Когда выпустили газ 24 волга. Модификации

В 1960 году встал вопрос о выпуске новой модели «Волги» с целью заменить к тому времени уже устаревшую модель ГАЗ-21 . За разработку нового автомобиля принялись специалисты Горьковского автомобильного завода. Вначале за дело принялись дизайнеры, а примерно через год подключились и конструкторы.

В 1962 году начался выпуск макетов автомобиля с различным дизайном, некоторые отбраковывали, некоторые дорабатывали, в результате к 1965 году осталось только два макета различного дизайна: с двумя передними фарами и вертикальной решеткой радиатора, а так же с четырьмя передними фарами и горизонтальной решеткой радиатора. По этим макетам собрали два опытных автомобиля с различным оформлением. От дизайна передней части с четырьмя фарами решено было отказаться в пользу автомобиля с двумя фарами, в итоге для серийного производства был рекомендован именно он.

Первые опытные образцы автомобиля ГАЗ-24 «Волга»

Первые серийные автомобили ГАЗ-24 «Волга» начали выпускать в 1968 году, однако на полную мощность конвейер завода вышел только в 1969 году. Сказать, что автомобиль был действительно хорош, значит, ничего не сказать - он был одним из лучших в СССР. Автомобиль получил новые тормоза с гидровакуумным усилителем, полностью синхронизированную на передачах переднего хода 4-ступенчатую коробку передач, привод стояночного тормоза на задние колеса, гнутые боковые стекла, все это делало автомобиль очень популярным. ГАЗ-24 завоевал две золотые медали на выставках в Пловдине и Лейпциге, это был явный успех.

По аналогии с ГАЗ-21 новая «Волга» модернизировалась дважды, а по вносимым изменениям в конструкцию и внешний вид автомобиля выпуск ГАЗ-24 можно условно разделить на три серии или на три поколения. Последнее третье поколение относят к 1985 году, тогда после модернизации индекс автомобиля поменяли на ГАЗ-24-10, именно этот автомобиль поставил точку в эпохи ГАЗ-24.

«Двадцать четвертая Волга» была самым массовым легковым автомобилем в истории завода, до 1992 года с учетом всех модификаций было выпущено 1 481 561 автомобилей.

Дизайн и конструкция

Главным отличием новой «Волги» от ГАЗ-21 был кузов, который отличался не только дизайном, он стал гораздо ниже (ГАЗ-21 - 1620 мм, ГАЗ-24 - 1490 мм). Более низкий кузов имел более низкий центр тяжести, а это в свою очередь увеличивало устойчивость и управляемость автомобиля, особенно на высоких скоростях. Кроме того более низкий кузов имеет лучшую аэродинамику, а пассажиров в таком автомобиле меньше трясет на бездорожье, что очень актуально для нашей многострадальной страны.

Салон автомобиля ГАЗ-24 получился более просторным с уникальной системой вентиляции и отопления. Помимо обогрева лобового, так же теплым воздухом обдувалось и заднее стекло. Уже в стандартной комплектации присутствовал радиоприемник.

Изначально ГАЗ-24 планировалось оснащать 4-х, 6-ти и 8-ми цилиндровыми двигателями объемом от 2.5 до 5.5 литров. От идеи с установкой 6-цилиндрового двигателя пришлось отказаться. Серийные автомобили оснащали 4-цилиндровым двигателем объемом 2,5 литра с механической 4-ступенчатой коробкой передач, а так же 8-цилиндровым V-образным двигателем объемом 5,5 литра и автоматической гидромеханической 3-ступенчатой коробкой передач (модификация для специального назначения для не менее специальных служб, так называемая «догонялка»). А вот на экспортные модификации ГАЗ-24 устанавливали как 4-х, так и 6-и цилиндровые дизельные двигатели Peugeot-Indenor или Mercedes как на самом заводе «ГАЗ», так у иностранных дилеров завода.

Дизайн автомобилей ГАЗ-24 «Волга» первого поколения, до 1974 года выпуска.

Автомобили, которые выпускали с 1968 по 1974 год, условно относят к первому поколению. Отличительной особенностью этих автомобилей были бампера (как передний, так и задний) с хромированными боковинами которые не имели «клыков». Табличка переднего номерного знака располагалась под бампером, катафоты в задней части автомобиля были отделены от задних фонарей. В салоне автомобиля можно заметить панель приборов с обтянутой черным кожзамом верхней частью, нижняя часть красилась в цвет кузова. Черные рукоятки на панели приборов имели вставки под слоновую кость. Передние сиденья диванного типа с независимой регулировкой и центральным подлокотником.

Начиная с 1972 года, началась первая серьезная модернизация автомобиля ГАЗ-24 закончившаяся примерно в 1978 году. В таком виде автомобиль выпускали до 1985 года, не подвергая, каким либо серьезным изменениям, это была эпоха так называемого второго поколения автомобилей ГАЗ-24 «Волга». Внешне машину можно было отличить по «клыкам» на бамперах, передний бампер получил противотуманные фары, повторители указателей поворотов располагались на передних крыльях, катафоты которые ранее устанавливались отдельно от задних фонарей, теперь встроили в них. В салоне для безопасности стали закрывать металлические части мягкими пластиковыми накладками, появились и статические ремни безопасности как спереди, так и сзади. Из-за установки ремней безопасности пришлось отказаться от такого удобного подлокотника между передними сиденьями. Помимо этих изменений были и другие менее заметные.

