Разновидность ваз в разные времена. История автомобиля «Жигули

Строить новый современный автозавод в Тольятти поручили дружественным Советскому Союзу итальянцам. Договор, подписанный Министерством автомобильной промышленности СССР с концерном «Фиат» в августе 1966 года, подразумевал не только возведение предприятия полного цикла, но и оснащение его оборудованием, а также обучение персонала. Новое производство нарекли «ВАЗ» - Волжский автомобильный завод.

Эмблему для моделей ВАЗа должны были придумать советские дизайнеры. Идея поместить на значке ладью, как и сам эскиз будущего логотипа, принадлежит сотруднику столичного руководства завода Александру Декаленкову. Изготавливать эмблемы для машин поручили итальянцам. С этим, кстати, был связан казус. Первые три десятка логотипов были выпущены Фиатом с ошибкой - вместо буквы «Я» в слове «Тольятти», итальянцы написали «R». Курьез обошелся без скандалов - бракованные логотипы в срочном порядке заменили.
С первых дней работы волжский автогигант не испытывал проблем. Спрос на автомобили был такой, что продажи ограничивались лишь объемами производства. Примерно через год работы завод выпустил 100 000 «копеек», а через еще два с половиной года - с конвейера сошел миллионный «ВАЗ».


Прообразом ВАЗ-2101 стал ФИАТ-124. Внешне ВАЗ-2101 отличался от ФИАТа лишь более массивными клыками бамперов, утопленными ручками дверей и, разумеется, эмблемами. Но по начинке советский автомобиль был во многом другим.

ФИАТ-124 и в середине 1960-х техническим откровением не был. Классическая компоновка, зависимая подвеска задних колес, четырехступенчатая коробка передач - ничем не лучше большинства конкурентов. Двигатель с нижним расположением распредвала также был в русле привычных для массового автомобиля тех лет тенденций. Но мотор ВАЗ-2101, хоть и сохранил рабочий объем фиатовского двигателя, получил иное межцентровое расстояние и верхний распредвал в головке блока - на этом новшестве как раз настояла советская делегация, посетившая итальянские заводы и отметившая, что ФИАТ активно разрабатывает моторы с верхними валами.



ВАЗ 2101

Это новшество потом сильно аукнется на репутации вазовских машин, когда распредвалы станут массово выходить из строя - проблему решат далеко не через один год. А пока конструкцию нежного 124-го активно перерабатывают под суровый советский быт. Условия эксплуатации машины предполагались жесткими, поэтому диаметр накладок диска сцепления увеличили со 182 до 220 мм, переработали коробку передач, изменили заднюю подвеску, «вынув» амортизаторы из пружин - для облегчения их последующей замены.

Отказались от дисковых тормозов сзади, поскольку на дорогах советской глубинки они сильно загрязнялись и быстро изнашивались. Кстати, позже и ФИАТ на потомках 124-го вернулся к задним барабанным тормозам. Усилили шаровые опоры, пружины, во многих местах - кузов. В переднем бампере появилось отверстие под заводную ручку (от него вновь отказались начиная с ВАЗ-2105), а под обоими бамперами - буксирные проушины.



ВАЗ-2105

В 1970-е ВАЗ-2101 и его последователи были вполне конкурентоспособными даже на западноевропейском рынке. Ведь, в принципе, покупатели получали хорошо известный ФИАТ по заметно более низкой цене - демпинг был основой успеха советских машин с самых первых лет экспорта за рубеж. В социалистических странах «Жигули» вообще были дефицитом - скажем, в ГДР для получения заветной машины надо было стоять в очереди более десяти лет.



ВАЗ-2103

Очень многое из новинок автомобильной техники в СССР впервые массово появилось именно на «Жигулях». До ВАЗ-2101 дисковые тормоза устанавливали только на легковые ЗИЛы. В 1972-м на ВАЗ-2103 поставили вакуумный усилитель тормозов, тахометр, электрические часы. В 1975-м на «шестерке» появились подголовники передних сидений. В 1980-м на ВАЗ-2105 - первых «Жигулях» с полностью новыми (кроме крыши) панелями кузова - двигатель с ременным приводом ГРМ, блок-фары, совмещенные с габаритными фонарями и указателями поворотов. Двумя годами позже появился ВАЗ-2107 с анатомическими сиденьями, снабженными встроенными подголовниками.




