Виды строительной техники. Машины на стройке Техника для производства земляных работ

По мнению многих форумчан, если в планах хозяина после постройки дома – дальнейшая эксплуатация автомобиля для повседневных нужд, и замены ему в обозримой перспективе не предвидится, приобретать авто специально «под стройку» нецелесообразно. Лучше сразу купить приглянувшийся легковой автомобиль. Крупногабаритные стройматериалы к месту строительства проще подвезти наемной газелью, а возить инструменты и расходные материалы можно и на легковушке, особенно если это универсал, считает форумчанин tazer .

tazer Пользователь FORUMHOUSE

Разница в цене между обычной и грузовой машиной не окупится. А таскать за собой кузов, при этом иметь все минусы большой машины (габариты, расход, шум, управляемость, и т. д.) ради одной стройки глупо.

Действительно, многие пользователи форума с успехом отстроились, имея в хозяйстве только легковой автомобиль. Главное – чтобы прицеп был хороший. Victor 50 материалы для своей стройки доставлял на обычном «жигуле» 2106 с прицепом КМЗ, имеющем дополнительное удлинительное дышло, при подсоединении которого можно перевозить длиномеры до шести метров.

Mikhail11 Пользователь FORUMHOUSE

Я целиком и полностью за прицеп: купил один раз и на всю жизнь. ОСАГО не нужно, техосмотр не нужен, прицепил – и вези, чего хочешь... А брать «убитую» Газель и лежать под ней – смысла в этом не вижу.

Форумчанин Bias приобрел прицеп с размерами 2,5х1,3 метра – оказалось, что это стандартный размер листов OSB, оргалита и других листовых материалов. По его мнению, главное отличие прицепа от той же грузовой Газели – удобство погрузки-выгрузки. Не нужно поднимать, например, мешки с цементом на высокий борт, потом залазить в кузов и перекладывать мешок и так не один раз, и в обратном порядке при выгрузке. Кроме того, если нужно куда-то срочно ехать – груженый прицеп можно просто отцепить и оставить. А вечером «грузовой автомобиль» легким движением руки превращается в обычную машину. Ну а после стройки, в случае ненадобности, его достаточно просто продать.

Bias

Большинство производителей указывают максимальную массу прицепа 750 кг, хотя он спокойно выдерживает тонну. Я максимально грузил больше двух тонн, только колеса пришлось подкачать. Гонял в сезон на Ниве почти каждый день, часто по бездорожью, прицеп выдержал и многократно окупился по сравнению с Газелью.

Лучший выбор для строительства – самосвальные прицепы: с них удобно разгружать песок, глину и другие сыпучие материалы. Пользователь форума Nfnfhbyz при выборе прицепа также советует обратить внимание на колеса. Удобно, если они будут соразмерными колесам вашего автомобиля: достаточно будет брать с собой только одну «запаску». И обязательно – откидывающиеся и спереди, и сзади борта.

Пикап – еще один вариант, который многие пользователи опробовали и оценили. Форумчанин GOR777 специально для стройки купил подержанный китайский Great Wall с кунгом. Очень удобный аппарат, утверждает он: проходимость вполне приличная, нагрузить можно почти тонну, а в кузов, в отличие, например, от грузового отсека универсала можно грузить хоть глину, хоть навоз. Помыть его просто, а салон останется в чистоте.

GOR777 Пользователь FORUMHOUSE

Подержанный китайский пикап не жалко, можно грузить все, что хочешь и ехать, как и куда хочешь, а потом за ненадобностью продать за недорого, и купить более приличную машину.

Пользователь PVG 1985 предпочел отечественный вариант на базе Лады 4х4. Утверждает – не прогадал и в проходимости, и в грузоподъемности.

PVG1985 Пользователь FORUMHOUSE

Личный рекорд: 4,69м3 утеплителя в мешках, хотя и септик 3-кубовый смотрится неплохо. Когда строиться начал – даже «Белорус» ко мне проехать не мог, чтобы дренажную траншею раскопать, буксовал 4 часа. А я заезжал нормально.

