Наибольшее количество автомобилей на 1000 жителей приходится. Рейтинг регионов россии по обеспеченности легковыми автомобилями

К красным датам в календаре можно будет смело прибавить еще одну – день, когда число зарегистрированных по всему миру автомобилей достигло количества в один миллиард. И это уже по официальным статистическим данным.

Исследования проводились компанией «Wards Auto », и по их результатам в 2010 году увеличение числа транспортных средств, зарегистрированных в разных странах, составило 3,6%. Такая высокая скорость развития мировой автоиндустрии стала решающим звеном в достижении рекордной цифры.

Миллиард авто на планете

Еще в 1986 году общемировое количество автомобилей составляло цифру в 500 миллионов наименований. Среди них учитываются легковые авто, различные модели грузовых транспортных средств, автобусы. Тяжелый внедорожный транспорт в учет не входит.

А к 2009 году общемировой рекорд не превышал количество автомобилей в 980 миллионов, поэтому скачок 2010 года действительно можно считать довольно резким. Главное достижение в этом эксперты отмечают в развитии автомобильного рынка Китая.

За небольшой период количество проданных в Китае автомобилей выросло на 27%, в то время как общее количество транспортных средств в этой стране составляет 78 миллионов.

Впрочем, если рассматривать позиции разных стран по количеству приобретаемых и регистрируемых автомобилей, то можно составить следующий перечень:

  1. На первом месте – Соединенные Штаты Америки, на которые приходится 240 миллионов авто.
  2. Второе место принадлежит Италии.
  3. Япония, Франция, Великобритания.
  4. Китай по праву входит в список лидеров самых автомобильных держав планеты.
  5. Замыкает ТОП по количеству автомобилей Индия.

Однако и достоинств России умалять не стоит – нашей страной в 2010 году по темпам развития автомобильного рынка также было занято одно из ведущих мест в мире.

Авто это роскошь или средство передвижения?

При этих глобальных цифрах и далеко идущих планах стоит отметить и тот момент, что во многих странах мирового сообщества автомобиль все еще остается роскошью, а не повседневным средством передвижения. И хотя в каждой стране сейчас есть люди, имеющие собственные автопарки с эксклюзивными моделями авто, для большинства обывателей этих же стран машина является недостижимой мечтой.

Передвижение на собственном автомобиле – это в первую очередь независимость от внешних обстоятельств и возможность четкого планирования ежедневного времяпрепровождения. Поэтому можно смело сказать, что миллиардный рекорд во всем мире – это далеко не предел.


США постоянно критикуют за высокую степень загрязнения окружающей среды, особенно воздуха, и автомобилям здесь отводится не последнее место. Здесь живёт 250 млн. легковых автомобилей, а это больше чем в Китае с его огромным населением. Но вот, что удивительно. Если посчитать количество автомобилей на душу населения в других странах, то США оказывается далеко не на первом месте.

По данным Мирового Банка и в Германии, и в Великобритании на 1000 человек гораздо больше легковых автомобилей на дорогах, соответственно 531 и 454 автомобиля. В США сегодня на 1000 человек приходится 403 автомобиля, что меньше по итогам 2009 года, тогда на 1000 человек приходилось 440 автомобилей. Эти цифры опускают США на 33 место среди стран с самым большим количеством легковых автомобилей на душу населения и соответственно с высокой степенью загрязнения воздуха. В обзоре будет девять представителей Европы и Австралия. В Японии на 1000 человек приходится 455 легковых автомобилей, что больше, чем в любой другой азиатской стране, а среди африканских стран лидирует Суринам с количеством 236 автомобилей на 1000 человек. В горном Непале на 1000 человек приходится всего 4 автомобиля. В Пакистане с население 196 млн. человек на 1000 человек – 16 автомобилей.