ВАЗ-2107

Помимо базового мотора объемом 1,2 л позднее выпускали версии 1,3; 1,5 и 1,6 л, отличающиеся диаметром и ходом поршня. В 1980-е годы на «Жигулях» появилась пятиступенчатая коробка передач. ВАЗ первым в СССР, пусть и мелкосерийно, стал выпускать модификации с моновпрыском (ВАЗ-21073) и дизелем (ВАЗ-21045).

Но к концу второго десятилетия производства «Лады» на фоне одноклассников выглядели уже пришельцами из давней эпохи. Салон тесный, мощность мотора мала, тормоза слабые. Карбюраторные двигатели не соответствовали ужесточающимся экологическим нормам. Все это усугублялось снижением качества комплектующих и сборки.



ВАЗ-21073

Последняя «Лада-2107» (имя «Жигули» тихо вышло из обихода), производство которой в Тольятти было прекращено летом 2011, сохранила основные черты далеких предков. Главное отличие: впрысковый мотор мощностью 73 л. с. при 5300 об/мин (карбюраторная версия развивала 77 л. с. при 5600 об/мин), соответствующий нормам Евро-3. Во всем остальном это была уже не та модель, на владельцев которой менее удачливые граждане в начале 1980-х смотрели завистливо вздыхая. Во время постперестроечных модернизаций и оптимизаций ее постепенно упрощали по мелочам и не только. В последние годы различия между пятой и седьмой моделями сводились в основном лишь к внешнему оформлению.



«Копейку» начали поставлять за границу в 1973 году. Тогда же появился «экспортный» бренд «Lada». Как выяснилось, название «Жигули», которое носили все автомобили ВАЗ, у французов созвучно со словом «Жиголо». Поэтому пришлось переименовывать экспортные «Жигули» в «Лады». Впоследствии маркировать Ладами стали и автомобили для внутреннего рынка, впоследствии и вовсе запретив название «Жигули».





С приходом девяностых и распадом СССР завод столкнулся с невиданным до этого понятием - «конкуренция». На фоне криминальных войн за контроль над ВАЗом, унесших сотни человеческих жизней, в страну хлынул поток подержанных иномарок. Десятилетия существования без конкуренции тормозило развитие атвогиганта, и автомобили ВАЗа безнадежно отстали от зарубежных. Интерес к «Жигулям» у россиян был потерян, а заводу пришлось сокращать объемы выпуска автомобилей. Государство попыталось решить проблему, повысив таможенные пошлины на ввоз подержанных иномарок, но это не помогло.

После долгих лет поиска выхода из кризисного положения он был найден в сотрудничестве с Renault-Nissan. В 2008-м году альянс стал владельцем 25% акций АвтоВАЗа. В этом же году АвтоВАЗ заполучил нового главного дизайнера - Стива Маттина. Прежде он занимал аналогичные должности в Мерседесе и Вольво.

ВАЗ-2101 «Жигули» - легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе.

За основу был взят Фиат-124 1966 года. Конструкция была доработана с учётом советских условий - увеличен дорожный просвет, усилены подвеска и кузов, задние дисковые тормоза заменены на барабанные как более стойкие к загрязнению и долговечные, добавлен «кривой стартер» (рукоятка завода двигателя). Снаружи появилось наружное зеркало заднего вида (слева), ручки дверей стали утопленными. Была изменена конструкция двигателя - распредвал перенесён в головку, увеличено расстояние между цилиндрами (чтобы можно было наращивать их диаметр). Масса автомобиля увеличилась на 90 кг. Всего было сделано более 800 изменений.


Первый ВАЗ-2101 в музее АвтоВАЗа

19 апреля 1970 года на главном конвейере Волжского автомобильного завода был собран первый автомобиль. Самый первый экземпляр свёл с конвейера итальянский шеф-инструктор Бенито Гуидо Савоини. В сборке участвовали слесари Волжского автозавода В. Присяжнюк, И. Осипов, В. Гусев, В. Орлихин и В. Глазунов. После 19 лет эксплуатации первый товарный автомобиль занял почетное место в музее Волжского автозавода.

