Обязательно ли устанавливать тахограф на грузовой. Нужен ли тахограф на личный грузовик

Нужен ли тахограф на личный автомобиль? Этим вопросом задаются многие водители больших транспортных средств, в особенности, жители деревень и поселков, среди которых немало владельцев «самосвалов». Попробуем разобраться, нужен ли тахограф «частнику» .

Итак, тахографы появились в России в 2013 году. Эти контрольные устройства прочно вошли в обиход среди владельцев коммерческого грузового транспорта. Тахографы с помощью встроенной системы ГЛОНАСС /GPS отслеживают в режиме онлайн перемещения авто на местности, а также записывают в энергонезависимую память данные о действиях водителя (времени отдыха и работы) и различных показателей движения автомобиля (скоростного режима, показателей датчика топлива и др.) Сегодня в России остается 2 вида тахографов - цифровые и механические (аналоговые). Последние доживают свой век из-за несоответствия требованиям ЕСТР - их к 2018 году не должно остаться в России. Сегодня цифровые тахографы подчиняются предписаниям ЕСТР - европейского соглашения (в которое входит более 50 стран) в сфере обеспечения безопасности на дорогах.

Так вот, согласно положениям ЕСТР, существует определенный перечень автомобилей, обязательных к установке на них тахографов. Данный список включает следующие виды автомобилей для коммерческих перевозок:

Грузовики с грузоподъемность от 3,5 тонн

Пассажирские автобусы, перевозящие более 8 человек

Также существует и список тех автомобилей, на которые установка тахографов не обязательна:

Автомобили полиции и других служб, инкассаторские авто

Ритуальные» авто - катафалки и др.

Бронетехника

Передвижные лавки на колесах

Автоподъемники

Военные авто, «скорые» и «пожарные»

Спецтехника

Техника на колесах (дома, передвижные телестанции и медстанции)

Грузовики коммунальной сферы (ЖКХ, водоканал)

Автомобили сельскохозяйственного назначения для перемещения между муниципальными районами

Трактора, самоходные транспортные средства и спецгрузовики для перевозки яиц, молока, рыбы и птицы

Последние 2 пункта как раз касаются вопроса в начале статьи. Владельцы данного транспорта не обязаны устанавливать тахографы на свой автомобиль.

Нужен ли тахограф физ.лицу?

Нет, если он не использует авто в коммерческих целях. Установка контрольных устройств обязательна только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся коммерческими перевозками. Получается, «частникам» тахограф не нужен, если, опять же, он не занимается получением прибыли посредством перевозки пассажиров (автобус с вместимостью более 8 человек) или грузоперевозки. В связи с таким раскладом в России появляются не очень чистые на руку руководители компаний-перевозчиков, которые «просят» водителей регистрировать авто на себя для увеличения прибыли. Но таким образом они могут подставить сами себя - ведь никто не мешает владельцу «собственного» авто, как бы не принадлежащего автопарку, уволиться и оставить грузовой автомобиль в свое личное пользование. Закон здесь за водителя.

Нужно ли устанавливать тахограф на личный грузовой автомобиль?

Нет, согласно приказа 470 Министерства транспорта Российской Федерации. Но самые большие споры вызывает вопрос, касающийся самого популярного грузовика в России - самосвала. Существует несколько ситуаций, когда возможна разная трактовка со стороны закона касаемо вопроса установки тахографа. Итак, в одном случае - если самосвал задействует в строительной сфере, например, компанией застройщиком жилых домов, то, несомненно, такому грузовику нужен тахограф. Однако если тот же самосвал используется в ЖКХ или других сферах коммунального хозяйства, то ему не следует обязательном порядке устанавливать контрольное устройство. К таким транспортным средствам относят грузовики для очистки дорог, для обслуживания нефтегазовых скважин. Также в список авто, которым не обязательна установка тахографа, внесены автомобили «возраст» которых превышает 30 лет, при условии, что они не используются в коммерческих целях. Транспортные средства, проходящие дорожные испытания (или учебные) также не подлежат к установке на них устройств контроля.

С начала 2018 года вступили в силу новые требования по оснащению тахографами пассажирских автобусов и большегрузных машин, вызвавшие множество вопросов у участников рынка автомобильных перевозок. Чаще всего владельцев автотранспорта интересует – нужно ли менять имеющееся цифровое устройство и подлежит ли замене тахограф европейского образца?