Модификации

Модификация автомобиля для работы в такси, выпускалась с 1970 по 1971 год. Оснащалась дефорсированным 4-цилиндровым двигателем ЗМЗ-24-01 мощностью 85 л.с., который заточен под 76 бензин. Кузов автомобиля маркировался шашечками и фонарем зеленого цвета (аля "зеленоглазое такси"). Салон автомобиля отделан кожзамом, а под пультом управления отопителем находился таксометр.

Модификация с пятидверным кузовом типа универсал. Серийно выпускалась в 1972 - 1987 годах.

Санитарный автомобиль на базе универсала ГАЗ-24-02

Автомобиль для работы в такси с пятидверным кузовом типа универсал. Оснащение такое же как и у седана ГАЗ-21-01.

Автомобиль для службы такси оснащенный газобаллонной установкой. Серийно выпускался с 1977 по 1985 год.

Специальный автомобиль для не менее специальных служб СССР. Кузов и ходовая часть автомобиля была усилена. По аналогии с «догонялкой» ГАЗ-23 , на автомобиль ГАЗ-24-24 установили модифицированный 8-цилиндровый двигатель от «Чайки» (ЗМЗ-2424) объемом 5,53 литра и мощностью 195 лошадиных сил.

Экспортная модификация с правым расположением рулевого колеса. Всего было выпущено менее 1000 автомобилей с таким индексом.

ГАЗ-24-76, ГАЗ-24-77

Машинокомплекты седана ГАЗ-24-76 и универсала ГАЗ-24-77 для Бельгии, где они комплектовались дизельным двигателем Peugeot Indenor XD2.

Опытная модификация с несущим кузовом и полным приводом, созданная с использованием агрегатов

Сразу после запуска производства ГАЗ-21 «горьковцы» предприняли попытку создать автомобиль, который бы смог заменить стремительно устаревающую (в первую очередь по части дизайна) модель оригинального воплощения – так в 1958 году началась разработка ГАЗ-24 – очередного поколения «Волги».

Машина, которая с технической точки зрения стала настоящим прорывом (по сравнению с предшественником), официально была презентована в 1966 году, а на конвейер встала в 1969-м (непродолжительное время она выпускалась параллельно с «21-ой»).

В период с 1972 по 1978 года последовало плановое обновление автомобиля (что положило начало так называемой «второй серии»), в результате которого доработкам подверглись внешность, интерьер и механическая «начинка».

В 1985-м на свет появилось «третье воплощение» модели, получившее название ГАЗ-24-10 – оно изменилось существенным образом, особенно в плане техники. В производственной программе «ГАЗа» седан продержался до 1992 года, когда и был заменен на ГАЗ-31029.

Снаружи ГАЗ-24 демонстрирует простые, канонические формы, в которых отсутствуют яркие детали – назвать красивым автомобиль нельзя, но при этом он обладает элегантным, стильным, в меру солидным и даже классическим видом. Ну а в свое время автомобиль вообще внешне превосходил многих иностранных конкурентов, правда, технически уступал им.

«24-я Волга» является представителем D-класса по европейской классификации: 4735 мм в длину, 1490 мм в высоту и 1800 мм в ширину. Колесная база у автомобиля вытянута на 2800 мм, а его дорожный просвет насчитывает вполне солидные 174 мм. В «боевом» виде четырехдверка весит от 1420 до 1820 кг в зависимости от версии.

По нынешним меркам интерьер седана ГАЗ-24 смотрится примитивно, но притягательности ему не занимать – двухспицевый руль с тонким ободом и большим диаметром, простецкий «инструментарий», предоставляющий лишь самую необходимую информацию, и лаконичная передняя панель, увенчанная в центральной части радиоприемником и «ползунками» отопителя.

У модернизированного ГАЗ-24-10 оформление «передней части салона» – не так «аскетично» – тут заметно удобнее и современнее, но «излишествами» так же «не балует».

Внутри четырехдверка может похвастать добротными отделочными материалами и приличным качеством сборки.

ГАЗ-24 «Волга» имеет просторный салон – на обоих рядах седокам предоставляется большой запас свободного пространства. Вот только сами сиденья, несмотря на мягкий наполнитель, удобством не блещут: широкие передние кресла полностью лишены любого намека на боковую поддержку, а задний диван наделен плоским профилем (пусть и с подлокотником посередине).

С практичностью у трехобъемника проблем нет – «трюм» автомобиля вмещает 500 литров багажа. Правда, внушительный объем не подкрепляется правильностью формы грузового отделения, да и полноценная «запаска» (при ее наличии) занимает немало места.

Технические характеристики. Подкапотный отсек ГАЗ-24 «Волга» занят бензиновым четырехцилиндровым мотором объемом 2.4 литра (2445 кубических сантиметров), оснащенным алюминиевым блоком, 8-клапанным ГРМ, системой карбюраторного «питания» и жидкостным охлаждением. В зависимости от модификации двигатель производит 90-100 лошадиных сил при 4500 об/минуту и 173-182 Нм предельного момента при 2600 об/минуту.
Весь запас мощности с двигателя уходит на колеса заднего моста посредством механической коробки на четыре передачи.

