С какого года выпускается уаз 469. Чем военный уаз от своей мирной копии

Согласитесь, интересно увидеть известные всем отечественные модели в нестандартных исполнениях. Сегодня мы решили показать вам 10 необычных вариантов легендарного "бобика" УАЗ-469.

UAZ Martorelli

Итальянец Луиджи Марторелли был фанатом гонок через Сахару. После удачного выступления на УАЗ-469 на ралли-рейде по Сахаре, он решил организовать продажу этих автомобилей в Италии. Поставки осуществлялись с помощью компании "Автоэкспорт".

"Итальянские" UAZ Martorelli существенно отличались от отечественных автомобилей. На экспорт предлагались сразу несколько вариантов: UAZ-Explorer со стандартным двигателем УМЗ-451М (2500 см3, 75 л.с.), UAZ-Marathon с дизелем Peugeot XD2 (2500 см3, 76 л.с.), UAZ-Dakar с турбодизелем фирмы Витторио Марторелли VM (2400 см3, 100 л.с.) и UAZ-Racing с бензиновым двигателем FIAT (2000 см3, 112 л.с.). Установкой иностранных дизелей, кстати, занимался Ульяновский автозавод!

На итальянских УАЗах впервые появились в качестве стандартного оборудования гидроусилитель руля, кресла спортивного типа и жесткая крыша, хотя климат способствовал тому, что большинство машин поставлялись с мягким верхом. Всего с 1973 по 1999 годы фирма Martorelli продала в Италии 6662 УАЗа, то есть больше чем за те же годы досталось частным собственникам в Советском Союзе!

УАЗ-469Б НАМИ

В 1977 году конструкторское бюро НАМИ совместно с Ульяновским автозаводом разработало прототип внедорожника УАЗ-469Б повышенного комфорта специально для экспорта в западно-европейские страны. Автомобиль получил жесткий верх, пластиковую отделку фальш-радиаторной решётки, цельное лобовое стекло, нижние стеклоочистители., цельные двери без съемных боковин и новую панель приборов.

УАЗ-3907 "Ягуар"

Используя агрегаты УАЗ-469 на заводе в 1976 году начали проектирование военного автомобиля-амфибии УАЗ-3907 "Ягуар". К 1989 году было собрано 14 экземпляров, которые успешно прошли приемочные испытания и были приняты на вооружение. Интересно, что во время испытаний прототипы проплыли от Ульяновска до Астрахани по Волге! Но в 1991 году проект был свернут, так как военные заказчики потеряли к нему интерес.

Двигатель, узлы трансмиссии и ходовой части, а также многие другие элементы были взяты от УАЗ-469. Но водоизмещающий кузов - полностью оригинальная разработка. Под полом кузова, перед задним мостом - устанавливались два гребных винта. На плаву автомобиль управляется за счёт поворота передних колёс, которые выполняют функцию рулей.

УАЗ-ЛЛД

На арендуемых площадях в Москве и Сергиевом Посаде компания ЛЛД, основанная братьями Лариными и их друзьями, в 90х собирала люксовые версиии внедорожников УАЗ-31512. Из-за качества и стиля тюнинговых работ, продукцию ЛЛД сравнивали с работой итальянской компании Марторелли.

Еще больше радовал тот факт, что все комплектующие были исключительно российского производства. Колеса делал Всероссийский институт легких сплавов, покрышки "Простор" - НИИ шинной промышленности, защитная решетка радиатора и фар - продукция одного московского малого предприятия, декоративные пластиковые элементы - компания "Аэро" и так далее.

Самая большая гордность - жесткая крыша, собранная из многослойных сендвич-панелей. Она была быстросъемная благодаря специальным креплениям. В салоне - новая пластиковая панель, коврики на полу, рулевое колесо от ГАЗ-3102. Выпускали также грузовые версии с кузовом пикап.

УАЗ-469 "Егерь"

"Егерь" - уникальная версия УАЗ-469 на шинах низкого давления НПФ ТРЭКОЛ, слегка доработанными в НАМИ. Для установки таких огромных колес пришлось перекроить всю ходовую часть и изготовить расширители колесных арок. В целом, "Егерь" напоминает Нивы-Марш на шинах низкого давления.

