Экологические стандарты евро. Экологические стандарты евро Как развивался стандарт Euro

АвтоВАЗ резко снизил цены на свои машины в Европе. По сообщению немецкого издания AutoBild, универсал Lada Kalina в Германии теперь можно купить за 6 950 евро вместо прежних 9 490 евро. Причина заключается в скором введении экологических требований Евро-6, которым модели из Тольятти не соответствуют. Дилеры намерены поскорее распродать остатки, чтобы начать реализацию обновленных машин, поставки которых начнутся с 1 мая. Как ранее сообщил президент АвтоВАЗа Бу Андерссон в эфире телеканала «РБК-ТВ», вскоре Lada будут удовлетворять всем новым европейским требованиям, включая обязательное оснащение машин датчиками давления в шинах, заправку систем кондиционирования иным типом фреона и выполнение требований стандарта Евро-6. Последний пункт вызывает в последнее время все больше вопросов.

Когда и где начнет действовать Евро-6

Изначально нормы Евро-6 должны были вступить в силу еще 31 декабря 2013 года, но еврокомиссия из-за неготовности производителей сдвинула срок на 1 сентября 2015 года. Именно с этого момента на территории стран Евросоюза нельзя будет выпускать и продавать автомобили, сертифицированные на нормы ниже Евро-6.

Действие стандарта распространяется на все 28 стран Евросоюза, а также на особые территории, находящиеся вне Европы, но принадлежащие членам ЕС.

Что изменится



Как и прежние стандарты, нормы Евро-6 регламентируют количество вредных веществ в выхлопных газах: оксид азота (NOx), угарный газ (CO), углеводороды (THC и NMHC) и твердые примеси в атмосфере (PM). Побочным эффектом мероприятий по снижению выбросов является снижение диоксида углерода CO2 и расхода топлива. Однако впервые в регламенте прописан и параметр, который в Европе давно является одним из ключевых в таблице технических характеристик автомобиля. Речь о среднем количестве выбрасываемого углекислого газа. Согласно нормам Евро-6, легковой автомобиль не должен выпускать более 130 г. CO2 на 1 км пути.

Евро-6 вводит серьезные ограничения для дизельных двигателей на выбросы оксида азота (NOx), который оказывает негативное влияние на здоровье людей. Если прежде основной ущерб для окружающей среды чиновники Евросоюза видели в оксиде углерода (CO) и совершенствовали в основном бензиновые моторы (уровень CO у дизелей изначально невелик), то теперь обратили внимание на очень высокий уровень NOx, бороться с которым на дизелях очень сложно. Уровень NOx для них снизили со 180 мг/км сразу до 80 мг/км, при этом требование для бензиновых моторов (60 мг/км) осталось прежним.

Как обеспечить Евро-6



Для соответствия нормам Евро-6 бензиновые моторы не требуют серьезных переделок. Большая часть нормативов для них совпадает с требованиями Евро-5, остальные можно решить перенастройкой электроники управления двигателем. С дизелями сложнее – чтобы обеспечить снижение уровня оксида азота, требуется применять сложные схемы рециркуляции выхлопных и систему впрыска так называемой мочевины, которую продают под коммерческим названием AdBlue. Этот состав заправляется в отдельный бак автомобиля и подается в систему нейтрализации выхлопных газов, помогая эффективно дожигать оксид азота. AdBlue требует места, стоит недешево и замерзает при темепературах ниже –11 градусов, что неприемлемо для стран с холодным климатом. Некоторые производители научились обходиться без мочевины, используя только рециркуляцию, но такая система получается слишком сложной и дорогой.

Что такое мочевина



Мочевина или диамид угольной кислоты – химическое соединение, являющееся конечным продуктом метаболизма белка у млекопитающих. В промышленности используется продукт, синтезированный из аммиака и углекислого газа. Искусственная мочевина широко применяется в сельском хозяйстве в качестве удобрения, а также в промышленности. Например, из нее синтезируют смолы для изготовления древесно-волокнистых плит в мебельном производстве. Наконец, мочевина применяется для очистки промышленных выхлопов предприятий, тепловых электростанций, котельных и мусоросжигательных заводов. Объемы ежегодного производства мочевины во всем мире достигают 100 млн тонн. Автомобили используют состав под названием AdBlue – непахучий раствор мочевины.

