Платные дороги франции карта. На автомобиле по Франции: необычные знаки на перекрестках, вежливые водители и много фоторадаров

Подготовка к путешествию

Путешествовали с друзьями по Франции. Прежде всего составили маршрут и начали резервировать отели на Букинге. Для визы нужно было факсовое подтверждение, электронное то французы не принимают. В итоге немного пришлось попариться, но зато визу дали на два месяца. Еще заранее купили карты, собрали все, что нужно, в машину - лампочки, знак аварийной остановки, жилет, алкотестер и тому подобное. Ну и, конечно, все взяли с собой паспорта с визами, водительские удостоверения, техпаспорт. Машина была на тот момент еще в кредите, так что пришлось в банке брать разрешение на вывоз авто. Оформили грин-карту.

Хочу предупредить водителей, что машина должны быть полностью исправна и без всяких дефектов типа трещин на стеклах и тому подобного плюс без тонировки. Иначе могут появиться проблемы.

Главная цель поездки, конечно, была - Париж. Остановки решили делать по минимуму.

Галопом по Европам

Маршрут был следующий: Москва - Брест - Домачево - Бяла Подляска - Варшава - Германия - Бельгия - Франция. Всего в одну сторону проехали 2900 км. Выехали рано утром, чтобы дорога была посвободнее. До Беларуси доехали быстро. Документы не проверили ни разу. Дороги в Беларуси, конечно, не слишком хорошие, но как раз ремонтировались в нескольких местах. У Минска перекусили. Потом доехали до Бреста, повернули на Домачево. Паспорта беларусы проверили оперативно, поляки в принципе тоже. И мы уже в Европе. От Домачева по практически свободной дороге добрались до Бяла Подляске. Там заночевали в отеле.

Особенно понравилось ехать по Германии. Дороги - слов нет, плюс скорость можно высокую развивать. Но я больше 120 практически нигде не ехал, даже там, где нет ограничений, а вот немцы просто летали мимо. Движение интенсивное, но трехполоски с ним справляются на ура. Даже ремонт практически не отражался на движении. Конечно, приходилось ехать помедленнее, но никаких пробок и в помине не было.

Добрались до Апелерна. Там зашли в Стейк-хаус перекусить и заночевали в «Бергхоф». Понравился очень - чисто, уютно, спокойно. Что еще желать на одну то ночь? Интернет был платный. Хорошо, что нам было все равно, так как с собой взяли туристическую симку Оранж. Остановили выбор на туристической карте, так как ехали через несколько стран, хотелось быть на связи, а покупать везде местные смысла, ясное дело, не было. Тариф позволял раздавать Интернет. И мы всей дружной компанией воспользовались этим, чтобы порадовать своими свежими фотками родственников, заодно еще раз прошлись по списку достопримечательностей. Ничего не хотелось пропустить. Тариф Go Europe позволял всего за 1 евро воспользоваться 100 Мб трафика. И главный плюс - платили только тогда, когда действительно пользовались картой.

Германию пролетели на одном дыхании. В Бельгии на дороге было ограничение - 120, но нас это не смутило. Мы и до этого особо не гнали. Так и добрались до желанной Франции. Там нас также встретили прекрасные дороги и солнечная погода. До Парижа ехали по платной дороге. За проезд заплатил картой. По мере приближения к Парижу движение становилось все более оживленным, да и в городе автомобилей очень много, да еще по обочинам море транспорта стоит. Помимо этого, на дорогах масса мотоциклов, скутеров и велосипедов. Машину решили оставить на платной парковки на все время пребывания в столице Франции. Уж больно не хотелось, чтобы какой-нибудь лихой велосипедист угодил под колеса. Как парижане по городу ездят вообще не представляю. Парковка обошлась почти в 100 евро за пять дней. До отеля добирались на такси. Про Париж можно целую отдельную статью написать. Город просто нереально красивый. Местами, конечно, грязновато. Очень много смуглокожих французов. Посетили наверно штук 15 музеев. Съездили в Диснейленд. Это было мечтой еще с детства. Вечерами ходили в ресторанчики, лакомились французскими деликатесами. Конечно, лягушачьи лапки
попробовали. Честно говоря, ничего сверхъестественного.

Когда уезжали, чуть не плакали. Жаль, что времени было мало. Решили приехать обязательно еще. Обратно по проторенной дороге добрались без эксцессов и даже быстрее, чем туда. Правда, в Польще пришлось постоять в пробке. В Варшаву решили не заезжать и проехали немного южнее. Советую через Польшу ехать ночью - спокойнее. Итак, проехали 5800км, потратив 800 литров бензина. Путешествие было по-настоящему классным. Конечно, во многом благодаря веселой компании, но и посмотреть успели много чего, что действительно порадовало. Сделали вывод, что самим ездить в тысячу раз интереснее, чем лететь или на автобусе с группой ехать. Мы все с правами были, так что время от времени менялись, так что особо никто и не устал.

Напоследок хочу поподробнее написать о некоторых нюансах, которые будут полезны тем, кто отправляется в самостоятельное путешествие.

Платные дороги и виньетки

В Европе много платных дорог и туннелей, за проезд по которым придется заплатить от 3 до 10 евро. В некоторых странах нужно приобретать наклейки - виньетки. Его легко купить на заправках. Эти наклейки говорят, что движение по платной дороге оплачено. Обязательно закрепите виньетку на лобовом стекле. В противном случае она не будет считаться действительной. На наклейках есть инструкции с иллюстрациями, которым нужно четко следовать, ведь в каждой стране они крепятся по-разному.

Еще хочу сказать, что ПДД нарушать не стоит. В Европе штрафы огромны, причем, даже для европейцев, а с теперешним курсом евро их можно назвать астрономическими.

Бензин

Топлива по дороге будет потрачено огромное количество. Цены на топливо периодически меняются, поэтому заранее ознакомьтесь с ценами по странам и рассчитайте сумму, которую нужно отложить на бензин.