Расскажем подробнее, кого затронут изменения, в какую сумму обойдется установка средства контроля и о чем говорят последние новости.

Зачем нужны тахографы?

Тахограф – измерительный прибор, основной функцией которого является учет времени, проведенного водителем за рулем. Устанавливаются тахографы на грузовые автомобили. Закон 2018 года также требует установки прибора в кабину пассажирского автобуса (точный перечень ТС содержится в Приложении 2 к приказу Минтранса №36 от 13.02.2013 с изменениями 2017 года).

Использование устройства обусловлено необходимостью повысить безопасность на дорогах. Статистика утверждает: значительное число аварий с участием большегрузов происходит из-за недосыпания, длительного нахождения водителя за рулем и других причин, снижающих концентрацию внимания.

Регламентируют данную сферу (включая вопрос: на какие транспортные средства должны быть установлены тахографы с 1 января 2018 года):

  • Закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 (статья 20 обязывает перевозчиков оснащать автопарк тахографами);
  • постановления правительства РФ №720 от 10.09.2009 (утверждающее техрегламент о безопасности колесных транспортных средств) и №1213 от 23.11.2012 (содержит требования к приборам, определяет порядок оборудования и т.д.);
  • приказы Минтранса №36 от 13.02.2013 и №273 от 21.08.2013 (с изменениями 2017 года). Первым утверждены требования к устройствам, правила пользования и контроля, вторым – этапы установки.

Положения нормативных актов обязательны к исполнению компаниями и индивидуальными предпринимателями, совершающими перевозки пассажиров и грузов. На частных владельцев автотранспорта они не распространяются.


Какие тахографы обязуют ставить в 2018 году?

Фиксация непрерывной и некорректируемой информации о соблюдении водителями режима труда и отдыха – этому условию должны отвечать обязательные к установке тахографы с 1 января 2018 года. Постановление правительства РФ №1213 наделило Минтранс полномочиями по определению порядка оснащения контролирующими устройствами. Требования к приборам и правила обращения с ними согласовываются с ФСБ и МВД.

Приборы, способные воспроизвести детали рейса, дополнены криптографическим модулем СКЗИ для хранения зашифрованных сведений. Одно из требований к устройству, который пришел на смену устаревшим аналоговым и не оснащенным системой криптографической защиты цифровым, – корпус бортового самописца должен быть опломбирован. Помимо блока СКЗИ в комплект входят:

  • ПО для обработки данных;
  • считывающее устройство, клавиатура для ввода сведений и дисплей для отображения информации;
  • карта тахографа;
  • датчик движения;
  • ГЛОНАСС/GPS-антенна.

Срок эксплуатации модуля СКЗИ – три года, но замена может понадобиться и раньше:

  • при поломке устройства;
  • при смене владельца или изменении данных, которые требуется внести для активации (марка, модель автомобиля, VIN-номер и т.д.)

Виды устройств, подлежащих замене

Процесс внедрения контроллеров в пассажирские автобусы и грузовики начался в 2013 году, а завершится, по планам, летом 2019 года. Минтранс в приказе №273 обязал владельцев коммерческого автотранспорта, перевозящих грузы по России, до 1 января 2018 года сменить:

  • тахографы ЕСТР, внедренные автопроизводителями до 1 апреля 2014 года;
  • тахографы ЕСТР, монтированные мастерскими до 11 марта 2014 года.

Обязательному оснащению тахографами с СКЗИ (здесь уже правила диктует приказ №36) подлежат:

  • автобусы, если в салоне более восьми мест для пассажиров;
  • грузовики тяжелее 3,5 т.

1 июля 2018 года – крайний срок для замены устройств в автобусах, задействованных на регулярных пригородных рейсах, а ровно через год наступит время для городского пассажирского транспорта.

Цифровой тахограф – на какие транспортные средства он ставится?

С 2017 года вступили в действие поправки в закон о проверках. 25 января 2018 года правовой портал «Гарант» опубликовал руководство Ространснадзора по соблюдению обязательных требований. Надзорный орган дал пояснения по спорным моментам, в частности, относительно видов транспорта, на которые следует установить тахографы с 1 января 2018 года. Постановление правительства и приказы Минтранса не дают, например, однозначного ответа, должны ли оснащаться этими приборами служебные автобусы, не совершающие непосредственно коммерческих рейсов.

