Главные детали автомобиля список. Общие сведения об устройстве автомобиля

Несущий кузов , характерный для большинства легковых автомобилей, содержит полые элементы, изготовленные из листовой стали, на которых устанавливаются и крепятся сваркой кузовные панели. В зависимости от типа автомобиля, около 5000 сварных точек должны быть выполнены вдоль сварочных фланцев общей длиной 120…200 м. Ширина сварочного фланца составляет 10-18 мм. Другие части (передние крылья, двери, капот, крышка багажника) крепятся к опорным конструкциям кузова на болтах или с помощью точечной сварки. Существуют также каркасные и скелетные типы конструкций кузовов.

В качестве материала для кузовов применяется тонколистовая сталь. Наиболее преобладающая толщина 0,75…1 мм, однако, отдельные части кузова могут иметь толщину от 0,6 до 3,0 мм.

Для изготовления высоконапряженных конструктивных элементов применяется высокопрочная низколегированная листовая сталь . Некоторые детали кузова, например, бампера, молдинги, люки, спойлеры, решетки радиаторов, облицовки надколесных ниш, колпаки и др. могут изготавливаться из пластмасс.

Общая конструкция кузова легкового автомобиля показана на рисунке.

Рис. Кузов легкового автомобиля:
1 – подоконная балка; 2 – передняя балка крыши; 3 – лонжерон крыши; 4 – задняя балка крыши; 5 – задняя стойка кузова; 6 – задняя панель; 7 – пол в задней части кузова; 8 – задний лонжерон; 9 – средняя стойка кузова; 10 – поперечина под задним сиденьем; 11 – передняя стойка; 12 – поперечина под сиденьем водителя; 13 – порог; 14 – надколесная ниша; 15 – поперечная балка опор двигателя; 16 – передний лонжерон; 17 – поперечина передняя; 18 — поперечина радиатора

Для защиты кузова от коррозии при изготовлении кузова применяются следующие меры:

  • снижение до минимума фланцевых соединений, острых кромок и углов
  • устранение зон, где могут скапливаться пыль и влага
  • выполнение отверстий для предварительной антикоррозионной обработки и обработки методом электрофореза
  • обеспечение доступности к элементам кузова для ввода ингибиторов коррозии
  • обеспечение вентиляции полых элементов
  • предотвращение проникновения пыли и влаги в скрытые полости
  • выполнение дренажных отверстий
  • снижение до минимума зон, подвергаю­щихся воздействию ударов камней
  • покрытие нижней части кузова и тех частей кузова, которые в наибольшей степени подвержены коррозии (двери и силовые элементы в передней части автомобиля) специальными защитными средствами

Для снижения массы кузова, при сохранении его прочности, в современных автомобилях применяют высокопрочную сталь , доля которой в верхней и нижней частях кузова составляет 50…60%. Применение высокопрочной листовой стали позволяет снизить массу применяемых деталей кузова на 25%.

Стальной листовой материал современных автомобилей подвергается электролитиче­скому или термическому цинкованию. Соединение отдельных деталей кузова производится с помощью лазерной сварки, обеспечивающей абсолютно гладкие швы.

Фланцы, подверженные активному коррозион­ному воздействию, обрабатываются специальными пастами (поливинилхлорид или эпоксидная смола) в зоне расположения точечных швов.

Перспективным направлением в развитии автомобильных кузовов является применение алюминия и в 2005 году масса алюминиевых деталей на один автомобиль в Европе составляет 130 кг. Среди новых материалов, активно завоевывающих автомобилестроение, следует назвать пеноалюминий – чрезвычайно легкий, жесткий, с высоким энергопоглощением при столкновении. Металлические пенистые структуры обладают и высокими характеристиками, обеспечивающими шумоизоляцию и термостойкость, однако стоимость деталей из такого материала выше, чем у стальных, примерно на 20%.

Разработан новый материал «AAS» трехслойной структуры, способной кардинально изменить конструкцию кузова и снизить его массу до 50%.

В конструкции концептуальных автомобилей компаний «Ауди» и «Даймлер-Бенц» использованы каркасы из прессованных алюминиевых профилей. Масса кузова модели «Ауди А8» за счет этого снижена до 810 кг.

Структура передней части современных легковых автомобилей разработана таким образом, чтобы в случае легкого ДТП (скорость до 15 км/ч) необходимо было менять только поперечину бампера 5 и прикрепленные к ней поглотители энергии деформации 1. Если повреждения структуры автомобиля более значительны, тогда может возникнуть необходимость замены лонжеронов, для этого также следует отвернуть болтовое соединение. Все значительные повреждения в передней части автомобиля могут быть устранены только сваркой соответствующих оригинальных деталей.


Рис. Нижняя часть легкового автомобиля Audi:
1 – поглотитель энергии; 2 – лонжерон 1; 3 – лонжерон 2; 4 – болтовое соединение; 5 – поперечина бампера

Большой интерес представляет новый пластиковый материал под маркой «Fibropur» . В его структуре – полиуретан и натуральные волокна (лен и сизаль в равных пропорциях). Детали из такого пластика отличаются легкостью, жесткостью, ударной вязкостью и меньшей стоимостью в сравнении с полиуретаном.

Замены металлических узлов и деталей на пластиковые позволили уменьшить стоимость их производства. В результате уже на нынешнем этапе создаются условия для снижения себестоимости автомобиля на 20 … 30%.

В настоящее время 48% всех пластмассовых деталей в легковом автомобиле приходятся на долю внутренней отделки кузова. Однако пластмассы применяются и в других агрегатах автомобилей – например, самоклеящиеся листовые материалы для повышения жесткости и прочности кузова из тонких стальных листов, оконные стекла из поликарбоната, которые на 40% легче, всасывающие патрубки из полиамида на двигателях.

В последнее время производители транспортных средств все большее внимание обращают на химические способы соединения узлов и деталей автомобиля. Так, компания «Крайслер» разрабатывает концептуальный автомобиль (CCV) с кузовом из термопластов, соединенный с рамой специальным клеем.

Стекла кузовов легковых автомобилей выполняют многослойными с высокой теплоотражающей способностью. Такие стекла эффективно защищают от теплового воздействия извне, причем теплоотражающая способность никак не сказывается на их прозрачности. Они уменьшают интенсивность ультрафиолетовых лучей и обладают шумоизолирующими свойствами. Для этого в многослойной структуре стекла предусмотрены защитная и отражающая прослойки. Многослойная конструкция травмобезопасна, потому что между слоями стекла находится защитная пленка, предотвращающая образование осколков.

Производители автомобилей большое внимание уделяют травмобезопасным конструкциям кузова, которые описаны в разделе « ».