Впрочем, большинство считает, что приобретать пикап специально для стройки – неоправданно дорого. Это вариант универсального автомобиля для активного образа жизни. Тех же строительных материалов в его кузов вмещается меньше, чем в приличных габаритов прицеп. Ну а для более-менее масштабной стройки и прицеп – все же не самый удачный вариант, утверждают форумчане. Многие отдают предпочтение Газели. Для солидных объемов бетона, кирпича, арматуры и т.д. в любом случае потребуется заказывать большегрузный транспорт, зато на «газельке» удобно подвозить большое количество разнообразных мелочей, которые на стройке требуются непрерывно, особенно в период отделочных работ. Можно поспорить, какой вариант – кузовной или фургон – удобнее, но вот явное преимущество фургона: в нем можно оставлять материалы и инструменты без опасений, что им «приделают ноги».

Дубровский Пользователь FORUMHOUSE

Езжу на Газели (бортовая) уже, наверное, лет 20. Сменил вторую такую. Бизнес связан со стройкой, строю коттеджи, построил себе два дома. Не вижу для себя другого автомобиля. Кабина удобная, запчасти без проблем. Капремонт двигателя в мастерской сделали за два дня и недорого.

Один из главных недостатков Газелей – малая проходимость. А если учесть, что к большинству мест строительства у нас приходится подъезжать не по асфальту, этот минус может перевесить все плюсы. Ну и второе – такой автомобиль все же для «рукастых»: регулярные поломки для него – обычное дело. Форумчанин Arkann владеет «дачной» Газелью уже десять лет и считает ее незаменимой помощницей, вот только после 100 тысяч километров пробега это авто начинает буквально «сыпаться», утверждает он. То почти новый радиатор возьмет и потечет, то глушитель вдруг отвалится…

Альтернативный Газели бюджетный вариант – УАЗ-«головастик», особенно с удлиненной базой. С «сыпучестью» у него те же проблемы, плюс менее удобная малогабаритная кабина, зато есть существенное преимущество – полный привод.

Современные машины, применяемые в строительстве - это неотъемлемая часть любого процесса по возведению домов, дорог и других подобных объектов. Существует
множество механизмов, отличающихся мощностью и способностью решать определенные задачи.

Стоимость такой техники высока, что не всегда выгодно, если покупать ее всего лишь для одноразового применения. Поэтому, в случае необходимости, оптимальным вариантом станет аренда экскаватора погрузчика .

Популярные типы

Строительная техника это универсальные механизмы, которые применяются в различных отраслях промышленности. Среди всего этого разнообразия можно выделить несколько типов устройств:

  1. Экскаваторы. Машины представляют собой конструкции с ковшом, который используется для рытья траншей. Иногда эти механизмы дополняют различными лопатами или фрезами для формирования тонких канав. Экскаваторы в некоторых случаях могут заменить погрузчик или автогрейдер.
  2. Краны. Механизмы такого типа бывают нескольких типов. Отличаются зачастую они высотой подъема и максимальным весом с которым могут работать. Основным предназначением кранов является перемещение грузов на строительной площадке, как между этажами, так и по территории.
  3. Грузовые автомобили. К этой категории можно отнести все виды подобных транспортных средств, которые могут перевозить строительные материалы. Зачастую здесь применяют автосамосвалы, доставляющие песок, щебень и цемент.

Другие виды

Строительная техника отличается разнообразием и востребованностью. Поэтому производители выпускают новые модификации, предназначающиеся для специализированных задач:

  1. Бульдозеры. Техника оснащается лопатой, с помощью которой выполняется выравнивание грунта. Используют устройства зачастую в начале или конце строительных работ. Бульдозеры очень часто применяются для чистки дорог во время снегопадов и т. д.
  2. Гидромолот. Этим механизмом зачастую комплектуют экскаваторы. Основной задачей молота является разрушение материалов, таких как бетон, кирпич и т. д. Очень часто с его помощью получают доступ к коммуникациям, расположенным под асфальтом (трубо- и газопроводы).
  3. Бетономешалки. Конструкция состоит из привода и емкости для смешивания бетона. Чтобы придать ей мобильности, подобные системы устанавливают на платформы автомобилей. Это позволяет доставлять свежий бетон в любую строительную точку независимо от ее удаленности.

Разнообразие строительной техники очень широко, поэтому при ее выборе важно использовать только качественные устройства, способные выдерживать высокие нагрузки.

Чтобы выполнить работы быстро и рентабельно, требуется надежная техника. Помимо этого важно правильно организовать работы, чтобы машины использовались эффективно, ведь впустую растраченное время и некачественная работа означают потерю денег. Компания «ГМТ», которую я посетил, как раз и занимается обустройством такой жилой зоны в одном из городов центральной России.

