Анализ: чем газотурбинные двигатели "Сатурна" лучше ГТД "Зоря-Машпроект". Кронштадтский морской завод отремонтировал газотурбинный двигатель для ОАО «Центр Судоремонта «Дальзавод» (фото) Успешный образец сотрудничества

Во вторник, 25 апреля, президент РФ Владимир Путин сказал, что КПД и ресурс новых российских морских газотурбинных двигателей превзойдут зарубежные на 10-15%. Такое заявление он сделал на церемонии открытия нового комплекса НПО "Сатурн" по производству морских ГТД. Большинство таких двигателей рыбинского "Сатурна" имеют больший КПД, чем аналоги из Николаева – 36% против 32%. Однако при сравнении с украинской продукцией преимущество, которое озвучил президент, есть пока не у всех отечественных агрегатов. FlotProm сравнил характеристики ГТД.

Запуск на рыбинском НПО "Сатурн" с 2018 года серийного производства морских ГТД сделает ВМФ России независимым от импортных газотурбинных агрегатов. А поскольку разработки "Сатурна" современнее изделий николаевского "Зоря-Машпроекта" (Украина), у них несколько выше и КПД. По словам Владимира Путина, коэффициент полезного действия отечественных двигателей вырастет на 10-15%, ведь это "более современная техника по сравнению с той, что мы брали раньше". FlotProm проанализировал КПД силовых установок.



Линейка морских ГТД производства НПО "Сатурн"

В рамках импортозамещения НПО "Сатурн" с 2014 года ведет три опытно-конструкторские работы по двигателям М90ФР, "Агрегат-ДКВП" и М70ФРУ-Р, рассказали FlotProm в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Новыми двигателями российского производства оснастят фрегаты проектов 22350 и 11356, малый десантный корабль на воздушной подушке "Зубр", а также другие корабли и суда ВМФ России.

25 апреля в Рыбинске продемонстрировали два корабельных газотурбинных двигателя – М70ФРУ и М70ФРУ-2. FlotProm приводит таблицу с характеристиками этих ГТД в сравнении с украинскими аналогами и двигателем М90ФР.

КПД российского газотурбинного двигателя для ДКВП "Зубр" выше украинского всего на 0,4%

Двигатель М70ФРУ-2 производства НПО "Сатурн" станет основой для силовой установки малого десантного корабля на воздушной подушке "Зубр" (проект 12322). Главной энергетической силовой установкой "Зубра" первоначально была ГТУ типа М35. Она включает в себя три тяговых газотурбинных агрегата (ГТА) М35-1 и два нагнетательных ГТА М35-2. В состав каждого из агрегатов входят ГТД еще советской разработки ДП71 (в украинской классификации – UGT6000) разработки и производства "Зоря-Машпроект". Двигатели ДП71 производятся в Николаеве с 1978 года.

Для замены украинских ГТД "Сатурн" в 2014 году начал работы по ОКР "Агрегат ДКВП". Цель опытно-конструкторской работы – создание газотурбинного двигателя М70ФРУ-2 и корабельных ГТА М35Р-1, М35Р-2 и М70Р мощностью 10 000 л.с. В характеристиках двигателя М70ФРУ-2, представленных 25 апреля НПО "Сатурн", указан КПД в 32,4%. Это всего на 0,4% лучше украинского ГТД.


ГТД М70ФРУ2 для ДКВП типа "Зубр"

Возможно, характеристики рыбинских ГТД (особенно М70ФРУ-2) в будущем улучшатся, так как завершение всех трех ОКР запланировано на декабрь 2017 года, и не все испытания еще окончены. В ОДК 25 апреля заявили, что "дальнейшее развитие морских ГТД может пойти по пути увеличения мощности, а также повышения КПД двигателей". Кроме того, "Сатурн" осваивает сплавы из кобальта.

По данным источника FlotProm в николаевском "Зоря-Машпроект", применение новых кобальтовых сплавов, используя аддитивные технологии, может "несколько улучшить характеристики газотурбинного двигателя, в том числе способствовать повышению его КПД". На украинском предприятии назвали использование кобальтовых сплавов и аддитивных технологий своим "ноу-хау", работа над которым ведется уже несколько лет.

Российские ГТД для фрегатов проекта 11356 и СКР проекта 11540 обогнали украинские по КПД

Рыбинские двигатели М70ФРУ и М90ФР созданы для замены ГТД украинского производства ДС71 и Д090 соответственно. Об этом FlotProm сообщил источник, знакомый с ситуацией. В главной энергоустановке М27, использующейся на СКР "Ярослав Мудрый" проекта 11540 "Ястреб", "девяностые" двигатели являются форсажными, а "семидесятые" – маршевыми. При этом российские двигатели имеют КПД в 36% против 32% у ГТД украинского производства.

ГЭУ фрегатов проекта 11356 – установка М7Н1, в которой маршевыми являются все те же двигатели ДС71 (в украинской классификации – UGT6000), а форсажными – ДТ59 (UGT16000). КПД последнего – всего 30%.


ГТД М70ФРУ

Производители и конструкторы газотурбинных двигателей: КПД таких установок ограничен 38-40%

По мнению главного конструктора "Коломенского завода" Валерия Рыжова, которое он высказал в интервью FlotProm в 2015 году, КПД газотурбинного двигателя "находится в пределах 36%, не более. Для повышения этого показателя надо увеличить температуру сгорания в камере. Это в свою очередь приводит к тому, что наступает предел длительной прочности материала рабочих лопаток при высокой температуре. В дизельном двигателе максимальная температура сгорания достигает 1700 градусов, в газотурбинном двигателе такую температуру создать нельзя – сгорят рабочие лопатки турбины".