Уже давно автомобиль во всем мире прочно занял статус самого распространенного транспортного средства. Каждый год с конвейеров автопроизводителей сходят миллионы машин, устройство которых постоянно совершенствуется по всем показателям – скорость, комфорт, безопасность, . В целом автомобиль как средство передвижения представляет собой достаточно сложную совокупность разных систем, которые также ежегодно дорабатываются и улучшаются. И, конечно, каждому автолюбителю стоит иметь представление о принципах работы этих систем, поскольку знания об устройстве авто могут значительно облегчить уход за автомобилем, давая возможность своевременно обнаружить неисправность и принять меры по ее устранению.

В этой статье будет представлена информация, как о классических системах каждого легкового автомобиля, так и о современных новинках, появившихся в автомобильном обиходе сравнительно недавно – ПЗС (ESP), АБС (ABS), ПБС (ASR) и прочих.

Итак, наиболее важными для исправной безопасной работы являются тормозная система, топливная система и система охлаждения двигателя автомобиля. Разумеется, не менее важна корректная работа и остальных устройств, которыми оснащено современное транспортное средство, поэтому любой автомобиль нуждается в своевременном и профилактике возможных поломок.

Тормозная

Система тормозов служит для погашения скорости и/или для полной остановки авто. Помимо этого, тормозная система необходима для удержания машины в неподвижном состоянии во время стоянки на ровной поверхности или на склоне. В комплектацию тормозной системы входят различные тросы, шланги, трубопроводы, а также главный тормозной цилиндр, рычаг тормоза и тормозная педаль. Именно при помощи тормозной педали и рычага осуществляется управление всей тормозной системой.

Современные автомобили часто бывают оснащены одновременно несколькими системами тормозов – это нововведение значительно повышает уровень безопасности в процессе движения машины. При этом работа главных, рабочих тормозов используется в каждом режиме движения/неподвижности авто.


Помимо главной, существует также запасная тормозная система, которая используется при поломке рабочей. Безусловно, ее работа менее эффективна, однако она позволяет избежать аварии в условиях отказа главной тормозной системы. Обычно рабочую миссию запасных тормозов берет на себя стояночная система или же та часть рабочей системы, которая не была затронута поломкой.

Стояночные тормоза служат для того, чтобы автомобиль не мог самопроизвольно тронуться с места, например, при стоянке на склоне. Стояночная тормозная система управляется рычагом ручного тормоза.

Очень важна своевременная периодическая проверка состояния тормозов – ведь условия их работы достаточно суровы: толчки, удары, вода и грязь – все это приводит к износу и поломкам деталей тормозной системы. Не забывайте о надлежащим уходом за тормозами – ведь от их исправности зависит безопасность водителя, пассажиров и окружающих людей.

Топливная система автомобиля

Автомобильная система питания топливом служит для подпитки двигателя топливом, а также для очистки и хранения двигателя. Топливная система включает в себя топливный бак, насос и фильтр, датчик запаса топлива, систему впрыска и топливопроводы. Кстати, устройство бензинового и дизельного автомобильных двигателей практически одинаково – основные отличия состоят, только, в системе впрыска.

Топливный бак транспортного средства используется для хранения топлива и обычно расположен в задней части кузова. Емкость бака обычно позволяет хранить в нем запас топлива, необходимый приблизительно на 500 км пробега. Топливный бак оборудован системой улавливания паров, которая обеспечивает необходимую вентиляцию (от внешней атмосферы бак изолирован).

Поддержание нужного уровня давления в топливной системе автомобиля и подачу топлива в систему впрыска обеспечивает топливный насос. Он расположен в топливном баке и оборудован электроприводом. Иногда, в случае необходимости, в работу включается и дополнительный насос – подкачивающий.


Датчик запаса топлива, как и насос, встроен в топливный бак. Топливный датчик оснащен потенциометром и поплавком, необходимыми для получения сведений о количестве запаса топлива. Когда уровень топлива в баке меняется, поплавок перемещается и при этом изменяется положение потенциометра – тогда сопротивление в цепи растет, а напряжение на указателе запаса топлива уменьшается.

В системе циркуляция топлива происходит по топливоприводам – сливному и подающему. При этом в подающем поддерживается ра6очее давление, а по сливному удаляются в бак излишки топлива. Для получения топливно-воздушной смеси используется система впрыска.

В целом, принцип работы топливной системы автомобиля таков:

  • включается зажигание и насос начинает закачку топлива в систему;
  • топливо очищается, проходя через топливный фильтр;
  • топливо достигает системы впрыска и распыляется, образуя топливно-воздушную смесь.

На некоторых машинах рабочее давление в системе топлива образуется при открывании двери водителя, за счет того, что в этот момент включается топливный насос.

Система охлаждения двигателя автомобиля

Охлаждение двигателя транспортного средства необходимо для обеспечения наиболее оптимальной температуры при работе мотора. Ведь когда сгорает топливная смесь, уровень температуры в цилиндре двигателя поднимается до 2000 градусов Цельсия! Средняя температура также впечатляет: 800–1000 С. Безусловно, при отсутствии системы охлаждения, двигатель выходил бы из строя всего за пару сеансов работы из-за перегрева металлических деталей. Перегрев двигателя приводит к быстрому износу деталей, выплавлению вкладышей подшипников, разрушению шеек коленвала и прочим неприятным моментам, например – к увеличению расхода топлива, выгоранию смазки и, как итог, к уменьшению мощности двигателя. Здесь стоит заметить, что переохлаждение двигателя практически так же вредно для него, как и перегрев – это связано с загустением смазки и, как следствие, увеличением трения деталей двигателя.

Кроме поддержания правильного температурного баланса, система охлаждения двигателя автомобиля также ускоряет прогрев холодного двигателя и вообще – именно от корректной работы этой системы зависит надежность двигателя и его экономичность.

Система охлаждения двигателя автомобиля комплектуется из радиатора с расширительным бачком, вентилятора, термостата, центробежного насоса, рубашки охлаждения 6лока цилиндров, соединительных шлангов и патрубков.

В качестве охлаждающей субстанции обычно применяют воду и тосол. Охлаждающая жидкость в первую очередь направляется к наиболее горячим деталям – свечам зажигания, выпускным клапанам, цилиндрам и к стенкам камеры сгорания. Жидкость принимает на себя температуру этих деталей и отдает ее в атмосферу, поступая в бачок радиатора и, через шланги и патрубки – в водяной насос.

Функцию обдува двигателя выполняет вентилятор, состоящий из нескольких лопастей и, чаще всего, находящийся рядом с водяным насосом. Насос обеспечивает циркуляцию охладжидкости в системе охлаждения двигателя автомобиля. Температура двигателя , который управляет охлаждающей жидкостью.