Этот автомобиль - начальный представитель всей классики ВАЗов. На самом деле, ВАЗ 2101 и следующие модификации получили отличную адаптацию к дорогам СССР иномаркой - FIAT 124 1966 года. Однако, двигатель ВАЗ 2101 был более прогрессивным, благодаря верхнему нахождению распределительного вала в головке блока цилиндров. Клиренс был увеличен на 30мм, подвеску пришлось переработать и усилить. Сильнее всего изменилась модификация кузова ВАЗ 21011 (1974 год), получившая гораздо более удобные по форме передние сиденья и прогрессивные механизмы управления, а еще пепельницы, которые из задних подлокотников были перенесены, и стали находиться сзади на панели дверей. Также данная модификация была дополнена более мощным 69-сильным мотором, имевшим рабочий объем 1,3л. Данные машины имеют другую решетку радиатора с часто встречающимися поперечинами, располагавшимися горизонтально, в нижней части панели передка находилось 4 специальных прорези для вентиляции. Бамперы ВАЗ 2101 стали изготавливать без клыков и на них по всей длине расположились накладки из резины.

На стойках кузова ВАЗ 2101 сзади стали располагать отверстия специальной вытяжной вентиляции салона, которые прикрывали оригинальными решетками, стоп-сигналы и поворотники получили отражатели. На автомобиль стали устанавливать сигнал заднего хода. Спустя некоторое время начали изготавливать версию ВАЗ-21013, имеющую кузов 21011 и 1,2-литровый мотор ВАЗ 2101. «Милицейский» вариант ВАЗ-21016 получил мощный 71-сильный (77л.с. поустаревшему ГОСТу) мотор ВАЗ-2103.

Экспортное вариант автомобиля назывался Lada 1200. Свыше 57 тыс. автомобилей были отправлены в страны Социалистического содружества - ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию. Вскоре "Лады" появились на дорогах ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Египта и Нигерии.

Изготовление автомобиля ВАЗ 21011 было остановлено в 1981 году, а ВАЗ 2101 прекратили выпускать в 1982-м году. Далее стали изготавливать только разновидность «копейки» ВАЗ-21013.

» , позволила создать автомобиль, выпускавшийся в течение десятилетия практически без изменений. И еще пять лет на конвейере Волжского автозавода продержался «ноль одиннадцатый» кузов, оснащенный двигателем «копейки».
Первое впечатление
Появление на наших дорогах первых ВАЗ-2101, выпущенных только что построенным Волжским автозаводом, стало заметным событием: по просторам страны побежала самая настоящая иномарка, разительно отличавшаяся от всех отечественных автомобилей. Чем «копейка» была лучше советских машин, одним словом описать невозможно. Самая красивая? Но «Москвич-412» с его прямоугольными фарами выглядел не менее эффектно и современно. Самая комфортабельная? Но «Волга» ГАЗ-24, появившаяся почти одновременно с ВАЗ-2101, по уровню комфорта явно превосходила тольяттинскую малолитражку. При этом «ноль первая» не могла похвастаться ни проходимостью ГАЗ-69, ни неприхотливостью и экономичностью «Запорожцев».
И все же не только «происхождение» ВАЗ-2101 заставляло опытных автомобилистов восхищенно цокать языком. В первую очередь эту машину отличала культура конструкции, ориентированной на удобство водителя и пассажиров. После наших легковушек с их тряской, ревом и грохотом, «Жигули» казались воплощением внеземных технологий. И не случайно счастливые обладатели первых «копеек» поначалу частенько попадали в аварии, не вписываясь в повороты: водители не чувствовали скорости, которая в реальности была выше, чем казалась.
Вот как описывает свои впечатления от первого знакомства с «копейкой» один из ведущих испытателей Волжского автозавода Вадим Котляров: «К тому времени автомобиль ФИАТ-124Р (российский) уже окончательно обрел черты прославленного в будущем ВАЗ-2101. Сказать, что он произвел на меня впечатление, значит не сказать ничего. Он буквально ошеломил. Внешним видом и интерьером. Удобством посадки и управления. Конструктивным уровнем. Короче, всем.