10. Литва: 565 легковых автомобилей на 1000 человек

Литва - это маленькое государство Северной Европы с населением меньше трех млн человек. Страна гордится своими современными четырехполосными автострадами и дорожной инфраструктурой. Также в Литве находятся четыре международных аэропорта, хотя общая площадь страны не превышает 65 кв. км, что в 10 раз меньше территории Техаса. Благодаря своим размерам Литва приспособлена для автомобилей больше, чем для самолетов.

9. Мальта: 595 легковых автомобилей на 1000 человек


Мальта – это маленькое солнечное государство, состоящее из семи островов Средиземного моря. Здесь проживает небольшое количество населения, которое не зависит от разветвленной сети транспортных сообщений – самолеты, поезда, автобусы, как, например, США. Но на 1000 человек на Мальте приходится 595 автомобилей, в стране с площадью 314 кв.км.. Можно только представить, как надо постараться найти место для парковки на самых популярных торговых улицах Валлетта и Гоцо.

8. Новая Зеландия: 597 легковых автомобилей на 1000 человек


И Новая Зеландия, и Австралия, где на 1000 человек приходится 559 автомобилей, отличаются большим количеством частных легковых машин. Новая Зеландия считается самой красивой страной на планете со своими потрясающими пейзажами, которые украсили трилогии «Властелин колец» и «Хоббит». Находясь поблизости великолепных уголков природы и стремясь ими насладиться, новозеландцы выбирают такой вид транспорта, как автомобиль.

7. Италия: 605 легковых автомобиля на 1000 человек


Италия – это родина всемирно известных брендов - Мазерати, Феррари, Ламборгини, и владеть одним из этих автомобилей - дело чести для итальянцев. Здесь также находится завод Фиат, который принес доход 109 млрд.долларов по итогам года, продавая автомобили у себя в стране и за рубежом.

6. Пуэрто-Рико: 629 легковых автомобилей на 1000 человек


Цифра 629 легковых автомобилей на 1000 человек – это данные Мирового Банка за 2010 год, и похоже сегодня ничего кардинально не изменилось. Правительство Пуэрто-Рико пыталось улучшить ситуацию с общественным транспортом, чтобы ограничить передвижение частных автомобилей. Вот почему на острове развивают новый для них вид общественного транспорта метро, метрополитен Сан-Хуан, паромные и автобусные перевозки, но пуэрториканцы продолжают ездить в своих автомобилях.

5. Исландия: 646 легковых автомобилей на 1000 человек


Исландия – это маленький остров, площадь которого составляет 103 кв.км., а большая часть населения живет на западном побережье в Столичном регионе. Здесь отсутствует железная дорога, и единственный способ передвижения – это автомобиль. Среди автомобилистов, которым нравится экстрим, есть один популярный маршрут на острове Маршрут №1 (Окружная дорога “The Ring Road of Iceland”). Он проходит по периметру всего острова и имеет длину 1332 км.

4.Люксембург: 667 легковых автомобилей на 1000 человек


В списке доминируют маленькие богатые государства, и Люксембург – не исключение. Втиснувшись между Германией, Францией и Бельгией, государство занимает 2586 кв.км (меньше чем остров Род-Айленд). Население герцогства составляет 500 000 человек. Вот эти полмиллиона человек неплохо живут в стране, где ВВП на душу населения составляет 107 206 долларов, поэтому на улицах и автострадах Люксембурга много шикарных, дорогих машин.

3. Монако: 729 легковых автомобилей на 1000 человек


Первые четыре места в обзоре занимают самые маленькие государства в мире с небольшим количеством населения, но с высоким ВВП на душу населения. Машина – это символ статуса для многих людей, а в этих странах есть не только роскошные автомобили, но и прекрасный средиземноморский климат - море и солнце. В Монако, государстве, которое граничит с южной частью Франции, любят машины, там даже проводятся ежегодные гонки Monaco Grand Prix.