Позиция Ространснадзора: если организация осуществляет предпринимательскую деятельность, тахографы на служебных автобусах должны быть установлены в обязательном порядке.

При этом в нормативных актах четкого определения понятию «коммерческие перевозки» нет. Словарь финансовых и юридических терминов портала «КонсультантПлюс» трактует его так: «регулярные перевозки, при выполнении которых перевозчик в силу закона или иных правовых актов обязан осуществить перевозку по обращению любого гражданина за плату, определяемую перевозчиком». То есть на коммерческий характер перевозки указывают:

  • наличие договора;
  • плата за услугу.


Какой тахограф надо ставить на грузовой автомобиль с 2018 года?

Какой именно вид устройства следует установить на грузовик, зависит от направления выполняемых рейсов. Положения приказа Минтранса №36 определенно говорят:

  • для перевозок внутри страны требуется тахограф с СКЗИ;
  • для международных перевозок – европейский аналог.

Требование об обязательной установке технического средства контроля с криптографическим модулем не затрагивает автотранспорт, допущенный к международным перевозкам в соответствии с карточкой допуска. То есть наличие этого документа относит транспортное средство в число исключений, на которые не распространяется директива. При этом допуск не обязывает выезжать за пределы страны и предъявлять соответствующие доказательства, а является лишь свидетельством готовности транспорта совершать международные рейсы.

Как оформить карту международного перевозчика?

Допуск для международных перевозок выдает Ространснадзор и его территориальные органы (УГАДН). Чтобы получить его, юрлицам и ИП нужно соответствовать следующим требованиям:

  • иметь автомобили, отвечающие международным техническим стандартам и соглашениям;
  • устойчивое финансовое положение;
  • полис ОСАГО;
  • в штате организации должен быть водитель/водители требуемой квалификации.

Удостоверение (оформляется на каждое транспортное средство) выдается на один год при первичной подаче заявления. По истечении 12 месяцев можно подать на новое сроком 5 лет, которое, в отличие от выданного в первый раз, разрешается продлить дважды.

В подразделениях Ространснадзора услуга (полностью – и рассмотрение заявления, и выдача карт, и их продление) оказывается бесплатно. С оформлением, уже за плату (около 10 000 рублей в зависимости от срока действия удостоверения и региона) помогают специализированные мастерские. Установка нового тахографа с СКЗИ, включая стоимость прибора и его настройку, обойдется в сумму от 35 000 рублей. Еще по 25 000 рублей (актуальная на январь 2018 года цена) потребуется платить каждые три года за замену криптографического блока. Перечень моделей блока СКЗИ, карт, лицензированных мастерских регулярно обновляется на сайте ФБУ «Росавтотранс».

Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой?

В 2018 году аналоговых тахографов с диаграммным диском на транспорте для коммерческих перевозок внутри России, казалось бы, быть не должно – запрет на них наложен еще 1 июля 2016 года. Однако все тот же приказ Минтранса под номером 36 освобождает от установки тахографов с СКЗИ автобусы и большегрузы, если они одновременно соответствуют трем условиям:

  • автобус имеет более 20 мест для пассажиров, а грузовик – вес свыше 15 т;
  • предназначены они для коммерческих перевозок;
  • оснащены тахографом заводом-производителем до 8 ноября 2013 года.

Что касается международных перевозчиков, то главное условие для них – соответствие устройств правилам ЕСТР. Обязательного требования устанавливать именно цифровой прибор нет. Это подтверждает разъяснение ФБУ «Росавтотранс», опубликованное на сайте учреждения в разделе «Тахографический контроль ЕСТР». Следовательно, перевозчики, выполняющие международные рейсы, вправе не обновлять аналоговые тахографы с 1 января 2018 года.

Штрафы ГИБДД

За нарушение порядка установки тахографа последует административное наказание. В 2018 году инспекторы ГИБДД имеют все основания выписать штраф:

Штрафы за тахограф в 2018 году (за несоответствующий требованиям прибор, его отсутствие, попытку блокировать, скорректировать работу устройства и т.д.), согласно статье 11.23 КоАП РФ, составят:

Нарушивший режим труда и отдыха водитель заплатит от 1 000 до 3 000 рублей.

