Правильный прогрев двигателя. Нужно ли прогревать двигатель зимой? Тяжелый запуск двигателя на холодную

Вопрос необходимости прогревания двигателя в зимний период до сих пор остается открытым, движение с не прогретым мотором снижает его износостойкость. Низкий температурный режим приводит к сгущению масла, что мешает его доступу к деталям и приводит к уменьшению качества работы ходовой.

Прогрев машины зимой – обязательное условие, если вы хотите долгой службы авто.

Нужно ли прогревать машину зимой

Автомобили, выпущенные лет десять назад, нуждаются в длительном прогревании, а современные модели транспортных средств обходятся несколькими минутами для улучшения производительности двигателя. Выделяют следующие причины, аргументирующие необходимость прогревания двигателя зимой:

  • зависимость густоты и полезных свойств масла от температурного режима;
  • на холоде зазоры изнашиваются быстрее;
  • потеря динамики, приемистости езды при пониженной температуре;
  • возможность повышения расхода горючего;
  • снижение обзорности и повышение риска ДТП как результат.

Чрезмерная густота моторного масла отрицательно сказывается на сроках эксплуатации механизмов – когда детали смазываются хуже, а обороты при этом высокие, износостойкость снижается. После прогревания масло набирает нужную консистенцию, восстанавливая полезные свойства . Двигателю в таком случае смазки хватает, срок эксплуатации повышается.

Зазоры на переохлажденном моторе отклоняются от установленной нормы, что приводит к риску быстрого изнашивания при интенсивных оборотах. После прогревания двигателя они приходят в нормальное состояние. Нестабильность работы выражается в потере динамики езды, «чихании» механизма.

Подобный характер движения приводит к перерасходу топлива как реакции на разницу в температуре топливовоздушной смеси и окружающей среды. Удовольствие от езды в холодном автомобиле вы вряд ли получите, а покрытые инеем стекла снижают обзорность, что увеличивает риск попадания в ДТП.

Как правильно прогревать двигатель

Если прогревать двигатель неправильно, ресурс его уменьшается. Грамотный подход к знанию порядка прогревания машины избавит вас от ненужных хлопот и продлит срок эксплуатации транспортного средства. Правильно будет:

  • начать с аккумулятора, чтобы под воздействием холода он не терял свои свойства, – нагрузить его, включив на 15 секунд дальние фары. Этого времени достаточно для прогрева электролита;
  • отключить дальний свет для восстановления АКБ в течение 30 секунд;
  • закрыть радиатор с наружной стороны для ускорения процесса (или набросить сверху войлок);
  • произвести запуск мотора;
  • если КПП механическая – нажать педаль сцепления, чтобы разгрузить коленвал, КП и подержать 2-3 минуты для разогрева масла;
  • когда автомобиль не завелся, делаем перерыв на 2-3 минуты для восстановления аккумулятора. Нужно следить, чтобы стартер вращался не дольше 20 секунд. Если машина и далее не заводится – пора перейти к поиску неисправностей;
  • после того, как мотор завелся, включить печку, чтобы подогреть салон – воздух направится сначала в него, а потом на лобовое стекло. Это позволит избежать появления микротрещин между стеклом и кузовом;
  • отправляться в путь на минимальной скорости (40 км/час), чтобы дать двигателю разогреться сильнее.

Пройдя 5-6 километров дороги, транспортное средство восстановит функции и будет готово к эксплуатации в обычном скоростном режиме.

Популярные заблуждения

Среди автолюбителей распространены мифы, связанные с прогревом машины. Некоторые из них необоснованны или являются преувеличением. Обратим внимание на распространенные заблуждения.

  • Миф первый: если прогревать автомобиль на холостом ходу, горючего израсходуется больше. Перерасход топлива имеет место, но это ощутимо только в том случае, если машина прогревается в течение 20-30 минут. За 2-3 минуты прогрева бензина израсходуется меньше, но зато механизмы сработают исправно.
  • Миф второй: прогревать мотор вредно. Это связано с образованием смоляного налета на клапанах. Они могут застопориться из-за неплотного прилегания к седлу, но полностью из строя двигатель не выйдет. Взамен могут поломаться турбины, если машину не прогреть. Вреднее обходиться без предварительного прогрева.
  • Миф третий: зимой можно обойтись без разогрева автомобиля. На самом деле, если не ограничиться хотя бы небольшим прогревом сроком в 2 минуты, поршневая машины придет в негодность. Топливо будет плохо испаряться, и на механизме образуется конденсат, что повлечет за собой износ из-за коррозии. Когда такой конденсат с содержанием серы и с избытком воды попадет машинное масло, фильтры забьются вместе с каналами.

Не стоит принимать всерьез заблуждения по поводу разогрева машины, но на некоторые детали обратить внимание можно.

Важные особенности

От того, каким образом происходит подача топлива, с помощью инжектора либо карбюратора, схема прогрева не меняется. Запускается двигатель одинаково, но есть особенности, которые стоит учитывать.

Если автомобиль работает на дизельном топливе, то помните, что оно бывает трех видов – с разным октановым числом, температурой воспламенения:

  • летнее – для температурного режима в пределах +1 градус и выше;
  • зимнее – используется при температуре от 0 до -30 градусов;
  • арктическое – применяется в северных широтах.