Для правильной работы системы охлаждения стоит придерживаться некоторых нехитрых рекомендаций:

  • время от времени проверяйте уровень охладжидкости в расширительном бачке. Если ее недостаточно – доливайте до достижения полного объема. Обычно это нужно делать раз в 2-3 месяца, однако если жидкость приходится доливать постоянно – возможно, происходит утечка;
  • не позволяйте двигателю работать в перегретом состоянии. Это чревато деформацией его деталей и грядущим капремонтом (а в некоторых случаях даже покупкой нового двигателя, что может нанести неожиданный удар по вашему бюджету);
  • не используйте в качестве охлаждающей жидкости обычную воду – с наступлением холодов слейте ее и замените старым добрым тосолом или другой незамерзающей жидкостью.

С учетом этих советов, охлаждающая система вашего авто прослужит вам долго и исправно.

Современные автомобильные системы

Благодаря достижениям технического прогресса, современные автомобили оснащаются такими системами устройств, о которых среднестатистический автолюбитель еще лет пятьдесят назад не мог и мечтать. Эти системы значительно облегчают решение различных задач во время движения и повышают уровень комфортности управления автомобилям. Рассмотрим некоторые из них:

  • система ADK (Abstandsdistanzkontrolle) – контролирует дистанцию во время парковки. При помощи ультразвуковых сенсоров данная система способна определять расстояние до ближайших препятствий, подавая . Паузы между этими сигналами становятся короче по мере приближения препятствия, а когда расстояние сокращается до 20 см – сигнал становится непрерывным. Система ADK также может обозначаться аббревиатурой PDC (Parking distance control) или маркировкой Parktronik.
  • система АБС (ABS – Anti-Blockier-System) – как видно из названия, эта система предотвращает блокировку затормаживаемых колес машины. Также она сохраняет управляемость и курсовую устойчивость автомобиля. Если в вашем авто установлена система АБС – то вам уже не нужно лично контролировать усилие тормозов на педали, чтобы избежать блокировки – эту функцию возьмет на себя система. Электронный блок АБС через гидромодулятор воздействует на тормозную систему автомобиля, на основании анализа сигналов, которые поступают от датчиков вращения колес.


  • противобуксовочная система ASR (Antriebs-Schlupf-Regelung) – предназначена для контроля проскальзывания ведущих колес. Эта система не допускает пробуксовки в процессе разгона автомобиля, повышая при этом силу тяги на ведyщих кoлеcаx. ПБС ASR непосредственно связана с датчиками системы АБС, получая от них информацию о частоте вращения всех колес транспортного средства (как ведущих, так и ведомых).
  • противозаносная система ESP (Elektronisches Stabilitats Programm) – один из наиболее полезных помощников на дороге, особенно в сложных ситуациях. Эта система способна компенсировать излишне резкую реакцию водителя в экстремальных условиях движения и обеспечивать сохранение устойчивости транспортного средства. ПЗС ESP умеет распознавать и компенсировать нарушения курсовой устойчивости машины. Помимо аббревиатуры ESP, аналогичные системы могут также называться VSA (Vehicle Stability Assist), ASMS (Automatisches Stabilitats Management System), DSC (Dynamic Stability Control), FDR (Fahrdynamik-Regelung) или VSC (Vehicle Stability Control).
  • система электронной , ЭБД (EDS, Elektronische Differentialsperre) – также связана с системой АБС, представляя собой логичное дополнение к антиблокировке колес. При помощи ЭБД возрастает , особенно при интенсивном разгоне, движении на подъем, трогании с места, при движении в экстремальных погодных условиях и проч. При необходимости ЭБД блокирует дифференциал, а колеса, в свою очередь, могут передавать более высокое тяговое усилие. Это необходимо в случае несовпадения угловых скоростей – ЭБД подтормаживает буксующее колесо, пока оно не уравняется с небуксующим по частоте вращений.

Кстати, система ЭБД работает и в случае движения задним ходом, но не срабатывает при прохождении поворота.


  • электронный распределитель тормозных сил, РТС (EBV, Elektronishe Bremskraftverteilung). Этот узел распределяет тормозные силы в момент начала торможения транспортного средства. Именно в этот момент, благодаря воздействию инерции, нагрузка между колес передней и задней осей частично перераспределяется. РТС EBV, на основании данных с датчиков АБС и датчика положения педали тормоза, распределяет тормозную силу по колесам наиболее корректно, исходя из нагрузки, воздействующей на них. РТС способен включаться при несрабатывании АБС в связи с ее поломкой, или до начала работы АБС.

Видео — Принцип работы ABS

Видео — Как работет система ESP

Видео — Электронная система распределения тормозных сил

Заключение!

Помимо распространенных перечисленных, существует еще достаточно много современных систем автомобиля, благодаря которым с каждым днем растут показатели его мощности и безопасности, а управление машиной становится все более комфортным.

  • Новости
  • Практикум

Представлен серийный седан BMW 1-й серии (фото)

Автомобиль, ставший серийным воплощением прототипа BMW Compact Sedan Concept, показанного на автосалоне в Гуанчжоу в 2015 году, будет предназначаться для рынка КНР, где станет конкурентом Mercedes-Benz CLA и седана Audi A3. Как сообщает издание Motor1, над созданием седана BMW 1-й серии трудились как немецкие специалисты, так...

После обновления УАЗ Патриот будет меньше ржаветь

Как отмечает пресс-служба предприятия, для повышения коррозионной стойкости и улучшения технологии окраски автомобилей Ульяновский автозавод перешел на новую для себя технологию грунтования кузовов (катафорез), что позволило многократно улучшить коррозийную стойкость кузова за счет более высокой проникающей способности грунта (последний благодаря наличию внешнего электрического поля покрывает скрытые...

Fiat готов сделать конкурента новой Теслы

Об этом рассказал глава Fiat Chrysler Automobiles Серджио Маркионне, сообщает портал Automotive News. В начале апреля компания Tesla представила седан Model 3, стоимость которого составляет 35 000 долларов. К настоящему моменту компания уже получила около 400 000 предзаказов на данную модель. Однако, как считает глава Fiat, ...

Aston Martin показал открытую модификацию своего суперкара

На сайте компании появились первые фото автомобиля, на дверях и крышке багажника которого анонсирована дата начала продаж - весна 2018 года. Модификация DB11 Volante получит мягкую складную крышу и, судя по всему, это будет единственным отличием от купе DB11. Купе Aston Martin DB11 было представлено в марте...