Постоянное внесение правок и изменений делает российское законодательство несколько противоречивым. Это относится и к законам о тахографах, ведь если несколько лет назад автолюбители имели чёткое представление того, какой вид транспорта и при каких условиях следует оборудовать тахографами, то сейчас всё крайне размыто.

Нужен ли тахограф физическому лицу, выполняющему частную перевозку на личном автомобиле? Данный вопрос, справедливо возникающий у автолюбителей, ставит в тупик даже некоторых специалистов данной сферы. Для начала вернёмся в прошлое для того, чтобы найти источник конфликта.

Ещё в 2009 году Постановление № 720 гласило: тахографические устройства ЕСТР – это рекомендованный образец, подходящий для установки и эксплуатации на коммерческом автотранспорте на территории Российской Федерации. Однако спустя три года возникает новый приказ Минранса № 36, говорящий нам о том, что самописец должен быть цифровой и обладать блоком криптозащиты регистрируемых данных.

Помимо весьма размытой трактовки необходимости определённого вида устройства, закон также вызывает вопрос: – Надо ли устанавливать тахограф частнику? Сегодня, оперируя данными из актуальных положений, мы дадим ответы на все подобные вопросы и дадим автолюбителям все необходимые знания.

Нужен ли тахограф на личный автомобиль?

Для того чтобы сразу предоставить необходимую информацию, разберём положения правительства на примере вопросно-ответной формы. Также мы приведём ссылки на законы и положения для точного понимания контекста.

На какой транспорт необходимо ставить самописец?

Установку тахографов необходимо осуществлять на следующие категории автомобилей, принадлежащие физическим и юридическим лицам:

    Грузовики, тягачи и любой другой транспорт массой от 3,5 тонн, служащий для перевозки уникальных грузов.

    Грузовики для междугородних перевозок массой более 15 тонн

    Автобусы, оборудованные более, чем 8 сидячими местами.

    Грузовики массой от 12 тонн.

Все вышеперечисленные категории были установлены №78. Делая вывод можно сказать, что тахограф должен быть установлен на каждый автомобиль из этого списка вне зависимости от формы собственности – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Нужен ли тахограф для транспорта, используемого только в личных целях?

Обратите внимание, что все положения законодательства акцентированы на транспортную коммерческую деятельность в любом её проявлении. То есть, являясь владельцем грузовика или другого транспорта, подходящего под характеристику, приведённую выше, и не используя его на коммерческой основе, можно не беспокоиться о наличие бортового самописца. Однако при этом необходимо документальное доказательство.

Когда частному лицу точно необходима установка тахографа на автомобиль?

Являясь владельцем грузовика, частное лицо обязано установить самописец в следующих случаях:

  • Физическое лицо состоит в транспортной компании и выполняет перевозку на личном авто.
    Частник с собственным транспортным средством может заключить договор на перевозку грузов по заданному маршруту. В таком случае личное использование переходит в формат коммерческого и установка тахографа обязательна.
  • Физическое лицо выполняет контрактную деятельность по перевозке крупногабаритных или опасных грузов
    В таком случае частное лицо выполняет коммерческие рейсы по заказу сторонних организаций, не являющихся постоянным руководством физического лица. В данном случае установка самописца так же необходима.

На данный момент существует приказ № 237, который устанавливает сроки и категории транспортных средств, подлежащих установке тахографа. Ключевым словом во всех положениях является «коммерческая», что говорит о том, что на транспорт для личных целей устройство не нужно.

При этом Приказ Минтранспорта N 36 устанавливает только требования к самому устройству, а именно, необходимость установки тахографа для физических и юридических лиц прописана в Федеральном Законе № 196.

Ущемлены ли права физических лиц?

Требования оборудовать своё транспортное средство тахографом несёт исключительно контролирующий характер. Транспортные организации и индивидуальные предприниматели получают множество преимуществ: начиная от оптимизации маршрута передвижения и заканчивая контролем времени работы и отдыха.

В случае, если частное лицо не занимается коммерческой деятельность, ему следует иметь весомые доказательства для подтверждения некоммерческой деятельности. Наиболее популярная ситуация – обнаружение инспектором ГИБДД в кузове грузовика строительных материалов, которые частное лицо перевозило себе на дачу. В таком случае необходимо иметь накладную или чек на приобретённый товар.