Парковка во Франции

Парковаться во Франции больше суток в одном месте запрещена. Для длительной парковки есть стоянки, парковка на которых оплачивается посредством особой карты, которую можно приобрести в киосках «Табак». Сложнее всего, припарковаться в столице. Бронируется парковка на Parkings de Paris. За нарушение правил парковки - штраф в 17 евро.

ПДД Франции

Для автомобилей во Франции наложено ограничение скорости в населенке – 50 км/ч, на дорогах - 110 км/ч, а на автомагистралях – 130 км/ч. Если на улице влажно, то нельзя ездить быстрее 80 км/ч вне населенных пунктов, 100 км/ч – на дорогах и на автомагистралях – 110 км/ч. Минимальная скорость, которую можно развивать на автомагистрали составляет 80 км/ч. При плохой видимости ехать быстрее 50 км/ч нельзя. С шипованными шинами - максимальная скорость составляет 90 км/ч.

Во время поездки заметили, что во Франции очень много радаров, а знаков предупреждающих о том, что поблизости камера нет. В сети информацию о камерах также не отыскать даже при большом желании. Так что - не нарушайте.

В принципе во Франции можно вести машину, выпив немного алкоголя. Допускается - 0.5 % алкоголя в крови. Дальше уже штрафы от 135 до 10 000 евро, а могут и права отобрать, а то и в тюрьму посадить. Мы с алкоголем в поездке не экспериментировали - максимум бокальчик пива на сон грядущий. Кстати, для водителей без стажа (до 2-х лет) порог ниже - 0,2 %.

Фары ближнего света обязательно включать и днем, если видимость плохая и при проезде сквозь туннели. Да и вообще французы рекомендуют использовать ближний свет всегда. Если поймают ночью без ближнего оштрафуют на € 135.

Детей возить только в специальных креслах или с ремнями безопасности. До 10 лет на переднем сидении сидеть нельзя. Если ребенок сидит спереди подушку безопасности нужно отключить. Дети до 13 килограмм должны находиться в машине спиной по направлению движения. При обнаружении любого нарушения - штраф - € 135.

Все пассажиры должны быть пристегнуты. Иначе - € 135 как с куста.

По телефону трещать нельзя, если, конечно, нет специальной гарнитуры. Штраф - € 135. Кроме того, при вождении нельзя слушать музыку в наушниках.

Тонированным машинам во Франции находиться запрещается. Допускается только 10-сантиметровая полоса на лобовом. Если есть 2 боковых зеркала, могут быть затонированы задние стекла. Передние стекла должны пропускать 70% света как минимум.

Штрафы

Штрафы взимаются на месте, после чего выдается квитанция. За превышение скорости придется заплатить от 68 до 1500 евро, причем, если вовремя не заплатить штраф вырастет. 35 евро придется заплатить, если не включить поворотник или ехать по чрезвычайной полосе. За пересечение сплошной, проезд на запрещенный сигнал светофора и нарушение правил обгона – 135 евро. Ту же сумму с вас взыщут, если плохо видно номерные знаки, нарушено безопасное состояние между автомобилями или вы движетесь во встречном направлении. И это еще далеко не полный список штрафов.

Радар-декторы во Франции вне закона. Если обнаружат, что вы используете такой прибор, оштрафуют на 1500 евро, а устройство заберут. Функцию обнаружения камер на навигационном оборудовании также придется отключить.

В заключении приведу номера, которые могут понадобиться во Франции. Это экстренный номер – 112, Скорая – 15, Полиция – 17, Пожарные – 18.

Так сложилась жизнь, что живу я сейчас на западе Германии. Грех было не воспользоваться возможностью оценить европейские дороги и что это такое - автопутешествие по-европейски. Несмотря на то, что практически в любую точку Европы можно дешево и быстро долететь на самолете (с бюджетными Ryanair или Wizzair), было решено ехать куда-нибудь на авто с самого начала. Куда? Главное, чтобы далеко, море и тепло, многие знакомые хорошо отзывались о Барселоне - держим путь в Испанию! Туда - 1360 километров бескрайнмх платных автобанов, обратно - 1500 километров проселочных европейских дорог... Поехали!

Часть 0. Аренда авто.

Наши (я, @lit-katya и ещё 2 человека) критерии при поиске авто были следующими:
1. Размер - гольф-класс
2. Только механическая КПП
3. Желательно дизель
4. Минимальная доплата за второго водителя и за полное каско
5. Неограниченный пробег

На сайтах прокатных контор (Avis, Hertz, Europcar, Sixt) вариантов было много, но после того, как лично зашли во все офисы, выяснилось, что только в Avis есть безлимитное авто на эти даты, причем с самой маленькой доплатой за второго водителя. Аренда обошлась в 300 евро за 5 дней, позже добавили по 7 евро в день за навигатор (очень не зря).
То, что в других конторах в этот момент не было безлимитных авто, ничего не значит - летом брали в Hertz"е, поэтому всё надо спрашивать.

Часть 1. Подготовка.
Часть 1.1. Жильё
Для поиска жилья первый раз попробовал сайт airbnb, на котором можно относительно недорого найти квартиру (решили, что это будет лучше, чем отель). На сайте полное описание квартиры, фотографии, отзывы. Предложений было очень много и самых разных, выбирали недалеко от центра и подешевле. Итого: 2 комнаты наши в трехкомнатной квартире в центре Барселоны за 187 евро на четверых на три дня (сайт берет плату 23 евро). Единственная особенность оплаты на этом сайте - платить только картой (Visa, Mastercard) или PayPal. Я этого не знал и привык к системе, по которой работает например booking.com - карточка нужна для брони, расплата наличными при выезде. На карточке было 70 евро (и возможности положить на неё денег не было - карта российская), и за 4 дня до поездки пришло уведомление о неудачной попытке снять деньги с карты... Карты Visa с необходимой суммой ни у кого не было, поэтому я начал спешно открывать Paypal аккаунт и привязывать его к банковскому счету в немецком банке. Так как были выходные, мне долго не приходили деньги и с airbnb уже пришло гневное письмо, что если до конца дня не будет денег, бронь отменяется. Вторник - денег нет, в среду утром - выезд. Написал им письмо, попросил подождать один день и не отменять бронь, в итоге в 4 утра перед выездом перевел им деньги с PayPal и всё сработало.