Обновлённый УАЗ Патриот: возможно, он будет таким

Уже скоро «УАЗ Патриот» получит полностью новую переднюю панель и подушки безопасности. Кроме того, ожидается, что «Патриоты», наконец, будут оснащаться только единым баком из пластика вместо двух раздельных. И, по всей видимости, Ульяновский автозавод готовит внедорожнику небольшой фейслифтинг: в октябре прошлого года предприятием были...

Доступные седаны с АКП: скоро появится еще один вариант

Об этом рассказал официальный представитель компании Datsun в России Дмитрий Бусуркин, сообщает Daily-Motor. В настоящий момент версию с двумя педалями у марки Datsun имеет только хэтчбек mi-DO, но на неё приходится примерно половина продаж пятидверки. Ранее в Datsun обещали начать продажи седана on-DO с АКП уже в начале 2016 года, но этим...

Новые поправки к КоАП: стать стукачом на дороге сможет каждый

Такая норма содержится в поправках к Кодексу об административных правонарушениях, разработанных в МВД и опубликованных на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, сообщает «Коммерсант». Суть предложений сводится к следующему. В кодекс вводится понятие «специализированное программное обеспечение, используемое для фиксации административных правонарушений». Под этим подразумевается мобильное приложение для смартфонов, способное снять...

Skoda Octavia стала похожа на Mercedes-Benz

Skoda Octavia прекрасно чувствует себя на российском рынке - с момента появления в 2013 году машина быстро выбилась в лидеры сегмента и отдавать жёлтую майку не намерена. Но чехи не собираются почивать на лаврах, а потому подготовили обновление «Октавии». Главное - впереди: Octavia получила четыре раздельные фары и теперь напоминает… Mercedes-Benz ...

Новый Hyundai i30: официальные фотографии и информация

Как это сейчас принято, новое поколение будет крупнее предыдущего: новый Hyundai i30 вышел на 40 мм длиннее (4340 мм) и на 15 мм шире (1795 мм), хотя величина колесной базы (2650) осталась прежней, а высота - на 15 мм меньше. Удивительно, но, несмотря на обилие высокопрочных...

В Китае за месяц продали больше машин, чем в России за год

Таким образом, всего за один месяц в КНР было реализовано больше автомобилей, чем в России за весь 2015 год, когда было продано 1 601 216 машин. Об этом со ссылкой на Китайскую ассоциацию автопроизводителей (CAAM) сообщает аналитическое агентство «Автостат». Всего за восемь месяцев 2016 года китайский авторынок вырос на 12,8% ...

Шикарные автомобили звёзд

Шикарные автомобили звёзд

Машины знаменитостей должны соответствовать их звездному статусу. Приехать на чем-то скромном и общедоступном им попросту нельзя. Их средство передвижения должно соответствовать их популярности. Чем популярнее человек, тем изысканнее должен быть автомобиль. Звезды, популярные в мировом масштабе Начнем этот обзор со...

Самые быстрые машины в мире 2017-2018 модельного года

Самые быстрые машины в мире 2017-2018 модельного года

Быстрые автомобили являются примером того, что автопроизводители постоянно совершенствуют системы своих автомобилей и периодически ведут разработки по созданию совершенного и самого быстрого транспортного средства для движения. Многие технологии, которые разрабатываются для создания супер скоростного автомобиля, позже переходят в серийное производство...

КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.

Как выбрать подержанное авто Желающих купить автомобиль довольно много, однако не у всех есть возможность приобрести новенькую машину в салоне, именно поэтому стоит обратить свое внимание на подержанные автомобили. Их выбор – дело непростое, и порой, чтобы из всего многообразия...

КАК выбрать автомобиль напрокат, выбрать машину напрокат.

КАК выбрать автомобиль напрокат, выбрать машину напрокат.

Как выбрать автомобиль напрокат Прокат автомобиля – весьма востребованная услуга. В ней зачастую нуждаются люди, приехавшие в другой город по делам без личного автомобиля; те, кто желает произвести благоприятное впечатление с помощью дорогой машины и т.п. И, разумеется, редкая свадьба...

КАК заказать автомобиль из Японии, авто из японии в самаре.

КАК заказать автомобиль из Японии, авто из японии в самаре.

Как заказать автомобиль из Японии Японские автомобили — лидеры продаж во всем мире. Эти машины ценят за их надежность, качество, маневренность и беспроблемность в плане ремонта. Сегодня автовладельцы хотят быть уверенными в том, что машина пришла прямо из Японии, а...

Самые угоняемые марки машин в Питере

Самые угоняемые марки машин в Питере

Угон автомобилей это извечное противостояние автовладельцев и воров. Однако как отмечают в правоохранительных органах, каждый год спрос на ворованные автомобили заметно изменяется. Еще лет 20 назад основная часть угонов приходилась на продукцию отечественного автопрома и в частности на ВАЗ. Но...

КАК обменять старый автомобиль на новый, Покупка и продажа.

Как обменять старый автомобиль на новый В марте 2010 года в нашей стране стартовала программа утилизации старых автомобилей, согласно которой любой автовладелец может поменять свою старую машину на новую, получив от государства в лице МинПромТорга финансовую помощь в размере 50 ...

Лучшие подарки автовладельцу

Лучшие подарки автовладельцу

Автолюбитель – человек, который достаточно много времени проводить за рулем своего автомобиля. Ведь для того чтобы обеспечить нужный комфорт в машине, а также безопасность движения, нужно приложить немало усилий при уходе за авто. Если вы хотите сделать приятно своему другу...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Общие сведения об устройстве автомобиля


К атегория:

Техническое обслуживание автомобилей

Общие сведения об устройстве автомобиля


Понятие «автомобиль» включает в себя легковой, грузовой автомобиль и автобус. Несмотря на ряд принципиальных конструктивных различий, между ними имеется много общего: двигатель внутреннего сгорания, несущая система с подвеской и шинами, органы управления, тормозная система.

На автомобильных заводах конечным продуктом производства могут быть как автомобили в сборе, так и отдельные их составные части (двигатели, задние мосты, топливная аппаратура и т. п.), включающие в себя большое число деталей, узлов, механизмов и систем.

Деталь - это неразделимый элемент, выполненный из целой заготовки (куска материала). Деталями являются, например, болты, шестерни, валы и т. д. Детали, с которых начинается сборка узлов, механизмов или агрегатов, называются базовыми (например, блок цилиндров) .

Простой узел - это несколько деталей, соединенных между собой с помощью резьбовых, заклепочных, сварных и других соединений (например, шестерня, установленная на валу с помощью шпонки).