Первая «сотня» покоряется этому автомобилю спустя 20-22 секунды, пик его возможностей приходится на 140-150 км/ч, а топливный «аппетит» вписывается в 12.5 литров в смешанном режиме на 100 км.

В основе ГАЗ-24 «Волга» простирается заднеприводная платформа, подразумевающая наличие цельнометаллического кузова несущего типа и продольно размещенного во фронтальной части силового агрегата.

Передняя подвеска у трехобъемника – независимая (шкворневая) на двух кованых рычагах с винтовыми пружинами и торсионным стабилизатором, а задняя – зависимая с жестким мостом на полуэллиптических рессорах.
На обеих осях автомобиля установлены барабанные тормозные механизмы диаметром 280 мм. Рулевая система седана – это «глобоидальный червяк» с 2-х гребневым роликом.

«24-я», помимо базовой четырехдверной версии, выпускалась и в других исполнениях:

  • ГАЗ-24-01 – машина, которая предназначалась для работы в такси. Ее отличительными признаками являются дефорсированный двигатель, специальная маркировка кузова, зеленый фонарь «свободен», а также отделанный кожзаменителем салон.
  • ГАЗ-24-02 (ГАЗ-24-12 ) – пятидверный универсал (выпускался с 1972 по 1992 года), который «щеголяет» пяти- или семиместным трансформируемым салоном (за исключением типа кузова он полностью идентичен седану).

  • ГАЗ-24-95 – полноприводная модификация седана, созданная с применением узлов ГАЗ-69, которая использовалась «высшей элитой страны» для охоты и другого активного отдыха (всего свет увидело пять подобных «24-ок»).

  • ГАЗ-24-24 (ГАЗ-24-34 ) – это версия для спецслужб, которая выполняла роль «догонялки» или «машины сопровождения». Особенности такой четырехдверки – 5.5-литровый двигатель V8 от «Чайки» под капотом, развивающий 195 «жеребцов», 3-диапазонный «автомат», более выносливая техника и наличие гидроусилителя рулевого управления.

По сути своей «вторая Волга», это – крепкий и надежный автомобиль с классической внешностью, качественным и просторным салоном, большим багажником, отменной плавностью хода, энергоемкой подвеской, высокой ремонтопригодностью и кучей иных достоинств.
Хотя имеются в его активе и недостатки: слабая динамика, сложное управление, непродуманная эргономика, большой расход топлива низкий уровень безопасности.

Цены. ГАЗ-24 «Волга» на вторичном рынке России в 2017 году можно купить по цене от 40-50 тысяч рублей, но наиболее «свежие» автомобили стоят значительно больше полумиллиона рублей.

Советский легковой автомобиль «Волга» ГАЗ 24 является символом эпохи своего времени. «Волга» считалась очень престижной маркой, на таких машинах ездили чиновники и представители государственной власти.

Пример классической Волги ГАЗ 24

Черная «двадцать четвертая модель» в советское время была пределом мечтания многих граждан, и купить ее в личное пользование было практически невозможно. В Советском Союзе на то время не производилось других легковых авто таких внушительных размеров, поэтому ГАЗ 24 был вне конкуренции.

Еще в начале шестидесятых годов двадцатого века дизайн «Волги» ГАЗ 21 начал устаревать, и конструкторы решили заняться разработкой новой модели. В 1965 году на улицах города Горького появились первые опытные образцы автомобиля. Всего до июля месяца было создано двенадцать образцов. Осенью этого же года был готов приступить к серийному выпуску ГАЗ 24.

Серийный выпуск планировалось наладить к пятидесятилетию Великой Октябрьской революции, которое отмечалось в 1967 году, но стечение неблагоприятный экономических обстоятельств помешали состояться планам.
Основной причиной задержки запуска «Волги» в серию стало начинающееся строительство Волжского автозавода в Тольятти, государство уже не могло выделять столько субсидий горьковчанам. К тому же, на ГАЗ в связи с обострением политической обстановкой в мире пришлось усиленно заняться производством и разработкой военной техники, в частности, моделями БТР 60 и БТР 70.

В результате за весь следующий 1968 год с конвейера автомобильного гиганта сошло машин ГАЗ 24 в количестве 31 шт. Но с середины июля 1970 года выпуск совсем прекратился, и линия Горьковского автозавода по производству легковых автомобилей была полностью отдана новой модели.

Преимущества и недостатки ГА3 24

В отличие от своего предшественника, «двадцать первой» Волги, ГАЗ 24 имел ряд существенных преимуществ:


Помимо положительных моментов, в ГАЗ 24 выявились и некоторые недостатки:


Различные варианты моделей ГАЗ 24

Модернизация ГАЗ 24

За все время своего существования «двадцать четвертая» Волга дважды подвергалась серьезным конструктивным изменениям. Выпуск ГАЗ 24 и всех модификаций прекратился в 1992 году, и за все время было произведено более одного миллиона четыреста тысяч экземпляров.

Все изменения в «Волге» происходили в основном не сразу. Первая серия модернизаций пришлась на период с 1972 по 1978 год. За это время в «Волге» поменялась обивка на сиденьях, появились «клыки» на обоих бамперах, стали другими задние фонари. От ленточного спидометра отказались из-за его частых отказов, вместо него появился стрелочный, более надежный прибор.