Часть 1.2. Дорога

Здесь всё стандартно - посмотрели, как Google Maps проложил кратчайший маршрут, сверил с viamichelin.com:
Бонн, Триер, Люксембург, Дижон, Лион, Барселона. Последний сайт имеет ещё и удобную функцию расчета стоимости (бензин + платные дороги) и расчет времени. К слову сказать, получилось ровно столько, сколько он и показал. А вот с платными дорогами я лопухнулся - я не обратил внимание на сайте на 85 евро за платные дороги (toll roads), а сам был уверен, что плата чисто символическая и платных участков будет мало...

Часть 1.3. Дареному коню в зубы не смотрят.
Я думал, что скорее всего нам дадут Фокус или Гольф, коих тут тысячи на улицах, в крайнем случае Астру. Но нам сразу сказали, что дизель не получилось найти, поэтому бензин. Надежды сэкономить на топливе погибли окончательно, когда мы увидели на улице ослепительно белый Seat Leon в "спортивном" исполнении FR.


Двигатель 1.4 TSI 140 кобыл, 6-ступеначатая коробка, колеса 225\45\17, заниженная крыша сзади, небольшой багажник и прочие атрибуты "зажигалки". Пробег - 2000 километров, так что мы были одни из первых. Навигация встроенная и хотелось даже начать возникать по поводу доплаты 7 евро в день за эту навигацию, и что было бы, если бы не заказывали её, но вскоре в бардачке оказалась SD-карта с картами, без которой навигация не работала.
Салон оказался просторней и удобней, чем казалось снаружи - я со своим ростом 194 по привычке отодвинул кресло до упора назад и не смог до конца выжать сцепление. Пришлось придвинуться ближе, утопив руль - длинноходное сцепление, по-моему, беда особенность всех ВАГов. Комплектация была одной из полных: двухзонный климат, навигация, круиз-контроль, парктроник спереди и сзади, четыре регулировки водительского и пассажирского сиденья, система "старт-стоп", система отслеживания нахождения в полосе, система контроля давления в шинах.
Не знаю, сколько грамм бензина позволяет сэкономить система старт-стоп, которая глушит двигатель на каждой остановке (и заводит при выжиимании педали сцепления), и позволяет работать свету и климату, но за 4 километра по совсем не пробочному Бонну она глушила двигатель раз 15. Наверно, я старомоден, но меня всегда учили, что стартер не будет в восторге от таких действий, да и как аккумулятор выдержит это все, пусти его в -20 на МКАД в 2-часовую пробку. Мне даже интересно, насколько активно этой опцией пользуются в России. Но как бы то ни было, систему можно отключать и сжигать драгоценный бензин работой двигателя на холостом ходу.

Часть 2. Дорога туда
Выезд запланировали на 5 утра, 5.15 - стартовали. Легко и непринужденно добрались до Люксембурга, а там и Франция показалась, начался первый платный участок. На платных дорогах ограничение 130, ехали 137 на круизе (ровно 3000 оборотов на 6-й). К слову сказать, штука, конечно, удобная (первый раз путешествовал с такой), но возникало ощущение, что я не управляю машиной. Сидишь, держишь руль, разговариваешь, слушаешь музыку, неприятные ощущения возникали из-за отсутствия педали тормоза рядом с правой ногой - наверно дело привычки. После 300 километров платной дороги мы стали думать про то, сколько это будет стоить. В итоге первый участок - 30 евро. Мы были немного шокированы, и тут через 1 километр начался второй платный участок.. В итоге всю Францию мы проехали по платным дорогам.


Бесконечные французские и испанские безлюдные автобаны.

Каждые 20-30 километров - большие комплексы с заправкой, бесплатными туалетами, магазинами и кофе. Кстати сказать, с объёмом бака 55 литров (а влезало наверно и все 60) и расходом в районе 5.9 литров у Леона получается неплохая дальнобойность, нам остановки требовались чаще, чем автомобилю:) В итоге к 7 вечера подбирались к Барселоне, которая встретила рабочими пробками, 5 полосными дорогами на въезд и куууучей мопедистов и мотоциклистов. Вообще, движение по этому городу довольно нервное, стиль езды совсем не немецкий (горячие южные парни, ага). Начитался страшилок отзывов, что мотоциклисты выхватывают сумки из мащин туристов, прокалывают колеса и следуют за тобой, пока будешь менять и там тебя грабят.. Но так как половина Барселоны передвигается на Seat"aх, мы слились с толпой нас наверно приняли за своих. Я думал, что в Москве плохо с парковкой. Но когда мы подъехали к "нашему" дому... Стать вообще никак нельзя, ни на аварийке, ни вторым рядом.. А куча односторонних улочек делает поиск парковочного места особенно увлекательным процессом. В итоге машина 2 дня стояла там, где мы её оставили, так как до центра - 10 минут на метро (билеты 10 штук за 10 евро)..
Итого: 1380 километров, средняя скорость 108 км/ч, расход 6.0(на подъезде к Барселоне был 5.9), что считаю совсем неплохо, если учесть скорость 120-140 на большинстве дорог... Всё-таки, что-то в этих двигателях TSI есть. А может хорошая аэродинамика повлияла. Просто помнил по своей Fiesta, что как только скорость переваливает за 110, расход начинал расти.

Часть 3. Там.

Из-того, что нам понравилось - гора Тибидабо (невероятно красивый вид сверху и завораживающий храм на самом верху), Парк Гуэля, весь центр, прогулка на корабле (1.5 часа за 12 евро по студенческому, 15 без) и, конечно, море и пляж:)


Заправка в центре города как пристройка к дому


Центр Барселоны - широкие улицы и куча двухколесных


В таких городах понимаешь прелесть маленьких машин.

А как вам телега с задними дисковыми тормозами?


Тормоза не вентилируемые - наверно не Sport edition коня.