Станут ли машины дороже

По расчетам компании Bosch, выпускающей топливную аппаратуру, автомобили, соответствующие стандарту Евро-6, находятся приблизительно в том же ценовом диапазоне, что и аналогичные модели стандарта Евро-5. Однако это касается в большей мере бензиновых автомобилей. Дизельные, как правило, требуют дооснащения дополнительными узлами, что неизменно повышает их стоимость. Если автомобили массой не более 1700 кг могут обойтись сравнительно одним только накопительным нейтрализатором оксидов азота, то для более тяжелых машин требуется сложная система нейтрализации с использованием жидкости AdBlue.

Придет ли конец дизелям



Дизельные моторы в Европе уже перестали считаться чистыми и вызывают все больше недовольства у экологов. Чиновники, в свою очередь, пытаются надавить на владельцев дизельных автомобилей и говорят о введении для них повышенных сборов. Например, мэр Лондона Борис Джонсон заявил о создании особо чистой зоны города к 2020 году, за въезд в которую владельцы дизельных автомобилей должны будут платить по 10 фунтов. Во Франции, где подавляющее большинство автомобилей оснащено дизельным мотором, уже в этом году будут повышены пошлины на солярку и расширены льготы для тех, кто захочет сменить дизельные автомобили на более чистые. Таковыми чиновники считают гибриды и электрокары, обещая субсидии в размере 10 тыс. евро.

Введение Евро-6 могло бы продлить жизнь дизельных моторов, но усложнение конструкции автомобилей и рост эксплуатационных затрат может сам по себе привести к отказу от их использования. Например, обновленный Opel Insignia с переработанным мотором 2,0 CDTi мощностью 170 л. с. уже требует заправки AdBlue. А руководитель марки Skoda в России Любомир Найман в беседе с корреспондентом сайт предположил, что эре дизелей приходит конец, поскольку никто из водителей легковых машин не захочет связываться с дополнительными неудобствами, связанными с использованием AdBlue. Не исключено, что в перспективе дизельными останутся только большие грузовики.

Когда Евро-6 станет обязательной в России



В соответствии с Техническим регламентом № 609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» с 1 января 2014 года на территории России действует стандарт Евро-5. Однако из-за того, что в стране по-прежнему не везде можно найти высококачественное топливо, пригодное для современных двигателей, жители сельской местности отказывались от покупки машин с Евро-5. А Минпромторг, в свою очередь, временно приостановил действие регламента. Фактически переход на Евро-5 в России произошел 1 января 2015 года, когда вступит в силу технический регламент Таможенного союза № 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Сроки введения Евро-6 на территории нашей страны пока не регламентированы, но некоторые местные автопроизводители утверждают, что уже готовы к ужесточению экологических требований. АвтоВАЗ уже к лету намерен адаптировать под Евро-6 Kalina и внедорожник 4х4 для поставок в Европу. А «Группа ГАЗ» еще в 2010 году на Международном автотранспортном форуме представила автобусы, соответствующие стандартам Евро-6.

Историческая справка: Первый экологический стандарт Евро-1 был принят в Евросоюзе в 1992 году и начал действовать с 1993 года. Этот стандарт регулировал содержание CO, СН и NO в выхлопах и распространялся на все транспортные средства, включая спецтехнику, которые ввозятся, производятся или продаются на территории Евросоюза. Требования к выбросам CO и NO для бензиновых и дизельных моторов не отличались, однако для дизелей регламентировались еще и объемы выброса твердых частиц.

Евро-2, введенный в 1995 году, ужесточал нормы выброса CO почти втрое. В Россию они пришли лишь десять лет спустя – до этого момента в стране не было ни качественного топлива, ни современных систем впрыска топлива, без которых выполнить Евро-2 было невозможно.