По информации Объединенной двигателестроительной корпорации, КПД большинства их новых двигателей составляет 36%. Источник FlotProm на предприятии "Зоря-Машпроект" заявил, что КПД газотурбинных двигателей можно довести максимум до 38-40%.

Последние украинские разработки – например, двигатель UGT 25000, имеет заявленный производителем КПД от 36 до 37% (в разных модификациях). При этом британская компания Rolls-Royce в 2016 году заявила, что КПД ее двигателя MT-30 составляет свыше 40%.

Эффективность ГТД зависит от качества материалов и запчастей

Как рассказали FlotProm в группе компаний "Дизельзипсервис", которая занимается в том числе ремонтом газотурбинных двигателей, КПД, заявленный "Роллс-Ройсом", выглядит сомнительно, это скорее маркетинговый ход. Представитель компании добавил, что КПД газотурбинных силовых установок сильно зависит от особенностей эксплуатации двигателя, а также от качества материалов и запчастей. "Так, после модернизации системы топливоподачи у двигателя ДЖ59 и установки на него новых лопаток из современных сплавов, коэффициент полезного действия ГТД увеличился, а расход топлива – уменьшился", – сказал представитель ГК "Дизельзипсервис".

Он также отметил, что новшества вроде кобальтовых сплавов и аддитивных технологий могут еще улучшить этот показатель. "Например, двигатель ДВ71Л (UGT6000+) до капремонта был "усталым", его КПД уменьшился вполовину с 30%. Ремонт на "Кингисеппском машиностроительном заводе" с применением новых материалов позволил восстановить это значение почти до показателей нового двигателя. Но заводское качество изготовления ГТД принципиально важно", – резюмировали в "Дизельзипсервисе".

Кронштадтский морской завод (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) подготовил отремонтированный газотурбинный двигатель к отгрузке заказчику ОАО «Центр Судоремонта «Дальзавод». Корабельный газотурбинный двигатель ДТ-59 поступил на завод в июне 2015 года для прохождения среднего ремонта, в январе-феврале 2016 года прошел испытания на специальном стенде. Соответствие параметров готового двигателя характеристикам, заложенным в техническом задании, успешно подтвердилось.

Это первый из двух корабельных газотурбинных двигателей, предназначенных для дальневосточных судоремонтников, и из девяти, находящихся в настоящее время в ремонте на Морском заводе в рамках государственного заказа.

Одновременно продолжается выполнение заказов по ремонту конвертированных судовых двигателей для нужд газоперекачивающих станций. В плане ремонта 2016 года - пять блоков ГПА-10 и один двигатель ДР59Л.

Специализированное газотурбинное производство Кронштадтского морского завода занимается ремонтом судовых двигателей с 1967 года. За это время отремонтировано для нужд военно-морского флота более 350 двигателей и установок различных модификаций.

Обладая комплектом ремонтной документации, оснасткой, оборудованием, разработанными заводом изготовителем, газотурбинное производство выполняет полный цикл среднего ремонта газотурбинных двигателей, включая испытание на «горячем» стенде, а также производит шеф-монтажные работы, и при необходимости сервисное обслуживание газотурбинных установок на кораблях.

Программа ремонта газотурбинных двигателей для ВМФ утверждена на срок до 2024 года. За Морским заводом закреплен ремонт двигателей ДЕ59, ДТ59, ДК59, ДО63, а также ГТД последующих поколений, и двигателей отечественного производства.

АО «Кронштадтский морской завод» (с апреля 2016 года входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») в своем пресс-релизе сообщило, что 10 апреля 2016 года предприятие в рамках выполнения государственного заказа отгрузило Северному флоту отремонтированный газотурбинный двигатель ДТ59.

Корабельный газотурбинный двигатель ДТ59 поступил на завод весной 2015 года для прохождения среднего ремонта. В процессе ремонта двигатель полностью перебирается. Демонтированные с роторов компрессорные и турбинные лопатки подвергаются дефектации неразрушающими методами контроля, осуществляется их обработка и полировка, проводятся операции для повышения прочности. Производится балансировка роторов, проверка соосности узлов двигателя и другие операции. В марте 2016 вновь собранный двигатель успешно прошел заводские испытания.

Прошедший средний ремонт на АО «Кронштадтский морской завод» форсажный газотурбинный двигатель ДТ59 большого противолодочного корабля Северного флота "Адмирал Чабаненко" проекта 11551 (с) АО «Кронштадтский морской завод»

Это второй из морских двигателей, отремонтированных Кронштадтским заводом в нынешнем году. Первый был предназначен для дальневосточных судоремонтников. К испытаниям в ближайшее время готовятся третий и четвертый двигатели. В настоящее время в ремонте на Морском заводе в рамках государственного заказа находятся еще пять газотурбинных двигателей.

Напомним, что специализированное газотурбинное производство Кронштадтского морского завода выполняет полный цикл среднего ремонта газотурбинных двигателей, включая испытание на «горячем» стенде, а также производит шеф-монтажные работы, и при необходимости сервисное обслуживание газотурбинных установок на кораблях с 1967 года, и за это время отремонтировало для нужд военно-морского флота более 350 двигателей и установок различных модификаций.

Программа ремонта газотурбинных двигателей для ВМФ утверждена на срок до 2024 года. За Морским заводом закреплен ремонт двигателей ДЕ59, ДТ59, ДК59, ДО63, а также ГТД последующих поколений, и двигателей отечественного производства.

Комментарий bmpd. Отремонтированный форсажный газотурбинный двигатель ДТ59 принадлежит большому противолодочному кораблю Северного флота "Адмирал Чабаненко" проекта 11551, с апреля 2014 года находящемся в ремонте на судоремонтном предприятии Филиал "35 СРЗ" АО "ЦС "Звездочка" в Мурманске.