Руководитель стройки Вячеслав Глазов показал мне свои «владения». Проект предполагает обустройство примерно 170 объектов и сети автомобильных дорог.

Экскаваторы и каменистый грунт

Для разработки каменистого грунта здесь используются различные экскаваторы и строительные самосвалы. Очень часто приходится наблюдать, как строители, чтобы ускорить работу, нагружают в самосвалы столько, сколько поместится в кузов, не учитывая, что масса 10 кубометров камня, например, гораздо больше, чем масса такого же объема земли. Как следствие у самосвалов ломаются рессоры и амортизаторы, машины встают на ремонт, а вместо увеличения темпа работа замедляется. А потому честь и хвала прорабу, которому хватает мужества (и мудрости!) подсчитать массу груза и не позволить перегружать самосвалы.

Грейдер HBM-Nobas BG 240 TA-4

В. Глазов рассказал мне, что сначала вывоз грунта выполняла некая фирма-субподрядчик, однако не уточнил название. Техническое обслуживание на этой фирме было организовано плохо, поэтому самосвалы выходили из строя, срывались графики вывоза грунта, что грозило срывом сроков всего проекта. И тогда В. Глазов заменил субподрядчика. Когда реализуется серьезный коммерческий проект, нельзя использовать ненадежное оборудование, которое задерживает выполнение работ. Сейчас перевозки выполняют самосвалами IVECO EuroTrakker Cursor и МАЗ-551633-371. Автомобили работают отлично, график выполняется. Из этого случая можно извлечь урок: техническое состояние оборудования надо тщательно поддерживать, регулярно проводить обслуживание, и тогда машины будут работать бесперебойно.

Объем вынутого грунта составил примерно 19 тыс. м 3 . Поскольку этот материал не годился для строительства, его вывозили со стройки, а пригодный для строительства песчаный грунт, объем которого составил около 10 тыс. м 3 , оставили и использовали при строительстве дорог. В. Глазов заметил, что зубья ковшей экскаваторов при работе испытывают тяжелые нагрузки, их приходится менять каждые две недели. На стройке работают экскаваторы Case 988LLC Plus и Hitachi EX210LCH – все 20-тонного класса.

Экскаваторы-погрузчики укладывают трубы

На площадке, подготовленной экскаваторами, прокапывают траншеи, в которые укладывают трубопроводы к возводимым зданиям. Эту работу выполняют уже упомянутые экскаваторы, а также экскаваторы-погрузчики Case 580K Turbo (двигатель 59 кВт, масса 8,2 т). Дно траншей уплотняют экскаватором и легкими вибрационными катками Bomag BW 100 AD-4 (мощность 25,2 кВт, масса 2,4 т). Укладка труб в траншеи – ответственная работа, требующая аккуратности и точного соблюдения технологии: нельзя допустить, чтобы какая-то часть трубы опустилась из-за проседания плохо утрамбованного грунта. В. Глазов рассказал, что трубы укладывали со всевозможными мерами предосторожности, и машины работали вполне удовлетворительно, что свидетельствует об их высоком качестве и регулярном, своевременном выполнении техобслуживания.

Автогрейдеры и уплотняющие катки

Строительство дорог – это особая группа работ. Специалистам известно, какая аккуратность, точность и тщательное соблюдение технологии при этом требуются. Чем больше предполагаемая транспортная нагрузка на дорожное полотно (по количеству и массе транспортных средств), тем выше требования к качеству работ и прочности дорожных одежд.

Дороги в зоне строительства рассчитаны и на движение автомобилей местных жителей, т. е. наибольшая нагрузка – это непрерывное движение тяжело нагруженных легковых автомобилей и проходящих время от времени грузовиков с товарами для магазинов. Наибольшая нагрузка на дорогу приходится в период строительства – непрерывным потоком идут грузовики со стройматериалами, причем такими тяжелыми, как кирпич и цемент. И хотя эти нагрузки непродолжительны, они могут стать причиной сильных разрушений дорог, поэтому В. Глазов уделяет большое внимание качеству строящихся дорог. Строительство дороги начинается с отрывки экскаваторами выемки для возведения земляного полотна. Выемка обычно не глубокая, зато ее профиль должен быть выдержан очень точно. Выемку затем заполняют четырьмя слоями различных материалов. Снизу засыпают грунтовое полотно, поверх него – изолирующий слой, а на него – подстилающий слой. На этот слой укладывают бордюрные камни, а затем основание дорожной одежды.