Принятые Евросоюзом в 1999 году нормы Евро-3 регламентировали снижение уровня выбросов еще на 30-40%, а для бензиновых двигателей появилась норма на количество углеводородов в выхлопе. В России эти стандарты заработали с 1 января 2008 года.

Нормы Евро-4 заработали в Евросоюзе в 2005 году, сделав выхлопы чище еще на 65-70%. Россия приняла на себя эти требования 1 января 2013 года с оговоркой о возможности поставок грузовых шасси и базовых транспортных средств, выпущенных до 31 декабря 2012 года, с сертификатами Евро-3.

В 2009 году Евросоюз ввел в действие стандарт Евро-5, который существенно сократил количество взвешенных частиц в выхлопе дизельных двигателей и ввел нормы на летучие органические вещества у бензиновых. С начала девяностых годов прошлого века объемы выбросов твердых частиц дизельными двигателями сократились на 99%, а количество оксида азота уменьшилось на 98%.


Иван Ананьев
Фото: Russian Look / Fotobank.ru

Вас неправильно информировали. Зеленая наклейка с четверкой вовсе не означает что у машины евро 4. Такую наклейку может получить бензиновый авто с евро 2. Эта цифра на наклейке означает класс авто по количеству загрязняющих веществ.

Нажмите, чтобы раскрыть...

а что же тогда означает евро4 у машины? это же и есть класс авто по количеству загрязняющих веществ.
в германии несколько параллельных классов?

Нажмите, чтобы раскрыть...

проблема будет, кмк, в россии с адблю, ее наличием в качественном виде и ее способностью замерзать на морозе.

Действительно, карбамид или мочевина – это распространенное удобрение, используемое в сельском хозяйстве. Но Adblue – это специально созданный продукт для использования в катализаторах SCR. Он производится из мочевины высокой степени отчистки и деминерализованной воды. Большинство предприятий, производящих удобрения, не пригодны для производства AdBlue, технология производства Adblue и мочевины для удобрений отличается. Необходимо изменить процесс производства и довести его до требуемого уровня. Это инвестиции и немалые. Само предприятие должно соответствовать международному стандарту качества производства ISO 9001. Для определения качества AdBlue создан специальный стандарт DIN 70070 и ISO 22241-1. Качество жидкости влияет на долговечность катализатора. Так что кустарные эксперименты неизбежно приведут к выходу из строя системы SCR или самого двигателя.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Система очень неудобна в условиях России, потому что жидкость замерзает при температуре –11,5 градусов С?

Во-первых, системы SCR оснащена подогревом, и пока двигатель работает, мочевина не замерзнет.
Во-вторых, еще на этапе принятия принципиального решения об использовании систем SCR в 2003–2004 годах проводились арктические испытания на севере Финляндии и Швеции в условиях 35-градусного мороза. Результаты показали, что бак с AdBlue полностью замерзает только через 2 дня. При этом после запуска двигателя он оттаивает полностью через 2 часа, но жидкость в количестве, необходимом для работы системы, доступна уже через 15 минут. Кстати, при замерзании AdBlue своих свойств не теряет, и оттаивающая жидкость с первой капли имеет те же свойства, что и нормальный раствор.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Срок хранения жидкости слишком мал?

Вопрос, с чем сравнивать. По официальной версии на сегодня гарантированный срок хранения жидкости – 1 год. Но уже сейчас участниками рынка обсуждается вопрос об увеличении этого срока до 15–18 месяцев. Испытания, проведенные производителями, показывают, что при соблюдении температурного режима от –5 до +25 градусов жидкость может храниться до 2-х лет. Такой срок хранения более чем достаточен. Учтите, что хотя жидкость может замерзать без потери свойств, допускать этого не следует, так как это сокращает срок хранения. При температурах выше +40 срок хранения AdBlue резко уменьшается.

Экологический стандарт Евро 6 введён в странах Евросоюза в сентябре 2015 года. Он предусматривает в основном снижение вредных веществ в выхлопах автомобилей. Внедрение его положений в повседневную практику потребовало модернизации выхлопных систем автомобилей и некоторых изменений состава горючих смесей.