Подробности организации ремонта корабельных газовых турбин в Кронштадте на АО «Кронштадтский морской завод» были изложены в небезынтересном интервью директора газотурбинного производства (ГТП) - заместителем генерального директора АО "Кронштадтский морской завод" Олега Рекуненко и его заместителя по производству Наталии Рачиной, опубликованном веб-ресурсом www.korabel.ru в феврале 2016 года:

Немногие знают, что в городе Кронштадте на Кронштадтском морском заводе весьма успешно и без лишней шумихи функционирует уникальное производство, возможности и опыт которого в последние два года, в связи с изменениями в международной обстановке, стали остро востребованы отечественным военно-морским флотом. Речь идет о газотурбинном производстве, почти полвека ремонтирующем судовые газотурбинные двигатели.

О том, чем в данный момент заняты кронштадтские турбинисты и каковы их планы, мы беседуем с директором газотурбинного производства (ГТП) - заместителем генерального директора АО "Кронштадтский морской завод" Олегом Борисовичем Рекуненко и его заместителем по производству Наталией Ивановной Рачиной.

Кто и когда поручил ГТП Кронштадтского морского завода выполнять ремонт корабельных двигателей для ВМФ РФ?

В 2014 году, в связи с изменением геополитической ситуации в мире и возникшей необходимостью ремонта газотурбинных двигателей для кораблей ВМФ на территории России, Министерство обороны РФ приняло решение поручить Морскому заводу выполнение ремонта корабельных двигателей ДТ59 и ДО63 установки М-9.

В 2015 году мы получили в ремонт первые три двигателя (ДО63 и ДТ 59) по госконтракту, а перед тем нами были получены в ремонт еще два двигателя ДТ-59 по заказу ОАО "Центр Судоремонта "Дальзавод" и один двигатель ДТ59 с БПК "Адмирал Чабаненко" по заказу филиала "35 СРЗ" ЦС "Звездочка".

- Вы выполняете полный цикл ремонта или речь идет о сервисном обслуживании?

Мы выполняем полный цикл среднего ремонта газотурбинных двигателей, включая испытание на "горячем" стенде, а также производим шеф-монтажные работы, то есть занимаемся установкой двигателей на объект, их наладкой и сдачей заказчику на ходовых и швартовных испытаниях. При необходимости наши специалисты могут выполнять и сервисное обслуживание газотурбинных установок на объектах ВМФ.

Например, несколько лет назад, когда мы ремонтировали двигатели ДЕ59 для ВМС инозаказчика (корабль проходил ремонт на Северной верфи), наши специалисты занимались наладкой и сдачей заказчику отремонтированного оборудования, выходили в море, участвовали в швартовных и ходовых испытаниях корабля.

Почему именно Газотурбинное производство Кронштадтского морского завода было выбрано для ремонта ГТД для флота?

Дело в том, что наше производство было основано еще в 1967 году. При участии специалистов НПП "Машпроект" и ПО "Зоря" (г. Николаев) - единственного в СССР разработчика и изготовителя газотурбинных двигателей судового типа - на КМОЛЗе был создан цех № 38, по сути, филиал ПО "Зоря", для ремонта судовых ГТД кораблей Северного и Балтийского флотов.

С тех пор специализированное газотурбинное производство вот уже 49 лет занимается ремонтом судовых газотурбинных двигателей. Для нужд отечественного ВМФ нами отремонтировано более 350 двигателей различных модификаций — как нереверсивных, так и двигателей с газовым реверсом.

Следует отметить, что даже в те годы, когда Морской завод испытывал экономические трудности и проходил процедуру банкротства, работы на ГТП не прекращались ни на один день.

Когда в 1990-е годы возникли сложности с заказами Военно-Морского флота, руководители ООО "Лентрансгаз" обратились к руководству Морского завода с предложением выполнить ремонт конвертированного судового двигателя ДР59Л, созданного НПП "Машпроект" и ПО "Зоря" для газоперекачивающих станций. Конструктивно этот двигатель почти не отличался от судовых двигателей, традиционно ремонтировавшихся на заводе, что позволило нам в короткие сроки освоить его ремонт. Двигатель был успешно отремонтирован и в 1996 году сдан заказчику. С этого времени ПАО "Газпром" стало нашим основным заказчиком на многие годы.

Оставалась одна большая проблема. Двигатели отправлялись на газоперекачивающие станции после ремонта без испытаний, потому что топливом для двигателя ДР59Л является природный газ, а наша испытательная станция была спроектирована для флотских двигателей, работающих на дизельном топливе. Но мы справились и с этой задачей. В 2009 году мы закончили переоборудование испытательной станции и испытали двигатель ДР59Л, впервые применив оригинальную разработку его запуска и испытания на дизельном топливе. С тех пор на ГТП отремонтировано более 150 двигателей ДР59Л и более 60 блоков ГПА-10 для компрессорных станций ПАО "Газпром".

Но если последние 20 лет ГТП занималось двигателями для нужд Газпрома, как вам удалось не утерять навыки ремонта корабельных двигателей?

Все эти годы мы продолжали, хотя и в значительно меньших объемах, заниматься ремонтом судовых двигателей. За это время отремонтировано шесть реверсивных двигателей ДО63, также был выполнен ремонт трех двигателей типа ДЕ59 для нужд иностранных флотов.

Какими возможностями (техническими, кадровыми) для выполнения поставленных флотом задач располагает ГТП? В чем преимущество ГТП, в чем его уникальность?