УАЗ-3159 "Барс"

В конце 1999 года Ульяновский автозавод представил УАЗ 3159 «Барс», основным отличием которого стала расширенная до 1.6 м колея и увеличенный до 30 см клиренс. Это заслуга применения редукторных мостов, а также пружинной подвески спереди и рессорно-листовой сзади. Все «Барсы» хорошо укомплектованы и отличаются «люксовым» салоном, по сравнению со своими более утилитарными ульяновскими «собратьями». На заказ «Барс» комплектовали «предпусковиком», импортными шинами. УАЗ 3159 были наиболее востребованными автомобилями Ульяновского автозавода. Однако ряд причин не позволил «Барсам» встать на массовую сборку – их производили мелкосерийно непродолжительное время.

УАЗ-3150 "Шалун"

В 1999 году УАЗ собрал первый прототип короткобазного "козлика" УАЗ-3150 "Шалун". По мнению менеджмента УАЗа машина создана идеально для активного отдыха. Габаритная длина "Шалуна" короче практически на 2 метра, у него нет дверей и крыши, но зато есть мощный каркас безопасности. Под капотом 3150 двигатель 2.9L - УМЗ-4213.10, так же как вариант 2.7L - ЗМЗ-409. Всего выпустили 6 автомобилей. Но тюнинговые ателье за деньгу делают ремейки, на базе стандартного «козла».

Статья опубликована 09.03.2015 02:04 Последняя правка произведена 13.09.2015 04:22

Полноприводный легковой автомобиль повышенной проходимости для эксплуатации на дорогах всех категорий, а также по пересечённой местности.

Автомобиль УАЗ-469Б - это «гражданская» версия модели УАЗ-469 - без пускового подогревателя, ведущие мосты с одноступенчатой главной передачей без бортовых редукторов (дорожный просвет 220 мм), изготовленные на основе ведущих мостов автомобиля ГАЗ-69, контактная (на ранних моделях) или бесконтактная электронная система зажигания. Карданные валы имеют несколько большую длину по сравнению с валами автомобиля УАЗ-469 . Машина открытая, с брезентовым тентом (машины с металлическими или стеклопластиковыми крышами - это бывшие тентованные, жёсткий верх устанавливался отдельно или как дополнительная комплектация), двигатель объёмом 2,4 л, 4-х ступенчатая КПП.

Серийно УАЗ-469Б выпускался Ульяновским автозаводом с 1972 года по 1985 год, после чего в соответствии с отраслевой системой 1966 года получил четырёхзначный номер 31512 (номер 3151 получила модель с редукторными мостами УАЗ-469).

УАЗ-31512 выпускался с 1985 по 2005 год.

Варианты модификации:

1. В качестве патрульной машины милиции выпускалась модификация УАЗ-31512-УММ с металлическим утеплённым пятидверным кузовом и установленным дополнительным спецоборудованием.

2. В 2002 году на оружейной выставке «INTERPOLITEX-2002» был представлен ударный автомобиль «Скорпион», созданный на базе УАЗ-3151: с новым двигателем мощностью 170 л.с., гидроусилителем руля, съёмными бронепанелями, пуленепробиваемыми стёклами, пулестойкими шинами и турельной телескопической стойкой (на которую может быть установлен пулемёт или автоматический гранатомёт). Масса машины увеличилась до 2 880 кг.

Технические характеристики УАЗ-469Б:

Годы пр-ва 1972-2005
Сборка Ульяновский автомобильный завод
Класс легковой автомобиль повышенной проходимости
Дизайн
Тип(ы) кузова 4/5-дверный универсал;4-дверный универсал-фаэтон
Компоновка переднемоторная, полноприводная
Колёсная формула 4-4
Двигатели
1. УМЗ-4178
2. ЗМ3-4021.10
Трансмиссия
Тип 4-х ступенчатая
Массово-габаритные
Длина 4 025 мм
Ширина 1 785 мм
Высота 2 015 мм
Клиренс 220 мм
Колёсная база 2 380 мм
Колея задняя 1 453 мм
Колея передняя 1 453 мм
Масса 1 650 кг
Динамические
Макс. скорость 120 км/ч.
Предшественник ГАЗ-69
Преемник УАЗ-31514
Похожие модели ГАЗ-69
Другое
Грузоподъёмность 750 кг
Расход топлива 15,5
Объём бака 2-39 л
Дизайнер Альберт Михайлович Рахманов

Понятно, что за 40-летнюю историю УАЗ несколько раз переживал обновления и технические модификации, однако основные характеристики остались почти без изменений.