В автомобилях много сложных узлов, состоящих из нескольких простых, сборка которых осуществляется также посредством указанных выше соединений (например, поршень в сборе с кольцами, соединенный пальцем с шатуном в сборе).

Механизм - это подвижно связанные между собой детали или узлы, совершающие под действием приложенных к ним сил определенные, заранее заданные движения (например, кривошипно-шатунный механизм, в котором поршень, соединенный с шатуном и коленчатым валом, совершает возвратно-поступательное движение).

Агрегат - это несколько механизмов или сложных узлов, объединенных различными соединениями в одно целое с базовой деталью [например, коробка передач, состоящая из корпуса (базовая деталь), с установленными в нем валами, зубчатыми колесами, подшипниками и т. д.

Система - это ряд узлов, механизмов, взаимодействующих между собой и выполняющих определенные функции в процессе работы (например, системы зажигания, охлаждения, питания и т. п.).

Все механизмы, агрегаты и системы, входящие в автомобиль, услов-ч но можно разбить на три основные части: двигатель, шасси и кузов.

Двигатель (рис. 1) является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля. Наибольшее распространение на автомобилях получили двигатели внутреннего сгорания.

Шасси объединяет все агрегаты и механизмы автомобиля, предназначенные для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, для управления автомобилем и его передвижения. Шасси состоит из трансмиссии, несущей системы и органов управления.

Трансмиссия состоит из механизмов, которые преобразуют и передают крутящий момент, подводимый от двигателя к ведущим колесам. В трансмиссию входят сцепление, коробка передач, карданная передача и ведущий мост, объединяющий главную передачу, дифференциал и полуоси. Крутящий момент от главной передачи через дифференциал передается к ведущим колесам при помощи полуосей. Современные автомобили могут иметь один-два или несколько ведущих мостов.

Несущая система грузовых автомобилей состоит из рамы, к которой крепится передний мост с амортизаторами и установленными на нем управляемыми колесами, задний ведущий мост с подвеской и колесами.

Органы управления включают рулевое управление, служащее для изменения положения передних колес относительно рамы или кузова, что позволяет менять направление движения автомобиля, и тормозную систему, которая обеспечивает уменьшение скорости движения, быструю остановку автомобиля, а также удержание его на месте.

Кузов предназначен для размещения в нем полезного груза и людей. Грузовые автомобили обычно имеют грузовую платформу для груза и кабину для водителя и пассажиров.

Рис. 1. Общее устройство автомобиля: а - грузового: б - легкового

Легковые автомобили и автобусы имеют кузова, состоящие из салона, в котором размещаются водитель и пассажиры, багажного отделения и моторного отсека.

Роль рамы в несущей системе легковых автомобилей и автобусов выполняет кузов (рис. 1).

Устройство большинства автомобилей выполнено по рассмотренной выше схеме. Однако применяют и другие схемы расположения двигателя, шасси и кузова. Например, для повышения проходимости автомобилей делают ведущими задние и передние колеса. В трансмиссию таких автомобилей вводят дополнительные механизмы - раздаточную коробку и межосевой дифференциал, которые распределяют крутящий момент между ведущими мостами.

Для повышения пассажировмести-мости и комфортабельности городских автобусов применяют кузов вагонного типа с задним расположением двигателя. С этой же целью на современных легковых автомобилях устанавливают кузова с увеличенной поверхностью остекления и с расположением двигателя спереди поперек продольной оси автомобиля, что позволяет увеличить площадь пассажирского салона кузова. Передача усилий от двигателя осуществляется на передние ведущие колеса через приводные валы. При этом сцепление, коробка передач и главная передача монтируются в едином силовом агрегате, закрепленном на двигателе. При такой компоновочной схеме не требуется туннель (короб) для карданной передачи в салоне автомобиля, поэтому кузов становится комфортабельней и легче. Кроме того, отсутствие карданного вала снижает металлоемкость конструкции и позволяет ниже опустить пол кузова, т. е. получить более низкое расположение центра тяжести автомобиля, что обеспечивает его лучшую продольную и поперечную устойчивость при движении.

Классификация подвижного состава автомобильного транспорта

Подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на грузовой, пассажирский и специальный (рис. 2). К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различных видов.

К пассажирскому подвижному составу относятся автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы.

Рис. 2. Примерная схема классификации подвижного состава автомобильного транспорта

К специальному подвижному составу относятся автомобили, прицепы, полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ и имеющие соответствующее оборудование или специальные кузова (санитарные, автомастерские, автокраны, пожарные и др.).

Грузовой подвижной состав. Основной частью грузового подвижного состава являются грузовые автомобили, которые можно классифицировать следующим образом (рис. 3).

По назначению их разделяют на автомобили общего назначения и специализированные.

Автомобили общего назначения имеют кузова в виде платформы с бортами и применяются для перевозки грузов всех видов, кроме жидкости (без тары).

Специализированные автомобили оборудованы кузовами, приспособленными для перевозки грузов определенного вида. Это автомобили с саморазгружающимися кузовами (самосвалы), автомобили-цистерны для цемента, нефтепродуктов, молока, автомобили с кузовами для перевозки животных и т. д.

По проходимости, т. е. по степени приспособления к работе в тех или иных дорожных условиях, различают автомобили дорожной (обычной), повышенной и высокой проходимости. Автомобили дорожной (обычной) проходимости используют главным образом на дорогах с усовершенствованным (асфальтобетонным) покрытием. Автомобили повышенной проходимости и автомобили высокой проходимости предназначены в основном для работы в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью. Наиболее распространенными являются автомобили дорожной проходимости.

У автомобилей число ведущих колес характеризуется колесной формулой. Например, 4×2 и 6×4 означает в первом случае общее число колес 4, ведущих 2, во втором - общее число колес 6, ведущих 4. При этом спаренные колеса, устанавливаемые с каждой стороны автомобиля на задней и средней осях, считаются как одно колесо.

По приспособленности к климатическим условиям автомобили делят для эксплуатации в условиях умерен: ного, холодного (северного) и жаркого (тропического) климата.

Для умеренного климата выпускают автомобили массового спроса в серийном исполнении. На базе этих автомобилей создают автомобили в северном и тропическом исполнениях.

По характеру использования различают одиночные автомобили и автомобили-тягачи для буксирования прицепов и полуприцепов.

Одиночные автомобили используют без прицепов и полуприцепов.


Рис. 3. Классификация грузовых автомобилей

Автомобиль-тягач или грузовой автомобиль с одним или несколькими прицепами образует автопоезд.

Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. Автомобильные поезда по типу соединения тягача с прицепными звеньями разделяют на прицепные, седельные и роспуски.

