транспортных средств в системе, коэффициент готовности системы, время ожидания ответа оператора колл-центра. Если все показатели в норме - все хорошо, нет - вступают в действие штрафные санкции. Поэтому мы заинтересованы в качественном выполнении своей работы.

- Один из важных показателей - это собираемость денежных средств. Здесь все нормально?

За этот год нашим планом предусмотрено собрать порядка 20 млрд руб. К середине июня на счет уже поступило 10 млрд. Думаю, проблем со сбором у нас не предвидится.

- Уже определены направления, куда поступят собранные средства?

Все собранные средства поступают в Федеральный дорожный фонд и в дальнейшем будут направлены в качестве трансфертов на региональные дорожные проекты, в том числе, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства. Это позволит реализовывать такие проекты, как обходы крупных городов, строительство и реконструкция автомобильных дорог, мостов и путепроводов, и других сложных объектов дорожного строительства с привлечением частных инвестиций.

По решению Правительства РФ 24 региона страны с наиболее критическим состоянием дорог за счет сборов системы «Платон» уже получили первые 10,850 млрд рублей трансфертов из федерального бюджета и смогут к концу лета 2016 года отремонтировать наиболее проблемные участки автомобильных дорог.

- Все элементы системы созданы?

Система работает полностью. Она была готова за три месяца до ее запуска. Все элементы прошли комплексные испытания и затем госприемку, объекты системы являются государственной собственностью. Открыты все запланированные проектом центры обслуживания пользователей. Их 234, согласно техзаданию. Работают 20 рамок и 100 мобильных средств контроля. Выдано более 500 тыс. бортовых устройств.

В стадии модернизации стационарные пункты контроля. Кстати, расположение рамок определялось с использованием моделирования на научной основе. Согласно этому, через каждые 100 км должна стоять рамка, все остальное расстояние закрывается мобильными средствами контроля.

- Как решается проблема с покрытием Интернетом?

97–98 % всех дорог федерального значения покрываются оператором мобильной связи «Мегафон». При этом потеря сигнала не является проблемой, бортовое устройство помнит маршрут в течение 30 дней. Этого более чем достаточно для того, чтобы передать накопленную информацию в центр обработки данных.

- Не секрет, что «Платон» вызвал неоднозначную реакцию в среде перевозчиков. Какова величина политической составляющей этих процессов?

95–98 % в зависимости от региона перевозчиков уже зарегистрированы в системе «Платон». В целом по стране более 73 % большегрузов - в системе.

Замечу, что еще в мае прошлого года наша команда отправилась в федеральные округа, вплоть до Владивостока, где мы провели встречи с теми же самыми перевозчиками. Темой для разговора было введение в ноябре 2015 года платы за проезд по федеральным трассам. На этих встречах мы настоятельно рекомендовали регистрироваться в системе, чтобы впоследствии не было очередей.

Уже тогда обозначилась проблема - часть перевозчиков убеждали не регистрироваться. Основание - несколько переносов по срокам: мол, отменят и вовсе. Наши доводы о том, что правительством установлены окончательные сроки и все же лучше зарегистрироваться, остались для определенной части перевозчиков не услышанными.

Вместе с тем еще до вступления в силу «Платона» на сайте зарегистрировались свыше 300 тыс. перевозчиков. Причем львиная доля пришлась на солидные компании. Маленькие фирмы и частные перевозчики поверили в популистские обещания партий и в итоге остались «у разбитого корыта».

Именно по этой причине в наших офисах 13 ноября, накануне введения «Платона», образовались многочисленные очереди, что вызвало еще большее недовольство. Нам же в то время пришлось работать в режиме 24 часов. В итоге за неделю неимоверных усилий удалось ликвидировать очереди и войти в нормальный режим работы.

В настоящий момент в офисы все меньше обращаются перевозчики. Многие научились пользоваться системой дистанционно, оформляя маршрутные карты через Интернет.

Ушли эмоции, и по факту оказалось, что никаких трудностей нет.

Государство со своей стороны изначально пошло навстречу. На переходный период введен пониженный тариф: вместо 3,73 руб. за км сейчас действует 1,53 руб. за км. Для сравнения, в Белоруссии действует тариф 8 руб. за км, причем под него подпадают все грузовики полной массой свыше 3,5 т.