Неполадки с запуском машины могут быть результатом использования зимой летнего горючего.
Смотрите, видео о том, как прогревать машину:

Итог

При наличии бортового компьютера можно легко определить момент завершения прогрева. При отсутствии электроники и наличии карбюраторного двигателя о разогреве масла сигнализирует стрелка датчика температуры для охлаждающей жидкости, когда она сдвинется, а обороты вхолостую понизятся. Процесс завершится, когда температура поднимется до 50 градусов. Сразу увеличивать обороты не рекомендуется. После прогрева охлаждающей жидкости до 80 градусов можно набирать разгон.

Тщательное прогревание автомобиля в зимний период позволит продлить срок службы благодаря торможению изнашивания механизмов. Прогревать двигатель важно, но излишне усердствовать тоже не стоит – во всем нужна мера.

Буквально кричащая о том, чтобы люди прекратили прогревать свои замерзшие двигатели каждый раз после простоя автомобиля. Нам кажется, что информация стоит внимания, в качестве темы для рассуждения. Поэтому приводим ее для своих читателей.

Суровые зимние условия сложное испытание для вашего автомобиля, но вы можете сделать их еще более сложными, если каждое утро, заводя свой автомобиль вы тратите некоторое время на «прогрев» двигателя, прежде чем начать движение. Если это так, то вы, еще один из многих водителей, который думает, что важно прогреть двигатель автомобиля на холостом ходу, и это важно, для того чтобы в студёную пору защитить мотор. , которая сделает больше вреда, чем пользы!

Вот так, безапелляционно начинается эта статья- совет. Идем дальше. Прим. автора.

Мы поговорили с инженером-механиком и бывшим гонщиком драг- рейсинга, Стивеном Чиати, о данном всепроникающем мифе, гласящим о том, что вам нужно разогреть машину зимой.

Последние 26 лет, Чиати работал - в основном бензиновыми - и в настоящее время курирует всю работу, проводимую над двигателями внутреннего сгорания в Аргоннской национальной лаборатории в Иллинойсе.

Перейдя сразу к делу, Чиати пояснил, что на холостом ходу в холод автомобиль не только больше потребляет топлива, но также во время этого происходит смывание, очищение от масла, критически важных компонентов, при помощи которых двигатель собственно и работает, а именно с цилиндров и поршней.

На этом моменте прочтения стало ясно, что данная теория что-то новенькое, и к ней стоит прислушаться. Поэтому я продолжил чтение и выяснил интересные моменты.

Теория. Почему не желательно прогревать двигатель зимой

В нормальных условиях работает на смеси воздуха и паров топлива, бензина в нашем случае. Когда смесь поступает в цилиндр, поршень сжимает ее, в определенный момент, проскакивает искра, что в итоге приводит к сгоранию топлива, приводя двигатель в движение.

Но когда на улице холодно, будет испарятся хуже. Сам автомобиль изначально компенсирует это, добавляя больше бензина в воздушную смесь - что как известно любому опытному автомобилисту, называют «богатой топливной смесью», и здесь как раз начинаются проблемы.

"Это проблема, потому что вы на самом деле доливаете дополнительное топливо в камеру сгорания, чтобы сжечь его, и некоторое его количество попадает на стенки цилиндров, в большем количестве, чем нужно" пояснил инженер-механик Стивен Чиати. "Бензин- отличный растворитель и он легко смоет тонкую пленку масла со стенок цилиндра, если вы оставите его работать в холодных условиях на холостых оборотах, в течение длительного периода времени".

Со временем очищающие свойства топлива могут "иметь губительное влияние на смазки и жизненный цикл таких вещи, как поршневые кольца и гильзы цилиндров", которые имеют решающее значение для работы цилиндропоршневой группы, для нормальной работы двигателя.

Итог: Вопреки распространенному мнению, при прогреве двигателя и его работе на холостом ходу в холодную погоду, жизнь вашего двигателя не продлевается, а сокращается.

Как видно из короткого теоретического экскурса- бензин при создании определенных условий- является серьезным врагом некоторых элементов двигателя. На самом деле в этом есть рациональное зерно. В теории все верно. Но какой практический совет даст американский инженер- механик?

Простое решение для защиты двигателя

К счастью, ваш автомобиль не работает на богатой смеси всю зиму. Это происходит только, когда мотор холодный. Как только ваш двигатель прогревается до +4 градусов по Цельсию, автомобиль переходит на нормальный темп потребления топлива.

Вы возможно уверены, что продуктивно и безопасно прогреваете двигатель на холостом ходу? , двигатель все еще холодный.

"Холостой ход будет прогревать двигатель до рабочей температуры слишком долго и пока этого не произойдет, «мозги» мотора продолжат посылать обогащённую смесь топлива в цилиндры, чтобы можно было гарантировать, что в цилиндрах достаточно топлива для нормального испарения и рабочего сгорания топлива".

Самый быстрый способ для прогрева двигателя, состоит в том, чтобы использовать его по прямому назначению, иначе говоря, ехать!

Многие возразят, но как на непрогретом автомобиле можно сразу же ехать?! В минусовые температуры все смазки, масла и технические жидкости (трансмиссионное масло или жидкость в гидроусилителе, к примеру), сильно охлаждены, поэтому не могут выполнять на 100% свои рабочие функции или функции защиты.