Также бывает случай, когда грузовой автомобиль взят на временное использование у другого физического лица. В такой ситуации тахограф не нужен, однако водителю необходимо иметь ряд документов: договор на безвозмездную аренду, накладная на груз, доверенность на транспорт.

Однако стоит брать во внимание тот факт, что многие автолюбители злоупотребляют небольшой лазейкой (отсутствия в приказах положений, регулирующих деятельность частных лиц) в законодательстве и просто обманывают инспекторов. Такая ситуация подвигла органы власти всерьёз задуматься о том, чтобы запретить регистрацию грузовиков и автобусов на частников. Хотя основные предпосылки состояли не в обмане властей, а в участившихся ДТП.

Подведём итоги

На данный момент Министерство Транспорта уже готовит новый Федеральный Закон, основные положения которого будут регулировать деятельность не только физических и юридических лиц, осуществляющих коммерческую перевозку, но и частников. К данной ситуации можно относиться по разному, однако основное предназначение так или иначе благосклонно скажется на транспортной ситуации.

Для того чтобы убедиться в этом, стоит вернуться к основным предназначениям тахографа – контроль скорости дорожного движения, оптимизация времени сна и отдыха, расчёт заработной платы и оптимизация маршрута. Поэтому автолюбителям стоит позаботиться о наличие такого устройство, особенно если есть что скрывать.

Законодательство обязывает некоторые категории автомобилей оснащать тахографами. Возникающие в связи с этим вопросы, имеют множество особенностей, знание которых влияет на правильное использование транспортных средств, в особенности грузовой техники. Рассмотрим самое важное.

Что это такое

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Тахограф – техническое средство, созданное с целью требований ЕСТР (Европейского соглашения по транспортным средствам) для выполнения международных перевозок. В России их укомплектовывают блоками криптозащиты СКЗИ, которые могут использоваться только в пределах страны.

Оно упорядочивает работу транспортных средств (ТС), используется для контроля, измерения, непрерывной фиксации определенной информации.

К такой относится:

  • время;
  • скорость передвижения;
  • пробег;
  • активный режим передвижения и стоянок.

Монтируется блок в гнездо под спидометром, магнитофоном, что зависит от его размера, наличия свободного места. Основной частью прибора является часть СКЗИ. Она позволяет сохранить, зашифровать данные, которые нельзя изменить.

Благодаря этому водитель может доказать свою правоту перед правоохранительными органами при ДТП. Это упрощает бухгалтерские расчеты предприятиям, ведь данные со специальных карт позволяют проконтролировать работу сотрудника, оценить эффективность перевозок.

Для водителей здесь также предусмотрен полезный функционал:

  • датчик ограничения скорости;
  • контроль включения аппаратуры на определенной скорости;
  • многое другое, что зависит от модели устройства.

Принцип работы

В основу работы, как упоминалось ранее, положен запоминающий элемент, надежно хранящий информацию в течение многих лет.

Подключение к нему происходит с помощью ключей или смарт-карт:

  1. Водительская. Собирает информацию о передвижении водителя в течение года.
  2. Карта обслуживания. Она нужна для настройки. Используется в сервисном центре, мастерской по обслуживанию.
  3. Для компании-владельца. Для получения информации о передвижении ТС.
  4. Инспекторская. Требуется для контролирующих органов с целью установления возможных нарушений. Она же помогает получить сведения о работе датчиков, возможных неполадках.

На какие машины не нужно устанавливать

Закон о фиксирующих элементах не распространяется на физических лиц, но есть исключения и для юридических.

Не требуется устанавливать датчики контроля на следующие грузовые автомобили:

  1. Самосвал, если его предполагается использовать на территории строительства здания.
  2. Транспортные средства со специальным оборудованием. К данной категории относятся подъемники, краны-манипуляторы, бетономешалки, перевозчики мясной, рыбной, молочной продукции. Аналогичное требование распространяется на коммунальную технику для работы на дорогах, для работы на газовых, нефтяных скважинах.Важно! В данную категорию не входит самосвал, если он закреплен за коммунальным хозяйством.
  3. В случае, если ТС не предполагается использовать для грузоперевозок.
  4. При перевозках в зоне города не дальше пригорода.
  5. Если установлено оборудование ЕСТР, необходимое вне федерации.
  6. ТС, прошедшие регистрацию в Гостехнадзоре.
  7. Если ТС более 30 лет, и он не используется для транспортировки грузов. То есть, если самосвалу КАМАЗу 30 лет, он может ездить без фиксирующего устройства за пределами стройки, но не перевозить грузы.
  8. Авто пожарных, инкассаторских служб, других.
  9. Передвижная техника с колесами.
  10. Автобусы до 8 мест массой до 5 тонн.
  11. ТС для испытаний.
  12. Вес ТС до 3,5 тонн.