Основанием дорожной одежды служит дробленый гравий, просеянный на грохоте. По мере того, как работа все ближе подходит к укладке дорожной одежды, требования к качеству и точности ужесточаются. Для окончательного уплотнения дорожного основания компания «ГМТ» использует 12,5-тонные катки Bomag BW 213 PDH-4 (ширина уплотняемой полосы 2250 мм).

Профилирование полотна дороги выполняют грейдерами HBM-Nobas мод. BG-160 T-4 (мощность 97 кВт) и мод. BG 240 Т-4 (172 кВт). Глазов очень доволен результатами их работы и хвалил операторов «ГМТ». Руководство компании уделяет серьезное внимание повышению квалификации операторов, и прежде, чем разрешить им работать на строительстве, их квалификацию проверяют специалисты. Компания придает важное значение подбору людей: «Некоторые операторы умеют отлично управлять машинами, но способны также нарочно сломать машину, если хотят продлить себе выходные дни или устроить «отгул», а в нашей компании таких людей не должно быть». Здесь гордятся работниками своей компании, которые занимаются техническим обслуживанием машин: «Если надо – они будут работать 24 часа в сутки, но сделают работу вовремя». Операторы грейдеров работали старыми, проверенными методами и профилировали поверхность с требуемой точностью, в пределах 15 мм, не нанося повреждений бордюрным камням. Точность достигается благодаря медленному движению автогрейдера, планирующего материал с одной стороны. Оператору грейдера помогает рабочий, по указаниям которого отвал грейдера проходит очень близко к бордюрному камню. Когда весь материал с одной стороны спланирован, грейдер делает проход в противоположном направлении и материал планируется с другой стороны, затем направление прохода опять меняется и так до тех пор, пока весь материал не будет спланирован должным образом. К работе грейдеров HBM-Nobas претензий нет: они эффективны, надежны и несложны в эксплуатации.

Системы позиционирования повышают качество планировки

Эта тема давно меня интересует, и я начал расспрашивать, не применяются ли системы позиционирования на этой стройке. Вячеслав Глазов рассказал, что знаком с современными промышленными системами позиционирования, очень высоко оценивает их значение (например, производитель одной из таких систем заявляет, что она способна обеспечить точность планирования в пределах 3 мм и сократить число рабочих, направляющих грейдеры). Однако Глазов считает нецелесообразным применять эти системы в случаях, когда такой высокой точности не требуется: их эксплуатация стоит очень дорого. «Операторы «ГМТ» имеют высокую квалификацию и выполняют работу достаточно точно – настолько, насколько нужно. Лазерные системы позиционирования очень полезны при строительстве шоссейных дорог и магистралей, а для строительства в нашем случае такая точность не нужна», – сказал он.

Когда планировка дорожного полотна завершена, поверхность поливают вяжущим: 3%-ной цементной смесью, чтобы закрепить материал. Последний этап – введение битумной эмульсии. Перед этим должны быть установлены бордюрные камни и водосливные желоба. Бордюры устанавливают работники специализированной фирмы.

Экскаваторы-погрузчики устанавливают водосливные желоба

Водосливные желоба устанавливают по завершении строительства основного дорожного полотна. И по соображениям эстетики, и по соображениям безопасности они должны пролегать параллельно линии бордюра. Эту работу выполняли упомянутые выше экскаваторы-погрузчики, как раз когда я посещал стройку. Железобетонные желоба доставляют к месту укладки в ковше погрузчика, а затем опускают на место экскаваторной стрелой. По указаниям рабочего-помощника оператор тщательно выравнивает лоток. Таким образом, два человека и экскаватор-погрузчик за 5 минут укладывали один желоб – выполняли работу, которую без машины с трудом выполнила бы бригада из пяти человек, затратив гораздо больше времени.

Хищения шин

Глазов рассказал мне, что на стройке периодически случаются кражи, причем у воров «популярны» шины для спецтехники. Он не считает, что на этой стройке случаев кражи больше, «чем обычно». «Это жизнь, обычное дело», – считает он, хотя и согласен, что воровство доставляет немало проблем и задерживает работу. Как и везде, на этой стройке, конечно, есть охрана, но и она не может полностью предотвратить хищения.