Двигатель

Показатели двигателя у УАЗ-469 были не самыми лучшими, даже для тех времен. Это был карбюраторный агрегат 451М. Его объем составлял 2.4 литра. Максимальная мощность составляла 75 . Работал он на бензине марки А-76 и мог разогнать 2-тонный автомобиль до 120 километров в час, причем разгон до сотни занимал 39 секунд. А расход топлива на скорости 90 км/час достигал в смешанном цикле 16 литров.

В 1985 году, когда автомобилю был присвоен новый индекс, он пережил некоторые обновления.

В частности новый двигатель УМЗ-414 стал немного более проворным и мощным:

  • установлена система впрыска - инжектор;
  • объем повышен до 2.7 литра;
  • мощность увеличена до 80 л.с., а потом и до 112 л.с.;
  • максимальная скорость - 130 км/час.

Трансмиссия и подвеска

УАЗ-469 оснащался простой механической 4-скоростной коробкой передач. Синхронизаторы были на 3 и 4 передачах. Привод у автомобиля был полный - с жестко подключаемой передней осью. С помощью 2-диапазонной раздаточной коробки можно было контролировать распределение мощности при включенном полном приводе. Раздатка жестко крепится к КПП без промежуточного карданного вала.

У гражданской версии автомобиля - УАЗ-469Б - раздаточная коробка имела одну передачу, без бортовых редукторов в мостах, то есть проходимость была хуже на бездорожье.

Сцепление было также достаточно простым - механический привод, рычажная корзина сцепления (позже заменена на лепестковую), диск фередо, подшипник сцепления - одним словом простейшая сухая система. Однако после модификации в 1985 году появился гидравлический привод сцепления, что было вполне правильным решением для достаточно тяжелого отечественного джипа. (Правда, у владельцев появилась новая проблема - покупка и замена главного и рабочего цилиндров).

Подвеска - зависимая. На более поздних версиях, а также на «Хантере» появились стабилизаторы поперечной устойчивости. Поскольку для условий бездорожья не подходит, то на УАЗ устанавливали спереди пружинные амортизаторы с продольными рычагами, а сзади - рессоры и гидропневматические амортизаторы.

Параметры и дорожный просвет

По своим размерам УАЗ-469 вписывается в категорию среднеразмерных внедорожников:

  • длина - 4025 мм;
  • - 2380;
  • ширина - 1805;
  • высота - 2015 миллиметров.

Масса снаряженного автомобиля составляла 1670-1770 килограмм, а полностью загруженного - 2520 кг. УАЗ брал до 675 килограмм полезного груза, что не так много, ведь он мог вмещать 5-7 человек (учтите, что внедорожник в основном предназначался для перевозки командного состава, а командный состав малой массой тела никогда не отличался).

Высота у УАЗ-469 достигала 30-ти сантиметров, а у гражданского УАЗ-469Б - 22 сантиметра.

Интерьер и экстерьер

Автомобиль не был предназначен для комфортного времяпровождения во время поездки, поэтому и салон не впечатляет своим внешним видом. Достаточно сказать, что до 1985 года подголовников ни на передних, ни на задних сидениях не было. Передняя панель - металлическая. Приборы расположены вдоль панели, так что для считывания показаний нужно было поворачивать голову. Спидометр расположен практически под рулевым колесом.

Со стороны пассажира никаких бардачков нет, разве что можно было под переднюю панель устанавливать аптечку. Металлическая ручка на торпедо помогала удержаться в кресле на крутых неровностях дороги.

Задний ряд сидений представлял сплошную лавку со спинкой, на нее могли поместиться 3 пассажира. Можно было также установить дополнительный ряд сидений в багажное отделение. Задние сидения иногда полностью снимали для увеличения внутреннего пространства и перевозки грузов.