В пример, в статье приводится работа гидроусилителя на непрогретом автомобиле. Мол, жидкость в нем холодная, а значит густая, значит и гидроусилитель будет работать неправильно и может даже выйти из строя. Действительно ли? На что Стивен отвечает, все будет нормально и вот почему…

Вы быстрее разогреете масло, когда оно начнет «работать» и перетекать в системе, если автомобиль потихоньку поедет через небольшой промежуто времени после запуска двигателя. Стивен ответил, что достаточно прогрева в течение 30 секунд или 1 минуты, и можно отправляться в путь.

К сожалению, не было приведено никаких температурных рамок. Ведь поехать в -25, это не тоже самое, что тронуться в -5. Но вероятно в основном температуры не снижаются ниже -10, -15 градусов, так что и вопросов по этому поводу у авторов статьи не возникло.

Да, вы почувствуете, что автомобиль будет вести себя несколько иначе, он будет весь слишком плавным в своей работе, «резиновым». Но это же ощущение возникнет и при обычном долгом прогреве автомобиля в холод.

Опять же, логично, что автомобиль состоит не только из двигателя, есть в нем еще масса полезных и важных деталей. Все трущиеся или крутящиеся поверхности имеют смазку, которая также, как и масло в двигателе густеет и в холодном состоянии на время теряет часть своих защитных способностей. Эти детали также должны выполнить работу, чтобы разогнать смазку. Выполнить ее можно только в движении.

Таким образом, начало движения заранее (ГЛАВНОЕ НЕСПЕШНОГО И АККУРАТНОГО ДВИЖЕНИЯ), сможет прогреть двигатель и разгонит масло в КПП, смазку в ШРУСАХ, ступицах и других частях автомобиля.

Вывод Стивена Чиати: времени на прогрев мотора стоит отвести ровно столько, сколько вам требуется для очистки стекол вашего автомобиля от снега и льда.

Не гоните лошадей!

Этот пункт американской статьи выделен особо. Как мы говорили, чуть выше, нагрузку давать на непрогретом автомобиле НЕЛЬЗЯ.

Будьте осторожны с работой педали газа сразу после выезда. Вашему двигателю потребуется определенное время, чтобы разогреться до рабочей температуры. Обычно в движении автомобиля требуется от 5 до 15 минут для выходя в рабочий диапазон. Если сразу нажать педаль газа в пол, ничего хорошего с мотором не произойдет, он испытает серьезные нагрузки, которые при систематических появлениях могут привести к преждевременным поломкам.

Плюс к этому, на прогреваемом двигателе будет повышен расход топлива и в целом ваш автомобиль будет работать по крайней мере на 12% менее эффективно.

Поэтому не старайтесь подгонять холодный автомобиль. Ничего кроме повышенного расхода топлива и износа вы не получите.

От себя еще раз напомним, в прогревании НУЖДАЮТСЯ ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВТМОБИЛЯ , поэтому даже если вы как обычно прогрели двигатель на холостом ходу, чуть ли не до идеальной рабочей температуры, скорость вашего движения первые несколько километров по дороге в идеале не должна превышать 40 км/ч- 50 км/ч. Особенно важно следить за переключениями коробки передач, чтобы избежать ее поломки.

Корни мифа об «обязательном прогреве мотора в холодное время»

Некоторые мифы живучи, обязаловка о том, что машине нужно проработать в холодную погоду, не исключение. Зародился миф в те времена, когда автомобильные двигатели питались карбюраторными системами.

До 1980 года, карбюраторы были основной системой питания двигателя топливом. Немного позже начали развиваться более сложные электронные системы впрыска топлива.

Ключевое отличие систем питания в том, что электронный впрыск топлива обладает датчиком, который постоянно поставляет в цилиндры правильную воздушно-топливную смесь. У карбюраторных машин не было этого важного датчика.

Споры насчет прогрева двигателя ведутся уже достаточно давно. Кто-то утверждает о потребности прогрева силового агрегата, а кто-то заявляет о бесполезности данной затеи. Одни садятся и сразу едут, а другие греют мотор до рабочей температуры и только после этого начинают движение.

Двигатель автомобиля в зимнее время остывает очень быстро, а при долгой стоянке, к примеру, ночевке на открытой местности, его температура становится идентичной температуре окружающей среды. При этом разница между стартовыми значениями и оптимальными для функционирования чаще всего превышает сотню градусов.

Самой главной проблемой холодного запуска является двигательное масло. Его вязкость существенно зависит от окружающей температуры. На морозе консистенция масла становится более густой, что ухудшает смазку трущихся элементов двигателя. Это влечет за собой их повышенный износ.

Тяжелый запуск двигателя на холодную

Помимо всего вышесказанного, на работу силового агрегата при низких температурах воздействуют следующие факторы:

  • Вид топлива — автомобиль, оснащенный дизелем, обязательно требует зимней солярки.
  • Тип подачи топлива — старые авто с карбюраторным впрыском зачастую отличаются ручным управлением дроссельной заслонкой.
  • Наличие АКПП или МКПП — так или иначе в коробке передач есть масло, которое тоже меняет свою вязкость в условиях низких температур.
  • Компьютерный контроль за прогревом мотора — бортовой контроллер выбирает наиболее оптимальную подачу смеси, при этом силовой агрегат выходит в рабочий режим температуры в кратчайшее время.