Выступления, прошедшие осенью прошлого года, как правило, имели ярко выраженную политическую окраску. Своего рода PR-ход. Причем вопросы были направлены не к самой системе, людей просто использовали политические силы в своих корыстных целях. К тому же на самом деле они были немногочисленные и в большей степени преувеличены в СМИ.

- Как система «Платон» борется с «серыми» перевозчиками?

Система позволяет выводить на чистую воду нерадивых перевозчиков. Мало того, многие из грузоотправителей стали требовать от перевозчиков подтверждения о регистрации в системе «Платон».

Те люди, которые пока не зарегистрировались и пытаются ездить в надежде, что «пронесет», попросту получают штрафы. Все то же самое происходило даже в Германии. Примерно год понадобился, чтобы перевозчики поняли: нет иного пути, как платить дорожные сборы. Так и у нас. Вы раз получите штраф, второй, третий. На четвертый задумаетесь, что проще: продолжать оплачивать штрафы или все же лучше быть зарегистрированным в системе.

Естественно, как показывает мировая практика, будут и маргиналы. Немного, но все же будут.

Еще один интересный момент. В Германии 80 % водителей грузовиков пользуются бортовыми устройствами. К этому они шли 8 лет. У нас прошло всего полгода, а процент пользователей бортовых устройств более 70 %.

Планируется ли расширить действие системы «Платон» на грузовики полной массой, например, свыше 7,5 т? Если да, то когда?

Мы, как оператор системы для 12-тонников, не принимаем подобных решений, не участвуем в обсуждении. Никаких конкретных заявлений от государства, тем более планов в отношении более низкого тоннажа, нет.

- Каков положительный эффект для страны от введения системы «Платон»?

Государство получает реальную картину объемов и направления грузоперевозок в стране. Это уже информация для «Росавтодора», на каком участке следует сосредоточить наибольшие ресурсы, чтобы кровеносные артерии страны работали в полном объеме. Второй момент - это интеграция с другими системами, такими как налоговые и таможенные. Некий принцип «одного окна».

К тому же появляется возможность правильного распределения грузов между всеми видами транспорта. К примеру, в европейской Белой книге транспортной политики указано, что на расстояния свыше 500 км грузы должны возиться ж/д или водным транспортом.

По поводу повышения цен. Сейчас себестоимость перевозок в среднем находится на уровне 30 руб. за км. Затраты на логистику в среднем составляют от 4 до 10 % в цене товара. При тарифе в размере 3,06 руб. стоимость будет 33,06 руб. за км, увеличение в процентном соотношении стоимости перевозок составит около 10 %, при тарифе в 1,53 руб. - около 5 % соответственно. То есть на стоимость тариф если и повлияет, то в долях процента - менее 1 %.

Поэтому ни о каком повышении цен в разы не идет и речи. Мало того, в случае дорогостоящих перевозок это вообще десятые и сотые доли процента. Однако, как показала практика стран Западной Европы, на самом деле даже этого не происходит. Поскольку деньги целевые и вкладываются в дорогу, то дорога улучшается, скорость передвижения по ней увеличивается. Доставка груза происходит не за 10, а, скажем, за 8 часов. Бензина тратится меньше, общие затраты также уменьшаются. Поэтому, как это ни парадоксально, удорожания перевозок не происходит.

В ближайшей перспективе произойдет качественное перераспределение. Скорее всего, часть грузов вернется на железную дорогу, какие-то перевозки отойдут исключительно в ведение автомобильного транспорта. В связи с этим должна повыситься эффективность перевозок в целом (сокращение холостых пробегов, интенсивность использовании ТС за счет введения дополнительных смен). И это еще один позитивный побудительный мотив, связанный с введением системы «Платон».

Система внесения платы (СВП) «Платон» представляет собой комплексный ресурс, обеспечивающий внесение в федеральный бюджет средств, рассчитываемых в соответствии с установленным тарифом, собственниками грузового автотранспорта максимальной разрешенной массой более 12 тонн. Это новый платеж, введенный для возмещения причиненного вреда дорожному покрытию и его содержания в надлежащем состоянии постановлением Правительства РФ от 14.07.2013 № 504. В соответствии с документом в системе «Платон» тарифы вначале предполагалось устанавливать из расчета базового значения 3,5 рублей за километр. Позже постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 № 474 это значение было пересмотрено в сторону увеличения до 3,73 рублей за километр. Но и этот тариф оказался не окончательным.

Постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 № 1191 был введен корректировочный коэффициент 0,41 к тарифу, который должен был действовать до 29.02.2016. Стоимость «Платона» с 1 марта 2016 должна была рассчитываться по базовому тарифу с применением коэффициента 0,82. Но этого не случилось. На основании постановления Правительства РФ от 27.02.2016 № 139 на неограниченный срок пока продлена возможность применения льготного коэффициента 0,41, действующего до 29.02.2016.

Система оплаты дорог

Свое название «Платон» система получила от словосочетания «плата за тонны». Запущена в работу с 15.11.2015. По сути «Платон» - система оплаты дорог, позволяющая содержать их на должном уровне и осуществлять своевременный ремонт. И не только. Платежная система «Платон» включает в себя такие составляющие, как системы мобильного и стационарного контроля, геолокации и автоматических расчетов, центры информационной поддержки, мониторинга и обработки данных. В сети интернет размещен постоянно действующий сайт «Платон.ру». Работает круглосуточный колл-центр.

Любой водитель тяжелого автотранспортного средства должен знать, как оплатить «Платон», ведь без этого регулярные рейсы, связанные с перевозкой грузов, могут стать проблематичны. Что следует при этом учитывать. В системе «Платон» оплата дорог производится с помощью маршрутной карты в ручном режиме или же через бортовое устройство автоматически.

Сколько стоит «Платон»

В системе «Платон» оплата производится через личный кабинет пользователя. Так же это можно сделать через терминал, мобильное устройство, осуществив банковский платеж на счет оператора или же непосредственно в офисе центра поддержки пользователей.

Рассмотрим вопрос, сколько стоит «Платон», а точнее, сколько придется платить собственнику грузовика за каждый километр пути при осуществлении перевозок. В системе «Платон» тарифы по факту не пересматривались с начала ее запуска. То есть, с момента запуска системы, реально действовал и действует тариф в 1,53 рубля за километр пути.

«Платон». Разовая поездка

Для оплаты разовых поездок необходимо оплатить маршрутную карту, пополнив через личный кабинет на сайте Платон.ру лицевой счет, созданный при регистрации в системе. Для того чтобы рассчитать, сколько стоит в системе «Платон» разовая поездка, следует вначале определиться с маршрутом и километражем. Когда все данные есть, можно произвести необходимые расчеты. К примеру, если маршурт составит 450 км пути полностью по федеральным трассам, по которым требуется оплатить проезд фуры, стоимость проезда составит 688,5 рублей, так как известно, сколько стоит «Платон» за км, а также длина маршрута.

«Платон». Цена за километр

В системе «Платон» цена установлена за каждый километр пути по федеральным трассам. Это следует учитывать при определении суммы к оплате, так как если вы едете в объезд федеральных дорого, платить за лишние километры не надо. В системе «Платон» цена за км пути для грузовых автомобилей свыше 12 тонн в настоящее время составляет 1,53 рубля. При этом, при расчете общего платежа через систему «Платон», сколько стоит километр пути для разнотоннажных грузовиков не зависит от их максимальной массы. Необходимость оплаты возникает при превышении указанного показателя свыше 12 тонн. А стоимость «Платона» за 1 км при этом остается для всех таких автомобилей одинаковой.

Можно ли обойти «Платон»

Конечно, зачастую многие недобросовестные водители грузовиков задаются вопросом, как обмануть «Платон», и можно ли это сделать вообще. В основном все возникающие вопросы у тех, кто хочет обойти систему, сводятся к тому, как не платить «Платону». Некоторые водители, особенно из тех, которые совершают разовые поездки, могут посчитать, что обман пройдет. И даже смогут объехать пост с установленной системой стационарного контроля. Но, в любом случае, навряд ли удастся избежать штрафа. Ведь существует еще и мобильный контроль. Всегда есть риск, что нерадивый водитель попадется на неуплате. А за это в соответствии со статьей 12.21.3 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей. А при повторном нарушении сумма увеличивается до 10 тысяч рублей. Причем штрафные санкции налагаются как на водителя грузового автотранспортного средства, так и на его собственника. Разве что попробовать объехать федеральные трассы, но в нынешних реалиях сделать это почти невозможно.