По роду службы мне уже доводилось весьма тесно соприкоснуться с отечественной легковой техникой - «Москвичами» и «Волгами», которые знал не понаслышке. Не видя ничего слаще морковки, мы искренне считали их вполне достойными авто. Пока вплотную не познакомились с Фиатом. И каким же, увы, убогим показался нам тогда уровень отечественного автопрома. Да он, собственно, таким и был на деле. Общий уровень исполнения автомобиля был настолько высоким, что напрочь затмевал все его мелкие недочеты (крупных по большому счету просто не было)».
Массовое производство ВАЗ-2101 началось в 1970 году, а уже в 1971-м главный конструктор Волжского автозавода В. С. Соловьев поставил перед художниками задачу подготовить варианты обновления внешности машины. Трудно сказать, чего в этом было больше - дальновидности или перестраховки. Титул «Автомобиль года» FIAT-124 завоевал в 1966 году, однако его дизайн в начале 70-х нельзя было назвать устаревшим, поэтому об «омоложении» думать было рано, а о радикальной модернизации кузова базовой модели не могло быть и речи. Заключенный с итальянцами договор предусматривал освоение «автомобиля №1» (впоследствии ВАЗ-2101) и его люксовой версии, «автомобиля №2»
(впоследствии ВA3-2103), а также универсала на базе «автомобиля №1». Как следствие, в начале 70-х годов все заводские подразделения были заняты освоением моделей, изначально запланированных совместным проектом. В 1971 году началось серийное производство универсала ВАЗ-2102, в 1973-м - ВA3-2103. Кстати, с точки зрения экстерьера «ноль третья» сама по себе являлась облагороженной версией «ноль первого» кузова. Изначально итальянцы в качестве прототипа «автомобиля №2» намеревались предложить FIAT-125, стилистически близкий FIAT-124, но построенный на другой платформе и имевший иную архитектуру кузова. Однако советская сторона настояла на создании версии, максимально унифицированной по конструкции с базовой, поэтому ВA3-2103 смело можно считать именно люксовой версией «копейки».
У конструкторско-экспериментально-го отдела Волжского автозавода были и собственные амбиции. Еще в 1969 году стартовал проект «1101», целью которого являлось создание переднеприводной микролитражки (много лет спустя таким автомобилем стала запорожская «Таврия»), а в начале 1971 года в план перспективных разработок вошел полноприводник оригинальной конструкции (впоследствии ВАЗ-2121 «Нива). Словом, у предприятия хватало хлопот - и текущих, и с прицелом на будущее.
Тем не менее, в 1971 году дизайнеры Владислав Пашко и Владимир Антипин начали работать над обновлением облика ВАЗ-2101 и почти сразу же зашли в тупик. «Итальянец» покорно сносил все эксперименты советских стилистов, но лучше не становился.
Прост, как правда
С тех пор как у автомобильных кузовов появилась собственная эстетика, экстерьер каждого следующего поколения машин определялся модой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что автомобили, созданные разными компаниями в одни и те же годы, в главном походили друг на друга. Модная конфигурация оперения гарантировала модели коммерческий успех. Однако история мирового автостроения знает немало случаев, когда на свет появлялись машины, не просто опережавшие моду, но созданные вообще без учета модных трендов. Речь идет не о футуристических концепт-карах и не о мелкосерийных спортивных купе, а именно о массовых легковых автомобилях общего назначения. Самые яркие примеры - Volkswagen Kafer («Жук») и Citroen DS. Эти, безусловно, красивые машины вошли в историю мирового дизайна именно как «выскочки». Они не были продуктом подражания законодателям моды и сами не стали примером для подражания. Глядя на лаконичные, ничем не примечательные черты FIAT-124 или ВАЗ-2101, трудно поверить, что эти автомобили с полным правом входят в число дизайнерских достижений, не теряющих со временем своей актуальности. Чтобы это понять, нужно сравнить FIAT-124 с другими автомобилями, созданными в середине 60-х годов и позже. К этому времени мировые топливные кризисы отрезвили автостроителей, стремившихся к искусственному удлинению кузовов легковых машин, однако детройтское барокко свои позиции уступало крайне неохотно. Оперение легковых автомобилей стало строже и интеллигентнее, но пережитки аэрокосмического стиля угадывались даже в самых прогрессивных кузовах. Например, щеголявший прямоугольными фарами Opel Rekord 1965 модельного года, в целом напоминавший «двадцать четвертую» «Волгу», имел и на передних, и на задних крыльях рудименты вертикальных килей-плавников, а создатели Peugeot 204 1966 модельного года так и не смогли отказаться от выразительных выпуклых подштамповок на капоте, зрительно объединявших фары и передние крылья в единый архитектурный элемент.