Вид сзади волги газ 24

С 1985 по 1987 год последовал ряд новых улучшений, и с 1985 года обновленная базовая модель стала называться .

В этом автомобиле опять пропали «клыки» на бамперах, появились новые наружные дверные ручки, подвергся модернизации и четырехцилиндровый двигатель. Новые сиденья стали более удобными и мягкими.

ГАЗ 24-10 была очень популярна, и эта была последняя модель, которая существовала во всей «двадцать четвертой» серии. В январе 1992 года на смену ГАЗ 24 10 пришел , отличался от предыдущей версии «Волги» кузовом, все агрегаты и многие элементы салона оставались прежними, и изменения происходили также постепенно, как и у «двадцать четвертой».

Модификации ГАЗ 24

Модификаций у «Волги» достаточно много. Следует отметить, что ГА3 24 в основном выпускался с двумя типами кузова – седан и универсал.

Пример Волги 24 с кузовом универсал

Автомобили Горьковского автозавода делались на экспорт, ряд машин предназначался для такси. Были специальные авто для скорой помощи и для спецслужб.

Модификации:


Двигатель внутреннего сгорания ГАЗ 24

При проектировании «Волги» поначалу задумывалось устанавливать не нее три типа двигателей внутреннего сгорания (ДВС): шестицилиндровый, четырехцилиндровый и V-образный восьмицилиндровый.
От 6-цилиндрового ДВС сразу отказались, а 8-цилиндровым мотором оснащались в основном автомобили спецслужб и машины, находящиеся в ведомстве чиновников высокого ранга.

«Восьмеркой» в основном оборудовали автомобили спецслужб, где была необходима большая мощность и высокая скорость (ГАЗ 24 24 и ГАЗ24 34). Поэтому основным ДВС на ГАЗ 24 стал четырехцилиндровый мотор с верхним расположением клапаном объемом 2,445 л.

Силовой 4-цилиндровый агрегат выпускался в двух вариантах: 95 л.с. с расчетом на бензин Аи-93 (сейчас это Аи-92), и 85 л.с. для бензина А-76. Все различие у ДВС было в головке блока цилиндров (ГБЦ).

Так выглядит головка блока цилиндров ГАЗ 24

У версии мотора под «семьдесят шестой» бензин ГБЦ была выше, соответственно больше камера сгорания.

4-цилиндровый агрегат оставался неизменным вплоть до 1985 года, когда на переходных моделях авто ГАЗ 24М стали (бензин Аи-93) и ЗМЗ 4021 (А-76). У новых моделей двигателей изменился блок цилиндров и ГБЦ.

Внутренностей мотора изменения практически не коснулись, разве что стали применять модернизированный высокопроизводительный масляный насос. Эти ДВС в дальнейшем применялись и на Газелях, и на последующих модификациях «Волги» (ГАЗ 31029, ).

Салон ГАЗ 24

Отделка салона на ГАЗ 24 была весьма скромной даже по меркам 70-х годов прошлого столетия. Но большой объем внутрисалонного пространства и довольно удобные сиденья сглаживали первые впечатления от интерьера. В первых выпусках «Волги» между передними сиденьями устанавливался подлокотник. В дальнейшем его упразднили. На моделях ГАЗ 24 10 сиденья полностью обновились.

Теперь они были с удобными подголовниками и полностью с матерчатой обивкой.

В свое время многие обладатели дорестайлинговых «Волг» стремились поменять свои старые сиденья на новые «десяточные». Иметь такие «сидушки» на старой «Волге» было круто.

Панель приборов не отличалась изысканным дизайном, лицевая часть в основном оклеивалась пленкой под дерево. Бардачок выглядел просто, без всякой отделки. Низ панели был железным, руль – довольно крупный с тонким ободом.

Один из вариантов салона ГАЗ 24

С 1985 года модернизация заметно отразилась на этих элементах – рулевое колесо стало меньше в диаметре, а обод значительно толще. Панель приборов совершенно изменилась, в ней теперь присутствовало значительно больше пластиковых элементов.

Обивки салона не отличались особым разнообразием. Они были выполнены из кожзаменителя, по цветам делились на коричневые, серые и красные. От цвета автомобиля окраска обшивок не зависела, на заводе комплектовали машины тем, что попадается под руку (если это был не спецзаказ).

Пример салона 24 Волги и дерева


«Волга» ГАЗ 24 - советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1970 по 1986 год и пришедший на смену .

К началу 1960-х годов ГАЗ-21 уже достаточно устарел, в первую очередь, в плане дизайна.
В 1961 году начаты работы по созданию автомобиля на смену ГАЗ-21. Генеральный конструктор - А. М. Невзоров, дизайнеры - Л. И. Циколенко и Н. И. Киреев.

Автомобиль изначально проектировался под разные типы двигателей - модернизированный четырёхцилиндровый от ГАЗ-21, вновь разрабатывавшийся трёхлитровый V6, имевшийся в производстве V8 от ГАЗ-23, а также - дизельный I4.

С 1962 по 1965 годы было построено до шести пластилиновых поисковых макетов, сильно различающихся по своему внешнему виду. К 1965 году внешний вид автомобиля в целом сложился, в основном завершалась и разработка агрегатной части.
Новая модель требовала более высокой общей культуры производства, поэтому параллельно с разработкой автомобиля производилась модернизация технологического оснащения завода, на его территории были воздвигнуты новые, современно оборудованные цеха.