Система Платон - какие машины под нее попадают, определено законодательством РФ - введена в действие с 15.11.2015. Подробнее о том, к каким видам транспорта она применяется, рассмотрим в этой статье.

Система «Платон» для большегрузов: что это?

В соответствии с законом от 06.04.2011 № 68-ФЗ «О внесении изменений в законодательство РФ», в редакции закона от 23.06.2014 № 68-ФЗ, с 15.11.2015 запрещен проезд по федеральным трассам авто с допустимой массой более 12 тонн без соответствующей оплаты.

Согласно постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам» расчеты и сбор оплаты возлагаются на специального оператора. Таким оператором на сегодняшний день является ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», которое внедрило и использует для этого систему «платы за тонны» — «Платон».

На какие автомобили распространяется обязанность платить за проезд по федеральным дорогам?

Как уже отмечено выше, платить за проезд по федеральным автодорогам нужно за машины с допустимой массой более 12 тонн. Допустимая максимальная, или разрешенная, масса — это контрольное значение для снаряженного транспортного средства, определяемое по формуле:

ДММ = СМ + МПН + МСТС, где:

ДММ — допустимая (разрешенная) максимальная масса;

СМ — собственная масса автомобиля;

МПН — максимальная полезная нагрузка, определенная изготовителем автомобиля;

МСТС — масса снаряжения транспортного средства.

МПН = масса груза + масса водителя (экипажа) + масса пассажиров.

МСТС = масса полной заправки ГСМ и охлаждающими веществами + масса обязательного инструмента и инвентаря + масса обязательного набора запчастей.

ВАЖНО! Если автосредство представляет собой систему из нескольких частей (например, тягача и прицепа, движущихся как одно целое), то общая ДММ рассчитывается как сумма ДММ составляющих частей.

Определенное техническими специалистами значение ДММ указано в следующих документах:

  • в техпаспорте авто;
  • свидетельстве о регистрации авто.

Если рассчитанный по приведенному выше способу показатель ДММ машины (или сцепки) превышает 12 тонн, то такой транспорт следует регистрировать в системе «Платон» и оплачивать его движение по каждому километру федеральных трасс в РФ.

Итоги

Чтобы определить, попадает ли машина в категорию транспорта, который подлежит регистрации в системе «Платон» и за который нужно вносить оплату за проезд по федеральным дорогам, необходимо определить показатель ее допустимой максимальной массы. В этом помогут технические и регистрационные документы на машину и предложенный выше порядок расчета.

С 15.11.15 владельцы фур с разрешенной массой более 12 тонн должны оплачивать проезд по федеральным дорогам. Дальнобойщики бойкотируют нововведение с требованиями наложить мораторий на сбор или полностью от него отказаться. Правительство отреагировало в меру конструктивно, новый платеж введен, но в лайт-формате. Что представляет собой «Платон» для власти и для грузоперевозчиков?

 

Что такое «Платон»

«Платоном» сегодня называют весь проект, подразумевающий оплату проезда большегрузами: и нововведенный платеж, и средства его сбора. Название появилось от сокращения «плата за тонну», ничего общего с греческим философом, другом и учителем Аристотеля не имеет.

Фактически «Платон» - это система взимания платы (СВП) - комплекс мероприятий, оборудования и ПО для автоматического сбора, обработки и контроля сведений о движении грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам общественного пользования, а также оплаты за пройденные километры.

«Пользователь платит»: история введения сбора

Введение СВП за проезд большегрузов по федеральным магистралям власти задумали еще в 2011 году. Суть платежа - возместить ущерб, который тяжелые транспортные средства (ТС), причиняют дорожному полотну. На фоне ежегодного прироста объема автогрузоперевозок правительство не увидело другого способа решить хроническое недофинансирование дорожного строительства.