Из современников FIAT-124 по лаконичности форм ближе всего к этой машине оказался DKW-F102 1964 года. Но именно на примере DKW видно, что дизайнеры, стремившиеся к простоте и элегантности, словно боялись переборщить и на всякий случай завершали точные геометрические линии кокетливыми кривыми, а скупость форм компенсировали хромированным декором.
И вот в 1964 году появляется FIAT-124, в котором этот «выразительный минимализм» достиг апогея: две круглые фары в тонкой хромированной оправе, незатейливая облицовка радиатора, небольшие подштамповки на капоте, крышке багажника и боковых панелях лишь подчеркивали простоту их формы. Минимум хрома - минимум декора. Но при этом итальянским стилистам удалось найти идеальные пропорции, делающие эту машину по-настоящему красивой и выразительной. Писатель Максим Горький в своем очерке о Ленине процитировал характеристику, данную вождю одним из сормовских рабочих: «Прост, как правда». Зта парадоксальная на первый взгляд фраза как нельзя лучше характеризует и экстерьер FIAT-124: помимо очевидной простоты, в нем чувствовалась завершенность, когда «ни добавить, ни убавить». Всякая попытка украсить и без того гармоничный кузов обернулась бы пошлостью - с таким же успехом можно было попытаться «украсить» Мону Лизу Леонардо да Винчи современным макияжем. Эта завершенность и стала основной проблемой для дизайнеров Пашко и Антипина в работе над улучшением экстерьера ВАЗ-2101.