Уникальность ГТП состоит в том, что это единственное предприятие в России, обладающее комплектом ремонтной документации, оснасткой, стендами и другим оборудованием, разработанным заводом изготовителем ГП НПКГ "Зоря-Машпроект" для ремонта газотурбинных двигателей типа ДЕ59, ДТ59, ДК59, ДО63 и др.

У нас есть испытательный стенд, позволяющий производить испытание данных двигателей и передавать заказчику готовые к установке на корабли ВМФ турбины. Есть опыт ремонта всех этих типов двигателей, а главное — квалифицированный персонал для выполнения поставленных задач.

Таким образом, на момент возникновения у отечественного флота необходимости в ремонте ГТД у нас оказались в наличии и документация, и налаженное производство, и кадры для ремонта двигателей второго поколения.

Поэтому мы достаточно уверенно приступили к работам по заказу флота.

- Какой объем работ способно выполнять ГТП?

На данный момент у нас в ремонте девять двигателей - пять ДТ 59 и четыре ДО 63. Все в разной степени готовности. Сроки ремонта сжатые, поэтому приходится работать напряженно. Чтобы уложиться в плановые сроки, случается работать и в праздники, и в выходные.

Одновременно продолжаем выполнять заказы по гражданскому ремонту. В плане ремонта 2016 года — пять блоков ГПА-10 и один двигатель ДР59Л.

Каков ход работ на данный момент? Есть ли результаты? Какие сложности возникают? Как справляются с проблемами? В частности, документация, ЗИП, оснащение производства?

На данный момент закончена сборка двух двигателей ДТ59 для ОАО "ЦС Дальзавод", и мы приступили к их испытаниям. Полным ходом идет ремонт двигателей для ВМФ РФ в рамках госконтракта. Двигатель ДТ59 находится в процессе сборки, заканчивается ремонт двух двигателей ДО63.

Еще два двигателя ДО63 разобраны и проходят дефектацию.

Двигатель ДТ59 с БПК "Адмирал Чабаненко" находится на стадии поузловой сборки.

Проблемы возникают, как на всяком производстве. Например, трудности с поставками ЗИПа. Многие материалы, комплектующие и покупное оборудование уже сняты с производства, приходится искать аналоги прорабатывать и согласовывать их замену. Увеличивает сроки ремонта и необходимость закупки всех услуг и покупного оборудования через торговые площадки в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. Если раньше мы могли оперативно решать эти вопросы, то сейчас, бывает, требуются месяцы для осуществления закупок.

Предполагается ли участие ГТП только для работы с указанными двигателями или ГТП включится в ремонт корабельных ГТД на постоянной основе?

Программа ремонта газотурбинных двигателей для ВМФ утверждена на срок до 2024 года. Помимо двигателей ДЕ59, ДТ59, ДК59, ДО63 за нами закреплен ремонт двигателей последующих поколений, например, ДР/ДС76 и ДР/ДС77, и перед нами стоит задача по его освоению. Уверены, что справимся с этой задачей.

- Таким образом, вы являетесь на данный момент лидером по ремонту корабельных газотурбинных двигателей?

В ремонте флотских двигателей второго поколения типа ДЕ59, ДТ59, ДК59, ДО63 мы действительно являемся лидерами.

Сейчас появляются и другие предприятия, желающие осваивать ремонт флотских турбин. Но им еще предстоит освоить документацию, создать необходимую производственную базу, приобрести опыт. Положительные результаты имеются. Например, на одном из предприятий осваивают ремонт ГТД путем замены готовых узлов и деталей.

А сможет ли ГТП ремонтировать двигатели последующих поколений? Будет ли оно в дальнейшем ремонтировать двигатели, выпускаемые отечественными предприятиями?

Если говорить об организации ремонта двигателей 3-го и 4-го поколений в общем, то для этого понадобится серьезное дооснащение нашего производства. Должны быть созданы новые стенды, испытательная станция, изготовлена соответствующая технологическая оснастка. Необходимы большие капитальные вложения.

Вопрос о создании в АО "Кронштадтский морской завод" центра по ремонту газотурбинных двигателей 3-го и 4-го поколений, а также ГТД российского производства в настоящее время прорабатывается на уровне правительства.



Ремонт корабельных газотурбинных двигателей для ВМФ России на АО «Кронштадтский морской завод». Кронштадт, февраль 2016 года (с) Екатерина Леонова / www.korabel.ru

Кронштадтский морской завод подготовил отремонтированный газотурбинный двигатель (ГТД) к отгрузке заказчику ОАО «Центр Судоремонта «Дальзавод» (Владивосток). Корабельный газотурбинный двигатель ДТ-59 поступил на завод в июне 2015 года для прохождения среднего ремонта, в январе-феврале 2016 прошел испытания на специальном стенде. Соответствие параметров готового двигателя характеристикам, заложенным в техническом задании, подтвердилось. Об этом сообщает пресс-служба завода.

Это первый из двух корабельных ГТД, предназначенных для «Дальзавода», и из девяти, находящихся в настоящее время в ремонте на Морском заводе в рамках государственного заказа. Одновременно продолжается выполнение заказов по ремонту конвертированных судовых двигателей для нужд газоперекачивающих станций. В плане ремонта 2016 года - пять блоков ГПА-10 и один двигатель ДР59Л.

Специализированное газотурбинное производство Кронштадтского морского завода занимается ремонтом судовых двигателей с 1967 года. За это время отремонтировано для нужд военно-морского флота более 350 двигателей и установок различных модификаций.