Новый побор фигурирует в законодательных актах как «плата в счет возмещения вреда, наносимого дорожному покрытию» и в Налоговый кодекс не попал (правительство формально выполняет свои обещания).

Таблица 1. «Платон» в документах

Нормативный акт

Действие

закон №68-ФЗ от 06.04.11

Изменены Бюджетный кодекс, КоАП, закон «Об автомобильных дорогах...»:

  • введено понятие Дорожных фондов, заложены принципы их формирования;
  • для 12-тонников установлена обязанность с 15.11.15 оплачивать движение по федеральным трассам;
  • введены штрафные санкции с 15.11.15 для нарушителей.

постановление правительства №504 от 14.06.13

Установлен порядок и размер платы - 3,5 руб. за км.

распоряжение правительства №1662-р от 29.08.14

ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) назначен разработчиком системы «Платон» и оператором взимания платы. Заключено соглашение о концессии на 13 лет с ежегодным вознаграждением оператора в 10,6 млрд руб.

постановление правительства №474 от 18.05.15

Увеличен размер оплаты до 3,73 руб. за км.

постановление правительства №1191 от 03.11.15

Снижен размер платы на один километр пути, введены понижающие коэффициенты.

закон №378-ФЗ от 14.12.15

Снижены штрафы за проезд без внесения оплаты.

законопроект № 966991-6 от 30.12.15

Планируется освобождение от транспортного налога владельцев ТС более 12 тонн.

Задачи нового сбора

Во-первых, восстановление дорожной справедливости, реализация принципа «пользователь платит». Минтранс вменяет тяжеловесному транспорту (12 т и выше) 56% от общего урона, ежегодно наносимого дорогам. По вреду, причиняемому дорожному полотну, правительственные эксперты приравнивают проезд одного большегруза к 20 тысячам легковых автомобилей. Плательщиком назначили коммерческий грузовой транспорт, российский и иностранный, наносящий максимальный ущерб автомагистралям и извлекающий из проезда прибыль.

Во-вторых, при пустых бюджетных закромах новый сбор убивает важного зайца - «черных» перевозчиков, работающих без регистрации. Чтобы наверняка вывести из тени вольных дальнобоев, подготовлены и соответствующие меры - система штрафов и несколько вариантов контроля за передвижением грузовых ТС по дорогам. По оценке Roland Berger Strategy Consultants российский рынок автоперевозок представлен 46 тыс. компаний, 90% из них - малый бизнес и теневой сектор.

В-третьих, прямой экономический эффект. Деньги идут в дорожный фонд и расходуются на улучшение федеральных дорог. Прогноз по ежегодным поступлениям - 40 млрд руб.

Кому принадлежит «Платон»

Оператор «Платона» - частная компания РТИТС, задача которой разработать инфраструктуру проекта и обслуживать в течение 13 лет. Сама система - собственность РФ. «Платон» потребовал 29 млрд руб. вложений, из них: 27 - кредит Газпромбанка, 2 - собственные средства РТИТС.

Услуги оператора платные, обойдутся государству в 10,6 млрд руб. в год. Часть вознаграждения (46%) подлежит ежегодной индексации на уровень инфляции. Куда РТИТС потратит полученные миллиарды? Вознаграждение будет распределяться так: 59% - текущие расходы, 35% - возврат кредита, 8% - на разовую замену оборудования за 12 лет, 6% - прибыль.

О персоналиях. РТИТС - совместное предприятие Игоря Ротенберга, сына миллиардера Аркадия Ротенберга, (50%) и инвестиционного фонда «РТ-инвест» (50%). Последняя структура на 25% принадлежит госкорпорации «Ростех». В народе новый оброк называют «сбором Ротенберга».

Элементы системы. Техническая база

Все владельцы 12-тонных грузовиков обязаны зарегистрироваться в системе «Платон»: в офисе оператора, на сайте или через терминал самообслуживания. В базу вносят информацию о владельце и ТС, в т. ч. прикладывают скан/фотографию свидетельства о регистрации авто. После успешной проверки данных пользователь получает Личный кабинет в системе и номер Лицевого счета (л/с). Перед поездкой перевозчик должен пополнить л/с и оформить маршрутную карту (если грузовик не оснащен бортовым устройством).