Косметические эксперименты
Вначале дизайнеры попытались обновить экстерьер «копейки» минимальными средствами. Помня о том, что впечатление от автомобиля формируют в первую очередь фары и облицовка радиатора, решили изменить лишь эти элементы. Прямоугольные фары, позаимствованные у «Москвича-412», разместили на черном фоне в хромированной рамке, а между ними попробовали установить несколько вариантов хромированных декоративных накладок - от тонкой полоски до мелкоячеистой решетки. Подфарники поставили от ВA3-2103. Получилось нечто невразумительное - как будто ВАЗ-2101 пришел на карнавал в маске «Москвича». Затем художники пошли разными путями. Пашко создал симпатичный пластилиновый макет, угадать в котором «Жигули» первой модели было невозможно, а значит, работа никак не укладывалась в рамки задания. Антипин продолжал эксперименты с оптикой и облицовкой, пытаясь выжать максимум из варианта с круглыми фарами. Самой радикальной выглядела попытка вертикально пристроить двухсекционные подфарники на торцы передних крыльев, как у польского FIAT-125P, а между ними поместить черную пластиковую облицовку радиатора. Результат не слишком вдохновлял. Иное решение передка требовало радикальных изменений всего остального. Впоследствии на это решились в ходе создания ВАЗ-2105, но в начале 70-х годов перекраивать кузов базовой модели семейства никто не собирался.
И все-таки работу дизайнеров нельзя считать провалом - наоборот, был получен бесценный опыт, позволивший сделать важный вывод: поверхностный рестайлинг шедевру итальянских кузовщиков противопоказан.
Тем временем приятный сюрприз преподнесли конструкторы-двигателисты и технологи. Тот факт, что можно создать две новые модели мотора, увеличив диаметр цилиндров с 76 до 79 мм, откровением не был. Из 62-сильного двигателя ВАЗ-2101 рабочим объемом 1,2 л в результате получался 69-сильный объемом 1,3 л, а из полуторалитрового 75-сильного ВA3-2103 - 80-сильный объемом 1,6 л. Производственные мощности автозавода позволяли освоить массовое производство новых моторов. Когда это стало ясно, к вопросу модернизации родоначальницы семейства подошли совсем с другой стороны.
Речь шла уже не об обновлении базовой модели, а о создании ее модификации с более мощным двигателем. Можно было бы ограничиться установкой нового двигателя ВАЗ-21011 (1,3 л, 69 л.с.) в кузов ВАЗ-2101, но решили провести небольшую «работу над ошибками», устранив замеченные в ходе эксплуатации «Жигулей» недостатки. Упомянутый уже вазовский испытатель Вадим Котляров писал о некоторых из этих недостатков так: Поисковый вариант модернизации ВАЗ-2101 (1971-1972 годы)
Конечно, оценивая ФИАТ сейчас, т.е. задним числом, видно, что отнюдь не все в его конструкции было идеальным, да таких автомобилей, наверное, и быть не может. Узкая и скользкая «баранка», вынуждавшая практически всех владельцев одевать на нее сверху какой-нибудь чехол. Хилая резиновая кнопочка ручного стеклоомыва-теля, расположенная к тому же в не очень удобном месте. Чтобы прыснуть на стекло, приходилось на нее долго и усердно давить пальцем. Не зря уже на «2103» появился гораздо более эффективный ножной вариант. Стеклоочиститель имел неудобное включение - клавишей на панели приборов. Отыскать ее в темное время суток можно было только на ощупь, отчего опытные водители приклеивали к ней (или приворачивали - как придется) специальный рычажок».
Словом, в «ноль первой» было что улучшать по мелочам. Ведущим конструктором модернизации стал В. Е. Макаров, ведущим дизайнером - уже поднаторевший в косметических экспериментах с «копейкой»
В.А.Антипин.
Тысяча мелочей
26 апреля 1974 года была собрана первая опытная партия автомобиля ВАЗ-21011 в количестве десяти экземпляров: по три машины белого и палевого цветов, по две - вишневого и светло-дымчатого. А уже в августовском номере журнала «За рулем» главный конструктор ВАЗа Владимир Соловьев представил «ноль одиннадцатую» читателям. «Объем и важность изменений, сделанных в «Жигулях», - писал Соловьев, - достаточно существенны, чтобы определить ВАЗ-21011 как новую модель». Разумеется, главным новшеством автомобиля ВАЗ-21011 стал двигатель рабочим объемом 1294 см3 и мощностью 69 л.с.
Из конструктивных изменений стоит отметить появление сдвоенного бачка главного тормозного цилиндра с датчиком прибора, сигнализирующего о падении уровня тормозной жидкости. Кольцевая проточка на рулевом валу повышала безопасность при ДТП. Лампы передних габаритных огней, на ВАЗ-2101 располагавшиеся в подфарниках и совмещенные с указателями поворота, переехали в фары. Двери получили новые усиленные замки и фиксаторы. Вот и все отличия, которые невозможно было обнаружить, разглядывая новую модель снаружи или сидя в салоне. Остальные изменения так или иначе затрагивали экстерьер и интерьер автомобиля. Поскольку подфарники теперь выполняли лишь функцию указателей поворота, их рассеиватели в соответствии с ГОСТом покрасили в оранжевый цвет. Кроме того, они стали плоскими - исчезло горизонтальное ребро между двумя гранями, как это было на «ноль первой». Хромированную облицовку радиатора сделали более яркой, удвоив количество вертикальных прутьев до девятнадцати (против девяти у ВАЗ-2101). С образовавшимися прямоугольными ячейками зрительно перекликалась заводская эмблема новой формы. Между облицовкой и бампером появилось четыре вытянутых вентиляционных окна, улучшающих охлаждение мотора. Громоздкие клыки на обоих бамперах уступили место сплошным резиновым накладкам по всей длине. Кстати, это решение было найдено Антипиным еще в ходе ранних экспериментов по обновлению «копейки».
Изменилась конфигурация задних фонарей. С их формой произошла та же метаморфоза, что и с подфарниками - рассеиватели стали плоскими. Исчезла хромированная перемычка между красной и оранжевой секциями, зато посередине установили небольшие квадратные катафоты, ранее имевшие вытянутую форму и располагавшиеся под задними фонарями. Вместо них справа появился прямоугольный фонарь заднего хода, а слева - шильдик «ЖИГУЛИ 1300» (на экспортных версиях - «LADA 1300»).