На улицах попадаются редкие в наших краях авто


Катайся и будь счастлив - как наверно и все европейцы, испанцы любят велосипеды


Ночное море бесподобно


Subaru уже не тот!


Параллельная парковка с зазорами по полметра? Легко!


А я - кефир! Долго пытались понять, что означает эта вывеска на магазине - на испанском "молоко" Leche, на английском Milk. Приманка для российских туристов? :)


Морская прогулка - как же приятно дышать морским воздухом!


Сбылась мечта - увидели большой круизный лайнер вблизи

На гору хотели подниматься на авто, а на обратном пути заехать в парк - они были в одном направлении от дома. Но потом испугавшись то ли пробок, то ли отсутствия парковок, то ли решили сэкономить - но это было глупое решение. Сначала на метро, потом на автобусе, потом на так называемом "фуникулёре" - хотя сложно назвать фуникулером что-то вроде трамвайчика, который по рельсам карабкается вверх на гору. Стоит это 5-минутное удовольствие 11 евро. Вот и получается, что съездить вчетвером - почти 50 евро, на авто было бы явно дешевле, да и быстрее.


Захватывающий вид с горы


А уж когда я увидел дорогу на гору, сердце совсем стало обливаться кровью...
"Так и не поездил я по извилистым дорогам", - думал я, не зная, что нас ждет на обратном пути...

Часть 4. Дорога обратно

Платить 80 евро за дорогу обратно по автобанам в наши планы не входило, да и хотелось сменить скучную и монотонную езду по автобанам на что-то более захватыващее. Прочитал пару отзывов про бесплатные дороги Франции, от "всё плохо, куча радаров, куча кольцевых развязок, постоянные населенные пункты, ограничения, отсутствие заправок, больше потратите на бензин, через 3 часа выехал обратно на автобан" до "красота неописуемая, не сравнить с движением по скоростным дорогам, можно увидеть много интересного, настояющую Европу". Но во всех отзывах говорили, что без навигатора нечего даже пробовать. Что в итоге оказалось правдой? И первое, и второе одновременно. Проверил - у умницы-навигатора Leon"a есть опция "Avoid toll roads". Вбиваем маршрут, расчитываем... и получаем чуть больше 20 часов на обратную дорогу(вместо 14). Только езды. Расстояние километров на 100 дальше. Собрали совет, решили Я решил выезжать в 10 утра, ехать до темного по бесплатным, потом выезжать на автобан, по расчетам получалось, что ехать часов 17 и платить примерно 30 евро - золотая середина, в общем. Выехали из Барселоны примерно в 10.40, и сразу на въезде во Францию свернули на бесплатную дорогу. Во всех населенных пунктах (городами часто это сложно было назвать) ограничение 50, местами 30 с лежачими полицейскими, первые километров 20 круговые развязки были каждые 1.5 километра, вне населенных пунктов - 90. Что такое 90 на современном авто по хорошей дороге? Только отвлекся - 105. Скоростной режим старались поддерживать до +10 км\ч по спидометру. Но дорога очень живописная и колоритная - пейзажи, которых с никакого автобана не видно, машины, люди, всё другое.


Красиво, медленно и долго


Типичная французская деревенька и красавица Alfa Romeo Giulietta.
Высоченные автомобильные мосты над головой

Даже заправки другие - заехали на одну по пути, никого нет, окошко закрыто, никаких табличек нет. Обед? Выходной? Решили сделать крюк пару километров и заехать на Total (нашли по навигатору) - та же история. Через пару десятков километров проезжали мимо большого торгового центра с заправкой. Так как ситуация с заправками казалась напряженной, решил заправить, хотя было полбака ещё. Прямо на заправочной колонке автомат для кредитных карт. Когда я начал узнавать, как заправиться за наличные, оказалось что никак. Ладно, где наша не пропадала - достаю карту Visa российского банка и... она не работает. Не знаю, в чем была проблема, но потом уже слышал, что не только у меня не проходила оплата российской картой. Ну что ж, едем дальше. Всё чудесатее и чудесатее:) Далее дорога всё более и более уходила в горы...и начался серпантин. Много и долго. Я уже совсем не жалел, что в гору в Барселоне мы поехали на общественно траспорте! Переключаю режим из экономичного в Sport (см. часть 5. Авто) и понеслись. Забываем про 6 передачу, обороты выше - спуски попадались длинные и достаточно крутые с предупреждением тормозить двигателем. И всё это на фоне обалденных гор, уютных деревень и завораживающего вида высоченных автомибильных мостов. В общем, удовольствия я получал массу, пассажирам тоже нравилось - только первые 2 часа. В итоге я доехал до 9 вечера. А до дома всё ещё почти 800 километров, средняя скорость 73 всего.. В итоге решили не носиться по ночным серпантинам, тем более за руль села девушка - отключаем в навигаторе опцию объезда платных дорог, перерасчитываем маршрут и через 2 минуты оказываемся на платном участке. Скорость 130 кажется непривычно высокой, дороги непривычно широкими, повороты непривычно гладкими:)
Следующий раз за руль я сел в пол-первого ночи, через 2 часа уже были в Германии, на бескрайних автобанах. Тут я порой наглел и разгонялся до 150. Но это уже крайность и ненужный риск. Но скорость 130 поддерживать вполне безопасно. Обнаружилась ещё одна крайне полезная фишка - при движении больше 1 минуты со скоростью больше 110, пучок ближнего света приподнимается, что реально заметно и удобно - потому что даже на немецком автобане не всегда получалось на дальнем - то тебя кто-нибудь обгонит (да, ночью, да, на скорости 140), то встречный поток становится близко. Тут навигатору взбрело в голову провести нас по короткому маршуту - не так как мы ехали туда. Мне кажется, что я выбрал опцию в предпочтительном маршруте (минимум по расстоянию, минимум по времени, оптимальный по двум критериям). В итоге - до дома 60 километров, время прибытия - через час. What? Это же Германия, какой к черту час! На часах 5 утра, начинает светать, уже просто хочется доехать. Сворачиваем с автобана и попадаем на обычную проселочную извилистую дорогу. И тут нащ Seat решил порадовать - на главном экране загорается предупреждение и том, что правое переднее колесо спущено. Руль никуда не тянет, шума никакого нет, но всё-таки останавливаюсь.