«Волга» принадлежала к «американской» школе автостроения, в те годы довольно широко представленной в мире. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Аналогичные «американизированные» модели выпускались в те годы во многих странах - Германии, Англии, Австралии, Японии, Латинской Америке и т. д.
Вместе с тем, учёт особенностей условий эксплуатации в СССР в ходе проектирования, а также специфическое назначение автомобиля (большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях) предопределили ряд специфических черт конструкции, например, увеличенный дорожный просвет, усиленный (и более тяжёлый) несущий кузов, более живучая на плохих дорогах, привычная ремонтникам и удобная при эксплуатации в автохозяйствах с централизованным обслуживанием шкворневая подвеска, и т. д.
Дополнительных опций на внутреннем рынке предложено не было, однако часть оборудования, на иностранных автомобилях в те годы предлагавшегося как дополнительное, была включена в базовую комплектацию.

С технической точки зрения машина представляла собой значительный шаг вперёд по сравнению с предыдущей моделью, хотя развитие было не революционно, а эволюционно.

Важными нововведениями были :
- четырёхступенчатая полностью синхронизированная на передачах переднего хода коробка передач;
- гидровакуумный усилитель (лицензионная копия узла Girling PowerStop) и разделитель контуров в тормозной системе;
- тормозные механизмы колес с автоматической регулировкой;
- кованая балка передней подвески;
- улучшенное отопление салона с обдувом заднего стекла;
- двухкамерный карбюратор;
- 14-дюймовые диски колёс;
- привод стояночного тормоза на задние колеса (у ГАЗ-21 был трансмиссионный стояночный тормоз, достаточно ненадёжный);
- гнутые боковые стёкла.

Значительно уменьшилось количество точек смазки шасси, силовые элементы кузова стали прочнее, а сам кузов - жестче за счёт приваренных (а не привинченных, как на ГАЗ-21) задних крыльев, для окраски кузовов была внедрена более стойкая синтетическая эмаль марки МЛ. Были в автомобиле и архаичные черты, например - шкворневая передняя и рессорная задняя подвески, барабанные тормоза на всех колёсах.

Главным, наиболее принципиальным отличием от предыдущей модели, был кузов, отличавшийся не только дизайном, но и общей идеологией и наиболее полно вобравший в себя всё то новое, что пришло в мировую практику автомобилестроения в период 1955-1965 годов. Принципиальным отличием кузовов ГАЗ-21 и ГАЗ-24 является существенно меньшая высота последнего (1490 мм против 1620 мм). Уменьшение габаритной высоты было одной из основных тенденций легкового автостроения в те времена и носило не только косметический характер - высота кузова в значительной степени определяла компоновку автомобиля. Более низкий автомобиль имел низко расположенный центр тяжести, что увеличивало устойчивость и управляемость, особенно на высокой скорости. Пассажиров в более низком автомобиле меньше трясёт на бездорожье. Пониженная крыша обеспечивала также более рациональное размещение пассажиров в автомобиле, лучшую аэродинамику за счёт снижения площади миделевого (наибольшего) сечения кузова и т. д.
При этом за счёт понижения подушек сидений пространство в салоне почти не пострадало, над передними сидениями места стало даже больше за счёт применения плоской панели крыши. Сам салон стал шире (хотя ширина машины в целом не изменилась), благодаря прямоугольным обводам автомобиля ширина салона была почти одинаковой по всей длине, в отличие от ГАЗ-21, у которого салон ощутимо сужался в передней и задней части. Поясная линия кузова ГАЗ-24 ниже, чем у ГАЗ-21, а стойки крыши и рамки дверей были тоньше, что позволило существенно увеличить площадь остекления, а значит сделать салон более светлым, улучшить обзорность, особенно через боковые стекла. Обзорность назад была существенно улучшена, несмотря на более толстые задние стойки крыши, потому что размеры (особенно ширина) заднего стекла были увеличены весьма значительно.
Однако у выбранной компоновки были и следующие недостатки, причём характерные не только для «Волги», но и для большинства автомобилей её поколения.