2.Лихтенштейн: 744 легковых автомобиля на 1000 человек


В Лихтенштейне, маленьком государстве в Центральной Европе, которое граничит со Швейцарией и Австрией, по данным Мирового банка насчитывалось 744 автомобиля на 1000 человек. 37 тысяч человек живут на территории 160 кв.км.. Несмотря на то, что в государстве есть железная дорога, автобусное сообщение, услуги вертолета и аэропорт, жители Лихтенштейна предпочитают ездить на автомобилях.

1. Сан-Марино: 1139 легковых автомобилей на 1000 человек


1139 легковых автомобилей на 1000 человек – это данные 2010 года, но похоже, что на сегодняшний день цифры не претерпели больших изменений. Сан-Марино площадью 62 кв.м., так как это одно из самых маленьких государств в мире (в 10 раз меньше Чикаго). Страна практически окружена Северной Италией, а население составляет 32 576 человек. В Сан-Марино всего одна автострада длиной 9 км, вот почему жители по выходным дням ездят на автомобилях туда, сюда по шоссе.

В последние десятилетия в мире наблюдается настоящий бум автомобилестроения. В 2010 году впервые в истории число автомобилей превысило 1 миллиард. По прогнозам, к 2040 году оно достигнет 1,8 миллиарда штук. Массовая автомобилизация стимулирует спрос на нефть и является одной из главных причин загрязнения атмосферы, а также гибели людей. Не является исключением и Россия. В статье будет дан ответ на вопрос, сколько машин в России на человека.

Что такое автомобилизация?

Под этим термином подразумевается обеспеченность населения автомобильным транспортом. Расчет ее величины производят, исходя из среднего числа автомобилей на 1 тысячу жителей.

География автомобилизации довольно неоднородна. Наиболее высокая обеспеченность легковыми авто отмечается в США, Канаде, Германии, Японии, Австралии. В этих странах на одного человека приходится примерно по одному автомобилю.

Самый низкий уровень автомобилизации в Африке. Там в ряде стран на тысячу человек зарегистрировано менее 10 авто. Россия по данному показателю находится на одном из первых мест в мире, однако уступает некоторым развитым странам, но опережает Китай.

Тем не менее в последние годы отмечается бурный рост автомобилестроения в Китае и Индии. Поэтому позиции этих стран быстро поднимаются и могут в обозримом будущем приблизиться к уровню развитых государств.

Автомобилизация населения России

Развитие автомобильного транспорта в нашей стране происходило постепенно. В начале 20 века все еще преобладал так называемый гужевой транспорт, а автомобили были, скорее, экзотикой. Массовое их распространение отмечено в 30-х годах прошлого века. В итоге в третьем десятилетии конный транспорт уступил место колесному. Но личные авто все еще были редкостью. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1970 года.

Уровень автомобилизации регионов

По уровню обеспеченности населения легковым транспортом лидировала Москва. В 2002 году она имела показатель 256 авто/1000 чел. Однако к 2011 году в лидеры вышел Приморский край (580 авто/1000 чел.), а российская столица ушла аж на 8-е место. Впереди нее оказались также Камчатский край, Калининградская область, Мурманская, Калужская и Псковская области, Московская область. Вероятно, это было связано с перегруженностью столицы машинами и высокой доступностью метрополитена и других видов общественного транспорта, включая такси.

В целом же по стране к 2010 году количество автомобилей на тысячу жителей составило 249 единиц. В 2014 эта цифра увеличилась до 317. Высокий уровень автомобильной обеспеченности отмечен во Владивостоке, Тюмени, Красноярске, Сургуте и Москве. Однако рейтинг Москвы продолжал падать и в 2014 г. закрепился на 10 месте.

Что касается Приморья, то хороший показатель здесь объясняется близостью Японии и Китая, которые являются одними из мировых лидеров по производству авто.

Динамика автомобилизации по годам

В России наблюдается быстрый рост числа машин, начиная с 1970 года. Тогда на тысячу жителей приходилось всего 5,5 авто. Рост числа личных автомобилей происходил даже в кризисные 90-е. К 2016 году показатель достиг 285 машин на 1000 чел.