Поливочно-моечные машины на борьбе с пылью, снегоочистители – со снежными заносами

Пыль – беда любой стройки в сухое время, и эта стройка не исключение. Поскольку площадь ее немалая, при сильном ветре пыль поднимается тучей. И здесь помогают поливочно-моечные машины на шасси МАЗ-6303 (вместимость цистерны 17 м 3 , ширина рабочей зоны при поливе 20 м), создающие искусственный дождь, который прибивает пыль. Стройка расположена невдалеке от водоема, из которого в цистерны и набирают воду. Глазов пояснил, что есть официальное разрешение на забор воды из озера, и власти района дали его из соображений экономии водопроводной воды, а также для того, чтобы воду из поливочно-моечных цистерн не использовали для питья. Он показал мне колонку с питьевой водой из городского водопровода.
Зимой для очистки от снега дорог и подъездных путей успешно применяют шнекороторные снегоочистители на шасси «Урал-4320», производительности которых 1500 т/ч при ширине полосы 2810 мм вполне хватает для расчистки.

Хранение топлива

Топливо для машин хранят в восьми цистернах. В. Глазов сказал, что топливо в цистернах не застаивается – потребление составляет около 10 000 л в неделю, поэтому микроводорослей в емкостях нет. Место для цистерн окружает кирпичная стена, которая должна препятствовать разливу нефтепродуктов, если таковой произойдет. На земле видны жирные пятна от пролитого топлива, которые следует засыпать: по-видимому, заправку топлива произвели недостаточно внимательно. Заправочный шланг аккуратно уложен, а не валяется на земле, значит, топливо проливается при заправке машин.

Строительство идет по графику, работы выполняются вовремя, и есть хорошие шансы, что объект – жилой микрорайон – сдадут в срок. Одной из важнейших составляющих этого успеха стал удачный подбор надежной и эффективной дорожно-строительной техники.

Сегодня строительные работы ведутся непрерывно почти в каждом населенном пункте, но основная масса их приходится на большие города.

Для строительства разных видов разработано очень много машин и спецтехники, заказать любой вид которых можно на сайте vkservice.com.ua. Они помогают возводить вверх небоскребы и расстилать дороги. Человек с их помощью все стремительней развивает свою инфраструктуру.

В зависимости от типа исполняемых работ, технику можно разделить на несколько категорий.

Основными видами строительной техники являются:

  • Машины, которые используют для земляных работ. К таким устройствам можно отнести разнообразные виды бульдозеров, а также экскаваторы разных модификаций, скреперы, применяющиеся при разработке почвы по слоям и ее транспортировке.
  • Оборудование для подъема грузов или стройматериалов. Сюда можно отнести разнообразные домкраты, кран-балки различных модификаций и грузоподъемности, а также много других специализированных устройств.
  • Механизмы для проведения бурения отверстий и скважин в почве. Такой тип устройств, включает разнообразные виды сверл, станков термического и ударного бурения.
  • Машины для забивания свай в почву. Бывают нескольких видов в зависимости от типа рабочего инструмента и вида погружения сваи в почву.

Другая спецтехника

Строительство предполагает применение не только бульдозеров и кранов. Это также изготовление материала и его транспортировка.

Поэтому к строительной технике можно отнести:

  • Механизмы, с помощью которых делают арматуру, а также различные бетономешалки и насосы для подачи строительных растворов. Также сюда можно отнести автомобильные бетономешалки и мобильные заводы по изготовлению бетона или другого строительного материала.
  • Инструменты, что применяются при отделочных работах. Это различные шлифовальные машинки и устройства.
  • Ручной инструмент. Это могут быть дрели, пилки по металлу, а также различные виды вспомогательного оборудования, которого существует очень много.
  • Транспортные средства. Совершают транспортировку материалов, доставку бетона или вывоз земли или мусора со стройплощадки. Сюда можно отнести разнообразные самосвалы и все виды грузовых автомобилей, а также разнообразные тягачи и погрузчики различных типов.

Количество специализированной спецтехники для строительных работ растет с каждым годом. Человек все больше совершенствует механизмы, чем упрощает работу и минимизирует затраты рабочей силы.