До Бонна 50 километров, вокруг никого, запаски нет, только компрессор и ремкоплект. Но всё обошлось - на вид и на ощупь колесо не отличалось от остальных, ложная тревога:) Предупреждение так и горело до самого конца, машину так и сдали.. В итоге в 6 утра были дома - дорога заняла увлекательных и незабываемых 20 часов.

Часть 5. Авто

Хотели дизель, чтобы сэкономить на топливе, но машиной были довольны на все 100 процентов, вполне пригодная для быстрых путешествий по хорошим дорогам. По хорошим - потому что даже на ничтожных по российским меркам неровностях машина вздрагивала всем кузовом и все передавала в салон. Я всегда был поклонником большелитровых низкофорсированных двигателей, но этот двигатель вкупе с 6-ступенчатой механикой оставил настолько хорошее впечатление (тяга, расход), что я готов был бы поменять убеждения, если бы не сомнения в надежности и ресурсе.
В комплектациях с двигателем 140 л.с. (как у нас) и мощнее есть возможность выбирать профиль:
Часть 6. Деньги

Жилье: 187 евро(4 человека, 3 дня)
Авто:
аренда: 300 евро
бензин: 272 евро (175 литров, 2900 километров, средний за все время 6.03)
платные дороги: 120 евро
Итого за авто на каждого: 173 евро

Всем спасибо за внимание, если какие-то вопросы - задавайте!


Каждая страна в Европе имеет свои особенности в применении правил дорожного движения и сложившейся культуре взаимоотношений между водителями. Франция не является исключением. Имея уже почти четверть века опыт вождения по французским дорогам, могу смело сказать, что во Франции дисциплинированному иностранному водителю нечего бояться. Хотя некоторые национальные «хитрости» французов надо все же изучить, чтобы общение с местными полицейскими стало очень редким, а если повезет, то и вовсе исключить его из своего обихода.

Где заправляться

Стоимость топлива во Франции после последних повышений цен на нефть заметно ударила по карману путешественников. Самая дешевая «солярка» сегодня там по 1,40 евро. Причем это чаще всего на АЗС возле супермаркетов. А на автостраде редко где найдешь дешевле 1,57, а то и 1,65 евро. Бензин AИ 95 от 1,55 и до 1,80 евро на некоторых особенно дорогих АЗС.

И нужно обязательно знать одну французскую особенность: в ночное время заправиться не на автобане практически невозможно. Речь, разумеется, идет не о французах, а о наших с вами соотечественниках. Дело в том, что на мелких дорогах и в городах заправки закрываются на ночь, а оплатить топливо по банковской карточке весьма проблематично. Редко какая белорусская Visa или Master Сard, причем в версии не ниже «классик», срабатывает на местных терминалах. А если вам очень повезет и она сработает, то у вас блокируется сумма в районе 120 евро, хотя вы и собираетесь налить какие-то 20 литров, чтобы доехать до своего отеля. Разблокировка денег может произойти только через несколько дней. Так что в ночное время старайтесь при лимите топлива все же выезжать на автостраду.

И еще одна деталь: забудьте советское требование поставить сначала пистолет в бак, а потом идти оплачивать деньги в кассу. Это небезопасно, к тому же бесполезно. Как правило, на всех европейских заправках сначала заливаешь топливо, а потом оплачиваешь. Но в последнее время участились случаи неоплаты клиентами полученного топлива, поэтому сотрудники АЗС требуют предварительной оплаты. И если пистолет вашей колонки уже «предусмотрительно» вставлен в бак, то вас попросят сначала пойти поставить его на место и лишь затем вам включат подачу топлива.

Дороги и манеры

Нынешние навигаторы прекрасно справляются с ролью гидов для водителей, впервые попавших во Францию. Но в любом случае лучше корректировать действия навигационной системы, исходя из актуальной обстановки. Скажем, когда нужно объехать временное закрытие дороги или возникшую пробку. И тут как раз весьма пригодится правильное понимание того, как французы ставят свои указательные знаки с названиями населенных пунктов. Впервые попав на французский перекресток, рискуешь ошибиться в выборе правильного направления.

Все дело в том, что здесь дорожники ставят знаки на самом перекрестке, причем стрелка указывает именно в тот поворот, на котором стоит. Если не знать этого, то, подъезжая к перекрестку и увидев, что нужный тебе населенный пункт указан стрелкой влево, логично будет поехать влево. И лишь с опытом приходит осознание, что стрелка на перекрестке поставлена с наклоном и указывает именно в тот поворот, куда нужно ехать. Издалека же мы видим плоское изображение этой стрелки, и отсюда происходят многие ошибки начинающих узнавать Францию туристов.

Вообще, в Европе французы наиболее логично и детально подходят к дорожным знакам и светофорам. Так, например, дублирующие внизу дополнительные секции светофоров любой приезжий сразу же оценит. Не надо изворачиваться и задирать голову вверх, чтобы увидеть, какой сигнал светофора горит, особенно если видимость ограничена или ты стоишь впереди колонны. Дублирующий сигнал — вот он, рядом, загорелся, и ты отправился в путь. Еще одна интересная особенность: на обратной стороне встречного светофора на перекрестке они делают крестообразный разрез на красном и зеленом фонарях, и вам видно, какой сигнал горит едущему навстречу вам на светофоре водителю. И тогда уж поворот налево для вас становится явлением гораздо более безопасным.

И еще: во Франции очень четко соблюдаются правила поочередного перестроения в случае сужения дороги. Не пытайтесь не пропустить кого-то, даже если вы едете двумя машинами. Вас точно не поймут, и вы просто введете француза в панику, это в лучшем случае, а в худшем — просто попадете в ДТП. Поэтому, если вы с товарищем вдруг решили на двух машинах поездить по Франции, то будьте готовы к тому, что между вами на парижской кольцевой и других аналогичных транспортных развязках будут смело вклиниваться «посторонние». И лучше им не мешать в этом, а просто выждать подходящий момент, контролируя своего ведущего на расстоянии. Перестроения у французов настолько часты, что через несколько секунд вклинившийся «чужак» покинет это место, особенно если ваш ведущий слегка начнет притормаживать поток.