При простом понижении крыши без изменения пропорций и углов дверной проем получался достаточно низким, что затрудняло посадку в машину - для этого приходилось довольно сильно нагибаться (на более поздних автомобилях стали применять сильно наклонённые и изогнутые боковые стёкла, что позволило увеличить размер проёма двери по диагонали, не увеличивая высоты автомобиля);
Большая длина необозреваемой водителем зоны перед автомобилем. Необозреваемая зона составила 0,95 м, хотя по ГОСТ максимальное допустимое значение составляло 0,8 м. Однако следует отметить, что при этом водитель со своего места мог видеть углы всех четырёх крыльев автомобиля (four-fender visibility), что облегчало «чувство машины», особенно при парковке, и в те времена считалось большим преимуществом;
Неудачная компоновка багажного отделения. Поскольку боковина автомобиля стала существенно ниже, значительно понизился и уровень крышки багажника, а за счёт большей длины заднего свеса и прямоугольных обводов возросла его глубина. В результате багажник получился хоть и теоретически большим по объёму (700 литров), но при этом глубоким и низким, так что доступ к его передней стенке оказался затруднен. Неудачным было и расположение запасного колеса плашмя на дне багажного отсека, продиктованное небольшой высотой последнего. Также, погрузочная высота багажника была излишне большой.
Однако, несмотря на наличие недостатков, компоновка кузова ГАЗ-24 была важным шагом вперёд по сравнению с ГАЗ-21 и для своего времени оказалась вполне удачна.
В остальном, кузов ГАЗ-24 унаследовал все положительные черты своего предшественника: капот удобно открывался по ходу автомобиля и удерживался в открытом положении подпружиненными петлями; крышка багажника легко открывалась благодаря горизонтальным торсионам и удерживалась ими в открытом положении. Причём замок крышки багажника в оригинальной конструкции был расположен более высоко и удобно, был надёжнее и удобнее в обращении (скажем, замок багажника ГАЗ-21 с утапливаемой кнопкой легко вскрывается ударом молотка). На универсале два задних ряда сидений легко трансформировались в багажное отделение большого объёма с плоским полом. Прочность, а значит и долговечность кузова существенно возросла за счёт более прочных элементов несущей конструкции, приварных задних крыльев, брызговиков крыльев, щитков радиатора, верхней панели и т. д., которые все вместе образовывали прочную сварную конструкцию.

В 1966 году появились первые ходовые прототипы, названные М-24 (предыдущая модель завода - ГАЗ-М-23 на базе ГАЗ-М-21), прототипы собирались в двух вариантах оформления передка, двух- и четырёхфарном, в серию пошла, как известно, двухфарная машина. Особых отличий от первых серийных автомобилей прототипы не имели.

От идеи шестицилиндрового двигателя, как и от штатной установки автоматической коробки передач, пришлось отказаться, в серию машина пошла с двумя вариантами двигателя - 2,5-литровым I4 и МКПП-4 или 5,5-литровым V8 и АКПП-3. Однако параллельно с серийным выпуском модели заводом строились немногочисленные опытные экземпляры с импортными шестицилиндровыми двигателями, как рядными, так и V-образными.

Различные дизельные двигатели (преимущественно Peugeot-Indenor, иногда Mercedes) устанавливались на небольших сериях экспортных автомобилей как самим ГАЗ-ом, так и иностранными фирмами - дилерами завода, существовали как четырёх- так и шестицилиндровые варианты.

В 1967 году Автоэкспортом несколько преждевременно было объявлено о начале производства нового советского автомобиля. Массовое производство началось несколькими годами позже.

Постановка в производство
В 1968 году была собрана по обходной технологии опытная партия в 32 машины, в следующем году собрали ещё 215 машин, в конце года запустили конвейер. 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 прекратили; единственной моделью, выпускаемой с этого времени стал ГАЗ-24.

Периодизация выпуска :
На протяжении своего выпуска «Волга» ГАЗ-24 существенно модернизировалась два раза - в 1976-1978 и 1985-1987 годах. По вносимым в конструкцию изменениям выпуск ГАЗ-24 можно условно разделить на три части согласно вносимым заводом существенным изменениям во внешний вид и конструкцию. Данное деление носит условный характер и заводом не использовалось.

«Первая серия»
ГАЗ-24 выпуска 1968-1977 годов условно можно выделить как первое поколение, или, согласно терминологии, общепринятой применительно к «Победе» и ГАЗ-21 - первую серию ГАЗ-24.
Отличительные особенности всех автомобилей «первой серии» - бампера без клыков, но с хромированными боковинами таблички номерного знака под передним бампером, отдельные от задних фонарей катафоты на задней панели кузова, панель приборов с обтянутой чёрным кожзаменителем верхней частью и окрашенной под цвет кузова нижней, чёрные со вставками под слоновую кость рукоятки на панели приборов, отделочные панели дверей с вертикальным рисунком, переднее сидение диванного типа из трёх частей с независимой регулировкой и центральным подлокотником.
Автомобиль постоянно подвергался незначительным усовершенствованиям. В частности, до 1975 года: удалили из конструкции системы охлаждения двигателя автоматическую муфту включения вентилятора, показавшую ненадёжность своей работы; изменили форму внешнего зеркала заднего вида; установили новый, более удобный и надёжный замок багажника; стали устанавливать новые рессоры с параболическим профилем листов; замок зажигания унифицировали с автомобилями ВАЗ; спидометр оригинальной конструкции (ленточный) заменили на традиционный стрелочный, более долговечный; на задние стойки крыши установили стояночные огни, зажигающиеся при выходе пассажиров и т. д.

«Вторая серия»
На протяжении 1976-78 годов последовала первая серьёзная модернизация ГАЗ-24, что можно считать началом выпуска второго поколения, или второй серии ГАЗ-24.

В эти годы машина получила «клыки» на бамперах, противотуманные фары на переднем бампере, задние фонари со встроенными катафотами, салон с изменённым оформлением, в котором практически все металлические детали для безопасности были закрыты мягкими пластиковыми накладками, отделочные панели дверей с горизонтальным рисунком, статические ремни безопасности спереди и сзади (что потребовало удаления подлокотника из конструкции переднего сидения), новую обивку сидений; имелись и другие, более мелкие изменения.
В таком виде машина выпускалась до 1985 года с минимумом модернизаций.