Уже ближе к началу 90-х годов интерьер немного осовременили: металлическую переднюю панель сменили пластиковой, на сидушках появились подголовники. Сами сидения вместо кожзаменителя стали покрывать приятной на ощупь материей.

Тентовый верх заменили металлической крышей в гражданской версии, которая после 1985 года стала называться УАЗ-31512.

Цены и отзывы

Выпускали УАЗ-469 во всех его модификациях до 2003 года. В 2010 году была выпущена ограниченная партия к 65-летию Победы. Так что новое авто в салоне вы не купите.

А на б/у цены будут приблизительно такие:

  • 1980-1990 годы выпуска - 30-150 тысяч (в зависимости от состояния);
  • 1990-2000 - 100-200 тысяч;
  • 2000-ные - до 350 тысяч.

Понятно, что можно найти и более дорогие варианты даже 70-х годов производства. Правда, владельцы вложили достаточно много денег в тюнинг.

В декабре 1972 года автозавод «УАЗ» выпустил свой первый автомобиль УАЗ-469 , который сменил на конвейере уже устаревший к тому времени внедорожник ГАЗ-69. Разработка внедорожника заняла целых 14 лет. Первый ходовой образец под индексом УАЗ-460 был построен еще в 1958 году, именно с него и началась история знаменитого внедорожника УАЗ-469.

В прессе изображение УАЗ-469 появилось еще в 1965 году (в «Детской энциклопедии»), уже в том виде, в котором его начали выпускать, однако до запуска внедорожника в производство было еще далеко.

Было решено, что автомобиль будет выпускаться в двух версиях: упрощенный гражданский и армейский с колесными редукторами и увеличенным дорожным просветом. В качестве агрегатной базы для нового автомобиля в значительной степени использовалась известная своей надежностью и запасом прочности ГАЗ-21 «Волга» . Изначально к производству был принят гражданский вариант (под индексом УАЗ-469Б), так как армия еще уточняла, что же она хочет от будущего автомобиля.

Армейские внедорожники УАЗ-469 сошли с конвейера позднее, в 1973 году, в этом же году они прошли испытания на Эльбрусе. Три внедорожника УАЗ-469 стандартной комплектации, без лебедок и противобуксовочных цепей, менее чем за 40 минут поднялись на высоту 4200 метров, а после спустились в долину.

В вооруженных силах УАЗ-469 использовали для развоза командного состава от майоров до полковников, но этим область его применения не ограничивалась. Существовала модификация внедорожника, оборудованная дорожным индукционным миноискателем (ДИМ) при помощи которого автомобиль отлично выполнял функции сапера.

Есть любопытный мировой рекорд, который установил внедорожник УАЗ-469, он одновременно поместил в своем салоне 32 пассажира, общий вес которых вместе с водителем составил почти 2 тонны (1900 кг) и проехал 10 метров.

УАЗ-469 и его модификации собирались не только в бывшем СССР, а так же в Германии, Вьетнаме, на Кубе и даже в США. В 1985 году автомобиль был снят с производства, точнее сказать его модернизировали и сменили индекс на новый четырехзначный, армейский УАЗ-469 получил индекс УАЗ-3151 , а гражданский УАЗ-469Б стал именоваться как УАЗ-31512 . В 2010 году Ульяновский автомобильный завод к 60-летию победы в Великой Отечественной Войне выпусти ограниченную партию (5000 экземпляров) внедорожников под индексом УАЗ-469, после чего производство опять прекратили.

Дизайн и конструкция

Кузов внедорожника УАЗ-469 открытый 4-дверный, 5-местный, со съемным брезентовым тентом смонтирован на прочной лонжеронной раме (на ГАЗ-69 рама была очень хлипкой). Дуги тента съемные, ветровое стекло вместе с рамкой откидывается на капот, как на ГАЗ-69 . Для погрузки багажа служит задняя пятая дверь, на которой закреплено запасное колесо.