Во время приближения к рабочему температурному диапазону вязкость жидкостей становится нормальной и проблемы со смазкой и увеличенным механическим износом элементов мотора и коробки передач отодвигаются на второй план. Еще одной целью прогрева мотора зимой является приведение салона в комфортное состояние, а также размораживание стекол.


Кнопка запуска мотора

Надо ли прогревать двигатель зимой

Следует начать с того, что техническое руководство по эксплуатации для большинства современных авто гласит, что нет потребности прогревать мотор перед поездкой. Изготовители указывают, что двигательное масло и прочие технические жидкости равномерно нагреваются при езде на невысоких оборотах. То есть, технологии изготовления ДВС и качественные техжидкости дают возможность начинать езду в щадящем режиме, не нанося особого ущерба моторесурсу двигателя.

Главная цель таких утверждений — стремление изготовителей убедить владельцев автомобилей в том, что не нужно греть двигатель. Сделано это, прежде всего, не ради повышения срока службы мотора, а в угоду экологии. Общеизвестным является факт, что любой двигатель в движении прогревается быстрее, а с увеличением температуры начинает функционировать и катализатор. Очевидно, что прогрев ДВС на холостых оборотах занимает больше времени, а расход горючего при прогреве мотора зимой увеличивается. По данным причинам предлагается греть двигатель на ходу, чтобы уменьшить токсичность отработавших газов как можно быстрее.

Стоит отметить, что во многих европейских странах законодательством закреплены определенные нормы, которые запрещают прогрев либо долгую работу мотора на ХХ в жилой зоне. То есть, запрещено прогревать мотор в зимнее время либо позволять работать двигателю летом в холостом режиме, иначе на водителя могут наложить штраф. Учитывая то, что автомобиль на территории СНГ для большинства людей остается предметом существенной материальной ценности, а экологические стандарты не столь жесткие, повышенное внимание, в первую очередь, уделяется исправности двигателя. Также стоит отметить, что мягкий европейский климат нельзя сравнивать со сложными эксплуатационными условиями двигателей в сильные морозы, актуальные для наших зим.

А вот сторонники отказа от прогрева заявляют, что производитель авто никогда не указал бы в мануале, что можно ехать сразу, прогревая двигатель на ходу. Главным аргументом является беспокойство о репутации бренда и гарантийные обязательства перед покупателем. С этим мнением можно согласиться, однако только частично. Общепринятая практика на сегодняшний день — гарантия на новое авто, которая, в среднем, составляет 100-150 тысяч километров пробега. Такой показатель выхаживает фактически любой современный мотор без серьезных поломок. То есть, запас прочности предполагает такое использование без прогрева, учитывая соблюдение ряда дополнительных условий. Однако далеко не каждый автовладелец в СНГ меняет свое авто на новое по окончании срока гарантии и не готов делать капитальный ремонт через 100-150 тысяч пройденных километров. Учитывая все сказанное выше, становится понятно, что ни современные масла, ни технологии не способны существенно повлиять на особенности работы ДВС и законы физики. Если вы желаете по максимуму продлить срок службы мотора, тогда двигатель нужно прогревать.

надо ли прогревать карбюраторный двигатель

Современная автопромышленность отказалась от оборудования двигателей подобными системами подачи топлива. Но, на наших дорогах достаточно часто можно встретить старенькие «Москвичи» и «Жигули», которые продолжают ездить по бескрайним просторам нашей страны. Для запуска холодного мотора автомобилисту приходится исполнять роль бортового компьютера, то есть самостоятельно выполнять регулировку подачи топлива в цилиндры с помощью ручки подсоса. Благодаря ей достигается требуемая степень обогащения смеси, что происходит посредством управления позицией дроссельной заслонки карбюратора. В этом случае прогрев автомобиля зимой носит характер определенного ритуала:


Рычаг подсоса
  • Сначала прогрейте АКБ — для этого необходимо кратковременно включить ближний свет (примерно на 30 секунд).
  • Отключите все лишние потребители электрической энергии — фары, вентиляторы и так далее.
  • Выжмите сцепление.
  • Вытащите подсос на требуемый уровень — не всегда нужно максимально перекрывать воздух, это зависит от состояния двигателя и температуры окружающей среды.
  • Подайте команду на стартер с помощью ключа зажигания — если двигатель сразу не завелся, нужно повторить попытку примерно через 30 секунд, так как емкость АКБ за это время восстановится.
  • Когда мотор запустится, отрегулируйте обороты ХХ — они должны быть примерно 1200 об/мин. Это делается при помощи ручки подсоса.
  • Отпустите педаль сцепления — в мороз после этого двигатель может заглохнуть, поскольку вязкость масла в коробке передач может быть очень большой.
  • Через некоторое время включите вентилятор печки и прогрейте салон — горячий поток не рекомендовано направлять сразу на стекла, поскольку от перепада температуры можно получить трещину.
  • В ходе прогрева мотора постепенно убирайте подсос — в рабочих температурных диапазонах не требуется обогащение смеси.
  • После прогрева полностью уберите подсос.

Некоторые авто импортного изготовления с карбюраторными моторами оборудованы автоматическим подсосом. Управление дроссельной заслонкой в таком случае происходит без участия автомобилиста.