«Третья серия» (ГАЗ-24-10)
В середине 1980-х годов машина снова была подвергнута модернизации, на этот раз - более существенной и радикальной. Результатом этого стала модель ГАЗ-24-10, которую можно назвать третьим поколением, или третьей серией ГАЗ-24.
Внедрение модернизированных узлов и в этот раз происходило постепенно - от пластиковой решётки радиатора, появившейся на экспортных автомобилях в конце 1970-х годов, до окончания обновления универсала, произошедшего в 1987 году. В 1985 году выпускали «переходный» вариант седана, совмещавший в различных пропорциях черты ГАЗ-24 и 24-10 и получившие неофициальное обозначение ГАЗ-24М.
Ранее, в 1982 году, в серию был запущен автомобиль ГАЗ-3102 для обслуживания государственных учреждений (находился в разработке с 1976 года), использующий серьёзно переработанные кузов, двигатель, трансмиссию и подвески ГАЗ-24 - он стал родоначальником семейства автомобилей «Волга», находившегося на конвейере до недавнего времени.
ГАЗ-24-10 выпускался до 1992 года, после чего был заменён в производственной программе на ГАЗ-31029, по сути, представлявший собой агрегаты ГАЗ-24-10 в обновлённом кузове на основе кузова модели ГАЗ-3102.

Модификации :
ГАЗ-24-01 , выпускавшаяся с 1970-1971 года для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарём зелёного цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку; вместо приёмника - таксометр.
ГАЗ-24-02 , выпускавшаяся серийно в 1972-1986 годах с пятидверным кузовом типа универсал.
ГАЗ-24-03 , санитарный на базе ГАЗ-24-02
ГАЗ-24-04 , с пятидверным кузовом универсал для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарём зелёного цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку; вместо приёмника - таксометр на базе ГАЗ-24-02
ГАЗ-24-07 , выпускавшаяся в 1977-1985 годах для работы в такси, оснащалась газобаллонной установкой.
ГАЗ-24-24 , версия для спецслужб, т. н. «догонялка» или «машина сопровождения», оснащалась модифицированной силовой установкой от ГАЗ-13 «Чайка» - двигателем ЗМЗ-2424, V8, 5,53 л, 195 л. с. и трёхступенчатой автоматической коробкой передач, а также гидроусилителем рулевого управления. Имела усиленные кузов и ходовую часть. Максимальная скорость - до 170 км/ч. (По другим данным - более 200 км/ч)
ГАЗ-24-54 , праворульная экспортная модификация (выпущено менее 1000 экземпляров).
ГАЗ-24-76 и 24-77 , машинокомплекты седана и универсала, соответственно, для Бельгии под комплектацию фирмой Scaldia-Volga дизелем Peugeot Indenor.
ГАЗ-24-95 - опытная полноприводная модификация, созданная с использованием агрегатов ГАЗ-69, характерная особенность конструкции - отсутствие рамы. В начале 1974 года выпущено 5 штук, один экземпляр обслуживал Л. И. Брежнева в охотничьем угодии Завидово; вторая некоторое время оставалась в ОКБ ГАЗ. Остальные машины были распределены по ведомствам в Горьком и области - в обком партии, военным, в милицию; до сегодняшнего дня сохранились две машины - завидовская и обкомовская.

Всего до 1992 года был выпущен 1 481 561 экземпляр ГАЗ-24 всех модификаций; это была самая массовая легковая модель в истории завода.

Технические характеристики автомобиля ГАЗ-24 и его модификаций

Автомобиль ГАЗ-24 – легковой, среднего класса, с цельнометаллическим закрытым кузовом седан с количеством мест 5-6. Шестое место образуется с помощью откидного подлокотника и мягкого вкладыша между передними сидениями и рассчитано на кратковременные поездки. Предназначен для движения по дорогам с твердым покрытием.

Автомобиль такси ГАЗ-24-01 отличается от ГАЗ-24 установкой двигателя модели ЗМЗ-24-01 с пониженной степенью сжатия для работы на бензине А-76.

Автомобиль ГАЗ-24-02 с кузовом «универсал». Предназначен для перевозки людей и мелких грузов. Кузов автомобиля может быть оборудован тремя рядами сидений. В связи с увеличенной нагрузкой автомобиль имеет усиленные шины и задние рессоры.

Автомобиль ГАЗ-24-03 с кузовом «универсал» специально оборудован для перевозки больных и выезда бригады для оказания срочной медицинской помощи. Автомобиль оборудован дополнительным отопителем салона, спецсигналом , и фонарем с обозначением красного креста.

Автомобиль ГАЗ-24-04 с кузовом «универсал» аналогичен автомобилю ГАЗ-24-02, но оборудован в качестве автомобиля такси.

Автомобиль ГАЗ-24-07 отличается от ГАЗ-24 наличием газобаллонного оборудования для использования в качестве топлива сжиженной бутано-пропановой смеси и предназначен для использования в качестве автомобиля-такси для крупных городов.