Обладая комплектом ремонтной документации, оснасткой, оборудованием, разработанными заводом изготовителем, газотурбинное производство выполняет полный цикл среднего ремонта газотурбинных двигателей, включая испытание на «горячем» стенде, а также производит шеф-монтажные работы, и при необходимости сервисное обслуживание газотурбинных установок на кораблях.

Программа ремонта газотурбинных двигателей для ВМФ РФ утверждена на срок до 2024 года. За Морским заводом закреплен ремонт двигателей ДЕ59, ДТ59, ДК59, ДО63, а также ГТД последующих поколений, и двигателей отечественного производства.

Кронштадский морской завод - крупнейшее судоремонтное предприятие Северо-западного региона России. Основан в 1858 году. (1858 -1922 годы - Пароходный завод, 1922-1929 годы - Кронштадтский судоремонтный завод). Название Кронштадтский Морской завод носит с 1929 года. Предприятие расположено в г. Кронштадт на острове Котлин в Финском заливе в 30 км к западу от Санкт-Петербурга. Производственная площадь Морского завода составляет более 63 га.

Общая протяженность причального фронта набережных - 500 м, стапельных оснований - 750 м, что позволяет проводить доковый ремонт кораблей и судов длиной до 230 м и водоизмещением до 40 тыс. тонн.

Завод выполняет комплексный ремонт кораблей, в том числе доковый ремонт в подводной части корпусов с очисткой и окраской, ремонт донно-бортовой арматуры, гребных, дейдвудных, рулевых, выдвижных и подъемно-опускных устройств; ремонт дизелей, газовых и паровых турбин, паровых и водогрейных котлов, электротехнических изделий; изготовляет металлоконструкции, изделия металлообработки, производит гибку стальных труб, перемотку электрических двигателей и др.Кронштадтский морской завод - одно из старейших судоремонтных предприятий России и крупнейшее в Северо-западном регионе. Основан в 1858 году. В настоящее время на заводе проходят ремонт более 100 кораблей и судов ежегодно. С 2015 года входит в состав Объединенной судостроительной корпорации.

Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС) включает в себя основные судоремонтные и судостроительные производственные мощности Дальневосточного федерального округа, такие как Центр судоремонта «Дальзавод» (г. Владивосток), Дальневосточный завод «Звезда» (г. Большой Камень), Северо-восточный ремонтный центр (г. Вилючинск). По поручению президента России Владимира Путина консорциум компаний ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпромбанк» в лице совместного предприятия ЗАО «Современные Технологии Судостроения» создает на Дальнем Востоке России промышленный и судостроительный кластер на базе ОАО «ДЦСС», ядром которого станет новый судостроительный комплекс «Звезда» в г. Большой Камень.

Госпредприятие научно-производственный комплекс газотурбостроения (ГП НПКГ) «Зоря» – «Машпроект» является ведущим в СНГ проектантом и производителем газотурбинных двигателей различных модификаций для газотранспортных магистралей, энергетики, монопольным – для cyдовых движителей. Морскими газотурбинными двигателями, произведенными в Николаеве, оснащаются почти все военные корабли в России. Кроме того, турбины украинского производства активно используются в энергетике и промышленности РФ.

По меркам двигателестроительной отрасли объем выручки ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект» весьма небольшой и колеблется на уровне 250–300 миллионов долларов. Самыми высокими остаются результаты 2013 года – 397,2 миллиона долларов. На долю предприятия приходится порядка 30 процентов от объемов производства ГК «Укроборонпром». Доля экспорта в выручке составляет 90–95 процентов.

Основные доходы компании приходятся на поставки газоперекачивающего оборудования. Главные заказчики в этом сегменте – Россия, Узбекистан, Казахстан и Туркменистан. Данные изделия эксплуатируются также в Чехии, Болгарии, Белоруссии и собственно на территории Украины. Работы выполняются в кооперации с Сумским НПО имени Фрунзе.

“ Самый серьезный вызов для производителя газотурбинных установок – сужение традиционных рынков в Индии и Китае ”

Около 2/3 всего объема произведенной продукции составляют двигатели мощностью 25 МВт – наиболее сложные в производстве. Чрезвычайно доходным для предприятия проектом оказалось строительство газопровода «Северный поток».

В 2008 году «Зоря» – «Машпроект» подписало самый крупный в своей истории контракт на поставку ста ГТУ мощностью 25 МВт для газовой и энергетической отраслей Ирана. В целом Россия и Средняя Азия остаются безальтернативными заказчиками, так как являются крупнейшими поставщиками газа.

Заключенные в 2012 году контракты позволяют планировать программу производства более чем на пять лет вперед. В структуре экспорта компании значительно возрастет доля продукции морского назначения.

Производство судовых газотурбинных установок занимает в общих объемах около 14 процентов. Исторически главным и постоянным заказчиком остается ВМФ России, в составе которого находится наибольшее число кораблей, оснащенных установками предприятия. Также ГТУ активно поставляются в Индию, Китай и Вьетнам.

Начиная с 2011 года выручка предприятия стабильно превышает 300 миллионов долларов США ежегодно. Увеличение денежных поступлений позволило приступить к реализации инвестиционной программы модернизации производственных мощностей. Кроме того, определенность, наступившая после очередной смены менеджмента и включения предприятия в концерн «Укроборонпром», открыла доступ к финансовым ресурсам. В сентябре 2011-го «Зоря» – «Машпроект» получило в банке, входящем в группу «Райффайзен-Аваль», возобновляемую кредитную линию с лимитом 20 миллионов евро и овердрафт (кредит без обеспечения) на 55 миллионов гривен. Очевидно, эти и другие заемные средства будут направлены на дальнейшую модернизацию производственных мощностей, которая стартовала на предприятии с 2012 года.