надо ли прогревать дизельный двигатель

Утренние проблемы с заводкой дизельного мотора обусловлены тем, что в бензобак попало топливо, которое не соответствует зимним условиям эксплуатации. В зимней солярке присутствуют специальные присадки, препятствующие сгущению в условиях низких температур. Нужно ли прогревать дизельный мотор зимой — вопрос риторический. Дизельным моторам свойственны те же проблемы, что и бензиновым. Плюс ко всему в морозы топливные фильтры забиваются отвердевшими парафинами, а это уменьшает их проходимость. При нехватке топлива завести мотор очень сложно.

Существует несколько способов для борьбы с данными явлениями:

  • Свечи подогрева — нагревают горючее до рабочих температур.
  • Зимние присадки являются самым простым способом — добавление в топливо 5-15 процентов низкооктанового бензина.
  • Возврат теплого горючего в бензобак через обратку — так выполняется предварительный подогрев топлива.
  • Электрический подогрев фильтра — расплавляет парафиновые отложения.


надо ли прогревать инжекторный двигатель

Подача горючего в цилиндры посредством форсунок управляется компьютером впрыска. Бортовой контроллер анализирует сведения о температуре воздуха, который поступает в мотор, температуре самого двигателя, оборотах коленвала и температуре ОЖ. На основании этой информации электроника подает команду сервоприводу об изменении положения дроссельной заслонки. Прогревать авто зимой стало намного проще — не нужно исполнять какие-то ритуалы, достаточно просто завести мотор. Все другие операции выполнит запрограммированный автомат.

Если вы выехали и не дождались достижения мотором рабочего температурного диапазона, соблюдайте следующие правила:

  • Первые несколько километров не газуйте — смазка еще не прогрета и мотор функционирует в режиме масляного голодания.
  • КПП тоже еще замерзшая — не нужно ее эксплуатировать как гонщики «Формулы-1».
  • Не нужно резко нагружать подвеску — масло в подушках под мотором и амортизаторах еще очень вязкое, данные узлы должны постепенно приходить к рабочему состоянию.

Современные авто оборудованы различными устройствами, облегчающими эксплуатацию автомобиля в холодный период.

Не нужно думать, как в краткие сроки прогреть салон авто зимой, для комфорта пассажиров и водителя есть такие опции:

  • Подогрев руля.
  • Подогрев сидений.
  • Подогрев переднего и заднего стекол.
  • Подогрев зеркал.
  • Климатическая установка, которая нагревает салон раньше, нежели срабатывает классическая печка.

Безусловно, все данные «навороты» помогают автомобилисту быстрее покинуть стоянку утром после морозной ночи. Но не забывайте, что 10 минут функционирования холодного мотора можно приравнять к 100 км. пробега. Поршневая группа изнашивается, в первую очередь, из-за того, что поршень, изготовленный из алюминиевого сплава, нагревается гораздо быстрее, нежели стальная гильза цилиндра. Зазоры при этом значительно уменьшаются, а масло не обеспечивает требуемой смазки по причине высокой вязкости. Страдают вкладыши, кольца, подшипники КПП. Безусловно, современные присадки способны сгладить сильную зависимость вязкости масел от температур, но законы физики еще никто не отменял.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что прогревать транспортное средство зимой нужно обязательно, чтобы продлить срок службы мотора и КПП. Время прогрева зависит от типа силового агрегата и коробки передач. Если мороз небольшой, хватит 3-5 минут для прогрева масла. А вот чтобы освободить стекла от наледи, понадобится немного больше времени.

Вопрос прогрева двигателя с наступлением холодов является одной из наиболее обсуждаемых тем. Если со старыми ситуация понятна (греть такой агрегат перед поездкой нужно обязательно, иначе двигатель до определенного прогрева будет работать неустойчиво, возникают провалы, мотор глохнет), то с все не так просто. Имеется большое количество сторонников и противников прогрева современного инжекторного двигателя перед началом езды. Дело в том, что впрысковые моторы стали намного более технологичными агрегатами, оснащены сложной , изменились материалы изготовления самих деталей силового агрегата, были улучшены моторные масла и т.д.

Двигатель с инжектором после холодного запуска работает вполне нормально, то есть фактически можно сразу начинать движение. При этом многие водители все равно придерживаются того мнения, что такой двигатель нужно предварительно прогревать, особенно зимой. Другие же, напротив, утверждают, что современный мотор не нуждается в прогреве. В этой статье мы поговорим о том, нужно ли прогревать инжекторный двигатель, до какой температуры нужно прогревать двигатель зимой, а также как можно поднять температуру ДВС перед пуском и как облегчить запуск двигателя зимой.

Читайте в этой статье

Прогрев двигателя зимой на современном авто

Начнем с того, что в техническом руководстве по эксплуатации для подавляющего большинства современных автомобилей отдельно указано, что двигатель не нуждается в прогреве перед поездкой. Производители обращают внимание на то, что моторное масло и другие техжидкости равномерно нагреваются в движении на невысоких оборотах. Другими словами, технологии производства и качественные технические жидкости позволяют начинать движение в щадящем режиме без особого ущерба для моторесурса двигателя.