Параметры

Автомобиль «Волга»

ГАЗ-24 ГАЗ-2401 ГАЗ-2402 ГАЗ-2403 ГАЗ-2404 ГАЗ-2407
Кузов

Цельнометаллический, несущий

Тип кузова

универсал

5 чел. + 50 кг багажа

5 чел. + 140 кг багажа

2 чел. + 400 кг багажа

4 чел. + 1 чел на носилках

5 чел. + 140 кг багажа

2 чел. + 400 кг багажа

Масса снаряженного автомобиля, кг
Полная масса автомобиля, кг
Распределение полной массы по осям, кгс
- передняя ось
- задняя ось
Колея передних колес, мм
Колея задних колес, мм
Дорожний просвет под нагрузкой,мм
- под поперечиной передней подвески
- под картером заднего моста
Наименьший радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м
Максимальная скорость, км/ч
Контрольный расход топлива при скорости 80 км/ч, л/10км
Средний расход, л/100 км
Модели двигателя
Тип двигателя

Карбюраторный, четырехцилиндровый, четырехтактный

Диаметр цилиндра и ход поршня
Рабочий объем, см.куб.
Степень сжатия
Мощность,кВт(л.с.)при 4500 об/мин
Крутящий момент,Н*м(кгс*м) при 2400 об/мин
Топливо
Удельный расход топлива г/кВт,ч(г/л.с.ч)*Расход газа куб.м /кВт,ч(куб.м/л.с.ч)

Трансмиссия

Сцепление

Однодисковое, сухое

Привод сцепления

Гидравлический, не требующий регулировки в эксплуатации

Коробка передач

Механическая, четырехступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода

Передаточные числа передч

1-я передача-3,5; 2-я передача -2,26; 3-я передача -1,45;4-я передача -1,0; задний ход-3,51

Карданная передача

Открытая, одним валом

Главная передача

Гипоидная, передаточное число 4,1

Масса заднего моста, кг

Ходовая часть

Передняя подвеска

Независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами

Масса передней подвески, кг
Задняя подвеска

Рессорная

Амортизаторы

Гидравлические, телескопические, двухстороннего действия

Колеса

Штампованные дисковые

Шины

Камерные или безкамерные. Размер 7,35-14 (185R14)

Рулевое управление

Рулевой механизм

Глобоидный червяк с трехгребневым роликом. Передаточное число 19,1

Рулевой вал

С противоугонным устройством и травмобезопасной муфтой

Тормозная система

Рабочая тормозная система

Барабанная на всех четырех колесах, с гидравлическим приводом, усилителем, разделитилем и сигнализатором об отказе одного из контуров

Стояночная тормозная система

С механическим приводом на тормозные механизмы задних колес

Электрооборудование

Напряжение в сети, В

12. «-» соединен с массой

Генератор

Г250-Н1 или Г259 переменного тока с встроенным выпрямителем

Прерыватель распределитель зажигания
Свечи зажигания

Для двигателя 24Д-А17В(А7,5-БС) с длинной резьбы 12мм, для двигателя 2401-А11(А11-БС)

Аккумуляторная батарея
Регулятор напряжения

РР350, бесконтактный, транзисторный

Стартер
Катушка зажигания
Звуковые сигналы
Стеклоочиститель
Стеклоомыватель

С электрическим приводом

Радиоприемник

Заправочные емкости

Емкость

Оббьем, л

Топливный бак
Газовый баллон (для ГАЗ-24-07)
- полезная вместимость
- полная вместимость
Система охлаждения двигателя
Система смазки двигателя
Воздушный фильтр карбюратора
Картер коробки передач
Картер заднего моста (сухой)
Картер рулевого механизма
Передние амортизаторы (каждый)
Задние амортизаторы (каждый)
Система гидравлического привода тормозов
Система гидравлического привода выключения сцепления
Бачок стеклоомывателя

Регулировочные данные

Зазор между коромыслами и клапанами на холодном двигателе при 15-20ºС, кроме первого и восьмого клапанов

0,35- 0,40 мм

Зазор у первого и восьмого клапанов

0,30- 0,35 мм

Давление масла (для контроля, регулировке не подлежит) при скорости 50 км/ч

4 кгс/кв.см

Прогиб каждого ремня вентилятора при нажатии с усилием 4 кгс
Зазор между электродами свечей
Зазор в прерывателе

0,35- 0,45 мм

Нормальная температура воды в системе охлаждения двигателя
Частота вращения холостого хода
Свободный ход педали сцепления
Уровень жидкости в главном цилиндре тормозов от верхней кромки резервуара
Уровень жидкости в главном цилиндре сцепления от верхней кромки резервуара
Давление в шинах передних и задних колес автомобилей ГАЗ-24, ГАЗ-24-01 и ГАЗ-24-03:
Нормальное

1,7-1,8 кгс/кв.см

При эксплуатации на повышенной скорости (на загородных шоссе)

1,9-2,0 кгс/кв.см

Давление в шинах передних колес автомобиля ГАЗ-24-02 и ГАЗ 24-04

1,8-1,9 кгс/кв.см

Давление в шинах задних колес автомобиля ГАЗ-24-02 и ГАЗ-24-04:
При эксплуатации с неполной нагрузкой (2-5 человек)

2 кгс/кв.см

При полной нагрузке

2,5 кгс/кв.см

Масса агрегатов, кг

Двигатель с оборудованием и сцеплением
Коробка передач
Карданная передача
Передняя подвеска
Задний мост (без рессор)
Кузов в сборе (с оборудованием, сиденьями и обивкой)
Колесо с шиной
Радиатор


Поделиться