Прицепные автопоезда состоят из автомобиля, оборудованного бортовой платформой или специальным кузовом, и одного или нескольких прицепов. В качестве тягачей в прицепных автопоездах используются грузовые автомобили дорожной, повышенной и высокой проходимости.

Седельные автопоезда состоят из седельного автомобиля-тягача и полуприцепа.

Автопоезда-роспуски состоят из автомобиля-тягача и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (труб, сортового проката, леса и др.).

Принципиальное различие между прицепами и полуприцепами состоит в том, что прицепы соединяются с автомобилями-тягачами тягово-сцеп-ным устройством, а полуприцепы - опорным седельно-сцепным устройством.

Прицепы и полуприцепы различают по назначению (типу кузова) и числу осей (грузоподъемности), а также по приводу осей.

По назначению они могут быть общего назначения и специализированные.

Прицепы и полуприцепы общего назначения используются для перевозки народнохозяйственных грузов всех видов, кроме жидких (без тары). Специализированные (панелевозы, контейнеровозы и др.) - для перевозки грузов определенного вида.

По числу осей прицепы и полуприцепы различаются на одно-, двух-и многоосные.

Широкое распространение получили одноосные и двухосные прицепы и полуприцепы общего назначения (рис. 4, а, б, в) с кузовами в виде платформ, используемые для перевозки различных тарных и сыпучих грузов, а также полуприцепы с закрытым кузовом типа фургон для перевозки промышленных и продовольственных грузов в том числе, требующих защиты от воздействия атмосферных осадков. Значительная часть таких прицепов и полуприцепов выпускается для сельского хозяйства. Их специализированные кузова приспособлены для перевозки скота, птицы, кормов и т. д.

Многоосные низкорамные прицепы большой габаритной длины (рис. 4, г) используются для транспортировки тяжелых неделимых грузов, а прицепы-роспуски (рис. 4, д) - для перевозки длинномерных строительных грузов.

По приводу осей прицепы и полуприцепы различаются с активным и без активного приводов.

Наиболее эффективными являются прицепы и полуприцепы с активными, т. е. ведущими, осями (колесами), которые приводятся в действие от двигателя автомобиля-тягача или автономного двигателя, установленного на прицепном звене.

Активный привод осей прицепного звена может быть механическим, гидравлическим, электрическим или смешанным. Тип привода выбирается в зависимости от состава автопоезда (прицепной, седельный), его длины и районов применения.

Прицепы и полуприцепы, у которых отсутствует активный привод к осям, называются прицепами и полуприцепами без активного привода. Эти прицепы не имеют ведущих колес.

Все прицепы и полуприцепы независимо от привода должны иметь колесные тормозные устройства с гидравлическим,пневматическим или комбинированным приводом. Тормозные механизмы прицепных звеньев должны срабатывать одновременно с тормозами автомобиля-тягача или самостоятельно в случае отрыва-прицепа.

Одним из важных условий эффективного использования автопоездов является взаимосцепляемост ь, под которой понимается возможность сцепки автомобиля-тягача с различными типами прицепных звеньев (прицепами и полуприцепами).

Каждой модели базового грузового автомобиля присваивается индекс, состоящий из четырех цифр.

Система обозначений прицепного состава также состоит из четырехзначного числа. При этом для различных видов (моделей) прицепов и полуприцепов даются строго определенные первые индексы (две первые цифры из четырех).

Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя. Например, прицеп-тяжеловоз ЧМЭАП-8390 означает, что этот прицеп изготовлен Челябинским машиностроительным заводом автомобильных прицепов, грузовой, полной массой свыше 24 т. Полуприцеп ОдАЗ-9771 означает, что он изготовлен Одесским автосборочным заводом, фургон, массой в пределах от 16 до 25 т (полная масса полуприцепа ОдАЗ-9771 равна 17,5 т).

Пассажирский подвижной состав.

К пассажирскому подвижному составу относятся легковые автомобили и автобусы. Автомобили, вмещающие не более восьми человек, включая водителя, называются легковыми, а вмещающие более восьми человек- автобусами.

Легковые автомобили выпускаются двух видов: дорожной и повышенной проходимости. Автомобили повышенной проходимости используются в основном для сельского хозяйства. Они могут создаваться как на базе легковых автомобилей дорожной проходимости в результате увеличения числа ведущих колес, так и в результате создания оригинальных конструкций, например для геологоразведочных работ и т. д.

Наибольшее распространение получила классификация легковых автомобилей по массе не с наряженного автомобиля и рабочему объему двигателя (табл. 1).

В представленной классификации к первым трем классам относятся автомобили семейств ЗАЗ, ВАЗ, «Москвич» и ГАЗ с приводом на задние колеса (ВАЗ-2104, 2105, -2106, «Москвич-2140», ГАЗ-ЗЮ2, «Волга» и др.), а также переднепри-водимые автомобили ЗАЗ-1102 «Таврия», ВАЗ-2108 «Спутник», АЗЛК -2141 «Москвич».

В обозначениях базовых моделей легковых автомобилей первые две цифры четырехзначного числа означают индекс автомобиля (11, 21, 31, 41) в зависимости от рабочего объема двигателя, а две последние - номер модели. Буквы перед цифрами означают завод-изготови-тель. Например, ВАЗ-2108, «Спутник» означает, что автомобиль изготовлен Волжским автомобильным заводом, малого класса, с рабочим объемом двигателя 1,1-1,8 л, 08 - номер модели.

По общей компоновке легковые автомобили разделяются на автомобили, сделанные по классической, заднеприводной и переднеприводной схемам.

При к лассической схе-м е компоновки двигатель расположен спереди автомобиля, ведущими являются задние колеса.

Заднеприводная схема характерна тем, что двигатель расположен сзади и задние колеса являются ведущими.

При переднеприводной схеме двигатель располагается спереди, передние колеса являются ведущими и управляемыми.

Отечественные автомобили ВАЗ—2104, 2105, 2106, 2107, «Жигули» и «Москвич-2140» имеют классическую схему компоновки с передним расположением двигателя, от которого крутящий момент передается на задние ведущие колеса. Наряду с этими автомобилями выпускаются переднеприводные легковые автомобили ВАЗ-2108 «Спутник», АЗЛК-2141 «Москвич» и ЗАЗ-1102 «Таврия» с передним продольным или поперечным расположением двигателя, от которого крутящий момент передается на передние ведущие колеса.

Автобусы создаются на основе агрегатов базовых грузовых автомобилей серийного производства. Однако в конструкциях автобусных шасси применяют специальные автобусные агрегаты - П-образные задние мосты, гидромеханические коробки передач с горизонтальной компоновкой, независимые подвески колес и т. д. Широкое распространение получили также микроавтобусы, выпускаемые на базе легковых автомобилей.