Отметим, что главной целью таких утверждений является стремление производителей убедить автовладельцев в том, что двигатель греть не нужно. Это сделано, прежде всего, в угоду экологии, а не ради увеличения срока службы силового агрегата. Общеизвестным является тот факт, что любой мотор быстрее прогревается в движении, а с ростом температуры начинает работать и каталитический нейтрализатор. Вполне очевидно, что прогрев на холостых занимает больше времени, расход топлива при прогреве двигателя зимой увеличен. По этим причинам предлагается греть агрегат на ходу, чтобы как можно скорее снизить токсичность отработавших газов.

Добавим, что во многих странах Европы на законодательном уровне закреплены отдельные нормы, запрещающие прогрев или длительную работу двигателя на холостом ходу в жилой зоне и т.п. Другими словами, нельзя прогревать двигатель зимой или позволять работать мотору летом в режиме холостого хода, в противном случае водителя могут оштрафовать. С учетом того, что на территории СНГ автомобиль для большого количества людей продолжает оставаться предметом большой материальной ценности и экологические стандарты не такие жесткие, повышенное внимание, прежде всего, уделяется исправности силового агрегата. Также следует добавить, что мягкий климат Европы с его умеренными температурами нельзя сравнить с тяжелыми условиями эксплуатации ДВС в сильные морозы, которые актуальны для наших зим.

Сторонники отказа от прогрева утверждают, что изготовитель автомобиля никогда бы не указал в мануале о том, что ехать можно сразу, прогревая мотор на ходу. Главный аргумент-забота о репутации бренда, а также гарантийные обязательства перед потребителем. С этим можно согласиться, но только частично. Общепринятой практикой сегодня является гарантия на новый автомобиль, которая составляет, в среднем, 100-150 тыс. км. пробега. Отметим, что данный показатель выхаживает практически любой современный двигатель без серьезных поломок. Другими словами, запас прочности предполагает такую эксплуатацию без прогрева с учетом соблюдения ряда дополнительных условий. При этом далеко не каждый водитель в СНГ меняет свой автомобиль на новый по окончании гарантийного срока, а также не готов делать через 100-150 тыс. пройденных километров. Если учесть все вышесказанное, становится понятно, что на законы физики и особенности работы ДВС не способны серьезно повлиять ни технологии, ни самые современные масла. Если вы намерены максимально продлить срок службы силового агрегата, тогда мотор следует прогревать.

Как и сколько нужно прогревать двигатель зимой

Итак, с необходимостью прогрева определились. Дело в том, что многие ошибочно принимают общую температуру двигателя за температуру охлаждающей жидкости (именно этот показатель отображает температурный указатель на панели приборов гражданских авто). При этом не следует забывать, что для ДВС зимой намного более важным показателем является температура моторного масла. От степени нагрева масла зависит его текучесть, прокачиваемость по и эффективность образования защитной пленки на деталях.

  • Так как хорошо известно, что в холодном двигателе зазоры увеличены (детали при охлаждении уменьшаются, а при нагреве расширяются) и масло густеет, тогда становится понятно, что даже минимальные нагрузки на ДВС могут привести к возникновению дефектов. Другими словами, давления в системе смазки может быть недостаточно, масляная пленка прорывается, возникает сухое трение, появляются задиры и другие повреждения поверхностей нагруженных элементов.

Также важно знать, что температура ОЖ и температура масла в двигателе сильно отличаются. Прогрев охлаждающей жидкости до 90 градусов по Цельсию сопровождается тем, что масло разогрелось всего до 40-55 градусов. По этой причине запуск двигателя зимой в мороз означает, что смазка будет прогреваться намного дольше по сравнению с ОЖ. Еще можно добавить, что расход бензина при прогреве двигателя зимой в движении будет увеличен на начальном этапе по сравнению с потреблением горючего при прогреве на холостых оборотах.

  • Учитывая вышеперечисленные особенности становится понятно, что оптимально прогреть машину от 5 до 15 минут на холостом ходу (в зависимости от наружной температуры и определенных условий). Например, на многих авто убрать намерзший лед и снег с ветрового стекла не получится до того момента, пока из дефлекторов не пойдет теплый воздух, а сразу ехать с заледеневшим ветровым стеклом попросту небезопасно. Конечно, некоторые водители удаляют лед при помощи специальных составов-размораживателей или пользуются скребком, но в этом случае потребуются дополнительные финансовые затраты на автохимию, а также существует риск поцарапать лобовое стекло. Еще одним весомым аргументом в пользу прогрева можно считать комфорт, так сразу садиться в промерзший салон и начинать движение не особенно приятно.
  • После того, как из воздуховодов начал дуть теплый воздух и стрелка температуры стала немного подниматься с минимальной отметки, можно начинать движение. Дальше греть двигатель на холостых уже нецелесообразно, так как мотор будет прогреваться очень медленно. При езде необходимо двигаться плавно, на пониженных передачах, при этом не раскручивая ДВС выше отметки 2-2.5 тыс. об/мин. Резкие ускорения, а также недопустимы. Также не следует забывать о том, что в прогреве нуждается не только мотор, но и трансмиссия, а также ходовая часть. Как утверждают многие специалисты, масло в коробке почти не нагревается на холостых и прогреется до рабочей температуры только через 20-30 километров пробега.