Автомобиль получил рядный, 4-цилиндровый двигатель УМЗ-451МИ который работал как на 72-ом, так и на 76-ом бензине его объемом составлял 2445см 3 , а мощность 75 лошадиных сил (Точно такой же двигатель ставили на прототип УАЗ-460Б). Коробка передач, в отличие от прототипа УАЗ-460 , механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3 и 4 передаче. Двухступенчатая раздаточная коробка жестко крепится к КПП.

Гражданская модель УАЗ-469Б получила клиренс 220 мм, в то время как армейский внедорожник УАЗ-469 мог похвастаться дорожным просветом в 300 мм. Увеличить клиренс удалось благодаря ведущим мостам с двойной главной передачей с понижающими бортовыми (колесными) редукторами, на гражданской модели ведущие мосты были с одинарной главной передачей, а бортовые редукторы отсутствовали. У военной модели дверные замки не устанавливали, ибо зачем, они появились только после того как УАЗ-469 модернизировали и поменяли индекс в 1985 году.

Для незначительного снижения расхода топлива на дорогах с хорошим покрытием ступицы переднего моста делали отключаемыми. Для отключения необходимо было снять защитный колпак и шестигранником на «12» отключить соединительную муфту.

В салоне внедорожника УАЗ 469 как в танке - никаких излишеств: плоские и неудобные сиденья, резиновый коврик под ногами, окрашенный в цвет кузова металл. На панели приборов слева располагается спидометр, в шкале которого располагается контрольная лампа дальнего света, справа от него по порядку располагается амперметр, указатель давления масла, указатель температуры охлаждающей жидкости и указатель уровня топлива. Так же имеются контрольные лампы перегрева охлаждающей жидкости, аварийного падения давления масла, лампа указателей поворота. В правой части панели, со стороны пассажира имеется ручка-держалка (поручень).

Модификации

Армейский внедорожник с двухступенчатой главной передачей, бортовыми (колесными) редукторами и увеличенным до 300 мм клиренсом. Данная версия выпускалась до 1985 года после автомобиль модернизировали и присвоили новый четырехзначный индекс УАЗ-3151.

Гражданская модель с одноступенчатой главной передачей без колесных редукторов, дорожный просвет 220 мм. Как и армейская версия выпускался до 1985 года после чего получила новый индекс УАЗ-31512.

Гражданская модель с экранированным электрооборудованием.

Медицинский внедорожник, оборудован местами для медперсонала и носилками. Как и предыдущие модели выпускался до 1985 года, после стал именоваться УАЗ-3152.

Автомобиль радиационно-химической разведки.

УАЗ-469 «ДИМ»

Внедорожник оборудованный дорожным индукционным миноискателем (ДИМ)

УАЗ-3907 «Ягуар»

Не серийный автомобиль-амфибия на базе УАЗ-469. Проектирование «Ягуара» началось в 1976 году, а к 1989 году было изготовлено 14 опытных образцов. Автомобиль успешно прошел испытания, в 1991 году подготовка к производству автомобиля была прекращена из-за отсутствия заказов.

Автомобиль водоизмещающий кузов с двумя герметично закрывающимися дверьми. Под полом кузова перед задним мостом установлены два гребных винта. Передние колеса в воде выполняют функцию руля.

Видео автомобиля

Технические характеристики

Технические характеристики автомобиля УАЗ-469">
Компоновка Переднемоторная, полноприводная
Колесная формула 4x4
Количество мест 5
Габариты, мм
Длина 4025
Ширина 1805
Высота 2015
Колесная база 2380
Клиренс УАЗ-469 - 300, УАЗ-469Б - 220
Снаряженная масса, кг 1650
Грузоподъемность, кг 800
Двигатель
Модель УМЗ-451МИ
Тип Бензиновый
Количество цилиндров 4
Объем, см 3 2445
Мощность, л.с. 75
Коробка передач Механическая, 4-ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 120
Расход топлива, л/100км
Смешанный 15,6
Объем топливного бака, л 2х39

В то время, как на Ульяновском автомобильном заводе вовсю производился , в головах инженеров начали зарождаться мысли о создании внедорожника следующего поколения. К 1958 году мысли плавно перетекли в действия и под пристальным надзором главного инженера УАЗа Петра Музюкина началось проектирование преемника «шестьдесят девятого».