Тахографы устанавливают в первую очередь на автомобили компаний, занимающихся предпринимательскими перевозками. В то же время следует учитывать и другие особенности. К таким относится количество мест.

Если в ТС их больше 8 пассажирских мест, это категория М 2, М 3, N 2, N 3, то установка нужна.

Нужен ли тахограф на личный грузовик

Если лицо, управляющее транспортом, не имеет тахографа, может быть оштрафовано. Штраф не оформляется, если в момент проверки у него есть при себе письменное подтверждение того, что грузовик не используется в целях коммерческой деятельности ( , Приложение п.2).

Таким образом, если владелец автомобиля частное лицо, прибор фиксации не нужен.

Перевозить собственный груз он может, но обязан подтвердить это (показать квитанции о покупке, но объемы должны соответствовать своим нуждам).

То есть, если человек приобрел Валдай или Газель, то он должен быть готов при остановке инспектором ДПС подтвердить факт личного использования автомобиля, а не в коммерческих целях.

Какой прибор надо ставить

Документом, который трактует нормы к использованию и в 2019 году является , что дополнил ранее изданный Согласно ему, должен быть блок СКЗИ.

Это обязательное условие для использования коммерческих авто на территории России. То есть на сегодняшний день аналоговые устройства должны быть заменены новыми. В продаже есть 2 типа датчиков, на которые следует ориентироваться перед покупкой.

Они отличаются в зависимости от дальности следования:

  • для международных перевозок (ЕСТР);

Установка должна быть выполнена только в сертифицированном центре, имеющем лицензию ФСБ (не самостоятельно). По этой причине при обращении к мастеру следует уточнить наличие соответствующего разрешения. Если условие не выполнено может быть наложен штраф.

Кроме монтажа необходима наладка оборудования. В нее входит:

  1. Установка устройства фиксирования скорости.
  2. Запуск в работу СКЗИ.
  3. Калибровка устройства.
  4. Опломбирование.

Любой тахограф, установленный в автомобиле должен иметь:

  • карты на каждого водителя, имеющего право управления ТС;
  • датчик движения;
  • датчик звукового, визуального оповещения;
  • антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS, если это предусматривает связная часть;
  • программы, криптограммы для функционирования систем ГЛОНАСС и GPS.

Обязательно для прибора печатающее устройство, клавиатура. Прибор дает возможность получить всю информацию о передвижении ТС, а также попытках фальсифицировать, скорректировать данные.

Аналогичная цена предписывается при отсутствии водительской карты или попытках его взлома. Сегодня сотрудники ДПС, выполняя проверку, ограничиваются установкой факта его наличия. По требованиям они должны проверять его работоспособность, соответствие нормам труда.

Причиной такого является начальный этап внедрения контроля грузоперевозок, отсутствие прохождения обучения инспекторами о правилах проверки, нормах соответствия прибора.

По этой причине последовательность действий инспектора ГИБДД сегодня такая:

  1. Установить место нахождения тахографа. Он должен быть на расстоянии вытянутой руки водителя при нахождении в водительском кресле. В том случае, если нет свободного места для установки, требуется купить кожух. Он позволит монтировать устройство в любом месте на передней панели.
  2. Посмотреть водительскую карту. Она выдается в одном экземпляре. При этом водителю должно быть больше 18 лет для грузовика, 21 и более для автобуса. Обязательны категории, подтверждающие право вождения данным ТС.
  3. Определить наличие наклейки с данными калибровки. На ней должна быть указана информация о времени ее проведения, коэффициенты, дата следующей калибровки. Она должна быть стандартного образца, с защитой от воды.
  4. Установить наличие на приборе 3 пломб. Одна из них крепится сзади (пластилиновая с оттиском установщика). На крышке спидометра ставится аналогичная пломба той, что ставилась при монтировании прибора. На трансмиссии устанавливается пломба на датчик скорости с захватом проушины коробки передач. Она пломбируется свинцовой пломбой с клеймом установщика. Чтобы проверить ее наличие инспектор использует зеркало.