Общими признаками классификации автобусов являются их общая компоновка и особенности устройства кузова.

Общая компоновка автобусов определяется их назначением, формой кузова, пассажировместимостью, числом осей, колесной формулой и расположением двигателя.

По назначению автобусы разделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (для сельских перевозок), междугородные и туристские.

По форме кузова (наличию капота) автобусы разделяются на вагонного типа, капотные и корот-кокапотные (рис. 5, а, б).

Автобусы вагонного типа создаются путем увеличения длины кузова. Чтобы обеспечить маневренность такого автобуса, кузов его делают из двух или трех сочлененных (шарнирносоединяемых) между собой звеньев.

Капотные и короткокапотные автобусы создаются на базе шасси грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности с классической схемой компоновки агрегатов.

По пассажировмести-мости автобусы разделяются на пять классов в зависимости от их габаритной длины в метрах: особо малый - до 5,0, малый - 6,0-7,5, средний - 8-9,5 большой - 10,5- 12, особо большой - 16,5-24. В последний класс входят двух-и трех-звенные (сочлененные) автобусы.

По числу осей автобусы могут быть двух, трех и четырехосными.

По колесной формуле - полноприводные (со всеми ведущими колесами) 4X4,6X6 и непол-ноприводные 4X2,6X4 и 8X4.

По расположению двигателя компоновочные схемы автобусов разделяются с передним или задним расположением двигателя, а иногда и с двигателем с противолежащими цилиндрами, расположенным между лонжеронами рамы под полом кузова.

По особенностям устройства кузова автобусы различаются по числу этажей и герметизации кузова.

По числу этажей автобусы могут быть одноэтажные 1-7 (рис. 5, а, б,), 1/4-этажные (рис. 5, в), когда над частью кузова приподняты крыша и окна, полу-тораэтажные, когда в задней части кузова имеется надстройка в виде этажа с низким потолком и высотой прохода 1700-1800 мм и двухэтажные 10.


Рис. 5. Классификация автобусов по общим признакам: а- вагонного типа: 1, 2- одиночные; 3- сочленённый с прицепным звеном; б - капотные (4) и корот-кокапотные (5-7); в - этажные: 8-11 - этажные; 9 - полутораэтажные; 10-двухэтажные; г - открытые: 11- без крыши; 12- с крышей

В отечественном автобусостроении применяются в основном одноэтажные автобусы, обеспечивающие наилучшую планировку мест в салоне кузова с необходимой комфортабельностью для пассажиров.

По герметизации кузо-в а автобусы разделяют на закрытые и открытые. Наибольшее распространение получили закрытые кузова. При наличии установки для кондиционирования воздуха окна полностью герметизируют. В остальных случаях закрытые кузова имеют открывающиеся окна.

Открытые кузова 11 и 12 применяются на автобусах (рис. 5, г), используемых в южных районах. Они могут быть без крыши или с крышей, но, как правило, со съемным тентом.

Каждой новой модели автобуса присваивается четырехзначный индекс.

Например, ЛиАЗ-5256, изготовлен Ликинским автобусным заводом длиной в пределах 10,5-12 м, 2 - автобус, 56 - номер модели. (Длина автобуса ЛиАЗ-5256 11,4 м.).

Специальный подвижной состав. Специальные автомобили создаются на базе шасси грузовых, легковых автомобилей и автобусов в результате установки на них специального оборудования или в результате изменения конструкций самих автомобилей. Специальные автомобили выполняют различные, строго определенные функции. Так, например, специальные автомобили на шасси грузовых - это автобетономешалки, автовышки, автокомпрессоры, пожарные автомобили и др.

На базе грузовых автомобилей выпускаются также автомобили-механизмы для коммунального хозяйства, к Которым относятся поливомоечные, автомобили-мусоровозы, автомобили-пескоразбрасыватели, автомобили-снегопогрузчики и др.

Специальные автомобили на базе легковых автомобилей создаются как автомобили скорой медицинской помощи, автомобили-лаборатории ГАИ, милицейские и др.

Специальные автомобили на базе автобусов используются для создания подвижных телевизионных станций, фото- и кинолабораторий, санитарно-ветеринарных автомобилей и др.

К специальным автомобилям, имеющим оригинальную конструкцию и выполняемым по особым требованиям, можно отнести гоночные автомобили различных типов.img src=

К атегория: - Техническое обслуживание автомобилей

Чтобы механическое устройство можно было назвать автомобилем, в его конструкцию должны входить определенные элементы, системы и механизмы.

Основные элементы автомобиля (показаны на рисунке 3.1):

  • Кузов
  • Двигатель
  • Шасси

Рисунок 3.1

Кузов

Если конструкцией предусмотрено, что кузов является несущим элементом, то на него устанавливаются остальные детали и агрегаты. В моторный отсек устанавливают двигатель с коробкой передач, по бокам подсоединяют (непосредственно или через подрамник – подробнее об этом в главе 6) подвеску, а к ней - колеса, на которые опирается автомобиль. Пространство для пассажиров оборудуют элементами облицовки, устанавливают приборную панель, руль, сиденья, обшивают все это кожей (в зависимости от стоимости комплектации автомобиля).

Двигатель

Это сердце всего автомобиля. Внутри двигателя происходит превращение энергии сгораемого топлива во вращение, которое далее, через трансмиссию, передается на колеса, а они в свою очередь, отталкиваясь от дороги, предают движение всему автомобилю. На автомобилях используют преимущественно двигатели внутреннего сгорания (ДВС), которые различают по тому, какое топливо используется для получения заветного преобразования энергии, а именно: дизельные, бензиновые или газовые. Также на автомобиль может быть установлен ДВС вместе с электромотором, в таком случае о машине говорят, что она с гибридной силовой установкой. ДВС и электромотор на таких транспортных средствах работают по очереди или одновременно, в зависимости от режима движения. Бывает и такое, что устанавливается исключительно электромотор, питаемый от аккумуляторных батарей.

Шасси

Это набор агрегатов, элементов и систем управления автомобилем. Он включает в себя ходовую часть (подвеску), трансмиссию, тормозную систему и рулевое управление.

К сведению

То и дело от разных специализированных СМИ слышим: «Автомобиль построен на платформе такой-то…» или «В основе лежит такая-то платформа…». Понятие «платформа» довольно-таки широкое, в двух словах можно сказать, что это днище кузова, поперечина, отделяющая моторный отсек от салона, все силовые элементы и наплывы кузова под установку и крепление элементов подвески и силового агрегата (двигатель + коробка передач). В более широком смысле слова, платформа - это совокупность базовых элементов, комплектующих, конструктивных и технологических решений автомобиля.