Отдельная тема — платные дороги во Франции. В последнее время на них практически не осталось обслуживающего персонала в кабинках. Поэтому въезжая на платную автостраду, запаситесь заранее не только банковской карточкой «классик» (электронные и карты «Маэстро» здесь вообще не пройдут), но и мелкой наличностью. С купюрами 100 евро вы можете оказаться не у дел, тем более если по каким-то причинам не сработает даже ваша карта-«голд», такое бывает. Можно, конечно, потом вызвать дежурного кнопкой, ожидая его появления минут 5−10, если он на этом посту вообще имеется, но лучше поберечь свое время и нервы.

Во Франции говорят, что если ты научился ездить по Парижу, то ты без опаски можешь поехать в любой другой французский или европейский город. С этим трудно не согласиться, учитывая насколько плотный дорожный поток во французской столице. Главное, нужно знать, что если ты заблудился или не уверен, то не стоит делать резких движений. Показав поворот, можно, медленно двигаясь, пересечь даже несколько полос прямо перед перекрестком, сделав знак рукой через открытое окно соседнему водителю. Французы снисходительно пропустят вас, понимая, что все имеют право на ошибку, особенно иностранцы. При этом следует аккуратно относиться к требованию «помехи справа». Так, скажем, площадь Шарля де Голля, на которой стоит Триумфальная арка, и в которую входят 12 улиц, не имеет разметок движения по полосам и светофоров. И это единственное, пожалуй, во Франции кольцо, которое не является главным по отношению к входящим в него улицам. Поэтому движешься там, пропуская всех, кто от тебя оказывается с правой стороны. Мероприятие не для слабонервных, если вы впервые туда попали. Но проехав там раз 5−6, уже спокойно начинаешь понимать психологию французских водителей. Стараешься сразу занять внутренний радиус, не теряя бдительности по отношению к приближающимся справа машинам.

И еще одна деталь о французской столице. Точнее сказать, о ее границе, которая проходит четко по линии так называемой периферик, то есть что-то вроде нашего МКАД. Весь Париж официально лежит в границах этого 35-километрового кольца. Так вот въезды на него обязательно сопровождаются установкой знака «пересечение с равнозначной дорогой». То есть, двигаясь по «периферик», вы фактически должны уступать дорогу всем въезжающим на кольцо машинам. Вот образцовое решение для минской кольцевой дороги. Практически это выполняется очень просто: подъезжая к месту примыкания равнозначной дороги водители стараются перестроиться во второй ряд, не мешая въезжающему на «периферик» транспорту.

Полиция и штрафы

Какие вещи нужно записать как памятку белорусам, отправляющимся впервые на машине в Европу вообще и во Францию в частности:

  • никогда не пересекайте сплошную линию, здесь это не просто не принято, но считается строжайшим нарушением. Здесь сплошная линия если нарисована, то на это имеются все основания в связи с опасной дорожной обстановкой;
  • старайтесь следовать ограничению скорости на дорогах: если уж стоит знак 70 или 50 вне населенного пункта, то там действительно есть опасность и, не соблюдая скорость, вы рискуете просто не вписаться в поворот дороги;

  • не разговаривайте по мобильному телефону за рулем, даже стоя на перекрестке. Штраф в 70 евро не заставит себя ждать, и для этого даже не потребуется нахождение рядом полицейской машины. В городах полицейские на велосипедах контролируют дорожную обстановку и в условиях стесненного движения на городских улицах легко вас догонят, чтобы наказать за данное суровое нарушение;
  • кстати, эти же «уполномоченные властью велосипедисты» с легкостью накажут вас и за пересечение сплошной линии, и за разворот в неположенном месте. В качестве примера конкретный случай. На одной из парижских улиц мы стояли в пробке, ожидая пока загорится далеко впереди нас зеленый свет светофора и мы сможем чуть-чуть приблизиться к перекрестку, чтобы развернуться. Наш отель находился на противоположной стороне улицы, как раз напротив того места, где мы уже минут 5 стояли, не двигаясь. И мы решили развернуться прямо через сплошную линию, чтобы подъехать к отелю и высадить жену приятеля, которая была в то время на 7-м месяце беременности. В качестве отговорки даже заготовили фразу, мол, женщине стало дурно в машине, и мы решили чуть-чуть нарушить правила. Увы, аргументы были вообще проигнорированы подъехавшим на велосипеде полицейским. Несмотря на наши просьбы, он выписал штраф в 75 евро и с чувством гордости от исполненного долга удалился для дальнейших поисков нарушителей;
  • соблюдайте в точности требования знака об ограничении скорости. Здесь, как, впрочем, и в Германии, превышение даже на 1 км/ч уже считается нарушением. Следует отметить, что водителям на машинах с белорусскими номерами в этом плане несколько проще: пока еще «письма счастья» из Западной Европы к нам не приходят. Но каждый раз, увидев вспышку радара, зафиксировавшую твое нарушение ограничения скорости, ловишь себя на мысли: а что если технология уже позволяет быстро систематизировать накопленные данные нарушений и твоя машина уже значится в качестве нарушителя в общей системе данных? Тогда любой контроль полицейского, имеющего доступ в эту систему, способен выявить тебя как злостного нарушителя. И как знать, может быть, в следующий при выезде за рубеж или возвращении домой на этой машине вас сначала попросят оплатить все штрафы и лишь затем впустят или выпустят из Европы польские или литовские пограничники?