В том случае, если обнаружено повреждение пломбы, следует обратиться к мастеру для замены (это не должно быть на посту ДПС). Поврежденное устройство считается неисправным, что приравнивается к его отсутствию, а значит, является поводом к выписке штрафа.

Ответственность за отсутствие

Наказание за отсутствие прибора фиксации, к чему приравнивается и неисправность, имеет форму административного нарушения. Об этом говорит статья КоАП с номером 11.23. Предполагается, что такие меры сделают перевозки в России более безопасными и прозрачными.

Наказание за нарушение несет не только водитель, но и лица, которые выпустили ТС на маршрут. Ситуация равнозначна для перевозок по России, ТС международного следования. Суммы для оплаты штрафа приведены в таблице.

Таблица. Штраф за отсутствие тахографа в 2019 году.

Если предписание игнорируется, с автомобиля разрешено снимать государственный номерной знак. При перевозке грузовиком опасного груза, его отправляют на штрафстоянку.

Как перегнать купленное авто без устройства.

Чтобы обойти закон относительно тахографа при покупке грузовика, следует иметь некоторые документы для предоставления сотрудникам ГИБДД:

  1. Подтвердить факт отсутствия причастности к коммерческим перевозкам. То есть в перегоняемом грузовике не должно быть груза.
  2. Должен быть договор, подтверждающий покупку транспортного средства.
  3. Если груз есть, он должен быть не большим, соответствовать требованиям и объемам частника, а не юридических лиц (квитанции не будут лишними).

Обязательная установка тахографов на определенный вид авто, всколыхнула всю индустрию коммерческих перевозок в РФ. Статья раскроет нюансы установки прибора контроля, расскажет о правильных и неправильных тахографах, а также, предоставит информацию к размышлению — как обойти закон в 2018 году.

Тахограф – техническое средство контроля, осуществляющее непрерывную фиксацию скоростных данных, отслеживающее маршрут движения, время работы и отдыха, водителя транспортного средства. Состоит из нескольких модулей: самого устройства, навигационной карты, датчика движения, усиливающей антенны, принимающей сигнал спутника. Устройство имеет защитную пломбу, препятствующую доступу извне.

Законодательные изменения 2018 года

Абз. 9 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязывает всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оснащать тахографами автомобили, используемые ими в коммерческой деятельности.

Нормы закона об установке тахографа на грузовой автомобиль 2018 вступают в силу в несколько фаз:

  • До 1.04.2014 года – тахографы должны быть установлены на грузовых автомобилях массой более 3500 кг, осуществляющие транспортировку опасных грузов категории N2 и N3;
  • С 1.07.2014 года – штраф за отсутствие прибора контроля, будет накладываться на водителей автобусов (М2 и М3), с числом сидений более 8, за исключением пассажирского, а также грузовые авто N3 более 15 тонн, курсирующие по междугородним маршрутам. Это не коснется автобусов, выполняющих городские и пригородные регулярные рейсы;
  • До 1.09.2014 года – тахограф должен быть установлен на всех грузовиках N3, имеющих более 15 тонн массы и занимающихся междугородними перевозками неопасных грузов;
  • До 1.04.2015 года – устройство контроля должно быть на всех грузовых автомобилях N2, перевозящими неопасный груз;
  • До 1.01.2018 года – срок замены приборов старых образцов, в которые попали: тахографы ЕСТР установленные на производстве до 01.04.2014 года и тахографы ЕСТР монтированные в сервисных центрах до 11.03.2014 года.

В перечень автомобилей, которым не требуется установка такого устройства, относятся: передвижные лаборатории, сельскохозяйственные машины, спецтехника, автомобили ритуальных служб, военные автомобили и автомобили для оперативно-розыскной деятельности, дома на колесах, бронированные транспортные средства.

Установленный тахограф должен использоваться до утилизации автомобиля.