Успешный образец сотрудничества

Работа «Зори» – «Машпроекта» на российском рынке демонстрирует едва ли не самый удачный механизм сотрудничества в оборонной сфере между украинскими и российскими предприятиями за всю постсоветскую историю. Сохранение широкой кооперации в морском двигателестроении, развернутой при СССР, в одинаковой мере является заслугой руководства с обеих сторон. Не в последнюю очередь связи удалось сохранить благодаря созданию в 1993 году совместного предприятия – ЗАО «Турборус» со штаб-квартирой в Рыбинске. Сорок процентов отошло «Зоре» – «Машпроекту», а российский пакет в равных долях распределился между нынешним НПО «Сатурн» и НПО «Аврора».

На начальном этапе главной задачей ЗАО стало обеспечение техобслуживания газотурбинных установок николаевского производства в составе ВМФ России и пограничной службы ФСБ. В настоящее время ЗАО «Турборус» обслуживает ряд ГТУ надводных кораблей российских ВМФ и пограничной службы (береговой охраны): МЗН, М5Е, М8, М10, М15А, М15-Б, М15-В, М35, М7К, М7Н, М9, М21А, МТ70, ДТ4. В эксплуатации находятся следующие типы двигателей: ДТ59, ДК59, ДН59, ДЕ59, Д063, ДР77, ДС77, ДН77, ДД50, ДО75, ДМ71, ДР71, ДС71, ДР76, ДМ76, ДА90, ДО90, ДА91.

С одной стороны, кооперация сохраняется благодаря монопольному положению ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект» в сфере корабельных газотурбинных двигателей. К тому же на территории России остались не только основные проектные мощности военного кораблестроения (Северное ПКБ, ЦМКБ «Алмаз», Зеленодольское ПКБ), но и все предприятия, связанные с автоматизацией кораблей. Это касается прежде всего НПО «Аврора», где одним из основных направлений работы остается разработка и производство комплексных систем управления техническими средствами надводных и подводных кораблей. Предприятие активно участвовало и во многих экспортных программах российского кораблестроения, особенно на индийском направлении (например по фрегатам проекта 11356 типа Talwar).

Не менее важной задачей ЗАО «Турборус» является и выполнение совместных работ по созданию перспективной газотурбинной техники. Фактически предприятие и в настоящее время остается главным инструментом научного сотрудничества украинских и российских двигателестроителей, работающих для флота. Основной для него программой стало создание ГТД М90ФР мощностью 27 500 лошадиных сил для перспективных военных кораблей и дизель-газотурбинного агрегата М55Р для фрегатов проекта 22350. Агрегат М55Р включает одну форсажную турбину М90ФР и один маршевый дизельный двигатель 10Д49 коломенского производства мощностью 5200 лошадиных сил, энергетическая установка фрегата проекта 22350 – два агрегата М55Р.

Заводские испытания двигателя М90ФР на предприятии завершены в ноябре 2005 года. Государственные межведомственные испытания корабельного ГТД М90ФР – в 2006-м. Они полностью подтвердили соответствие технических характеристик двигателя требованиям заказчика, предъявляемым к корабельным ГТД четвертого поколения.

В июле 2008 года ЗАО «Турборус» завершило монтаж на испытательном стенде нового дизель-газотурбинного агрегата М55Р. С российской стороны в кооперации по созданию агрегата принимают участие ОАО «НПО «Сатурн» (зона ответственности – силовая турбина), концерн «НПО «Аврора» (системы управления ГТД, дизелем и агрегатом), ОАО «Коломенский завод» (дизельный двигатель 10Д49), со стороны Украины – ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект» (турбокомпрессор и редуктор). Испытания проводились на стенде в Николаеве, так как в то время подобные стенды отсутствовали в России. Государственные испытания дизель-газотурбинного агрегата М55Р успешно прошли в конце 2008 года.

По госзаказу и на экспорт

Основным типом производимой для фрегатов установки является ГГТУ М7Н.1Э (дальнейшее развитие ГГТУ М7 сторожевых кораблей серии проекта 1135), включающая два форсажных ГТД ДТ59.1 мощностью по 19,5 тысячи лошадиных сил и два маршевых ГТД ДС71 мощностью по 9 тысяч лошадиных сил. Для ВМС Индии первые три фрегата проекта 11356 (типа Talwar) были построены в России со сдачей в 2003–2004 годах, три модифицированных корабля для Индии достраиваются, параллельно идут переговоры о заказе еще трех фрегатов. Одновременно шесть модифицированных фрегатов близкого по типу проекта 11356Р (11357, тип «Адмирал Григорович») заказаны в 2010-м для ВМФ России, их сдача ожидается к 2016 году.

Для основного типа перспективных фрегатов ВМФ России проекта 22350 используется ДГТУ М55Р производства ЗАО «Турборус». Две установки М55Р поставлены на головной фрегат этого проекта «Адмирал Советского Союза Горшков», спущенный на воду в 2010 году, к настоящему времени заложены еще два корабля. Всего к 2020-му планируется построить шесть – восемь единиц этого типа.

На сторожевых кораблях проекта 11661К (типа «Гепард») установлена двухвальная ДГТУ М44 суммарной мощностью 33 тысячи лошадиных сил, построенная по схеме CODOG. В состав установки входят два маршевых ГТД ДО90, один дизельный двигатель, два редуктора РА28 и один Р044. Два корабля проекта («Татарстан» и «Дагестан») достроены для Каспийской флотилии ВМФ со сдачей в 2003 и 2012 годах соответственно. Кроме того, Россия завершила в 2011-м контракт на поставку двух сторожевых кораблей экспортного варианта (типа «Гепард 3.9») для Вьетнама. Известно, что Ханой заказал еще два корабля этого проекта.