Таким образом, начали развиваться сразу два семейства внедорожников - УАЗ-460 и УАЗ-469. В 1960 году опытные образцы этих моделей уже были готовы. Оба автомобиля имели рамную конструкцию, обеспечивающую высокий уровень жесткости, собирались из одних и тех же деталей и были похожи как две капли воды, однако модель 460 имела зависимую рессорную подвеску и задумывалась как машина для народного хозяйства, в то время как армейский 469-й инженеры одарили рычажной подвеской и торсионами. Еще одно различие заключалось в том, что УАЗ-469 имел на мостах колесные редукторы, за счет которых удалось увеличить клиренс и повысить проходимость.

На первых же испытаниях торсионная подвеска показала себя с худшей стороны. Клиренс УАЗа-469 при минимальной загрузке составлял 345 мм, однако с максимально допустимым грузом внедорожник проседал и от днища автомобиля до земли оставалось всего 20 сантиметров, чего явно было не достаточно для нужд военных. Итогом труда конструкторов стало то, что «уазик» обзавелся традиционной рессорной подвеской как спереди, так и сзади. Колесные редукторы при этом никуда не исчезли, а просвет теперь равнялся 300 мм и не уменьшался по мере загрузки авто.

В 1964 году прошли государственные испытания внедорожника УАЗ-469, который успешно справился со всеми тестами. Что касается «гражданского» УАЗа-460, то его переименовали в УАЗ-469Б, он отличался отсутствием редукторов в мостах и неэкранированным электрооборудованием. Выпуск новинки несколько раз откладывали - то из-за проблем с финансированием, то из-за нехватки моторов.

Наконец в декабре 1972 года состоялся долгожданный запуск конвейера, а в 1980 году новинку уже ждала легкая модернизация, в результате которой «469-й» получил новую светотехнику и небольшие корректировки в конструкции шасси. Спустя еще пять лет внедорожник подвергся серьезной модернизации, в ходе которой был добавлен гидравлический привод сцепления, тормозная система стала двухконтурной, а педали газа и тормоза «поднялись» с пола и стали подвесными. Вместе в технологической начинкой обновились и имена - УАЗ-469 и УАЗ-469Б стали зваться и УАЗ-31512 соответственно.

УАЗ-469 имел кузов со съемным брезентовым тентом, рамки боковых стекол тоже можно было снять, а лобовое стекло откинуть на капот. В салоне было пять мест, еще два человека могли разместиться на откидывающихся сиденьях в багажнике.

Автомобиль оснащался четырехцилиндровым двигателем УМЗ объемом 2445 куб. см. и мощностью 72–75 л. с., коробка передач была механической, четырехступенчатой, также у машины была двухступенчатая «раздатка». УАЗ-469 имел полный привод с жестко подключаемым передним мостом.

Внедорожник экспортировался в несколько десятков стран Азии, Африки, Южной Америки. Также автомобиль продавался в Италии, местным покупателям предлагались в том числе версии с дизелями Peugeot и VM, а также с бензиновым мотором Fiat.

До 1985 года «УАЗики» в частные руки попадали редко - или ими кого-то награждали за особые заслуги, или удавалось приобрести списанные экземпляры у государственных органов. Позже внедорожник стал общедоступным, особый восторг от пользования советским неприхотливым и невероятно проходимым автомобилем испытывали люди, жившие либо в районах с плохими дорогами, либо там, где дорог вообще не было. Даже жаловаться на спартанские условия в салоне никому не приходило в голову - настолько хорошо УАЗ-469 справлялся со своим главным предназначением - покорять бездорожье. А в 1974 году прошло необычное испытание УАЗов на Эльбрусе, в ходе которого впервые на автомобиле, несмотря на жуткую погоду, узкую и скользкую дорогу и потерю мощности из-за разряженного воздуха, удалось взобраться на высоту более чем в 4000 метров.

В 2010 году в течение недолгого времени под индексом 469 в Ульяновске выпускалась упрощенная версия « » с матерчатым тентом и без пластиковой облицовки кузова. На автомобиль устанавливался бензиновый двигатель ЗМЗ объемом 2,7 литра и мощностью 112 л. с.



Поделиться