Однако ситуация в Москве несколько отличается от тенденций в других регионах и в целом по стране. Максимум автомобилизации здесь отмечен в 2014 году. Тогда число транспортных единиц на душу населения составляло 311. Однако к 2016 году эта цифра снизилась до 308 автомобилей.

Статистика продаж

Кризис последних лет повлиял на уровни продаж автомобилей. Так, в 2016 году было продано 1 425 791 штук, а годом ранее - 1 601 527 единиц транспорта. Постепенное снижение продолжается начиная с 2012 года. Однако 2017 стал исключением, и совокупные продажи выросли до 1 млн 596 личных авто. Причиной могла стать относительная стабилизация ситуации в стране, в результате чего несколько снизились страхи россиян и сработал так называемый отложенный спрос.

Чаще всего выбором населения становилась Lada. Существенно меньше продаж у Kia, Renault, Hyundai и Toyota. Однако популярность Kia Rio за последний год резко выросла.

Наименее покупаемыми в нашей стране оказались автомобили таких марок, как: Volvo, Porsche, Subaru, Land Rover, Audi и некоторые другие.

В 2017 году наибольший прирост продаж пришелся на "Ладу" (17 %). Наихудшие результаты по динамике у "Тойоты" (0 %). Однако продажи автомобилей премиум-класса, напротив, просели. Больше всего потеряли: Audi (18 %), УАЗ (15 %), Porsche (3-8 %).

Прогноз на 2018 год

На бензин, а также рост утилизационного сбора и акцизов могут негативно сказаться на стремлении граждан приобрести автомашину. Прежде всего это коснется продаж импортных авто. Однако эксперты все же ждут нового роста, но не столь значительного, как в 2017.

Сколько машин зарегистрировано в России?

По данным РИА Новости, на 2016 год в России зарегистрировано свыше 44 миллионов легковых машин. Грузовиков числилось более 6 миллионов. Также насчитывалось 2,2 миллиона мотоциклов и 890 тысяч автобусов, 3 миллиона прицепного транспорта. Общее число машин ежегодно увеличивается примерно на 1,5 миллиона. В основном это легковые автомобили. Ответить на вопрос, сколько в России машин дорогих - довольно затруднительно. Однако в последнее время люди отдают предпочтение более бюджетным вариантам авто, а доля дорогих иномарок уменьшена.

Если же отвечать на вопрос: сколько в России легковых машин-иномарок, то таковых на наших дорогах можно встретить 25 млн. Из них 6 миллионов были произведены на территории России. Возрастает количество транспортных средств, работающих на природном газе. Сейчас таких 1,4 миллиона.

Продажи электромобилей

Особенностью российского автомобильного рынка является то, что доля электротранспорта в общей массе продаж крайне незначительна. В начале 2017 года в стране было всего 920 электромобилей, в то время как в мире их счет идет на миллионы. Примерно треть из них ездят по дорогам Москвы. В остальных субъектах РФ таких машин вообще крайне мало.

Больше всего электрических авто в нашей стране приходится на модель Nissan Leaf, которых насчитывается 340 единиц. На втором месте Mitsubishi i-MiEV (263 шт.). А сколько в России машин «Тесла»? Доля этого производителя также значительна: на приходится 177 экземпляров.

Четвертые позиции у «Лады Эллады». Таких машин 93 штуки. Остальные модели представлены единичными экземплярами. Пока власти не спешат популяризировать этот вид транспорта, а решение связанных с машинами экологических проблем видят в переводе транспортных средств на газовое топливо. Вероятнее всего, Россия перейдет на электротранспорт одной из последних в мире.