Нюансы установки тахографа

Существует 2 вида контрольных устройств:

  1. Тахограф международного образца (ЕСТР);
  2. Цифровой тахограф с блоком криптозащиты СКЗИ;

Вышедший Приказ Минтранса РФ №237 от 21.08.2013 года, поставил точку в спорах о выборе вида тахографа. Теперь все предельно ясно:

  • Для коммерческой перевозки грузов внутри страны, используется тахограф с блоком криптозащиты СКЗИ;
  • Для коммерческой международной перевозки грузов, необходимо использовать тахографы ЕСТР.

Единственное правило – это наличие у устройства сертификата, подтверждающего соответствие Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств.

Внимание! Следующая информация представлена для ознакомления, риски, возникающие в процессе ее использования полностью лежат на лице, принявшем решение ее использовать.

Этот регламент определяет обязательные характеристики тахографа и устанавливает требования по его соответствию законодательной базе РФ. Это утверждение основывается на Федеральном законе «О техническом регулировании», который закрепляет Технический регламент , как обязательный к исполнению , по отношению к объектам технического регулирования. К таким объектам, относится тахограф – являющийся продукцией и компонентом автомобиля.

В свою очередь, все тот же Федеральный закон «О техническом регулировании», в п. 3 ст. 4 устанавливает, что любые акты в сфере техрегулирования, изданные федеральными органами исполнительной власти, носят рекомендательный характер. К таким актам относятся Приказы Минтранса №36 и 237, содержащие требования об обязательном наличии блока СКЗИ.

В итоге, получаем, что Технический регламент не устанавливает обязательного наличия блока СКЗИ в тахографе, а Приказы Минтранса носят рекомендательный характер. Таким образом, автовладелец сам решает, какой тахограф выбрать для установки, но нет никакой гарантии, что законность такой установки не потребуется доказывать в суде.

Все же, наиболее оптимальным, будет решение действовать в рамках действующего законодательства РФ и установить требуемые устройства, а для владельцев с устаревшими устройствами уже к началу 2018 года, сменить их на соответствующие модели. На данный момент речь об отмене тахографов не идет, так что лучше, когда предпринимательская деятельность соответствует установленным требованиям.

Не забывайте, что установка средства контроля, осуществляется только в сервисных центрах, имеющих лицензию ФСБ.

Отсутствует тахограф? Плати штраф

За отсутствие тахографа на автомобиле, равно как и за его умышленное повреждение, выезд на линию с неисправным устройством, фальсификацию предоставляемых им данных и внесение различных модификаций, ст.11.23. Административного кодекса РФ предполагает штраф:

  • Для граждан – от 1 до 3 тыс. рублей;
  • Для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей.

Если тахограф фиксирует нарушение режима работы водителя, штраф составит от 1 до 3 тысяч рублей.

Существующий Перечень неисправностей, при которых запрещено эксплуатировать автомобиль, не позволяет передвигаться на транспортном средстве с неисправным тахографом, если неисправность не произошла уже на линии. Игнорирование такого запрета, может привести к снятию государственного номерного знака, а для грузовиков с опасными грузами – транспортировка на штрафстоянку.

Как обойти закон о тахографе 2018?

«Ключом» к закону, является выражение «коммерческие перевозки», то есть, если владелец грузовика категории N3 использует его для передвижения в магазин за хлебом, то установка тахографа не обязательна. ГИБДД понимает закон таким же образом – если частное лицо использует транспорт для собственных нужд, прибор контроля можно не устанавливать. Получается, что закон о тахографах на грузовые автомобили 2018 для физических лиц не распространяется. По крайней мере в данном случае.

Но некоторые существенные нюансы все же заставляют сомневаться в истинности вышеизложенного утверждения. Как можно охарактеризовать понятие собственные нужды? Каким образом будет определено, передвигается водитель по собственным нуждам или в коммерческих целях?

Если вы везете стройматериалы на собственном грузовике, с целью постройки дачи для себя, то это одно дело. Совсем другое, если вы зарегистрированы как ИП, этот самосвал регулярно используется для перевозки груза, например стройматериалов для постройки дачи соседу и вас останавливает инспектор ГИБДД. В таком случае, вы будете доказывать ему, что груз ваш, вы транспортируете его к себе домой.

Со временем, законодатели дадут ответы на все вопросы, а пока, остается только надеяться на «авось» или смиренно выполнять законодательные предписания.



Поделиться