Набор компонентов, которые включены в платформу, не стандартизирован, поэтому у разных производителей может отличаться (но базовый набор практически всегда остается неизменным – см. выше). В современном мире появились так называемые модульные платформы. Так, каждая платформа состоит из нескольких модулей, которые можно сочетать с иными модулями, при этом не тратя сотни миллионов для разработки чего-то нового.



Рисунок 3.2

Откуда взялась вообще эта «платформа»? Дело в том, что несущий кузов - это самый сложный и дорогостоящий в разработке элемент конструкции автомобиля. Это обусловлено тем, что кузов должен сочетать в себе несочетаемое, а именно: быть легким, чтобы мощности двигателя хватало для его транспортировки и довольно прочным, чтобы при аварии сохранить жизни пассажирам и водителю, кроме того, он должен быть определенной формы, содержания и назначения. Поэтому, чтобы хоть как-то удешевить себестоимость автомобиля, при его проектировании и изготовлении, фирмы-производители придумали нижнюю часть кузова - эту самую платформу -использовать в качестве «клонируемой» детали, то есть на одной платформе может быть создано несколько моделей.



Рисунок 3.3

Так, нынче одна платформа может лежать в основе двух и более автомобилей различных классов – от гольф-класса до кроссовера. Дожили до того, что некоторые фирмы заключают договоры и партнерские соглашения с тем, чтобы использовать уже готовые платформы для производства моделей под различными именами. С одной стороны кажется надувательством, но с другой стороны – это вполне оправданная попытка максимально унифицировать автомобили и, как следствие, удешевить их производство и последующее обслуживание. Однако, если говорят, что два автомобиля созданы на одной платформе, это еще не значит, что машины идентичны конструктивно – конструкция подвески и геометрические параметры могут отличаться в корне.

Трансмиссия

Это набор элементов и механизмов, которые передают вращение от двигателя к колесам. Она включает в себя сцепление, коробку передач, приводные валы и главную передачу с дифференциалом.

Ходовая часть

Это набор элементов, посредством которых колесо крепится к кузову, он включает в себя упругий (например, пружина) и демпфирующий/гасящий (амортизатор) элемент.

Рулевое управление и тормозная система

Это механизмы и системы, предназначенные для управления автомобилем – изменения направления и скорости движения. При выходе из строя какой-либо системы управления запрещается движение автомобиля, разве что на эвакуаторе.

Садясь в салон любого автомобиля, вы попадаете в пространство, наполненное переключателями, индикаторами, рычагами и деталями, наличие которых характерно для всех легковых транспортных средств.



Рисунок 3.4

В этой главе рассмотрим по порядку основные элементы управления, находящиеся в салоне, на примере приведенного рисунка 3.4.

1. Щиток приборов

На щитке приборов отображается информация о состоянии всех систем автомобиля: с какой скоростью движется машина, на каких оборотах работает двигатель, какая передача включена, какова температура охлаждающей жидкости двигателя, уровень топлива в топливном баке и т. д. Если автомобиль оборудован бортовым компьютером, то возможен вывод информации о мгновенном расходе топлива, суточном пробеге, о приблизительном пробеге до следующей заправки, подсказки о техническом обслуживании автомобиля и еще многих полезных данных.

2. Рулевое колесо

Вращение рулевого колеса передается на рулевой механизм, а тот в свою очередь поворачивает в соответствующую сторону управляемые колеса. На современных автомобилях на рулевое колесо устанавливаются кнопки дистанционного управления дополнительными системами автомобиля, как то: мультимедиа (аудиосистема/радио), круиз-контроль, управление бортовым компьютером и т. д., в зависимости от желания покупателя и фантазии автопроизводителя.

3. Замок зажигания или тренд последнего времени – кнопка включения зажигания и пуска/остановки двигателя

Ключ в замке может быть установлен в несколько положений, каждое из которых имеет определенное назначение. В одном положении включается питание всех вспомогательных электросистем, то есть ко всем потребителям подводится электричество – от аудиосистемы до освещения салона и стеклоподъемников (обычно данное положение называется АСС), а также происходит разблокировка рулевого колеса. Если повернуть ключ далее – в положение ON – включится система зажигания двигателя и начнется самодиагностика всех систем автомобиля (это обычно занимает 2-4 секунды).

В отличие от замка, кнопка не имеет фиксированных положений. Зачастую, чтобы включить зажигание, необходимо нажать на кнопку и отпустить в течение 1-2 секунд, а чтобы запустить двигатель надо будет нажать второй раз и удерживать эту же кнопку, пока двигатель не заведется. На автомобилях премиум-сегмента кнопку для пуска двигателя удерживать необязательно, на нее достаточно кратковременно нажать после включения зажигания.

Некоторые производители, отдавая дань спорту, устанавливают отдельно замок зажигания и отдельно кнопку пуска двигателя («привет» от Porsche).

4. Универсальные подрулевые переключатели

Эти переключатели наделены полномочиями по управлению системой внешнего освещения, указателями поворотов, очистителями и омывателями стекол. Иногда на рычагах переключателя появляются и дополнительные функции – все зависит от философии разработчика.

5. Педальный узел

6. Центральная консоль

На ней обычно установлена панель облицовки рычага переключения передач (на автомобилях с МКП) или селектора выбора режима работы (на автомобилях с АКП). Центральная консоль также является поверхностью для размещения различных вспомогательных переключателей, дополнительных емкостей, пепельниц, подлокотника и прочего дополнительного оборудования. Иногда на автомобилях с АКП селектор как таковой отсутствует, вместо него на центральной консоли, на самом почетном месте, установлена шайба переключения режимов работы АКП.

Также на консоли может быть установлен рычаг стояночного тормоза (в разговорной речи - «ручник») или кнопка включения тормоза (если стояночный тормоз электромеханический).

Для заметки
Рычаг переключения передач/селектор режимов, в зависимости от конструкции, может располагаться по-разному: на центральной консоли, на центральной панели управления и на приборной панели под рулевым колесом.

7. Центральная панель управления (на сленге – «борода»)

Обычно на данной панели расположены переключатели и регуляторы системы вентиляции, отопления и кондиционирования (если таковой предусмотрен комплектацией). Также, как под копирку, автопроизводители размещают на этой панели головное устройство аудиосистемы (сленговое название - «голова»), со всеми регуляторами и переключателями. Здесь же монтируют экран мультимедийной системы, который по совместительству может выводить информацию системы навигации (в зависимости от комплектации автомобиля).


Please enable JavaScript to view the

Поделиться