В отношении бензиновых двигателей нормы Евро 6 практически не отличаются от аналогичных для стандарта Евро 5. Поэтому изменений качественного состава бензина не произошло, а в машинах, его потребляющих, были проведены несложные перенастройки электронных блоков.

Особенности дизтоплива Евро 6


Характеристики дизельного топлива Евро 6 также не изменились по сравнению с Евро 5, поэтому эксперты считают, что действие нового стандарта направлено в основном на доработку автомобилей, конкретно - на очистку выхлопных газов от вредных выбросов.

Данных об изменении дизельного топлива, изготавливаемого в ЕС под требования Евро 6, не найдено, кроме констатирующих дополнительное снижение содержания серы.

Основной упор в нормах Евро 6 сделан на снижение выбросов дизельных двигателей автомобилей: окислов азота Nox со 180 мг/км (Евро 5) до 80 мг/км, углекислого газа - до 130 г/км. Стандарт сокращает также нормативное содержание в выхлопных газах углеводородов НС - с 0,46 до 0,13 г/кВт.ч, окислов азота Nox – c 2,0 до 0,4 г/кВт.ч, твёрдых частиц - с 0,02 до 0,01 г/кВт.ч.

Ведущие экологические организации утверждают, что окислы азота на порядок вреднее угарного газа. При взаимодействии с остаточными углеводородами они образуют токсичные и канцерогенные соединения, способствуют выпадению кислотных дождей и образованию фотохимического смога.

Самое главное в стандарте Евро 6


Основной информацией относительно внедрения нового стандарта Евро 6 являются сообщения о доработке под него дизельных двигателей. В обновлённых ДВС выбросы от сжигания топлива эффективно нейтрализуются с помощью дополнительных химических веществ и катализаторов, в результате образуются безвредные газы и вода.

Крупнейшие европейские производители дизельных грузовиков и автобусов добились отсрочки внедрения стандарта Евро 6 с 31.12.2013 до 1.09.2015. За это время были проведены существенные модернизации выпускаемых двигателей и автомобилей. Основу усовершенствований составили новые схемы рециркуляции выхлопных газов EGR, системы селективной каталитической нейтрализации SCR, разработка более качественных сажевых фильтров. На эти доработки каждой группой автопроизводителей затрачены огромные средства - от 0,3 до 2,0 млрд. евро.

В России стандарта, соответствующего Евро 6, пока нет. Соответственно нет и сроков внедрения этого норматива. В стране с января 2016 года действуют нормы стандарта Евро 5. Автопроизводители и работники НПЗ пока лишь намечают перестройки производств под внедрение нового стандарта.

Специалисты считают, что внедрение стандарта Евро 6 в России потребует значительных изменений как в конструкциях дизельных двигателей, так и в производстве дизельного топлива.

Что бы кто ни говорил, но крупнейшие российские нефтяные компании, как правило, осознают свою экологическую ответственность. И без лишней помпы, но последовательно работают над снижением выброса вредных веществ в атмосферу.

И вот самое свежее тому доказательство - нефтяная компания «Роснефть» приступила к промышленному выпуску улучшенных высокооктановых бензинов марок АИ-95-K5 «Евро-6» и ATUM 95 «Евро-6». Эти бензины значительно превосходят по экологическим показателям и эксплуатационным свойствам все выпускаемое сейчас в России топливо класса «Евро-5». Заметим, что бензины «Евро-6» обладают повышенной моющей способностью, удаляя до 62% отложений в двигателе и предотвращая появление новых.

Напомним, что принятый в 2015 году экостандарт «Евро-6» близок к действующему экологическому стандарту EPA10 в США и японскому Post NLT. Согласно нормам «Евро-6», выбросы углекислого газа новыми легковыми автомобилями должны составлять менее 130 граммов на километр пути.

Способность промышленности выпускать высококачественные бензины можно смело считать маркером уровня развития экономики в частности и страны в целом, - считает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. - Ездить можно на каком угодно топливе. Но если мы говорим о стране XXI века, о промышленно развитой стране, то качество топлива должно быть соответствующим. Поэтому правильно, что «Роснефть» выпускает бензины «Евро-6» с улучшенными экологическими показателями. Нам нужно, чтобы экономика была качественной и умной. Так что это хорошая новость, - отмечает эксперт.