Инфраструктура проекта включает:

  • Центры мониторинга и управления . Занимаются сбором/обработкой данных о регистрации в системе, передвижениях ТС, оплате и т. д.
  • Интернет-сайт http://platon.ru/ и мобильное приложение . Предназначены для регистрации в системе и работы с Личным кабинетом, например, для оформления маршрутных карт.
  • Бортовые устройства БУ 1201 (2 млн шт.). Устанавливаются на фурах бесплатно и при помощи спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) определяют и передают в Центры мониторинга «Платона» маршрут движения ТС. Расчет оплаты за сутки и списание денег происходит автоматически по данным бортового устройства (необходим положительный баланс л/с).
  • Системы мобильного и стационарного контроля: пункты видеофиксации (481 стационарная рамка) и автомобили с видеокамерами (100 комплексов). Отслеживают проезд грузовиков по федеральным дорогам.
  • Офисы и Терминалы самообслуживания системы «Платон», где можно зарегистрироваться и пополнить л/с.
  • Круглосуточный call-центр .

Схема оплаты - авансовая, л/с можно пополнить любым способом:

  • банковским переводом на счет оператора;
  • банковской картой через терминалы самообслуживания, QIWI, в офисах «Платона», в Личном кабинете сайта;
  • топливными картами Е100 и DKV.

Плата за пройденные километры рассчитывается: автоматически через бортовое устройство или посредством оформления маршрутной карты (в Личном кабинете на сайте, через мобильное приложение, в офисах «Платона»). Маршрутную карту можно получить на одну поездку или на месяц. Маршрут формирует сам грузоперевозчик: устанавливает старт и финиш рейса, указывает промежуточные пункты.

Тарифицируется только движение по федеральным автодорогам общего назначения (не учитываются участки платных и региональных трасс).

Размер сбора

Первично утвержденный тариф за проезд одного километра составлял 3,73 руб. Однако протесты дальнобойщиков вынудили правительство пересмотреть размер платежа - он будет повышаться поэтапно, сначала действуют понижающие коэффициенты.

Система штрафов

Таблица 3. Санкции за неоплаченный проезд

Штрафы до 14.12.15

Штрафы, действующие с 01.01.16

Кто платит

Сумма, тыс. руб.

Кто платит

Сумма, тыс. руб.

За первичное нарушение:

За первичное нарушение:

водитель

должностные лица

собственники российских ТС

За повторное нарушение:

За повторное нарушение:

должностные лица

водитель ТС, принадлежащего иностранному перевозчику

собственники российских ТС

Мировые аналоги

СВП с владельцев грузовиков за нанесение урона дорогам практикуется в Европе, в т. ч. некоторых странах СНГ: Словакии, Чехии, Венгрии, Германии, Швейцарии, Австрии, Белоруссии. Концепция сбора единая: от кого больше урона, тот платит больше. Различается платежная база - либо время пользования дорожной инфраструктурой, либо километр пробега.

Таблица 4. Общая характеристика СВП в странах ЕС

Характеристики системы

Германия

Швейцария

Тарификация

по пройденным километрам

дорожный сбор

Сеть дорог

5,6 тыс. км автомагистралей

автомагистрали и некоторые дороги

автомагистрали

740 км автомагистралей и скоростных дорог

Дифференциация тарифа

класс ТС по осям

класс ТС по выбросам

тип дороги, время суток

оси, время суток

Источник: сайт Федерального дорожного агентства

Российский «Платон» практически скопирован с германской системы Toll Collect. Немцы также рассчитывают сбор с грузовиков, исходя из дальности поездки по данным бортового устройства (OBUs) с использованием GPS-навигации. Дальнобойщики без OBUs оформляют и оплачивают маршрут в терминалах Toll Collect. Средствами контроля служат стационарные рамки и мобильные станции. Toll Collect начала развиваться в сентябре 2002 года, но введена была лишь 01.01.05 (старт откладывали несколько раз, отлаживая систему).

О европейских тарифах. Проезд одного километра 12-тонником стоит: в Австрии - до 0,49 $, в Германии - 0,09-0,14 €, в Белоруссии - 0,16 $. В пересчете на рубли тарифы за 1 км составляют: в Белоруссии - более 10 рублей, в Австрии и Германии - более 40 рублей.