Сколько грузовых машин в России

В 2018 году отмечено увеличение парка грузовых автомобилей. За январь данного года было продано 4,8 тысячи машин, что больше, чем год назад, на 35,9 процента. На первом месте по продажам традиционно остается российский производитель КамАЗ. Его доля в общей массе грузовиков составила 30 %, то есть 1,5 тысячи штук. Однако это на 5,6 процента меньше, чем в январе 2017. На втором месте находится ГАЗ, продажи которого составили 587 машин. На третьем месте шведская «Вольво», на которую пришлось 406 купленных машин. Несколько менее значительны продажи белорусского МАЗа и шведской Scania.

Наибольший рост отмечен у Hino и Volvo (свыше 100 процентов). Снижение характерно только для КамАЗа. В целом же в структуре рынка грузового транспорта растет доля иностранных производителей.

Прогноз рынка автомобилей

В 2017 году, после четырех лет снижения, наблюдался рост продаж на 12,5 %. Что же касается 2018 года, то, по прогнозам, проданных автомобилей станет больше еще на 11 %. Их количество составит 1,64 млн транспортных единиц. Доля отечественных авто в структуре продаж останется неизменной и составит 83 %.

Также ожидается рост рынка грузового транспорта. Он может составить 10 % и достичь 88 тысяч штук. Для автобусов эта цифра составит 16 %.

Заключение

Таким образом, в статье был дан ответ на вопрос, сколько машин в России. Также была охарактеризована ситуация с автомобильным рынком.

На основе всей этой информации можно сделать вывод о том, что в России наблюдается уверенный рост числа автомобилей. Уровень автомобилизации также быстро растет, постепенно приближаясь к показателям развитых стран. Соответственно, растут и проблемы: пробки на дорогах, нехватка места, загрязнение воздуха и так далее.

В общем рынке автомобилей велика доля отечественной продукции.

Наибольший уровень автомобилизации имеет место в Приморском крае, а Москва находится далеко позади в этом списке, что говорит о приверженности многих москвичей общественным видам транспорта.

Продажи автомобилей несколько снизились за последние годы, однако с 2017 наметилась тенденция к росту. Прогнозы на 2018 предсказывают сохранение положительной динамики. Наибольшей популярностью пользуется «Лада».

Рынок электромобилей в стране находится все еще в зачаточном состоянии и не идет ни в какое сравнение с таковым в ряде других стран мира. Более актуальным для нашей страны является переход на газовое топливо, который идет достаточно активно.

Продажи грузовых авто за последние полтора года значительно выросли. КамАЗ по-прежнему в лидерах, однако его доля снижается.

В США в 1901 году было 10 000 автотранспортных средств. Потребовалось пять лет, чтобы умножить это число на 10.
В 1906 году в США было 100 000 автотранспортных средств. Через 7 лет
В 1913 году в США было 1 000 000 автотранспортных средств. Через 8 лет
В 1921 году в США было 10 000 000 автотранспортных средств. Через 47 лет
В 1968 году в США было 100 000 000 автотранспортных средств.
В 1994 году в США было 200 000 000 автотранспортных средств.
Пик наступил в 2008 году 255917664 транспортных средств . С тех пор машин в США больше не становится.

С СССР все намного сложней. Прозрачной статистики нет. А та что есть, врет на каждом углу. Взглянем на данные из справочника Народного хозяйства СССР.
Официально, в 1980 году на пике производства автомобилей в 250 миллионом СССР выпускалось столько же авто, сколько в 100 миллионных США, когда умирал дедушка Ленин.