2.2 Землеройно–транспортные машины

2.3 Землеройные машины

2.4 Грузоподъёмные машины и механизмы

2.5 Самоходные грейдеры (автогрейдеры)

3. Хронометраж рабочего цикла

3.1 Результаты хронометража рабочего процесса экскаватора ЭО–3323А

3.2 Результаты хронометража рабочего процесса бульдозера Т130

4. Организация технического обслуживания и ремонта строительных машин

5. Техника безопасности

Библиографический список


1. Организация учебной практики

Цель практики: Ознакомиться с основными типами строительных машин и основами их автоматизации; изучить устройство и рабочий процесс машин; провести работы по определению производительности машин.

Подъем строительства на качественно новый уровень возможен за счет последовательного проведения курса на дальнейшую его индустриализацию, существенного сокращения ручного труда, совершенствования структуры и организации строительного производства.

Одним из ведущих факторов в решении задач сокращения себестоимости и сроков строительства, повышения производительности труда и общей эффективности строительного производства является комплексная механизация строительно-монтажных работ. Широкому внедрению комплексной механизации и автоматизации в строительное производство способствует насыщение строительства необходимым количеством высокопроизводительных машин, освоение производства ряда новых типов машин, расширение технологических возможностей средств механизации и совершенствование организации их эффективного использования.

Непрерывный количественный и качественный рост строительства требует дальнейшего сокращения стоимости, трудоемкости, сроков строительно-монтажных работ, повышения эффективности капиталовложений и производительности труда, успешное решение которых может быть обеспечено усовершенствованием технологии и организации работ, внедрением поточных методов производства, повышением эффективности использования существующего машинного парка строительства, созданием и внедрением новых, более совершенных и производительных строительных машин и оборудования, широкой комплексной механизацией и автоматизацией тяжелых и трудоемких технологических процессов, улучшением условий труда.

Современное строительство ведется индустриальными методами и представляет собой комплексно-механизированный поточный процесс монтажа зданий и сооружений из сборных элементов, изготовляемых на заводах и домостроительных комбинатах (ДСК) в условиях высокомеханизированного и автоматизированного производства. В настоящее время в строительстве используется огромный парк строительных машин и оборудования (около 600 тыс. ед.), позволяющий комплексно механизировать основные работы на всех стадиях строительного производства. Комплексная механизация строительства на современном этапе развития техники требует внедрения систем машин, базирующихся на применении основных машин повышенной единичной мощности с комплектацией их средствами механизации всех технологических процессов.

Важным фактором повышения производительности труда в строительстве является возрастающая оснащенность строительно-монтажных организаций ручными машинами, средствами малой механизации и нормокомплектами для кровельных, штукатурных и малярных работ. Для сокращения малоквалифицированного и монотонного труда, а также труда в тяжелых и вредных для здоровья условиях, все шире осуществляются мероприятия по внедрению автоматических манипуляторов (промышленных роботов) при производстве отделочных, землеройно-планировочных и других работ. Номенклатура строительных машин постоянно расширяется и пополняется более совершенными типами и моделями, отвечающими современным требованиям технологии городского строительства.

При производстве строительных работ в сложившихся городских условиях часто возникают дополнительные трудности из-за необходимости выполнения работ в стесненных условиях и в сжатые сроки, поскольку большинство из них связано с нарушением пешеходного движения, установившегося режима работы транспорта, наземных и подземных коммуникаций и т.п. Кроме того, зачастую приходится выполнять трудоемкие подготовительные операции по разрушению старых строений, фундаментов, дорожных покрытий и т.п. Для эффективного выполнения работ в стесненных условиях используется широкая номенклатура высокопроизводительных специальных и универсальных машин многоцелевого назначения, обладающих компактностью, высокими мобильными и транспортными качествами и обеспечивающих полную безопасность работ в данных условиях. Широко используются в стесненных условиях средства малой механизации, позволяющие практически полностью исключить ручной труд. Растущие из года в год масштабы и современная технология городского строительства требуют постоянного увеличения парка строительных машин и оборудования, расширения номенклатуры, повышения технического уровня машин, улучшения организации их использования.

Повышение технического уровня основных видов строительных машин и оборудования обеспечивается прежде всего за счет повышения их единичной мощности (энергонасыщенности) и производительности, универсальности и технологических возможностей, надежности и долговечности, улучшения удельных показателей важнейших рабочих параметров, развития гидрофикации приводов, широкого использования в конструкциях машин унифицированных узлов, агрегатов и деталей, расширения номенклатуры сменного рабочего оборудования, применения современных систем автоматизации управления рабочими процессами машин, повышения приспособляемости машин к техническому обслуживанию и ремонту, улучшения условий труда машинистов (операторов) и т.п.