Система принудительной вытяжной вентиляции салона - по образу и подобию ВA3-2103 - обусловила появление на задних стоиках черных пластиковых решеток, прикрывающих вентиляционные отверстия. Изменения коснулись и интерьера салона. В первую очередь следует отметить появление новых сидений, по форме напоминающих сиденья ВA3-2103, но обитые не тканью, а кожзаменителем с крупным тиснением. Такой же рисунок имела и новая обивка дверей. Изменились маховички стеклоподъемников и ручки-подлокотники. Пепельницы для пассажиров заднего сиденья, ранее встроенные в эти ручки, переехали на дверные панели. С руля исчезло кольцо управления звуковым сигналом, позволявшее сигналить, не снимая рук с обода, но затруднявшее чтение приборов. Теперь можно было подать сигнал, нажав на клавишу-накладку единственной горизонтальной спицы.
На шкалах контрольных приборов фон стал не матово-серебристым, а черным. Окна контрольных ламп на приборной доске увеличились, что позволило нанести на них пояснительные пиктограммы.
Изменился рисунок травмобезопасной накладки на ребре между горизонтальной и вертикальной плоскостями торпедо: если на ВАЗ-2101 вертикальные канавки делили этот элемент на 20 сегментов, то у «ноль одиннадцатой» стало пять широких сегментов. Вертикальная плоскость панели приборов, на которой располагались клавиши управления, пепельница и селектор отопления-вентиляции, на ВАЗ-21011 облицовывалась не ребристым серебристо-матовым пластиком, а пленкой под дерево.
С панели исчезла неэффективная кнопка омывателя лобового стекла. Вместо нее слева от педалей появилась удобная гашетка. Это позволило разнести друг от друга клавиши управления габаритными огнями, освещением щитка приборов и дворниками. Впрочем, через некоторое время омыватель оснастили электронасосом, а управление им и дворниками совместили в дополнительном рычаге с правой стороны рулевой колонки, как на ВA3-2103. Среди прочих новшеств Соловьев упомянул прямоугольные бортовые зеркала заднего вида и травмобезопасное крепление салонного зеркала, однако вскоре такими зеркалами начали оснащать и «ноль первые».
До конвейера «ноль одиннадцатая» добралась довольно быстро. 22 июня 1974 года генеральный директор объединения «АвтоВАЗ» В. Н. Поляков подписал приказ № 211 «О запуске в производство автомобиля ВАЗ-21011», в июле начались пусконаладочные работы на сборке двигателей «011». 23 июля на первой линии главного конвейера в процессе пусконаладки стартовала экспериментальная сборка новой модели. 17 сентября вступила в строй (пусконаладочные работы велись параллельно с монтажом) новая конвейерная линия для сварки кузовов. А 5 декабря 1974 года началось серийное производство ВАЗ-21011.
В народной «табели о рангах» ВАЗ-21011 занимал промежуточное положение между самой дешевой моделью Волжского автозавода ВАЗ-2101 и люксовой «ноль третьей». Цена на «ноль одиннадцатую» долгое время превышала цену «копейки» на 500 руб. Так, в 1979 году ВАЗ-2101 стоил 5690 руб., а ВАЗ-21011 - 6190 руб.
В 1984 году, после прекращения выпуска «ноль первых» кузовов, место «народных жигулей» заняла модификация BA3-21013. В середине 80-х годов эта машина стоила 7260 руб. Цена ВАЗ-2105, базовой модели классического семейства второго поколения, в эти же годы составляла 8300 руб. Кстати, начатое в 1980 году производство «ноль пятой», призванной заменить устаревшее семейство платформы «2101», никак не сказалось на популярности и востребованности бюджетной классики первого поколения. ВАЗ-21011 производился параллельно с ВАЗ-2105 в течение трех лет, a ВA3-21013 - одиннадцать лет. Заводских модификаций кузова ВАЗ-21011 (например, универсала или фургона) не существовало. С некоторой натяжкой кузовной модификацией можно считать экспортную праворульную версию «ноль одиннадцатой» - ВАЗ-21014, выпускавшуюся в 1974-1982 годах. У этой машины пришлось усилить пружину подвески правого переднего колеса, так как при переносе органов управления на правую сторону распределение массы было неравномерным. ВA3-21013 - единственная массовая модификация ВАЗ-21011, в которой штатный кузов оснащался «неродным» мотором. Мелкосерийно выпускались «ноль одиннадцатые», оснащенные роторно-поршневыми двигателями (РПД).
В течение 1978 года на Волжском автозаводе были проведены доводочные работы и испытания односекционных роторно-поршневых двигателей ВA3-311, разработана технология их изготовления на опытной базе, проведены межведомственные испытания автомобиля ВАЗ-21011 с роторно-поршневым двигателем, получена рекомендация для установки РПД на опытно-промышлен-ную партию автомобилей. ВIV квартале 1978 года была изготовлена первая партия из 51 товарного автомобиля, получившего индекс ВАЗ-21018. Однако в течение полугода завод был вынужден заменить РПД на двигатели внутреннего сгорания на 49 машинах из-за большого количества нареканий как на недоработки конструкции, так и на качество исполнения. Выходили из строя уплотнители и подшипниковые узлы, давали о себе знать несбалансированность роторно-эксцентрикового механизма и низкая топливная экономичность. Если учесть, что основным заказчиком таких машин были силовые структуры, первый опыт можно признать провальным. Тем не менее, работы над усовершенствованием РПД на Волжском автозаводе продолжались. В апреле 1980 года была изготовлена опытно-промышленная партия автомобилей ВАЗ-21019-ВАЗ-21011 с двухсекционным роторно-поршневым двигателем ВАЗ-411. Зато двигатель ВАЗ-21011 (по мнению отечественных автолюбителей, самый удачный из всех вазовских моторов после ВA3-2103) широко использовался в кузовах других моделей. ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 с «ноль одиннадцатым» двигателем обозначались соответственно ВАЗ-21016 и ВАЗ-21021, а люксовые ВA3-2103 и ВАЗ-2106 - соответственно ВA3-21033 и BA3-21063.
Именно ВАЗ-21011 удостоился чести стать двухмиллионным автомобилем, сошедшим с конвейера Волжского автозавода. Это произошло 9 июля 1975 года.