  • помимо стационарных радаров, установленных на дорогах и улицах в населенных пунктах, французские полицейские частенько практикуют временный контроль скорости, используя портативные фоторадары. И пусть вас особо не радует тот факт, что вам не выбегают навстречу с полосатым жезлом, чтобы попросить остановиться. Если вы нарушили скоростной режим, то за вами тотчас же будет выслан патруль в составе пары мотоциклистов, которые быстренько настигнут вас на автобане, чтобы затем предъявить фотодоказательство вашего нарушения. Либо вас «возьмут под белые ручки» на первом же пункте оплаты автострады дежурящие там полицейские, предупрежденные коллегами. Здесь полицейские вообще никогда не работают в одиночку, а чаще всего большими бригадами. Упрашивать их о снижении наказания или предлагать взятку не только бесполезно, но и чревато последствиями. Раз уж попались, лучше просто выполнить все необходимые платежные процедуры.

Если в целом говорить о режиме контроля скорости на французских дорогах, то скажу прямо: даже для самого опытного водителя сегодня не нарушить правила — это словно пройти несколько уровней компьютерной игры. Радаров слишком много по всей Франции, это приличная добавка к национальному бюджету, возведенная в ранг хорошего бизнеса еще в бытность Николя Саркози в должности министра внутренних дел. А знаков об ограничении скорости еще в несколько раз больше. И всякий раз, пересекая Францию, пытаешься дисциплинированно реагировать на каждое ограничение, ведь не знаешь, где там запрятан очередной «ловец нарушителей». Зачастую случается, что, поехав для экономии бюджета поездки по бесплатным национальным дорогам, даже безо всякого умысла совершить нарушение, получаешь потом парочку квитанций общей суммой так на 80−100 евро. И думаешь затем: может, лучше было бы поехать по платным дорогам, заплатив за них половину этого штрафа, а не играть в компьютерные многоуровневые игры с французским правосудием?

Не пытайтесь в Париже ехать по специально выделенным для общественного транспорта и такси полосам. Это чревато штрафом больше чем 100 евро, причем с учетом поставленных на тех полосах фоторегистраторов и видеокамер избежать наказания вам вряд ли удастся.

В целом же к добросовестным водителям французские полицейские относятся весьма корректно и уважительно. Если у вас иностранные номера, вам всегда помогут и отнесутся снисходительно. При этом у них не возникнет даже желания попросить ваши документы, проверить ваш багажник и прочее. Если, конечно, вы не будете сами явно провоцировать их на подобные действия.

А теперь про алкоголь. Некоторые туристы считают, что норма в 0,5 промиле — это значит можно ездить за рулем пьяным. К счастью, это не так. 150 мл сухого вина или две бутылки пива вполне могут для некоторых быть уже пороговым состоянием по французским меркам. В виде водки, виски или коньяка это, пожалуй, не более 50 г, причем для каждого организма и веса тела — это всегда индивидуально. Особенно могут наши соотечественники пострадать из-за остаточного алкоголя, когда вечером до полуночи радовались приезду во Францию, заливая в себя не меньше бутылки хорошего вина, а спустя каких-нибудь 6 часов, наивно полагая, что хмель уже прошел, они садятся за руль. Даже при случайной остановке полицейским вашей машины можете не сомневаться, что у французского стража порядка всегда будет при себе «трубочка» с индикатором. И в случае даже самых малых подозрений француз не оставит вас без контроля.

Конечно, повального контроля и необоснованных остановок транспорта со стороны французских полицейских еще не отмечалось, но превышение нормы «принятого на грудь» алкоголя я бы порекомендовал белорусам во Франции избегать. Не стоит рисковать безопасностью и собственным здоровьем.

Парковки

Принципиальных отличий от парковок Германии или Чехии здесь нет. Большинство улиц в городах не предназначены для бесплатной парковки, так что внимательно смотрите на знаки. Чаще всего оплата происходит через паркомат по стандартной схеме. Прикидываете примерное время парковки, закидываете монетки в паркомат, парковочный талон кладете под лобовое стекло.

На многих улицах можно парковаться по четным дням с одной стороны и по нечетным — с другой. Но ни на одной из улиц нельзя стоять более чем 24 часа. Потом машину необходимо убрать.

Что еще нужно обязательно знать во Франции, особенно при посещении Парижа, Марселя и других крупных городов, где отмечается высокая криминогенная обстановка? Никогда не оставляйте в машине на видном месте фотоаппараты, телефоны, видеокамеры и просто чемоданы, если вы собираетесь пойти, например, сделать несколько снимков на фоне какой-нибудь достопримечательности. Все указанные вещи должны быть у вас либо с собой, либо спрятаны в багажнике. Причем решение уложить эти вещи в багажник прямо перед уходом после того, как вы припарковались, тоже недопустимо. Зачастую грабители наблюдают за такими туристами, выбирая себе будущие жертвы. Поэтому заранее готовьтесь к выходу из машины, то есть на предыдущей остановке все сложите в багажник, а самое ценное возьмите с собой. Это сведет риск оказаться в роли ограбленного туриста до минимума.

Связь и интернет

Как и во всей Европе, при покупке телефонной карты необходимо проходить регистрацию с паспортом. Такие карты продаются на крупных АЗС на автострадах. Кстати, на этих же АЗС всегда есть бесплатный Wi-Fi. А вот на «безымянных» заправках телефонную карту вы не купите. В ресторанах и кафе, которые расположены на мелких второстепенных дорожках, как ни странно, тоже обычно есть интернет.

Варинтов получить мобильный интернет масса, во Франции работают четыре крупных оператора связи: Orange (France Télécom), SFR (Numericable), Bouygues Télécom, Free Mobile (Iliad). Например, Orange предлагает тариф за 20 евро в месяц, который включает 1 Гб трафика. За 30 евро вы получите уже 3 Гб.

Хороший вариант — Orange Holiday. За 40 евро в месяц вы получите 120 минут разговоров с любой страной Европы, 1000 международных СМС и 10 Гб трафика и доступ к Wi-Fi точкам Orange по всей Франции.

Французы могут гордиться своей развитой системой автострад и дорог, которые в сумме составляют около 1 млн километров. Если объяснить доходчиво – представьте, что такое проехать Францию 500 раз с севера на юг, туда-обратно. Обычно все дороги Франции отвечают высочайшему уровню покрытия. И не важно, в какой местности.