Для ВМФ России ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект» продолжает поставки ГТД различных типов для поддержания в строю кораблей советской постройки: ракетных крейсеров проекта 1164 (ГТУ М21 в составе ГТД М70 и М8КФ), больших противолодочных кораблей проекта 1155 (ГТУ М9 в составе ГТД М62 и М8КФ), малых противолодочных кораблей проекта 1124М (ГТД М8М), ракетных кораблей проекта 1239 (ГТД М10).

В Индии по проекту 15, разработанному советским Северным ПКБ, при активной технической помощи СССР и России были построены три эскадренных миноносца типа Delhi, сданные в 1997–2001 годах. Корабли оснащались дизель-газотурбинной установкой из двух агрегатов М36Н, состоящих из двух ГТД ДТ50 максимальной мощностью 27 (долговременная – 23,1) тысяч лошадиных сил каждый и двух дизелей KVM-18. Для трех следующих индийских эсминцев проекта 15А (типа Kolkata), строящихся в настоящее время, разработана двухвальная газотурбинная установка М36Э. Она состоит из двух турбозубчатых агрегатов с двумя ГТД ДТ59 (в каждом агрегате), работающих на два вала через реверсивные редукторы РГ-54. ДТ-59 является модификацией UGT 16000 для судовых движителей.

ДГТУ CODAG китайского эсминца проекта 052 (Qingdao, вошел в состав флота в 1996-м) построена по схеме CODAG и состоит из двух ГТД UGT 25000 мощностью 48,6 тысячи лошадиных сил каждый и двух дизелей 12V 1163ТВ83 мощностью 8,84 тысячи лошадиных сил производства MTU. Первый эсминец данного проекта (Harbin) был оснащен ДГТУ на основе американской турбины GE LM2500 мощностью 55 тысяч лошадиных сил. Аналогичная Qingdao ДГТУ CODAG украинской разработки также установлена на китайские эсминцы проектов 052В (два корабля, сданы в 2004-м) и 052С (два корабля, сданы в 2004–2005-м). В состав этих установок входят различные модификации (ДА80/ДН8) ГТД UGT 25000. Сейчас в КНР в различных стадиях постройки находятся еще семь эсминцев проекта 052С, ввод первого из которых ожидался летом 2012 года. Неясно, оснащаются эти корабли ГТД, закупаемыми на Украине, или ГТД собственного китайского производства.

По некоторым данным, Украина еще в конце 90-х передала лицензию на производство ГТД UGT 25000 Китаю, где они были клонированы на предприятии Xian Aero Engine под обозначениями QC280 и QD280, хотя их серийность остается под вопросом: утверждается, что прототипы QC280 испытывались на втором эсминце проекта 052В. Дизели 1163ТВ83 также производятся по лицензии MTU Friedrichshafen под названием Shanxi.

В сегменте кораблей на воздушной подушке наиболее известна установка М35 для малого десантного корабля на воздушной подушке (МДК ВП) проекта 12322 (типа «Зубр») мощностью 50 тысяч лошадиных сил. «Зубры» поставлялись на экспорт в Грецию по двум контрактам 2000–2004 годов. Для Греции было построено два корабля судостроительным объединением «Алмаз», еще один достроен ФСК «Море». Украинская часть контракта предусматривала постройку двух кораблей, но поставка второго была приостановлена из-за его неудовлетворительного технического состояния. В 2009-м «Укрспецэкспорт» заключил несколько спорный (из-за передачи технической документации по этим кораблям) контракт еще на два аналогичных десантных корабля на воздушной подушке (ДКВП) для ВМС КНР. Два корабля проекта 958 «Бизон», построенные на ФСК «Море», сданы заказчику в 2012–2013 годах, еще два планируется строить в Китае с участием украинских специалистов.

В конце декабря 2012-го ГП «НПКГ «Зоря» – «Машпроект» отгрузило в Индию комплект оборудования морского применения для кораблей проекта 15 (тип Delhi), которое поставляется по программе технического обслуживания. Ранее предприятие обеспечило силовыми установками индийские корабли проекта 15А (тип Kolkata). В феврале 2013 года «Зоря» – «Машпроект» поставило тому же заказчику комплект оборудования. Оно предназначено для кораблей класса фрегат.

В 2013–2017 годах предприятие нарастит выпуск продукции морского назначения, заключен ряд контрактов на поставку морских силовых установок, в том числе долгосрочные соглашения с кораблестроителями Индии. В августе 2013-го подготовлены к отправке заказчику редукторы агрегата для корабля класса фрегат. В состав агрегата входят два форсажных, два маршевых редуктора и межредукторная приставка. Общий цикл изготовления всей группы редукторов составил 18 месяцев. В ближайшие пять лет предстоит реализовать программу выпуска тяжелых морских агрегатов, в рамках которой предприятие должно произвести четыре типа, отличающихся конструктивно и сложностью изготовления. На данный момент подготовлен к испытаниям первый редуктор очередного агрегата.

В апреле 2013 года ГП «Зоря» – «Машпроект» подписало контракт с индийским заказчиком на поставку силовых газотурбинных установок для кораблей, которые будут построены на верфи в Мумбаи. Договор заключен по итогам тендера 2012-го. По условиям контракта всего в период с 2016 по 2019 год предприятие оснастит четыре новых корабля проекта 15В. Оснащена уже третья серия. В 1993–1995-м в Индию поставлены установки для трех кораблей проекта 15 (тип Delhi), в 2005–2006-м – также для трех кораблей проекта 15А (тип Kolkata). Для проекта 15В предприятие выпустит модернизированную силовую газотурбинную установку с микропроцессорной системой управления.