Критика нового сбора

Цена вопроса: кто больше?

Дальнобойщики считают плату слишком высокой. Как рассчитан тариф? Минтранс в 2012 году оценил ущерб, причиняемый одному километру дорог большегрузом, в 6,8 руб., за вычетом акциза на топливо - 3,5 руб. Такой тариф утвердили первоначально в 2013 году.

Расчеты урона дорогам от грузовиков базировались на предположении, что средний годовой пробег одного ТС (12 тонн и более) составляет 8,5 тыс. км. По оценкам Минэкономразвития этот показатель занижен: средний пробег большегруза в год равен 60 тыс. км. Замечания экспертов ведомства правительство закономерно не услышало: Минэкономразвития обосновал тариф 0,97 руб., а бюджет пуст...

Слишком много налогов

Владельцы 12-тонных грузовиков сегодня оплачивают ремонт/строительство дорог тремя сборами:

  • транспортный налог (зачисляется в региональные бюджеты);
  • акцизы на топливо (уменьшают плату с большегрузов);
  • сбор за возмещение ущерба федеральным дорогам.

Транспортный налог и новый сбор по целевому назначению дублируют друг друга. Это противоречит принципам налоговой системы. После акций протеста автоперевозчикам обещана отмена транспортного налога (законопроект на рассмотрении), в итоге фискальная нагрузка на дальнобойщиков может несколько снизиться.

Справедливость восторжествует. Регионам же придется дожидаться компенсаций выпадающих доходов из Федерального дорожного фонда, но им не привыкать.

Масштабы влияния на экономику

Россия - страна большая, расстояния огромные. Из всех видов транспорта железнодорожный лидирует по грузообороту (тонны, помноженные на пройденные километры). Однако без учета структуры ж/д перевозок и веса грузов, перевезенных разными видами транспорта, картина неполная. Факт в том, что железная дорога, в основном, обслуживает сырьевой сектор (более 70% от всех перевозок в тоннах), «гражданские» грузы «вывозит» на себе автотранспорт.

В итоге новый оброк усложнит жизнь 2 млн. игроков российского рынка автогрузоперевозок: одних заставит уйти, других - повысить стоимость услуг. Все это, несомненно, скажется на конечной цене товаров. Эксперты оценивают вклад нового сбора в инфляцию 2016 года в размере 1-2% (см. инфляционные ожидания Центробанка). В итоге на ремонт дорог сбросится все население страны. И не факт, что качество дорог станет достойней.

Законно ли выбран оператор «Платона»?

Тендер был объявлен в августе 2013 г. Одно из требований к участникам - опыт создания и обслуживания аналогичных систем. Этому условию соответствовали лишь компании с иностранным капиталом. Поэтому правительство из соображений национальной безопасности конкурс отменило, доверив проект РТИТС.

По общему правилу закон «О концессионных соглашениях» предписывает выбирать партнера на конкурсной основе. Но российское нормотворчество изначально заточено под принцип «закон, что дышло». Не исключение и закон №115-ФЗ, который предусматривает и внеконкурсные варианты, когда концессионера определяет правительство.

«Сырость» системы

К 15.11.15 система взимания платы за проезд была не готова. Вместо налаженной процедуры грузоперевозчиков ожидали:

  • непроработанная договорная основа между перевозчиком и РТИТС;
  • нехватка бортовых устройств и выход из строя установленных БУ1201 в процессе поездки при отсутствии алгоритма действий водителя;
  • нестабильная работа сайта и невозможность оформить маршрутную карту;
  • неудовлетворительная работа call-центра и другие сбои.

В таких условиях возросшая фискальная нагрузка вкупе с ее несправедливостью и драконовскими штрафами закономерно вызвали ожесточенное сопротивление дальнобойщиков нововведению. Власти пошли на компромисс, и за два минувших месяца лед тронулся: система заработала удовлетворительно, тариф снижен (хоть и временно), штрафные санкции стали подъемными. Однако до идеальной работы СВП еще далеко.

«Платон» мне друг?

По итогам декабря «Платон» рапортует: собрано 1,962 млрд руб., зарегистрировано более 19 тыс. владельцев 12-тонников, оформлено 2 403 маршрутных карт. Разрабатывается постоплатная схема, предположительно заработает с 15.04.16.