Результаты соответствующие.
10000 авто было достигнуто к 1913 году.
100 000 автотранспортных средств в СССР было г де то к 1934 году. (спасибо заводу форда перевезенному в СССР)
1 000 000 автотранспортных средств. было к 1948 году.(Спасибо ленд-лизу и репарациям)
10 000 000 автотранспортных средств было в СССР к 1978 году. (Спасибо итальянцам построившим Автоваз)
Вроде как к 1990 году в СССР было 21 000 000 миллион автотранспортных средств. 17 млн авто и 4 миллиона грузовиков. Но по этой цифре есть большие сомнения.
И возьмем к примеру 1988. Выпущено 1262 тысячи машин отправлено на экспорт 341 тысяча. Осталось 832 тысячи машин. Автопарк в этот год вырос на 830,9 тысяч машин. Получается что за год в авариях и от старости потеряно всего тысяча машин. советские машины были неубиваемые. Вполне возможно скажут, что СССР импортировал авто. Но тогда цифры экспорта которыми хвастаются коммунисты летят в мусор. Но скорее всего статистика СССР химичила с продажами, считая вторичный рынок комиссионок. И продавая машин вдвое больше чем произведено, считала их в увеличение автопарка. Товарищ провел маленькое исследование из которого вытекает


Что вместо 60 машин на тысячу человек, легковых машин было треть меньше, около 35 легковых на 1000 человек. А авто в 1990 году в СССР было не 17 миллионов, а всего 10. Соответственно в РСФСР всего 5 миллионов вместо 7,254.
Ну а с 1985 автопарк СССР начал уменьшаться.
Количество машин на душу населения: розовый - расчетное значение, циан - официальное.

Почти как в Европе

Самыми автомобильными регионами в нашей стране являются Приморье и Камчатка, где обеспеченность населения автомобилями находится на уровне стран Западной Европы. Так, по данным на начало 2014 года, уровень автомобилизации в Приморском крае составляет 572 машины на 1000 жителей, в Камчатском крае - 458 авто, подсчитали в «Автостате». Дело в том, что через Дальний Восток ввозятся подержанные иномарки из Японии, при этом аналитики не исключают, что какая-то часть из них, «уходя» вглубь страны, остается на учете в Приморье и на Камчатке. Реальная же автомобилизация в этих регионах может быть на уровне других лидеров рейтинга - 300–350 машин на 1000 жителей.

«В Приморье и на Камчатке долгое время были доступны автомобили с пробегом из Азии, прежде всего из Японии. Сейчас ситуация изменилась, но люди, которые привыкли ездить на автомобиле, тяжело расстаются с личным транспортом, в крайнем случае они купят более дешевую машину. Кроме того, эти регионы в силу близости к Японии объективно более обеспечены товарами, и покупка автомобилей не имеет столь значительного места в структуре расходов населения», - говорит генеральный директор «Рольфа» Татьяна Луковецкая.

Замкадный автопарк

На третье место по обеспеченности автомобилями среди российских регионов вышла Калужская область (344 авто на 1000 жителей), опередив таким образом Московскую (340 авто). Стоит при этом отметить, что Москва, крупнейший региональный авторынок, по уровню автомобилизации занимает лишь десятое место с показателем 311 автомобилей. «Разделение между Москвой и Московской областью можно рассматривать лишь условно: многие жители Подмосковья работают в Москве и там используют свои автомобили, - комментирует Татьяна Луковецкая. - Калужская область - экономически развитый регион со своим автомобильным кластером. К тому же не может не сказываться близость Москвы. Известный факт: многие ставят автомобиль на учет не там, где проживают фактически, и не всегда оформляют его на себя. Кроме того, в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, хорошо развит общественный транспорт, а проблемы с парковками стоят достаточно остро, так что многие жители обходятся без автомобиля или держат один автомобиль в семье».

Замыкает пятерку лидеров по обеспеченности автомобилями Калининградская область, где на 1000 жителей приходится 336 машин. По словам Татьяны Луковецкой, Калининградская область - это особая экономическая зона, поэтому здесь проще купить иномарку с пробегом. Кроме того, исторически в этом регионе больше парк иномарок, в том числе возрастных.

В Топ-10 российских регионов по уровню автомобилизации также вошли Псковская область (334 авто), Республика Карелия (329), Рязанская и Тюменская области (по 312 авто) и, как уже упоминалось, Москва (311).