Перспективы компании

ГП «Зоря» – «Машпроект» – одно из самых успешных предприятий ОПК Украины и двигателестроительных предприятий СНГ. Однако положение компании в сегменте газовых турбин для военных кораблей достаточно противоречиво. Несмотря на монополию в СНГ по производству корабельных двигательных установок, экспорт продукции крайне затруднителен без российских предприятий. Фактически можно назвать только три одиночных контракта, реализованных без кооперации с российскими экспортерами и предприятиями: строительство четырех ДКВП проекта 958 «Бизон» для КНР, программа сингапурского корабля на воздушной подушке проекта ACV-1 и поставка новых турбин для американского контейнеровоза LCpl Roy М. Wheat, которые не получили продолжения.

Из-за крайне ограниченных возможностей Украины в проектировании и автоматизации военных кораблей внутренний рынок «Зори» – «Машпроекта» ничтожно мал. А с учетом насыщения традиционных рынков российского кораблестроения (Китай, Индия), помноженного на их стремление к самообеспечению, в том числе и в сфере производства ГТУ, следует ожидать снижения закупок и российских, и украинских кораблей, а вместе с ними и николаевских двигателей.

Вторым вызовом является обострение конкуренции с западными двигателестроителями, в частности с компанией General Electric. Лицензионное производство ГТД LM2500 организовано на мощностях индийской корпорации HAL. И для программы фрегата 17 типа Shivalik по настоянию индийской стороны для силовой установки корабля в качестве форсажных турбин выбраны два ГТД LM2500. Эти же ГТД предполагается применять и на семи запланированных к строительству в Индии фрегатах проекта 17А.

С 2009 года продолжается история с программой перспективного эсминца проекта 15В. Предполагается построить для ВМС Индии четыре эсминца, которые являются развитием проекта 15А. Список участников программы 15В остался прежним, но не завершен набор ключевых компонентов для корабля. Главный спор возник из-за силовой установки, целый ряд проектантов с индийской стороны предложили использовать все тот же ГТД LM2500. Для российской стороны такое развитие событий также нежелательно, так как приведет к выпадению с рынка целого ряда предприятий-смежников.

На российском военно-морском рынке положению «Зори» – «Машпроекта» теоретически угрожают и периодически возбуждаемые проекты организации производства корабельных ГТУ на российских предприятиях. Однако как и в случае с организацией выпуска в России вертолетных двигателей, здесь не было достигнуто большого прогресса.

С 1992 года работы по корабельным ГТУ велись на рыбинском НПО «Сатурн», а в 2000-м последнее даже признано ВМФ РФ базовым предприятием морского газотурбостроения. Реально «Сатурн» смог после 2000 года отработать на стендах два типа морских двигателей, являющихся фактически модифицированными клонами соответствующих николаевских разработок советского периода: М70ФРУ мощностью 14 тысяч лошадиных сил и М75РУ мощностью семь тысяч лошадиных сил. Оба разрабатывались по заказу ВМФ РФ, но до настоящего времени ни одного образца этих ГТД закуплено не было и на корабли не попало. Также «Сатурн» принимает участие в программе ГТД М90ФР (для фрегатов проекта 22350) в сотрудничестве с «Зорей» – «Машпроектом». Но доля рыбинского предприятия в объеме совместного производства составляет лишь 20 процентов, а сборка турбин М90ФР осуществляется в Николаеве.

Ввиду такого положения в 2011 году возобновился разговор о перспективах покупки ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект» и ряда судостроительных предприятий Украины российскими государственными инвесторами. Однако решение об инвестиционной программе компании в новое оборудование свидетельствует об отсутствии намерений приватизировать или передать предприятие кому-нибудь. Таким образом, все указывает на сохранение текущей ситуации на ближайшие годы.

Создается впечатление, что пока никто не заинтересован в результате. С одной стороны, украинские участники дискуссии отказываются учитывать роль российских проектных мощностей и предприятий по автоматизации в экспорте продукции ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект». С другой – озвученное на тот момент российское предложение об интеграции «Зори» – «Машпроекта» в состав ОСК вызвало некоторое недоумение. Во-первых, зачем такая форма интеграции, если больше 20 лет успешно работает ЗАО «Турборус»? Во-вторых, вопрос о выгоде Украины не выносился на обсуждение, хотя в этот период страна полностью соответствовала статусу стратегического партнера.

В общем, форма и содержание такого интеграционного предложения сделали диалог невозможным. На обсуждение не вынесены такие реальные проблемы отрасли, как старение и дефицит кадров в конструкторском бюро, снижение научно-технического потенциала, кооперация. Перспективной и для Украины, и для России выглядит организация через ЗАО «Турборус» сборочных производств с последующей передачей лицензий на старые двигатели на мощности заказчиков (Индия, Вьетнам) и дальнейшая совместная разработка и производство новых ГТД для российского флота по примеру М90ФР.

Получается, что импортозамещение применительно к «Зоре» – «Машпроекту», как и в случае с «Мотор Сич» (подробнее – в «ВПК», № 18, 2014 ), носит в основном декларативный характер. ЗАО с преимущественной долей российского капитала действует уже больше 20 лет и за все это время ни разу не попало в конфликтные или спорные ситуации в отличие от поставки тех же «Зубров». Отсутствие в СМИ разоблачительных материалов относительно работы «Турборус» подтверждает удачный выбор модели сотрудничества не только в финансовом, но и в производственном аспекте. Более серьезным вызовом по сравнению с политикой импортозамещения на сегодня является ожидаемое сужение традиционных экспортных рынков компании в Индии и Китае.



Поделиться