2. Основные теоретические сведения

2.1 Машины для подготовительных работ

Подготовительные работы включают очистку строительной площадки от леса и кустарника, камней, строительного мусора, корчевку пней, рыхление горных пород и мерзлых грунтов. К вспомогательным работам относятся бурение шпуров и скважин, в том числе скважин для изготовления буронабивных свай.

Рыхлители служат для рыхления мерзлых грунтов и пород, которые не могут разрабатываться обычными машинами для земляных работ, экскаваторами, бульдозерами, скреперами.

Одноковшовые строительные экскаваторы могут разрабатывать грунты с удельным сопротивлением копанию k 1 =0,5МПа, а многоковшовые с k 1 =0,8МПа. Бульдозеры и скреперы могут разрабатывать только грунты, у которых k 1 не превышает 0,3 МПа. Более крепкие грунты, а также мерзлые породы средней прочности разрабатывают чаще всего после предварительного рыхления.

Рыхлители.

Рыхлитель представляет собой навесное или прицепное оборудование к гусеничным тракторам или базовым тягачам различной мощности и с разным тяговым усилием.

Прицепное оборудование менее эффективно, чем навесное, так как имеет меньшие маневренность и устойчивость, а для заглубления зубьев нельзя использовать массу тягача, поэтому его следует применять только для сравнительно малых объемов работ и при отсутствии рыхлителей с навесным оборудованием. Применение рыхлителей экономически выгодно для использования в строительстве.

Кусторезы, корчеватели – собиратели.

Кусторезы – это машины, предназначенные для срезания кустарников и деревьев с максимальным диаметром стволов 20…40 см.

Различают кусторезы ножевые и фрезерные. Широко применяют ножевые кусторезы с прямыми и пилообразными ножами. Работает кусторез следующим образом. Отвал (нож) опускается на поверхность земли и при движении машины вперед срезает кусты.

Корчеватели – собиратели – это такие машины, которые применяют для извлечения из почвы крупных камней и пней, корчевания кустарников и уборки деревьев, срезанных кусторезами или поваленных древовалами. Рабочим органом служит решетчатый отвал с зубьями. Отвал крепится к толкающей раме трактора. Извлекать камень можно толкающим усилием или подклинить его, а затем поднять. Вторым способом можно извлекать камни большого веса, находящиеся на большой глубине. Для извлечения этим способом требуется больше времени.

Спереди трактора на гусеничные балки на шарнирах навешен активный валкователь. Для обеспечения рабочих скоростей передвижения базовый трактор оборудован ходоуменьшителем. Регулирование высоты срезания и установка рабочего органа в транспортное положение осуществляется с помощью гидроцилиндров от гидросистемы трактора. Валкователь в транспортное и рабочее положения устанавливают с помощью гидравлической передней навесной системы, которой оборудован трактор.

Для корчевания крупных пней, валунов, выкорчевывания части мелколесья, их сгребания и перетряхивания используют корчеватели, которые являются навесным или прицепным оборудованием, в основном к гусеничным тракторам. Корчеватели классифицируют по расположению и назначению рабочего органа: по расположению рабочего органа корчеватели бывают с передним и задним расположением, по назначению – корчеватели-собиратели, корчеватели-погрузчики и корчевательные агрегаты.

Корчеватели на отвале имеют обычно не более 4 зубьев. Корчеватели-собиратели имеют отвалю с уширителями, на которых устанавливают 9 зубьев, поэтому они лучше приспособлены для работ по сгребанию кустарника и перемещению пней и корней в кучи или валы. Корчевальные агрегаты включают комплект орудий, имеющих аналогичное название. Корчеватели-погрузчики снабжены устройством поворота корчевального отвала и могут производить погрузку пней и корней в транспортные средства.

Современные корчеватели удаляют пни путем разрыва корней толкающим усилием трактора с одновременным приложением вертикального усилия, создаваемого гидроцилиндрами подъема и поворота отвала. При корчевании, сгребании и транспортировании выкорчеванной (или срезанной кусторезами) древесины эти машины перемещают в валы и кучи значительно (до 300 тонн/га) количества почвы. Большое количество почвы остается на пнях, образуются большие подпневые ямы. Поэтому необходима последующая планировка площади.



Поделиться