Прототипом для создания нового советского автомобиля ВАЗ-2101 был итальянский ФИАТ-124 , завоевавший в 1965 году титул "Автомобиль года".

Однако, новый ВАЗ-2101 принципиально отличается от своего итальянского "брата". В первую очередь совершенно другим двигателем с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием, что в будущем позволило неоднократно увеличивать литраж мотора. При сохранении рабочего объема 1198 см куб. диаметр цилиндра стал больше на 3 мм (с 73 до 76 мм), а ход поршня уменьшился с 71,5 до 66 мм, то есть двигатель стал более короткоходным, а значит - более приемистым. В общей сложности в конструкцию итальянской малолитражки "ФИАТ-124" было внесено свыше 800 изменений. В сцеплении увеличили наружный диаметр накладок - со 182 до 200 мм. В коробке передач доработали конструкцию синхронизаторов. По причине преимущественно плохого дорожного покрытия клиренс увеличили со 164 до 175 мм, правда, только в передней части, так как сзади это не позволял картер неразрезного моста. Передняя подвеска была полностью переработана: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Ведущий мост - новый. Архаичная трехрычажная задняя подвеска уступила место прогрессивной пятиштанговой конструкции.

Еще на ранних стадиях испытаний выяснилось, что отечественное бездорожье неприемлемо для задних дисковых тормозов Fiat - уже при 2-3 тысячах км пробега колодки стирались до металла, поэтому тормоза заменили барабанными. Кузов также основательно доработан и усилен. Вместо двух проушин под домкрат (по одной с каждого борта) появились четыре, что обеспечивало гораздо более надежное «вывешивание» автомобиля, к тому же, прежние одинарные проушины находились под серединой порога, и на русских колдобинах от них бы вскоре ничего не осталось. В переднем бампере появилось отверстие для "кривого стартера" - в наших условиях вещь просто необходимая. Кроме того, передний и задний бамперы обрели "клыки", а рядом с ними появились буксирные проушины, которых на Fiat не было. Передние сиденья, в отличие от кресел итальянских Fiat , стали раскладывающимися. Кнопочные ручки дверей заменили "безопасными". Кроме того, появилось наружное зеркало заднего вида. Автомобиль стал тяжелее. Его снаряженная масса увеличилась с 855 до 945 кг. С другой стороны, конструкция стала намного прочнее и надежнее.

Говоря о доработке Fiat 124 для российских условий производства и эксплуатации, стоит учесть, что она проводилась преимущественно силами итальянцев. Конечно, "вазовские" специалисты принимали участие в работах, и опыт, накопленный в процессе испытаний, позже применялся ими при создании последующих моделей. Впрочем, итальянцы продолжали снабжать "вазовцев" техпредложениями по изменению конструкции вплоть до постановки на производство ВАЗ-2103.

19 апреля 1970 г. - это дата в истории Волжского автомобильного завода по праву названа триумфальной: на главном конвейере собран первый автомобиль . Первенец ВАЗ-2101 оправдал ожидания его создателей. Ходовые качества автомобиля были превосходны. Волжский автозавод начал реализацию автомобилей ВАЗ-2101 через торговую сеть.

Источники и дополнительная информация:

  • old.ournet.md - сайт "Боевая "копейка";
  • vaz2101.ru - сайт "Автоклуба ВАЗ-2101";
  • www.club2101.com - фан-клуб любителей ВАЗ-2101, конструкция, устройство, фотоальбом и т.д.;
  • day1923.nnm.ru - форум любителей "копейки";
  • - где найти информацию по тюнингу ВАЗ - 2101;
  • - где был открыт памятник автомобилю "копейка" ВАЗ-2101.

Еще из истории автомобилей:

  • - Какие есть самые старые автомобили?
  • - Какой самый дорогой автомобиль в мире?
  • - Где найти историю создания первого автомобиля?
  • - Где найти историю создания автомобиля Победа?
  • - Где в интернете найти информацию по автомобилю ГАЗ-21?
  • - Когда был выпущен последний автомобиль Форд Т?
  • - В каком году был прекращен выпуск автобусов ЗИС-8?


  • Поделиться