Бывает правда, что маленькая дорога имеет не очень удобную структуру - извилистая и узковатая. А вот скоростные трассы, как платные, так и бесплатные многополосные и широкие. Дороги во Франции делятся на несколько видов:

  • Автотрасса – код состоит из начальной буквы А и числа. Иногда трасса носит индивидуальное название. А13 – Автомагистраль Нормандии. Разделительная полоса состоит из бетона или зеленых насаждений. Максимальная скорость – 130 км\ч. В основном – это платные трассы.
  • Национальные дороги – имеют начальную N и число. Максимальная допустимая скорость – 115 км\ч, а если нет разделительной полосы, то 90 км\ч.
  • Департаментальные дороги. Код – буква D и число. Код может быть идентичен названию проспекту или улицы. Лимит скорости – 90 км\ч.

Помимо платных участков трасс, где придется выложить сумму за безопасность и возможность прокатиться с ветерком, есть плата и за обычные дороги: мосты, тоннели и другие. Скорость здесь придется поубавить, но затраченное время все скомпенсирует. Лучше всего решить сразу, стоит ли пользоваться платной дорогой. Если не думать о суммах, то накатать за длительную поездку можно до 100 евро. Отличие обычной дороги от платной – знаком “peage”. После нужно подъехать к шлагбауму с зеленым сигналом и значком «легковушки». После получения талона, скажут на какой участок съезда ехать дальше. Талон не стоит выбрасывать – его могут потребовать на выезде. Когда получаете сдачу – лучше проверить сдачу, там могут быть редкие евро.

Во Франции автомобильное движение довольно удобное, однако, во время час пик могут возникнуть трудности на маленьких и узких дорогах. Водители на автостраде ведут себя спокойно и объективно, есть нюанс – включают аварийную сигнализацию, если будет осуществлено резкое снижение скорости. Бывает такое, что затор происходит из-за отсутствия светофора. А аварийный сигнал вырубают только тогда, когда идущий сзади водитель включит свою.

Уровень безопасности довольно высокий, однако, французы всегда пытаются все усовершенствовать. Часто задействуют круговое движение – по их мнению, это снижает количество аварий с летальным исходом и травмами. Сами французы часто предпочитают маленькие автомобили, что как раз безопасность эту снижает. Это не беря во внимание велосипеды и мотоциклы. Скоростной режим соблюдается всегда, так как штраф очень велик. Если проехать 10 тысяч километров по стране – аварий можно обнаружить максимум две-три.

Дороги Франции – это удобно и комфортно. На трассе можно видеть ретро-машины. Это говорит о том, что французам необходимо ездить с шиком, а не только в каких-то целях.

Платные дороги во Франции бывают только категории А, да и то не все. Национальные и местные дороги (категории N и D соответственно) бесплатны всегда. Дорожная пошлина не взимается в тех случаях, когда участок автомагистрали нельзя объехать по бесплатной дороге, поэтому выбор у автопутешественника есть всегда.

И еще, согласно какому-то старинному договору, нет платных дорог в Бретани. О въезде на платную дорогу заранее честно предупреждают знаки со словом peage (франц. дорожная пошлина) на синем фоне, так что у водителя остается возможность свернуть.

Немного сбивает с толку, что иногда пункт оплаты (франц. gare de peage) расположен уже в глубине, после начала платного участка, но информация о последней возможности уйти на бесплатную дорогу всегда есть заранее. Сам пункт оплаты представляет собой множество будок со шлагбаумами, расположенных в линию поперек дороги, которая в этом месте значительно расширяется. Перед каждым шлагбаумом висят знаки, ограничивающие габариты машины и предписывающие, куда ехать грузовикам и автобусам, а куда легковушкам. Скорость заранее заставляют снижать — сначала знаками, а потом и при помощи тряских нашлепок на асфальте. Поэтому можно заблаговременно разглядеть знаки и пристроиться в очередь в нужный пункт оплаты.

На въезде часто никакой оплаты не происходит, а нужно всего лишь взять билетик, на магнитной полосе которого записано, когда и куда вы въехали. Обычно он сам выскакивает из автомата, как только машина подъехала. Тогда даже не нужно нажимать кнопку, чтобы открыть шлагбаум, достаточно вынуть билет. Его следует сохранять до конца поездки: понадобится при оплате.

На выезде с платной автомагистрали следите за обозначениями над шлагбаумами. Слева скорее всего будет нарисована стилизованная буква t, то есть telepeage. Здесь могут проезжать автомобили, оборудованные
специальной чиповой картой дистанционной системы оплаты, плата за проезд списывается со счета автоматически.

Если вы собираетесь платить банковской картой в автомате, то нужно подъехать к тому шлагбауму, над которым висит обозначение СВ, то есть carte bancaire. Вставьте билет в щель под мигающей зеленой стрелочкой, на табло высветится сумма к оплате, а рядом замигает другая стрелочка — сюда надо вставить банковскую карту. Оплата производится мгновенно, карта тут же выскакивает назад, а шлагбаум открывается. Если нужен чек, нажмите рядом кнопку с надписью reсu, и он будет напечатан. При некотором навыке все операции занимают несколько секунд, поэтому мы, например, предпочитаем именно этот способ.

Служащему можно платить и картой, и наличными, и чеком. Здесь на проезд уходит немного больше времени, особенно если нужна сдача или вы расписываетесь на чеке. В некоторых случаях дорожная пошлина бывает фиксированной. Тогда тарифы указаны на информационных табло и платить надо на въезде. Здесь по соседству с обычными автоматами появляются их весьма оригинальные собратья, оборудованные специальной конической корзинкой. Туда надо бросить мелочь без сдачи, она провалится в отверстие на дне, и вас выпустят с платной дороги. Пиктограмма над таким автоматом, как всегда, интуитивно понятна: она изображает корзинку и монетки. Иногда, особенно на небольших пунктах, способы оплаты совмещены, и тогда над шлагбаумом размещены обозначения всех возможных вариантов.

Источник : Книга «Во Францию на автомобиле»,



Поделиться