Если осуществлять резкие смены режимов нагрузки при езде, тогда ускоренному износу подвергается большое количество сопряженных деталей. Другими словами, пока тепловые зазоры не придут в норму, а также не произойдет полное разжижение рабочих жидкостей, следует избегать даже средних нагрузок на силовой агрегат и другие узлы ТС. Игнорирование данных правил приводит к повышенному расходу моторного масла, залеганию , появлению задиров и т.д.

Добавим, что кроме двигателя страдают гидравлические узлы (рулевая рейка с ГУР), амортизаторы и т.д. В процессе нагрева таких деталей и агрегатов следует на протяжении пары километров избегать движения по ямам и резких выворотов колес на большой угол. Данное утверждение справедливо и для заднеприводных/полноприводных авто, которые оснащены редукторами с маслом. Без предварительного прогрева смазки данные элементы также могут быстро выходить из строя под нагрузкой. Напоследок добавим, что греть необходимо как , так и моторы с . Дело в том, что турбина является достаточно чувствительным элементом к качеству смазки. Минимального прогрева на холостых оборотах для начального разжижения масла и других техжидкостей также требуют , после чего такие агрегаты далее прогреваются на ходу.

Как запустить двигатель зимой и облегчить холодный запуск

Если автомобиль эксплуатируется в климатической зоне, где встречается значительное сезонное понижение температуры или же морозы стоят практически постоянно, тогда стоит задуматься, чем подогреть двигатель зимой перед запуском. Использование таких решений, как установка предпускового подогревателя двигателя, электроподогрев двигателя зимой и другие разработки в этой области позволяют обеспечить простоту запуска, повысить эффективность и комфорт эксплуатации бензиновых и дизельных ТС в условиях низких температур.

Добавим, что если машина находится в регионе, где климат умеренный, тогда будет достаточно знать, как сохранить тепло двигателя зимой без серьезных доработок. Речь идет об . В ряде случаев бывает достаточно автоодеяла, теплоизоляции капота или даже установки простой заслонки из картона перед радиатором. Такой подход позволяет ускорить прогрев после запуска и увеличить время остывания двигателя зимой во время стоянки.

Следует отметить, что большинство современных автосигнализаций сегодня оснащены полезной функцией, которая позволяет реализовать автопрогрев двигателя зимой. При этом даже если такой опции изначально нет, можно установить . Данное решение позволяет завести мотор дистанционно, то есть автомобиль уже будет прогрет на холостом ходу к тому моменту, когда водитель намерен совершить поездку. Автозапуск можно настроить так, что машина будет заводиться, например, каждые два часа. Это позволит не допустить сильного остывания мотора во время стоянки, что минимизирует возможные проблемы холодного пуска в сильные морозы непосредственно перед самой поездкой.

Читайте также

Как правильно прогревать двигатель автомобиля. Особенности прогрева моторов с карбюратором, инжектором и установленным ГБО, а также дизельных двигателей.

  • Особенности эксплуатации и обслуживания двигателя внутреннего сгорания. Что нужно делать, чтобы двигатель проработал как можно дольше без ремнота.


  • Здравствуйте, уважаемые коллеги автомобилисты. Вопрос о прогреве двигателя всегда стоял достаточно остро, а особенно с наступлением зимних холодов. Находятся как противники, так и сторонники долгого прогрева, причем приводят достаточно веские аргументы. И как здесь не запутаться особенно начинающему водителю. Не хочу говорить громких слов, но мое образование и опыт эксплуатации автомобилей, позволяют высказать мнение на эту тему. Вашему вниманию ответ на вопрос: нужно ли прогревать двигатель зимой?

    Не будем руководствоваться слухами и первым делом откроем руководство по эксплуатации на любой современный автомобиль. Что там написано? А там черным по белому написано, что двигатель авто не нуждается в прогреве.

    Производитель озвучив эту информацию не в коем случае не переживает за ресурс Вашего автомобиля. Нет, ему в принципе до лампочки, сколько пройдет двигатель Вашего авто 300 или 320 тысяч км, так как к этому времени гарантия давным-давно закончится. Производитель преследует корыстные цели:

    • Указать как можно меньший расход топлива на 100 км, ведь когда Вы стоите, топливо расходуется, а пробег не прибавляется.
    • Угодить экологам. Современные нормы Евро жестко ограничивают содержание токсических веществ при пуске и прогреве ДВС. И здесь первую партию играет переобогащенная рабочая смесь, то есть та смесь, где в большом количестве содержится бензин. Как Вы знаете, горит не сам бензин, а его пары. При сильном морозе, бензин не очень-то и хочет испаряться и воздух с улицы в цилиндры поступает холодный, а значит с большой плотностью. Складывается следующая ситуация, чтобы компенсировать низкую испаряемость топлива и высокую плотность воздуха, приходится подавать в цилиндры больше бензина. А то, что не полностью испарилось – улетает «в трубу».

    Второе мнение диаметрально противоположное – двигатель необходимо прогревать пока стрелка не покинет синюю зону или не доберется до рабочей температуры в 90 градусов Цельсия. Именно тогда, когда стрелка поднимается до рабочей температуры, двигатель полностью прогрет, и можно отправляться в путь.