В европейской практике сбор с грузовиков вводился постепенно, практиковался отладочный тестовый период с нулевой оплатой. Российский «Платон», мягко говоря, несовершенен, но из-за проектных ошибок введение моратория обошлось бы государству дорого. Во-первых, тогда пришлось бы заморозить финансирование дорожников. Во-вторых, война войной, а ежегодный платеж РТИТС - по расписанию.

Российское население власти не доверяет, зная ее талант «эффективно» расходовать бюджетные средства. После всех уступок, на которые пошло правительство, колеса нового сбора в 2016 году, вероятно, худо-бедно раскрутятся. Лишь никуда не денутся опасения, что собранные средства растворятся в той черной дыре, в которой без всяких последствий для состояния дорог исчезают акцизы и транспортный налог.

В настоящее время в Российской Федерации действует система взимания платы «Платон», которая предусматривает обязанность владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, вносить плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Ответственность за проезд без внесения платы установлена статьей 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей, а при повторном совершении правонарушения - десяти тысяч рублей.

По причине высокой себестоимости перевозок многие автоперевозчики «игнорируют» систему «Платон», обязывающую оплачивать 1,53 рубля за каждый километр пути и, соответственно, получают постановления по делу об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа.

Однако данные постановления можно оспорить в суде. Причина заключается в том, что при вынесении постановлений по делу об административном правонарушении, как правило, не учитывается принцип презумпции невиновности в административном судопроизводстве и игнорируется необходимость приведения доказательств как виновности правонарушителя, так и наличия состава административного правонарушения в его действиях, а, следовательно, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не устанавливается факт наличия самого события административного правонарушения.

КоАП РФ предусматривает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должно устанавливаться наличие события административного правонарушения, а в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Диспозиция ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ предусматривает доказывание трех фактов:

1) транспортное средство осуществляло движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

2) транспортное средство свыше 12 тонн;

3) движение транспортного средства осуществлено без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.К каждому вынесенному постановлению прилагается фотоматериал, на основании которого можно установить, что транспортное средство осуществляло движение по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, так как указаны координаты движения в определенное время.

Постановления также содержат установление данных о владельце транспортного средства. Однако в постановлениях чаще всего не указано, каким образом и на основании каких документов было установлено, что:

1) транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
2) движение транспортного средства осуществлялось без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.

Таким образом, при вынесении постановлений по делу об административном правонарушении не устанавливается наличие события административного правонарушения.

Иными словами, устанавливается только то, что транспортное средство осуществляло движение по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, что само по себе не является административным правонарушением. Представляется, что в связи с тем, что данные нормы были введены не так давно, вынесение подобных постановлений носит необдуманный и автоматический характер.

В связи с тем, что штрафы за данное нарушение были снижены до уровня терпимости водителей, а издержки на обжалование постановлений в большинстве случаев превышают размер потерь от уплаты штрафов, практика обжалования данных постановлений в настоящее время достаточно скудная.

Пункт 3 устанавливает, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, суд принимает решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Конечно, традиции российской судебной системы достаточно часто игнорируют принцип презумпции невиновности, суды смотрят сквозь пальцы на то, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и, как правило, при вынесении решений становятся на сторону власти.

Однако уже существуют прецеденты, когда суды объективно подходили к рассмотрению данных вопросов и отменяли постановления о наложении административных взысканий с грузоперевозчиков. Так, например, Воскресенский городской суд Московской области принял решение в пользу владельца транспортного средства, отменил постановление и прекратил производство по делу об административном правонарушении.

При этом в жалобе из двух вышеперечисленных оснований было указано только то, что в ходе рассмотрения дела не было доказано, что транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Конечно, обжалование постановлений по процессуальным нарушениям при их вынесении не снимает фактической вины с правонарушителей, и система правоохранительных органов постепенно адаптируется и приведет практику вынесения постановлений в соответствие с требованиями КоАП РФ. Однако сами процедуры обжалования данных постановлений могут служить средством выражения протеста грузоперевозчиков против несправедливой, с их точки зрения, «платы за тонну».



Поделиться