Петербург равняется на Лондон

Кстати, второй по величине региональный авторынок - Санкт-Петербург - и вовсе не вошел в десятку самых автомобильных российских регионов. В личном зачете северной столицы лишь 12-й результат - 308 автомобилей на 1000 жителей. Как отмечает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин, автопарк регионов, которые находятся в рейтинге выше Петербурга, более насыщен отечественными автомобилями - в первую очередь продукцией АВТОВАЗа, тогда как в северной столице структура спроса более дифференцированная. «В Петербурге растет объем премиум-сегмента, а он, конечно, не такой объемный, как масс-маркет, развитие которого характерно именно для регионов», - говорит эксперт.

Кроме того, впереди Петербурга, в основном, регионы с большей площадью, но меньшим количеством населения, продолжает Михаил Чаплыгин. «Соответственно, потребность в передвижении на автомобиле здесь выше (это связано и с видами экономической деятельности), поэтому и количество транспортных средств на душу населения также больше. К тому же эти регионы с более развитым импортом машин - например, Приморский край, Калининградская область, или нефтедобывающие с высокими уровнями доходов», - рассуждает эксперт.

По его мнению, уровень автомобилизации в Петербурге в целом не такой уж и низкий. Власти города в стратегии его развития отмечают, что в Лондоне, например, этот показатель составляет 350 машин. И это их радует. Учитывая нынешнее развитие транспортной инфраструктуры и политику городских властей, которые только сейчас стали задумываться о разгрузке центра, показатель, близкий к 300 автомобилям, вполне подходящий для нынешнего Петербурга, резюмирует Михаил Чаплыгин.

Между Ливией и Иорданией

Уровень автомобилизации в среднем по России составляет 317 машин на 1000 жителей. При этом еще в 1997 году этот показатель был значительно меньше - 118 машин, и с тех пор неуклонно увеличивался. Тем не менее по числу машин на душу населения Россия находится в окружении таких стран, как Ливия (333) и Иордания (315 машин). А в общемировом рейтинге по обеспеченности автомобилями наша страна занимает лишь 52-е место. При этом Россия уступает даже некоторым государствам бывшего Советского Союза, таким как Литва (638 авто), Эстония (524) и Латвия (344). Впрочем, уровень автомобилизации в Прибалтийских республиках, а также в Грузии и Армении и в советские времена был выше, чем в целом по России.

В сравнении с большинством республик бывшего СССР Россию отличают более высокий уровень доходов и больший протекционизм по отношению к подержанным иномаркам, что ведет к превосходству нашей страны по денежным показателям и отставанию по количественным продажам автомобилей, отмечает старший менеджер A.T. Kearney Дмитрий Коляков. «Необходимо учитывать значительную региональную неоднородность России - причины, препятствующие росту автомобилизации в Москве, совсем не те, что в Марий Эл, - уверен эксперт. - В качестве общего наблюдения можно сказать, что регионы с меньшим уровнем автомобилизации, в основном, сдерживаются низким уровнем располагаемых доходов, а регионы с высоким уровнем - вопросами инфраструктуры (пробки и проблемы с парковкой делают автомобиль менее привлекательным)».

При этом вопрос, является ли уровень автомобилизации в России низким для страны с таким, как у нас, уровнем доходов, степенью их распределения и укладом жизни, остается открытым. Действительно, в странах, где государство совсем не препятствует ввозу подержанных иномарок и не облагает их серьезными налогами, уровень автомобилизации, как, например, в Грузии, Армении и Прибалтике, может быть выше даже при сравнимом или более низком уровне доходов. Однако такое положение вещей, скорее, является исключением, чем правилом. Соображения инфраструктуры, экологии и защиты собственного производства заставляют большинство стран бороться с неограниченным ввозом подержанных иномарок, что повышает качество и молодость автопарка, но снижает номинальную автомобилизацию. Если сравнивать не уровень автомобилизации на душу населения, а продажи новых автомобилей, Россия оставляет далеко за собой страны бывшего СССР.