    Сразу могу указать на неточность в этих рассуждениях. Вспомним, что за температуру показывает стрелка? Температуру охлаждающей жидкости. Необходимо помнить, что для силового агрегата более важным параметром является температура масла. От того насколько оно прогрелось, зависит его текучесть и прокачиваемость по системе смазки, а это в свою очередь влияет на образование масляной (защитной) пленки на трущихся деталях.

    Температура охлаждающей жидкости и масла отличаются весьма значительно. Как показывают исследования: при прогреве до 90 градусов, масло набирает температуру всего лишь порядка 40–55.

    Я ни в коем случае, не хочу сказать, что греть автомобиль нет необходимости, а хочу подчеркнуть, что поднятие стрелки до рабочей температуры, вовсе не свидетельствует о полном прогреве силового агрегата.

    Карбюраторный ДВС

    Для карбюраторных моторов первый вариант не прокатит, здесь без прогрева не обойтись. Даже если закрыть воздушную заслонку, в результате чего поднимутся обороты, и в цилиндры будет подаваться обогащенная топливом смесь, двигатель будет все равно работать неустойчиво.

    Поэтому вердикт однозначен, на машинах где в системе питания находится такой атавизм как карбюратор, ДВС подлежит обязательному прогреву. Греть до тех пор, пока двигатель не начнет устойчиво работать.

    И здесь лучше не рисковать, а выкроить дополнительное время (обычно 10 минут достаточно) на прогрев мотора. Так как если в дороге заглохнет двигатель, то приятного будет мало, а тем более вакуумный усилитель тормозов, работает благодаря разряжению внутри цилиндров. Имеем следующую картину, если мотор заглох – разряжение отсутствует и попробуйте продавить педаль тормоза, когда на улице сильный «минус»: тормозная жидкость загустела, уплотнения главного и исполнительного цилиндров задубели…

    Инжекторный ДВС

    В отличие о карбюраторного двигателя впрысковые моторы стали более технологичными, а именно получили электронную систему управления двигателем, которая сама подбирает оптимальный состав рабочей смеси, который позволяет двигателю не «глохнуть на холодную» и быстрее прогреваться.

    Также в современных силовых агрегатах применяются высокотехнологичные масла с соответствующими типу мотора и допуском, позволяющие снижать трение в нагруженных узлах.

    Поэтому, для владельцев инжекторных двигателей предлагаю такой алгоритм действий:

    Несмотря на то, что автопроизводители не рекомендует длительный прогрев на холостом ходу, помните – они преследуют корыстные цели (экология). В нашей стране далеко не всех это беспокоит. Вспомните тридцатилетние КамАЗы, летающие по нашим дорогам и выпускающие на прохожих килограммы сажи. Двигатель лучше греть и хуже от этого ему явно не будет, но если Вы ограничены во времени, то начинать движение можно спустя 1 минуту, это время мы отводим на, то чтобы масло в моторе разбрызгалось, то есть попало на все трущиеся детали. Естественно первые километры в таком случае должны проходить без резких разгонов и обороты желательно не повышать выше 2000–2200 в минуту.

    Также длительный прогрев дает возможность получения тёплого воздуха из дефлекторов обдува, а соответственно возможность растопить лед на стеклах, что положительно сказывается на обзорности.

    Отдельно хочется пару слов сказать про двигатели с турбонаддувом. Эти движки обеспечивают высокие тягово-скоростные свойства автомобиля при малом рабочем объеме. Так как рабочий объем невелик, то и потери, идущие на нагрев агрегата и соответственно нагрев охлаждающей жидкости тоже не велики и ждать прогрева турбированных ДВС на холостом ходу можно очень долго.

    Прогрев автомобилей с автоматом

    Помимо самого двигателя в прогреве перед поездкой нуждается трансмиссия и ходовая часть. Масло в коробке при прогреве ДВС на холостых оборотах почти не нагревается, а набирает рабочую температуру только через 20–30 км. пробега. Особенно это критично для в конструкции, которых предусмотрен гидротрансформатор ().

    Для прогрева масла в автомате, необходимо селектор перевести в положение D (нога при этом на педали тормоза) и подождать 2–4 минуты.

    Возможность быть оштрафованным

    В некоторых развитых европейских государствах законодательно закреплены нормы, запрещающие длительную работу двигателя на холостом ходу. Получается, что зимой, на стоящем авто необходимо мерзнуть, а летом париться без кондиционера.

    Но это в Европе, а большинстве регионов России сигнализация с автозапуском или автономная отопительная установка это вовсе не роскошь, а зимняя необходимость. Хотя применения автозапуска в жилой зоне не всегда законно.

    Если открыть текст ПДД, то там, в пункте 17.2, черным по белому написано: «В жилой зоне запрещается стоянка с работающим двигателем». Соответственно если есть пункт правил, то соответственно есть и штраф за его нарушение.

    Часть 1 Статьи 12.19 КоАП РФ, водителю грозит предупреждение или административный штраф в 100 рублей.

    Поэтому если зафиксирован факт стоянки, т.е. прекращено движение более чем на 5 минут, то сотрудники ГИБДД могут выписать протокол. Кстати сказать, в микрорайонах крупных городов такие операции периодически проводятся.

    В тексте достаточно длинного повествования практически каждый автовладелец для себя найдет ответ на вопрос прогревать или не прогревать двигатель автомобиля. Всем беcпроблемной зимней эксплуатации автомобиля, до скорых встреч.



    Поделиться