Между тем по результатам испытаний новых бензинов «Роснефти» «Евро-6» выяснилось, что при их использовании снижается содержание угарного газа в выхлопе (CO) на 9,5%, различных углеводородов - на 3,6% и оксидов азота - на 3,9%. Самое удивительное тут то, что в «повернутой» на экологичности транспорта Европе топливо с такими эксплуатационными и экологическими характеристиками до сих пор не производится, несмотря на три года действия требований «Евро-6»! Что особенно характерно, так это то, что вся рецептура и технология производства новых экологичных бензинов разработана специалистами корпоративного научного комплекса и ряда НПЗ «Роснефти». В свою очередь высокие характеристики бензинов «Евро-6» подтверждены заключением АО «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти». По результатам квалификационных испытаний эксперты ВНИИНП рекомендовали новое топливо к производству и применению на автомобильной технике.

По словам начальника отдела топлива Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти Михаила Ершова, бензин «Евро-6», который разработала «Роснефть», содержит ужесточенные нормы по ряду показателей. «По содержанию серы, по содержанию ароматических водородов, в том числе бензола канцерогенного, по содержанию олефиновых водородов и концентрации фактических смол в топливе. По всем ним нормы были ужесточены относительно экологического класса К-5, который сегодня является стандартом для всех выпускаемых бензинов. Для бензина «Евро-6» мы проводили моторно-стендовые испытания в сравнении со стандартным бензином экологического класса К-5 и в результате установили, что бензин «Евро-6» обладает улучшенными экологическими свойствами. То есть, в отработавших газах снижается концентрация вредных веществ оксидов углерода, оксидов азота и не сгоревших водородов. Также такой бензин обладает улучшенными эксплуатационными свойствами. При его работе снижается количество отложений в топливной системе автомобиля», - отмечает Михаил Ершов.

Между тем бензины АИ-95-K5 «Евро-6» и ATUM 95 «Евро-6» имеют и другие преимущества над прочими марками топлива, что подтвердила целая серия тестов, проведенная «Роснефтью». Так, заливка в бак бензина класса «Евро-6» приводит к снижению на 12,5% количества отложений на впускных клапанах и на 12,7% - отложений в камере сгорания мотора.

Одним словом, старт производства новых марок топлива стал дополнительным вкладом «Роснефти» в дело защиты окружающей среды. Использование нового экологичного вида бензинов снизит уровень загрязнения автомобилями воздуха, что особенно актуально в крупных городах. При этом компания планирует и в дальнейшем развивать свое производство высокотехнологичных видов топлива и нефтепродуктов в соответствии со своей стратегией развития до 2022 года.

Новейший стандарт экологической безопасности для автомобилей Евро-6 придет на смену действующему с 1 января 2018 года, - если, конечно, ничего не изменится на законодательном уровне. Что это значит для автомобилистов? Транспортные средства, которые имеют товарные коды согласно УКТ ВЭД 8701 20, 8702, 8703, 8704, 8705 (тягачи для полуприцепов, автобусы, легковые автомобили, грузовики, некоторые специальные ТС) при пропуске на таможенную территорию Украины и должны соответствовать действующему стандарту Евро. В этом году это еще , а с 1 января 2018 - Евро-6.

Будут ли выведены из эксплуатации автомобили без Евро-6?

Цепочка некомпетентных публикаций в СМИ стала причиной серьезной тревоги автовладельцев, посчитавших, что машины, не соответствующие стандарту Евро-6, придется утилизировать или как минимум поставить на прикол. На этот волнующий многих вопрос есть только один ответ: весь транспорт, который находится на территории Украины, уже растаможен и зарегистрирован в установленном порядке, можно будет эксплуатировать и далее без каких-либо ограничений . Введение Евро-6 распространится на импортные авто с пробегом, которые можно будет пригнать в Украину, и на новые автомобили, реализуемые в салонах. С 1.01.2018 все они должны будут соответствовать стандарту Евро-6.