Автомобилизация на пределе

А вот страны Западной Европы по уровню автомобилизации населения опережают Россию примерно вдвое. Лидирует по этому показателю Исландия, где на 1000 жителей 758 машин. Среди крупнейших авторынков Европы стоит также отметить Италию (705 авто), Испанию (588), Францию (581) и Германию (579). А лидером среди мировых держав по обеспеченности автомобилями являются США - на 1000 американцев приходится аж 801 автомобиль.

Как считают в «Автостате», даже при отсутствии роста российского авторынка уровень автомобилизации России будет продолжать стабильно увеличиваться, и примерно через 8–10 лет он приблизится к показателям стран Восточной Европы - 400 автомобилей на 1000 жителей.

Когда Россия достигнет уровня обеспеченности автомобилями как в Западной Европе, эксперты прогнозировать не берутся. «Простого ответа на данный вопрос, наверное, нет, но если говорить очень грубо, то только тогда, когда располагаемые доходы и уклад жизни в России станут близки к европейским, - говорит Дмитрий Коляков. - При отставании ВВП на душу населения (и, соответственно, располагаемых доходов) в среднем в два раза от ведущих стран Западной Европы быстрое сближение по автомобилизации возможно только при сильном росте российской экономики, сглаживании региональных дисбалансов и снижении неравенства доходов. В какой-то части этот процесс идет, однако стремительные изменения прогнозировать затруднительно».

Между тем автопарки развитых стран замедляют темпы роста в силу высокой автомобилизации населения и насыщенности автомобильных рынков. Более того, в странах Европы, в Японии и США уровень обеспеченности населения автомобилями даже снижается, в частности, из-за увеличения расходов на владение и обслуживание автомобилем, включая рост цен на бензин, страховые издержки и увеличение платных парковок. Кроме того, на процесс так называемой деавтомобилизации влияет рост населения крупных городов, где предлагается развитая транспортная инфраструктура.

С учетом высокой степени автомобилизации населения транспортные проблемы в развитых странах ощутимы, несмотря на лучшую ситуацию с инфраструктурой, отмечает аналитик ИХ «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко. По его словам, осознание данной проблемы заставляет муниципальные и государственные власти более активно развивать общественный транспорт. Также некоторое воздействие оказывает и рост в странах Запада доли людей, работающих на дому или в непосредственной близости от дома, чему способствуют развитие информационных технологий и высокая доля малого бизнеса, особенно в сфере услуг. В России все эти факторы пока действуют слабо, но их роль будет постепенно увеличиваться на фоне роста автомобилизации и нагрузки на транспортную инфраструктуру, резюмирует Анатолий Вакуленко.

«Рост автомобилизации по определению не бесконечен - в отличие, к примеру, от проникновения мобильных контрактов, которое легко может достигать двух и более сим-карт на человека, иметь в гараже или у дома по два автомобиля на каждого члена семьи может быть просто непрактично, - рассуждает Дмитрий Коляков. - Таким образом, около 800 автомобилей на 1000 человек населения - это своего рода естественная граница даже для стран с самым автомобилизированным образом жизни, таких как США. После этого предела, который для европейских стран с их менее автомобилизированным образом жизни может находиться даже ниже, на уровне 700 или даже 600 автомобилей на душу населения, дальнейший рост невозможен, и начинается другая динамика. Также в отдельных странах Европы начинает играть большую роль демографический фактор, особенно старение среднего класса. На данные естественные причины накладывается также активная политика ряда стран, и особенно крупных городов, направленная на снижение автомобилизации и защиту экологии».

По мнению Дмитрия Колякова, у нас в ближайшей перспективе эта тенденция может дойти лишь до крупных городов. «Отдельные признаки уже можно наблюдать в отдельных (особенно центральных и располагающих хорошей инфраструктурой общественного транспорта) районах Москвы», - отмечает эксперт.



Поделиться