Что изменит Евро-6 для желающих купить авто?

Для желающих пригнать б/у автомобиль, включительно с применением сниженных ставок акцизного сбора (согласно ), это значит, что с начала следующего года минимальный возраст пригоняемого авто составит не более 3 лет, - поскольку в Европейском Союзе эконормы Евро-6 введены в 2015 году. Все, что старше, станет «непроходным». За исключением - у них отсутствует двигатель внутреннего сгорания, а значит требования количества вредных выбросов в атмосферу к ним неприменимы. Гибридные же автомобили, оборудованные ДВС, в плане экологических требований приравниваются к обычным бензиновым или дизельным ТС.

Итак - если ничего не изменится, через несколько месяцев у украинцев, желающих приобрести автомобиль, будет на выбор три варианта. Первый - из салона, что не каждому по душе или же не по карману. Второй - , но при этом с сомнительным выигрышем по стоимости: цены на новые авто у нас и в ЕС схожи, соответственно, стоимость двух-трехлетних автомобилей не особенно отличаются от аналогичного показателя на местном рынке, а если добавить растаможку - в финале вся операция может утратить коммерческий смысл. Третий вариант - покупка из «энных» рук , находящегося не первый год в эксплуатации в Украине.

Что может изменится с введением или отменой экостандартов «Евро» в Украине?

Отменить «Евро»

Законопроект все требования «Евро» для б/у автомобилей, оставив их для лишь новых. В целом - идея небезосновательная: практически во всем ЕС нормы Евро касаются только производимых автозаводами и продаваемых в автосалонах новых автомобилей. Продавать, покупать, пригонять с других стран авто с пробегом фактически не запрещается.

Как регулирующий инструмент в отдельных странах могут применяться специальные, часто довольно высокие, ставки налогов на б/у автомобили, размер которых напрямую связан с количеством вредных веществ, производимых таким ТС. Тем не менее, недавно законопроект №5561 получил заключение от Главного научно-экспертного управления Верховной Рады. Интересно, что в документе присутствует немало фрагментов, позаимствованных из текста другого заключения - адресованного авторам , который мог легализовать эксплуатацию автомобилей на иностранной регистрации за «абонплату». Один из рисков, который увидели эксперты ГНЭУ в том и другом случае, заключается в том, что «…существует угроза превращения Украины в свалку б/у автомобилей ». Рано говорить, что документ №5561 обречен, но шансов быть вынесенным на голосование у него немного.

Вернуть для всех Евро-4

Еще один документ, нес менее радикальные задачи - «отодвинуть» эконормы до уровня Евро-4. Довольно компромиссное решение, которое могло бы устроить и производителей, и импортеров, и граждан. Тем не менее, заключение ГНЭУ к з/п №6238 очень похоже на текст к предыдущему документу, а на что похож текст заключения з/п №5561 — вам уже известно.

Основные риски, которые не позволяют экспертам ГНЭУ рекомендовать принятие этих документов в целом, - потенциальная возможность удара по рынку новых автомобилей, угроза экологической ситуации, риск превращения Украины в свалку старых автомобилей.

Отсрочить введение Евро-6 на 2 года

И это еще не все инициативы от нардепов: встречайте . В нем не предлагается ничего радикально отменять или изменять, а лишь введения Евро-6 на 2 года. В свое время, в ЕС стандарт Евро-6 был введен с опозданием на 2 года (в 2015 году вместо 2013-го). Производители не успевали, - да и не было острой необходимости поспешно переходить от Евро-5 к Евро-6.

Как вы уже догадались, этот законопроект также получил резюме от Главного научно-экспертного управления аппарата Верховной рады. Мы не станем цитировать основные тезисы этого заключения, поскольку суть их аналогична букве всех остальных заключений. Правда, у законопроекта №5624 шансы все же есть: он поддержан профильным комитетом ВР. Так что, пускай с замечаниями от ГНЭУ, но в сессионный зал он может быть вынесен.



Поделиться